Научная статья на тему 'ПРАГМАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ (НА ПРИМЕРЕ АНГЛОЯЗЫЧНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА)'

ПРАГМАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ (НА ПРИМЕРЕ АНГЛОЯЗЫЧНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
66
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / СТИЛЬ МЫШЛЕНИЯ / ОБУЧАЮЩИЙСЯ / РЕЧЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / РЕЧЕВОЙ АКТ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Горбачева Елена Николаевна, Прокофьева Анна Сергеевна, Труханова Анастасия Дмитриевна

В статье изучаются языковые средства манифестации разных стилей мышления обучающихся в рамках педагогического дискурса. Рассматриваются такие стили мышления, как синтетический, прагматический, идеалистический, аналитический, реалистический. Актуальность работы обусловлена, с одной стороны, повышенным интересом лингвистов к исследованию институциональных видов дискурса, в том числе педагогического дискурса, а с другой - недостаточной изученностью прагмалингвистического аспекта коммуникативного поведения обучающихся. Материалом исследования послужили скрипты художественных фильмов на английском языке, где воспроизводятся ситуации общения между учителем и учениками. Результаты исследования показали, что для каждого мыслительного типа учащихся характерны определенные модели речевого поведения в общении с педагогом: для синтетического - реализация конфликтной стратегии, для прагматического - использование стратегии сотрудничества; идеалистический стиль мышления объективируется с помощью речевых актов, нацеленных на построение доверительных отношений с учителем; маркерами манифестации аналитического стиля мышления являются речевые акты констативы; учащимся реалистического мыслительного типа свой ственно высказывание собственного мнения, выражение согласия или несогласия с точкой зрения учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Горбачева Елена Николаевна, Прокофьева Анна Сергеевна, Труханова Анастасия Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRAGMALINGUISTIC CHARACTERISTICS OF THE COMMUNICATIVE BEHAVIOR OF STUDENTS (ON THE EXAMPLE OF THE ENGLISH PEDAGOGICAL DISCOURSE)

The article studies the linguistic means of manifesting different styles of thinking of students in pedagogical discourse. Such styles of thinking as synthetic, pragmatic, idealistic, analytical, realistic are considered. The relevance of the work is conditioned, on the one hand, by the increased interest of linguists in the study of institutional types of discourse, including pedagogical discourse, and, on the other hand, by insufficient knowledge of the pragmalinguistic aspect of students’ communicative behavior. The material of the research was the scripts of feature films in English, where the situations of communication between a teacher and students are reproduced. The results of the study show that each thinking type of students is characterized by special patterns of students’ speech behavior: for the synthetic type the implementation of the conflict strategy is characteristic, to the pragmatic type the use of the cooperation strategy is peculiar; the idealistic style of thinking is objectified with the help of speech acts aimed at building a trusting relationship with the teacher; the markers of manifesting the analytical style of thinking are constative speech acts; students of the realistic thinking type tend to express their own opinion, agree or disagree with the teacher’s point of view.

Текст научной работы на тему «ПРАГМАЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОММУНИКАТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ (НА ПРИМЕРЕ АНГЛОЯЗЫЧНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА)»

Прагмалингвистические характеристики коммуникативного поведения обучающихся (на примере англоязычного педагогического дискурса)

Горбачева Елена Николаевна,

доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры английской филологии ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет» E-mail: elen-gorbachyova@yandex.ru

Прокофьева Анна Сергеевна,

магистрант, ассистент кафедры английской филологии ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет» E-mail: anya.prokofeva.98@mail.ru

Труханова Анастасия Дмитриевна,

магистрант ФГБОУ ВО «Астраханский государственный

университет»

E-mail: nastya0tata@mail.ru

В статье изучаются языковые средства манифестации разных стилей мышления обучающихся в рамках педагогического дискурса. Рассматриваются такие стили мышления, как синтетический, прагматический, идеалистический, аналитический, реалистический. Актуальность работы обусловлена, с одной стороны, повышенным интересом лингвистов к исследованию институциональных видов дискурса, в том числе педагогического дискурса, а с другой - недостаточной изученностью праг-малингвистического аспекта коммуникативного поведения обучающихся.

Материалом исследования послужили скрипты художественных фильмов на английском языке, где воспроизводятся ситуации общения между учителем и учениками. Результаты исследования показали, что для каждого мыслительного типа учащихся характерны определенные модели речевого поведения в общении с педагогом: для синтетического - реализация конфликтной стратегии, для прагматического - использование стратегии сотрудничества; идеалистический стиль мышления объективируется с помощью речевых актов, нацеленных на построение доверительных отношений с учителем; маркерами манифестации аналитического стиля мышления являются речевые акты констативы; учащимся реалистического мыслительного типа свойственно высказывание собственного мнения, выражение согласия или несогласия с точкой зрения учителя.

Ключевые слова: педагогический дискурс, стиль мышления, обучающийся, речевое поведение, речевой акт.

Педагогический дискурс как институциональный вид общения обслуживает одну из самых значимых коммуникативных сфер современного общества - образовательную сферу. Вместе с тем на данном этапе развития лингвистики отмечается недостаточная изученность педагогического дискурса по сравнению с другими институциональными дискурсивными образованиями [11, с. 243]. Исследование педагогического дискурса осуществляется в разных лингвистических направлениях: с позиций дискурсивного анализа выявляются базовые характеристики педагогического дискурса [8]; с когнитивно-дискурсивной точки зрения рассматриваются интерактивные / речепо-веденческие фреймы, обусловленные моделями взаимодействия учителя и учеников [9; 11]; в жан-роведении изучаются отдельные речевые жанры, определяется специфика их функционирования в образовательной коммуникативной среде [2; 15]; в русле прагмалингвистики исследуются стили общения педагогов - участников педагогического дискурса [1] и др. В настоящей работе проводится прагмалингвистический анализ коммуникативного поведения обучающегося - другого обязательного участника образовательного процесса.

Стоит отметить, что коммуникативное поведение обучающихся является одним из объектов изучения педагогики и психологии: выявляются и анализируются особенности коммуникации студентов вуза в условиях дистанционного обучения, сложности, возникающие в связи с необходимостью их адаптации к данному формату общения [6]; изучаются вопросы, касающиеся формирования профессионально-ориентированных навыков коммуникативного (речевого) поведения студентов и культуры их речевого поведения в целом в системе высшего образования [10, с. 64]; исследуются педагогические условия формирования коммуникативного поведения учащихся определенного возраста с некоторыми нарушениями в развитии [3]. Кроме того, в работах, посвященных изучению стилей мышления обучающихся, так или иначе затрагиваются некоторые аспекты их коммуникативного поведения, а именно влияние мыслительного типа на академическую успеваемость [5; 13], на ценностные ориентиры [4], на психологическую готовность учащихся к инновационной деятельности [12]; изменение стиля мышления в зависимости от осваиваемой образовательной программы [14].

В психологии достаточно подробно описаны типы обучающихся в соответствии со стилями мышления, выделенными А. Харрисоном и Б. Брэмсо-ном: синтетический, прагматический, идеалистиче-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

U

см см

ский, аналитический, реалистический [16, с. 189— 193]. Проведя анализ фактического материала -скриптов художественных фильмов «Detachment» («Учитель на замену», 2011 г.), «The History Boys» («Любители истории, 2006 г.») и «Freedom writers» («Писатели свободы», 2007 г.), мы охарактеризовали данные мыслительные типы с точки зрения их языковой объективации.

Люди с преобладающим синтетическим стилем мышления склонны к свободному проявлению чувств, эмоций, разногласий и т.п. и нередко вступают в конфликтные ситуации либо провоцируют их, стремясь найти в них нечто новое для себя, но при этом не уступая своей позиции [7, с. 94]. Примером синтетического стиля мышления учащегося может служить образ учащейся Эвы Бени-тес из фильма «Писатели свободы»:

(1) You don't know nothing, you don't know the pain we felt, you don't know what we got to do, you have no respect for how we living, ifs all about color. Ifs all about people deciding what you deserve, about people wanting what they don't deserve, about whites thinking they run this world no matter what. You see, I hate white people...I know what you can do. I saw white cop shoot my friend in the back for reaching into his pocket. His pocket! I saw white cops break into my house and take my father for no reason except because they feel like it. Except because they can, and they can because they are white («Freedom writers»).

В данной речи Эва выражает неприязнь к своей учительнице, причина которой - в ее расовой принадлежности, и таким образом провоцирует конфликт. Приводя в качестве примера несколько отрицательных поступков белых людей, она прибегает к обобщению, делая вывод, что все белые люди такие, а значит, и белый учитель не заслуживает уважения. Языковыми средствами манифестации провоцируемого конфликта являются речевые акты с осуждающей и декларативной иллокуциями: Эва осуждает учительницу за то, что та не знает о страданиях чернокожих и не испытывает уважения к ним, и заявляет о своей ненависти к белокожим людям, поясняя, чем вызвано это чувство. Речь Эвы очень эмоциональна: эмоциональность ей придают анафорические повторы слов и параллельных конструкций (You don't know nothing, you don't know the pain we felt, you don't know what we got to do; Ifs all about people deciding what you deserve, about people wanting what they don't deserve, about whites thinking they run this world no matter what; I saw white cop shoot.I saw white cops break), анадиплозис (it's all about color. It's all about people.; ...his pocket. His pocket!), антитеза (It's all about people deciding what you deserve, about people wanting what they don't deserve), восклицательное эллиптическое предложение (His pocket!), коллоквиализм «cop».

В следующем примере из фильма «Любители истории» учащийся с синтетическим стилем мышления также провоцирует конфликт с учителем:

(2) I don't understand this. Reckless, impulsive, immoral. How come there's such a difference between

the way you teach and the way you live? Why are you so bold in argument and talking, but when it comes to the point... when ifs something thafs actually happening I mean, now you're so fucking careful («The History Boys»).

Ученик открыто критикует учителя за несоответствие между тем, как тот учит, и тем, как он живет. Речь ученика звучит эмоционально, чему способствуют эпитеты, выраженные прилагательными с отрицательной коннотацией и употребленные в эллиптическом предложении (Reckless, impulsive, immoral), вопросительные предложения (How come.?; Why are you.?), антитезы (between the way you teach and the way you live; ...bold... careful), вульгаризм «fucking». Мавродиева, И.Т. (2020) Коммуникативное поведение студентов в виртуальном классе. Психология человека в образовании,т. 2, № 3, с. 247-256. Мавродиева, И.Т. (2020) Коммуникативное поведение студентов в виртуальном классе. Психология человека в образовании,т. 2, № 3, с. 247-256.

Люди с превалирующим прагматическим стилем мышления последовательны в решении проблем, предпочитают быстро и решительно от них избавляться, легко соглашаются сотрудничать с другими [7, с. 96]. В фильме «Писатели свободы» сразу несколько учащихся проявляют поведение прагматика в ситуации, когда весь класс вдохновляется желанием пригласить интересного им человека для беседы. Понимая, что организовать ее приезд будет недешево, они обещают найти деньги, показывая свою решительность: «We will find money». Примечательно то, что ученики «трудного» класса смогли найти легальные способы заработать деньги на организацию встречи. Приведенный пример демонстрирует то, как одна идея может вдохновить и сплотить нескольких учеников (их сплоченность манифестируется с помощью местоимения 1-го лица множественного числа «we»). Поддержали идею именно учащиеся с прагматическим мышлением, которые были готовы использовать любую возможность для ее воплощения.

Рассмотрим еще два примера актуализации прагматического стиля мышления учащихся в педагогическом дискурсе:

(3) Er, you're not supposed to hit us, sir. We could report you ( «Detachment»).

(4) - And now for some poetry of a more traditional sort.

- Oh, God!

- Er, Timms, w-w-what is this?

- Sir, I don't always understand poetry.

- You don't always understand it? Timms, I never understand it. But learn it now, know it now, and you will understand it, whenever. I don't see how we can

understand it. Most of what poetry's about hasn't happened to us yet ( «Detachment»).

В приведенных примерах объективируется такая особенность прагматического стиля, как выражение дискомфорта в напряженных ситуациях и стремление преодолеть его как можно скорее: в примере (3) ученик предупреждает учителя о возможном нежелательном для него последствии действия, которое может поставить учащихся в неловкое положение; в примере (4), как только учитель начинает говорить о классической поэзии, ученик заявляет о том, что не всегда понимает стихи, выражая таким образом нежелание их изучать.

Идеалисты отличаются от обладателей других стилей мышления тактичностью, нежеланием спорить, провоцировать и поддерживать конфликты, стремлением вызвать доверие собеседника, узнать побольше о нем и его проблемах [7, с. 95]:

(5) - Why did you throw Marcus out of class but not Jerry? So you really don't care what the kids say to you? I wish I could be that strong.

- Thanks. Have you been doing this for a long time?

- Yeah, I've been doing it since I was a kid. Faceless man in an empty room.

- Is that how you see me, Meredith?

- I don't know how I see you. Ifs just how thought of you in a situation.

- Do you ever think about who your teachers are outside?

- In real life?

- I guess so.

- Does this place seem unreal to you?

- I watched you around the school. You always seem so sad. Maybe you have a hard time with things and you need someone to talk to ( «Detachment»).

Героиня фильма «Учитель на замену», будучи очень закрытой личностью, практически не общается со своими сверстниками, но полностью раскрывается при общении с новым преподавателем. Средствами объективации идеалистического стиля мышления в ее репликах являются речевые акты с иллокуцией пожелания (I wish I could be that strong) и с вопросительной иллокуцией, свидетельствующие о том, что она хочет понять мотивы действий учителя, его характер (Why did you throw Marcus out of class but not Jerry? So you really don't care what the kids say to you? Does this place seem unreal to you?).

Людям с преобладающим аналитическим стилем мышления свойственны такие качества, как рационализм, методичность, постоянство в чувствах и суждениях, четкость выражения мыслей и желаний, стремление найти самое эффективное решение проблемы [7, с. 94-95]. Рассмотрим примеры:

(6) - Dear me. What fun you must all have.

- Well, ifs not like your stuff, Miss.

(7) We haven't time to read the books. We haven't time to look at the pictures. We really need lessons in acting. Thats what this whole scholarship thing is: an acting job ( «Detachment»).

Два данных отрывка являются примерами высказываний учеников с аналитическим стилем мышления, так как их реплики характеризуются сдержанностью и сухостью, ученики тем самым показывают свое нежелание к ведению беседы или скорейшему озвучиванию своего мнения. Языковыми средствами манифестации рассматриваемого стиля мышления в примерах (6) и (7) являются речевые акты с констатирующей иллокуцией; четкость и логичность высказываниям придают повторы в параллельных конструкциях (We haven't time to read... We haven't time to look...), придаточное предложение сказуемое (Thafs what this whole scholarship thing is.), междометие «well», являющееся индикатором ввода в речь собственного мнения.

Реалистический стиль мышления - самый распространенный среди обучающихся в изученных нами фильмах. Реалисты характеризуются в общении как уверенные, напористые и искренние люди, имеющие свое мнение по любому вопросу и стремящиеся высказать его незамедлительно:

(8) - It might even be a joke!

- A joke, sir? Oh. Are jokes gonna be a feature? We need to know as it affects our mindset. You don't object to our using the expression "mindset', do you, sir? Mr. Hector doesn't care for it... Don't think we're shocked by your mention of the word "foreskin", sir («Detachment»).

(9) You really believe this, sir? Or are you just trying to make us think? ( «Detachment»)

(10) - I think you ought to know this lesson's been a complete waste of time. A bit like Mr. Hector's lessons then, sir. The/re a complete waste of time too («Detachment»).

(11) - What bothers me is the more you read, the more you see literature is actually about losers.

- Ugh, no.

- Yeah. Ifs consolation. All literature is consolation. I don't care what Hector says. I find literature really louring ( «Detachment»).

(12) - You see, Miss... I want to do the stuff I want to do. I mean, this, I only wanted it cos the others did, and my dad. Now I'm in, I just feel like telling the college to stuff it.

- I think that's Mr. Hector.

- No, it isn't, Miss. Ifs me («Detachment»).

Актуализация реалистического стиля мышления в приведенных примерах осуществляется с помощью речевых актов с вопросительной иллокуцией, причем учителю задаются вопросы разных типов: общие (Are jokes gonna be a feature?), разделительные (You don't object to our using the expression "mindset', do you, sir?), альтернативные (You really believe this, sir? Or are you just trying to make us think?). Способность ученика обратиться к учителю с подобными вопросами свидетельствует о его открытости, самоуверенности и независимости. Те же качества объективируются с помощью предикатов с семантикой интеллектуальной деятельности (I think; I want; I mean; I feel like...; I don't care) и речевых актов, выражающих согла-

сэ о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

о с

U

см см

сие / несогласие с точкой зрения учителя (No, it isn't, Miss. Ifs me).

Итак, обучающиеся, обладающие разными стилями мышления, определенным образом объективируют их в речевом поведении в рамках педагогического дискурса. Ученики с синтетическим стилем мышления склонны провоцировать конфликт с учителем, выражая в его адрес критику и/или осуждение. Учащиеся-прагматики, с одной стороны, легко прибегают к стратегии сотрудничества для реализации идей, которые дает учитель, а с другой - стремятся избежать дискомфортной для них ситуации, вызванной действиями учителя, посредством открытого декларирования своего желания / нежелания выполнять что-либо, а также предупреждая учителя о возможных последствиях его действий, если те могут привести к созданию дискомфортных условий в образовательной среде. Средствами объективации идеалистического стиля мышления обучающихся являются речевые акты пожелания и вопросы, свидетельствующие о том, что они хотят понять характер учителя и мотивы его действий, построить доверительные с ним отношения. Речь учеников с аналитическим стилем мышления характеризуется четкостью, логичностью, сдержанностью и сухостью; ученики могут не проявлять желание вести беседу или озвучивать свое мнение; языковыми средствами манифестации аналитического стиля мышления являются речевые акты констативы. Учащиеся-реалисты открыто задают учителю разные типы вопросов, высказывают собственное мнение, выражают согласие / несогласие с точкой зрения учителя.

Литература

1. Горбачева Е. Н., Календр А.А., Фокина Ю.М. Прагмалингвистические характеристики педагогических стилей общения (на примере англоязычного педагогического дискурса) // Гуманитарные исследования. - 2020. -№ 4 (76). - С. 30-37. Doi 10.21672/1818-49362020-76-4-029-036.

2. Горобец Л.Н. Риторические жанры педагогического дискурса // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - № 62. - С. 219-225.

3. Ерышева Н.А. Формирование коммуникативного поведения детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи в условиях дополнительного образования: автореф. дис. ...канд. пед. наук. - Белгород, 2018. - 24 с.

4. Капцов А. В., Некрасова Е.В. Особенности ценностей подростков с аналитическим и холистическим стилями мышления // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». - 2014. - № 1 (15). - С. 121-132.

5. Колесникова Е.И. Академическая успеваемость студентов технического вуза с различным стилем мышления // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология» - 2014. - № 2 (16). - С. 18-32.

6. Мавродиева И.Т. Коммуникативное поведение студентов в виртуальном классе // Психология человека в образовании. - 2020. - Т. 2. -№ 3. - С. 247-256. DOI: 10.33910/2686-95272020-2-3-247-256.

7. Макарова Н.Г. Выявление стилей мышления у студентов современного общества // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. - 2013. - № 3. - С. 92-97.

8. Поспелова Ю.Ю. Педагогический дискурс и его характеристики // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2009. - Т. 15. - № 1. - С. 307-310.

9. Ращупкина К.С. Фреймовый способ репрезентации интерактивных отношений в учебном дискурсе (на материале английского языка) // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2009. -№ 3 (20). - С. 76-81.

10. Серова Л.В. Речевое поведение студентов современного вуза // Вестник Университета Российской академии образования. - 2007. -№ 4. - С. 62-64.

11. Студнев Е.Ю. Особенности фреймового анализа педагогического дискурса // Вестник Тамбовского университета. Серия «Гуманитарные науки». - 2011. - № 9 (101). - С. 242-245.

12. Суроедова Е.А. Стили мышления как предикторы психологической готовности студентов к инновационной деятельности // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия «Психолого-педагогические науки». - 2021. - Т. 18. - № 2. - С. 19-30. DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2021.2.2.

13. Халифаева О. А., Коленкова Н.Ю., Тюрина И.Ю., Фадина А.Г. Взаимосвязь стилей мышления и академической успеваемости студентов // Образование и наука. - 2020. -Т. 22. - № 7. - С. 52-76.

14. Хлыстунов Д. А., Софьина В.Н., Меленев-ская О.Ю., Белеванцева М.П. Мониторинг развития стиля мышления студентов в системе среднего профессионального и высшего образования // Управленческое консультирование. - 2014. - № 11 (71). - С. 72-81.

15. Черник В.Б. Фатические речевые жанры в педагогическом дискурсе и тексте урока: автореф. дис. ... канд. филол. наук: Екатеринбург, 2002. - 25 с.

16. Harrison A. F., Bramson R.M. The art of thinking: Strategies for asking questions, making decisions, and solving problems. - New York: Berkley Books, 1984. - 208 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

PRAGMALINGUISTIC CHARACTERISTICS OF THE COMMUNICATIVE BEHAVIOR OF STUDENTS (ON THE EXAMPLE OF THE ENGLISH PEDAGOGICAL DISCOURSE)

Gorbacheva E.N., Prokofieva A.S., Trukhanova A.D.

Astrakhan State University

The article studies the linguistic means of manifesting different styles of thinking of students in pedagogical discourse. Such styles of thinking as synthetic, pragmatic, idealistic, analytical, realistic are considered. The relevance of the work is conditioned, on the one

hand, by the increased interest of linguists in the study of institutional types of discourse, including pedagogical discourse, and, on the other hand, by insufficient knowledge of the pragmalinguistic aspect of students' communicative behavior. The material of the research was the scripts of feature films in English, where the situations of communication between a teacher and students are reproduced. The results of the study show that each thinking type of students is characterized by special patterns of students' speech behavior: for the synthetic type the implementation of the conflict strategy is characteristic, to the pragmatic type the use of the cooperation strategy is peculiar; the idealistic style of thinking is objectified with the help of speech acts aimed at building a trusting relationship with the teacher; the markers of manifesting the analytical style of thinking are constative speech acts; students of the realistic thinking type tend to express their own opinion, agree or disagree with the teacher's point of view.

Keywords: pedagogical discourse, style of thinking, student, speech behavior, speech act.

References

1. Gorbacheva E.N., Kalendr A.A., Fokina Yu.M. Pragmalinguistic characteristics of pedagogical communication styles (on the example of English-language pedagogical discourse) // Humanitarian research. - 2020. - No. 4 (76). - S. 30-37. Doi 10.21672 / 1818-4936-2020-76-4-029-036.

2. Gorobets L.N. Rhetorical genres of pedagogical discourse // News of the Russian State Pedagogical University. A.I. Herzen. - 2008. - No. 62. - S. 219-225.

3. Erysheva N.A. Formation of communicative behavior of primary school children with general speech underdevelopment in conditions of additional education: author. dis. ... Cand. ped. sciences. - Belgorod, 2018. - 24 p.

4. Kaptsov A.V., Nekrasova E.V. Features of the values of adolescents with analytical and holistic styles of thinking // Bulletin of the Samara Humanitarian Academy. Series "Psychology". -2014. - No. 1 (15). - S. 121-132.

5. Kolesnikova E.I. Academic performance of students of a technical university with a different style of thinking // Bulletin of the Samara Academy of Humanities. Series "Psychology" - 2014. -№ 2 (16). - S. 18-32.

6. Mavrodieva I.T. Communicative behavior of students in a virtual classroom // Human psychology in education. - 2020. - T. 2. -No. 3. - S. 247-256. DOI: 10.33910 / 2686-9527-2020-2-3247-256.

7. Makarova N.G. Revealing styles of thinking among students of modern society // Fundamental and applied research: problems and results. - 2013. - No. 3. - S. 92-97.

8. Pospelova Yu. Yu. Pedagogical discourse and its characteristics // Bulletin of the Kostroma State University. N.A. Nekrasova. - 2009. - T. 15. - No. 1. - S. 307-310.

9. Rashchupkina K.S. A frame way of representing interactive relations in educational discourse (based on the material of the English language) // Questions of cognitive linguistics. - 2009. -No. 3 (20). - S. 76-81.

10. Serova L.V. Speech behavior of students of a modern university // Bulletin of the University of the Russian Academy of Education. - 2007. - No. 4. - S. 62-64.

11. Studnev E. Yu. Features of the frame analysis of pedagogical discourse // Bulletin of the Tambov University. Series "Humanities". - 2011. - No. 9 (101). - S. 242-245.

12. Suroedova E.A. Thinking styles as predictors of students' psychological readiness for innovative activity // Bulletin of the Samara State Technical University. Series "Psychological and pedagogical sciences". - 2021. - T. 18. - No. 2. - S. 19-30. DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2021.2.2.

13. Khalifaeva O. A., Kolenkova N. Yu., Tyurina I. Yu., Fadina A.G. The relationship of thinking styles and academic performance of students // Education and Science. - 2020. - T. 22. -No. 7. - S. 52-76.

14. Khlystunov D.A., Sof'ina V.N., Melenevskaya O. Yu., Belevant-seva M.P. Monitoring the development of students' thinking style in the system of secondary vocational and higher education // Management consulting. - 2014. - No. 11 (71). - S. 7281.

15. Chernik V.B. Phatic speech genres in pedagogical discourse and the text of the lesson: author. dis. ... Cand. philol. Sciences: Yekaterinburg, 2002. - 25 p.

16. Harrison A. F., Bramson R.M. The art of thinking: Strategies for asking questions, making decisions, and solving problems. -New York: Berkley Books, 1984. - 208 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.