Научная статья на тему 'ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)'

ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
303
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / ВИРТУАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИСКУРС / ВИРТУАЛЬНАЯ ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ / ХРОНОТОП / PEDAGOGICAL DISCOURSE / VIRTUAL PEDAGOGICAL DISCOURSE / VIRTUAL LINGUISTIC PERSONALITY / CHRONOTOPE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Багиян Александр Юрьевич, Ширяева Татьяна Александровна, Черноусова Юлиана Анатольевна

Целью данного исследования являются как выявление и систематизация основных тенденций развития современного педагогического дискурса, значение которого в жизни современного социума трудно переоценить, так и характеристика специфических особенностей речевого поведения участников при осуществлении ими коммуникативного взаимодействия в рамках англоязычных обучающих вебинаров. Научная новизна работы определяется тем, что в ней впервые вебинар рассматривается как новый социокоммуникативный феномен виртуального педагогического дискурса, в котором институциональное общение становится менее ритуализированным, изменяется хронотоп и структура коммуникации, что приводит к изменению прагматических интенций виртуальной языковой личности именно в системе дистантного коммуникативного взаимодействия. В результате доказано, что к основным тенденциям развития современного педагогического дискурса относятся глобализация, интегрирование различных дискурсивных стилей, аксиологичность текстового материала, характеризующегося интертекстуальностью и метапредметностью, которые призваны сформировать ценностные и профессиональные ориентиры, находящие свое практическое применение в педагогической сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN TRENDS IN PEDAGOGICAL DISCOURSE DEVELOPMENT (BY THE MATERIAL OF THE ENGLISH LANGUAGE)

The research objectives are as follows: to identify and systematize modern trends in development of pedagogical discourse as an integral part of the modern society, to reveal specificity of communicative interaction between participants of the English-language educational webinars. Scientific originality of the study is conditioned by the fact that the webinar is for the first time considered as a new socio-communicative phenomenon of virtual pedagogical discourse, in which institutional interaction becomes less ritualized, the chronotope structure of communication transforms, which leads to changes in a virtual linguistic personality’s pragmatic intentions within the framework of distant communication. The conducted research has allowed the authors to identify the following basic trends of pedagogical discourse development: globalization, integration of different discourse styles, axiologicity of textual material of intertextual and meta-disciplinary nature aimed to form value and professional orientations of educational process participants.

Текст научной работы на тему «ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)»

https://doi.org/10.30853/filnauki.2020.11.31

Багиян Александр Юрьевич, Ширяева Татьяна Александровна, Черноусова Юлиана Анатольевна Основные тенденции развития современного педагогического дискурса (на материале английского языка)

Целью данного исследования являются как выявление и систематизация основных тенденций развития современного педагогического дискурса, значение которого в жизни современного социума трудно переоценить, так и характеристика специфических особенностей речевого поведения участников при осуществлении ими коммуникативного взаимодействия в рамках англоязычных обучающих вебинаров. Научная новизна работы определяется тем, что в ней впервые вебинар рассматривается как новый социокоммуникативный феномен виртуального педагогического дискурса, в котором институциональное общение становится менее ритуализированным, изменяется хронотоп и структура коммуникации, что приводит к изменению прагматических интенций виртуальной языковой личности именно в системе дистантного коммуникативного взаимодействия. В результате доказано, что к основным тенденциям развития современного педагогического дискурса относятся глобализация, интегрирование различных дискурсивных стилей, аксиологичность текстового материала, характеризующегося интертекстуальностью и метапредметностью, которые призваны сформировать ценностные и профессиональные ориентиры, находящие свое практическое применение в педагогической сфере. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/2/2020/11/31 .html

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2020. Том 13. Выпуск 11. C. 151-156. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/2/2020/11 /

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

Германские языки

Germanic Languages

https://doi.org/10.30853/filnauki.2020.11.31 Дата поступления рукописи: 24.09.2020

Целью данного исследования являются как выявление и систематизация основных тенденций развития современного педагогического дискурса, значение которого в жизни современного социума трудно переоценить, так и характеристика специфических особенностей речевого поведения участников при осуществлении ими коммуникативного взаимодействия в рамках англоязычных обучающих вебинаров. Научная новизна работы определяется тем, что в ней впервые вебинар рассматривается как новый социокоммуника-тивный феномен виртуального педагогического дискурса, в котором институциональное общение становится менее ритуализированным, изменяется хронотоп и структура коммуникации, что приводит к изменению прагматических интенций виртуальной языковой личности именно в системе дистантного коммуникативного взаимодействия. В результате доказано, что к основным тенденциям развития современного педагогического дискурса относятся глобализация, интегрирование различных дискурсивных стилей, аксио-логичность текстового материала, характеризующегося интертекстуальностью и метапредметностью, которые призваны сформировать ценностные и профессиональные ориентиры, находящие свое практическое применение в педагогической сфере.

Ключевые слова и фразы: педагогический дискурс; виртуальный педагогический дискурс; виртуальная языковая личность; хронотоп.

Багиян Александр Юрьевич, к. филол. н., доц. Ширяева Татьяна Александровна, д. филол. н., проф. Черноусова Юлиана Анатольевна, к. филол. н.

Пятигорский государственный университет

alexander. [email protected]; [email protected]; [email protected]

Основные тенденции развития современного педагогического дискурса

(на материале английского языка)

Для лингвистической науки особую актуальность приобретают вопросы, связанные с изучением дискурсивного поведения личности в социально значимых ситуациях, таких как, например, учебный процесс, без которого невозможно существование образования как социального института. В настоящее время значение профессиональной коммуникации, роль языка и культуры в жизни педагогического сообщества детерминированы в том числе и глобальными процессами, с которыми сталкивается педагогический дискурс. Так, например, фокус образовательной деятельности смещается с классического обучения на обучение онлайн. Более того, современные каналы коммуникации, контексты и ситуации дают возможность для развития определенных дискурсивных практик, которые способствуют формированию новых уровней компетенции участников образовательного процесса.

Задачами данного исследования являются рассмотрение основных подходов к понятию «педагогический дискурс» в отечественной и зарубежной лингвистике, изучение понятия «виртуальный педагогический дискурс» с последующим анализом текстов, в которых на различных языковых уровнях актуализируются основные тенденции развития современной образовательной системы и отражаются основные технологические и методологические инновации, присущие педагогике двадцать первого века.

Современный уровень дискурсивных исследований, в котором особую актуальность приобретают комплексный анализ и междисциплинарный подход, открывает ранее не использованные лингвистикой возможности описания, понимания, интерпретации с последующей возможностью регулирования различных аспектов профессиональной коммуникации в сфере педагогического дискурса (ПД). Именно такой подход обусловил выбор методов исследования, которые основываются на инструментарии дискурс-анализа, педагогической лингвистики, а также научных работ в области виртуального дискурса. Данное исследование опиралось на метод контекстуального анализа, целью которого являются как изучение функциональной специфики слов и их значений, так и анализ зависимости значения слова от определенного контекста. При проведении исследования также использовался описательный метод, заключающийся в выделении конкретных языковых явлений

и их последовательном описании с точки зрения структуры и функционирования. Полагаем, что применение всех вышеперечисленных методов позволяет идентифицировать, а затем и соответствующим образом интерпретировать наиболее частотные тенденции, зафиксированные в текстах, посвященных ПД.

В качестве источника фактического материала были взяты 10 англоязычных обучающих вебинаров, представляющих собой пример одного из самых востребованных и быстро развивающихся жанров ПД.

ПД прошел долгий путь становления и развития. Труды перечисленных ниже авторов составили теоретическую базу данного исследования. История возникновения изучения ПД непосредственно связана с антропоцентрическим подходом, который появился в зарубежной науке в середине 20-х годов прошлого века и способствовал развитию таких дисциплин, как «лингвистика образования» («педагогическая лингвистика») (Спольски, 1974; Стаббс, 1986), «учебно-педагогический дискурс» (Синклер, Култхард, 1975), «педагогический дискурс» (Бернштайн, 1990), «образовательный дискурс» (Канелла, 1999). Следует отметить, что общим для вышеперечисленных направлений был взгляд на ПД как особый процесс коммуникативного взаимодействия учителя и ученика в различных учебных ситуациях, и в более широком смысле - как на профессионально-ориентированную коммуникативную деятельность учебных заведений с потребителями своих услуг.

В отечественной лингвистике педагогический дискурс изучается в рамках социолингвистического и прагмалингвистического (Димова, 2004; Карасик, 1999), а также риторического (Антонова, 2007; Ипполи-това, 2016) подходов. Ученые используют различные термины для обозначения педагогического дискурса: «учебный дискурс» (Калинина, 2002); «дидактический дискурс» (Олешков, 2007); «университетский педагогический дискурс» (Димова, 2004); «учебно-педагогический дискурс» (Габидуллина, 2009); «образовательно-педагогический дискурс» (Кожемякин, 2010); «научно-педагогический дискурс» (Казанцева, 2017) и т.д. Такое разнообразие используемых терминов способствует тому, что педагогический дискурс может рассматриваться и как любая речемыслительная деятельность в учебной ситуации; и как совокупность текстов, принадлежащих одному автору (учителю); и как коммуникативный процесс, сопровождающий обучение; и как класс жанров, объединенных сферой образования.

Обобщая существующие позиции отечественных и зарубежных исследователей, полагаем, что ПД можно рассматривать как «динамическую систему, характеризующуюся ценностно-смысловой коммуникацией всех субъектов образовательного процесса, функционирующую в образовательной среде учебного заведения, включающую педагогические цели и ценности, актуальные для участников данного дискурса, а также содержательную составляющую, которая способствует приобретению участниками коммуникации определенного опыта в проектировании и оценке социально значимых явлений в соответствии с культурными нормами, принятыми в данном обществе» [9, с. 84].

Исходя из вышеизложенного, еще раз подчеркнем, что исследование педагогического дискурса имеет особую актуальность, так как именно ПД представляет собой постоянно изменяющийся феномен, который отражает основные тенденции развития современного социума, что дает возможность смоделировать реальность остальных социальных институтов и предопределить их развитие. Таким образом, практическая значимость работы заключается в возможности ее использования в целом спектре преподаваемых филолого-педагогических дисциплин, в частности в вузовских курсах по педагогической лингвистике, дискурс-анализу и т.д.

Полагаем, что в современном ПД основные тенденции развития заключаются в следующем:

1. Глобализация образования, предусматривающая активное введение международного компонента в учебно-методическую, исследовательскую, административную и другие функциональные сферы деятельности учебного учреждения [8], способствует академической мобильности, установлению различных форм долгосрочного партнерства в сфере образования.

Появление и активное усовершенствование современных цифровых технологий и разработанных на их основе устройств (смартфонов, планшетов), развитие средств виртуальной коммуникации (социальных сетей, мессенджеров и т.д.) создают новые социальные и педагогические контексты, способствуя развитию уникального педагогического коммуникативного пространства, в котором изменяется вся парадигма взаимоотношений участников образовательного процесса: ритуализированная коммуникация уступает место более личностно-ориентированной. Именно технологические изменения способствуют появлению гибридных субдискурсов, сочетающих в себе элементы статусно-ролевого и персонального общения. Одним из таких субдискурсов является виртуальный педагогический дискурс (ВПД), представляющий собой частную разновидность педагогического дискурса, основной целью которого является «управляемая передача специализированных профессиональных знаний, формирование компетенций в конкретной образовательной сфере посредством различных цифровых каналов» [10, с. 40].

ВПД способствует возникновению новых жанров: образовательных блогов и порталов, занятий через зум, скайп, вебконференций и обучающих вебинаров. Исследование этих новых быстро появляющихся жанров позволяет изучить механизмы осуществления межкультурного коммуникативного взаимодействия, а также получить подробную информацию о лингво-когнитивных и социо-прагматических особенностях коммуникантов в виртуальном педагогическом дискурсе.

Подчеркнем, что благодаря ВПД происходят смещение акцента с грамотности коммуникантов на их способность к эффективному ведению профессиональной коммуникации, развитие у них дискурсивных компетенций, позволяющих продуктивно осуществлять процесс общения. Рассмотрим следующий пример:

Russ Mayne: Donal, if you're asking me for evidence that ZPD is 'not' credible. Well, those making the claims (of credibility) are encumbent to produce evidence that their claims are accurate, no?

Donal Fogarty: thnks nora. I knew it wasn't Krashen but cudn't rem (nor pronounce) Vygotsky :)

Sahar Hikmet Al-Rubaiee: communicative approach is a good way

Donal Fogarty: No. Dissproving hypothses has advanced science for millennia [14] (орфография и пунктуация сохранены в оригинале и переводе. - А. Б., Т. Ш., Ю. Ч.). /

Расс Мэйн: Донал, если вы спрашиваете меня по поводу доказательств того, что ЗБР не является достоверным показателем. Итак, те, кто заявляют о достоверности обзаны предоставить доказательства о достоверности своих утверждений, не так ли?

Донал Фогарти: спсибо нора. Я знал, что это не Крашен, но не мг вспом (или произнести) Выготский:)

Сахар Хикмет Ал-Рубайи: коммуникативный подход - это хороший метод.

Донал Фогарти: Нет. Опрвергающие гипотезы продвинули науку на тысячелетия (далее и по тексту перевод авторов статьи. - А. Б., Т. Ш., Ю. Ч.).

Вышеприведенный текст демонстрирует то, что в чате обучающего вебинара люди из профессионального сообщества довольно часто допускают ошибки (опечатки). Но это вовсе не препятствует процессу коммуникации, так как время вебинара и возможность корректировки сообщения ограничены, а основная задача видится в получении как можно большего объема профессионально-ориентированных знаний.

Активное развитие и внедрение ВПД, в том числе в ответ на социально-экономические перемены (пандемию, связанную с коронавирусом), способствуют и изменению хронотопа: аудиторные занятия заменяются самостоятельными и проводятся через различные образовательные платформы, что ведет к активному развитию как устной, так и письменной форм виртуального общения и способствует повышению уровня требований к дискурсивному потенциалу и учебно-методической подготовке педагогических кадров [2].

2. Благодаря вышеперечисленным основным тенденциям в ПД наблюдается интегрирование различных дискурсивных стилей: научного, научно-популярного, разговорного, что свидетельствует о процессе перехода от институционального к более персональному стилю общения [12], сокращении психологической дистанции между участниками, изменении субъектно-объектной формы профессионального взаимодействия на субъектно-субъектную:

I'm gonna give you a quick outline of what I plan to talk about today. So, who am I ? First of all, hopefully, you can see me up in the top right corner, probably. Just say yeah, we can see you in the chat if that is the case. I'm gonna say briefly what I'm talking about, what I mean by voice interaction and AI assistants. And then spend a bit more time talking about why I use them, why I think it's a good opportunity for language learners and kind relating the importance of the opportunities that they give us for interaction to the kind of pedagogical reasons for using [15]. /

Я дам вам краткое описание того, о чем планирую рассказать. Итак, кто я? Прежде всего, надеюсь, вы можете видеть меня в правом верхнем углу. Просто напишите «да, мы можем видеть вас» в чате, если вы меня видите. Я кратко расскажу о том, что понимаю под виртуальными помощниками с элементами искусственного интеллекта и функцией речевого взаимодействия. Затем я немного расскажу о том, почему их использую, почему считаю, что это хорошая возможность для изучающих язык связать общение с определенными педагогическими целями.

Перед нами пример из вступительной части обучающего вебинара. Спикер чередует использование фраз из разговорного стиля (I'm gonna give you, I'm gonna say briefly, say yeah), научного (voice interaction and AI assistants), научно-популярного (language learners, pedagogical reasons), чтобы сделать свою речь более понятной для слушателей. Он часто употребляет местоимение "you" (you can see me, give you), показывая свою заинтересованность в слушателях, а не только в теме своего вебинара, подтверждая тем самым субъект-субъектную направленность своей коммуникативной деятельности.

Отметим, что интегрирование различных стилей в ПД непосредственно связано с интертекстуальностью и метапредметностью, которые в конечном итоге содержат в себе общую идею взаимодействия и взаимовлияния текстов (вербальных и невербальных) в межкультурной коммуникации:

Ok, so, who am I? Unfortunately, the man in the advertising picture is not me. I think if I go over to the video and make a _ full screen this is me. Hopefully, you can all see me, the real me in your full screen in the webinar. Anyway, I'm gonna exit the full screen on that and return back smoothly to the slides. You should be able to see the slides. So, hang on, I need to click back on that is not me. You can find more about me if you're interested from the links. I think the links are active for you in the slides [Ibidem]. / Хорошо, итак, кто я? К сожалению, человек на фото - это не я. Полагаю, если вы перейдете к видео в полноэкранном формате, то увидите меня. К счастью, вы все можете видеть меня, реального меня в полноэкранном окне вебинара. В любом случае я выхожу из полноэкранного режима и возвращаюсь к слайдам. Вы должны иметь возможность видеть слайды. Минутку, сейчас я кликну на изображение, на котором не я. Вы можете узнать больше информации обо мне по ссылкам. Думаю, ссылки в слайдах активны.

Данный пример убедительно доказывает, что для современного ПД характерно комбинирование устных коммуникативных высказываний, видео, письменного текста, слайдов с изображениями и ссылок на вебстраницы, что обеспечивает в том числе и эмоциональное восприятие основных понятий ПД.

3. Одной из основных тенденций современного ПД является аксиологическая составляющая образовательного пространства [5], которая включает в себя «задачу сохранения такой важной функции образования, как ретрансляция культурных и духовных ценностей» [6, с. 43]. Согласно мнению А. В. Кирьяковой, базовыми ценностями образования на сегодняшний день являются:

«- академические ценности (интеллектуальное развитие, профессиональная компетентность, академические свободы и ответственность и др.);

- ценности личностного роста и благополучия (самоопределение, самореализация и др.);

- ценности гражданского общества (социальной справедливости и ответственности, этичности, свободы, открытости, культурного разнообразия и др.);

- организационные ценности (научной свободы и научного авторитета, доступности образовательных программ, конкурентоспособности и др.)» [7, с. 28].

Полагаем, что в рамках аксиологической составляющей ПД языковое образование должно способствовать тому, чтобы объективно существующие ценности превращались в субъективно значимые для личности обучающегося [1], что достигается при помощи «личностной интериоризации ценностей, перевода их во внутренний план и выработки их как на когнитивном (рациональном), так и на эмоциональном уровнях» [4, с. 10].

Не вызывает сомнений тот факт, что ценности актуализированы в языке, а пути и методы формирования ценностных ориентаций связаны с презентацией новых текстов, которые обеспечивают аксиологичность ПД -способность выражать своим содержанием ценностные понятия (концепты), вызывая при этом эмоциональный отклик у читателя/слушателя [3]. Именно ценностные понятия (концепты) в ПД играют важную роль в реализации положений современных образовательных стандартов. Рассмотрим следующий пример:

Sebastian Chirimbu: Research shows that students at all levels see assessment as something that is done to them on their classwork by someone else. Beyond "percent correct, " assigned letter grades, and grammatical or arithmetic errors, many students have little knowledge of what is involved in evaluating their classwork. Research also shows that students benefit from an awareness of the processes and strategies involved in writing, solving a problem, researching a topic, analyzing information, or describing their own observations. Without instruction focused on the processes and strategies that underlie effective performance of these types of work, most students will not learn them or will learn them only minimally. Surya Nimmagadda: great

Efrossini Zoniou: so-called "objective testing" is eventually preferred Sebastian Chirimbu: sometimes Efrossini

Giang Hoáng: At my college tests and exams are still main way of assess. Jeaphy Kao: yes

Giang Hoáng: But tests and exams are not objective at all.

Jeaphy Kao: great point

Giang Hoáng: and stressful [13]. /

Себастьян Чиримбу: Исследования показывают, что учащиеся всех уровней рассматривают оценивание как что-то, что делает кто-то другой. Помимо «процента правильных ответов,» присвоенных буквенных оценок и грамматических или арифметических ошибок, многие учащиеся мало знают, что необходимо для оценки их классных работ. Исследования также показывают, что учащиеся извлекают выгоду из понимания процессов и стратегий, связанных с написанием, решением проблемы, исследованием темы, анализом информации или описанием собственных наблюдений. Без обучения, сфокусированного на процессах и стратегиях, лежащих в основе эффективного выполнения этих видов работы, большинство студентов не усвоят их или изучат лишь минимально. Сурья Ниммагадда: отлично

Эфросини Зониу: в конечном итоге предпочтение отдается так называемому «объективному тестированию»

Себастьян Чиримбу: иногда Эфросини

Джианг Хоанг: В моем колледже тесты и экзамены по-прежнему являются основным способом оценки. Джеафи Као: да

Джианг Хоанг: Но тесты и экзамены вовсе не объективны. Джеафи Као: отличная идея Джианг Хоанг: и стрессовые.

В вышеприведенном примере основными концептами выступают понятия ASSESSMENT и PERFORMANCE, которые репрезентируются как самими этими лексическими единицами, так и рядом других (evaluating, "percent correct", solving a problem, researching a topic, analyzing information, describing observations и др.), раскрывающих их когнитивный потенциал, делающий их составной частью образовательного пространства в сфере обучения языкам. Данные концепты вызывают определенный эмоциональный отклик у коммуникантов, что лингвистически выражается при помощи использования оценочных прилагательных (great, stressful, not objective).

Аксиологичность ПД определяется таким важным свойством современного образования, как интегра-тивность и метапредметность, которые призваны «повысить ценность знаний, их значимость для коммуникантов, способствуя их переносу из одной области знаний в другие» [11, с. 46]:

Silvia Csiki: how autonomous can yearl students (5 y o)be in generating own questions? could you perhaps suggest some new and original assessment methods _ for KS1?

Surya Nimmagadda: institutional support and _ frame work are very important in the process of testing Richard Elliott: how important is the curriculum and content we teach for the _ final assessment? LORRAINE SAYAN: Parents put a lot of pressure on young learners to achieve good results. perhaps finding a way to involve parents more in the learning process. Richard Elliott: Is ongoing assessment not enough?

Surya Nimmagadda: can you say something about testing with technology? LORRAINE SAYAN: Thank you for the interesting webinar. Surya Nimmagadda: how about using CALL? [13]. /

Сильвия Чики: насколько автономными могут быть студенты первого года обучения (5 лет) при создании собственных вопросов? Не могли бы вы предложить какие-нибудь новые и оригинальные методы оценки KS1 ?

Сурья Ниммагадда: институциональная поддержка и структура очень важны в процессе тестирования Ричард Эллиотт: насколько важны учебный план и содержание для итоговой оценки? ЛОРРЕЙН САЯН: Родители оказывают большое давление на молодых учеников, чтобы они добились хороших результатов, возможно, найти способ больше вовлекать родителей в процесс обучения. Ричард Эллиотт: Разве текущей оценки недостаточно?

Сурья Ниммагадда: что вы можете сказать о тестировании с помощью технологий? ЛОРРЕЙН САЯН: Спасибо за интересный вебинар. Сурья Ниммагадда: как насчет использования CALL?

В вышеприведенном примере коммуниканты обсуждают вопросы, связанные с оценкой деятельности обучающихся (assessment methods for KS1, the process of testing, ongoing assessment, final assessment), то есть обсуждают методику преподавания иностранного языка; делают акцент на институциональности ПД (institutional support and frame work, the curriculum and content), говорят о значимости поддержки и вовлечения родителей в процесс изучения (to involve parents more in the learning process), что, на наш взгляд, затрагивает вопросы психологии взаимоотношений, а также переходят в область информационных технологий (testing with technology? how about using CALL? (Computer Assisted Language Learning)). Именно такой комплексный подход способствует повышению ценности полученных знаний и их интегрированию в профессиональную коммуникативную деятельность.

Подводя некоторые итоги, можно сделать следующие выводы. Во-первых, антропоцентрический подход обусловил возникновение и последующее развитие таких научных направлений, как «лингвистика образования», «образовательный дискурс» и «педагогический дискурс», «анализ учебно-педагогического дискурса», которые нацелены как на исследование коммуникативного взаимодействия учителя и ученика в учебной ситуации, для которых характерна интерактивная модель социально-ритуализированного поведения, так и изучение коммуникации учебных заведений с потребителями своих услуг.

Во-вторых, экстралингвистические (глобализация всех сфер жизни современного общества, социально-экономические преобразования и т.д.) и интралингвистические (изменение основных параметров коммуникативной деятельности) факторы способствуют формированию особого субдискурса в рамках ПД - виртуального педагогического дискурса, который делает коммуникацию в образовательном пространстве более персонализированной, значительно меняя хронотоп и основные требования, предъявляемые к научно-педагогическим кадрам.

В-третьих, важнейшими тенденциями современного педагогического дискурса выступают глобализация современной педагогической системы, интегрирование различных дискурсивных стилей, аксиологичность текстового материала, характеризующегося интертекстуальностью и метапредметностью, что создает предпосылки для изучения и развития самосознания личности участников ПД и формирования ценностных мировоззренческих и профессиональных ориентиров, которые находят практическое применение в педагогической сфере.

В качестве перспектив дальнейшего исследования видятся, во-первых, изучение жизнеспособности вебинара как нового коммуникативного формата педагогического взаимодействия и сопоставительный анализ выявленных тенденций в коммуникативной педагогической практике различных лингвокультурных сообществ. Во-вторых, чрезвычайно интересным представляется лингвистическое моделирование различных жанров обучающей интернет-коммуникации как в англоязычных, так и других социумах.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-012-00364-А (руководитель - А. Ю. Багиян).

Список источников

1. Архипова Е. В., Лагунова Л. В. Языковая аксиология и перифрастический потенциал художественного текста (лингводидактический аспект) // Текст культуры и культура текста: материалы IV Междунар. пед. форума (г. Сочи, 16-17 октября 2017 г.). СПб.: РОПРЯЛ, 2017. С. 5-9.

2. Багиян А. Ю., Ширяева Т. А. Методика концептуального лингвопроектирования профессиональной идентичности: подходы к разработке, сущность и перспективы // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2 «Языкознание». 2018. Т. 17. № 4. С. 214-228.

3. Белякова И. Г. Современное языковое образование в высшей школе через призму активизации интегративной функции межкультурной коммуникации // New World. New Language. New Thinking: материалы II Междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. Л. В. Сафронова. М., 2019. С. 7-12.

4. Ерошенкова Е. И. Аксиологические ориентиры образовательной реальности: от истоков к современности профессионального образования // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. 2016. Т. 15. № 4. С. 9-14.

5. Касаткин П. И. Аксиология современного российского образовательного пространства // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия «Познание». 2017. № 11-12 (72-73). С. 67-71.

6. Касаткин П. И. Ценностная аксиоматика образовательного пространства: автореф. дисс. ... д. филос. н. М., 2018. 53 с.

7. Кирьякова А. В. Ценностные ориентиры университетского образования // Вестник Оренбургского государственного университета. 2011. № 2 (121). С. 27-33.

8. Литвишко О. М., Черноусова Ю. А. Лингвокультурная медиация как компонент глокального подхода в обучении профессионально-ориентированному английскому языку (на примере направлений подготовки 38.03.02, 38.04.02 «Менеджмент» и 40.03.01, 40.04.01 «Юриспруденция») // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Лингвистика и межкультурная коммуникация». 2016. № 2. С. 139-143.

9. Суворова С. Л. Феноменология исследования понятий «Дискурс» и «Педагогический дискурс» // Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия «Образование. Педагогические науки». 2012. № 4 (263). С. 84-87.

10. Тленкопачева М. Н. Виртуальный педагогический субдискурс в пространстве современного педагогического дискурса // Электронное обучение: состояние, проблемы, перспективы: материалы Междунар. науч.-метод. конф., посвященной 10-летию интернет-института ТулГУ (9-10 октября 2018 г.). Тула: Изд-во ТулГУ, 2019. С. 39-41.

11. Устинова Е. С. Организация курса истории Великобритании с позиций глобального образования // Иностранные языки в высшей школе. 2008. № 7. С. 45-53.

12. Bagiyan A. Y., Shiryaeva T. A., Alikaeva L. S., Dotkulova Z. O., Toguzaeva M. R. Forming Professional Identity in Popular Science IT Discourse: Discursive Markers and Their Functional Diapason // Humanities and Social Sciences Reviews. 2019. Vol. 7. № 6. P. 263-270.

13. Dodgson D. Multiple Choices - A Conversation about Language Testing, Teaching & Learning [Электронный ресурс]. URL: https://www.teachingenglish.org.uk/article/david-dodgson-multiple-choices—a-conversation-about-language-testing-teaching-learning (дата обращения: 28.08.2020).

14. Lethaby C., Dexter Ph., Kerr Ph. Learning styles discussion forum [Электронный ресурс]. URL: https://www.teachingenglish. org.uk/article/learning-styles-discussion-forum (дата обращения: 28.08.2020).

15. Underwood J. Using Voice and AI Assistants for Language Learning [Электронный ресурс]. URL: https://www.teachingenglish. org.uk/article/using-voice-ai-assistants-language-learning (дата обращения: 28.08.2020).

Modern Trends in Pedagogical Discourse Development (by the Material of the English Language)

Bagiyan Aleksandr Yur'evich, PhD Shiryaeva Tatiana Alexandrovna, Dr Chernousova Yuliana Anatolievna, PhD

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Pyatigorsk State University [email protected]; [email protected]; [email protected]

The research objectives are as follows: to identify and systematize modern trends in development of pedagogical discourse as an integral part of the modern society, to reveal specificity of communicative interaction between participants of the English-language educational webinars. Scientific originality of the study is conditioned by the fact that the webinar is for the first time considered as a new socio-communicative phenomenon of virtual pedagogical discourse, in which institutional interaction becomes less ritualized, the chronotope structure of communication transforms, which leads to changes in a virtual linguistic personality's pragmatic intentions within the framework of distant communication. The conducted research has allowed the authors to identify the following basic trends of pedagogical discourse development: globalization, integration of different discourse styles, axiologicity of textual material of intertextual and meta-disciplinary nature aimed to form value and professional orientations of educational process participants.

Key words and phrases: pedagogical discourse; virtual pedagogical discourse; virtual linguistic personality; chronotope.

https://doi.org/10.30853/filnauki.2020.11.32 Дата поступления рукописи: 01.10.2020

Цель исследования - выявление наиболее значимых языковых средств репрезентации эмотивности на уровне немецкого медийного дискурса. Это позволяет расширить ракурс исследования, включив в него когнитивные элементы, текстопостроительные модели, и проанализировать различные слои информации, связанные с индикаторами эмоциональной составляющей текста. Научная новизна заключается в том, что впервые эмотивный дискурс онлайн-СМИ рассматривается в противопоставлении двух базовых эмоций, а именно эмоции «радости» и эмоции «страха». В результате дано комплексное описание эмотивности дискурса немецких онлайн-СМИ на примере актуализации в тексте базовых эмоций «радость» и «страх» и доказано, что эмотивность немецкого публицистического текста выражается как лексическими, так и синтаксическими средствами и является важной частью событийного медиатекста.

Ключевые слова и фразы: языковая репрезентация базовых эмоций; эмотивность текста; немецкий медийный дискурс.

Баранова Наталья Александровна, к. филол. н.

Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, г. Архангельск [email protected]

Русяева Мария Михайловна, к. филол. н.

Всероссийский государственный университет юстиции, Средне-Волжский институт, г. Саранск [email protected]

Амосова Наталья Владимировна, к. филол. н.

Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова, г. Архангельск п. amosova@narfu. ги

Базовые эмоции «радость» и «страх» в дискурсе немецких онлайн-СМИ

Актуальность обусловлена необходимостью тщательного изучения эмоционального потенциала публицистического текста как субъекта влияния на общественное мнение. В настоящее время особой популярностью пользуются междисциплинарные исследования языка средств массовой информации. При этом большое

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.