Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
20
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обучение / иностранный язык / иноязычная коммуникативная компетенция / сюжетно-ролевая игра / teaching / foreign language / communicative competence / game-based teaching

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белова Екатерина Евгеньевна, Параховская Светлана Владимировна, Архипова Мария Владимировна

Занятия по иностранному языку, исходя из главной цели обучения данной дисциплине, определенной ФГОС, направлены на развитие иноязычной коммуникативной компетенции. В связи с тем, что речь обеспечивает взаимодействие людей, ее становление эффективнее происходит в ситуации общения. Следовательно, формирование иноязычной коммуникативной компетенции целесообразнее осуществлять также в социальном контексте. В условиях школы развитие иноязычной коммуникативной компетенции возможно организовать с помощью моделирования различных ситуаций общения. Речевая активность школьников нередко требует дополнительной мотивации. Подобный стимул может возникнуть при включении учащихся в игру. Педагогическая игра позволяет вовлечь ее участников в учебную деятельность, обеспечивает их эмоциональный отклик. Цель статьи заключается в рассмотрении роли сюжетно-ролевой игры в обучении иностранным языкам. В статье определяется термин игры, сюжетно-ролевой игры, рассматриваются их функции, виды и обучающие возможности. Современные учащиеся стремятся к самореализации и определению социальной позиции, наблюдается их интерес к играм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Белова Екатерина Евгеньевна, Параховская Светлана Владимировна, Архипова Мария Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teaching foreign languages, as required by the Federal State Educational Standard, is aimed at developing communicative competence. Teaching a foreign language becomes more effective if it is based on involving students into interaction. Therefore, communicative competence is developed in a social context. The development of foreign language communicative competence can be organized by modeling various communication situations. Speech activity of schoolchildren often requires additional motivation. A similar incentive may arise when teachers provide engaging games for students. The pedagogical game allows teachers to involve its participants in educational activities, boosting their emotional response. The purpose of the article is to outline the role of games in teaching foreign languages. The article provides definitions of the term game, discusses its functions, types and educational opportunities. Playing games allows students to gain achievements and self-realization.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ»

Педагогика

УДК 37.01

кандидат филологических наук, доцент Белова Екатерина Евгеньевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат филологических наук, доцент Параховская Светлана Владимировна

Удмуртский государственный университет (г. Ижевск);

кандидат психологических наук, доцент Архипова Мария Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Аннотация. Занятия по иностранному языку, исходя из главной цели обучения данной дисциплине, определенной ФГОС, направлены на развитие иноязычной коммуникативной компетенции. В связи с тем, что речь обеспечивает взаимодействие людей, ее становление эффективнее происходит в ситуации общения. Следовательно, формирование иноязычной коммуникативной компетенции целесообразнее осуществлять также в социальном контексте. В условиях школы развитие иноязычной коммуникативной компетенции возможно организовать с помощью моделирования различных ситуаций общения. Речевая активность школьников нередко требует дополнительной мотивации. Подобный стимул может возникнуть при включении учащихся в игру. Педагогическая игра позволяет вовлечь ее участников в учебную деятельность, обеспечивает их эмоциональный отклик. Цель статьи заключается в рассмотрении роли сюжетно-ролевой игры в обучении иностранным языкам. В статье определяется термин игры, сюжетно-ролевой игры, рассматриваются их функции, виды и обучающие возможности. Современные учащиеся стремятся к самореализации и определению социальной позиции, наблюдается их интерес к играм.

Ключевые слова: обучение, иностранный язык, иноязычная коммуникативная компетенция, сюжетно-ролевая игра.

Annotation. Teaching foreign languages, as required by the Federal State Educational Standard, is aimed at developing communicative competence. Teaching a foreign language becomes more effective if it is based on involving students into interaction. Therefore, communicative competence is developed in a social context. The development of foreign language communicative competence can be organized by modeling various communication situations. Speech activity of schoolchildren often requires additional motivation. A similar incentive may arise when teachers provide engaging games for students. The pedagogical game allows teachers to involve its participants in educational activities, boosting their emotional response. The purpose of the article is to outline the role of games in teaching foreign languages. The article provides definitions of the term game, discusses its functions, types and educational opportunities. Playing games allows students to gain achievements and self-realization.

Key words: teaching, foreign language, communicative competence, game-based teaching.

Введение. Существует представление о том, что игра, будучи ведущей деятельностью в дошкольном возрасте и привлекательной формой активности в младшем школьном возрасте, впоследствии теряет свою значимость в старшем подростковом возрасте. Однако большинство педагогов полагают, что игры вносят весомый вклад в процесс развития школьников любого возраста. Так Л.С. Выготский отмечает, что в школьном возрасте игры проникают во все отношения действительности. По словам А.Н. Леонтьева, игра позволяет ребенку разрешить возникающее противоречие между стремительным развитием его потребности в действии и развитием тех операций, которые направлены на осуществление этихдействий [81.

Подростки стремятся к самовыражению и социальной активности, поэтому высоко ценят игру за возможность проявить себя. Поэтому использование игры в образовательном процессе актуально на всех возрастных этапах [101. С целью определения роли сюжетно-ролевой игры в обучении иностранным языкам в статье определяется термин сюжетно-ролевой игры, рассматриваются функции, виды и обучающие возможности.

Изложение основного материала статьи. Прежде всего, требуется определить значение термина «игра». О.С. Газман отмечает, что игра, будучи удивительным явлением, относится к основным видам деятельности человека наряду с учением и трудом [41. Игра и труд также объединены в трудах И Хайзинга. Согласно его определению игра - это работа или добровольная деятельность, протекающая в определенных временных и пространственных границах (т.е. игровой ситуацией) в соответствии со свободно применяемыми, но обязательными правилами. Н.И. Конюхов характеризует данный термин как непродуктивную условную деятельность личности, нацеленную на постижение социального опыта и развитие умения управления поведением, главным мотивом которой является не результат, а сам процесс [71. К. Бюлер говорит об игре как о действиях, проводимых с целью развлечения и забавы. Д.Б. Эльконин определяет игру как практику, формирующую и вырабатывающую управление поведением, при этом социальные отношения воссоздаются между людьми вне условий практической деятельности [131. Социальную природу игры также подчеркивал В. Всеволодский-Гернгросс, понимая под игрой утилитарное воспроизведение какого-либо жизненного явления вне его реальной практической установки.

В целом можно определить игру как вид деятельности в условных ситуациях, в процессе которого происходит воссоздание и усвоение социального опыта, закрепленных способов осуществления действий, а также формирование и совершенствование управления поведением [121.

Фундаментальные исследования Р. Кайюа, позволили выделить следующие признаки игры:

1. Свободная: участие в игре - добровольное. Привлекательность игры пропадает, как только появляется принуждение.

2. Обособленная: заданы определенные временные и пространственные границы.

3. Неопределенная: игроки обладают возможностью влиять на развитие и результат игры, которые нельзя точно предопределить.

4. Непродуктивная: игра не предполагает создание общественно ценного продукта, материальных благ, новых элементов.

5. Регламентированная: подчиняется условиям и правилам, действующим во время игры.

6. Иллюзорная: создает ощущение второстепенной реальности по отношению к повседневной жизни.

Позднее в дополнение к вышеизложенным признакам, игре были также приписаны такие черты, как наличие творческой составляющей, что подразумевает импровизацию, активность, а также эмоциональное напряжение игры.

В педагогике дидактической игре присущ важный признак, отличающий ее от обычной игры - четко поставленная цель обучения и соответствующий ей результат, направленный на когнитивную деятельность. Дидактическая игра - это игра, имеющая учебную направленность и нацеленная на вырабатывание и развитие речевой компетенции, увеличение

мотивации к овладению иностранным языком, усвоение готовых речевых образцов и ситуационных клише [91. Также под дидактической игрой понимают такой вид учебной деятельности, в которой создаются условия для тренировочного использования готовых фраз в аналогичных речевых ситуациях.

Игра оказывает большое влияние на личность учащегося. А.С. Макаренко отмечает, что каждый педагог должен уметь играть. Педагогическая игра делает учебный процесс более привлекательным и эффективным: игры связывают новую, познавательную деятельность ребенка с уже привычной для него, тем самым облегчая серьезную умственную работу, организованную в игре Г61. Так, благодаря игре, процесс обучения становится менее напряженным. О.С. Газман отмечал, что игра, создавая два временных измерения - настоящее и будущее - дарит ребенку сиюминутную радость и удовлетворяет его текущие потребности в настоящем, а также прогнозирует и моделирует возможные жизненные ситуации в будущем, отрабатывая необходимые навыки и умения [41. Кроме того, подобный вид учебной деятельности способствует развитию социальных навыков детей. Объединенные общей целью и задачами игры, учащиеся становятся партнерами, совершенствуя язык общения, способность к взаимопониманию, эмпатии, взаимовыручке.

Одновременная реальность и условность выполняемых действий - некая двуплановость игры - создают возможность игрокам ощутить себя субъектом деятельности, осознать собственные социальные роли. С.Л. Рубинштейн полагал, что в данном виде деятельности ребенок отражает различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых. Согласно Е.А. Богаченко, воссоздаваемая в игре жизненная ситуация позволяет отработать и закрепить качества, умения, способности, необходимые учащемуся для выполнения социальных и профессиональных функций в будущем. По С.Л. Рубинштейну в игре отражается накопленный историко-культурный опыт человечества. Источник культуры в игре видели и такие исследователи как П.Т. Лавров, Н. Бахтин, Э.В. Соколов и др., что подчеркивает великую значимость игры в воспитании.

Выделяют следующие функции игры:

• функцию самореализацию (С.Л. Рубинштейн, С.А. Шмаков) - игра как способ реализации личности в рамках ее возможностей;

• функцию социализации (Л.С. Выготский) - игра как средство воспитания социализации;

• коммуникативную функцию (О.С Газман) - игра как способ формирования обаяния, непосредственности и общительности;

• диагностическую функцию - игра как средство выявления возможностей и потенциала;

• релаксационную функцию - для уменьшения напряжения;

• коррекционную функцию - для психокоррекции;

• досуговую функцию - как средство организации культурно-познавательного пространства развлечений ребенка [51.

Описывая типы игр, методисты выделяют игры с открытыми правилами и игры со скрытыми правилами. К первому

типу относят большую часть дидактических, познавательных, развивающих интеллектуальных, подвижных игр, где правила фиксированные. Второй тип - сюжетно-ролевые игры, устанавливающие нечеткие правила, модифицируемые при необходимости. Важно отметить, что классификации по данному признаку частично условна, поскольку практически в любой игре есть свободное творчество, а также правила [51.

Такие характерные подростковому развитию процессы, как расширение познавательных интересов, стремление к социальной деятельности, к самооценке, повышенная физическая активность, наиболее оптимальное выражение могут найти в сюжетно-ролевых играх. Более того, формирование иноязычной коммуникативной компетенции, на которую направлено обучение иностранному языку, эффективно реализуется в социальном контексте, т.е. при создании ситуаций общения [3, 91.

Д.Б. Эльконин под сюжетно-ролевой игрой понимал деятельность по присвоению мотивационно-потребностной стороны деятельности [131. Р П. Мильруд видит в ней методический прием обучения практическому владению иностранным языком. О.С. Газман писал, что вместе с социальными навыками отрабатывается и закрепляется изученный материал, совершенствуются творческие способности из-за погружения в живой поиск и открытия [41.

В вопросе о времени возникновения ролевой игры в истории общества ученые не пришли к точному ответу. Существует мнение, что в ранние исторические периоды воспитательная функция не обособлялась, а основным средством воспитания выступало постепенное включение детей в доступные им формы производительного труда взрослых. В случае отсутствия у ребенка подготовки и опыта, вовлечение в мир взрослых происходило через игровую деятельность, через примерку социальных ролей взрослых. Д.Б. Эльконин подтверждал отсутствие резкой грани между детьми и взрослыми, живущими в раннем первобытном обществе. Большинство ученых поддерживают описанную точку зрения, приходя к выводу, что изменение места ребенка в системе общественных отношений привело к возникновению ролевой игры. Однако данный вопрос до сих пор остается неоднозначным и дискуссионным.

С 1970-х г. сюжетно-ролевая игра начинает применяться в учебном процессе, однако ее полезность носила спорный характер. По мнению О. Газмана, благодаря переводу условного действия в реальное поведение интеллектуальное знание становится более «осознанным и эмоционально пережитым» [4, С. 2111. Данный вид деятельности широко интегрируется в общий учебный процесс и обладает большими обучающими возможностями:

1) воссоздавая действительность, выступает как точная модель общения;

2) мотивирует и побуждает учащихся к речевой деятельности;

3) способствует снятию языкового барьера благодаря организации поведения от лица персонажа;

4) благоприятствует эффективному усвоению языкового материала, расширяя ассоциативную базу учащихся;

5) повышает навыки общения (умение инициировать или поддерживать беседу, одобрить или доказать несостоятельность мнения оппонента и т.д.);

6) совершенствует навыки учебного сотрудничества, партнерства, позволяя каждому игроку занять свою роль и проявить речевую активность;

7) развивает навыки эмпатии;

8) знакомит с возможными социальными ситуациями и применением языка в их контексте [1].

Сюжетно-ролевая игра обладает рядом признаков:

1) наличие сюжета, предписанного или задаваемого в ходе игры;

2) создание модели новой «игровой» действительности;

3) наличие конфликта, имеющего связь с реальным миром;

4) повторяемость, изменяемость, гибкость течения игры;

5) наличие определенных персонажей с различным отношением к обсуждаемой ситуации [2].

Выделяют различные виды сюжетно-ролевой игры:

1) контролируемая (controlled) ролевая игра, где участники имеют пример диалога, а также развернутые реплики и опоры для постановки игры;

2) умеренно KOHTponHpyeMafl(semi-controlled) ролевая игра, где участники имеют описание сюжета и ролей;

3) свободная (free) ролевая игра, предоставляющую ситуацию и условия общения, позволяя участникам самим выбрать необходимый языковой материал и доработать сюжет, раскрыть тот или иной аспект темы;

4) эпизодическая (small-scale) ролевая игра, в которой разыгрывается отдельный эпизод сюжета;

5) длительная (large-scale) ролевая игра.

Вне зависимости от вида, любая сюжетно-ролевая игра выполняет следующие функции, схожие с функциями игры:

1) мотивационно-побудительная (стимулирование речевого взаимодействия на иностранном языке);

2) обучающая (развитие коммуникативной компетенции, отработка и усвоение языковых средств и их использование);

3) воспитательная (обучение взаимопомощи, трудолюбию, дисциплине, толерантности к собеседнику);

4) ориентирующая (нацеленность обучающихся на моделирование собственного речевого поведения и прогнозирование поведения оппонента, формирование самоконтроля, умения объективной оценки действий собеседника);

5) компенсаторная (развитие умения отходить от намеченного плана действий в случае возникновения трудностей);

6) рефлексивная (развитие умения рефлексировать, анализировать использованные лексические и грамматические средства выражения, оценить его соответствие ситуации и воздействие на собеседника).

Для внедрения сюжетно-ролевой игры в учебный процесс требуется рассмотреть ее структуру.

Сюжетно-ролевая игра в своей основе имеет две линии - сюжетную и ролевую. Сюжетная линия отражает наличие сюжета, моделирует разнообразную и изменчивую реальность, характеризуется неожиданностью, неопределенностью, возможностью самостоятельного выбора исхода событий, эмоциональной вовлеченностью участников Г111. Таким образом, сюжет и содержание игры вместе отражают совокупность и последовательность связанных действий определенного события. Ролевая линия заключается в ролевом поведении участника, т.е. направленность на социальные взаимосвязи людей. Обыгрывая знакомые жизненные ситуации, ребенок получает опыт личностного взаимодействия, понимание социальных отношений и ролей, свойственных обществу. Более того, принимая новую позицию, учащийся выступает в роли режиссера, разыгрывая и усложняя предписанный сценарий или создавая свой собственный из заданной темы, тем самым развивая свою самостоятельность и воображение.

Широко-принятой считается определенная Д.Б. Элькониным структура сюжетно-ролевой игры, содержащая следующие компоненты: роль, игровые действия, игровое употребление предметов, сюжет и содержание игры, правила игры. Занимая ту или иную роль, учащийся рассматривает ее как новую временную социальную позицию, сливается с новым образом на период игровой деятельности. Игровые действия напрямую зависят от роли, исполняемой учащимся. При этом создается связь не человек - предмет, а человек - человек, т.е., первостепенной значимостью обладают отношения между игроками, которые осуществляются через действия с предметами. Их содержательность и разнообразие влияет на уровень мотивации участников, способствует успешному решению различных видов познавательных и игровых задач. Игровое употребление предметов подразумевает замещение реального предмета игровым, его переименование. Правила предполагают подчинение ситуации, роли, которые принимает ребенок.

Выводы. Таким образом, сюжетно-ролевая игра, набирающая востребованность в современной системе обучения иностранным языкам, через взаимодействие с другими участниками реализует коммуникативный принцип в обучении и способствует улучшению не только предметных результатов: повышению коммуникативной мотивации, развитию речевых навыков, - но и личностных: совершенствование навыков социального взаимодействия, партнерства, рефлексии.

Литература:

1. Ladousse, G.P. Role Play / G.P. Ladousse. - Oxford: Oxford University Press, 1987. - 182 p.

2. Solieva, M.A. Features of role-playing games in teaching a foreign language / M.A. Solieva И Вестник науки и образования. - 2020. - №7 (85). - С. 57-59

3. Воронина, Д.К. Профессионализация иноязычной подготовки студентов нелингвистических вузов: подходы, технологии, приемы и способы / Д.К. Воронина, А.Н. Шамов // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. -№2.-С. 5.

4. Газман, О.С. Неклассическое воспитание: от авторитарной педагогики к педагогике свободы / О.С. Газман. - М.: МИРОС, 2002. - 296 с.

5. Гороховская, И.В. Педагогическая игротека: методические рекомендации по использованию игр во внеурочной деятельности школьников / И.В. Гороховская. - Вологда: ВПК, 2012. - 68 с.

6. Каримова, Н.Р. Игра как основа умственного развития ребенка / Н.Р. Каримова // Science and Education. - 2023. - №1.

- С. 796-807

7. Конюхов, Н.И. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы / Н.И. Конюхов.

- М.: Макцентр, 1994. - 182 с.

8. Леонтьев, А.Н. Психологические основы дошкольной игры / А.Н. Леонтьев // Психологическая наука и образование.

- 1996. -№3. -С. 19-31

9. Минеева, O.A. Особенности оценивания результатов обучения по дисциплине «Английский язык» / O.A. Минеева, М.С. Ляшенко, Д.А. Казначеев // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2019. - № 6 (40). - С. 50-56

10. Фролова, C.B. Социокультурные факторы формирования профессионального мировоззрения современного учителя: вызовы нового мира образования / C.B. Фролова // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10,- № 2. - С. 3.

11. Чернявская, B.C. Опыт исследования сюжетно-ролевой игры у дошкольников / B.C. Чернявская, О.В. Ахмадуллина //Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2016. -№1. - С. 11-15

12. Шутова, Н.В. От института к университету: направления психолого-педагогических исследований в Нижегородском государственном педагогическом университете в конце XX - начале XXI века / Н.В. Шутова, В.В. Кисова // Вестник Мининского университета. - 2016. - № 4 (17). - С. 24.

13. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. - М.: Академия, 2011. - 383 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.