Научная статья на тему 'Факторы конкурентоспособности автотранспортного предприятия'

Факторы конкурентоспособности автотранспортного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2602
268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / АВТОТРАНСПОРТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ФАКТОРЫ / MARKET / COMPETITIVENESS / TRANSPORT ENTERPRISE / FACTORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гавриков В. А., Залукаева Н. Ю.

Развитие конкуренции на рынке автотранспортных услуг и резервы повышения конкурентоспособности предприятия сегодня являются актуальными проблемами, которые имеют практическое значение для участников транспортных процессов и реализации услуг. Целью настоящего исследования является изучение и обобщение научных разработок относительно понятия «конкурентоспособность предприятия» и определение факторов конкурентоспособности автотранспортного предприятия. Вопросам изучения конкурентоспособности предприятий, посвящены многочисленные научные исследования отечественных и зарубежных ученых, однако, изучение аспектов конкурентоспособности автотранспортных предприятий не получило до настоящего времени подробного освещения. Методологическая основа исследования базируется на использовании системного подхода, методов экономического, логического и сравнительного анализа. Авторский подход к выявлению и классификации факторов, определяющих конкурентоспособность автотранспортного предприятия, основан гипотезе о том, что при анализе факторов, можно выявить сильные и слабые стороны в деятельности предприятия и в работе конкурентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гавриков В. А., Залукаева Н. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS OF COMPETITIVENESS OF MOTOR TRANSPORT ENTERPRISE

Development of competition in the market of motor transportation services and provisions to improve the competitiveness of enterprises today are actual problems that have practical value for the participants of the transport processes and services. The purpose of this research is the study and synthesis of scientific research on the concept of «competitiveness of enterprise» and the definition of factors of competitiveness of motor transport enterprise. The study of the competitiveness of enterprises, the subject of numerous scientific researches of domestic and foreign scientists, however, study aspects of the competitiveness of the motor transportation enterprises have not received to date detailed coverage. Methodological basis of research is based on the use of the system approach, methods of economic, logical and comparative analysis. The author's approach to the identification and classification of the factors determining the competitiveness of motor transport enterprise based the hypothesis that the analysis of the factors, we can identify strengths and weaknesses in the enterprise and in the work of competitors.

Текст научной работы на тему «Факторы конкурентоспособности автотранспортного предприятия»

УДК 338.47

ФАКТОРЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ АВТОТРАНСПОРТНОГО

ПРЕДПРИЯТИЯ

Гавриков В.А., к.э.н., доцент кафедры «Организация перевозок и безопасность дорожного движения», ФГБОУ ВО «Тамбовский

государственный технический университет» Залукаева Н.Ю., ассистент кафедры «Организация перевозок и безопасность дорожного движения», ФГБОУ ВО «Тамбовский

государственный технический университет»

Развитие конкуренции на рынке автотранспортных услуг и резервы повышения конкурентоспособности предприятия сегодня являются актуальными проблемами, которые имеют практическое значение для участников транспортных процессов и реализации услуг. Целью настоящего исследования является изучение и обобщение научных разработок относительно понятия «конкурентоспособность предприятия» и определение факторов конкурентоспособности автотранспортного предприятия. Вопросам изучения конкурентоспособности предприятий, посвящены многочисленные научные исследования отечественных и зарубежных ученых, однако, изучение аспектов конкурентоспособности автотранспортных предприятий не получило до настоящего времени подробного освещения. Методологическая основа исследования базируется на использовании системного подхода, методов экономического, логического и сравнительного анализа. Авторский подход к выявлению и классификации факторов, определяющих конкурентоспособность автотранспортного предприятия, основан гипотезе о том, что при анализе факторов, можно выявить сильные и слабые стороны в деятельности предприятия и в работе конкурентов.

Ключевые слова: рынок, конкурентоспособность, автотранспортное предприятие, факторы.

FACTORS OF COMPETITIVENESS OF MOTOR TRANSPORT ENTERPRISE

Gavrikov V., Ph.D., associate professor of the Organization of transportation and road safety chair, FSEIHE «Tambov State Technical University» Zalukaeva N., assistant of the Organization of transportation and road safety chair, FSEI HE « Tambov State Technical University »

Development of competition in the market of motor transportation services and provisions to improve the competitiveness of enterprises today are actual problems that have practical value for the participants of the transport processes and services. The purpose of this research is the study and synthesis of scientific research on the concept of «competitiveness of enterprise» and the definition of factors of competitiveness of motor transport enterprise. The study of the competitiveness of enterprises, the subject of numerous scientific researches of domestic and foreign scientists, however, study aspects of the competitiveness of the motor transportation enterprises have not received to date detailed coverage. Methodological basis of research is based on the use of the system approach, methods of economic, logical and comparative analysis. The author's approach to the identification and classification of the factors determining the competitiveness of motor transport enterprise based the hypothesis that the analysis of the factors, we can identify strengths and weaknesses in the enterprise and in the work of competitors.

Keywords: market, competitiveness, transport enterprise, factors.

Сегодня «конкурентоспособность предприятия» одно из тех понятий относительно которых разногласия носят достаточно выраженный характер. Некоторые авторы, склонны утверждать, что единого понятия конкурентоспособности нет и быть не может, оно формулируется в зависимости от того о каком субъекте или объекте идет речь. Тем ни менее в настоящее время достаточно много опубликовано работ, в которых приведены факты и умозаключения позволяющие проанализировать экономическое понятие термина «конкурентоспособность предприятия».

В работе [1] конкурентоспособность предприятия определяется как относительная характеристика, которая характеризует уровень развития данной фирмы относительно фирм конкурентов по удовлетворению потребителей и по эффективности производственно-хозяйственной деятельности.

Автор работы [2] под конкурентоспособностью предприятия подразумевает способность использования своих сильных сторон и концентрации своих усилий в той сфере производства товаров или услуг, где она сможет занимать на рынке лидирующие позиции.

А.Н. Захаров считает, что конкурентоспособное предприятие это предприятие обладающее свойствами которые создают преимущества в ходе экономического соревнования [3].

В экономической литературе встречается достаточно много определений понятия «конкурентоспособность предприятия», но не часто можно встретить определение понятия «конкурентоспособность автотранспортного предприятия».

В одной из немногих работ [4] посвященных изучению проблем экономики автомобильного транспорта, под конкурентоспособностью автотранспортного предприятия подразумевается его способность оказывать транспортные услуги которые по своим качественным и ценовым характеристикам наиболее привлекательны относительно услуг конкурентов

В данной работе выделяются следующие основные показатели, которые по мнению автора влияют на конкурентоспособность автотранспортного предприятия:

- соотношение спроса и предложения на рынке;

- качество предоставляемых услуг;

- соотношение доходов и расходов на перевозки;

- разнообразие предлагаемых услуг;

- ресурсы предприятия.

На наш взгляд существующий перечень необходимо расширить таким показателем как «эффективность производственно-хозяйственной деятельности», так как это является необходимым и решающем условием систематического повышения конкурентоспособности автотранспортного предприятия.

На основе проведенного анализа приходим к выводу, что конкурентоспособность автотранспортного предприятия это комплексный показатель, который характеризует возможность предприятия в различных рыночных ситуациях обеспечивать свои конкурентные преимущества и устойчивую прибыль по средствам наиболее полного удовлетворения потребностей потребителей зависящий от множества факторов.

Следовательно, важной задачей, при изучении проблем повышения конкурентоспособности автотранспортного предприятия, является нахождении источников и факторов конкурентоспособности.

Сегодня многие транспортные предприятия вследствие снижения объемов перевозок находятся на грани убыточности. Перед ними стоит проблема выживаемости в конкурентной борьбе за потребителя, которую в значительной степени обостряют индивидуалы-частники, захватившие уже достаточно большую долю рынка. В таких условиях автотранспортные предприятия должны проводить анализ своих конкурентных позиций и стратегий на рынке.

Делая анализ конкурентных позиций на рынке, особое внимание следует уделить факторам, влияющим на отношение потребителей к предприятию. Такими факторами являются процессы и явления производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социально-экономической жизни общества, вызывающие изменение величины затрат на производство и как следствие изменение уровня - конкурентоспособности предприятия [5].

Наиболее фундаментальные исследования факторов конкурентоспособности предприятий были проведены М. Портером, он их напрямую связывал с факторами производства:

- людские ресурсы;

- физические ресурсы;

- ресурсы знаний;

54 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №5 2017 |

Рисунок 1. Факторы, влияющие на конкурентоспособность автотранспортного предприятия.

- денежные ресурсы;

- инфраструктура [6].

Деятельность любого автотранспортного предприятия находится под воздействием факторов, возникающих как при замкнутом контакте хозяйствующего субъекта и управленческой задачи (внутренние) так и возникающих при открытом взаимодействии предприятия с внешней средой (внешние) (рис. 1).

Внутренние факторы включают в себя:

1. Управление предприятием:

- Использование маркетинговых технологий. Сложившаяся на сегодняшний день экономическая ситуация диктует необходимость к переходу к новым более эффективным управленческим технологиям. В данных условиях маркетинговая деятельность предприятия становится одним из важнейших факторов успешной работы, так как именно маркетинг предполагает тщательный учёт процессов, которые происходят на рынке для принятия решений.

- Стратегическое планирование. Ключевую роль в решении стратегических задач автотранспортных организаций играет стратегическое планирование. В условиях конкурентной борьбы стратегическое планирование деятельности автотранспортного предприятия является одним из решающих факторов повышения его конкурентоспособности.

- Контроль производства. Современные условия требуют качественное изменение всех рычагов управления автотранспортным предприятием. Внутренний контроль должен быть ориентирован на повышение показателей определяющих эффективность функционирования предприятия в современных условиях: уверенное положение предприятия на рынке автотранспортных услуг, оперативная адаптация производства и управления к меняющейся внешней среде.

2. Материально-техническая база:

- Подвижной состав. Производственная мощность автотранспортного предприятия зависит от списочного количества подвижного состава и его номинальной пассажировместимости или грузоподъемности. Напрямую на конкурентоспособность АТП влияет степень изношенности подвижного состава. Использование более новых и современных автотранспортных средств позволяет снизить себестоимость перевозок, повысить качество оказываемых услуг. Также на конкурентоспособность АТП влияет то, насколько разнообразен парк подвижного состава.

- Производственно-техническая база. Развитие и успешное позиционирование автотранспортного предприятия на рынке во многом зависит от возможности поддержания в работоспособном состоянии подвижного состава. Наличие у предприятия собственной, эффективно функционирующей, производственно-технической базы обеспечивает требуемый уровень технической готовности подвижного состава, что позволяет повысить производительность, эффективность использования подвижного состава

- Организационные и вычислительные средства. Сегодня в

условиях обострившейся конкуренции, автотранспортным предприятиям, чтобы успешно функционировать на рынке необходимо постоянно совершенствовать структуру и организацию предприятия в целом. Использование современных средств организационной и вычислительной техники позволяет решить не только указанные выше задачи, но и существенно повысить производительность труда.

3. Кадровый состав:

- Уровень квалификационной подготовки. Кадры это наиболее ценная и важная часть производительных сил автотранспортного предприятия. Квалификация рабочих - тот фактор, от которого во многом зависит эффективность производства. Расстановка и рациональное использование, кадрового потенциала влияет на объем и число, использование материально-технических средств. Уровень квалификационной подготовки кадров напрямую влияет на изменение показателей производительности труда.

- Организованность трудового коллектива. Хорошо подобранный и организованный трудовой коллектив - это команда единомышленников и партнеров, объединенных одной целью - повышение эффективности работы предприятия. Только такой коллектив способен осознавать, принимать и реализовывать замыслы руководства предприятия.

К внешним факторам относится:

1. Государственное воздействие:

1.1. Нормативно-правовое. Основными инструментами Нормативно-правового регулирования являются:

- гнормативно правовые документы в сфере обеспечения качества автотранспортных услуг и охраны окружающей среды;

- правовые ограничения деятельности хозяйствующих субъектов через лицензии, обеспечивающие гарантии потребителям при заключении договоров, повышение безопасности и создания конку-рентной среды;

- размеры и количество налогов для всех участников рынка;

- социальные стандарты жизни;

- комплекс обязательств и ответственности производителей за несоблюдение прав потребителей в установленные законом или договорами сроки;

1.2. Экономическое. Основными инструментами такого регулирования являются:

- механизм перераспределения бюджетных доходов, который реализуется в виде субсидий и дотаций;

- механизмы, которые регулируют объем денежной массы, оперируемой бизнесом;

- ставки рефинансирования, которые регулируют финансовую устойчивость национальной валюты;

- налоговые ставки, различные преимущества и льготы, для малого и среднего бизнеса.

1.3. Политическое. Основными инструментами и механизма-

ТКАШРОЯТ БШВЧЕББ Ш ЯШБТА | №5 2017 | 55

ми воздействия пра-вительства для выполнения своих целевых функций служат:

- тарифное регулирование сфере отдель-ных видов услуг;

- новые ограничения для бизнеса в виде стандартов, лицензий, сертификатов;

- государственные заказы бизнесу на оказание услуг;

- другие инструменты регулирования (в виде административных барьеров входа новых игроков на рынок, установления новых налогов и сборов и т. д.)

2. Конъюнктура рынка:

- Характеристика спроса. Данный фактор можно представить в виде следующей подсистемы: уровень спроса и его структура и динамика; предпочтения покупателей; условия посредников; количество независимых покупателей. Наиболее конкурентоспособны те автотранспортные предприятия, которые располагают данными о величине и структуре спроса дающие им информацию о потребностях клиентов раньше и более точно, относительно конкурентов, т.е. местный спрос обеспечивает ясное и своевременное представление о возникновении потребностей заказчиков, вынуждающее его внедрять инновационные технологии быстрее, чем конкуренты.

- Активность конкурентов. В автотранспортной отрасли конкуренция в значительной степени определяется взаимозависимостью участников: предприятия испытывают на себе действия конкурентов и пытаются реагировать на них. В этой ситуации конкурентная стратегия одной из фирм зависит от ответных действий ее соперников.

- Занимаемая доля рынка. Важным показателем коммерческой эффективности работы автотранспортного предприятия является занимаемая доля рынка. Основной задачей маркетинговой службы предприятия должно быть повышение доли рынка. Достигнув значительных показателей по занимаемой доли рынка, автотранспортное предприятие получает такие возможности как: установка более высоких тарифов с учетом оказания дополнительных услуг, расширение перечня услуг и т. д.

3. Развитие отрасли:

- Научно-технические разработки в отрасли. В настоящее время научно-техническая революция (НТР) становится ключевым фактором развития автотранспортной отрасли. Влияние НТР на конкурентоспособность автотранспортных предприятий носит многоплановый характер. Оно проявляется через изменение характера конкуренции, повышение значимости проблемы качества услуг, появление дополнительных услуг, преобразование производственно-технической базы, усиление воздействия на организационно-управленческие аспекты конкурентоспособности.

- Кадровый потенциал. В период рыночных отношений ресурсов существенно возрастает роль трудовых ресурсов. Под трудовыми ресурсами подразумевается трудоспособное население, которое имеет достаточный уровень физических и интеллектуальных способностей для ведения трудовой деятельности.

Делая вывод, отметим, что на сегодняшний день нет единого определения термину конкурентоспособность предприятия, это можно объяснить его положением на границе между теорией и практикой, между экономической политикой и экономическими исследованиями. Считаем, что содержание изучаемого понятия, набор его смыслообразующих признаков должны способствовать проведению комплексного анализа текущего состояния дел в национальной экономики, отрасли, или предприятия и может быть использованы как основа при разработке методов и средств решения практических задач повышения конкурентоспособности.

Рассмотренные факторы представляют собой систему, которая обеспечивает конкурентоспособность автотранспортных услуг. Значение различных факторов отличается в зависимости от рынка автотранспортных услуг, уровня конкуренции, периода жизненного цикла услуг и других аспектов. Также следует отметить наличие синергетического эффекта взаимовлияния представленных факторов конкурентоспособности автотранспортного предприятия. Авторский подход к выявлению и классификации факторов, определяющих конкурентоспособность автотранспортного предприятия, основан гипотезе о том, что при анализе факторов, можно выявить сильные и слабые стороны в деятельности предприятия и в работе конкурентов. Это позволяет, с одной стороны, избежать наиболее острых форм конкуренции, а, с другой, использовать свои преимущества и слабые стороны конкурентов. Данный подход способствует разработке мер и средств, за счёт которых хозяйствующий субъект автомобильного транспорта мог бы повысить конкурентоспособность предоставляемых услуг и обеспечить свой успех, изменить свою долю в предоставлении автотранспортных услуг на соответствующем рынке, а также удовлетворить потребности потребителей автотранспортных услуг.

Литература:

1. Мескон, М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Хедоуриф. - М. : Дело, 1993. - С. 199.

2. Дементьева А.В. Конкурентоспособность международных компаний // Маркетинг. - 2000. - № 3. Васильева Н.А., Матеуш Т. А., Миронов М.Г. Экономика предприятия : Конспект лекций. - М.: Юрайт, 2011. - С. 192.

3. Захаров А.Н. Конкурентоспособность предприятия: сущность, методы, оценки и механизмы увеличения // Бизнес и банки. - 2004.- № 1-2.

4. Пеньшин, Н.В. Эффективность и качество как фактор конкурентоспособности услуг на автомобильном транспорте : монография /Н.В. Пеньшин ; под науч. ред. В.П. Бычкова. - Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2008. - 224 с.

5. Васильева Н.А., Матеуш Т.А., Миронов М.Г. Экономика предприятия : Конспект лекций. - М.: Юрайт, 2011. - С. 192.

6. Фатхутдинов Р.А.: Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление - М.: Инфра - М, 2008 - 312 с.

56 ТКЛШРОЮ" БШШБББ Ш КШБТЛ | №5 2017 |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.