Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ КОМИССИИ ГОРОДА ПЯТИГОРСКА'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ КОМИССИИ ГОРОДА ПЯТИГОРСКА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Счетная палата / экспертизы / проверки / финансовый контроль / бюджет города. / Accounts Chamber / examinations / inspections / financial control / city budget.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акопян Елена Александровна, Гусельщикова Надежда Бениаминовна

В статье рассматривается деятельность Контрольно-счетной комиссии города Пятигорска. Авторами проанализированы показатели, отражающие итоги работы Контрольно-счётной комиссии города Пятигорска за период с 2020 по 2022 годы и определены возможные направления повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Акопян Елена Александровна, Гусельщикова Надежда Бениаминовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICIENCY AND EFFECTIVENESS OF THE ACTIVITIES OF THE PYATIGORSK CONTROL AND ACCOUNTS COMMISSION

The paper discusses the activities of the Control and Accounts Commission of the city of Pyatigorsk. The authors consider indicators reflecting the results of the Pyatigorsk Control and Accounts Commission from 2020 to 2022 and identify possible directions for increasing the efficiency of the organizations control and supervisory activities.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ КОМИССИИ ГОРОДА ПЯТИГОРСКА»

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА И КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА

УДК 351. 9

Акопян Е.А.1 Гусельщикова Н.Б.2

эффективность и результативность деятельности контрольно-счетной комиссии города ПЯТИГОРСКА

Аннотация. В статье рассматривается деятельность Контрольно-счетной комиссии города Пятигорска. Авторами проанализированы показатели, отражающие итоги работы Контрольно-счетной комиссии города Пятигорска за период с 2020 по 2022 годы и определены возможные направления повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности организации.

Ключевые слова: Счетная палата, экспертизы, проверки, финансовый контроль, бюджет города.

Akopyan E.

Guselshchikova N.

EFFICIENCY AND EFFECTIVENESS OF THE ACTIVITIES OF THE PYATIGORSK CONTROL AND ACCOUNTS COMMISSION

Abstract. The paper discusses the activities of the Control and Accounts Commission of the city of Pyatigorsk. The authors consider indicators reflecting the results of the Pyatigorsk Control and Accounts Commission from 2020 to 2022 and identify possible directions for increasing the efficiency of the organization's control and supervisory activities.

Keywords: Accounts Chamber, examinations, inspections, financial control, city budget.

Государственный (муниципальный) финансовый контроль выполняет ряд важнейший функций и задач, реализация которых способствует поддержанию стабильного состояния бюджетной политики государства, обеспечению нормального протекания денежно-кредитных процессов, а также правильной финансовой организации деятельности всех экономических субъектов.

Одним из субъектов проведения государственного (муниципального) финансового контроля является Счетная палата.

Счетная палата РФ является самостоятельным органом. Ст. 1 ФЗ «О Счетной палате» [1] устанавливает, что в связи с задачами, которые установлены законодательством, Счетная палата РФ должна быть функционально и организованно независима. Самостоятельность

1 Акопян Елена Александровна, кандидат экономический наук, доцент, доцент кафедры экономики и финансового права, Северо-Кавказский институт - филиал РАНХиГС, г. Пятигорск, Российская Федерация, e-mail: artako@ yandex.ru

Elena Akopyan, Ph.D. in Economics, Associate Professor, Department of Economics and Financial Law, North-Caucasian Institute, Pyatigorsk, Russian Federation, e-mail: artako@yandex.ru

2 Гусельщикова Надежда Бениаминовна, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры экономики и финансового права, Северо-Кавказский институт - филиал РАНХиГС, г. Пятигорск, Российская Федерация, e-mail: n_guselchikova@mail. ru

Guselshchikova Nadezhda, Ph.D. in Economics, Associate Professor, Department of Economics and Financial Law, North-Caucasian Institute, branch of RANEPA, Pyatigorsk, Russian Federation, e-mail: n_guselchikova@mail.ru

Счетной палаты определяется тем, что ее деятельность не зависит от решений других государственных органов [2].

Счетная палата РФ сама определяет методы и формы полномочий контролирующих организаций. Так же определяются государственные органы и организации, подлежащие проверке. Счетная палата РФ устанавливает способы воздействия на лиц, которые неправильно и/или незаконно распоряжаются средствами федерального бюджета [3].

Контроль за деятельностью органов власти необходим не только на федеральном, но и на региональном и муниципальном уровнях.

Роль внешнего органа, осуществляющего финансовый контроль на уровне муниципалитета, выполняет Контрольно-счетная комиссия (далее - КСК) города Пятигорска. Данный управляющий орган наделен всеми правами юридического лица в соответствии с документацией нормативного характера [4].

Контрольно-счетная палата при проверке бухгалтерской отчетности, движении денежных средств и ресурсов субъекта производит сопоставление показателей в соответствии с нормативными значениями, определенными действующим законодательством, тем самым формируя единый свод, отражающий результаты анализа экономической эффективности и правомерности всей деятельности данного субъекта [5].

Основными задачами КСК Пятигорска в период с 2020 по 2022 год выступали:

- экспертно-аналитическая оценка исполнения местного бюджета;

- контроль за соблюдением установленного порядка осуществления проработки и рассмотрения проектов местного бюджета;

- проверка предоставленных отчетов об исполнении муниципального бюджета;

- выявление положительной или отрицательной динамики эффективности использования средств местного бюджета, средств муниципальных учреждений и деятельности муниципальных унитарных предприятий в текущем периоде по сравнению с предшествующим периодом исполнения бюджета [6].

В соответствии с планом на 2020 год главными направлениями деятельности КСК Пя-

тигорска являлись: проведение экспертизы пяти проектов решений Думы города Пятигорска о внесении изменений в бюджет города на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов; осуществление внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета города-курорта Пятигорска за 2019 год в целом и бюджетной отчетности 10-ти главных администраторов бюджетных средств; проведение экспертизы проекта бюджета города-курорта Пятигорска; подготовка заключений на представленные отчеты об исполнении бюджета города и проект изменений в Положение о бюджетном процессе в городе-курорте Пятигорске; оценка эффективности реализации мероприятий по льготному налогообложению в части осуществления налоговых платежей в бюджет города Пятигорска на основе положений, зафиксированных в муниципальных правовых актах; оценка системы экономических показателей для осуществления прогноза социально-экономического развития города на ближайшую перспективу (трехлетнее планирование); проведение аудита закупок для реализации муниципальных программ, а именно: оплата мероприятий в рамках реализации программы «Молодежная политика»; аудит закупок для нужд муниципального учреждения «Управление общественной безопасности администрации города Пятигорска»; 13 проверок соблюдения закона при финансировании мероприятий, определенных муниципальными программами законности, проверка эффективности использования средств бюджета города-курорта Пятигорска, направленных на отдельные мероприятия, в том числе в рамках муниципальных программ; определение фактического размера экономии бюджетных средств, полученной в результате внедрения более эффективных инструментов программно-целевого управления. В соответствии с ними было проведено 23 контрольных и 15 экспертно-аналитических мероприятий, охвативших деятельность 95 учреждений и организаций, по результатам которых было направлено 60 документов информационно-аналитического характера [7].

Таким образом, в процессе различных проверок и экспертно-аналитических мероприя-

тий КСК Пятигорска было определено расходование бюджетных средств и использование имущества города Пятигорска на общую сумму 85 276,24 тыс. рублей, а также выявлен ряд нарушений законодательства по направлени-

ям деятельности КСК Пятигорска. На основе данных по каждому из направлений КСК Пятигорска была проведена систематизация и структуризация выявленных нарушений (Таблица 1).

Таблица 1. Основные итоги работы Контрольно-счетной комиссии города Пятигорска в 2020 г. [7]

Показатель Количество

Проведено мероприятий, всего 38

в том числе:

Контрольные мероприятия, количество 23

объем проверенных бюджетных средств в рамках контрольных 85 276,24

мероприятий, всего в тыс. руб.

объем финансовых нарушений и недостатков, всего в тыс. руб. 1 257,79

в том числе:

- нецелевое использование бюджетных средств 0,00

- неэффективное использование бюджетных средств 1 257,79

- нарушения ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности 0,00

- нарушения по срокам и объемам, зачисленных в бюджет города 0,00

неналоговых доходов

Выявленные нарушения требований Федерального закона 44-ФЗ, 1

количество

Экспертно-аналитические мероприятия, количество 15

заключения по результатам финансово-экономической экспертизы, 8

количество

в том числе:

- по проектам муниципальных правовых актов (включая заключение на проекты решения о бюджете города, бюджетный процесс) 7

- по результатам внешней проверки отчета об исполнении бюджета города 1

заключения на отчеты об исполнении бюджета города за первый квартал, 3

полугодие и 9 месяцев, количество

аудит закупок для муниципальных нужд, количество 2

подготовлено отчетов, заключений по прочим вопросам, количество 2

Количество объектов, охваченных контрольными мероприятиями 95

Отработано входящих документов 20

Подготовлены и направлены адресатам исходящие документы (согласования, уведомления, запросы) 60

В 2021 году деятельность КСК Пятигорска осуществлялась в соответствии с планом ее работы на 2021 год и по основным направлениям 2020 года, однако были добавлены и новые мероприятия:

- проведение анализа текущего состоя-

ния и динамики муниципального долга города-курорта Пятигорска;

- проверка правильности начисления заработной платы работникам муниципального унитарного предприятия, законности формирования фонда оплаты труда и проведение

анализа результативности процедур (с точки зрения их эффективности и полученной экономии);

- проверка правильности учреждения муниципального унитарного предприятия и результатов его финансово-хозяйственной деятельности.

В 2021 году Контрольно-счетной комиссией было проведено 35 контрольных и эксперт-но-аналитических мероприятий.

В результате деятельности КСК была определена итоговая сумма расходования бюджетных средств и использования имущества города Пятигорска в 2021 году в объеме 167 060,06 тыс. рублей, а также был выявлен ряд нарушений законодательства по направлениям деятельности Контрольно-счетной комиссии (Таблица 2).

В 2022 году комиссией были проведены следующие мероприятия:

- экспертиза семи проектов решений Думы города Пятигорска по вопросу внесения изменений в бюджет города на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов;

- внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета города-курорта Пятигорска за 2021 год в целом и бюджетной отчетности каждого из 10 главных администра-

В процессе осуществления внешнего государственного контроля было охвачено 48 объектов, распределение которых представлено на Рисунке 1.

Анализ структуры распределения проверок позволяет сделать вывод, что в 2021 году контрольная деятельность Контрольно-счетной комиссии охватывала в большей степени муниципальные учреждения, органы местного самоуправления и иные организации.

торов (распорядителей) бюджетных средств;

- экспертиза проекта бюджета города-курорта Пятигорска на 2024 год;

- сведение информации по отчетам об исполнении бюджета города 2022 года и формирование итогового отчета;

- анализ исполнения Указов Президента Российской Федерации по вопросам доведения средней заработной платы отдельных категорий работников учреждений образования до уровня, установленного нормативными правовыми актами Ставропольского края и органами местного самоуправления;

- анализ исполнения заказчиками требований Федерального закона № 44-ФЗ в части осуществления закупок у единственного поставщика (дробление закупок, уход от конкурентных процедур) [9].

V 1

12 г1Ь

/ / /

V

о

Органы местного самоуправления ■ Муниципальные учреждения ■ иные организации Рисунок 1. Объекты финансового контроля, проведенного КСК г. Пятигорск в 2021 г. [8]

Таблица 2. Основные итоги работы Контрольно-счетной комиссии города Пятигорска в 2021 г. [8]

Показатель Количество

Проведено мероприятий, всего 35

в том числе:

Контрольные мероприятия, количество 17

объем проверенных бюджетных средств в рамках контрольных 167 060,06

мероприятий, всего в тыс. руб.

объем финансовых нарушений и недостатков, всего в тыс. руб. 26,49

в том числе:

- нецелевое использование бюджетных средств 26,49

- неэффективное использование бюджетных средств 0,00

- нарушения ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности 0,00

- нарушения по срокам и объемам, зачисленных в бюджет города неналоговых 0,00

доходов

Выявленные нарушения требований Федерального закона 44-ФЗ, 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

количество

Экспертно-аналитические мероприятия, количество 18

заключения по результатам финансово-экономической экспертизы, 11

количество

в том числе:

- по проектам муниципальных правовых актов (включая заключение на проекты решения о бюджете города, бюджетный процесс и т.п.) 10

- по результатам внешней проверки отчета об исполнении бюджета города 1

информация на отчеты об исполнении бюджета города за первый 3

квартал, полугодие и 9 месяцев, количество

аудит закупок для муниципальных нужд, количество 1

подготовлено отчетов, заключений по прочим вопросам, количество 3

Количество объектов, охваченных контрольными мероприятиями 48

Комиссией в отчетном году были проведены проверки: правильности формирования фонда оплаты труда и начисления заработной платы в учреждениях сфер культуры и физической культуры и спорта; отдельных расходов МКУ «Хозяйственно-эксплуатационное управление города Пятигорска» на закупку товаров, работ и услуг; предоставления субсидий общественным организациям ветеранов и инвалидов города; законности, своевременности и полноты зачисления в бюджет города доходов от унитарных предприятий; финансово-хозяйственной деятельности МУП.

В совокупности Контрольно-счетной ко-

миссией было проведено 17 проверок и 14 эк-спертно-аналитических мероприятий, в ходе которых было выявлено определенное количество нарушений, представленных на Рисунке 2.

В ходе контрольной деятельности Контрольно-счетной комиссии было определено расходование бюджетных средств и использование имущества города Пятигорска на общую сумму 188 476,58 тыс. рублей.

В Таблице 3 представим сгруппированные данные работы Контрольно-счетной комиссии города Пятигорска за три исследуемых периода.

Таблица 3. Основные показатели Контрольно-счетной комиссии города Пятигорска, характеризующие динамику развития ее деятельности за 2020-2022 гг. [6, 7, 10]

Объем финансовых нарушений и недостатков, тыс.

руб.

Нарушения, связанные с начислением и выплатой за работной платы Непра вильно обоснованы цены контракта Неэффективное использование бюджетных средств

Необоснованное списа ние ГСМ МУП из-за неверного расчета нормы расхода топлива

Рисунок 2. Объем финансовых нарушений и недостатков, выявленных в ходе финансового контроля КСК г. Пятигорска в 2022 году, тыс. руб. [10].

Показатель 2020 г. 2021 г. 2022 г. Отклонения (+, -)

2021 г./2020 г. 2022 г./2021 г.

Проведено контрольных и экспертно-аналитических мероприятий (всего), в том числе 38 35 31 -3 -4

- контрольных мероприятий, количество 23 17 17 -6 -

- экспертно-аналитических мероприятий, количество 15 18 14 +3 -4

Объем финансовых нарушений и недостатков всего, тыс. руб. 1 257,79 26,49 4 622,77 -1231,3 4596,28

Количество объектов, охваченных контрольными мероприятиями 95 48 44 -47 -4

Отработано входящих документов 20 25 17 +5 -8

Подготовлены и направлены адресатам исходящие документы (согласования, уведомления, запросы) 60 52 54 -12 2

На протяжении трех лет Контрольно-счетная комиссия города Пятигорска выполняла все свои полномочия и обязанности в полном объеме и вела свою деятельность в строгом соответствии с существующим законодательством, а также постоянно совершенствовала подходы в планировании, организации и проведении контрольно-надзорной рабо-

ты, улучшая эффективность своей деятельности.

Представленные в Таблице 3 показатели позволяют оценить результативность и эффективность деятельности Контрольно-счетной комиссии города Пятигорска в период с 2020 по 2022 год. Из таблицы видно, что Контрольно-счетная комиссия в 2022 году со-

кратила количество проверяемых объектов и, соответственно, число контрольных и экспер-тно-аналитических мероприятий на 7 единиц по сравнению с 2020 годом. Тем не менее, сумма проверенных средств и стоимость проверенного имущества в 2022 году по сравнению с предыдущими годами увеличились на общую сумму 103200,3 тыс. руб. В 2021 году сумма выявленных нарушений сократилась на 1231,3 тыс. руб., а в 2022 году увеличилось на 4596,28 тыс. руб. В 2022 году было отмечена значительная сумма нарушений в связи с тем, что было выявлено неверное обоснование цены контракта на 3910,0 тыс. руб. при осуществлении хозяйственной деятельности одним из экономических субъектов города.

Использование эффективных методик в планировании, организации и проведении проверок позволило повысить эффективность работы: на фоне сокращения количества проверок мы наблюдаем суммарный рост денежных доначислений по выявленным нарушениям, что говорит о стабильной работе

Контрольно-счетной палаты, о применении действенных методик для устранения выявленных нарушений, а также предотвращения их последствий.

Контрольно-счетная комиссия на протяжении трех лет осуществляла мониторинг изменений в части используемой методологии, правового обеспечения своей деятельности и информационно-технологического оснащения. КСК г. Пятигорска взаимодействовала с контрольно-счетными органами Ставропольского края, принимала участие в совещаниях, проводимых Советом муниципальных контрольно-счетных органов Ставропольского края при Контрольно-счетной палате Ставропольского края.

Дальнейшее повышение эффективности работы Контрольно-счетной комиссии может быть связано с внедрением риск-ориентированного подхода, направленного на формирование четких критериев (показателей), невыполнение (недостижение) которых станет поводом для проведения финансовых проверок.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 8 апреля 2013 г. № 14 ст. 1649.

2. Аксенова М.А. Правовой статус и деятельность счетной палаты Российской Федерации // Научно-практический электронный журнал Аллея Науки. 2020. №8 (47). С. 28-35.

3. Принципы финансового контроля // Финансовый директор. 02.06.2022. № 6. URL: https:// www.fd.ru/articles/161588-printsipy-finansovogo-kontrolya

4. Положение о контрольно-счетной комиссии города Пятигорска № 67-6 РД от 21 декабря 2021 г. - URL: http://www. https://pyatigorsk.org/402

5. Пенчук А.В. Государственный финансовый контроль в Российской Федерации и направления его совершенствования // Концепт. 2019. № 07. С. 4-7.

6. Официальный сайт Контрольно-счетной комиссии города Пятигорска. - URL: http://www. https://pyatigorsk.org/402

7. Отчет о деятельности Контрольно-счетной комиссии города Пятигорска за 2020 год. - URL: http://www. https://pyatigorsk.org/402

8. Отчет о деятельности Контрольно-счетной комиссии города Пятигорска за 2021 год. - URL: http://www. https://pyatigorsk.org/402

9. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства Российской Федерации от 8 апреля 2013 г. № 14 ст. 1652.

10. Отчет о деятельности Контрольно-счетной комиссии города Пятигорска за 2022 год. - URL: http://www. https://pyatigorsk.org/402

BIBLIOGRAPHIC LIST

1. Federal Law of April 5, 2013, No. 41-FZ "On the Accounts Chamber of the Russian Federation" // Collection of Legislation of the Russian Federation of April 8, 2013 No. 14 Art. 1649.

2. Aksenova M.A. Legal status and activities of the Accounts Chamber of the Russian Federation // Scientific and practical electronic journal Alley of Science. 2020. No. 8 (47). P. 28-35.

3. Principles of financial control // Financial Director. 06/02/2022. No. 6. URL: https://www.fd.ru/ articles/161588-printsipy-finansovogo-kontrolya

4. Regulations on the control and counting commission of the city of Pyatigorsk No. 67-6 RD dated December 21, 2021. - URL: http://www. https://pyatigorsk.org/402

5. Penchuk A.V. State financial control in the Russian Federation and directions for its improvement // Concept. 2019. No. 07. P. 4-7.

6. Official website of the Control and Accounting Commission of the city of Pyatigorsk. - URL: http://www. https://pyatigorsk.org/402

7. Report on the activities of the Control and Accounting Commission of the city of Pyatigorsk for

2020. - URL: http://www. https://pyatigorsk.org/402

8. Report on the activities of the Control and Accounting Commission of the city of Pyatigorsk for

2021. - URL: http://www. https://pyatigorsk.org/402

9. Federal Law of April 5, 2013, No. 44-FZ "On the contract system in the field of procurement of goods, works, services to meet state and municipal needs" // Collection of legislation of the Russian Federation of April 8, 2013 No. 14 Art. 1652.

10. Report on the activities of the Control and Accounting Commission of the city of Pyatigorsk for

2022. - URL: http://www. https://pyatigorsk.org/402

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.