ОШУРКОВ Денис Владимирович,
старший преподаватель Восточно-Сибирского института МВД России, e-mail: den-osh@yandex.ru
ШЕВЕЛЕВ Даниил Лазарович,
преподаватель Ставропольского филиала Краснодарского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации, e-mail: danshev026@gmail.com
КОСТЮКОВ Александр Владимирович,
преподаватель Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России, e-mail: Berger.87@mail.ru
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КРОСС-ТРЕНИНГА В ФОРМИРОВАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
СТУДЕНТОВ
Аннотация. Результативность процесса физического воспитания студентов ВУЗов в определенной степени зависит от своевременного внедрения современных средств физической тренировки в рамках модернизации современного образования, направленных на повышение уровня физической подготовленности будущих специалистов. Цель - разработать и обосновать эффективность методики кросстренинга для студентов в рамках секционной работы относительно повышения уровня их физической подготовленности. Участники: 32 студента возрастом 17,80±0,80 лет, которые были разделены на Группу 1 (n = 16) и Группу 2 (n = 16) группы. Методы: анализ данных научно-методической литературы; педагогическое наблюдение, тестирование и эксперимент; методы математической статистики. Результаты и их обсуждение исследования. Для достижения поставленной цели было проведено исследование, которое закачалось во внедрении методики занятий крос-стренингом со студентами ВУЗа в рамках секционной работы. Особенность методики состояла в использовании 20 минутных интенсивных тренировочных сессий в соответствии с философией современной функциональной тренировки. При том обеспечивалось чередование характера и содержания нагрузки, в соответствии с логикой постепенного развития физической подготовленности студентов. Анализ сравнения результатов начального и повторного тестирования физической подготовленности позволил выявить достоверно более высокие показатели у студентов Гоуппы 1, по сравнению со студентами Группы 2, которые занимались в соответствии с программой физического воспитания в ВУЗе. На. Выводы. Предположение об эффективности использования секционных занятий кросстренингом со студентами относительно повышения уровня их физической подготовленности было подтверждено. Полученные данные позволяют рекомендовать представленный методологический подход в оптимизации двигательной готовности студентов относительно создания вариативности воздействий в рамках процесса физического воспитания в ВУЗе.
Ключевые слова: студенты, физические качества, физическая подготовленность, комплексная тренировка, кросстренинг, круговая тренировка, кроссфит.
OSHURKOV Denis Vladimirovich,
Senior lecturer, East-Siberian Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2023
DOI: 10.24412/2076-1503-2023-5-394-399 NIION: 2018-0076-5/23-369 MOSURED: 77/27-023-2023-5-369
SHEVELEV Daniil Lazarovich,
lecturer,
Department Stavropol Branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
KOSTIUKOV Alexander Vladimirovich,
lecturer,
Tyumen Advanced Training Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation
EFFICIENCY OF USING CROSS-TRAINING IN FORMING PHYSICAL
FITNESS OF STUDENTS
Annotation. The effectiveness of the process of physical education of university students to a certain extent depends on the timely introduction of modern means of physical training as part of the modernization of modern education, aimed at increasing the level of physical fitness of future specialists. The goal is to develop and substantiate the effectiveness of the cross-training methodology for students in the framework of sectional work in relation to increasing their level of physical fitness. Participants: 32 students aged 17.80±0.80 years who were divided into Group 1 (n = 16) and Group 2 (n = 16) groups. Methods: analysis of scientific and methodological literature data; pedagogical supervision, testing and experiment; methods of mathematical statistics. Results and discussion of the study. To achieve this goal, a study was conducted, which began in the implementation of the methodology for cross-training with university students as part of sectional work. The peculiarity of the methodology was the use of 20-minute intense training sessions in accordance with the philosophy of modern functional training. At the same time, the alternation of the nature and content of the load was provided, in accordance with the logic of the gradual development of students' physical fitness. Comparison analysis of the results of initial and repeated testing of physical fitness revealed significantly higher rates among students of Group 1, compared with students of Group 2, who were engaged in accordance with the program of physical education at the university. On the. Conclusions. The assumption about the effectiveness of using sectional cross-training sessions with students to increase their level of physical fitness was confirmed. The data obtained allow us to recommend the presented methodological approach in optimizing the motor readiness of students regarding the creation of variability of influences within the framework of the process of physical education in the university.
Key words: students, physical qualities, physical fitness, complex training, cross training, circuit training, crossfit.
Процесс физического воспитания студенческой молодежи играет немаловажную роль в формировании гармонично развитой и конкурентоспособной личности. Именно повышение уровня здоровья и развитие необходимых физических качеств коррелируют с рациональной двигательной активностью студентов, показателем, который нестабилен и имеет тенденцию к снижению в период обучения в ВУЗе, что является негативным фактором влияния на состояние здоровья будущих специалистов [11]. Следовательно, существует проблема недостаточности обязательных занятий физическим воспитанием в ВУЗах относительно состояния студентов, что требует активизации секционной работы с использованием интересных и эффективных видов физкультурно-оздоровительной работы со студентами [6]. В данном ключе, современные популярные виды функциональной тренировки, к которым относятся разновидности
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2023
кросстренинга представляют собой перспективное направление модернизации физического воспитания и активизации двигательной активности студентов ВУЗов [4; 7].
Большинство современных видов кросстренинга являются систематизированными комплексными занятиями с использованием высокоинтенсивных режимов физической нагрузки, направленные на повышение функциональной готовности организма занимающихся [9; 12]. Следовательно, влияние кросстренинга на организм студентов сосредоточено на оптимизацию двигательного потенциала индивида в результате использование кратковременных серий физических упражнений [8, 10]. Таким образом, занятия кросстре-нингом могут быть рекомендованы для занимающихся основной группы здоровья в ВУЗе как в структуре программы по физическому воспитанию, так и в секционной работе. Анализ научно-методической литературы свидетельствует, о
положительных отзывах о влиянии занятий крос-стренинга на атлетов различных видов спорта [3; 5], а также в рекреационной работе с индивидами, не занимающимися спортом [1; 2]. Однако результаты научных исследований касаются, в основном, использования методологии кросстренинга в занятиях со студентами по программа, разработанным для представителей разных видов спорта, но недостаточно эмпирических данных относительно их модификации в соответствии с требованиями с особенностями занимающихся студенческого возраста. Это обуславливает актуальность изучения данного вопроса и позволяет сформировать гипотезу текущего исследования, состоящую в возможности формирования программы секционных занятий кросстренинга эффективно воздействующих на повышение физической подготовленности студентов ВУЗа.
Цель исследования - разработать и обосновать эффективность методики кросстренинга для студентов в рамках секционной работы относительно повышения уровня их физической подготовленности.
Материал и методы исследования. Методы исследования: анализ данных релевантных научно-методических источников по вопросам внедрения кросстренинга в процесс физического воспитания студентов ВУЗов; педагогическое наблюдение; констатирующий и формирующий педагогический эксперимент; педагогическое тестирование; математико-статистическая обработка результатов исследования.
Объекты. В исследовании принимали участие 32 студента возрастом 17,80±0,80 лет изъявившие желание регулярно заниматься в секции кросстренинга. Требованиям к участникам было то, что они не должны были регулярно заниматься спортом помимо посещения секционных занятий в период исследования. Все участники были ознакомлены с особенностями проведения исследования и дали согласие на участие в нем посредством заполнения GoogleForm.
Педагогический эксперимент. Формирующий эксперимент длился четыре месяца. Суть этого эксперимента заключалась в том, что из студентов, посещавших секцию кросстренинга, была сформирована экспериментальная выборка из 16 человек (Группа 1; п = 16). Еще и 16 студентов, которые посещали обязательные занятия по физическому воспитанию в ВУЗе и не были ограничены в посещении других секций и занятий видами спорта в свободное время была сформирована контрольная выборка (Группа 2; п = 16). Согласно статистическим данным, к началу исследования между показателями физического состояния студентов Группы 1 и Группы 2 статистически достоверных расхождений не выявлено (р > 0,05).
Для достижения цели исследования занятия крос-стренингом в рамках секционной работы предполагалось проводить три раза в неделю. В пределах каждой тренировки практиковали кросс-фит-подготовку, которая длилась 20 мин, помимо разминки, заминки и обучения технике упражнений. Экспериментальная методика включала три вида тренировок: работа без учета времени; работа с учетом времени; работа с учетом количества раундов. Суть первого вида тренировок заключалась в выполнении нескольких упражнений по одному подходу без отдыха и это был один раунд (круг). Например: броски набивного мяча (10 раз); разгибание туловища, лежа на животе, ноги закреплены, руки за головой, локти разведены в стороны (20 раз); напрыгивание на тумбу (20 раз). Количество раундов зависело от уровня физической подготовленности студентов. Этот вид тренировок нелимитированный временем, практиковался в начале эксперимента. Задания выполняли раунд за раундом, при необходимости делали 10-15-секундную паузу. С повышением тренированности студентов переходили к более сложной разновидности тренировок, которая предполагала постепенное увеличение объема работы за одинаковый промежуток времени (20 мин). Задача предполагала постепенное увеличение количества раундов при одинаковом повторении выполняемых упражнений. Например, приседания на одной ноге (по 5 раз на каждой); подъем (угол 90°) прямых ног из положения виса на перекладине (10 раз); сгибание и разгибание рук в упоре лежа, выпрыгивание вверх из упора присев, хлопанье руками над головой (10 раз). Переходить к следующему упражнению и раунду можно было только после выполнения запланированного количества повторений в подходе. Оптимальное количество повторений в каждом подходе зависело от физической подготовленности студентов. Суть третьей разновидности занятий заключалась в сокращении времени выполнения заданного объема работы. Определяли для каждого упражнения общее количество повторений, например, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, выпрыгивание вверх из упора присев, хлопанье руками над головой (50 раз); подъем (угол 90°) прямых ног из положения виса на перекладине (80 раз); броски набивного мяча (100 раз); прыжки через препятствие боком (150 раз). Каждый студент сам определял количество повторений упражнения на одном круге. С целью варьирования комплекса с кроссфит-тренировок через каждые 4-6 недель меняли средства воздействия на различные мышечные группы. Реализуя программу кросс-тренировок в Группе 1 придерживались следующих правил: при подборе средств и параметров нагрузок принимали во внимание индивидуальные и
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2023
возрастные особенности, уровень физической подготовленности студентов; в пределах одного раунда предусматривали чередование влияния на различные группы мышц (руки, туловище, ноги); постепенное сокращение отдыха между упражнениями и раундами; не практиковали тренировку до отказа, чтобы не снижать темп и мощность выполнения; не форсировали увеличение массы приборов, снарядов (гири, мяч); обязательно использовали кардионагрузку (бег, вело-тренажер и т.п.) в объеме примерно 50%; избегали постановки сверхтрудных для студентов задач. Для профилактики травматизма на тренировках на начальном тапе значительно время уделяли обучению техники выполнения упражнений, а в дальнейшем постоянно контролировали технику выполнения упражнений, обеспечивали страхование, самострахование и надлежащую экипировку. Реакцию организма на физическую нагрузку оценивали по показателю ЧСС.
Педагогическое наблюдение. Данный метод предполагал сквозное наблюдение за процессом организации и реализации двигательной деятельности испытуемых по кросстренингу в рамках секционной работы.
Двигательное тестирование. Для определения исходного уровня физической подготовленности и ее динамики под воздействием экспериментальной программы были определены показатели в следующих тестовых процедурах: бег на 30 м, с (быстрота); челночный бег 4х9 м, с (ловкость); прыжок в длину с места, см и бросок набивного
мяча двумя руками из-за головы стоя, м (скорост-но-силовые качества); поднимание туловища в сед из положения лежа, раз и подтягивание на перекладине, раз (силовая выносливость мышц рук и туловища); наклон туловища вперед из положения сидя, см (гибкость позвоночного столба); тест К. Купера, м (общая выносливость).
Статистика. Математическую обработку данных осуществляли с использованием программных пакетов MS Excel (Microsoft, США)
Результаты исследования и их обсуждение. Эффективность экспериментальной методики оценивали путем сравнения уровня физического состояния студентов Группы 1 и Группы 2 до и после эксперимента. В результате анализа полученных данных установлено, что в обеих группах произошли положительные изменения по всем измеряемым показателям. Однако величина и достоверность прироста результатов разные.
На рисунке 1 представлены показатели прироста результатов тестирования, характеризующих динамику физической подготовленности испытуемых на протяжении эксперимента. За период эксперимента показатель в беге на 30 м у студентов Группы 1 улучшился с 5,44±0,27 с до 5,07±0,20 с (р<0,05), а у студентов Группы 2 - с 5,41±0,25 до 5,33±0,22 с (р>0,05). В челночном беге у студентов Группы 1 улучшились с 9,65±0,21 с до 9,15±0,17 с (р<0,05). В КГ исходные данные в том тесте составили 9,71 ± 0,23 с, а конечные -9,55±0,20 с.
Рисунок 1 - Прирост результатов двигательного тестирования студентов Группы 1 и Группы 2 за время эксперимента.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2023
Положительные изменения произошли в проявлении скоростно-силовых качеств. Так, средний показатель прыжка в длину с места у студентов Группы 1 улучшился с 208,02±6,50 см до 220,60±4,85 см (р<0,05). У студентов Группы 2 результат в данном тесте изменился с 209,25±6,81 см до 214,51±6,11 см (р>0,05). В начале исследования результаты теста «броски набивного мяча положения стоя» в Группе 2 составляли 9,49±0,90 м, а в Группе 1 - 9,39±0,75 м. В конце эксперимента результат у студентов Группы 2 улучшился до 10,28±0,77 м (р > 0,05), а в Группе 1 до 11,25±0,62 м (р<0,05). Положительные изменения происходили в двух группах в развитии силовой выносливости. Так, количество подтягиваний на перекладине у студентов Группы 1 возросло с 10,22±0,77 до 13,44±0,21 раз (р<0,05). У студентов Группы 2 результаты изменились с 10,20±0,55 до 10,5±0,61 раз (р>0,05). Количество подъемов туловища в сед за 30 с у студентов Группы 1 в начале исследования составляло 24,25±0,66 раза, а у студентов Группы 2 - 24,05±1,21 раз. В конце исследования в Группе 1 результат увеличился до 27,65±0,71 раза (р<0,05), а в КГ до 26,11±0,10 раз (р>0,05). Показатель развития гибкости по результатам теста «наклон туловищ вперед» у студентов Группы 1 в начале исследования составлял 9,50±0,82 см, а у студентов Группы 2 -9,67±0,68 см. В конце эксперимента наблюдается некоторое улучшение показателей в Группе 2 -10,51 ±0,69 см (р>0,05). В Группе 1 результат увеличился до 12,25±0,59 см (р<0,05). В начале эксперимента общая выносливость по тесту Купера составляла у студентов Группы 1 2280±20,40 м, а у студентов Группы 2 - 2300±18,40 м. После эксперимента студенты Группы 1 преодолели за 12 мин 2445±15,30 м (р <0,05). У студентов Группы 2 показатель теста улучшился до 2250±15,60 м (р<0,05).
Таким образом, было установлено преимущество секционных занятий кросстренингом относительно динамики физической работоспособности студентов ВУЗа, что подтверждает рабочую гипотезу текущего исследования.
Выводы. Сравнительный анализ показателей физической подготовленности студентов обеих групп указывает на отсутствие статистически достоверной разницы в исходных данных. После формирующего эксперимента, в пределах которого реализовывалась разная методика физической подготовки, у студентов Группы 1 прирост результатов был более весомым и имел статистически достоверные изменения (р<0,05). Студенты Группы 1, применявшие кросстренинг, показали более высокий уровень физической подготовленности, чем студенты Группы 2, которые практиковали традиционную методику физиче-
ского воспитания в ВУЗе. Полученные результаты позволяют говорить о целесообразности применения кросстренинга в процессе подготовки студентов на секционных занятиях.
Перспективы дальнейших исследований состоят в разработке программы кросстренинга щадящей направленности для студентов, относящихся к специальной медицинской группе.
Список литературы:
[1] Айвазян Т.Т. Кроссфит как направление физического воспитания в вузе // Студенческий. 2020. № 15-2 (101). - С. 80-81.
[2] Андреев Е.Э. Кроссфит, как эффективный метод совершенствования физической подготовленности // Современные проблемы физической культуры и спорта: Материалы XVII Всероссийской научной конференции (21 ноября 2013 г.). - Хабаровск, 2013. - С. 14-18.
[3] Глезденева Л.Д., Коцуба М.В. Современные оздоровительные технологии в физическом воспитании студентов (на примере кроссфита) // Проблемы современного социума глазами молодых исследователей - XIII: Материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции (19 мая 2021 года). - Волгоград, 2021. - С. 491494.
[4] Гросс Е.Р., Гужова Т.И., Титкова И.А., Костырева Т.В. Применение методики кроссфита в системе физической подготовки высших учебных заведений // Физическая культура и спорт Верхневолжья. 2019. № 12. - С. 41-43.
[5] Довгаль А.В. Метод кросс - тренинга в учебном процессе по физической культуре в ВУЗе // Психология и педагогика XXI века: Современные проблемы и перспективы: сборник статей Международной научно-практической конференции (15 марта 2018 г.). - Оренбург, 2018. - С. 164166.
[6] Ермолов К.Н. Физическое воспитание студентов на основе тренировок функционального многоборья (кроссфита) // Студенческая наука и XXI век. 2018. № 16-2. - С. 114-117.
[7] Коник А.А., Дорохин А.Ю. Кроссфит как направление совершенствования процесса физического воспитания в вузе // Инновационные подходы в методике образовательного процесса: Материалы международной научно-методической конференции (27-29 марта 2018 г.). - Белгород, 2018. - С. 139-146.
[8] Краснов А.В., Пашкова Н.Н. организационно-методические рекомендации функционального тренинга учащейся молодежи на основе кроссфита // Проблемы и перспективы физического воспитания, спортивной тренировки и адаптивной физической культуры: Материалы Всероссийской с международным участием науч-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2023
но-практической конференции (21 февраля 2018 г.). - Казань, 2018. - С. 711-714.
[9] Мурашева М.В. Круговая тренировка (кроссфит) как инновационная форма проведения занятий по физической культуре в условиях вуза // Педагогический опыт: теория, методика, практика. 2016. №. 1. - С. 357-358.
[10] Мурашов В.Д. Перспективы внедрения системы кроссфита в образовательный процесс высших учебных заведений // Российская цивилизация: история, проблемы, перспективы: Материалы XXIII межрегиональной молодёжной научно-практической конференции с международным участием (08 декабря 2019 г.). - Иркутск, 2020. -С. 273-276.
[11] Райш И.В., Шакиров А.Р. Кроссфит как инновационная форма проведения занятий по физической культуре в условиях вуза для девушек // Физическое воспитание, спорт, физическая реабилитация и рекреация: проблемы и перспективы развития: Материалы VII Международной электронной научно-практической конференции (1920 мая 2017 г.). - Красноярск, 2017. - С. 262-267.
[12] Эммерт М.С., Фадина О.О. Использование кроссфит-тренировки в общей физической подготовке студентов // Физическое воспитание и спорт в системе образования: современное состояние и перспективы: Материалы Международной научно-практической конференции (29-30 апреля 2021 г.). - Омск, 2021. - С. 47-51.
Spisok literatury:
[1] Ajvazyan T.T. Krossfit kak napravlenie fizich-eskogo vospitaniya v vuze // Studencheskij. 2020. № 15-2 (101). - S. 80-81.
[2] Andreev E.E. Krossfit, kak effektivnyj metod sovershenstvovaniya fizicheskoj podgotovlennosti // Sovremennye problemy fizicheskoj kul'tury i sporta: Materialy HVII Vserossijskoj nauchnoj konferencii (21 noyabrya 2013 g.). - Habarovsk, 2013. - S. 14-18.
[3] Glezdeneva L.D., Kocuba M.V. Sovremen-nye ozdorovitel'nye tekhnologii v fizicheskom vospi-tanii studentov (na primere krossfita) // Problemy sovremennogo sociuma glazami molodyh issledo-vatelej - XIII: Materialy XIII Vserossijskoj nauch-no-prakticheskoj konferencii (19 maya 2021 goda). -Volgograd, 2021. - S. 491-494.
[4] Gross E.R., Guzhova T.I., Titkova I.A., Kosty-reva T.V. Primenenie metodiki krossfita v sisteme fizicheskoj podgotovki vysshih uchebnyh zavedenij // Fizicheskaya kul'tura i sport Verhnevolzh'ya. 2019. № 12. - S. 41-43.
[5] Dovgal' A.V. Metod kross - treninga v ucheb-nom processe po fizicheskoj kul'ture v VUZe // Psi-hologiya i pedagogika XXI veka: Sovremennye problemy i perspektivy: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii (15 marta 2018 g.). - Orenburg, 2018. - S. 164-166.
[6] Ermolov K.N. Fizicheskoe vospitanie studentov na osnove trenirovok funkcional'nogo mnogobor'ya (krossfita) // Studencheskaya nauka i XXI vek. 2018. № 16-2. - S. 114-117.
[7] Konik A.A., Dorohin A.Yu. Krossfit kak napravlenie sovershenstvovaniya processa fizich-eskogo vospitaniya v vuze // Innovacionnye podhody v metodike obrazovatel'nogo processa: Materialy mezhdunarodnoj nauchno-metodicheskoj konferencii (27-29 marta 2018 g.). - Belgorod, 2018. - S. 139146.
[8] Krasnov A.V., Pashkova N.N. organizacion-no-metodicheskie rekomendacii funkcional'nogo treninga uchashchejsya molodezhi na osnove krossfita // Problemy i perspektivy fizicheskogo vospitaniya, sportivnoj trenirovki i adaptivnoj fizicheskoj kul'tury : materialy Vserossijskoj s mezhdunarodnym uchast-iem nauchno-prakticheskoj konferencii (21 fevralya 2018 g.). - Kazan', 2018. - S. 711-714.
[9] Murasheva M.V. Krugovaya trenirovka (krossfit) kak innovacionnaya forma provedeniya zanyatij po fizicheskoj kul'ture v usloviyah vuza // Pedagog-icheskij opyt: teoriya, metodika, praktika. 2016. №. 1. - S. 357-358.
[10] Murashov V.D. Perspektivy vnedreniya sis-temy krossfita v obrazovatel'nyj process vysshih uchebnyh zavedenij // Rossijskaya civilizaciya: istoriya, problemy, perspektivy: Materialy XXIII mezhregional'noj molodyozhnoj nauchno-praktich-eskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem (08 dekabrya 2019 g.). - Irkutsk, 2020. - S. 273-276.
[11] Rajsh I.V., Shakirov A.R. Krossfit kak innovacionnaya forma provedeniya zanyatij po fizicheskoj kul'ture v usloviyah vuza dlya devushek // Fizich-eskoe vospitanie, sport, fizicheskaya reabilitaciya i rekreaciya: problemy i perspektivy razvitiya: Materialy VII Mezhdunarodnoj elektronnoj nauchno-prak-ticheskoj konferencii (19-20 maya 2017 g.). - Krasnoyarsk, 2017. - S. 262-267.
[12] Emmert M.S., Fadina O.O. Ispol'zovanie krossfit-trenirovki v obshchej fizicheskoj podgotovke studentov // Fizicheskoe vospitanie i sport v sisteme obrazovaniya: sovremennoe sostoyanie i perspektivy: Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-praktich-eskoj konferencii (29-30 aprelya 2021 g.). - Omsk, 2021. - S. 47-51.
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2023