Научная статья на тему 'Эффективность использования различных средств визуализации в зависимости от стиля мышления студентов'

Эффективность использования различных средств визуализации в зависимости от стиля мышления студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
мышление / стиль мышления / студент / обучение / индивидуальные особенности / визуализация / средства визуализации / thinking / thinking style / student / learning / individual characteristics / visualization / visualization tools

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горин Алексей Сергеевич, Голушко Татьяна Константиновна

Активное развитие научного мира приводит к увеличению объема информации, необходимой для успешного изучения любой из дисциплин. В связи с этим для качественной реализации педагогической деятельности требуется внедрение новых, инновационных технологий, направленных на более эффективное использование индивидуальных особенностей обучающихся. В данном исследовании в качестве одной из индивидуальных особенностей обучающихся рассматриваются стили мышления студентов на основе классификации, созданной А. Харрисоном и Р. Брэмсоном. Исходя из представленных стилей мышления, был приведен анализ эффективности использования визуализирующих средств обучения, а именно: презентации, отрывков из художественных или документальных фильмов, материалов с видеохостингов и графиков. Проведен анализ результатов, полученных в рамках исследования восприятия студентами двух групп информации посредством визуализации в зависимости от их стиля мышления. Полученные результаты применимы в педагогической практике в качестве вспомогательного инструмента, в особенности при обучении групп численностью до 20 человек или же для более эффективного использования нескольких средств визуализации в группах с любой численностью с учетом имеющегося соотношения студентов с разными стилями мышления вне зависимости от численности группы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горин Алексей Сергеевич, Голушко Татьяна Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Effectiveness of using various visualization tools depending on students’ thinking style

The active development of the scientific world leads to an increase in the amount of necessary information for the successful study of any disciplines. New innovative technologies aimed at more effective use of individual characteristics of students are required for a better implementation of pedagogical activities. In this research, as one of the individual characteristics of students we consider students’ thinking styles according to A. Harrison and R. Bramson classification. Based on the presented thinking styles, we analyze effectiveness of using visualizing learning tools, namely: presentations, excerpts from feature films or documentaries, materials from video hosting sites and graphs. We analyze results obtained in the study of students’ perception of two groups of information through visualization, depending on their thinking style. The obtained results are applicable in pedagogical practice as an auxiliary tool, especially when teaching groups of up to 20 people or for more effective use of several visualization tools in groups of any size, taking into account the existing ratio of students with different styles of thinking, regardless of the group size.

Текст научной работы на тему «Эффективность использования различных средств визуализации в зависимости от стиля мышления студентов»

УДК 37.013.42:159.995 DOI 10.20310/1810-231X-2024-23-2-25-34

Поступила в редакцию / Received 11.04.2024 Поступила после рецензирования и доработки / Revised 02.05.2024 Принята к публикации / Accepted 24.05.2024

оригинальная статья

Эффективность использования различных средств визуализации в зависимости от стиля мышления студентов

Горин Алексей Сергеевич и Ф , Голушко Татьяна Константиновна О

ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина» 392000, Российская Федерация, г. Тамбов, ул. Интернациональная, 33

и vdYuduebd@gmail.com

Аннотация. Активное развитие научного мира приводит к увеличению объема информации, необходимой для успешного изучения любой из дисциплин. В связи с этим для качественной реализации педагогической деятельности требуется внедрение новых, инновационных технологий, направленных на более эффективное использование индивидуальных особенностей обучающихся. В данном исследовании в качестве одной из индивидуальных особенностей обучающихся рассматриваются стили мышления студентов на основе классификации, созданной А. Харрисоном и Р. Брэмсоном. Исходя из представленных стилей мышления, был приведен анализ эффективности использования визуализирующих средств обучения, а именно: презентации, отрывков из художественных или документальных фильмов, материалов с видеохостингов и графиков. Проведен анализ результатов, полученных в рамках исследования восприятия студентами двух групп информации посредством визуализации в зависимости от их стиля мышления. Полученные результаты применимы в педагогической практике в качестве вспомогательного инструмента, в особенности при обучении групп численностью до 20 человек или же для более эффективного использования нескольких средств визуализации в группах с любой численностью с учетом имеющегося соотношения студентов с разными стилями мышления вне зависимости от численности группы.

Ключевые слова: мышление; стиль мышления; студент; обучение; индивидуальные особенности; визуализация; средства визуализации

Конфликт интересов отсутствует

Для цитирования: Горин А.С., Голушко Т.К. Эффективность использования различных средств визуализации в зависимости от стиля мышления студентов // Психолого-педагогический журнал «Гаудеамус». 2024. Т. 23. № 2. С. 25-34. DOI 10.20310/1810-231X-2024-23-2-25-34

© Горин А.С., Голушко Т.К., 2024

original article

Effectiveness of using various visualization tools depending on students' thinking style

Aleksey S. Gorin is , Tatiana K. Golushko

Derzhavin Tambov State University 33 Internatsionalnaya St., Tambov 392000, Russian Federation

® vdyuduebd@gmail.com

Abstract. The active development of the scientific world leads to an increase in the amount of necessary information for the successful study of any disciplines. New innovative technologies aimed at more effective use of individual characteristics of students are required for a better implementation of pedagogical activities. In this research, as one of the individual characteristics of students we consider students' thinking styles according to A. Harrison and R. Bramson classification. Based on the presented thinking styles, we analyze effectiveness of using visualizing learning tools, namely: presentations, excerpts from feature films or documentaries, materials from video hosting sites and graphs. We analyze results obtained in the study of students' perception of two groups of information through visualization, depending on their thinking style. The obtained results are applicable in pedagogical practice as an auxiliary tool, especially when teaching groups of up to 20 people or for more effective use of several visualization tools in groups of any size, taking into account the existing ratio of students with different styles of thinking, regardless of the group size.

Keywords: thinking; thinking style; student; learning; individual characteristics; visualization; visualization tools

There is no conflict of interest

For citation: Gorin A.S., Golushko T.K. Effectiveness of using various visualization tools depending on students' thinking style. Psychological-Pedagogical Journal "Gaudeamus", 2024, vol. 23, no. 2, pp. 25-34. (In Russian). DOI 10.20310/1810-231X-2024-23-2-25-34

ВВЕДЕНИЕ

Развитие педагогической науки актуализирует проблему повышения качества учебного процесса при уменьшении временных затратах. В данном контексте важным элементом является изучение индивидуальных особенностей обучающихся и разработка на их основе методических рекомендаций с целью повышения эффективности процесса обучения. Более того, можно утверждать, что в современной образовательной системе учебный процесс, в особенности в сфере поиска методов адаптации материала, «подстраивается» под индивидуальные особенности обучающихся, а не наоборот [1]. К индивидуальным особенностям можно отнести темперамент человека [2], уровень самопринятия и самовосприятия [3], памяти [4], процессов восприятия [5] и т. д. Кроме того, учеными было неоднократно отмечено, что индивидуально-психологические особенности педагога также

являются важным элементом преподавательской деятельности, влияющим и на подачу материала, и на выстраивание контакта с обучающимися [6; 7]. Таким образом, педагогу следует учитывать отличающееся восприятие информации студентом.

Стиль мышления так же, как и приведенные в примере особенности нервной системы, существенно влияет на учебный процесс [8]: именно от него зависит видение и восприятие студентом изучаемой информации. Строго говоря, стиль мышления у каждого учащегося уникальный, поскольку во многом основан на личном опыте, темпераменте и т. д., но, как и в случае с другими индивидуальными особенностями, имеются определенные шаблоны и паттерны, которые и позволяют выделить основные категории стилей мышления.

Существует множество определений мышления, однако наиболее конкретными нам представляются два подхода, выделенные

В.М. Розиным в своих работах. В контексте первого подхода В.М. Розин трактует мышление как процесс выработки и оперирования имеющимися данными и обобщенными значениями, то есть использование индивидом уже имеющихся понятий. Второй подход, в свою очередь, связывает мышление с решением задач и приспособленностью к сознательной деятельности, то есть использование индивидом логических цепочек для решения поставленной перед ним проблемы без заранее известного решения [9]. При рассмотрении стилей мышления второй подход более соответствует изучаемым аспектам поведения и анализа информации студентами, но при этом элементы мыслительных процессов, описанные в первом подходе, также присутствуют. Соответственно, при исследовании стилей мышления рекомендуется опираться на оба подхода, однако в качестве основного рассматривать второй.

При определении понятия «стиль мышления» также можно выделить множество различных подходов, из которых наиболее распространенным является его представление как способной к изменениям системы, характеризующейся определенными интеллектуальными приемами, стратегиями, навыками и операциями, образовавшимися под влиянием прочих индивидуальных особенностей индивида [10]. Таким образом, стилем мышления являются особенности организации мыслительного процесса человека.

Исходя из этого, учет особенностей стиля мышления студентов значительно оптимизирует выстраивание учебного процесса, поскольку напрямую влияет на их восприимчивость к представляемому материалу, а также дает возможность педагогу более точно понять особенности обучающегося, его преимущества и недостатки. Понимание индивидуального видения материала студентом позволит преподавателю также заранее оценить эффективность используемой им технологии и смоделировать ход занятия, что дает возможность более качественно подготовить дидактический материал. Одним из способов подачи материала является визуализация, подробный анализ которой будет представлен в статье далее.

Цель исследования: изучение эффективности использования различных средств ви-

зуализации в зависимости от стиля мышления студентов с возможностью последующего применения в практической деятельности педагога.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Исследование осуществлялось на основе одной из изначальных классификаций стилей мышления, представленной А. Харрисоном и Р. Брэмсоном, выделившими 5 основных стилей: синтетический, аналитический, идеалистический, прагматический и реалистический. При проведении исследования был использован опросник (Inquiring Mode Questionnaire), разработанный данными исследователями, адаптированный А.А. Алексеевым в 1993 г. Для определения степени восприятия студентами визуализируемой информации были подобраны различные материалы, содержащие нехарактерные для опрашиваемых тематики с целью исключения приложения ранее имеющихся знаний. На основе данной информации были сформированы тесты, определяющие качество усвоения материала.

В процессе проведения данного исследования были использованы теоретические методы (обобщение, сравнение и систематизация), статистические и эмпирические (наблюдение и измерение). Кроме того, были изучены отечественные и зарубежные работы по данной проблематике, использовался опыт, полученный в процессе практической деятельности.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В соответствии с ранее упомянутой информацией за основу исследования была взята классификация стилей мышления А. Харрисона и Р. Брэмсона. Именно данные исследователи выделили понятие «стиль мышления», кроме того, представленная ими классификация остается актуальной до сих пор и нередко встречается в различных работах в рамках исследуемой проблематики [11]. Позднее, как в зарубежных исследованиях, так и в отечественных, тематика стиля мышления получает более активное развитие: наибольшую ценность представляют работы А.А. Алексеева и Л.А. Громовой, которые не только проводили аналогичные исследования, но также адаптировали и апробировали

оригинальные исследования А. Хариссона и Р. Брэмсона на российской выборке. В процессе изучения стилей мышления необходимо учитывать, что, как и в случае с типами темперамента, вероятность встретить человека с «чистым» стилем мышления крайне мала. Как правило, один стиль мышления характерен для индивида в большей мере, чем остальные, что не означает отсутствие других стилей в мыслительном процессе индивида в какой-либо степени. Ведущий стиль мышления в значительной мере влияет на построение логических цепочек, восприятие информации и эффективность различных методов подачи материала, в том числе и с помощью средств визуализации.

Визуализация представляет собой метод отражения информации в виде изображения. Средствами визуализации являются непосредственно изображения, передающие информацию. Они могут быть представлены как материалы, подготовленные с помощью современных цифровых технологий (видео или презентации), так и созданные с использованием реальных объектов, (карты, макеты или даже изображения на доске). При выборе средств визуализации наибольший интерес вызывали распространенные, более современные и относительно менее изученные, а именно: презентации, графики, отрывки из художественных или документальных фильмов, материалы с видеохостингов. Под видеохостингом подразумевается онлайн-плат-форма, позволяющая пользователям загружать или просматривать видеоматериал (записи экспериментов, наглядные «таймлап-сы», видеоклипы, короткие научные видео, виртуальные экскурсии), а также проводить трансляции через специальный встроенный проигрыватель. Примерами видеохостингов могут послужить YouTube, Rutube, Twitch, TikTok, Вконтакте и т. д. Представленный на любой из платформ материал разнообразен не только форматом, но и качеством. Выбранные средства визуализации меньше всего требуют вмешательства исследователя, и тем самым оценка результатов производится с минимальным влиянием личности преподавателя.

Участие в проведении опроса, направленного на типологию участников по синтетическому, аналитическому, идеалистиче-

скому, прагматическому и реалистическому стилям мышления и определения наиболее и наименее распространенных стилей, приняли студенты 1 курса направления подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (профиль «Начальное образование» - 16 человек) и студенты 1 курса направления подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование (профиль «Дошкольная дефектология» - 19 человек) Педагогического института Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина. Таким образом, в проведении эксперимента участвовало в общей сложности 35 студентов.

На основании проведенного исследования было изучено восприятие студентами с разными стилями мышления информации, передаваемой через презентацию, графики, отрывки из документальных фильмов, материалов с видеохостингов и через обычное повествование. Оценка была произведена с помощью раздаточного тестового материала, состоящего из вопросов, ответы на которые были прямо упомянуты в процессе лекции. Для достижения наиболее точных результатов, содержание данных материалов отличалось от стандартного учебного материала и с большей вероятностью не было ранее известно студентам. Таким образом, студенты отвечали на вопросы, посвященные перелетным птицам, морским обитателям и мировым религиям.

В первой части исследования студентам была продемонстрирована презентация, составленная из 5 слайдов и содержащая информацию о перелетных птицах. Каждый слайд содержал текстовую часть и изображения, характеризующие и дополняющие текст. Данное визуализирующее средство является одним из наиболее привычных для множества педагогов, поэтому оценка его эффективности в применении со студентами с разными стилями мышления является важным фактором данного исследования.

Также студентам были продемонстрированы 4 графика, содержащие информацию о колебаниях популяции перелетных птиц с 2011 г.; дополнительно был отображен календарь их прилета. Данные средства визуализации содержат точные числовые данные, что дополнительно отразит восприятие сту-

дентами с разными стилями мышления статистической информации.

Во втором блоке исследования для демонстрации отрывка из фильма была выбрана документальная картина о существах подводного мира. Длительность отрывка составляла 3 минуты 22 секунды. Представленный видеоряд содержал живописные виды и художественное описание морской фауны, что повышает интерес студентов и эффективность запоминания материала и позволяет раскрыть особенности восприятия художественного повествования студентами с разными стилями мышления.

Материалы с видеохостинга являются широкой категорией средств визуализации. Для третьей части исследования был выбран формат «таймлапс», поскольку подобные материалы, как правило, объективны и содержат оптимальную длительность от 3 до 7 минут (под «таймлапсом» подразумевается видеоролик, отражающий изменения какого-либо объекта во времени). В данном случае был выбран «таймлапс», отражающий появление и распространение на карте основных мировых религий в истории. Его длительность составила 2 минуты 34 секунды. Данное средство визуализации менее всего распространено, а потому представляет особый интерес для исследования.

По результатам исследования наиболее распространенным стилем мышления является аналитический, составивший ровно 40,0 % от опрошенных студентов, всего для 11,43 % он характерен в наименьшей степени. Данный стиль мышления, как правило, характеризует осторожных людей, тщательно изучающих факты. Его представители стремятся к наиболее верной и достоверной информации, поэтому в своей деятельности опираются только на те сведения, в которых абсолютно уверены. Если рассматривать «аналитиков» в стандартизированной манере, то можно описать их как необщительных, сосредоточенных, но при этом пытливых и упорных. Они дисциплинированы, особенно если получаемая ими информация действительно полезна и теоретически значима. Лучше всего «аналитики» справляются с индивидуальной исследовательской работой. Педагогу, как правило, несложно выстроить контакт с данными учащимися, поскольку

они уважают его авторитет, а также ценят реализуемую педагогом деятельность.

Исходя из стремления к новому, полезному для себя знанию, студенты с аналитическим стилем мышления не нуждаются в привлечении внимания. Если они изначально не считают получаемую информацию важной, то убедить их в обратном сложно, независимо от способа подачи материала. Тем не менее лучше всего «аналитики» воспринимают информацию через презентации и графики. Презентации содержат наиболее важные тезисы из изучаемого материала, тем самым обращая внимание на необходимую информацию, а визуальная составляющая эффективно дополняет материал. Графики, в свою очередь, могут дать точную характеристику числовых данных, не требуя при этом много времени для их восприятия. Важно отметить, что презентации и графики должны оставаться качественными, не содержать лишней информации и соответствовать изучаемой теме. Таким образом, данные визуализирующие средства, благодаря своему сжатому, тезисному формату, наиболее комфортны для аналитиков. Материалы с видео-хостингов и отрывки из фильмов, в особенности художественных, будут малоэффективны, поскольку студенты с данным стилем мышления будут скептично относиться к материалу из-за развлекательного характера, а также возможного наличия недостоверных фактов.

Следующим по распространенности оказался реалистический стиль мышления. К нему относятся 22,86 % опрошенных обучающихся, всего для 2,86 % он оказался наименее характерен. Для студентов с данным стилем мышления наибольшее значение имеет та информация, которую они получают из окружающей их реальности; они большое значение придают своему личному опыту, даже если он каким-либо образом противоречит фактам. При этом «реалисты» также высоко ценят знания, как и студенты с аналитическим стилем мышления, однако в отличие от «аналитиков», они готовы принять информацию, передаваемую им органами чувств, даже если она является неверной. «Реалисты» последовательны, вместо поиска способов наилучшего решения проблемы -предпочитают совершенствовать уже имею-

щееся, в том числе методом проб и ошибок. Плохо относятся к новаторству и стремятся к полному контролю любой деятельности, связанной с ними, поэтому часто выступают в качестве лидера при выполнении групповых заданий. Благодаря постоянству в характере и поведении «реалиста», педагог может довольно быстро определить индивидуальные особенности студента. Для студентов с реалистическим стилем мышления сложнее сформировать единые методические рекомендации, поскольку способности и стремление к обучению зависят от характера каждого отдельно взятого «реалиста», тем не менее общие черты, характерные для всех «реалистов», также существуют.

Во многом отношение «реалистов» к средствам визуализации схоже с восприятием «аналитиков». Студенты с реалистическим стилем мышления также предпочитают получать точную, конкретную информацию, содержащую необходимые тезисы. Исходя из этого, можно сказать, что наиболее подходящим средством визуализации для них будут являться таблицы, графики и другой схожий по формату материал. Уместным также может быть использование презентаций и отрывков из фильмов, при условии качественного внедрения их педагогом в учебный процесс, особенно в качестве дополнительного материала, сопровождающего и уточняющего основную лекцию. Не рекомендуется использовать материалы с видео-хостингов, поскольку «реалисты» будут воспринимать материал в отрыве от учебного процесса, и вследствие этого педагог лишается возможности точного прогнозирования результата без учета иных индивидуальных особенностей и интересов студента.

Примерно 17,14 % от числа опрошенных составляют студенты с прагматическим стилем мышления при 22,86 % студентов, для которых данный стиль оказался наименее близок. Аналогичный процент составили также студенты с идеалистическим стилем мышления, однако процент студентов, для которых данный стиль менее характерен, составил 14,29 %. Важной особенностью при анализе результатов стало наличие у одного из студентов предрасположенности сразу к двум стилям мышления в равной степени, а именно к идеалистическому и реалистиче-

скому, что, в свою очередь, отразилось на итоговых значениях, увеличив общий показатель на 2,86 %. Поскольку процент студентов с прагматическим и идеалистическим стилями мышления оказался одинаковым, целесообразнее обратить внимание сначала на студентов-«прагматиков», поскольку у них больше общего с обучающимися «аналитиками» и «реалистами».

Прагматический стиль мышления характерен для активных людей, отдающих приоритет личному опыту. В данном аспекте студенты-«прагматики» схожи с «реалистами», однако различие в том, что студенты с прагматическим стилем мышления не воспринимают информацию, основанную только на мироощущении. Данные студенты готовы изучать заявленную проблему с нескольких сторон и принять точку зрения, отличную от их собственной, если она достаточно аргументирована. Тем не менее они не имеют склонности к основательным исследованиям и глубокому анализу, как это свойственно студентам с аналитическим стилем мышления. «Прагматики» предпочтут остановиться на неидеальном, но достойно выполненном задании. При реализации любой деятельности предпочитают заранее поэтапно продумывать ее для постепенного и комфортного осуществления, тем не менее в случае необходимости могут действовать, исходя из сложившихся обстоятельств, подстраиваясь под создавшиеся условия. В рамках учебного процесса чувствуют себя комфортно, однако если изучаемый материал им неинтересен, легко переключают свое внимание на что-либо другое.

Если выбор средства визуализации ориентирован на студентов с прагматическим стилем мышления, то педагог не будет испытывать сложностей, поскольку «прагматики» лучше студентов с другими стилями мышления воспринимают любое из заявленных средств. Однако наименее эффективным является демонстрация презентации, поскольку данное средство, как правило, содержит ту же информацию, что педагог передает через лекцию. Таким образом, хотя презентация и поспособствует привлечению внимания студента, обратив его на наиболее важную информацию, однако особенно сильного эффекта не даст. Обратный результат будет при

использовании графиков, таблиц и диаграмм: изначально студент не будет внимателен при изучении материала, однако если педагогу удастся заинтересовать «прагматика», то обучащийся качественно запомнит и усвоит представленные данные. Более эффективным будет использование материалов с видеохос-тингов, студенты с прагматическим стилем мышления не будут испытывать затруднения с восприятием информации и концентрацией внимания. Тем не менее, если выбранный видеоматериал имеет низкое качество записи или иные проблемы, отвлекающие от стандартизированного просмотра, то вероятно, что «прагматики» не смогут не отвлекаться на ранее упомянутые особенности. Таким образом, наилучшим средством визуализации являются отрывки из художественных и документальных фильмов: высокое качество материала не допустит рассеивания внимания, а содержательная составляющая сохранит интерес студентов с прагматическим стилем мышления.

Идеалистический стиль мышления свойственен студентам с большим творческим потенциалом, склонным к субъективной оценке получаемой информации. Как правило, «идеалисты» воспринимают материал, основываясь на своих морально-этических суждениях, часто пренебрегают тщательным анализом, предпочитая использовать собственную интуицию. Студенты с идеалистическим стилем мышления тяжело воспринимают статистические данные, конкретные факты, задачи, требующие глубокого логического анализа и т. д. В условиях учебного занятия спокойны, неконфликтны, легко соглашаются с любой полученной информацией, но, как правило, сохраняют свою собственную точку зрения. Одновременно с этим могут быть невнимательны, а также излишне осторожны и зажаты при выполнении групповых заданий.

При выборе средств визуализации для студента с идеалистическим стилем мышления педагогу стоит исключить из рассматриваемых вариантов таблицы, графики и т. д. Статистические данные, как ранее упоминалось, крайне трудны для анализа «идеалистам». Конкретные и точные данные, безэмоциональный окрас материала и наличие числовых показателей не позволяют данным

студентам «привязать» информацию к своим суждениям и чувствам, а следовательно, она не усваивается и не сохраняется в их памяти. Более удобными средствами визуализации являются материалы с видеохостингов, в особенности если представлены «таймлап-сы» или эксперименты. Подобные видео зачастую обладают эффектом зрелищности и могут удерживать внимание студентов с идеалистическим стилем мышления достаточно долго, чтобы преподаватель смог довести необходимую информацию. Отрывки художественных и документальных фильмов являются эмоционально окрашенными материалами, кроме того, могут содержать субъективную позицию. Благодаря этому, их использование целесообразно в работе со сту-дентами-«идеалистами». Тем не менее с отрывками также могут возникнуть сложности: если предлагаемая в представленном отрывке идея противоречит мировоззрению «идеалиста», то студент может скептично отнестись ко всему представленному материалу. В данном случае наилучшим решением будет беседа педагога со студентом и разделение идеи просматриваемого отрывка фильма от его информационной составляющей. Поскольку формат беседы позволяет направлять студента, избегая морально-этических вопросов, то и наилучшим средством визуализации является презентация. Даже если представленный материал не будет эмоционально окрашен, обучающимся с идеалистическим стилем мышления удастся найти в нем идею или мысль, что и подтолкнет их к обсуждению.

Самым редким стилем мышления оказался синтетический - всего 5,71 % опрошенных студентов. При этом данный стиль является наименее подходящим из представленных для 48,57 % обучающихся, что является наибольшим показателем. Данная статистика является закономерной, поскольку этот стиль мышления значительно отличается от всех остальных. «Синтетический» образован от слова «синтез», поскольку люди с данным стилем мышления размышляют путем сведения частного к общему, то есть синтезируя известную им информацию в единую теорию. При этом синтезируемая информация может состоять как из общеизвестных фактов, так и из личного опыта, собственных домыслов, неподтвержденных теорий. Таким образом, получаемые

в результате выводы могут содержать парадоксы, ошибки, абсурдные суждения и т. д. «Синтезаторы» любят получать информацию, но им непринципиальны ее качество и достоверность. Кроме того, готовы оспаривать реальные факты, если они не соответствует их собственным теориям, а также легко вступают в дебаты с целью получения новой точки зрения для собственного анализа и лучшего понимания собеседника. При этом часто «синтезаторы» могут представить ранее известный факт с новой точки зрения, хорошо ориентироваться и предлагать какие-либо инновационные идеи. Мыслительный процесс данных студентов состоит из множества мыслительных экспериментов, как правило, без конечной цели. В учебном процессе задают много разнообразных вопросов, могут менять направление дебатов и смещать внимание с рассматриваемой темы. Однако, если обучащиеся недостаточно вовлечены в занятие, они полностью теряют интерес к материалу и могут отвлекать как преподавателя, так и студентов.

Как и «идеалисты», студенты с синтетическим стилем мышлением хуже всего воспринимают информацию, переданную с помощью графиков, таблиц и диаграмм. При этом «синтезаторы» без труда воспринимают статистические данные, их главной проблемой является отсутствие заинтересованности в данной форме материала. Поэтому, педагог может интегрировать график или таблицу в свое занятие, однако желательно привлечь студентов-«синтезаторов» к участию в ее заполнении. Яркие и качественные презентации неплохо воспринимаются студентами с синтетическим стилем мышления, особенно если педагог эффективно использует их в учебном процессе, дополняя материал и обсуждая наиболее важные моменты. В ином случае «синтезаторы» быстро потеряют интерес к демонстрируемому материалу и перестанут следить за ходом занятия. Аналогичная проблема может возникнуть и при показе отрывка из фильма, в особенности если студенты уже видели представленный материал. Исходя из этого, важно сохранить оптимальную длительность материала, а именно - от трех до семи минут на отрывок. Если же хронометраж больше, то крайне важно делать паузы для обсуждения просмотренного. Наилучшим средством визуа-

лизации в данном случае являются материалы с видеохостингов: правильно подобранные могут быть достаточно нестандартными, чтобы заинтересовать студентов, а также оптимально короткими и динамичными для удержания этого интереса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Средства визуализации изучаемой учебной информации являются крайне важным и ценным инструментом педагога, однако индивидуальные особенности студентов могут создавать препятствия, при которых применение конкретных средств, а также методики их использования может не приносить ожидаемого эффекта. Представленные в статье методические рекомендации способствуют корректному подбору средств визуализации, исходя из соотношения стилей мышления студентов. Важно отметить, что маловероятно создание группы студентов с одинаковым стилем мышления; исходя из этого, педагог может столкнуться со сложностью выбора средств визуализации: если ориентироваться на больший процент, то эффективность обучения меньшего будет в значительной степени снижена. Так, на примере рассматриваемых групп можно заметить, что студенты с самым распространенным аналитическим стилем мышления составляют всего 40 % аудитории, поэтому при использовании наиболее комфортных для студентов-«аналитиков» средств визуализации, эффективность восприятия информации остальными 60 % студентов существенно снизится.

Кроме того, преподавателю не следует использовать все средства визуализации в рамках одного занятия, поскольку это увеличивает нагрузку на студентов и, кроме того, негативно сказывается на их внимании и интересе к материалу. Однако педагог может комбинировать средства визуализации, например, использование материалов с видео-хостингов вместе с уместной демонстрацией графиков, диаграмм позволит «охватить» все стили мышления так же, как и использование в презентации фрагмента из художественного фильма. Помимо этого, отсутствие в группе студентов с конкретным стилем мышления или иными индивидуальными особенностями, нехарактерными для «чистого» стиля,

также может значительно упростить задачу преподавателя.

Также стоит учитывать характер изучаемого материала, например, если тема содержит много статистических данных, то для студентов с аналитическим или реалистическим стилем мышления при любой подаче будет значительно проще изучить новую информацию, чем для студентов с синтетиче-

ским стилем мышления, поэтому для последних следует включить в занятие фрагмент из фильма или материалы с видеохостинга. Продуманное сочетание различных средств визуализации дает лучший результат и способствует развитию иных, несвойственных для студента стилей мышления, в отличие от выбора, основанного на субъективных предпочтениях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Александрова И.Н. Технология личностно-ориентированного дидактического обеспечения // Инновации и традиции в современном образовании. Н. Новгород, 2016. С. 42-54. EDN: VQJYEZ

2. Карцова М.А. Темперамент и индивидуально-психологические особенности учащихся: учет в практике преподавания иностранного языка // Путь науки. 2014. Т. 2. № 9. С. 56-58. EDN: SYPFVB

3. Максимова Е.Е. Индивидуально-психологические особенности студентов с разным уровнем самопринятия // Флагман науки. 2023. № 6. С. 202-208. EDN: KDIWPW

4. Богдан И.В. Сущность процесса запоминания и развитие памяти в учебном процессе // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2009. № 4. С. 91-96. DOI 10.51314/2073-2635-2009-4-105-106; EDN: KYTURJ

5. Петухова Л.П., Степченко Т.А., Шкуричева Е.В. Особенности стиля информационного усвоения старшеклассников с различными индивидуально-типологическими особенностями // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-3. С. 407-410. EDN: UTDYCI

6. Дарвиш О.Б. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса по развитию психологической устойчивости личности будущих педагогов // Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация. Ростов-н/Д.: Изд-во ЮФУ, 2015. С. 282286. EDN: VUZYVX

7. Макарова Л.Н. Взаимодействие преподавателей и студентов вуза и результативность образовательной деятельности // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019. Т. 24. № 178. С. 7-12. DOI 10.20310/1810-0201-2019-24-178-7-12; EDN: YXCPZJ

8. Андреев А.А. Стиль мышления и образовательный процесс в современной науке // Система ценностей современного общества. 2009. № 7. С. 48-52. EDN: RUCWNF

9. Розин В.М. Мышление: сущность и развитие: концепции мышления, роль мыслящей личности, циклы развития мышления. М.: Ленанд, 2015. 368 с.

10. Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Ростов-н/Д.: Феникс, 1996. 512 с.

11. Синченко Т.Ю., Черникова М.И. Стиль мышления как фактор совладающего со стрессом поведения у студентов вуза // Психология обучения. 2019. № 1. С. 56-64. EDN: YVYKXJ

REFERENCES

1. Alexandrova I.N. Technology of personality-centered didactic support. In: Innovations and Traditions in Modern Education. Nizhny Novgorod, 2016, pp. 42-54. (In Russian).

2. Kartsova M.A. Temperament and individual psychological characteristics of students: consideration of the data in the practice of foreign language teaching. The Way of Science, 2014, vol. 2, no. 9, pp. 56-58. (In Russian).

3. Maksimova E.E. Individual psychological characteristics of students with different levels of self-acceptance. Flagman nauki, 2023, no. 6, pp. 202-208. (In Russian).

4. Bogdan I.V. The essence of the process of memorizing and memory development in the process of education. Lomonosov Pedagogical Education Journal, 2009, no. 4, pp. 91-96. (In Russian). DOI 10.51314/20732635-2009-4-105-106

5. Petukhova L.P., Stepchenko T.A., Shkuricheva E.V. Features of the style of information assimilation of high school students with different individual and typological features. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 2018, no. 59-3, pp. 407-410. (In Russian).

6. Darvish O.B. Psychological and pedagogical support of the educational process for psychological stability development of future teachers' personality. In: Personality in Culture and Education: Psychological Support, Development, Socialization. Rosov-on-Don, SFU Publ., 2015, pp. 282-286. (In Russian).

7. Makarova L.N. Interaction of lecturers and students at university and outcome of educational activity. Tambov University Review. Series: Humanities, 2019, vol. 24, no. 178, pp. 7-12. (In Russian). DOI 10.20310/1810-0201-2019-24-178-7-12

8. Andreev A.A. Style of thinking and educational process in modern science. Sistema tsennostey sovremennogo obshchestva, 2009, no. 7, pp. 48-52. (In Russian).

9. Rozin V.M. Thinking: Essence and Development: Concepts of Thinking, the Role of a Thinking Personality, Cycles of Thinking Development. Moscow, Lenand Publ., 2015, 368 p. (In Russian).

10. Rogov E.I. Teacher's Personality: Theory and Practice. Rostov-on-Don, Feniks Publ., 1996, 512 p. (In Russian).

11. Sinchenko T.Yu., Chernikova M.I. Style of thinking as a factor of coping with stress behavior in university students. Psychology of Education, 2019, no. 1, pp. 56-64. (In Russian).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Горин Алексей Сергеевич - магистрант направления подготовки «Педагогическое образование». Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. Е-таП: vdyuduebd@gmail.com ORCГО: https://orcid.org/0009-0002-1710-8459 Вклад в статью: постановка проблемы, анализ литературы, сбор и обработка эмпирических данных, написание текста статьи.

Aleksey S. Gorin - Master's Degree Student in "Pedagogical Education". Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation. E-mail: vdyuduebd@gmail.com ORCID: https://orcid. org/0009-0002-1710-8459 Contribution: issue statement, literature analysis, empirical data collection and processing, article text writing.

Голушко Татьяна Константиновна - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и образовательных технологий. Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация. Е-таП: tat-golushko@yandex.ru ORCГО: https://orcid.org/0000-0003-1148-3282 Вклад в статью: разработка концепции статьи, сопровождение эмпирического исследования, корректировка текста статьи.

Tatiana K. Golushko - Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Associate Professor of Pedagogy and Educational Technologies Department. Derzhavin Tambov State University, Tambov, Russian Federation. E-mail: tat-golushko@yandex.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1148-3282 Contribution: article concept development, support of empirical research, article text editing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.