СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ РЕЧЕВЫХ АКТОВ ПРОСЬБЫ И КОМАНДЫ В АНГЛОЯЗЫЧНОМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ
Баранцева Ольга Александровна
канд. филол. наук, доцент кафедры английского языка, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь
E-mail: barantseva@rambler.ru
Шеремет Юлия Мухаматовна
студентка 721-М гр. факультета иностранных языков, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Пермь
E-mail:miraclejt@gmail.com
MEANS OF EXPRESSION OF THE SPEECH ACTS OF REQUEST AND COMMAND IN THE ENGLISH-LANGUAGE PEDAGOGICAL DISCOURSE
Olga Barantseva, Ph.D
Associate Professor, English Language Department Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm
E-mail: barantseva@rambler.ru
Yuliya Sheremet
Student of the Faculty of Foreign Languages, group 721-М Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm
E-mail:miraclejt@gmail. com
Аннотация: в данной статье описываются функциональные особенности речевых актов просьбы и команды в речи учителя в англоязычном педагогическом дискурсе. В статье также анализируются лексико-грамматические средства реализации этих речевых актов в общении между учителем и учеником.
Ключевые слова: речевой акт просьбы; речевой акт команды; педагогический дискурс.
Abstract: This article describes the functional features of the speech acts of the request and the command in the teacher's speech in the English-language pedagogical discourse. The article also analyzes the lexico-grammatical means of implementing these speech acts in the communication between the teacher and the student.
Key words: speech act of request; speech act of the command; pedagogical discourse.
Предметом нашего анализа стали речевые акты, которые чаще всего встречаются в педагогическом дискурсе, а именно: в общении между учителем и учеником - это речевой акт просьбы и речевой акт команды.
В рамках урока учитель активно использует речевые средства для выражения просьбы и команды. Выбор того или иного акта диктует ситуация, складывающаяся в учебном процессе.
© Баранцева О.А., Шермет Ю.М., 2018
В целом речевые акты, направленные на запрос информации и выполнения требований и следование правилам, выражаются двумя моделями: прямо - при помощи побудительных предложений (императивных речевых актах) и косвенно - при помощи повествовательных и вопросительных предложений [3].
В педагогическом дискурсе широко используются косвенные речевые акты и объясняется это, прежде всего, стремлением говорящего снизить требовательность высказывания. Это важно в тех случаях, когда прямые речевые акты могут звучать некорректно, в то время как косвенные обеспечивают возможность успешного речевого и неречевого взаимодействия коммуникантов.
Главным мотивом использования косвенных речевых актов является принцип вежливости, который как отмечает Г. Грайс, зачастую играет решающую роль в формировании высказывания и в отборе языковых форм для выражения коммуникативной цели. Вежливость выступает как принцип социального взаимодействия, в основе которого лежит уважение к личности партнера [1, с. 48].
Рассмотрим речевой акт просьбы, который выражен косвенной моделью. В англоязычном педагогическом дискурсе присутствует широкое использование именно такой модели для выражения просьбы.
Приведемследующиепримеры:
1. Teacher: I would like you please to explain "predictive genetics ".
2. Teacher: (explanation of the task) You need to read the sentence and write in the correct answer. You need to remember. They're likely to do by yourself, please.
3. Teacher: Who doesn't have this piece of paper? Heidi, will you take this paper please.
4. T: (during the game, T is speaking to student) Could you start again?
Из вышеуказанных примеров можно просмотреть ряд речевых средств: использование модальных глаголов (will, need, wouldlike) в вопросах [2].
Помимо этих средств, могут быть использованы:
• Пассивный залог и косвенный речевой акт:
Teacher: English is spoken on our lessons. Please speak English.
• ВопросьтЬу-диеБ^ошиуев/по questions:
Teacher: Today we're going to learn about colours. Does anybody know any of these colours? You know some colours? No?
Teacher: What can you remember, guys? Should you read the text or only speak?
• Конструкции с if в качестве формул вежливого вопроса:
Teacher: It is good if you start again, Lous.
• Использование tag-questions:
Teacher: ... before we do thatI'd like you to check some words with you.
Wallet. Look at this one. It's a very old wallet, isn't it? Can you listen and repeat?
• Обращение по имени:
Teacher: It's good. Come on up. Okay. Mark, I want you to take a minute. Choose a word. Don't let them see which word you 're looking at.
Теперь давайте рассмотрим прагматическую сторону речевых актов просьбы и команды. Прагматическое значение выражается в функциональной направленности высказывания.
Поскольку речевой акт просьбы сам по себе призван соблюдать принцип вежливости в общении между учителем и учащимся, то это во многом определяет его функционал:
1) Снижение категоричности высказывания:
Teacher: So, what I want you to do now? We do it in groups. I want you to look at task 6.
2) Выражение побуждения к действию через совет.
Teacher: You should read the text again and then answer some questions after it. Ok?
3) Запрос информации:
Teacher: Would you be so kind to share your book with him.
4) Запрос на разрешение или высказывание предложения, при помощи could, might:
Teacher: You 're going to listen and repeat what you hear. Okay? And I might stop it, so you can repeat it a little bit more.
5) Использование предложений с глаголом let:
Teacher: ... Let's listen again.
Помимо прочего, также реализуются такие функции: фатическая, т.е. осуществляется акт коммуникации, взаимодействие между учителем и учениками. Также эта функция связана с контактоустанавливающей функцией: установление контакта, начало общения и, собственно, само общение.
Teacher: Teacher (T): Hello. I am your English teacher. I am very pleased to meet you. I hope we become good friends. I would like you to tell me something about yourself.
Данный пример еще раз подчеркивает, что выполняется коннотативная функция: учитель демонстрирует вежливость в общении.
Поскольку цель речевого акта просьбы - оказание воздействия на поведение, их сознание в рамках урока - это может быть выражено путем побуждения к действию, к ответу на вопрос, путем запрета действия, путем сообщения информации для изменения действий коммуниканта. В данных примерах это ярко выражено.
Что касается прямого речевого акта, то он также присутствует в педагогическом дискурсе. И по своей семантической направленности выражает в большей степени команду, приказ. Кроме этого, приказ может реализован в виде инструкций и правил и урок является не исключением. Ученик следует указаниям учителя и таким образом, проходит один из способов коммуникации между учителем и учеником.
Средства выражения команды могут быть следующими:
• использование конструкции haveto:
Teacher: That's not what I meant now, Kareem. You have to read between the lines, right?You have to make....
• использование побудительных предложений с императивом:
Teacher: Stand up and go to talk to some new people about the ideas.
Everybody, up! Mingle around.
• Использование you для эмоциональной окраски:
Teacher: You tell me where to place "dentist is a person would do.......
Whatnumber 6?
• Использование модального глагола must и отрицательных форма mustn't, can't:
Teacher: You must use new words in your story. Try again.
• Добавление don't в предложение:
Teacher: Put this one, face it down. Don't look at this! And then you just listen to the song.
Из приведенных примеров можно четко определить регулятивную функция - побудить ученика к выполнению действия.
Среди других функций, особенно ярко просматривается функция волеизъявления в данных речевых актах, когда учитель старается заставить учащегося работать на уроке, вовлечь его в общий процесс.
Таким образом, рассмотрев модели речевых актов, обслуживающих речевые акты просьбы и команды, на примерах видеофрагментов англоязычного педагогического дискурса, мы пришли к выводу, что просьба на уроке выражена косвенно, а команды в учебном процессе выражены прямо, как это видно из приведенных примеров.
Поскольку рассмотренные выше речевые акты могут существовать только в ситуации общения, то, следовательно, выбор средств выражения просьбы и команды зависит от социального статуса коммуникантов и от того, насколько формальной является ситуация общения. В данной статье были учтены эти факторы и социальные отношения между коммуникантами, которые играют огромную роль в выборе средств выражения просьбы и команды в англоязычном педагогическом дискурсе.
Список литературы
1. Грайс Г. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике. 1985. № 16. С. 48.
2. КузьменковаЮ. Б. Стратегии уклонения // English. 2005. № 20. С. 42-47.
3. Некрасова К.Д. Косвенный речевой акт просьбы в английском языке // Международный научный журнал «Символ науки». 2015. № 10. С. 214-216.