педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред
УДК 159.9.072
Б01: 10.18384/2310-7235-2022-1-100-115
изменение эффективности обучения и межличностных отношений между студентами при переходе к дистанционному обучению во время пандемии №ш-19
Воронин А. Н.1, Рафикова А. С.2
1 Институт психологии Российской академии наук
129366, г. Москва, ул. Ярославская, д. 13, Российская Федерация
2 Государственный академический университет гуманитарных наук 119049, г. Москва, Мароновский пер., д. 26, Российская Федерация
Аннотация
Цель исследования заключается в оценке эффективности обучения студентов гуманитарных специальностей в условиях ТОУЮ-19 за счёт сопоставления эффективности выполнения поисковых индивидуальных и коллективных проектов студентов в условиях очного и дистанционного обучения.
Процедура и методы. Эффективность обучения оценивалась экспертным путём по результатам выполнения заданий поискового проекта. Для диагностики интерперсонального поведения студентов использовался тест Т. Лири в адаптации Л. Н. Собчик. Результаты. При дистанционном обучении в условиях карантинных ограничений при ТОУЮ-19 эффективность обучения значимо выше. В коллаборациях студентов эффективность обучения выше по сравнению с индивидуальной реализацией проектов. В условиях дистанционного обучения в связи с пандемией ТОУЮ-19 интерперсональное поведение студентов существенным образом изменяется: стремление к определённому доминированию в обычных условиях сменяется ориентацией на подчинение, апатия и антипатия меняются на дружелюбие.
Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в понимание эффективности дистанционного обучения в условиях пандемии ТОУЮ-19. Ключевые слова: эффективность обучения, коллаборативное обучение, дистанционное обучение, межличностные отношения, условия обучения при ЭДУЮ-19
© СС БУ Воронин А. Н . , Рафикова А . С , 2022.
CHANGES iN THE LEARNING EFFiCiENCY AND INTERPERSONAL RELATiONSHiPS AMONG STUDENTS DURING THE TRANSITION TO DISTANCE LEARNING DURING THE COVID-19 PANDEMIC
A. Voronin1, A. Rafikova2
11nstitute of Psychology of the Russian Academy of Sciences ul. Yaroslavskaya 13, Moscow 129366, Russian Federation 2 State Academic University for the Humanities, Maronovskiy per. 26, Moscow 119049, Russian Federation
Abstract
Aim of the study is to assess the effectiveness of teaching humanitarian students in the context of COVID-19: comparing the effectiveness of the implementation of individual and collaborative search projects in the conditions of full-time and in distance learning. Methodology. The effectiveness of the training was assessed by an expert based on the results of the tasks of the search project. To diagnose interpersonal behavior of students, T. Leary's test, in L.N. Sobchik's adaptation, was used.
Results. During distance learning in the conditions of COVID-19 quarantine restrictions the learning efficiency is significantly higher. In student collaborations the learning efficiency is higher compared to individual implementation of projects. In the context of distance learning in connection with the COVID-19 pandemic the interpersonal behavior of students is changing significantly: the desire for certain dominance in normal conditions is replaced by an orientation towards submission, while apathy and antipathy are replaced by friendliness. Research implications. The study results contribute to understanding the effectiveness of distance learning in the context of the COVID-19 pandemic.
Keywords: collaborative learning, distance learning, learning efficiency, COVID-19, interpersonal relationships
Введение
Согласно проведённым до пандемии СОУГО-19 исследованиям по изучению дистанционной формы обучения, было выявлено, что эта форма способствует большей гибкости в выборе места обучения, экономит время и финансовые средства из-за отсутствия необходимости добираться до места учёбы, даёт возможность более эффективно планировать процесс обучения, способствует более терпимому отношению к самовыражению других студентов и улучшению образовательных результатов [8; 14].
Анализ сильных и слабых сторон, возможностей и проблем онлайн-об-
учения во время пандемии СОУГО-19 показал, что, с одной стороны, дистанционное обучение способствует развитию навыка решения проблем, критического мышления, адаптивности, но, с другой стороны, связано с повышенной отвлекаемостью, фрустрацией, тревожностью, растерянностью и замешательством [15]. Согласно исследованию, проведённому Т. Гонсалез [21], самоизоляция во время пандемии СОУГО-19 изменила учебные стратегии и повысила эффективность обучения . В исследовании Л . Амир [27] студенты отметили более высокую эффективность дистанционного обучения во время пандемии СОУГО-19, чем при очной форме обу-
чения, благодаря возможности уделять больше времени изучению и анализу учебных материалов . Однако в других исследованиях показано отрицательное влияние дистанционного обучения на эффективность обучения [9; 12]: при дистанционной форме студенты сталкиваются спроблемами в общении, которые усиливают тревогу и влияют на их успеваемость [11]. Во время пандемии С0УГО-19 учащиеся столкнулись с ограничением социальных контактов [7], что резко повысило стремление к межличностному общению [16]. В подобных условиях необходима компенсация дефицита социальных контактов [6], что возможно с помощью проведения онлайн-занятий в коллаборатив-ной среде [26]
Коллаборативное обучение позволяет эффективнее совершенствовать навыки взаимодействия при реализации учебных проектов и умения приходить к согласованному мнению [22] Обучение в малых группах улучшает развитие творческих способностей [20], способствует социальной осведомлённости и культурной восприимчивости [10], способствует повышению эффективности когнитивного обучения [25], улучшает когнитивные навыки, способствует закреплению выученного материала, совершенствует коммуникативное поведение со сверстниками и преподавателями [18]. Коллаборативное онлайн-обучение способствует более активному участию студентов в образовательном процессе, лучшему пониманию материала, развитию навыков совместной работы [13] Метаанализ исследований о коллабо-ративном обучении показал, что: его применение более эффективно в течение короткого периода (2-3 занятия),
чем в течение долгого периода времени (полсеместра и более); коллаборатив-ное обучение значимо повышает уровень взаимозависимости учащихся; результаты обучения в коллаборациях выше при отсутствии процедуры взаимооценивания учащимися [28]
Коллаборативное обучение предполагает развёртывание совместной интеллектуальной деятельности в малой группе и предоставляет максимально благоприятные условия для проявления познавательных способностей [2; 3] Наиболее существенными характеристиками совместной интеллектуальной деятельности являются её модификация в зависимости от характера межличностных отношений и личностных особенностей участников и, соответственно, изменение её эффективности Собственно говоря, сам характер взаимоотношений между участниками по поводу выполняемой совместной деятельности (для участников это феноменально выступает как взаимодействие по поводу решения задачи или проблемы) определяется характером взаимоотношений . При этом непосредственное социальное окружение и конкретные социальные ситуации, в которых оказывается человек, существенным образом влияют на его познавательные способности [1; 4; 5]. Так, показано, что студенты, которые находятся в хороших отношениях со своими сверстниками, демонстрируют более высокие академические результаты [24; 23].
В данном исследовании коллабора-тивное обучение было представлено поисковым групповым методом, спецификой которого является формирование поисковых групп для решения какой-либо практически направленной учебной задачи или выполнения при-
Vioy
кладного проекта. Реализация данного метода требует постановки заданий высокого уровня проблемности и предоставления малым группам полной самостоятельности в поисковой деятельности . Формирование групп осуществляется по произвольному признаку, цель каждой из групп - проведение мини-исследования и его оформление в виде доклада с последующей публичной «защитой» . В ходе исследования оценивалась эффективность обучения и характер межличностных отношений между студентами . Перевод обучения в вузах весной 2020 г. на дистанционный режим позволил провести сопоставление эффективности коллаборативно-го обучения в условиях нормального очного обучения с эффективностью обучения в дистанционном формате в условиях самоизоляции, что и явилось целью данного исследования.
Методы
Процедура исследования.
Исследование проводилось в процессе преподавания психологических дисциплин в 1 семестре осенью 2019 и в 1 семестре 2020 гг. На вводном занятии студенты были ознакомлены со структурой курса и задачами, которые необходимо было выполнить Разделение на группы происходило на втором занятии с элементами социально-психологического тренинга и коммуникативного тренинга через экспресс-диагностику симпатий-антипатий и проявлений толерантности к чужому мнению . Большинство студентов объединились в «рабочие» группы по 3-5 человек, каждая из которых выполняла задания по проекту Незначительная часть студентов решила выполнять задания индивидуально
В течение курса студенты выполняли задания и присылали варианты ответов . В основном задания были направленны на поиск информации в интернете по темам курса, её анализ, структурирование, обобщение и представление в определённом формате в качестве результата проведённого поиска. Некоторые задания требовали комментариев и/или изложения собственного мнения по заданным темам Ещё один тип заданий был связан с практикой применения некоторых методик и психологических приёмов . Итоговый проект был посвящён описанию психологически важных качеств по основной специальности студентов и поиску в социальных сетях комментариев, иллюстрирующих эти качества .
В 2020 г. в связи с COVID-19 в Москве был введён режим самоизоляции и обучение перешло в дистанционный режим. Занятия проводились в режиме телеконференции с использованием Zoom, обмен текстами осуществлялся в чате и по электронной почте . Студенты в дистанционном режиме в течение семестра выполняли задания и подготавливали проект
Методы оценки эффективности обучения. Эффективность обучения оценивалась по результатам выполненных заданий, присылаемых по электронной почте, и по ответам на семинарах и в чате на контрольные вопросы . Использовались 4 критерия эффективности выполнения поискового проекта:
1. Выполненное задание объёмом от 1000 до 16000 знаков (с равномерными интервалами) оценивалось по 5-балльной шкале .
2 . Полнота цитирования источников и/или упоминание персоналий (представлен текст с равномерными интер-
Vioy
валами от 5 до 40 упоминаний) по теме оценивалась (-ось) по 5 балльной шкале .
3 . Соответствие содержания цели задания, согласованной путём консенсуса, оценивалось по 5-балльной шкале трёх экспертов - преподавателей психологических дисциплин .
4 . Соответствие оформления работы задаваемому формату, согласованному путём консенсуса, оценивалось по 5-балльной шкале трёх экспертов -преподавателей психологических дисциплин
Экспертная оценка по 3 и 4 критерию осуществлялась преподавателями психологии . В случае расхождения оценок на двух сессиях спорные работы обсуждались по мере достижения консенсуса по поводу выполненных в рамках проекта заданий
Для верификации межличностных отношений использовался опросник Т. Лири, Г. Лефоржа, Р. Сазека в адаптации Л . Н . Собчик1. Для статистических расчётов использовался пакет PASW Statistics 18 . Конкретные статистики и критерии приведены при описании результатов исследования
Выборка
В исследовании приняли участие 138 студентов факультетов психологии, социологии, мировой политики и экономики Государственного академического гуманитарного университета в Москве . Средний возраст участников составил 23,83 года (SD = 2,67), принимали участие 45 мужчин и 93 женщи-
Собчик Л . Н . Методы психологической диагностики. Вып. 3 . Диагностика межличностных отношений. Модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири. Методическое руководство . М. : ВНИИТЭМ, 1990. 48 с.
ны . В 2019 г. в ходе учебных занятий было образовано 16 групп (58 человек), а 13 человек выполняли задания индивидуально В 2020 г было образовано 17 групп (60 человек) и 7 человек выполняли задания индивидуально
Результаты
В течение 1 семестра (в 2019 и в 2020 гг. ) студенты выполняли задания и присылали свои работы Всего было 5 заданий и 1 итоговый проект. Часть выполненных заданий была получена от образованных «рабочих» групп (от 16 групп в 2019 г. - 96 текстов и от 17 групп в 2020 г. - 102 текста), часть заданий была выполнена индивидуально (78 текстов в 2019 г. и 42 текста в 2020 г.) .
Полученные от групп и отдельных студентов работы оценивались в соответствии с выработанными критериями оценки по 5-балльной шкале Усреднённые результаты представлены на рис 1
Оценка значимости сдвигов и оценка однородности выборок осуществлялась с использованием непараметрических критериев и Манна-Уитни и Ъ Колмогорова-Смирнова. В таблице 1 представлена статистическая оценка сдвигов в эффективности обучения «рабочих групп» при очном и дистанционном обучении в условиях С0УГО-19 .
По всем показателям эффективности учебной деятельности (кроме «Соответствия цели задания») имеется значимое улучшение при дистанционной форме обучения Оценка значимости сдвигов и оценка однородности выборок по показателям эффективности обучения студентов, выполняющих задания индивидуально при очном и дистанционном обучении, представлены в таблице 2
V10V
Общая оценка за задание Соответствие формату задания Соответствие цели задания
V////////////////////////////////////////////////////,
УчЧМ
/////////////////////////////////J
штттмЫмт
ZZZ]
S58SSSS58SSSS^^ '//////////////////////////////////////////////////////////////Л
sssssssssssssssssssssssssss/SS,
полнота цитирования и/или упоминание шшшшшшшшш^^
персоналий ц
///////J
Объем выполненного задания
wvv\\v\\vwv\\v\\vwxv\\v\\vwv\
77771
,00 ,50 1,00 1,50 2,00 2,50 3,00 3,50 4,00 4,50 5,00 Я* Индивидуально очное обучение ¡3 Группы очное обучение 13 Индивидуально при COVID-19 0 Группы при COVID-19
Рис.1. /Fig. 1. Усреднённые оценки выполненныхработв«рабочих группах» и индивидуально; в нормальных условиях (очное обучение) и в условиях самоизоляции при COVID-19 (дистанционное обучение) / Mean score of learning activity efficiency for group workand individualperformance; under normal conditions(full-time education) and in self-isolation during the COVID-19 pandemic (distance learning)
Источник: данныеавторов.
Таблица 1 / Table 1.
Сопоставление показателейэффективности учебной деятельности при выполнении заданий в «рабочих» группах в условиях COVID-19 (дистанционное обучение) и при очной форме обучения в нормальных условиях / Comparison oflearning activity efficiency when performing tasks collaboratively in conditions of COVID-19 (distance learning) and in full-time education in normal conditions
Показателиэффективности учебной деятельности Среднийбаллза работы вгруппах приCOVID-19 Среднийбаллза работы вгруппах при очномобучении UМанна-Уитнигру Z Колмогорова-Смирнова
Объём выполненного задания 4,46 3,79 ,00* 1,89*
Полнота цитирования и/ или упоминание персоналий 4,46 2,92 ,00* 1,89*
Соответствие цели задания 3,72 4,01 13,00 1,05
Соответствиеформатузадания 4,06 2,74 6,00* 1,58*
Общаяоценказа задание 4,17 3,37 ,00* 1,89*
уровень значимости <0,01
Источник: данные авторов .
Viosy
Таблица 2 / Table 2.
Сопоставление показателей эффективности учебной деятельности при индивидуальном выполнении заданий в условиях COVID-19 (дистанционное обучение) и при очной форме обучения в нормальных условиях / Comparison of learning activity efficiency in the individual performance of tasks in conditions of COVID-19 (distance learning) and in full-time education in normal conditions
5 6 к S m н 5 6 G S H у а в о н
Показатели эффективности учебной S о s л § u f ю « Q « £ « й балл зг ые арабе бучении р и н H £ р и м и i M
деятельности s * > я л о £ к О р U g м S H я s Средни] индивидуальн] очном е «в н н а s D Z Колмогоро
Объём выполненного задания 4,12 3,50 11,00* 1,83*
Полнота цитирования и/или упоминание персоналий 3,60 2,56 21,00* 1,83*
Соответствие цели задания 4,03 2,69 ,00* 2,45*
Соответствие формату задания 3,67 1,91 ,00* 2,44*
Общая оценка за задание 3,86 2,66 ,00* 2,54*
*- уровень значимости <0,01
Источник: данные авторов .
Индивидуальное выполнение заданий в условиях СОУГО-19 при дистанционном обучении оказалось существенно лучше по всем показателям эффективности учебной деятельности по сравнению с очной формой обучения в обычных условиях
В соответствии с общей теорией проявления познавательных способностей в совместной деятельности одним из существенных факторов ситуативного повышения интеллекта являются складывающиеся межличностные отношения между участниками взаимодействия [2; 5]. Соответственно, изменение характера межличностных отношений вполне может объяснить значимое улучшение
показателей эффективности коллабо-ративного обучения по сравнению с индивидуальным В нашем случае было проведено сопоставление типов межличностных отношений в условиях самоизоляции и при очном обучении в 2019 г. Все группы на одном из занятий были протестированы с помощью теста Т. Лири, и в целях нашего исследования были посчитаны вторичные факторы «Доминирование» и «Дружелюбие» . В таблице 3 представлены усреднённые значения межличностных отношений, характерные для студентов при очном обучении в нормальных условиях (71 человек) и в условиях СОУГО-19 при дистанционном обучении (67 человек) .
V10V
Таблица 3 / Table 3.
Сопоставление уровня межличностных отношений при очной форме обучения в нормальных условиях и в условиях COVID-19 при дистанционном обучении / Comparison of the level of interpersonal relations in full-time education in normal conditions and in distance learning during the COVID-19 pandemic
е s g ^ S ои 'Ф1 о й л S & чх О 3 о s ¡5 <5 м х о « £ а в ^ S о a о s Й R Si « £ S § ^ «в s 22 и н т ти Смирнова
Показатели межличностных отношений теста Т. Лири ^ м S в S ° и Й н <u s S s * £ В о _ч es M Я и S s е |S If и ® Среднее значени COVID-19 при ди обучении (67 с« в н а £ Z Колмогорова-
Доминирование 2,09 -0,72 794.50** 3. 24**
Дружелюбие -0,77 0,29 1915. 5* 1.16
*- уровень значимости <0,05
**- уровень значимости <0,01
Характер межличностных отношений в условиях самоизоляции существенным образом сместился к полюсу «Подчинение» . Студенты стали демонстрировать уступчивость, эмоциональную сдержанность, склонность подчиняться и послушно выполнять свои обязанности . Наметился сдвиг в одной из важных характеристик межличностных отношений - дружелюбии Стало более выраженным стремление к сотрудничеству, кооперации и более гибкому разрешению проблем и конфликтных ситуаций . По мнению студентов, открытое обследование психологических особенностей во время обучения способствовало социальной желательности ответов и, вследствие этого, следует признать,
Источник: данные авторов.
что выявленные тенденции скорее отражают декларативный аспект межличностного взаимодействия
Обсуждение
Понятие «эффективность обучения» отражает результативную сторону учебной деятельности и для её оценки обычно используются показатели уровня академической успеваемости и различные контрольно-измерительные материалы. Однако в условиях СОУГО-19 при дистанционном проведении экзаменов и зачётов валидность традиционных методов оценки эффективности обучения резко снижается: у студентов появляются неограниченные возможности по использованию материалов из интернета и/или ра-
нее полученных учебных материалов . Практика проведения учебных исследовательских проектов и наличие текстов выполненных заданий в рамках этих проектов позволяют провести относительно корректное сопоставление эффективности обучения, поскольку условия выполнения исследовательских проектов существенно не изменились при переходе к дистанционному обучению . Выбранные показатели эффективности выполнения поискового проекта (объём выполненного задания, полнота цитирования источников, соответствие содержания цели задания, соответствие оформления работы задаваемому формату) в основном соответствуют результативным характеристикам обучения и в определённой степени презентуют уровень усвоения знаний в рамках вводного курса
В целом полученные данные вполне согласуются с ранее опубликованными результатами о более высокой эффективности интеллектуальной деятельности в «рабочих группах» по сравнению с индивидуальным выполнением заданий [3] и положительном влиянии обучения в малых группах на его эффективность [17; 19]. Относительное снижение показателя «Соответствие цели задания» объяснимо изменением структуры взаимодействия в рабочих группах посредством Zoom в условиях дистанционного обучения при COVID-19 . Непосредственное общение уступило месту опосредованному, поставило участников взаимодействия в непривычные условия и, вероятно, нарушило привычную коммуникацию . Вследствие этого конкретизация целей была осуществлена неверно, и выполнение задания стало разнонаправлен-
ным . Материала было собрано больше, было больше собрано цитат и ссылок на авторов, но селекция существенного в соответствии с общей целью, вероятно, снизилась . Тем не менее, общая тенденция в условиях самоизоляции была сохранена: коллаборативная форма обучения показала более высокую эффективность по сравнению с индивидуальной
В условиях самоизоляции у студентов появилось больше времени для выполнения заданий, т к из-за ограничений в связи с СОУГО-19 сократилось время совместного досуга Вынужденное пребывание дома позволило студентам больше времени уделять учебным заданиям, но в то же время существенным образом меняло характер взаимодействия с преподавателями и между собой Так, показатель «Соответствия содержания выполненной работы цели задания» оказался ниже по сравнению с выполнением заданий в очных условиях Опосредованная средствами социальных медиа коммуникация не позволила провести обстоятельную дискуссию студентов и преподавателей по поводу «содержания» работы и сформулировать критерии отбора материала и его трансформации Возможно, редуцированная «обратная связь» во время обсуждения не позволяет выделять существенное, и, возможно, преподаватели, ставя цели и задачи, хуже ориентировались в групповой динамике и хуже выполняли свои обязанности модераторов общения
Значимое повышение показателей эффективности интеллектуальной деятельности в условиях СОУГО-19 при дистанционном обучении, на наш взгляд, объясняется несколькими при-
чинами . Группа «индивидуалов» при очном обучении формировалась по остаточному принципу Разбиение на «рабочие» группы происходило в начале занятия, и «индивидуалами» становились опоздавшие Опоздания на занятия считаются допустимым явлением, но оно отражает сниженный интерес к данному предмету, пониженную ответственность и самоорганизацию Соответственно, включение этих студентов в интеллектуальную деятельность сопровождалось определённым сопротивлением и пониженной результативностью . Выборка «индивидаулов» при дистанционном обучении, на наш взгляд, характеризовалась пониженной мотивацией аф-филиации и откровенным нежеланием вступать в какие-либо отношения по ходу обучения Вероятно, это сопрягалось и повышенной интроверсией, характерной для некоторых гуманитарных специальностей . Дистанционное обучение поставило таких студентов в более выгодные условия - практически сводящее форму обучения к индивидуальной с преподавателем в качестве тьютора
Угрозы пандемии СОУГО-19 и карантинные меры определённым образом изменили межличностное отношение при обучении В условиях очного обучения в «рабочих» группах студентов было выражено стремление к доминированию, т к имелась реальная возможность стать руководителем группы и определять действия других При дистанционном обучении реальное управление группой затрудняется, но возрастает необходимость договариваться и согласовывать действия, при этом доминирование не приветствуется . Ещё одной причиной резко-
го снижения доминирования может выступать тотальное требование подчиняться санитарным нормам в связи с угрозой здоровью Собственно, и при обычных условиях современных студентов отличает социальная апатия и терпимость, а в условиях самоизоляции эти качества явно перешли в «покорность судьбе», что и вылилось в демонстрацию подчинения и зависимости Стремление продемонстрировать своё дружелюбие в более явном виде, скорее всего, объясняется повышенной тревожностью и неопределённостью, вызванной всей ситуацией с пандемией СОУГО-19 . «Индивидуалы» при очном обучении вполне могли декларировать свою антипатию к окружающим, минимизируя социальные контакты с однокурсниками и преподавателями В условиях самоизоляции и дистанционного обучения «индивидуалы» оказались в равных условиях со всеми и, «работая на упреждение», продемонстрировали своё «дружелюбие» . В исследовании влияния межличностных отношений на ситуативное изменение интеллекта было показано, что оптимальными условиями для обучения является принятие учениками сложившихся норм поведения и позитивное отношение к преподавателям [2]. В условиях дистанционного обучения при СОУГО-19 изменилось межличностное поведение студентов: доминирование уступило место подчинению и при этом дружелюбие стало более выраженным Вероятно, это явилось одной из причин повышения эффективности интеллектуальной деятельности и образовательного процесса в целом
Проведённое исследование вряд ли может претендовать на широкое обобщение полученных результатов . Так,
использование для оценки эффективности обучения исключительно показателей анализа текстов выполненных заданий в недостаточной мере раскрывает достигнутый уровень знаний по различным темам учебного курса. Для достоверной оценки уровня знаний требуется разработка адекватных для дистанционного использования контрольно-измерительных материалов Ещё одним ограничением проведённого исследования является использование исключительно результативных показателей . При этом показатели сформированности психологической структуры учебной деятельности (мотивация, познавательные и коммуникативные навыки, различные учебно-важные качества и др . ) в большей степени определяют успешность учебной деятельности студентов в целом Следует также отметить, что ограниченность размера изучаемых выборок и гуманитарная направленность специальностей студентов вряд ли позволяет претендовать на широкие обобщения результатов данного исследования Однако расширение практики дистанционного обучения в школе и вузах предоставляет новые возможности исследования представленной тематики, расширив выборки и включив в исследование новые переменные, характеризующие образовательный процесс в новых условиях Представляется важным изучение изменения структуры учебных мотивов студентов в условиях СОУГО-19 . Пандемия меняет культурный и социальный ландшафт, влечёт переоценку ценностей, изменяет структуру внутренней и внешней учебной мотивации студентов, предопределяя изменения успешности обучения и
профессионализации студентов Не менее важным является исследование коммуникации, опосредованной социальными медиа . Активность в социальных сетях (навыки коммуникации, её продолжительность, интенсивность, тематика посещаемых сайтов, включённость в различные сетевые сообщества и др ) представляется ещё одним пулом значимых переменных, определяющих успешность обучения в ВУЗе в современных условиях.
Выводы
Вследствие пандемии COVID-19 очное обучение в вузах было переведено на дистанционный режим с использованием социальных медиа, в том числе и видеоконференций Zoom В этих условиях эффективность выполнения групповых и индивидуальных учебных проектов у студентов гуманитарных специальностей существенно повысилась
Коллаборативная форма обучения в целом показала более высокую эффективность по сравнению с индивидуальной как в условиях очного обучения, так и в условиях дистанционного обучения Однако нарушение привычных форм коммуникации в условиях дистанционного обучения привело к нарушению в целеполагании «рабочих» групп
Характер интерперсонального поведения студентов в условиях самоизоляции при COVID-19 существенным образом изменяется: стремление к некоторому доминированию в обычных условиях сменяется ориентацией на подчинение, декларативная антипатия сменяется дружелюбием
Статья поступила в редакцию 01.12.2021
ЛИТЕРАТУРА
1. Воронин А. Н . Интеллектуальная деятельность: проявление интеллекта и креативности в реальном взаимодействии // Психология. Журнал Высшей школы экономики . 2006. Т. 3. № 3. С 35-58.
2. Воронин А. Н . Интеллект и креативность в межличностном взаимодействии. М. : Институт психологии РАН, 2004. 207 с .
3. Воронин А. Н . Эффективность совместной интеллектуальной деятельности при групповом решении задач // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки . 2016 . № 3. С. 22-29. DOI: 10.18384/23107235-2017-3-29-37
4. Дружинин В . Н. Психология общих способностей. СПб . : Питер, 1999. 368 с.
5 . Дружинин В . Н. , Хазратова Н . В. Экспериментальное исследование формирующе-
го влияния микросреды на креативность // Психологический журнал 1994 № 4 С 67-85.
6 . Польская Н . А. , Разваляева А. Ю . Межличностная чувствительность в период само-
изоляции: роль в выборе мер социального дистанцирования // Психологическая наука и образование . 2020. Т. 25 . № 6 . С 63-76. DOI: 10. 17759/pse .2020250606 7. Потапова Е . А. , Земляной Д . А. , Кондратьев Г. В. Особенности жизнедеятельности и самочувствия студентов медицинских вузов в период дистанционного обучения во время эпидемии COVID-19 // Психологическая наука и образование . 2021. Т. 26 . № 3. С. 70-81. DOI: 10.17759/pse. 2021260304
8 . Сорокова М . Г. Электронный курс как цифровой образовательный ресурс смешанно-
го обучения в условиях высшего образования // Психологическая наука и образование . 2020. Т. 25 . № 1. С. 36-50. DOI: 10.17759/pse. 2020250104
9 . Эффективность обучения и академическая мотивация студентов в условиях он-
лайн-взаимодействия с преподавателем (на примере видеолекции) / В . Н . Панферов, С. А. Безгодова, С. В . Васильева, А. С. Иванов, А. В. Микляева // Социальная психология и общество. 2020.Т. 11. № 1. С. 127-143. DOI: 10,17759/sps.2020110108
10 . A Rubric for Learning, Teaching, and Assessing Scientific Inquiry in Psychology / J. S . Halonen,
T. Bosack, Sh . Clay, M . McCarthy, D. S . Dunn, G . William Hill, R . McEntaffer // Teaching of Psychology. 2003. Vol. 30 . № 3. P. 196-208. DOI: 10,1207/S15328023TOP3003_01 11. Bakar A . , Shah K. , Qingyu X. The Effect of Communication Barriers on Distance Learners Achievements // Revista Argentina de Clínica Psicológica. 2020.Vol. 29 . № 5 . P. 248-264. DOI: 10. 24205/03276716.2020.1027 12 Bir D D Comparison of Academic Performance of Students in Online Vs Traditional Engineering Course // European Journal of Open, Distance and E-Learning. 2019 .Vol. 22. № 1. P. 2-13. DOI:10.2478/eurodl-2019-0001 13. Cathey C . Power ofpeer review: An online collaborative learning assignment in social psychology // Teaching of Psychology.2007.Vol. 34.№ 2.P. 97-99.DOI:10.1080/00986280701291325
14 Creating an optimal environment for distance learning in higher education: Discovering leadership issues / E. Beketova, E . Leontyeva, S . Zubanova, A. Gryaznukhin, V. Movchun // Palgrave Communications. 2020. Vol. 6 . № 1. P. 2-6 . DOI: 10,1057/s41599-020-0456-x
15 Dhawan S Online Learning: A Panacea in the Time of COVID-19 Crisis // Journal of Educational Technology Systems. 2020.Vol. 49.№ 1.P. 5-22. DOI: 10.1177/0047239520934018
16 . Dikaya L. , Shipitko O. , Borokhovski E . Psychological Microclimate of Student Groups,
Studying in Different Instructional Formats // E3S Web Conferences (UESF-2021). 2021. Vol. 258. URL: http://creativecommons. org (дата обращения: 18. 05.2021). DOI: 10 .1051/ e3sconf/202125807076
vrny
17. Foldnes N. The flipped classroom and cooperative learning: Evidence from a randomised experiment // Active Learning in Higher Education. 2016 . Vol. 17. № 1. P. 39-49. DOI: 10.1177/1469787415616726
18 . Guzman J. F. , Paya E. Direct Instruction vs. Cooperative Learning in Physical Education:
Effects on Student Learning, Behaviors, and Subjective Experience [Электронный ресурс] // Sustainability. 2020. Vol. 12. № 12. URL: https://www.mdpi. com (дата обращения: 18.05. 2021).
19 . Hossain A. , Rezal M . Integration of Structured Cooperative Learning in Mathematics
Classrooms // International Journal of Psychology and Educational Studies. 2018 . Vol. 5 . № 1. P. 23-29. DOI: 10,17220/ijpes .2018. 01.004
20 . Improving students' creativity using cooperative learning with virtual media on static
fluida concept [Электронный ресурс] / G. Gunawan, A. Harjono, H . Sahidu, Nisrina // Journal of Physics: Conference Series. 2018 . Vol. 1006. URL: https://iopscience. iop. org/arti-cle/10.1088/1742-6596/1006/1/012016 (дата обращения: 18.05. 2021). 21. Influence of COVID-19 confinement on students' performance in higher education [Электронный ресурс] / T. Gonzalez, M. A. de Rubia, K. P. Hincz, M . Comas-Lopez, L. Subirats, S . Fort, G . M . Sasha // Plos One . 2020. Vol . 15 . № 10 . URL: https://journals . plos . org (дата обращения: 31 05 2021)
22 . Ismail S . A . A . , Al Allaq K. The Nature of Cooperative Learning and Differentiated
Instruction Practices in English Classes [Электронный ресурс] // SAGE Open. 2019. Vol. 9 . № 2. URL: https://journals .sagepub. com (дата обращения: 18.05. 2021).
23 Juvenon J , Espinoza G , Knifsend C The role of peer relationships in student academic and extracurricular engagement // Handbook of research on student engagement. Boston: Springer, 2012. P. 257-268. DOI: 10,1007/978-1-4614-2018-7_18
24 Liem G A , Martin A J Peer relationships and adolescents' academic and non-academic outcomes: Same-sex and opposite-sex peer effects and the mediating role of school engagement // British Journal of Educational Psychology. 2011. Vol. 81. P. 183-206. DOI: 10 .1111/ j .2044-8279.2010. 02013.x
25 . Olesova L . , Yang D. Engineering students' cognitive learning and perceptions in a blended
learning course [Электронный ресурс] // The International journal of engineering education. 2019 . Vol. 35 . № 6A. URL: https://dialnet. unirioja. es/servlet/articulo?codigo=7350189 (дата обращения: 18 05 2021)
26 . Robinson R. P. , Doverspike D. Factors Predicting the Choice of an Online versus a
Traditional Course // Teaching of Psychology. 2006. Vol. 33. № 1. P. 64-68. DOI: 10.1207/ s15328023top3301_10
27 Student Perspective of Class room and Distance Learning During COVID-19 Pandemicin the Undergraduate Dental Study Program Universitas Indonesia / L R Amir, I Tanti, D. A. Maharani, Y. S . Wimardani, V. Julia, B. Sulijaya, R. Puspitawati // BMC Medical Education: [сайт]. 2020. Vol. 20. URL: https://bmcmededuc.biomedcentral. com/articles/10.1186/s12909-020-02312-0 (дата обращения: 18.05.2021). DOI: 10.1186/s12909-020-02312-0
28 Tomcho T J , Foels R Meta-Analysis of Group Learning Activities: Empirically Based Teaching Recommendations // Teaching of Psychology. 2012. Vol. 39 . № 3. P. 159-169. DOI: 10.1177/0098628312450414
REFERENCES
1. Voronin A. N. [Intellectual activity: the manifestation of intelligence and creativity in real interaction]. In: Psihologiya. Zhurnal Vysshej shkoly ekonomiki [Psychology. Journal of the Higher School of Economics], 2006, vol. 3, no . 3, pp . 35-58.
Vm^
2. Voronin A. N. Intellekt i kreativnost' v mezhlichnostnom vzaimodejstvii [Intelligence and creativity in interpersonal interaction], Moscow, Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences Publ. , 2004. 207 p .
3. Voronin A. N. [Effectiveness of joint intellectual activity in group problem solving]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Psihologicheskie nau-ki [Bulletin of the Moscow State Regional University. Series: Psychological sciences], 2016, no. 3, pp. 22-29. DOI: 10.18384/2310-7235-2017-3-29-37
4 . Druzhinin V. N . Psihologiya obshchih sposobnostej [Psychology of general abilities],
St. Petersburg, Piter Publ. , 1999. 368 p.
5 . Druzhinin V. N . , Hazratova N . V. [Experimental study of the formative influence of the mi-
croenvironment on creativity]. In: Psihologicheskij zhurnal [Psychological journal], 1994, no 4, pp 67-85
6 . Pol'skaya N . A . , Razvalyaeva A. Yu . [Interpersonal sensitivity during the period of self-iso-
lation: the role in choosing measures of social distancing]. In: Psihologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological science and education], 2020, vol. 25, no. 6, pp. 63-76. DOI: 10 . 17759/pse. 2020250606
7. Potapova E. A. , Zemlyanoj D. A. , Kondrat'ev G. V. [Features of life and well-being of students of medical universities during distance learning during the COVID-19 epidemic]. In: Psihologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education], 2021, vol. 26, no. 3, pp. 70-81. DOI: 10.17759/pse .2021260304
8 Sorokova M G [Electronic course as a digital educational resource of blended learning in higher education]. In: Psihologicheskaya nauka i obrazovanie, 2020, vol. 25, no. 1, pp. 36-50. DOI: 10.17759/pse .2020250104
9 . Panferov V. N . , Bezgodova S . A . , Vasil'eva S . V. , Ivanov A . S . , Miklyaeva A . V. [Efficiency of
learning and academic motivation of students in the context of online interaction with a teacher (on the example of a video lecture)]. In: Social'nayapsihologiya i obshchestvo [Social psychology and society], 2020, vol. 11, no. 1, pp. 127-143.DOI: 10.17759/sps.2020110108
10 . Halonen J. S . , Bosack T. , Clay Sh. , McCarthy M. , Dunn D. S . , William Hill G. ,
McEntaffer R. A Rubric for Learning, Teaching, and Assessing Scientific Inquiry in Psychology. In: Teaching of Psychology, 2003, vol. 30, no. 3, pp. 196-208. DOI: 10.1207/ S15328023TOP3003_01 11. Bakar A . , Shah K. , Qingyu X. The Effect of Communication Barriers on Distance Learners Achievements . In: Revista Argentina de Clínica Psicológica, 2020, vol . 29, no . 5, pp . 248-264. DOI: 10.24205/03276716.2020.1027
12 Bir D D Comparison of Academic Performance of Students in Online Vs Traditional Engineering Course . In: European Journal of Open, Distance and E-Learning, 2019, vol . 22, no. 1, pp. 2-13. DOI:10.2478/eurodl-2019-0001
13 Cathey C Power of peer review: An online collaborative learning assignment in social psychology In: Teaching of Psychology, 2007, vol 34, no 2, pp 97-99 DOI:10.1080/00986280701291325
14 Beketova E , Leontyeva E , Zubanova S Gryaznukhin A , Movchun V Creating an optimal environment for distance learning in higher education: Discovering leadership issues In: Palgrave Communications, 2020, vol. 6, no. 1, pp. 2-6 . DOI: 10,1057/s41599-020-0456-x
15 Dhawan S Online Learning: A Panacea in the Time of COVID-19 Crisis In: Journal of Educational Technology Systems, 2020, vol 49, no 1, pp 5-22 DOI: 10.1177/0047239520934018
16 . Dikaya L. , Shipitko O. , Borokhovski E. Psychological Microclimate of Student Groups,
Studying in Different Instructional Formats . In: E3S Web Conferences (UESF-2021), 2021,
Vrny
vol. 258. Available at: http://creativecommons. org (accessed: 18.05. 2021). DOI: 10 .1051/ e3sconf/202125807076
17. Foldnes N. The flipped classroom and cooperative learning: Evidence from a randomised experiment. In: Active Learning in Higher Education, 2016, vol. 17, no. 1, pp. 39-49. DOI: 10.1177/1469787415616726
18 . Guzman J. F. , Paya E. Direct Instruction vs. Cooperative Learning in Physical Education:
Effects on Student Learning, Behaviors, and Subjective Experience . In: Sustainability, 2020, vol. 12, no. 12. Available at: https://www.mdpi. com (accessed: 18. 05.2021).
19 . Hossain A. , Rezal M . Integration of Structured Cooperative Learning in Mathematics
Classrooms. In: International Journal of Psychology and Educational Studies, 2018, vol. 5, no. 1, pp. 23-29. DOI: 10,17220/ijpes.2018. 01.004
20 . Gunawan G. , Harjono A. , Sahidu H . , Nisrina. Improving students' creativity using co-
operative learning with virtual media on static fluida concept In: Journal of Physics: Conference Series, 2018, vol. 1006. Available at: https://iopscience .iop. org/article/ 10.1088/1742-6596/1006/1/012016 (accessed: 18. 05.2021).
21. Gonzalez T. , de Rubia M. A. , Hincz K. P. , Comas-Lopez M. , Subirats L. , Fort S . , Sasha G. M. Influence of COVID-19 confinement on students' performance in higher education. In: Plos One, 2020, vol. 15, no. 10 . Available at: https://journals. plos . org (accessed: 31. 05.2021).
22. Ismail S . A. A. , Al Allaq K. The Nature of Cooperative Learning and Differentiated Instruction Practices in English Classes . In: SAGE Open, 2019, vol . 9, no . 2 . Available at: https://journals .sagepub. com (accessed: 18.05. 2021).
23 Juvenon J , Espinoza G , Knifsend C The role of peer relationships in student academic and extracurricular engagement In: Handbook of research on student engagement Boston, Springer, 2012, pp. 257-268. DOI: 10,1007/978-1-4614-2018-7_18
24 Liem G A , Martin A J Peer relationships and adolescents' academic and non-academic outcomes: Same-sex and opposite-sex peer effects and the mediating role of school engagement. In: British Journal of Educational Psychology, 2011, vol. 81, pp. 183-206. DOI: 10.1111/ j .2044-8279.2010. 02013.x
25 . Olesova L. , Yang D. Engineering students' cognitive learning and perceptions in a blended learn-
ing course. In: The International journal of engineering education, 2019, vol. 35, no. 6A. Available at: https://dialnet. unirioja.es/servlet/articulo?codigo=7350189 (accessed: 18.05.2021).
26 . Robinson R. P. , Doverspike D. Factors Predicting the Choice of an Online versus a
Traditional Course In: Teaching of Psychology, 2006, vol 33, no 1, pp 64-68 DOI: 10 1207/ s15328023top3301_10
27 . Amir L. R . , Tanti I . , Maharani D. A . , Wimardani Y. S . , Julia V. , Sulijaya B . , Puspitawati R.
Student Perspective of Class room and Distance Learning During COVID-19 Pandemicin the Undergraduate Dental Study Program Universitas Indonesia. In: BMC Medical Education, 2020, vol. 20 . Available at: https://bmcmededuc.biomedcentral. com/articles/10 .1186/ s12909-020-02312-0 (accessed: 18. 05.2021).
28 Tomcho T J , Foels R Meta-Analysis of Group Learning Activities: Empirically Based Teaching Recommendations. In: Teaching of Psychology, 2012, vol. 39, no. 3, pp. 159-169. DOI: 10.1177/0098628312450414
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Воронин Анатолий Николаевич - доктор психологических наук, главный научный сотрудник, Института психологии РАН; e-mail: voroninan@bk.ru, ORCID: 0000-0002-6612-9726
Vrn;
Рафикова Антонина Семеновна - кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Государственного академического университета гуманитарных наук; e-mail: antoninaraf@yandex. ru; ORCID: 0000-0001-9831-6027
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Anatoly N. Voronin - Dr. Sci . , Prof. , Chief Researcher, Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences;
e-mail: voroninan@bk. ru, ORCID: 0000-0002-6612-9726
Antonina S. Rafikova - Cand. Sci. (Psychology), Senior Researcher, State Academic University for the Humanities,
e-mail: antoninaraf@yandex. ru; ORCID: 0000-0001-9831-6027
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
Воронин А. Н . , Рафикова А . С . Изменение эффективности обучения и межличностных отношений между студентами при переходе к дистанционному обучению во время пандемии СОУШ-19 // Вестник Московского государственного областного университета . Серия: Психологические науки . 2022. № 1. С . 100-115 . БО!: 10.18384/2310-7235-2022-1-100-115
FOR CITATION
Voronin A . N . Rafikova A . S . Changes in the learning efficiency and interpersonal relationships among students during the transition to distance learning during the COVID-19 pandemic . In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Psychological Sciences, 2022, no . 1, pp. 100-115.
DOI: 10.18384/2310-7235-2022-1-100-115