ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОЛЛАБОРАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ КАЗАХСТАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Темирбекова Галия Азатбековна,
Южно-Казахстанский государственный педагогический университет Калдыкозова Сандугаш Еркинбековна, Южно-Казахстанский университет Шымкент, Казахстан
Аннотация. В данной статье рассматриваются вопросы коллаборативного обучения в условиях модернизации образования. По мнению авторов статьи, главная идея коллаборативного обучения - обучение в сотрудничестве: учиться вместе, а не просто выполнить что-то вместе. В статье представлены приемы коллаборативного обучения при изучении языка
Ключевые слова: коллаборативное обучение, обучение в сотрудничестве, групповая работа, компетентностно-ориентированный подход
THE EFFECTIVENESS OF THE USE OF COLLABORATIVE LEARNING IN THE CONDITIONS OF MODERNIZATION OF KAZAKH EDUCATION
Galiya A. Temirbekova,
South Kazakhstan State Pedagogical University Sandugash Y. Kaldykozova,
South Kazakhstan University Shymkent, Kazakhstan
Abstract. This article discusses the issues of collaborative learning in the context of modernization of education. According to the authors of the article, the main idea of collaborative learning is learning in collaboration: learn together, not just do something together. The article presents the techniques of collaborative learning in language learning.
Keywords: collaborative learning, collaborative learning, competence-based approach
Для мировой педагогики нового столетия характерен переход к таким моделям обучения, которые ставят ученика в активную позицию. Парадигма современного Казахстанского образования заключается в том, чтобы дать всем без исключения возможность для разностороннего развития, реализации творческого потенциала, заложенного в каждом человеке от природы [http... ]. Важнейшим направлением в школьной системе выступает реализация личностно-ориентированного подхода в образовании, способного сыграть в жизни школьника значительную роль в достижении им впоследствии вершин личностного и профессионального развития. Чтобы воспитать такую личность, необходимо научить ребенка решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, создать условия для социализации личности ученика.
Переход классно-урочной системы от фронтальной к индивидуальным и групповым формам работы — это требование времени. И в этой связи представляется не совсем оправданным то скромное место, которое пока еще занимает в школе групповая работа. Учебный процесс в группах построен как поисковая, исследовательская деятельность, в ходе которой происходит обмен мнениями, разворачиваются дискуссии. При организации работы в парах и группах каждый ученик не просто сидит на уроке, а мыслит, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное. В группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога [Бектасова 2016, Артамонова 2012]. Кроме того, групповые формы работы делают урок более интересным, живым, воспитывают у детей сознательное отношение к учебному
труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса. Групповая работа позволяет услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться. Обмен мнениями может способствовать и выработке новых идей, которые часто являются неожиданными и продуктивными. Обмен мнениями может способствовать и появлению интересных вопросов, поиск ответов на которые будет побуждать к изучению нового материала. Роль преподавателя на этом этапе работы состоит в том, чтобы стимулировать учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме, способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников. При этом важно не критиковать их ответы, даже если они неточны или неправильны. На данном этапе важным является правило: «Любое мнение учащегося ценно». Иногда может возникнуть ситуация, когда заявленная тема незнакома учащимся, когда у них нет достаточных знаний и опыта для выработки суждений и умозаключений. В этом случае можно попросить ребят высказать предположения или прогноз о возможном предмете и объекте изучения. Об успешности коллаборативной среды в процессе преподавания и обучения известно и доказано давно. Обновленная программа образования предполагает, что обучение должно быть активным, проводиться в условиях созданной коллаборативной среды, должна осуществляться дифференциация обучения, в процессе осуществления должны реализовываться межпредметные связи [Артамонова 2008:17].
Коллаборативное (совместное) обучение - это подход, в рамках которого обучение построено на тесном взаимодействии между обучающимися, либо между обучающимися и учителем. С английского - collaborative - общий, объединённый, совместный. Это образовательный подход в преподавании и обучении, который представляет собой группы учащихся, работающих вместе для решения проблемы, выполнения задания или создания какого-либо продукта. Участники процесса получают знания через активный совместный поиск информации, обсуждение и понимание смыслов. Обучение в сотрудничестве основано на понимании обучения как естественного социального взаимодействия, в котором участники общаются между собой и в результате осуществляется обучение. Именно в условиях коллаборативного обучения, учащиеся имеют возможность общаться со сверстниками, представлять и защищать идеи, обмениваться своим убеждениями, ставить под сомнения другие концепции, принимать активное участие на уроке. Сотрудничество в группах содействует развитию следующих аспектов личности: социальной, познавательной и эмоциональной.
Коллаборативная среда развивает взаимопонимание. Взаимопонимание - это наличие у всех участников группы обучения сходных знаний о процессе взаимодействия, сходных взглядов, предположений и допущений, т.е. разделение всей группой одних и тех же идей. Обучение является активным процессом, согласно которому учащиеся усваивают информацию и связывают её усвоение со знанием, которым они обладают. Работа в группах с целью решения существующей проблемы очень действенный способ обучения. Этот подход позволит учащимся: эффективно планировать время; коллективно обсуждать инновационные подходы и идеи; определять, требуется ли какая-либо индивидуальная деятельность или обдумывание до работы в группе; назначать роли внутри группы или поручать части задания различным членам групп; достигать согласия при выполнении задания.
Кроме того, по мнению исследователей, ученики, работающие в небольших группах, больше узнают о том, что преподаётся и дольше сохраняют полученные в результате знания, нежели ту же самую информацию, представленную в других учебных форматах. Ученики, которые работают в коллаборативных группах, кажутся более удовлетворёнными своими классами.
Главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто выполнить что-то вместе. Используемые при этом методы интерактивного обучения направлены на развитие
критического мышления, при планировании урока учитываются индивидуальные и возрастные особенности детей, а также уделяется внимание одарённым детям. Все это позволяет создать на уроке такие условия, при которых каждый ученик вовлекается в учебный процесс и чувствует ответственность за общий результат [Дьяченко 1991:26]. Организация группового общения должна проходить в атмосфере сотрудничества, дружелюбия и доверия. Успешность обучения и преподавания заключается в создании атмосферы, позволяющей личности чувствовать себя свободно и безопасно в процессе обучения. Обучение в сотрудничестве является не только методом, используемым в классе, но и личной философией учащегося. Во всех случаях объединения субъектов в группы, сотрудничество предлагает способ работы, основанный на взаимном уважении, выявлении способностей участников и определении личного вклада каждого члена группы. «Групповая работа в классе будет эффективной тогда, когда учителем будут учтены индивидуальные, возрастные, и психологические особенности учащихся. У каждого ученика имеются определённые знания, нужно всего лишь дать возможность создать условия для их проявления» [Дьяченко 1991:41].
В процессе использования групповой работы как одного из способов развития коммуникативных компетенций учащихся, есть ряд преимуществ:
- возрастает объем усваиваемого материала и глубина его понимания;
- на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;
- приобретаются навыки, необходимые для жизни в обществе: самостоятельность, ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей;
- учитель получает возможность реально осуществлять индивидуальный подход к учащимся; учитывать их взаимные склонности, способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам задания, дифференцированные по трудности.
Положительный результат урока будет зависеть от того, насколько учитель заранее продумает и запланирует:
1. Задания, требующие участия всех членов группы. Учащиеся в группе должны чувствовать, что они все вместе, что успех каждого возможен только в случае успеха всей группы. Чувство, что от тебя зависит успех твоих сверстников, является сильным мотивом в групповой работе.
2. Задания для группы должны предусматривать вынесение суждений, оценивания и обоснования, аргументирования решений.
3. Задания должны соответствовать возможностям и способностям учеников.
4. Необходимо предусмотреть наличие духа соревнования между группами. Группы могут получить одинаковые задания и соревноваться в нескольких категориях -самое неожиданное решение, эффективная презентация, самый доступный метод изложения материала и т.д.
5. Учитель обязан подробно объяснить классу, как будут работать группы, как будет оцениваться работа. Разъясняется цель работы. Групповая работа более успешна тогда, когда учеников оценивают на основании заранее разработанных и известных ученикам критериев оценивания.
6. Ученикам необходимо привить такие навыки, которые помогут работать в группе, это - активное слушание, терпимость к другим мнениям, помощь другу в усвоении материала, умение принимать критику, не создавать, а разрешать конфликты. В классе эти правила должны быть обсуждены и приняты учениками.
На уроках учитель формирует группы с учётом индивидуальных психологических особенностей, в зависимости от уровня обученности и познавательной активности учащихся. Группы формируются также с учётом психологической совместимости детей. Оптимальный состав группы - четыре-пять человек. При этом в каждой группе есть сильный, средний и слабый ученики, обязательно девочки и мальчики. Если группа на протяжении нескольких
уроков работает слаженно, то она работает в этом составе постоянно. Практика показала, что наиболее удачными оказываются группы, где их члены дополняют друг друга: один работоспособен, но не эмоционален; другой обладает личным опытом, но слабо успевает; третий мало знает, но интересуется данным вопросом. В процессе работы возникает чувство сотрудничества, взаимной поддержки. В начале работы ребята разрабатывают правила и нормы поведения в группе, которым стараются следовать и выполнять. Эти правила помогают создать атмосферу доверия и поддержки, в которой каждый сможет выражать свои чувства без опаски. Для установления атмосферы сотрудничества и доверия проводятся тренинги. Тренинг «Знакомство». Каждому участнику по кругу предлагается назвать своё имя, рассказать в нескольких словах о себе только самое важное. Рассказывая о себе, человек чуточку раскрывает себя. Между участниками устанавливается чувство эмпатии, которое помогает осуществлять бесконфликтное общение. Таким образом, коллаборативное обучение предполагает создание на уроке атмосферы сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности. Этому способствует проведение психологического настроя, которым начинается каждый урок. Одним из приёмов является приём «Пожелания», когда, взявшись за руки, учащиеся дают добрые пожелания друг другу. Такие тренинги, как «Почувствуй надёжное плечо друга!», «Мне нравится в тебе...», «Клубок пожеланий», «Круг радости», «Поздоровайся локотками» сближают учащихся между собой, дают им возможность раскрыться, преодолеть страх, неуверенность, к тому же далее на уроке при работе в парах, в группах учащиеся чувствуют себя увереннее, комфортнее.
Эффективно использовать групповую работу при работе над текстом. Учащиеся распределяют задания между всеми членами группы: делят текст на абзацы. Каждый ученик перечитывает свой абзац, определяет главную мысль, заключённую в нем, вносит ее в общий план в виде пункта. План записывается, прочитывается вслух и обсуждается. Затем по составленному группой плану учащиеся пересказывают текст целиком. Для групповой работы предлагаем следующие задания по тексту: озаглавить гласные смысловые части текста; найти предложения, выражающие главную мысль отдельных частей текста; прочитать те фрагменты из текста, которые характеризуют того или иного героя; пересказать текст, сокращая его и выбирая главное; инсценировать поведение тех или иных героев. Организация работы небольшими группами даёт хороший эффект, так как общение осуществляется более непринуждённо.
Таким образом, коллаборативное (совместное) обучение - это подход, в рамках которого обучение построено на тесном взаимодействии между обучающимися либо между обучающимися и учителем. Участники процесса получают знания через активный совместный поиск информации, обсуждение и понимание смыслов. В условиях коллаборативного обучения, учащиеся имеют возможность общаться со сверстниками, представлять и защищать идеи, обмениваться разнообразными убеждениями, принимать активное участие в собственном обучении. Учащиеся обучаются эффективнее. Независимо от предмета ученики, работающие в небольших группах, узнают больше о том, что преподаётся, и сохраняют дольше полученные знания. Коллаборативное обучение позволяет ученикам сблизиться, учит терпимее относиться друг к другу, учит умению слышать и слушать собеседника, что в ходе групповой работы, обсуждая ту или иную проблему, ученики могут прийти к единому мнению.
Итак, главная идея обучения в сотрудничестве - учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе. Для проведения урока русского языка или литературы в коллаборативном режиме, нужно:
1. Точно обозначить тему, дидактическую, развивающую и воспитательную цели, тип и структуру урока.
2. Обозначить значение урока в системе других, связать его с предыдущим и следующим.
3. Отобрать содержание учебного материала (определить его объём, установить связь с выученным ранее, подобрать дополнительный материал и т.д.).
4. Выбрать наиболее эффективные методы и приёмы обучения, разнородные виды деятельности.
5. Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.
6. Обеспечить оптимальный темп урока и единую логику развёртывания деятельности учителей и учеников.
7. На практике реализовать требования, которые следуют из общедидактических и методологических принципов.
8. Установить демократический стиль управления учебным процессом, создать атмосферу сотрудничества в совместной деятельности учителя и ученика.
Список литературы
1. Артамонова Е.И. Компетентностный подход к формированию педагога в условиях модернизации образования // Воспитание школьника. 2008. №1. - С.14-19.
2. Бектасова Г. К. Коллаборативная среда как эффективная форма организации урока в условиях повышения качества образования и воспитания/ Г.К. Бектасова. Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство: материалы VIII Междунар. науч. конф. М.: Буки-Веди, 2016. - С. 3-4.
3. Дьяченко В.К. «Сотрудничество в обучении. О коллективном способе учебной работы». М.: Наука, 1991. - С. 24-57.
4. http://www.strategy2050.kz/