Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ АКРОБАТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ АКРОБАТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
17
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая культура / сотрудник полиции / курсанты МВД России / физическая подготовка / физические качества / уровень физической подготовленности / physical education / police officer / cadets of the Ministry of Internal Affairs of Russia / physical training / physical qualities / level of physical fitness

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Панов Евгений Валентинович, Андреева Дарья Андреевна

Доказана эффективность применения акробатических упражнений с повышенной нагрузкой у курсантов первого курса в процессе учебных занятий по физической подготовке. Представлено процентное соотношение курсантов, умеющих выполнять определенные акробатические упражнения, в начале и конце эксперимента. Выявлено количество курсантов, усвоивших приемы страховки и самостраховки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Панов Евгений Валентинович, Андреева Дарья Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EFFECTIVENESS OF STUDYING ACROBATIC EXERCISES IN PHYSICAL EDUCATION CLASSES

The effectiveness of using acrobatic exercises with increased load among first-year cadets during physical training classes has been proven. The percentage of cadets who can per¬form certain acrobatic exercises at the beginning and end of the experiment is presented. The number of cadets who have mastered belay and self-insurance techniques has been identified.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ АКРОБАТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ»

УДК 796.41 DOI: 10.24412/2305-8404-2023-11-45-51

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ АКРОБАТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

Е.В. Панов, Д.А. Андреева

Доказана эффективность применения акробатических упражнений с повышенной нагрузкой у курсантов первого курса в процессе учебных занятий по физической подготовке. Представлено процентное соотношение курсантов, умеющих выполнять определенные акробатические упражнения, в начале и конце эксперимента. Выявлено количество курсантов, усвоивших приемы страховки и самостраховки.

Ключевые слова: физическая культура, сотрудник полиции, курсанты МВД России, физическая подготовка, физические качества, уровень физической подготовленности.

THE EFFECTIVENESS OF STUDYING ACROBATIC EXERCISES IN PHYSICAL EDUCATION CLASSES

Panov E.V., candidate of pedagogical sciences, associate professor, pan 69@mail.ru, Russia, Krasnoyarsk, Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Andreeva D.A., cadet, dasharaf15@gmail. com, Russia, Rostov-on-Don, Rostov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

The effectiveness of using acrobatic exercises with increased load among first-year cadets during physical training classes has been proven. The percentage of cadets who can perform certain acrobatic exercises at the beginning and end of the experiment is presented. The number of cadets who have mastered belay and self-insurance techniques has been identified.

Key words: physical education, police officer, cadets of the Ministry of Internal Affairs of Russia, physical training, physical qualities, level of physical fitness.

Панов Евгений Валентинович, канд. пед. наук, доц., pan 69@mail.ru, Россия, Красноярск, Сибирский юридический институт МВД России,

Андреева Дарья Андреевна, курсант, dasharaf 15@gmail.com, Россия, Ростов-на-Дону, Ростовский юридический институт МВД России

Надлежащая физическая подготовка сотрудника органов внутренних дел является одним из основных элементов качественного исполнения поставленных служебных задач. При прохождении обучения курсанты и слушатели высших образовательных организаций МВД России обязаны как осваивать теоретическую часть физического воспитания, так и уметь в практической деятель -ности применять боевые приемы борьбы, иметь высокие физические показатели быстроты, силы, ловкости и выносливости [2].

Основными задачами физической подготовки, стоящими перед курсантами, являются:

1) повышение физических качеств;

2) формирование двигательных навыков;

3) освоение боевых приемов борьбы, а также приемов страховки и самостраховки;

4) повышение общего уровня здоровья, а также выносливости в условиях выполнения служебных задач.

Цель исследования выражается в анализе динамики физических качеств экспериментальной группы курсантов первого курса в процессе выполнения акробатических упражнений.

Задачи исследования:

- изучить учебно-методическую и научную литературу по данной

теме;

- выявить уровень физической подготовленности курсантов на начальном этапе исследования;

- рассмотреть в экспериментальном порядке эффективность приме -нения акробатических упражнений с повышенной нагрузкой у курсантов экспериментальной группы первого курса в процессе учебных занятий по физической подготовке;

- проанализировать результаты исследования, сделать выводы об изменившейся динамике физических показателей в экспериментальной группе.

Методика и организация исследования. В ходе работы была изучена теоретическая база по исследуемой проблеме (анализ учебно-методической и научной литературы), организован педагогический эксперимент.

В педагогическом эксперименте участвовали две учебные группы курсантов первого курса ФГКОУ ВО «Ростовский юридический институт МВД России» - контрольная и экспериментальная группы. Эксперимент проводился в период с сентября 2022 года по апрель 2023 года (7 месяцев). Первая учебная группа курсантов обучалась по направлению «Правоохранительная деятельность», вторая - «Правовое обеспечение национальной безопасности». Возрастная категория учебных групп - от 17 до 21 года. В состав контрольной группы входили 15 юношей и 10 девушек, экспериментальной - 13 юношей и 14 девушек.

Сформированные учебные группы были необходимы для оценки динамики формирования навыков выполнения акробатических упражнений в процессе исследования, а также уровня развития физических качеств курсантов обеих групп [8]. Одним из способов физической подготовки курсантов экспериментальной группы являлся метод повышения физических нагрузок в процессе учебного занятия. Контрольная группа проходила обучение по направлению «Физическая подготовка» в стандартном режиме. Необходимо указать, что курсанты имели разный уровень физической подготовленности, который зависел от различных факторов, в том числе, от наличия или отсутствия спортивного разряда, половой принадлежности, индивидуальных особенностей организма [6].

Результаты исследования и их обсуждение. Начальный этап эксперимента выражался в исследовании уровня физической подготовленности курсантов при выполнении акробатических упражнений. Видами акробатических упражнений были выбраны такие двигательные действия, как кувырок вперед, кувырок назад, боковой переворот через правое и левое

плечо [1]. Указанные упражнения являются базовыми и не вызывают трудностей при их выполнении.

На момент проведения занятия по физической подготовке в сентябре 2022 года исследовано процентное соотношение курсантов обеих групп, умеющих выполнять вышеуказанные виды акробатических ком -плексов, результаты которых приведены в табл. 1.

Таблица 1

Процентное соотношение курсантов, умеющих выполнять определенные акробатические упражнения, в начале эксперимента, %

Акробатическое упражнение Контрольная группа Экспериментальная группа

Кувырок вперед ± 84 ± 80

Кувырок назад ± 45 ± 36

Боковой переворот через правое плечо ± 51 ± 32

Боковой переворот через левое плечо ± 50 ± 48

В процессе наблюдения за курсантами контрольной и экспериментальной групп были выявлены следующие типичные ошибки при выполнении указанных упражнений:

- в процессе выполнения кувырка: слишком близко либо далеко находится постановка рук и ног, что позволяет телу при разгибании при -нять наклонное положение вперед; неправильная и неодновременная постановка кистей рук; постановка рук на кулаки; медленное совершение переворота [4];

- в процессе выполнения бокового переворота (через правое и левое плечо): сгибание ног перед выполнением переворота (ноги необходимо держать в ровном положении); сгибание рук перед переворотом.

Проанализировав полученные результаты, сделали вывод о том, что большая часть курсантов обеих групп владеет навыками выполнения акро -батических упражнений, однако упражнения гимнастического характера, такие как боковой переворот, вызывают затруднения. Выявлено, что выполнение бокового переворота вызывает затруднения преимущественно у мужской составляющей обеих групп.

Последующим этапом исследования выступала разработка про -граммы проведения эксперимента. Учебное занятие имело продолжительность 90 минут и проводилось минимум один раз в неделю. В учебную программу по физической подготовке курсантов первого курса входит общая физическая подготовка, которая включает акробатический комплекс, ускоренное передвижение и приемы страховки и самостраховки. В процессе проведения занятия на разминку отводилось 20 минут, отработку навыков и исправление существующих недостатков в технике выполнения упражнений - 40 минут, оставшееся время - на оценку препо-

давателем навыков курсантов по выполняемым упражнениям. Указанная программа являлась стандартной и применялась по отношению к участникам контрольной группы. Экспериментальная группа обучалась по программе с повышенной нагрузкой, включающей комплекс гимнастических упражнений и упражнений на растягивание мышц. Иными словами, на разминку отводилось 20 минут, выполнение гимнастических упражнений и упражнений на растягивание мышц - 20 минут, отработку навыков и их оценку преподавателем - 30 минут, остальное время - бегу на короткие дистанции. Указанный метод имеет доказанную эффективность, так как помогает поддерживать мышечный тонус и активировать мышечную память. По нашему мнению, такой вид программы положительно влияет на освоение участниками экспериментальной группы не только акробатического комплекса упражнений, но и приемов страховки и самостраховки, которые, в свою очередь, способствуют эффективному освоению боевых приемов борьбы [3].

В ноябре 2022 года курсантами обеих групп было начато освоение приемов страховки и самостраховки, которые состояли из следующих упражнений: группировки при падении на спину, группировки при падении на бок, кувырков через голову, кувырков через плечо. В процессе исследования были выявлены следующие результаты выполнения вышеуказанных упражнений (табл. 2).

Таблица 2

Процентное соотношение курсантов, усвоивших приемы страховки и самостраховки, %

Приемы самостраховки Контрольная Экспериментальная

и страховки группа группа

Группировка при падении на спину ± 98 ± 99

Группировка при падении на бок ± 95 ± 98

Кувырки через голову ± 97 ± 94

Кувырки через плечо ± 96 ± 98

По нашему мнению, уровень выполнения указанных упражнений у участников обеих групп соответствует должному уровню и характеризуется положительной динамикой течения эксперимента.

На момент проведения исследования было выявлено, что участники экспериментальной группы освоили методику выполнения упражнений в короткие сроки, а также показали отличные результаты на учебных занятиях по страховке и самостраховке, что позволяет говорить об эффективности проведенного исследования.

По истечении семи месяцев эксперимента было исследовано качество сформированных навыков у курсантов по выполнению ими акробатических упражнений (табл. 3).

Таблица 3

Процентное соотношение курсантов, умеющих выполнять определенные акробатические упражнения, в конце эксперимента, %

Акробатическое упражнение Контрольная группа Экспериментальная группа

Кувырок вперед ± 96 ± 98

Кувырок назад ± 89 ± 93

Боковой переворот через правое плечо ± 86 ± 94

Боковой переворот через левое плечо ± 90 ± 92

Проанализировав полученные данные, можно сделать вывод о том, что результат исследования является положительным. Экспериментальная группа по истечении семи месяцев проводимого эксперимента повысила уровень физических показателей примерно в 2 раза по выполнению указанных упражнений. Указанный факт также можно наблюдать в технике выполнения указанных упражнений курсантами, которые по своей совокупности допускают незначительное количество ошибок. Юноши научились правильно выполнять упражнение бокового переворота, а девушки освоили правильную технику выполнения кувырка назад. Следует отметить, что контрольная группа также повысила свои показатели и добилась должного уровня физической подготовленности.

Кроме того, необходимо выделить, что в процессе освоения образовательной программы по физической подготовке курсанты эксперимен -тальной группы повысили уровень развития физических качеств: быстроты, гибкости, силы и выносливости, а также улучшили оценочные показатели на учебных занятиях [7].

В процессе обучения по основным образовательным программам в образовательных организациях МВД России одним из основных элемен -тов, влияющих на дальнейшее прохождение службы в ОВД России, является физическая подготовленность сотрудников полиции. Физическая под -готовленность состоит из многих факторов, таких как умения и навыки осуществления боевых приемов борьбы, элементов страховки и самостра -ховки, наличие достаточных двигательных навыков, а также повышенный уровень физических качеств. В процессе прохождения обучения курсанты обязаны овладеть указанными элементами, достичь высокого уровня физической подготовленности и работоспособности для дальнейшего прохождения службы [5].

Выводы

1. Курсанты экспериментальной группы, ранее имевшие более низкие показатели по сравнению с курсантами контрольной группы, смогли повысить свои результаты в общем процентном соотношении примерно в 2 раза, то есть каждый курсант, обучающийся в группе, смог выполнить упражнения на необходимом уровне.

2. В контрольной группе также повысилась результативность занятий при выполнении упражнений в стандартном режиме нагрузок.

3. Общий уровень физического состояния курсантов в обеих группах значительно повысился вследствие регулярных занятий по физической подготовке, курсанты овладели навыками страховки и самостраховки.

4. При проведении опроса курсантов обеих групп выяснено, что их общий уровень работоспособности, а также эмоционально-психическое состояние улучшились.

Подводя итог, следует сказать, что влияние физической культуры и спорта на организм человека очень велико, так как позволяет повысить общие физические показатели, работоспособность и эмоциональную сферу поведения. Сотрудники полиции для надлежащего исполнения своих слу -жебных обязанностей должны заниматься спортом.

Актуальность поставленного вопроса, а также его теоретическая и практическая значимость установлены.

Список литературы

1. Анализ физической подготовленности курсантов образовательных организаций МВД России и пути ее совершенствования / Ю.Б. Ленева [и др.] // Научно-педагогическое обозрение. 2018. № 4(22). С. 164-168.

2. Глубокий В.А., Глубокая М.В. Особенности развития физических (двигательных) качеств у курсантов и слушателей образовательной организации МВД России // Научный компонент. 2020. № 2(6). С. 141-147.

3. Демьянова Л.М., Тащиян А.А., Пятакова К.А. Повышение психосоциальной адаптивности студентов специальными физическими упражнениями // Физическое воспитание в условиях современного образователь -ного процесса: сб. материалов V Междунар. науч.-практ. конф. Иваново: Изд-во ИГУ, 2023. С. 181-184.

4. Кузнецов М.Б. Мотивация курсантов образовательных организаций МВД России к занятию спортом как основной критерий повышения здоровья и профессиональных качеств // Наука-2020. 2017. № 2(13). С.189-192.

5. Нигманов Б.Б., Тангриев А.Т. Физическое воспитание как эффективная система улучшения здоровья студентов // Молодой ученый. 2018. № 13(199). С. 292-293.

6. Осипов Д.В. Особенности специальной физической подготовки курсантов образовательных организаций МВД России // Наука-2020. 2020. № 3(39). С. 20-33.

7. Тащиян А.А., Медведь Т.О. Факторы развития выносливости у курсантов образовательных организаций МВД России // Актуальные про-

блемы теории развития физической культуры и спорта в вузе: сб. материалов Всерос. науч.-метод. конф. с междунар. участием. Иркутск: Изд-во ИГУ, 2023. С. 110-115.

8. Чехранов Ю.В. Формирование у курсантов образовательных организаций высшего образования МВД России компетенций по силовому пресечению правонарушений // Вестник Санкт-Петербургского университета Министерства внутренних дел России. 2018. № 4. С. 183-187.

References

1. Analiz fizicheskoj podgotovlennosti kursantov obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii i puti ee sovershenstvovaniya [Analysis of physical fitness of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia and ways of its improvement] / Yu.B. Leneva [et al.] // Nauchno-pedagogicheskoe obozrenie [Scientific and pedagogical review]. 2018. No. 4(22). P. 164-168.

2. Glubokij V.A., Glubokaya M.V. Osobennosti razvitiya fizicheskih (dvigatel'nyh) kachestv u kursantov i slushatelej obrazovatel'noj organizacii MVD Rossii [Features of the development of physical (motor) qualities among cadets and students of the educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia] // Nauchnyj component [Scientific component]. 2020. No. 2(6). P. 141-147.

3. Dem'yanova L.M., Tashchiyan A.A., Pyatakova K.A. Povyshenie psihosocial'noj adaptivnosti studentov special'nymi fizicheskimi uprazhneniyami [Increasing the psychosocial adaptability of students with special physical exercises] // Physical education in the conditions of the modern educational process: collection of articles. materials V International. scientific-practical conf. Ivanovo: ISU Publ. House, 2023. P. 181-184.

4. Kuznecov M.B. Motivaciya kursantov obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii k zanyatiyu sportom kak osnovnoj kriterij povysheniya zdorov'ya i professional'nyh kachestv [Motivation of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia to play sports as the main criterion for improving health and professional qualities] // Nauka-2020 [Science-2020]. 2017. No. 2(13). P. 189-192.

5. Nigmanov B.B., Tangriev A.T. Fizicheskoe vospitanie kak effektivnaya sistema uluchsheniya zdorov'ya studentov [Physical education as an effective system for improving the health of students] // Molodoj uchenyj [Young scientist]. 2018. No. 13(199). P. 292-293.

6. Osipov D.V. Osobennosti special'noj fizicheskoj podgotovki kursantov obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii [Features of special physical training of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia] // Nauka-2020 [Science-2020]. 2020. No. 3(39). P. 20-33.

7. Tashchiyan A.A., Medved' T.O. Faktory razvitiya vynoslivosti u kursantov obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii [Factors in the development of endurance among cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia] // Current problems of the theory of development of physical culture and sports in higher education: collection. materials Vseros. scientific method. conf. with international participation. Irkutsk: ISU Publishing House, 2023. P. 110-115.

8. Chekhranov Yu. V. Formirovanie u kursantov obrazovatel'nyh organizacij vys-shego obrazovaniya MVD Rossii kompetencij po silovomu presecheniyu pravonarushenij [Formation of competencies for forceful suppression of offenses among cadets of educational organizations of higher education of the Ministry of Internal Affairs of Russia] // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta Ministerstva vnutrennih del Rossii [Bulletin of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. 2018. No. 4. P. 183-187.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.