ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ
DOI: 10.26794/2226-7867-2022-12-6-134-139 УДК 378.4(045)
Экосистема «Дистант» сквозь призму диады преподаватель-студент
В. С. Арутюнян
Финансовый университет, Москва, Россия
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена анализу роли преподавателя как гаранта поддержания качества образовательного процесса в высшем учебном заведении в условиях дистанционного формата обучения. Автор приводит подробное описание экосистемы «Дистант», ее положительных и отрицательных сторон. Основу исследования составляет коллаборатив-ный метод в обучении. Особенности обучения с помощью дистанционных технологий рассматриваются автором как с позиции студента, так и с позиции преподавателя. Личность преподавателя интерпретируется с точки зрения проводника коллаборативной и мотивирующей ролей. Особое внимание уделяется коллаборативному методу обучения, который оказался наиболее эффективным в период дистанционного обучения, так как именно он позволяет достичь максимального взаимодействия между рассматриваемой диадой коммуникантов образовательного процесса. Результаты исследования позволяют определить основные факторы, влияющие на качество образовательного процесса с применением дистанционных технологий, выявить основные сторонние элементы, в той или иной степени препятствующие достижению максимального эффекта в период дистанционного обучения.
Ключевые слова: экосистема «Дистант»; дистанционный формат обучения; дистанционные технологии; коллабора-тивный подход; коллаборативная роль преподавателя; мотивирующая роль преподавателя
Для цитирования: Арутюнян В. С. Экосистема «Дистант» сквозь призму диады преподаватель-студент. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2022;12(6):134-139. Р01: 10.26794/2226-7867-2022-12-6-134-139
ORiGiNAL PAPER
Ecosystem "Distant": Teacher-Student Dyad
V. S. Arutyunian
Financial University, Moscow, Russia
ABSTRACT
The paper describes the analysis of the teacher's role as a guarantor of maintaining the quality of the educational process in a higher educational institution in a distance learning format. The author provides a detailed description of the Distant ecosystem, its positive and negative sides. The basis of the research is the collaborative method of teaching. The author considers learning features with the help of distance technologies, both from the view of a student and from the teacher's one. The study interpreted a lecturer's personality as a conductor of collaborative and motivating roles. Particular attention the author paid to the collaborative teaching method, which turned out being the most effective in distance learning. This method heads to maximum interaction between the considered dyad of communicants in the educational process. The results of the study allow to determine the major factors affecting the quality of the educational process with the use of distance technologies. Also, the research defined the key third-party elements to either hinder to achieve the maximum quality of education during distance learning.
Keywords: ecosystem "Distant"; distance learning; remote technologies; joint approach; collaborative teacher's role; teacher's motivating role
For citation: Arutyunian V. S. Ecosystem "Distant": Teacher-student dyad. Gumanitarnye Nauki. Vestnik Finansovogo Unversiteta = Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. (in Russ.). 2022;12(6):134-139. DOi: 10.26794/22267867-2022-12-6-134-139
ВВЕДЕНИЕ
Настоящая статья посвящена исследованию роли преподавателя как гаранта обеспечения качественного образовательного процесса в рамках экосистемы «Дистант» и его взаимодействия со студентами, выступающими в качестве глав-
© Арутюнян В. С., 2022
ного объекта образовательного процесса. Прежде чем начать говорить о той роли, которую сыграли учителя и преподаватели для непрерывности образовательного процесса в школе и в вузе, остановимся подробнее на самом понятии «Дистант» — экосистемы в своем роде
уникальной, никогда ранее не существовавшей и активно задействованной в образовательных учреждениях по всему миру в период пиковых волн коронавирусной пандемии.
Итак, почему в исследовании мы определяем обучение с помощью дистанционных технологий именно как экосистему, а не просто систему? В период пандемии главным условием непрерывности образовательного процесса, как в школе, так и в вузе, стала гарантия защищенности всех участников занятий от инфицирования вирусом COVID-19. Безусловно, никто не мог гарантировать, что с выходом на «Дистант» учащиеся и преподаватели вообще не заразятся коронавирусом, но была точная уверенность, что заражения не произойдет непосредственно в ходе урока, лекции, семинара, консультации. С одной стороны, экосистема «Дистант» — это гарантия экологически чистой, в буквальном смысле, атмосферы урока. Даже будучи больным, учащийся мог присутствовать на занятии и при этом не иметь ни малейшего шанса инфицировать своих одноклассников или одногруппников,— «Дистант» полностью снимал психологическую проблему опасения пребывания в единой локации с инфицированным человеком. До введения системы очного обучения с применением дистанционных технологий эта психологическая нагрузка присутствовала и сказывалась на образовательном процессе. Даже сам маршрут из дома до образовательного учреждения и обратно превращался в своеобразную лотерею — заразится обучающийся или преподаватель по дороге в школу, колледж, университет или нет. Более того, постоянное ношение масок, перчаток, присутствие проверяющих медицинских служб, термоизмерители на входах в образовательные учреждения, специальная форма рассадки обучающихся, постоянные объявления по громкоговорителю о соблюдении социальной дистанции — все это не вносило позитива в пребывание в здании образовательного учреждения. Также следует отметить, что огромный психологический дискомфорт доставлял тот факт, что после помещения класса или группы на карантин в результате заражения одного из учащихся все остальные пребывали в постоянной тревоге: а не инфицированы ли они сами? В общем, ситуация до введения дистанционного формата была тревожной.
С введением «Дистанта» эмоциональная атмосфера резко изменилась. Ушел страх быть инфицированным в образовательном учреждении,
теперь не нужно было носить маску и пытаться разговаривать в ней так, чтобы всем было слышно и понятно. Отпала необходимость соблюдать социальную дистанцию и бояться лишний раз подойти к друзьям, стало возможно просто сосредоточиться на образовательном процессе и не думать о последствиях. В этом плане «Дистант» действительно представляет собой экологическую систему, в чем и заключается преимущество формата обучения с применением дистанционных технологий в период пандемий.
С другой стороны, непосредственно с введением дистанционного формата обучения стало понятно, что теперь все участники образовательного процесса находятся в едином технологическом пространстве, становятся фигурантами и гарантами образовательного процесса, и от них самих зависит его качество. И главная, направляющая роль здесь, конечно же, отводилась преподавателю, которому предстояло поставить обучение в доверенном ему классе или группе под четкий контроль. Именно данная функция и является главным объектом рассмотрения нашего исследования. Кто он — преподаватель, эффективно использующий формат обучения с применением дистанционных технологий? В чем его главная роль? С какими трудностями ему пришлось столкнуться, как он их преодолел, что помогло ему? Что почерпнул преподаватель из дистанционного формата обучения, что готов взять с собой в очный формат, а что с удовольствием забудет?
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР
Проблеме функционирования образовательного процесса с применением дистанционных технологий посвящен целый ряд работ как отечественных, так и зарубежных исследователей. Учитывая тот факт, что за последние два года необходимость в дистанционной форме обучения резко возросла во всем мире (причем не только для участников заочного, но и очного формата обучения), количество публикаций и освещаемых вопросов также резко увеличились.
Так, одним из широкомасштабных прикладных трудов в области дистанционного обучения является исследование авторского коллектива С. А. Щенникова, А. Г. Теслинова, А. Г. Чернявской и др. «Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования», которое содержит комплексное описание вопросов теории и практики дистанционного формата обучения
разных возрастных категорий учащихся [1]. Интересной является монография Ф. Б. Шарипова «Педагогические основы дистанционного обучения», в которой рассматриваются отличительные черты дистанционного формата образования и описываются специфические принципы дистанционного формата обучения [2].
Этому же вопросу посвящена коллективная монография преподавателей Финансового университета при Правительстве Российской Федерации «Е-лингводидактика: развитие информационной образовательной среды в высшей школе в эпоху цифровизации», где описывается анализ использования в образовательном процессе инновационных онлайн-технологий, электронных средств нового поколения при обучении иностранным языкам в вузе [3].
МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Методологическую основу работы составляет коллаборативный метод, который фактически представляет собой стратегию обучения в партнерстве, «подход, в рамках которого обучение построено на тесном взаимодействии между обучающимися или между обучающимися и преподавателем» [4].
Однако в нашей статье данный подход приобретает некую дополнительную векторность, заключающуюся в особых условиях применения коллаборативного обучения — пандемической реальности.
Нам видятся две основные роли (коллабора-тивная и мотивирующая) преподавателя, ведущего занятия онлайн, которые позволяют ему сохранить достойное качество обучения студентов и школьников в любой ситуации, насколько бы сложной она ни была.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Коллаборативная роль преподавателя. Что такое коллаборация в образовательном процессе? Это, прежде всего, так называемое проектное групповое обучение с помощью проектной (коллабора-тивной работы). Современный образовательный процесс предусматривает большое количество работы, заключающейся в совместном созидании учащихся. То есть перед обучающимися ставятся задачи, которые им необходимо решить совместными усилиями. В основе коллаборативного обучения лежит, прежде всего, идея о том, что любой образовательный процесс — это явление
социальное, так называемая работа в общении друг с другом. В этом плане дистанционное обучение предлагает определенные преференции по сравнению с очным форматом.
Во-первых, при необходимости можно совместно работать не только в рамках одной группы, но и всего курса. Это особенно актуально при выполнении конкурсных проектов, а в период пандемии этим активно пользовались учащиеся, принимавшие участие в научных мероприятиях. Во-вторых, при желании дистанционно можно создать интернациональный проект, участниками которого будут студенты из разных стран, например при подготовке к международным олимпиадам, предусматривающим групповые задания, или к международным конкурсам проектов, бизнес-кейсов и др.
Но для осуществления любого совместного проекта необходимо создание соответствующей атмосферы сотрудничества, взаимопонимания между участниками группы, доброжелательного отношения их друг к другу, ведь в ходе работы онлайн могут возникнуть трудности технического плана, и без соответствующего настроя достигнуть положительного результата будет невозможно.
Кто и как должен создать соответствующую атмосферу, при которой учащиеся захотят работать в коллаборации, а не просто осуществлять рутинный процесс, направленный на получение оценки? Здесь на помощь может прийти опытный преподаватель-коммуникант, который должен задать позитивный психологический настрой.
К сожалению, в университетах такой важный предмет, как «Социальная психология» присутствует исключительно на психологических, социологических и педагогических направлениях подготовки, и потому общение студентов в тесном коллективе остается на уровне бытового сознания. То есть в случае возникновения конфликта никто из учащихся не сможет решить его на профессиональном уровне, поэтому им понадобится помощь преподавателя.
С чем же столкнулись преподаватели, которые придерживаются коллаборативного метода обучения в период пандемии, и как они справились с трудностями вынужденного ухода в онлайн-пространство? Прежде всего, следует отметить психологическую нестабильность образовательного процесса, когда невозможно предугадать, сможет ли группа выступить в рамках единого проекта именно в силу неясности технической
составляющей онлайн-обучения и отсутствия гарантии здоровья студентов непосредственно в день сдачи проекта (учитывая непредсказуемость выявления инфицирования вирусом и возможность внезапного заболевания). Немаловажное значение играет и принцип сохранения психологического комфорта, необходимый в период пандемии. В том случае, когда кто-либо из участников группы заболевал и выпадал из учебного процесса на определенное время, осуществление совместного проекта ставилось под вопрос, что не могло не вызывать разочарование у остальных. И здесь главная роль отводилась именно преподавателю, которому предстояло убедить учащихся в том, что трудности — временные и не стоит отказываться от участия в проекте только потому, что кто-то из студентов на определенное время оказался в сложной ситуации и не может осуществлять образовательную деятельность, присутствовать на семинарском занятии или подключиться к онлайн-платформе в заранее обозначенное время. Сохранить образовавшуюся группу, дать ей уверенность, что проект в любом случае состоится, настроить учащихся на позитив, предотвратить рокировку состава участников, чтобы не допустить своеобразной «моральной измены» по отношению к временно выбывшему участнику проекта — вот с какими задачами приходилось сталкиваться преподавателям, фактически мотиваторам образовательного процесса.
Подход преподавателя к образовательному процессу в период пандемии и локдауна психологически должен отличаться от обычного. Для достижения атмосферы доброжелательности на период онлайн-занятия ему необходимо принять во внимание все трудности, с которыми сталкиваются учащиеся, поверить в их добросовестное отношение к образовательному процессу и рассмотреть возможность определенных уступок, которые были бы недопустимыми при очном формате обучения.
Так, например, регистрацию участников семинара следует осуществлять не в начале занятия, а в середине и, возможно, даже в конце. Не каждому студенту удается вовремя подключиться к онлайн-паре в силу технических проблем. И, следовательно, отмечать опоздание на онлайн-занятие будет неправильным и только создаст дополнительную атмосферу нервозности. Еще одним фактом, с которым необходимо мириться преподавателю, является ситуация, которая может возникнуть из-за неправильной
работы портала с расписанием из-за внезапного отключения ссылок на лекции и семинары, обеспечивающих переход с одной лекции или семинара на другие.
Сфера применения коллаборативной роли преподавателя в вузе очень широка. Прежде всего, следует отметить применение коллабо-ративного метода при оценивании групповых интерактивных домашних заданий учащихся. Почему это важно? В первую очередь потому, что коллаборативное мышление тесно связано с критическим и может помочь в наработке опыта сотрудничества в команде. Учитывая тот факт, что домашнее задание выдается учащимся регулярно, оно представляет собой обширную платформу для коллаборативной работы в группе, причем может охватывать различные аспекты образовательного процесса.
Немаловажное значение имеет коллабора-тивный подход на зачетах и экзаменах, особенно для учащихся старших курсов. Но здесь необходимо учитывать, что цена ошибки учащегося может привести к серьезным последствиям, если процесс не будет тщательно контролироваться преподавателем на всех этапах. И окончательное решение по выставлению оценки в любом случае должен принимать преподаватель — во избежание неправильной трактовки ответа одного учащегося другим.
В чем основное преимущество коллаборатив-ного подхода и почему его выбор так важен при очном обучении с применением дистанционных технологий? Сразу же стоит отметить, что для осуществления данного метода могут быть задействованы учащиеся любых курсов вуза, а также старших классов школ. Метод позволяет увлечь всех участников образовательного процесса без исключения, когда даже самые неактивные из них примут участие в увлекательном процессе, максимально приближенном к реальности. Таким образом достигается основная цель образовательного процесса — мотивация учащегося на решение совместного коллаборативного задания.
Далее приступим к рассмотрению мотивирующей роли преподавателя как главного гаранта качественного образовательного процесса с применением дистанционных технологий.
С чем приходится сталкиваться преподавателю, которого неожиданно переводят на временное обучение в онлайн-формате? Прежде всего, с невероятно трудной задачей — предотвратить разрушение качества образовательного про-
актуальные социально-политические исследования
цесса в вверенной ему группе и гарантировать сохранение всех его нормативов, которые имели место в ходе очной работы. Сделать это возможно только при условии четких ориентиров, которые преподаватель задаст в своих группах изначально. И здесь необходимо остановиться на ряде моментов.
Именно преподаватель должен донести до учащихся информацию о личной ответственности каждого из них по отношению к соблюдению режима выхода на занятия в четко обозначенные расписанием временные рамки. Опоздания, отсутствие на занятиях по неуважительной причине, символическое присутствие на занятии (когда учащиеся откровенно имитируют свое нахождение в виртуальной аудитории, а сами в это время находятся не на рабочем месте) — вот основные сложности, с которыми приходится сталкиваться преподавателям, работающим в рамках экосистемы «Дистант».
Как донести до учащихся всю серьезность образовательного процесса с применением дистанционных технологий? Посредством личного примера: отсутствием опозданий, тщательной подготовкой к занятиям, ведением строгого учета присутствия студентов, т.е. использованием тех же организационных и контролирующих инструментов, что и во время очного формата обучения. Чтобы достичь желаемых результатов, необходимо определить все трудности, с которыми придется справляться в период дистанционного обучения, и принять их во внимание.
Далее мы остановимся на одной очень серьезной проблеме, с которой столкнулись многие преподаватели, — психоэмоционального принятия ими того факта, что, скорее всего, занятия придется вести в виртуальной аудитории, где у студентов будут отключены камеры, и в качестве аватарок преподаватель будет видеть иконки с изображением инициалов, животных, в лучшем случае — фото студентов. Многих преподавателей это откровенно раздражает, и они требуют в любом случае включать камеры, так как не готовы «работать с иконками» и испытывают психологический дискомфорт.
Еще одна сложность, с которой сталкиваются даже самые опытные преподаватели, — нежелание или невозможность некоторых студентов использовать мобильное устройство (вне зависимости от его вида) исключительно с целью инструмента для выхода на онлайн-занятие. Студенты, в своем большинстве, продолжа-
ют настаивать, что мобильный телефон — это многофункциональное устройство и может использоваться одновременно и как видеокамера, и как электронная версия учебника. Учитывая тот факт, что студенты осознают всю персональную ответственность за принятие подобного решения, преподаватель (на период дистанционного обучения) может ограничиться лишь рекомендацией об использовании печатных версий учебников — не стоит заострять внимание на данной технической проблеме, необходимо принять этот факт и понять, что спокойная психоэмоциональная атмосфера занятий благоприятно повлияет на качество образовательного процесса.
Это, пожалуй, самые распространенные препятствия с которыми приходится сталкиваться преподавателям и учителям, работающим в рамках экосистемы «Дистант». Данные явления, безусловно, могут повлиять на качество обучения, но при правильном подходе к этим явлениям можно справиться с поставленной задачей очень успешно, и мотивирующая роль преподавателя в этом плане очень эффективна.
ВЫВОДЫ
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Во-первых, обширно применяемая форма очного обучения с применением дистанционных технологий может рассматриваться как особая экологически защищенная система, способствующая сохранению физического и психологического здоровья всех участников образовательного процесса. Во-вторых, главенствующая роль в процессе функционирования экосистемы «Дистант» отводится преподавателю, выполняющему одновременно две роли: коллоборативную и мотивирующую. При этом студенты и школьники становятся активными участниками образовательного процесса и готовы прислушиваться к новым требованиям со стороны преподавателя и осознавать личную ответственность в сложившихся обстоятельствах. В-третьих, для качественного функционирования экосистемы «Дистант» необходимы не только мотивация и готовность всех участников образовательного процесса приложить максимум усилий для достижения поставленных задач, но и принятие того факта, что необходимо мириться с некоторыми отрицательными сторонами он-лайн-обучения и не сосредотачиваться на временных трудностях.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Щенников С. А., Теслинов А. Г., Чернявская А. Г. Основы деятельности тьютора в системе дистанционного образования. М.: Образование Сервис; 2004. 608 с.
2. Шарипов Ф. В. Педагогические технологии дистанционного обучения. Монография. М.: Университетская книга; 2016. 304 с.
3. Климова И. И., Мельничук М. В. Е-лингводидактика: развитие информационно-образовательной среды в высшей школе в эпоху цифровизации. Монография. М.: Научные технологии; 2020. 315 с.
4. Павельева Н. В. Коллаборативное обучение как модель эффективной реализации образовательного процесса. Образование. Карьера. Общество. 2010;3(29):30-37.
REFERENCES
1. Shchennikov S. A., Teslinov A. G., Chernyavskaya A. G. Fundamentals of tutor activity in the system of distance education. Moscow: Education Service; 2004. 608 p. (In Russ.).
2. Sharipov F. V. Pedagogical technologies of distance learning. Monograph. Moscow: University book; 2016. 304 p. (In Russ.).
3. Klimova I. I., Melnichuk M. V. E-lingo-didactics: Development of information and educational environment in higher education in the era of digitalization. Monograph. Moscow: Scientific technologies; 2020. 315 p. (In Russ.).
4. Paveleva N. V. Collaborative learning as a model for the effective implementation of the educational process. Education. Career. Society. 2010;3(29):30-37. (In Russ.).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ / ABOUT THE AUTHOR
Ванда Сергеевна Арутюнян — кандидат филологических наук, доцент, доцент департамента иностранных языков и межкультурной коммуникации, Финансовый университет, Москва, Россия Vanda S. Arutyunyan — Cand. Sci. (Phil.), Associate Professor, Associate Professor of the Department of Foreign Languages and Intercultural Communication, Financial University, Moscow, Russia https://orcid.org/0000-0002-8785-7853 wandaaru@mail.ru
Конфликт интересов: автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Conflicts of Interest Statement: The author has no conflicts of interest to declare.
Статья поступила 20.06.2022; принята к публикации 15.09.2022. Автор прочитала и одобрила окончательный вариант рукописи. The article received on 20.06.2022; accepted for publication on 15.09.2022. The author read and approved the final version of the manuscript.