ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ЭФФЕКТИВНОСТЬ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ: ВЗАИМОСВЯЗЬ И ВЗАИМООБУСЛОВЛЕННОСТЬ
А.В. Долгова, М.В. Долгова
Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
С целью раскрытия сущности и роли экономической эффективности и конкурентоспособности в процессе анализа деятельности предприятия промышленной индустрии в настоящей статье идентифицированы подходы к уточнению сущности данных экономических категорий. В этой связи в работе на основе обзорного ретроспективного анализа проводится теоретическое исследование существующих определений по данному направлению; выявлено, что в современной экономической литературе единой точки зрения, выбранной большинством ученых, в части определений данных понятий на современном этапе пока нет. Авторами установлено, что конкурентоспособность, как интегральный показатель экономической эффективности заключает в себе более сложные взаимосвязи между хозяйствующими субъектами по сравнению с эффективностью, которая в этой связи выступает как показатель, характеризующий определенную степень результативности использования имеющихся в распоряжении предприятия ограниченного количества ресурсов.
Ключевые слова: промышленность, конкурентоспособность, эффективность, методики, методология.
Исследование данной проблемы находилось на протяжении многих десятилетий в центре внимания многих отечественных экономистов. Исследование проблематики взаимосвязи и взаимообусловленности получило свое отражение в публикациях таких ученых как Е.А. Бабушкина [1], Т.Г. Быковская [2], К.А. Ворож-цова и Л.Н. Депутатова [3], Н.Е. Непряхин [4], В.Г. Сенчагов [5], Н.А. Тригуб [6], Л.В. Шамис [7], Т.Н. Шаталова [8].
Все существующие сегодня теоретические воззрения, концепции и теории в области экономики предприятия затрагивают вопросы повышения конкурентоспособности и эффективности их хозяйственной деятельности. Объективной причиной изучения конкурентоспособного производства является необходимость разработки эффективных мер управления, распределения и потребления ресурсов, эффективной реализации готовой продукции, направленных на эффективное достижение стратегических целей развития предприятия.
В данной статье авторами рассматривается концепция экономической эффективности как универсальной и обобщенной категории, применимой для любого
предприятия, осуществляющего свою деятельность в сфере промышленного производства. С точки зрения эффективности функционирования само предприятие рассматривается в различных аспектах своего функционирования как совокупность всех структурных элементов и подразделений, находящихся во взаимосвязи и взаимозависимости. Такое представление о предприятии позволит учитывать тот факт, что повышение эффективности в каком-то отдельном элементе системы без учета последствий для других может оказаться губительным для системы в целом [0].
Категория эффективности выступает мерой, способной удовлетворить запросы и требования потребителей как с позиции экономичности, так и результативности использования всех имеющихся в распоряжении предприятия в каждый отдельных период времени ресурсов (труда, капитала, земли, материалов, энергии, времени, информации и т.д.) в процессе производства продукции. Перед предприятием могут быть поставлены многоаспектные задачи и стратегии, которые оказывают влияние на принимаемые управленческие решения в области повышения эффективности деятельности с учетом всех факторов эффективности производства.
Конкурентоспособность, элементом которой является экономическая эффективность, способна охарактеризовать более сложные взаимосвязи хозяйствующих субъектов, отдельных фирм и корпораций, их отраслевых объединений и национальных хозяйств отдельных стран [0].
Подходы к определению сущности категорий. Категории «эффективность» и «конкурентоспособность», заключая в себе множественные аспекты (философский, экономический, социальный аспекты), применимы не только к товару, предприятию и отрасли, но и к регионам и странам.
В мировой экономической науке на современном этапе оформился подход к пониманию конкуренции с точки зрения относительной и достаточно гибкой теории. Так, из оформившихся трех подходов к пониманию конкуренции (поведенческий, структурный, функциональный) мы руководствуемся функциональным подходом, рассматривая конкуренцию как активный процесс формирования и развития конкурентоспособности всех действующих субъектов конкуренции, объединенных общей целью повышения эффективности хозяйственной деятельности [0].
Обратившись к классификациям определения экономической категории конкурентоспособности предприятия, мы изучили два похода — стратегический и тактический.
Сторонники тактического подхода при изучении конкурентоспособности во главу угла ставят изучение микроуровня предприятия. В рамках данного научного подхода, отражающего экономическую составляющую предприятия, конкурентоспособность в числе прочего трактуется с точки зрения получения экономического эффекта. Такой эффект формируется посредством синергии производственных, организационно-кадровых, инновационных, ресурсосберегающих, экологических, финансово-экономических и прочих возможностей промышленного предприятия, характеризующихся уровнем проявления и развития соответствующих потенциалов в рамках стратегии развития промышленного предприятия.
Позиция, занимаемая сторонниками стратегического подхода к определению конкурентоспособности предприятия, делает упор на способность предприятия конкурировать с внешним окружением, отражая организационную составляющую. С этой точки зрения понятия конкурентоспособность определяется посредством эффективности следующим образом:
— как возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка;
— как относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности.
Таким образом, с содержательной стороны экономическая конкурентоспособность наделена дуалистическим характером, выступая и результатом и инструментом повышения эффективности хозяйственной деятельности промышленного предприятия [0].
Интегрируя все аспекты и факторы функционирования и развития предприятия как объекта управления, конкурентоспособность подразумевает способность предприятия к производству конкурентоспособной продукции посредствам эффективного использования своего ресурсного потенциала, качества организации производства и его управления.
В алгоритме оценки конкурентоспособности предприятия на этапе раскрытия обосновании целесообразности и возможности получения результата с минимальной погрешностью еще в прошлом веке ученые-экономисты обратили внимание на два элемента метода ее (конкурентоспособности) оценки с учетом фактора времени: 1) показатель конкурентоспособности товара; 2) эффективность производственной деятельности [0].
Основные вопросы идентификации и выбора методики оценки эффективности и конкурентоспособности. Среди существующих в XXI в. методик оценки конкурентоспособности предприятия эффективность как критерий конкурентоспособности предприятия рассматривается с разных точек зрения:
— учитывается как способ сравнения с конкурентами;
— рассматривается как интегральный показатель;
— рассматривается только с позиции рентабельности продукции;
— не учитывается вовсе.
Помимо общей эффективности в качестве критерия конкурентоспособности встречается и эффективность производимой продукции на рынке, которая также рассматривается с нескольких сторон:
— учитывается при определении при конкурентоспособности продукции;
— учитывается как показатель доли товара на рынке;
— учитывается через показатель, характеризующий имидж компании (страны) происхождения товара;
— в целом не учитывается [0].
Часто при употреблении термина «конкурентоспособность» по отношению к производству подразумевают качество продукции, достаточный спрос на нее
и рентабельность производственного процесса. Следует отметить, что рентабельность производства может выступать не только как один из ключевых факторов конкурентоспособности, но и как показатель эффективности производства.
Использование показателей эффективности производства с точки зрения количественных индикаторов при сопоставлении различных производств в процессе изучения конкурентоспособности обусловлено тем, что, они всегда будут более точными и информативными показателями по категории «эффективность» [0], несмотря на существующую необходимость детального изучения особенностей показателей цены и качества и их взаимосвязи с временным фактором в процессе изучения конкурентоспособности предприятий промышленного производства.
«Эффективность» и «конкурентоспособность» могут выступать как взаимодополняющие категории при экономическом сопоставлении. Однако чаще всего эффективность (как показатель соотношения затрат к результатам с учетом временных интервалов) рассматривают в качестве индикатора конкурентоспособности промышленного производства, который способствует отражению уровня экономической активности отрасли либо предприятия.
В «эффективность производства» как в своеобразный индикатор конкурентоспособности включен в составе объема выручки от продаж, а следовательно, и прибыли такой существенный для конкурентоспособности параметр, как «спрос». Прибыль предприятия находится в непосредственной зависимости не только от спроса, но и от надлежащего уровня качества и производства и самой продукции, так как без этого предприятию не удастся самостоятельно превысить объем полученной прибыли над уровнем понесенных затрат. Таким образом, у конкурентоспособности есть два немаловажных атрибута — эффективность и качество, а залог высокой конкурентоспособности промышленного предприятия зависит от такого обобщающего показателя эффективности производственной деятельности, как результативность. При этом влияние любых внедряемых инноваций и научно обоснованных усовершенствований, как правило, оказывается положительным как на уровне эффективности (рентабельности) производства, так и на конкурентоспособности [0].
На современном этапе развития экономической мысли все очевиднее процесс конвергенции категорий «эффективность» и «конкурентоспособность» на основе неценовой конкуренции (non-price competition), стремящейся к повышению технического уровня, качества и потребительской стоимости продукции.
Малоэффективный рыночный субъект может быть конкурентоспособным в случае, когда другие конкурирующие субъекты еще менее эффективны, т.е. определенная конкурентоспособность может быть достигнута не только через совершенствование собственных характеристик, но и посредством использования различного рода мер и мероприятий по блокированию развития конкурентов. В данном случае вариант применения деструктивной политики может показаться более эффективным и на короткий срок обеспечить устойчивые лидирующие позиции, однако это бесспорно может быть и будет признано как недобросовестная конку-
ренция. Во избежание применения предприятием деструктивных мер, определение конкурентоспособность на практике включает понятие экономической эффективности и дополняется требованием обеспечения экономической безопасности [0].
В современной экономической литературе пока отсутствуют согласованные определения, как эффективности функционирования хозяйствующего субъекта, так и его конкурентоспособности.
Среди затруднений, которые препятствуют вводу универсальных определений можно назвать специфику уровня исследований, на которых авторы пытаются измерить данные категории. Так в качестве предмета анализа эффективности и конкурентоспособности могут быть выбраны отдельное предприятие, подотрасль, отрасль, сектор экономики, экономика страны в целом.
Еще одной проблемой является рассмотрение категорий в рамках различных методологий. Так, одни методы направлены на получение численной оценки посредством определения статистических данных, другие — на анализ используемых ресурсов, например, при выявлении сущности категории конкурентоспособности данные методы в более общей категории анализа могут быть представлены как оперирование показателями экономической эффективности.
Доказательством неразрывной связи конкурентоспособности и эффективности является тот факт, что для их оценки могут применяться взаимосвязанные между собой, а порой и одни и те же показатели и критерии, на формирующиеся под влиянием практически одинаковых факторов [0].
Факторы, влияющие на экономическую эффективность и конкурентоспособность. Далее обратимся к многообразию факторов, оказывающих влияние на экономическую эффективность и конкурентоспособность. Классификация таких факторов должна быть многоаспектной и максимально соответствовать структуре организации и/или циклу изготовления продукции [0]. Так, с точки зрения обслуживания потребителей и удовлетворения спроса факторы могут быть подразделены на внешние (факторы, которые в краткосрочной перспективе не могут быть объектами контроля или влияния со стороны руководства предприятия) и внутренние (которые могут контролироваться и поддаются управлению со стороны руководства предприятия). Таким образом, сближение рассматриваемых категорий проявляется и в сфере влияния внешней и внутренней среды.
К внешним факторам, оказывающим воздействие на степень конкурентоспособности предприятия, относятся такие условия, находящиеся за пределами сферы непосредственного влияния руководства, как тарифы, законодательная база, государственная политика, конъюнктура рынка.
Внутренние факторы, включающие степень обеспеченности и эффективность использования производственных ресурсов (капитал, труд, материальные ресурсы), эффективность маркетинговой, логистической, управленческой организации предприятия, включая его технический уровень, технологию и уровень диверсификации производства, характеризуют конкурентные преимущества самих предприятий.
Фактически названные факторы конкурентоспособности могут быть причислены и к факторам, оказывающим воздействие на показатели экономической эффективности функционирования промышленного производства, так как они определяют результаты соперничества предприятий на рынке [0].
В среднем около 85% таких количественных параметров являются внутренними и контролируются руководством. К таким факторам можно отнести:
— факторы, связанные с процессом производства (персонал, проектирование продукта, технологии, использование зданий и оборудования, развитие, сырье и энергоносители, методы работы, обратная связь, системы организации и т.п.);
— факторы, связанные с исходными ресурсами (капиталовложения, технологии и ноу-хау, подбор кадров и т.п.);
— факторы, связанные с выпуском продукции (объем производства, ассортимент, цена, качество, техническое совершенствование продукции, послепродажное обслуживание, своевременность поставок, система гарантий, доля рынка и т.п.);
— другие полезные факторы (другие возможные классификации факторов эффективности производства).
Факторы, которые находятся вне зоны контроля руководства предприятия и которые либо ускоряют ее рост, либо препятствуют ему, составляют примерно 15%. В числе таких макроэкономических факторов можно выделить:
— цикл деловой активности и структурные изменения (конкуренция, структурные сдвиги между секторами экономики, изменения в структуре капитала, экономия за счет увеличения масштаба производства, демографические и социальные изменения);
— ресурсы (рабочая сила: спрос и предложение, гибкость и мобильность, квалификация; цена и наличие земли, доступ к финансам, сырье и энергоносители);
— роль государства и правительственная политика (природоохранное законодательство, фискальная и налоговая политика, обучение и подготовка кадров и т.п.).
Выбор параметров оценки уровня конкурентоспособности и эффективности предприятия. Оценка показателя конкурентоспособности осуществляется с помощью различных показателей, характеризующих конкурентоспособность производства с различных сторон. Для авторов статьи интересна группа экономических параметров оценки показателей конкурентоспособности. И основным, определяющим конкурентоспособность производства в рассматриваемой группе факторов выступает коэффициент рентабельности определенного рынка. Уровень конкурентоспособности производства включает оценку уровня конкурентоспособности технологии, уровня конкурентоспособности организации производства и уровня конкурентоспособности экономичности производства [0].
Совокупность всех возможных параметров оценки конкурентоспособности производства с позиций экономичности подразделяется на оценку конкурентоспособности производства (себестоимости, цены производства и потребления, сроков
поставок, условий платежа и гарантий и т.д.) и на оценку использования живого труда, основных производственных фондов, материальных затрат, оборотных средств и финансовое положение предприятия.
Как мы видим, первый блок показателей конкурентоспособности хозяйствующего субъекта с точки зрения его экономичности включает в себя показатели, которые характеризуют эффективность использования ресурсов предприятия.
В то же время все названные нами показатели конкурентоспособности по экономическим параметрам, по существу, характеризуют и экономическую эффективность редприятия и его конкурентоспособность. Так, с учетом уровня производственных затрат и нормы прибыли, необходимой для рентабельной (эффективной) работы предприятия, устанавливается минимальная продажная цена, обеспечивающая требуемую прибыльность. Сокращение уровня производственных издержек приводит к росту расхождение между ценой продажи и себестоимостью, и соответственно к увеличению конкурентных преимуществ у предприятия. Следовательно, соизмерение уровня и динамики затрат на производство аналогичной продукции между различными предприятиями дает возможность выявить различия в их конкурентоспособности. Однако приведенные экономические показатели эффективности полностью не исчерпывают количественное понятие конкурентоспособности, потому что при оценке конкурентоспособности одновременно существуют такие параметры, как: классификационные, конструктивные и нормативные.
Авторы считают необходимым обратить внимание на тот факт, что при оценке уровня конкурентоспособности и эффективности предприятия немаловажную роль играет фактор выбора системы управления названными категориями, так как управление ими включает оценку уровня использования ресурсов и жизнеспособности предприятия, его технико-экономическое и финансовое положение, уровень логистики и т.д.
В числе прочих к факторам, объединяющим понятия «эффективность» и «конкурентоспособность», можно причислить следующие:
— показатели их всегда относительны;
— нет вечных конкурентных и эффективных преимуществ;
— эффективность и конкурентоспособность всегда недостаточны.
Степень взаимосвязи между изучаемыми критериями может быть выявлена
при рассмотрении методических подходов к оценке мер по повышению конкурентоспособности и эффективности производства:
— комплексная оценка влияния факторов изменения конкурентоспособности, не учитываемых при определении стоимостных критериев, и корректировка на этой основе определенных в стоимостной форме критериев эффективности;
— выделение из состава общих результатов, связанных с достижения заданного уровня конкурентоспособности, затрат, обеспечивших достижение данной желаемой цели;
— в отдельных ситуациях допустимо на основании профессионального суждения (экспертный подход) определять, с одной стороны, необходимость и направ-
ленность мер по повышению конкурентоспособности хозяйствующих структур с учетом рыночной конъюнктуры, а с другой — отказываться от тех затрат, которые с их точки зрения могут оказаться избыточными или малоэффективными [0].
Не вызывает сомнения, что эффективное производство продукции повышает ее конкурентоспособность, другими словами, между категории «конкурентоспособность» и «эффективность» существует взаимосвязь в силу их близости. Однако, несмотря на все сходства, которые были указаны нами ранее, между понятиями «конкурентоспособность и «эффективность» нельзя поставить знак равенства. Они не только не синонимы, но и прямые и четкие связи между конкурентоспособностью продукции и ее эффективностью прослеживаются далеко не всегда. В подтверждение данной позиции можно привести тот факт, что при проведении оценки конкурентоспособности и эффективности отдельных предпринимательских структур результаты оказываются диаметрально противоположными. Например, вложения в рост стратегической конкурентоспособности, приводит к снижению текущей (тактической) эффективности [0]. С другой стороны, показатели эффективности деятельности обладают достаточно весомыми методическими заделами, в то время
как показатели конкуренции пока окончательно не оформлены.
***
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что взаимосвязь и взаимообусловленность категорий «эффективность» и «конкурентоспособность» обусловлена сложившимся на современном этапе экономического развития как в теоретическом, так и в практическом аспектах подходе к обоснованию и принятию управленческих решений, учитывающих весь возможный спектр экономических и социальных интересов участников воспроизводственного процесса. Другими словами конкурентоспособность это системообразующая экономическая категория, которая является целью и результатом эффективного достижения стратегических целей развития предприятия.
Конкурентоспособность, таким образом, основываясь на эффективности, заключает в себе более сложные взаимосвязи хозяйствующих субъектов [0]. Уровень конкурентоспособности предприятия определяется результатом создания, эффективного использования и удержания конкурентных преимуществ предприятия.
Если экономическая эффективность является показателем, отражающим некую результативность предстоящего использования или уже использованных ресурсов, которые имеются в распоряжении субъекта конкурентной борьбы, то конкурентоспособность — это потенциал, способность к конкурентной борьбе, которая может и не быть реализована [0].
Исходя из результатов, полученных на основании проведенного теоретического исследования, мы можем сделать вывод о том, что конкурентоспособность промышленного предприятия практически во всех источниках экономической литературы в условиях рыночной экономики рассматривается как интегральный показатель экономической эффективности деятельности. Конкурентоспособность является более широкой по сравнению с эффективностью категорией.
Следует также отметить, что сегодня продолжают свое развитие теоретические взгляды и практические методы, стремящиеся к максимально полному и комплексному отражению в критериях эффективности общественных потребностей, интересов предприятий, а также мер по росту конкурентоспособности.
ЛИТЕРАТУРА
[ 1 ] Бабушкина Е.А. Управление эффективностью компании // Корпоративный менеджмент. — 2007. — URL: http://www.cfin.ru/management/strategy/competit/efficiency_factors.shtml
[2] Быковская Т.Г. Оценка конкурентоспособности компаний // Проблемы современной аграрной науки: материалы международной заочной научной конференции — 2011. — URL: kgau.ru/img/konferenc/2010/e17.doc
[3] Депутатова Л.Н., Ворожцова К.А. Сравнительный анализ методик оценки конкурентоспособности предприятия // Современные проблемы науки и образования. — 2012. — № 3.
[4] Наринян Н.Е. Эффективность как индикатор конкурентоспособности производства легковых автомобилей // Материалы 77-й Международной научно-технической конференции Ассоциации автомобильных инженеров (ААИ) «Автомобиле- и тракторостроение в России: приоритеты развития и подготовка кадров». — М.: МГТУ МАМИ, 2012. — С. 113—123.
[5] Сенчагов В.К. Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник / Под ред.
B.К. Сенчагова. 2-е изд. — М.: Дело, 2005. — 896 с.
[6] Тригуб Н.А. Основные подходы к определению категории «конкурентоспособность продукции» / Н.А. Тригуб // Проблемы современной экономики: материалы II между-нар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. —
C. 13—15.
[7] Шамис Л.В. Проблемы измерения конкурентоспособности и эффективности в газовой отрасли // Российское предпринимательство. — 2011. — № 7. — Вып. 2 (188). — C. 101—105.
[8] Шаталова Т.Н. Диалектико-дуалистический подход к определению экономической категории «конкурентоспособность промышленного предприятия» // Фундаментальные исследования. — 2012. — № 11 (часть 6). — С. 1550—1554.
LITERATURA
[1] Babushkina E.A. Performance management of the company // Corporate Management. — 2007. URL: http://www.cfin.ru/management/strategy/competit/efficiency_factors.shtml
[2] Bykovskaya T.G. Assessment of competitiveness of companies // Problems of modern agricultural science: proceedings of the international correspondence scientific conference — 2011. URL: kgau.ru/img/konferenc/2010/e17 .doc
[3] Deputatova L.N., Vorozhtsova K.A. Comparative analysis of methodologies for assessing the competitiveness of enterprises // Modern Problems of Science and Education. — 2012. — № 3.
[4] Narinyan N.E. Efficiency as an indicator of competitiveness of production cars // Proceedings 77th International Scientific and Technical Conference of As-sociation of automotive engineers have in-(AAI) "Automobile and Tractor in Russia: Development Priorities and Prep-aration of personnel". — M.: Bauman MAMI, 2012. — С. 113—123.
[5] Senchagov V.K. The economic security of Russia: General Course Textbook, ed. V.K. Sen-chagova. 2nd ed. — M.: Delo, 2005. — 896 с., 2005;
[6] Trigub N.A. Basic approaches to the definition of the category of "competitive products" [Text] / NA Trigub // Problems of Modern Economics: Proceedings of the II Intern. scientific. conf. (Chelyabinsk, October 2012). — Chelyabinsk: Dva komsomol'tsa, 2012. — С. 13—15.
[7] Shamis L.V. Measurement problems of competitiveness and efficiency in the gas-industries // of Russian Entrepreneurship. — 2011. — № 7 Iss. 2 (188). — C. 101—105.
[8] Shatalova T.N. Dialectical-dualistic approach to the definition of an economic category "industrial competitiveness" // Fundamental research. — 2012. — № 11 (Part 6). — P. 1550— 1554.
EFFICIENCY AND COMPETITIVENESS: THE INTERCONNECTION AND INTERDEPENDENCE
A.V. Dolgova, M.V. Dolgova
People's Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198
The purpose of the disclosure of the nature and role of economic efficiency and competitiveness in the process of analyzing activity in the manufacturing industry in this article identified the approaches to the specification of a data entity economic categories. In this regard, work on the basis of the review retrospective analysis of theoretical research existing definitions in this direction; it is revealed that in the modern economic literature single point of view chosen by the majority of scholars, the definition of these concepts at the present stage yet. The authors found that competitiveness as an integrated indicator of economic efficiency implies more complex relationships between economic entities in comparison with the efficiency, which in this context acts as an indicator of a degree of efficiency of use of available enterprises limited resources.
Key words: industry efficiency, competitiveness, efficiency, methodology, techniques.