Научная статья на тему 'ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ'

ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ОТНОШЕНИЕ К УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алексеева Ирина Степановна

Статья посвящена проблемам перехода на дистанционное обучение в условиях вуза; проведено исследование по изучению отношения студентов к учебной и внеучебной деятельности, определению трудностей, с которыми сталкиваются студенты первого курса. Определено что, в условиях перехода на обучение с применением дистанционных технологий: преобладает, в основном, положительное отношение к учебе, в то же время внеучебная, общественная деятельность привлекает не всех первокурсников, поскольку на первых этапах адаптации к вузу значительное внимание отводится процессу обучения; при освоении учебных дисциплин первокурсники испытывают затруднения, связанные с организационными, техническими, материально-бытовыми условиями и индивидуальными особенностями. Результаты исследования могут быть полезны для преподавателей, методистов руководителей подразделений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алексеева Ирина Степановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ATTITUDE OF STUDENTS TO LEARNING AND EXTRACURRICULAR ACTIVITIES DURING THE TRANSITION TO DISTANCE LEARNING

The article is devoted to the problems of transition to distance learning in a university environment; a survey was carried out to study the attitude of students to educational and extracurricular activities to determine the difficulties faced by first-year students. It was revealed that in the context of the transition to distance learning with the use of technologies, mainly a positive attitude towards learning prevail; at the same time, extracurricular, social activities do not attract all freshmen, since at the first stages of adaptation to the university, considerable attention is paid to the learning process; when mastering academic disciplines, freshmen experience difficulties associated with organizational, technical, material and living conditions and individual characteristics. The research results can be useful for teachers, methodologists, and heads of departments.

Текст научной работы на тему «ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ»

- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ -

УДК 378

И. С. Алексеева

Отношение студентов к учебной и внеучебной деятельности в условиях перехода на дистанционное обучение

Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, г. Якутск, Россия

Аннотация. Статья посвящена проблемам перехода на дистанционное обучение в условиях вуза; проведено исследование по изучению отношения студентов к учебной и внеучебной деятельности, определению трудностей, с которыми сталкиваются студенты первого курса. Определено что, в условиях перехода на обучение с применением дистанционных технологий: преобладает, в основном, положительное отношение к учебе, в то же время внеучебная, общественная деятельность привлекает не всех первокурсников, поскольку на первых этапах адаптации к вузу значительное внимание отводится процессу обучения; при освоении учебных дисциплин первокурсники испытывают затруднения, связанные с организационными, техническими, материально-бытовыми условиями и индивидуальными особенностями. Результаты исследования могут быть полезны для преподавателей, методистов руководителей подразделений.

Ключевые слова: студенты, отношение к учебной и внеучебной деятельности, трудности в обучении, дистанционные технологии, процесс обучения.

I. S. Alekseeva

Attitude of students to learning and extracurricular activities during the transition to distance learning

M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia

Abstract. The article is devoted to the problems of transition to distance learning in a university environment; a survey was carried out to study the attitude of students to educational and extracurricular activities to determine the difficulties faced by first-year students. It was revealed that in the context of the transition to distance learning with the use of technologies, mainly a positive attitude towards learning prevail; at the same time, extracurricular, social activities do not attract all freshmen, since at the first stages of adaptation to the university, considerable attention is paid to the learning process; when mastering academic disciplines, freshmen experience difficulties associated with organizational, technical, material and living conditions and individual characteristics. The research results can be useful for teachers, methodologists, and heads of departments.

Keywords: students, attitude to educational and extracurricular activities, learning difficulties, distance technologies, learning process.

АЛЕКСЕЕВА Ирина Степановна - к.п.н., доцент кафедры педагогики, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия. E-mail: alekseevais2010@mail.ru

ALEKSEEVA Irina Stepanovna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Pedagogics, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk.

Введение

В настоящее время во всем мире и в современном российском обществе происходят значительные изменения, связанные с пандемией коронавирусной инфекции СОУГО-19, оказывающие влияние на все сферы жизнедеятельности.

Значительные изменения происходят в сфере образования, как общего, так и высшего. Переход на дистанционные системы и образовательные платформы, массированный поток информации, доступность и прозрачность учебных материалов, формирование технологичного содержания характеризует образование сегодня.

Подрастающее поколение в большей степени подвержено коррелирующему влиянию происходящей трансформации в экономике, обществе, образовании. Цифровая трансформация вносит коррективы в молодежную среду, повседневную жизнь, меняет мировоззрение, язык, моральные и поведенческие нормы. Обучающиеся и студенты испытывают значительные затруднения при переходе на обучение с применением дистанционных форм и технологий, особенно в период ограничительных мер и самоизоляции.

Теоретические основания исследования

Современные исследователи Д.В. Сочивко и Т.А. Симакова при изучении психологических эффектов самоизоляции, отмечают прежде всего латентный, отсроченный характер изменений личности [1]. Н.В. Сидячева, Л.В. Зотова самоизоляцию определяют, как ситуацию неопределенности, которая приводит к эмоциональной дестабилизации личности [2]. Федосенко Е.В. раскрывает проблемы психологического здоровья через призму ценностно-смысловых составляющих, указывает на рассогласованность субъектной картины мира после карантинных ограничений в период пандемии [3]. Н.А. Купина исследует нравственно-психологическое состояние общества в контексте слова центризм и изменение лексики

[4].

Авторами изучены влияние социальной изоляции на повседневную жизнь, последствиями социального дистанцирования названы не только отрицательные (отсутствие социальных связей, депрессия, эмоциональное истощение и т.д.), но и положительные (свободное время, возможности творчества, самосовершенствования, удаленной работы и т.д.) аспекты [5].

Проблеме влияния дистанционного обучения на здоровье и самочувствие студентов во время пандемии и перехода на дистанционное обучение посвящены исследования А.С. Риккер, Е.Г. Ткачевой, А.И. Нуруллаевой и др. [6, 7].

Оценке эффективности цифровых технологий преподавания в условиях дистанционного обучения в вузе посвящены исследования Н.Р. Букейханова, С.И. Гвоздковой, Е.В. Бутримова и др. [8, 9]. Авторы акцентируют внимание на создании ЭОС - электронной образовательной среды как «системы инструментальных средств и ресурсов, обеспечивающих условия для реализации образовательной деятельности на основе информационно-коммуникационных технологий» [8]. В.А. Канаво в контексте обсуждения отмечает, что применение «дистанционного обучения открывает новые возможности для непрерывного обучения и переучивания специалистов, получения второго образования, делает обучение более доступным» [10].

Отношение к учебной и внеучебной деятельности студентов первого курса

Изучению отношения к учебной и внеучебной деятельности студентов в условиях ограничительных мер и перехода на применение дистанционных технологий в процессе обучения посвящено данное исследование.

Исследование осуществлялось среди студентов-бакалавров первого курса по направлению 44.03.05 Педагогическое образование Института физической культуры и спорта Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова. Использованные

методы: наблюдение, беседа, опрос, в том числе адаптированные варианты вопросов анкеты «Отношение к учебе и будущей деятельности современной студенческой молодежи» (автор Петров Д.С.). Определяющими компонентами выбраны: установки на отношение к учебе, к общественной деятельности; соблюдение или нарушение учебной дисциплины; взаимоотношения в группе.

Получены следующие результаты, которые отражены в диаграмме 1:

Диаграмма 1. Изучение отношения к учебной и внеучебной деятельности студентов первого курса

По результатам опроса:

- значительное число студентов (46%) отмечают положительное отношение к учебе, 38% имеют затруднения по учебной деятельности, 16% либо отрицательное отношение, либо не видят смысла в продолжении обучения;

- общественная деятельность привлекает лишь 37%, а 53% могут принять участие в качестве выполнения разовых общественных заданий, 10% принципиально не будут общественниками;

- посещают занятия, дисциплинированы на занятиях и при выполнении самостоятельной работы 52%; не всегда посещают занятия, но выполняют задания - 36%; не дисциплинированы, иногда выполняют СРС - 12%;

- взаимоотношения в группах первого курса носят первичный характер: межличностные связи устанавливаются в основном вокруг формального лидера - старосты (78%); появляются признаки актива группы (15%); не вовлеченными во внутри коллективные взаимоотношения остаются 7%.

Таким образом, у студентов, в целом, преобладает положительное отношение к учебе, желание учиться выражается в дисциплинированности, активности на занятиях, своевременном выполнении самостоятельной работы. В то же время, внеучебная, общественная деятельность привлекает не всех первокурсников, поскольку на первых этапах адаптации к вузу значительное внимание отводится процессу обучения. В плане межличностных отношений у первокурсников предсказуемо ведущая роль отводится старостам групп, который является связующим центром и аккумулятором между однокурсниками и куратором, студентами и преподавателями.

Ведущей деятельностью в вузе является учебная деятельность, поэтому, следующим этапом исследования явилось выявление трудностей у первокурсников в учебном процес-

В ходе опроса, бесед со студентами, наблюдения за учебной деятельностью, определены основные затруднения, с которыми сталкиваются современные первокурсники:

- организационно-технические трудности связаны со скоростью, устойчивостью связи интернет (87%), отсутствием связи (5%), проблемами с техническими средствами и устройствами - устарел, сломался и прочее (8%);

- при использовании дистанционных технологий в начале семестра испытывают затруднения: на платформе ZOOM при входе, настройке изображения, звука (15%), при демонстрации материалов (35%); при изучении лекций, учебных пособий, выполнении практических заданий в системе электронного обучения MOODLE (50%);

- непривычные условия проживания в общежитии (59%), индивидуально-психологические особенности студентов (41%).

Основными трудностями 100 % студентов назвали:

- отсутствие или незначительный процент очного «живого» общения с преподавателями;

- чрезмерный объём нагрузки, сложности при освоении содержания дисциплин;

- в целом трудности при адаптации к образовательному процессу и среде вуза.

Следовательно, в условиях перехода на обучение с применением дистанционных технологий, при освоении учебных дисциплин первокурсники испытывают затруднения, связанные с организационными, техническими, материально-бытовыми условиями и индивидуальными особенностями.

В качестве рекомендаций по устранению затруднений студентов в сложный период их адаптации к вузовскому образованию и в точности к дистанционному обучению, предлагаем:

- в процессе проведения занятий для снятия эмоционального напряжения целесообразно применять паузы для межличностного общения, особенно актуально в первые дни и месяцы, когда первокурсники не знакомы друг с другом и разобщены дистанционным форматом, а также своеобразные «минутки для шутки» и даже дыхательные упражнения;

- разнообразить лекционные и семинарские занятия возможно привлечением ссылок и демонстрацией продуктов мультимедиа, анимации на других образовательных платформах;

- создать своеобразный «банк данных», виртуальную копилку лекций/аудио/видеолекций, презентаций к ним и дополнительными материалами по преподаваемым дисциплинам с возможностью тиражирования и обмена как среди преподавателей, так и среди студентов, особенно находящихся удаленно и испытывающих проблемы со связью;

- привлекать мессенджеры, социальные сети для чата, решения организационных вопросов, консультаций по вопросам затруднений в онлайн формате;

- продолжать развивать компьютерную грамотность всех субъектов процесса образования, расширять образовательные возможности дистанционных форм через работу личных кабинетов, онлайн курсов, систему СЭДО Moodle, Open и др.;

- и самое важное, для сохранения мотивации обучения у студентов, в том числе, первокурсников, необходимо применять инструменты, позволяющие сформировывать живой интерес к предмету, такие как: отзывы на выполненные задания с одобрением или пожеланиями дополнения с гиф-анимацией или любым изображением; задания с постепенным усложнением как содержательно, так и технологически, с обязательным творческим кон-

тентом; и, безусловно, доброжелательное отношение каждое занятие, начиная с приветствия и завершением занятия, с привлечением невербального, знакового общения в чате конференции, фоном экрана, то есть применением широкого спектра предоставляемых возможностей и инструментов онлайн.

Таким образом, задача вуза, учебно-методических отделов, преподавателей состоит в обеспечении условий для коррекции, а в конечном счете, снятии затруднений; максимальном использовании возможностей виртуальных лабораторий, мастерских, электронных образовательных ресурсов с интерактивным и актуальным наполнением.

Заключение

Применение дистанционных технологий и коммуникаций является неотъемлемой частью образовательного процесса современного вуза. Обеспечение качества процесса обучения во многом зависит от созданных условий и инфраструктуры, применяемых сервисов и технологически наполняемых образовательных программ.

Проведённое исследование, актуализированное переходом на применение дистанционных технологий в процессе обучения, позволило:

- изучить затруднения студентов-бакалавров первого курса,

- сфокусировать внимание преподавателя на отношении студентов к процессам учебной и внеучебной деятельности,

- предположить возможные решения по коррекции проблемных вопросов, затрагивающих организацию и содержание образования в вузе.

Литература

1. Купина, Н. А. Пандемия коронавируса: метафорическая диагностика тревожной реальности в текстах СМИ / Н. А. Купина // Известия Уральского федерального университета. - 2020. - Т. 6. -№ 3 (199). - С. 5-13.

2. Сидячева, Н. В. Ситуация вынужденной самоизоляции в период пандемии: психологический и академический аспекты / Н. В. Сидячева, Л. В. Зотова // Современные наукоемкие технологии. -2020. - № 5. - С. 218-225.

3. Совчиенко, Д. В. Метод исследования психологических эффектов самоизоляции / Д. В. Совчи-енко, Т. А. Симакова // Прикладная юридическая психология. - 2020. -№3(52). - С. 19-36.

4. Федосенко, Е. В. Жизнь после карантина: психология смыслов и коронавирус COVID-19 / Е. В. Федосенко // Материалы XXV Международного симпозиума «Психологические проблемы смысла жизни и акме». - Москва : Психологический институт РАО. - С. 34-47.

5. Щербакова, А. Социально-психологические последствия социальной изоляции населения в период пандемии (COVID-19) / А. Щербакова, М. Босов, О. Борисова // Материалы конференции «Социальная интеграция и развитие этнокультур в евразийском пространстве». - 2020. - Т. 3. -№ 9. - 262-265.

6. Риккер, А. С. Влияние дистанционного обучения на здоровье студентов / А. С. Риккер, Е. Г. Ткачева // Наука-2020. - 2021. - №2(47). - С. 96-99. -

7. Нуруллаева, А. И. Влияние дистанционного обучения на самочувствие студентов во время пандемии / А. И. Нуруллаева // Скиф. - 2020. - № 5-1 (45). - С. 54-57.

8. Букейханов, Н. Р. Оценка эффективности цифровых технологий преподавания в условиях covid-19 / Н. Р. Букейханов, С. И. Гвоздкова, Е. В. Бутримов // Российские регионы: взгляд в будущее. - 2020. - Т. 7. - №2. - С. 62-75.

9. Gvozdkova S.I., Shvartsburg L.E. Experimental Studies of Steady-State Sources of Vibrations of Machinery Production Process Equipment to Substantiate Choice of Vibration Protection Methods // Lecture Notes in Mechanical Engineering. 2020. -pp. 141-149. Doi: 10.1007/978-3-030-22063-1_16.

10. Канаво, В.А. Достоинства и недостатки дистанционного обучения через Интернет // Бизнес-образование в России [сайт]. - URL: http://curator.ru/e-learning/publications/doplus.html (Дата обращения 16.11.2021).

References

1. Kupina N.A. Pandemiya koronavirusa: metaforicheskaya diagnostika trevozhnoj real'nosti v tekstah SMI // Izvestiya Ural'skogo federal'nogo universiteta. - 2020. - V. 6. - No. 3 (199). - P. 5-132. 2. - Tekst : neposredstvennyj.

2. Sidyacheva N.V., Zotova L.V. Situaciya vynuzhdennoj samoizolyacii v period pandemii: psihologicheskij i akademicheskij aspekty // Sovremennye naukoemkie tekhnologii. - 2020. - No. 5. -P. 218-225. - Tekst : neposredstvennyj.

3. Sovchienko D.V., Simakova T.A. Metod issledovaniya psihologicheskih effektov samoizolyacii // Prikladnaya yuridicheskaya psihologiya. - 2020. -№3 (52). - P. 19-36. - Tekst : neposredstvennyj.

4. Fedosenko E.V. ZHizn' posle karantina: psihologiya smyslov i koronavirus COVID-19 // Materialy XXV Mezhdunarodnogo simpoziuma «Psihologicheskie problemy smysla zhizni i acme». - M.: Izdatel'stvo: Psihologicheskij institut. - P. 34-47. - Tekst : neposredstvennyj.

5. ShcherbakovaA., Bosov M., Borisova, O. Social'no-psihologicheskie posledstviya social'noj izolyacii naseleniya v period pandemii (COVID-19) // Materialy konferencii «Social'naya integraciya i razvitie etnokul'tur v evrazijskom prostranstve» - 2020. - V. 3. - No. 9. - P. 262-265. - Tekst : neposredstvennyj.

6. Rikker A.S., Tkacheva E.G. Vliyanie distancionnogo obucheniya na zdorov'e studentov // Nauka -2020. - 2021. - No. 2 (47). - P. 96-99. - Tekst : neposredstvennyj.

7. Bukeikhanov N.R., Gvozdkova S.I., Butrimov E.V. Ocenka effektivnosti cifrovyh tekhnologij prepodavaniya v usloviyah covid-19 // Rossijskie regiony: vzglyad v budushchee. - 2020. - V. 7. - No. 2. -P. 62-75. - Tekst : neposredstvennyj.

8. Nurullaeva A.I. Vliyanie distantsionnogo obucheniya na samochuvstvie studentov vo vremya [Influence of distance learning on students 'well-being during the study] // Skif, 2020, no. 5-1 (45), pp. 5457. - Tekst : neposredstvennyj.

9. Gvozdkova S.I., Shvartsburg L.E. Experimental Studies of Steady-State Sources of Vibrations of Machinery Production Process Equipment to Substantiate Choice of Vibration Protection Methods // Lecture Notes in Mechanical Engineering. 2020. -pp. 141-149. Doi: 10.1007/978-3-030-22063-1_16.

10. Kanavo V. Dostoinstva i nedostatki distancionnogo obucheniya cherez Internet [Elektronnyj resurs] // Biznes-obrazovanie v Rossii. Kod dostupa: http://curator.ru/e-learning/publications/doplus.html Data obrashcheniya 16.11.2021.

^■Mir^ir

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.