Научная статья на тему 'Стратегия обучения в партнёрстве: коллаборативное обучение'

Стратегия обучения в партнёрстве: коллаборативное обучение Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1633
264
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ ОБУЧЕНИЯ / КОЛЛАБОРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / КОЛЛАБОРАЦИЯ / КОЛЛАБОРАТИВНАЯ СРЕДА / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / LEARNING STRATEGY / COLLABORATIVE LEARNING. COLLABORATION / COLLABORATIVE ENVIRONMENT / EDUCATIONAL POTENTIAL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Синицына Галина Петровна

Проблема и цель. Статья посвящена рассмотрению проблемы организации коллаборативного обучения в современной школе как нового подхода к обучению и воспитанию обучающихся. Методология. Исследование проводится на основе методов теоретического анализа и обобщения положений педагогической науки. С этой целью актуализируются теоретические положения по разработке стратегий обучения и организации коллаборативного обучения как стратегии обучения в партнёрстве. Результаты. В статье проанализированы основные подходы к коллаборативному обучению, дана его развёрнутая характеристика, обосновано понятие «коллаборативное обучение». Исследованы возможности коллаборативного обучения в воспитании школьника. Выводы. Автор приходит к выводу о том, что полученные результаты могут быть использованы на практике для создания коллаборативной среды в школе, обладающей большим воспитательным потенциалом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Синицына Галина Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTNERSHIP TRAINING STRATEGY: COLLABORATIVE TRAINING

Introduction. The article is devoted to the consideration of the problem of organizing collaborative learning in a modern school as a new approach to teaching and educating students. Materials and Methods. The research is carried out on the basis of methods of theoretical analysis and generalization of the provisions of pedagogical science. To this end, theoretical principles for developing learning strategies and organizing collaborative learning as a learning strategy in partnership are being updated. Results. The article analyzes the main approaches to collaborative learning, gives its detailed description, substantiates the concept of “collaborative learning”. The possibilities of collaborative learning in the upbringing of a schoolchild are explored. Conclusions. The author concludes that the results obtained can be used in practice to create a collaborative environment with great educational potential.

Текст научной работы на тему «Стратегия обучения в партнёрстве: коллаборативное обучение»

УДК 3708 Б01 10.17238/188П1998-5320.2019.36.78

Г. П. Синицына,

Омский государственный педагогический университет СТРАТЕГИЯ ОБУЧЕНИЯ В ПАРТНЁРСТВЕ: КОЛЛАБОРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Проблема и цель. Статья посвящена рассмотрению проблемы организации коллаборативного обучения в современной школе как нового подхода к обучению и воспитанию обучающихся. Методология. Исследование проводится на основе методов теоретического анализа и обобщения положений педагогической науки. С этой целью актуализируются теоретические положения по разработке стратегий обучения и организации коллаборативного обучения как стратегии обучения в партнёрстве.

Результаты. В статье проанализированы основные подходы к коллаборативному обучению, дана его развёрнутая характеристика, обосновано понятие «коллаборативное обучение». Исследованы возможности коллаборативного обучения в воспитании школьника.

Выводы. Автор приходит к выводу о том, что полученные результаты могут быть использованы на практике для создания коллаборативной среды в школе, обладающей большим воспитательным потенциалом

Ключевые слова: стратегия обучения, коллаборативное обучение, коллаборация, коллаборатив-ная среда, воспитательный потенциал.

Проблема и цель. В последнее время в поисках новых подходов к обучению и воспитанию современных школьников в педагогических исследованиях учёные всё чаще обращаются к рассмотрению такого понятия, как стратегия. Это расширяет исследовательское пространство и тем самым позволяет, с одной стороны, рассматривать виды и технологии обучения в контексте определённой стратегии, а с другой стороны, разрабатывать новые стратегии обучения и воспитания.

Методология. Теоретический анализ и обобщение положений педагогической науки, анализ современного состояния исследований в области организации коллаборативного обучения и создания коллаборативной среды в школе позволили нам рассмотреть различные подходы к стратегиям обучения и возможностям коллаборативного обучения.

Результаты. Стратегию в обучении и воспитании можно рассматривать «как основанный на прогнозе общий план совместных действий учителя и ученика, определяющих ближайшую перспективу его интеллектуального и личностного развития в процессе изучения выбранного им предмета или какой-либо предметной области, и включающий все стороны образовательного процесса» [1].

Стратегия обучения и воспитания включает в себя разработку цели, процесс освоения содержания обучения, поддержку учащихся и обратную связь.

Основными принципами выбора стратегий исследователи считают:

- активное и самоуправляемое обучение;

- опору на жизненный опыт обучающегося и исследовательскую практику;

- ориентацию на рефлексивность;

- интерактивность и кооперацию в учебном процессе [2].

Предлагаемые стратегии обучения весьма разнообразны. Например, учёные из РГПУ им. А. И. Герцена [3] предлагают следующие.

Стратегия самоуправляемого обучения - целенаправленное развитие или укрепление какого-то качества личности. При этом человек сам продумывает процесс саморазвития и его этапы. Основана эта стратегия на активации в процессе обучения самосознания, самооценки, самоконтроля, таких личностных качеств, как инициативность, оптимизм, уверенность в себе и др. Чаще применяется в высшем и послевузовском образовании.

Стратегия экспериментального обучения - получение новой информации и практических навыков осуществляется на основе анализа своего предшествующего опыта и опыта других людей. Основана на активизации рефлексии. Чаще применяется в образовании взрослых.

Стратегия контекстного обучения - обучение через моделирование предметного и социального содержания деятельности.

Стратегия критичного обучения. Способствует формированию собственного мнения в ситуации поиска информации, осознанной и объективной оценки полученной информации, а также изме-

нению своих взглядов при выявлении новой информации. Основана на умении работать критически с большим потоком информации.

Коммуникативные стратегии обучения. Моделируют поведение для динамики беседы и взаимодействия в группе в ситуации публичной коммуникации. Используются в процессе обучения иностранным языкам, на курсах обучения коммуникации.

Стратегии обучения в партнёрстве: кооперативное обучение, коллаборативное обучение, управление знанием, естественное обучение, обучение в сетевом сообществе.

В рамках данного подхода коллаборативное обучение относится к стратегии обучения в партнёрстве.

В переводе с английского collaborative означает «общий», «объединенный», «совместный». В педагогической науке термин «коллаборация» имеет значение «сотрудничество», «партнёрство». Под ним подразумевается процесс совместной деятельности людей для достижения общих целей, в котором происходит обмен знаниями, обучение и достижение согласия.

Под определением «коллаборативное обучение» (обучение в партнёрстве) понимается такая стратегия обучения, которая позволяет организовать групповую работу обучающихся для решения проблемы, выполнения задания или создания какого-либо продукта.

Как считает Н. В. Павельева, «коллаборативное (совместное) обучение - это подход, в рамках которого обучение построено на тесном взаимодействии между обучающимися или между обучающимися и преподавателем. Участники процесса получают знания через активный совместный поиск информации, обсуждение и понимание смыслов» [4 с. 9].

Организация коллаборативного обучения предполагает групповую работу обучающихся на уроке, в которой осуществляется их совместная деятельность, направленная на достижение единой образовательной цели.

В последние годы термин «коллаборативное обучение» стал употребляться в контексте электронного обучения - это использование различных сервисов Web 2.0 в целях обучения. Это означает, что педагогическое взаимодействие происходит на основе использования средств информационно-коммуникационных технологий.

Следует сказать, что в педагогической литературе рассматриваются два очень близких по смыслу термина: «кооперативное обучение» и «коллаборативное обучение», - в связи с чем некоторые авторы подменяют эти понятия, допускают неточности в описании их характеристик. В некоторых случаях исследователи или противопоставляют эти понятия, или кооперацию рассматривают как средство реализации коллаборации.

Попробуем разобраться в определениях терминов «кооперация» и «коллаборация».

Чаще всего кооперация определяется как форма межличностного взаимодействия, форма организации труда, совокупное действие и т. д. Но главным её отличительным признаком является «объединение усилий участников для достижения совместной цели при одновременном разделении между ними функций, ролей, и т. д.» [3, с. 108]. В качестве синонимов выступают «объединение» (процесс формирования из ранее разрозненных частей единого целого), «взаимодействие» (взаимное влияние объектов друг на друга, в ходе которого происходит их изменение).

Коллаборация предполагает процесс совместной деятельности для достижения общей цели, в ходе которого решения принимаются сообща, в результате обмена мнениями, знаниями и достижения согласия. Основные синонимы - «сотрудничество», «партнёрство» (совместные с кем-либо действия, характеризующиеся согласованностью, слаженностью мнений и действий).

Оптимальная стратегия обучения должна соответствовать следующим критериям: чёткая постановка цели осваиваемого предмета и формулировка задач, которые необходимо решить в процессе обучения, опора на опыт учителя и учащихся, учёт специфики среды обучения.

Размышления Ж. Фрайсина о коллаборативном обучении приводят его к мысли о том, что коллаборативное «можно рассматривать как философию взаимодействия и образа жизни, где люди несут ответственность за свои действия, в том числе и за обучение, и уважают возможности и вклады своих партнёров» [5, с.10].

Подобную точку зрения разделяет А. В. Куликов, который утверждает, что «коллаборативное обучение - это, скорее всего, философия образования: работаем вместе, изучаем вместе, изменяемся вместе, улучшаемся вместе. Эта философия гармонично вписывается в современное состояние общества» [6, с. 105].

Коллаборативное обучение позволяет создать ситуацию «естественности учения», когда «человеческие знания расширяются посредством социального взаимодействия, стимулируется творческая активность обучающихся. В процессе коллаборативного обучения школьник разделяет свои ресурсы с группой, использует групповую работу, чтобы учиться» [2, с. 67]. Структура его деятельности приобретает открытость, гибкость, а продвижение в ней - свободу.

В коллаборативном обучении педагог выступает равноправным членом группы. Группа же является источником мотивации, информации, средством самопомощи и взаимной поддержки, местом взаимодействия для коллективного конструирования знаний.

Как утверждает А. В. Куликов, «в коллаборативном обучении успешно решаются слабо структурированные задачи, поэтому оно чаще применяется в гуманитарном знании» [6, с. 107].

В коллаборативном обучении происходит социальное и эмоциональное развитие школьников. Это означает, что формируются такие качества личности, как уважение, признание способностей и личного вклада каждого члена группы, желание и умение сотрудничать, взаимопонимание [7, с. 88].

В основе коллаборативного обучения лежит ряд теорий, концепций:

1) концепции управления знанием, конверсии знаний;

2) концептуальные положения педагогики сотрудничества;

3) идеи коллективной, совместной деятельности, коллегиальности;

4) положения теории коммуникации, поскольку коммуникация в данной стратегии обучения является основным инструментом обмена знаниями.

Воспитательную ценность коллаборативного обучения обеспечивают идеи педагогики сотрудничества, которые позволяют понять, что в образовательном процессе все субъекты объединяются в общей деятельности отношениями товарищества, взаимоуважения, взаимопомощи, коллективизма. Сотрудничество предполагает учёт интересов, желаний каждого, поддержку, постепенное преодоление разногласий, уступку. Это самая продуктивная форма поведения в ситуации управления конфликтом.

Обучение в сотрудничестве обладает воспитывающим потенциалом и способствует формированию способности и готовности к сотрудничеству, разрешению конфликтов, к взаимодействию с коллективом, партнёрами. Обучающиеся учатся организовывать совместную деятельность, основанную на принципах сотрудничества, и участвовать в ней, понимать свою роль в качестве партнёра. При этом у них развиваются такие личностные качества, как терпимость к разным точкам зрения и типам поведения, отличающимся от того, к чему они привыкли, ответственность за результаты совместной работы, формируется умение уважать чужую точку зрения, слушать партнёра, вести деловое обсуждение, достигать согласия в конфликтных ситуациях и спорных вопросах.

Продуктивность совместного обучения выражается в следующих характеристиках:

- позитивная взаимозависимость: каждый обучающийся должен в полной мере участвовать в работе, иметь свою задачу, за которую он отвечает перед другими, понимать, что его достижения влияют на эффективность работы группы;

- взаимодействие «лицом к лицу»: помощь, содействие успеху друг друга;

- социальные навыки: каждый обучающийся овладевает эффективными способами коммуникации, навыками межличностного и группового взаимодействия;

- групповая оценка: обязательна оценка группой своей эффективности, выработка способов её повышения [2 с. 27].

Коллаборативное обучение - это обучение в совместной групповой деятельности. В технологию групповой работы входят методы коллективного обучения, известные в отечественной педагогике.

Анализ результатов педагогических исследований позволяет говорить о возможности коллективной деятельности для решения ряда педагогических задач, таких как социализация и воспитание личности обучающихся (развитие умения работать в коллективе, сотрудничать, руководить и подчиняться, выполнять различные функции и т. д.), развитие познавательного интереса, активности, самостоятельности, коллективистских, коммуникативных качеств личности, ответственного отношения к учёбе и т. д.

Для образовательной практики важное значение также имеют теории коммуникации, в которых раскрывается сущность коммуникативного действия, коммуникативного процесса.

В коллаборативном обучении осуществляется межличностная коммуникация. От правильной её организации зависит успешность решения образовательных задач.

Понятие «межличностная коммуникация» означает «процесс обмена сообщениями и их интерпретацию двумя или несколькими индивидами, вступившими в контакт друг с другом» [8].

Выделяют уровни общения в зависимости от степени личностной вовлечённости участников в межличностную коммуникацию: социально-ролевой, деловой, интимно-личностный уровни.

В процессе коллаборативного обучения у школьников вырабатывается модель поведения в типичных социальных ситуациях на каждом уровне. Для этого в процессе обучения необходимо учитывать:

- индивидуальные особенности субъектов процесса коммуникации: одним свойственна открытость, готовность к общению, другие стараются не сближаться с разными людьми, третьи пытаются утвердить своё превосходство, а четвёртые демонстрируют готовность к подчинению;

- отношение к партнёру: партнёр может относиться к другому как к ценности, признавать его право быть собой, быть готовым его понять или же рассматривать другого как средство достижения своих целей, не желать понимать его, принимать его точку зрения.

В процессе обучения педагогу необходимо самому демонстрировать правильные образцы поведения в различных ситуациях, побуждать детей к самоанализу своего поведения и его корректировке.

В теории коммуникации рассматриваются и вопросы эффективности эмоционального общения, которое «зависит от синхронизации эмоциональных реакций коммуникантов в конкретном дискурсе» [8].

Например, если у детей в общении проявляется эгоцентризм, то это общение не может быть продуктивным. Оно приводит к игнорированию эмоционального состояния партнёра. В этом случае в обучение необходимо включать элементы тренинга по саморефлексии, нацеленной на преодоление эгоцентризма. Одно лишь только объяснение неправильности такого поведения не приведёт к формированию навыков продуктивного общения. Ребёнок так и останется эмоционально незрелым, способным лишь к поверхностному кодированию / декодированию своих и чужих эмоций. Процесс коллаборативного обучения позволяет целенаправленно развивать умение осознавать свои эмоции и эмоции партнёра в момент общения [8].

Обучение детей способам демонстрации внимания к партнёру, выражению согласия или несогласия, благодарности формируют правильный стиль общения, что обеспечивает эффективную совместную деятельность.

Выводы: вышеназванные характеристики коллаборативного обучения позволяют нам прийти к выводу о том, что коллаборативное обучение обладает большим воспитательным потенциалом. Создавая коллаборативную среду в процессе обучения, мы погружаем школьников в общий коммуникативный контекст деятельности, основными признаками которого являются коллективность действий, совместный характер групповой работы, коллегиальность, соавторство, партнёрство, взаимодействие, сотрудничество.

В условиях сужения реального пространства общения детей и подростков и расширения виртуального создание коллаборативной среды обучения представляется одним из актуальных направлений воспитательной деятельности в современной школе.

Библиографический список

1. СтроковаТ. А. Индивидуальная стратегия обучения: сущность и технология разработки // Образование и наука. 2005. № 4. С. 17-26.

2. Тарханова И. Ю. Интерактивные стратегии организации образовательного процесса в вузе : учебное пособие. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012. 67 с.

3. Образовательные стратегии и технологии обучения при реализации компетентностного подхода в педагогическом образовании с учётом гуманитарных технологий: Методические рекомендации. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. 108 с.

4. Павельева Н. В. Коллаборативное обучение как модель эффективной реализации образовательного процесса // Образование. Карьера. Общество. Кемерово, 2010. № 3 (29). С. 30-37.

5. Фрайсин Ж. Обучение в цифровых сетях: кооперативное обучение, коллаборативное обучение и педагогические инновации // Непрерывное образование XXI век. Петрозаводск: ПетрГУ, 2016. № 4 (16). С. 1-18.

6. Куликов А. В. Системы дистанционного коллаборативного обучения и некоторые аспекты технологии их разработки // Инновации и современные технологии в системе образования: материалы II Международной научно-практической конференции 20-21 февраля 2012 г. Пенза-Ереван-Шадринск: Научно-издательский центр «Социосфера», 2012. С. 105-107.

7. Асилова Ш. С. Влияние коллаборативной среды на познавательную активность учащихся // European research. 2016. № 5 (16). С. 87-88.

8. Межличностная коммуникация: теория и жизнь : Под науч. ред. О. И. Матьяш. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20111733

G. P. Sinitsyna,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Pedagogy,

Director of the Center for Master's Studies, Omsk State Pedagogical University, 14 Naberezhnaya Tukhachevskogo, Omsk, 644099, Russian Federation

e-mail: sinitsina_gp@list.ru

PARTNERSHIP TRAINING STRATEGY: COLLABORATIVE TRAINING

Introduction. The article is devoted to the consideration of the problem of organizing collaborative learning in a modern school as a new approach to teaching and educating students.

Materials and Methods. The research is carried out on the basis of methods of theoretical analysis and generalization of the provisions of pedagogical science. To this end, theoretical principles for developing learning strategies and organizing collaborative learning as a learning strategy in partnership are being updated.

Results. The article analyzes the main approaches to collaborative learning, gives its detailed description, substantiates the concept of "collaborative learning". The possibilities of collaborative learning in the upbringing of a schoolchild are explored.

Conclusions. The author concludes that the results obtained can be used in practice to create a collaborative environment with great educational potential.

Keywords: learning strategy, collaborative learning. collaboration, collaborative environment, educational potential.

References

1. Strokova T. A. Individual learning strategy: the nature and technology of development. Education and Science. 2005, no. 4, pp. 17-26. (In Russian).

2. Tarkhanova I. Yu. Interactive strategies for the organization of the educational process in the university: a textbook. Yaroslavl: Publishing house of YAGPU, 2012. 67 p. (In Russian).

3. Educational strategies and learning technologies in the implementation of the competence-based approach to teacher education, taking into account humanitarian technologies: Guidelines. SPb .: Publishing House of the RSU. A. I. Herzen, 2008, 108 p. (In Russian).

4. Pavelieva N. V. Collaborative learning as a model for the effective implementation of the educational process. Education. Career. Society. 2010, no. 3 (29), pp. 30-37. (In Russian).

5. Frisin G. Digital Teaching: Cooperative Learning, Collaborative Learning and Pedagogical Innovations. Continuing Education XXI Century. 2016, no. 4 (16), pp. 1-18. (In Russian).

6. Kulikov A. V. Systems of distance collaborative learning and some aspects of their technology development. Innovations and modern technologies in the education system: Proceedings of the II International Scientific and Practical Conference February 20-21, 2012 Penza - Yerevan - Shadrinsk: Sociosphere Scientific and Publishing Center, 2012, pp. 105-107. (In Russian).

7. Asilova Sh. S. The influence of the collaborative environment on the cognitive activity of students. European research. 2016, no. 5 (16), pp. 87-88. (In Russian).

8. Interpersonal communication: theory and life : Under the scientific ed. O.I. Matyash. Available at:: https://elibrary.ru/item.asp?id=20111733 (In Russian).

Поступила в редакцию 14.03.2019 © Г. П. Синицына, 2019

Автор статьи: Галина Петровна Синицына, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, директор Центра магистерской подготовки, Омский государственный педагогический университет, 644099, Омск, Набережная Тухачевского, 14, e-mail: sinitsina_gp@list.ru

Рецензенты:

Н. Н. Рыбакова, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой инженерной педагогики, Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет.

М. Г. Голубчикова, кандидат педагогических наук, доцент, Иркутский государственный университет

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.