Научная статья на тему 'Факторы конкурентоспособности предприятия'

Факторы конкурентоспособности предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
9153
840
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / COMPETITION / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОДУКЦИИ / PRODUCT COMPETITIVENESS / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / ENTERPRISE COMPETITIVENESS / ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ / ENTERPRISE COMPETITIVENESS FACTORS / МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / THE MECHANISM FOR ENSURING COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борщева Алла Викторовна, Ильченко Светлана Владимировна

Современные рыночные отношения характеризуются сложными хозяйственными, информационными и другими видами отношений. Это ведет к необходимости рассмотрения любой фирмы, которая осуществляет свою деятельность на рынке, не отдельно по ряду показателей, характеризующих ограниченную часть деятельности фирмы, а с учетом всех отношений и информационных связей данной фирмы, так как они показывают ее отношения с другими субъектами рынка. Цель статьи раскрыть основные факторы конкурентоспособности предприятия. В статье определены основные направления обеспечения конкурентоспособности предприятия. Описан механизм конкурентоспособности предприятия. Сформулированы основные факторы, воздействующие на конкурентоспособность организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS OF COMPETITIVENESS OF THE ENTERPRISE

Modern market relations are characterized by complex economic, informational and other kinds of relationships. This leads to the necessity of consideration of any company that operates in the market, not separately on a number of indicators that characterize a limited part of the activities of the company, and taking into account all relationships and information relationships of the firm, because they show her relationship with other market actors. The purpose of the article is to reveal the main factors of enterprise competitiveness. The article defines the main directions of ensuring the competitiveness of the enterprise. The mechanism of enterprise competitiveness is described. The main factors influencing the competitiveness of the organization.

Текст научной работы на тему «Факторы конкурентоспособности предприятия»

ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ

Образец ссылки на эту статью: Борщева А.В., Ильченко С.В. Факторы конкурентоспособности предприятия // Бизнес и дизайн ревю. 2018. № 1 (9). С. 6.

УДК 35.08-057.17

ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ Борщева Алла Викторовна

НОЧУ ВО «Московский экономический институт», Москва, Россия (109390, г. Москва, ул. Артюхиной, д.6, корп.1), кандидат экономических наук, aborsheva@mail.ru.

Ильченко Светлана Владимировна

НОЧУ ВО «Московский экономический институт», Москва, Россия (109390, г. Москва, ул. Артюхиной, д.6, корп.1), кандидат педагогических наук, доцент, strelec200763@mail.ru.

Современные рыночные отношения характеризуются сложными хозяйственными, информационными и другими видами отношений. Это ведет к необходимости рассмотрения любой фирмы, которая осуществляет свою деятельность на рынке, не отдельно - по ряду показателей, характеризующих ограниченную часть деятельности фирмы, а с учетом всех отношений и информационных связей данной фирмы, так как они показывают ее отношения с другими субъектами рынка.

Цель статьи - раскрыть основные факторы конкурентоспособности предприятия.

В статье определены основные направления обеспечения конкурентоспособности предприятия. Описан механизм конкурентоспособности предприятия. Сформулированы основные факторы, воздействующие на конкурентоспособность организации.

Ключевые слова: конкуренция; конкурентоспособность продукции; конкурентоспособность предприятия; факторы конкурентоспособности предприятия; механизм обеспечения конкурентоспособности.

FACTORS OF COMPETITIVENESS OF THE ENTERPRISE Borsheva Alla Viktorovna

NOCU VO «Moscow Economic Institute», Moscow, Russia (109390, Moscow, Artyukhin St., 6, building 1), candidate of economic sciences, aborsheva@mail.ru.

Ilchenko Svetlana Vladimirovna

NOCU VO «Moscow Economic Institute», Moscow, Russia (109390, Moscow, Artyukhin St., 6, building 1), candidate of pedagogical sciences, associate Professor, strelec200763@mail.ru.

Modern market relations are characterized by complex economic, informational and other kinds of relationships. This leads to the necessity of consideration of any company that operates in the market, not separately on a number of indicators that characterize a limited part of the activities of the company, and taking into account all relationships and information relationships of the firm, because they show her relationship with other market actors.

The purpose of the article is to reveal the main factors of enterprise competitiveness.

The article defines the main directions of ensuring the competitiveness of the enterprise. The mechanism of enterprise competitiveness is described. The main factors influencing the competitiveness of the organization.

Keywords: competition; product competitiveness; enterprise competitiveness; enterprise competitiveness factors; the mechanism for ensuring competitiveness.

В условиях рынка успешность деятельности любого предприятия значительно зависит от того, насколько конкурентоспособна его продукция, товар или услуга, и какие действия фирма принимает для её поддержания в изменяющихся рыночных условиях. Таким образом, обеспечение необходимого уровня конкурентоспособности является главной стратегической задачей любого предприятия, особенно, на быстроменяющемся рынке.

Для того, чтобы успешно действовать на рынке в условиях высокой конкуренции и поддерживать необходимый уровень конкурентоспособности, предприятия и организации осваивают новые виды услуг, вводят новые формы ведения бизнеса, стимулируют своих сотрудников и борются за привлечение каждого клиента. При планировании своей деятельности предприятие учитывает не только потребности клиентов, но также и стратегии конкурентов. Исходя из информации, поступающей в ходе изучения условий конкуренции, во многом формируется стратегия предприятия по освоению рынка, а также общая стратегия деятельности предприятия. Таким образом, достигается положительный результат в конкурентной борьбе, как закономерный итог постоянных и грамотных усилий управленческой деятельности. Насколько этот результат будет положительным - во многом зависит от конкурентоспособности предприятия. Данные аспекты и объясняют большой интерес и актуальность темы данной статьи.

На современном этапе экономического развития проблема конкурентоспособности занимает центральное место в экономической политике государства. Создание конкурентных преимуществ перед соперником становится стратегическим направлением деятельности государства и его органов в области обеспечения конкурентоспособности национальной экономики.

Сегодня конкуренция обязывает участников рынка создавать и развивать конкурентные преимущества, под которыми понимается ценность, обеспечивающая превосходство предприятия над конкурентами. Каждый участник конкурентной борьбы обладает определенным набором факторов, показывающих наличие у него свойств, интересующих потребителей.

Подобные ценные свойства и их востребованность изменяются во времени в зависимости от конкретных особенностей потребителя.

Необходимость решения проблемы обеспечения соответствующего уровня конкурентоспособности предприятий обусловлены неустойчивыми темпами развития производства и многочисленными научными исследованиями по проблемам товарно-рыночной конкуренции, которые позволяют рассматривать процесс систематического ухудшения основных показателей рентабельности производства и реализации товарной продукции.

Поддержание и повышение конкурентоспособности хозяйствующих субъектов для современной России является центральной проблемой, решение которой играет ключевую роль в обеспечении оборонного, экономического и технологического развития страны. Особую значимость проблема повышения конкурентоспособности предприятий приобретает в связи с процессами глобализации и ростом открытости российской экономики.

Конкурентоспособность интегрально характеризует положение страны на мировом рынке. Вместе с тем, поле конкуренции для российских предприятий значительно расширилось: отечественным

товаропроизводителям приходится конкурировать с зарубежными компаниями, как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

Как показывает практика, многие отечественные предприятия не готовы к активному ведению конкурентной борьбы, выявлению и завоеванию конкурентных позиций. Основными причинами создавшейся ситуации являются недостаточная проработанность теоретических и методологических основ построения систем обеспечения конкурентоспособности, отсутствие у предприятий эффективных управленческих и организационных механизмов реагирования на изменения внутренней и внешней среды.

Конкурентоспособность организации - это его превосходство по отношению к иным организациям данной сферы внутри государства и за его рубежами.

Конкурентоспособность организации - условная величина, характеризующая действительную и вероятную способность организации в существующих ситуациях конструировать, изготовлять и реализовывать продукцию (товары, услуги), которые по существенным свойствам наиболее интересны для потребителя, чем товары их конкурентов.

Конкурентоспособность не представляет собой внутреннее свойство предприятия, подобное объясняется тем, что конкурентоспособность предприятия имеет возможность быть оценена только лишь в пределах категории предприятий, имеющих отношение к одной и той же области, или предприятий, выпускающих подобного рода продукцию.

Только лишь при сопоставлении между собой предприятий, как в соотношении конкретного государства, так и в соотношении крупного экономического рынка, под силу раскрыть конкурентоспособность предприятия.

Объект конкуренции - это факторы внешней среды, за которые ведется борьба между участниками рынка. Под субъектами конкуренции принято понимать участников рынка, между которыми ведется конкурентная борьба за удовлетворение личностных интересов.

Субъектом конкуренции может являться как производитель продукции (предприятие, отрасль, регион), так и потребитель данной продукции. Предмет конкуренции является носителем определенных качеств и свойств, представляющих интерес для различных рыночных субъектов.

Для того чтобы организация была конкурентоспособной относительно остальных первенствующих на рынке компаний, более значимы абсолютно новые подходы осуществления процесса производства и управления, чем в частности те, на которые руководители ориентировались в прошлом.

Многовариантность определения понятия «конкурентоспособность» связана с тем, что существует несколько уровней данной характеристики экономического субъекта. Так, выделяют конкурентоспособность продукции, предприятий и организаций, отраслей и сфер деятельности, а также конкурентоспособность стран. Каждый последующий уровень опирается на предыдущий. Так, конкурентоспособность страны зависит от отраслевой конкурентоспособности, которая, в свою очередь, обусловлена конкурентоспособностью предприятий отрасли. Для отдельных же предприятий имеет большое значение конкурентоспособность каждого вида выпускаемой продукции и услуг. Таким образом, между всеми уровнями конкурентоспособности имеет место тесная взаимосвязь. Данная взаимосвязь приводит к важному выводу: конкурентоспособность продукции является базовым понятием, т.е. на нем строятся все остальные уровни конкурентоспособности. Под конкурентоспособностью продукции понимается степень её привлекательности для потребителя. При этом под привлекательностью понимается возможность удовлетворения целой совокупности требований потребителей.

Некоторые исследователи считают, что понятия «конкурентоспособность продукции» и «конкурентоспособность предприятия» идентичны. Например, конкурентоспособность предприятия понимается как реальная и потенциальная способность в реальных условиях проектировать, изготавливать и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителей, чем товары конкурентов.

Но отметим, что конкурентоспособность товара необходима для обеспечения конкурентоспособности предприятия, но не является для этого единственным условием. Так, фирма может не быть конкурентоспособной, но при этом производить продукцию, которая характеризуется высоким уровнем конкурентоспособности. Таким образом, нельзя приравнивать понятия конкурентоспособности продукции и конкурентоспособности предприятия. Далее перечислим основные признаки отличия между этими понятиями:

- степень охвата. Конкурентоспособность продукции рассматривается по каждому её конкретному виду. Конкурентоспособность предприятия в качестве объекта рассмотрения имеет всю номенклатуру и ассортимент предприятия. Помимо самой продукции конкурентоспособность предприятия включает рассмотрение всех направлений производственно-экономической деятельности предприятия;

- субъект оценки. Субъектом оценки конкурентоспособности товара является потребитель, так как конкурентоспособность товара является степенью удовлетворенности именно потребителя. Оценку же конкурентоспособности предприятия осуществляет не только потребитель, но и производитель, так как непосредственно само предприятие принимает решение о целесообразности выпуска той или иной продукции. При этом общим аспектом между конкурентоспособностью продукции и конкурентоспособностью предприятия является то, что признание и той, и другой происходит на рынке;

- периоды жизненного цикла. Различие заключается в том, что продукция и само предприятие имеют различные периоды жизненного цикла. При этом фактор времени имеет большое значение при долговременном планировании деятельности предприятия, так как жизненный цикл предприятия значительно более продолжителен, чем жизненный цикл продукции. Так, за всё время функционирования предприятия оно может поменять несколько видов изделий.

Опираясь на экономическое содержание понятия конкуренции, многие авторы дают определение понятию конкурентоспособность, акцентируя свое внимание на различных ее аспектах. Следует отметить, что единого общепризнанного в научном сообществе и управленческой практике определения конкурентоспособности, как и конкуренции, способного всесторонне отразить ее сущность, как экономической категории, в настоящее время не существует.

Большинство исследователей, предлагающие собственные трактовки данной экономической категории, лишь в некой степени дополняют уже существующие.

Далее рассмотрим различные определения и подходы к понятию «конкурентоспособность предприятия»:

Конкурентоспособность - это свойство объекта, характеризующегося степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет возможность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке. Это определение рассматривает общее понятие конкурентоспособности с позиций рынка и внешней среды.

Конкурентоспособность предприятия - это характеристика субъекта хозяйствования за определенный период времени в условиях конкретного рынка, отражающая превосходство перед конкурентами по ряду

определяющих показателей - финансово-экономических, маркетинговых, производственно-технологических, кадровых и экологических, а также способность субъекта к бескризисному функционированию и своевременной адаптации к изменяющимся условиям внешней среды. В данном определении конкурентоспособность рассматривается как свойство конкурировать на рынке, при этом перечислены условия и показатели конкурентоспособности.

Таким образом, конкурентоспособность предприятия представлена в качестве относительной категории. На наш взгляд, данный подход к определению конкурентоспособности предприятия достаточно простой: с таким представлением о конкурентоспособности предприятия ее легко оценить и понять логически, а также описать математически. В то же время данный подход не рассматривает некоторые важные стороны понятия конкурентоспособности предприятия. Далее выделим основные, на наш взгляд, недостатки этого подхода:

- при оценке уровня конкурентоспособности предприятия необходимо выбрать предприятие-конкурента, которое бы послужило отправной точкой отсчета. Так, подобное базовое предприятие позволяет проранжировать оцениваемые предприятия по конкурентным признакам. Но при этом значительно сокращаются возможности для общей объективной оценки этих предприятий и отрасли вообще;

- несмотря на акцентирование внимания на сравнении показателей конкурентов, не уделяется внимание некоторым вопросам менеджмента, которые не просто оценить в количественных показателях, например, приспособление предприятия к изменениям внешней среды;

- при сопоставлении показателей деятельности предприятия и его конкурентов используются показатели разного характера, без учета их особенностей и взаимосвязей. Так, среди множества показателей деятельности предприятия существуют локальные и интегральные параметры, между ними имеет место сложное взаимовлияние. Таким образом, данный подход к определению конкурентоспособности предприятия не позволяет обеспечить системность оценки.

Данный подход рассматривает конкурентоспособность предприятия как постоянную величину. Но отметим, что все показатели предприятия постоянно меняются. Это относится и к конкурентоспособности. Поэтому в определенный момент времени предприятие может оцениваться как конкурентоспособное, а в другой период времени - например, после изменений в конъюнктуре рынка или внешней среде, оно может стать неконкурентоспособным. То есть конкурентоспособность предприятия является комплексным показателем, который зависит от множества факторов и условий, которые обуславливают её изменение с течением времени.

Учитывая рассмотренные подходы к определению конкурентоспособности предприятия, их преимущества и недостатки, выделим основные позиции, которые должно содержать это понятие:

- конкурентоспособность предприятия нельзя приравнивать к конкурентоспособности продукции, несмотря на то, что конкурентоспособность продукции является основой для всех прочих уровней конкурентоспособности, все же для конкурентоспособности предприятия оно является лишь составной частью;

- при рассмотрении конкурентоспособности предприятия как относительной категории, нужно четко устанавливать базу сравнения. Это даст более объективные результаты её оценки;

- конкурентоспособность предприятия является непостоянной, меняющейся с течением времени величиной;

- конкурентоспособность предприятия - понятие, которое должно выражать способность предприятия приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды;

- конкурентоспособность предприятия как показатель должна отражать возможность бескризисной деятельности предприятия;

- конкурентоспособность предприятия должна быть комплексным, сложным показателем.

Учитывая перечисленные аспекты под конкурентоспособностью предприятия будем понимать комплексное сложное свойство предприятия, которое выражает его способность в любой период времени обеспечивать свои конкурентные преимущества, получать прибыль и иметь эффективную деятельность, а также быстро и эффективно приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям внешней среды и рынка.

Значительную роль в обеспечении конкурентоспособности отводится системе управления персоналом [2, с. 8]. Эффективное использование трудовых ресурсов предприятия достигается путем реализации рациональной кадровой политики и стратегии [3, с. 41-51].

При оценке своих возможностей в борьбе с конкурентами и в процессе разработки мер повышения конкурентоспособности предприятия обычно уделяют много внимания оценке своих сильных и слабых сторон, так как они и обеспечивают успех предприятия на рынке. В процессе проведения маркетинговых исследований для оценки уровня конкурентоспособности используются как количественные, так и качественные показатели. Данные показатели характеризуют степень стабильности и устойчивости деятельности предприятия, его возможности по выпуску продукции в необходимом объеме, а также уровень спроса, который обеспечивает предприятию получение определенных результатов.

Набор показателей конкурентоспособности должен включать в себя результативность производственной и сбыточной деятельности, а также эффективность инвестиционных вложений и оценку резерва сокращения затрат производства. Помимо этого, большое значение имеет анализ затрат обращения для определения нерезультативных затрат во всей распределительной системе предприятия и при передаче продукции от продавца потребителю.

Качественная оценка показателей конкурентоспособности предполагает применение следующих параметров:

- потребность в инвестиционных вложениях текущего и стратегического характера в целом по предприятию и по отдельным видам продукции и услуг;

- широта и глубина ассортимента продукции и услуг предприятия;

- характеристики рыночных сегментов для каждого вида продукции и услуг предприятия;

- уровень потребности в средствах для обеспечения спроса и стимулирование сбыта продукции;

- набор мер и механизмов для обеспечения преимуществ предприятия перед конкурентами на рынке;

- характеристика инновационной политики, а именно - скорости обновления продукции предприятия и наличие собственных разработок в этом направлении.

Рассмотрим главные условия обеспечения необходимого уровня конкурентоспособности предприятия.

К ним относятся:

- использование научных методов управления всеми направлениями деятельности предприятия;

- обеспечение стабильности и пропорциональности развития техники, технологии, экономической составляющей и менеджмента;

- использование современных методик исследования и оценки;

- обеспечение взаимосвязей всех функций управления на предприятии в любых условиях;

- внедрение комплекса мер и обеспечение конкурентоспособности отдельных объектов предприятия.

Для повышения уровня конкурентоспособности предприятия применяются следующие организационные мероприятия:

- обеспечение первостепенности продукции для предприятия;

- изменение уровня качества продукции и его техническо-эксплуатационных характеристик для обеспечения выполнения требований потребителей;

- формирование преимуществ продукции предприятия по сравнению с товарами-заменителями;

- определение недостатков аналогичной продукции, которая производится конкурентами;

- исследование мер конкурентов по повышению качества аналогичной продукции;

- формирование определенной ценовой стратегии по повышению конкурентоспособности продукции на рынке в части цен;

- формирование и изучение новых перспективных сфер применения продукции предприятия;

- разделение продукции предприятия, которая формирует стойкие преимущества потребителей, отдаваемые другим видам товаров-субститутов;

- изучение влияния на потребителя конкурентных свойств продукции через искусственное ограничение поступления на рынок новых товаров, проведение рекламных мероприятий и других мер по стимулированию сбыта.

Оценка уровня конкурентоспособности предприятия предусматривает определение факторов, влияющих на мнение потребителей о предприятии и его продукции и как итог - изменение доли рынка предприятия. Все факторы, оказывающие влияние на конкурентоспособность предприятия, делятся в зависимости от формирующей их среды на внешние и внутренние.

Факторы обеспечения конкурентоспособности предприятия - это те явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социально-экономической жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство, и в результате изменение уровня конкурентоспособности предприятия [1, с. 18].

Совокупность факторов конкурентоспособности предприятия подразделяют на внешние и внутренние.

Внутренние факторы - это объективные критерии, которые определяют возможности организации по обеспечению собственной конкурентоспособности. К ним относят:

- технологические факторы;

- производственные факторы;

- маркетинговые факторы;

- управленческие факторы [4, с. 24];

- экологические факторы;

- информационные факторы;

- факторы восприятия.

Внешние факторы - те факторы, на которые предприятие - производитель продукции не может оказывать влияния. К ним относят:

- международные факторы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- политические факторы;

- экономические факторы;

- социально-демографические факторы;

- правовые факторы;

- научно-технические факторы;

- культурные факторы.

Изучив факторы внешней и внутренней среды, можно сказать, что конкурентоспособность организации является совокупностью, с одной стороны, характеристик самой организации, а с другой, - характеристик внешних факторов, которые влияют на нее.

Отметим, что факторы могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на конкурентоспособность организации. При положительном влиянии, они становятся конкурентными преимуществами, а при отрицательном - конкурентными проблемами.

Несмотря на несомненную простоту рассмотренных подходов, нельзя акцентировать внимание на исследовании отдельных факторов. В этом случае

целесообразным является применение комплексного подхода, выражающегося в одновременном рассмотрении экономических, технических, технологических, социальных, экологических, организационных аспектов решения проблемы роста конкурентоспособности предприятий.

Список литературы

1. Борщева А.В. Разработка процедур совершенствования системы управления производством на промышленном предприятии: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Московский финансово-юридический университет. Москва, 2012.

2. Борщева А.В., Ильченко С.В. Повышение эффективности использования кадрового потенциала предприятия // Бизнес и дизайн ревю. 2017. Т. 1. № 4 (8). С. 8.

3. Борщева А.В., Ильченко С.В. Оценка эффективности кадровой политики организации // Вестник экспериментального образования. 2017. № 4 (13). С. 41-51.

4. Ильченко С.В., Кивит Е.А., Оришев А.Б. Кадровая политика предприятия. М.: ООО «Самполиграфист», 2015.

References

1. Borscheva A.V. Razrabotka protsedur sovershenstvovaniya sistemy upravleniya proizvodstvom na promyshlennom predpriyatii: dissertatsiya na soiskanie uchenoy stepeni kandidata ekonomicheskikh nauk / Moskovskiy finansovo-yuridicheskiy universitet. Moskva, 2012.

2. Borscheva A.V., Ilchenko S.V. Povyshenie effektivnosti ispolzovaniya kadrovogo potentsiala predpriyatiya // Biznes i dizayn revyu. 2017. T. 1. № 4 (8). S. 8.

3. Borscheva A.V., Ilchenko S.V. Otsenka effektivnosti kadrovoy politiki organizatsii // Vestnik eksperimentalnogo obrazovaniya. 2017. № 4 (13). S. 41-51.

4. Ilchenko S.V., Kivit E.A., Orishev A.B. Kadrovaya politika predpriyatiya. M.: OOO «Sampoligrafist», 2015.

Рецензенты:

Мальцева Е.С. - кандидат экономических наук, доцент, АНО ВО «Институт бизнеса и дизайна».

Здоров М.А. - кандидат экономических наук, Институт искусств и информационных технологий.

Работа поступила в редакцию: 25.11.2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.