Научная статья на тему 'Формирование конкурентоспособности услуг автомобильного транспорта на различных иерархических уровнях хозяйствования'

Формирование конкурентоспособности услуг автомобильного транспорта на различных иерархических уровнях хозяйствования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
152
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК АВТОТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ УСЛУГ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА / ТИПЫ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ / АВТОТРАНСПОРТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА РЫНКА АВТОТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ / ИЕРАРХИЧЕСКИЕ УРОВНИ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ / MOTOR TRANSPORT SERVICE MARKET / MOTOR TRANSPORT SERVICE COMPETITIVENESS / TYPES OF COMPETITIVE ADVANTAGES / MOTOR TRANSPORT COMPANY / COMPETITIVE ENVIRONMENT OF MOTOR TRANSPORT SERVICES MARKET / HIERARCHICAL LEVELS OF ECONOMIC MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Раюшкина Алевтина Анатольевна, Морозова Ирина Анатольевна

Конкурентоспособность услуг автомобильного транспорта рассмотрена в разрезе иерархических уровней хозяйствования. Выделены ресурсные, операционные и стратегические конкурентные преимущества субъектов-операторов рынка автотранспортных услуг на нано-, микро-, мезо-, квазимакро-, макрои мегауровне. Уровень конкурентоспособности автотранспортных услуг в конкретный момент времени определяется не только конкурентными преимуществами субъектов-операторов рынка автотранспортных услуг, но и совместным воздействием на их деятельность ряда факторов. Исследование и анализ этих факторов позволяют определять, насколько они способствуют повышению или препятствуют достижению более высокого уровня конкурентоспособности автотранспортных услуг. Проведён сравнительный анализ процесса формирования конкурентоспособности услуг автомобильного транспорта. Определено, что на каждом из рассмотренных уровней хозяйствования процесс формирования конкурентоспособности автотранспортных услуг носит специфический характер. Представленная типология конкурентоспособности услуг автомобильного транспорта на различных уровнях хозяйствования выступает методологическим подходом, благодаря которому строится теоретическое обоснование понятия «конкурентоспособность автотранспортных услуг» и который позволяет полнее оценить деятельность конкурентов. Обозначенный подход также даёт возможность субъекту-оператору рынка автотранспортных услуг ориентироваться с большей точностью на рынке для дальнейшего функционирования с целью получения опережающих результатов с позиции использования своих конкурентных преимуществ. В условиях бурного инновационного развития интеграционных процессов мирового хозяйства маркетинг во многом определяет уровень конкурентоспособности автотранспортных услуг, поэтому в деятельности предприятий автотранспорта огромное значение отводится процессу разработки и реализации маркетинговых стратегий повышения их конкурентоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMING COMPETITIVENESS OF MOTOR TRANSPORT SERVICES AT DIFFERENT HIERARCHICAL LEVELS OF ECONOMIC MANAGEMENT

The article considers the problem of competitiveness of motor transport services in the context of hierarchical levels of economic management. Resource, operational and strategic competitive advantages of subjects-operators of the market of motor transport services on nano-, micro-, meso-, quasi-, macroand megalevel have been allocated. The level of competitiveness of road transport services at a particular time is determined not only by competitive advantages of the subjects-operators of the market of motor transport services, but also by the joint impact of many factors on their activities. Research and analysis of these factors can determine whether they contribute to or hinder the achievement of the higher level of motor transport service competitiveness. There has been carried out the comparative analysis of forming road transport service competitiveness. It has been stated that at all levels of economic management the process of forming the competitiveness of motor transport services is specific. Presented typology of competitiveness of motor transport services at different levels of economic management acts as a methodological approach which contributes to theoretical justification of the concept of “competitiveness of motor transport services”, allows better assessing the activities of competitors. Besides, this approach enables the subject-operator of the market of motor transport services to navigate with greater accuracy for further operation in order to obtain advanced results due to using its competitive advantages. In the conditions of rapid innovative development of integration processes of the world economy, marketing to a large extent determines the level of competitiveness of motor transport services. Thus, the process of developing and realization of marketing strategies for improving competitiveness of motor transport enterprises is very important.

Текст научной работы на тему «Формирование конкурентоспособности услуг автомобильного транспорта на различных иерархических уровнях хозяйствования»

DOI: 10.24143/2073-5537-2019-1-137-144 УДК 339.13.024

ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ УСЛУГ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА НА РАЗЛИЧНЫХ ИЕРАРХИЧЕСКИХ УРОВНЯХ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

А. А. Раюшкина, И. А. Морозова

Волгоградский государственный технический университет, Волгоград, Российская Федерация

Конкурентоспособность услуг автомобильного транспорта рассмотрена в разрезе иерархических уровней хозяйствования. Выделены ресурсные, операционные и стратегические конкурентные преимущества субъектов-операторов рынка автотранспортных услуг на нано-, микро-, мезо-, квазимакро-, макро- и мегауровне. Уровень конкурентоспособности автотранспортных услуг в конкретный момент времени определяется не только конкурентными преимуществами субъектов-операторов рынка автотранспортных услуг, но и совместным воздействием на их деятельность ряда факторов. Исследование и анализ этих факторов позволяют определять, насколько они способствуют повышению или препятствуют достижению более высокого уровня конкурентоспособности автотранспортных услуг. Проведён сравнительный анализ процесса формирования конкурентоспособности услуг автомобильного транспорта. Определено, что на каждом из рассмотренных уровней хозяйствования процесс формирования конкурентоспособности автотранспортных услуг носит специфический характер. Представленная типология конкурентоспособности услуг автомобильного транспорта на различных уровнях хозяйствования выступает методологическим подходом, благодаря которому строится теоретическое обоснование понятия «конкурентоспособность автотранспортных услуг» и который позволяет полнее оценить деятельность конкурентов. Обозначенный подход также даёт возможность субъекту-оператору рынка автотранспортных услуг ориентироваться с большей точностью на рынке для дальнейшего функционирования с целью получения опережающих результатов с позиции использования своих конкурентных преимуществ. В условиях бурного инновационного развития интеграционных процессов мирового хозяйства маркетинг во многом определяет уровень конкурентоспособности автотранспортных услуг, поэтому в деятельности предприятий автотранспорта огромное значение отводится процессу разработки и реализации маркетинговых стратегий повышения их конкурентоспособности.

Ключевые слова: рынок автотранспортных услуг, конкурентоспособность услуг автомобильного транспорта, типы конкурентных преимуществ, автотранспортное предприятие, конкурентная среда рынка автотранспортных услуг, иерархические уровни хозяйствования.

Для цитирования: Раюшкина А. А., Морозова И. А. Формирование конкурентоспособности услуг автомобильного транспорта на различных иерархических уровнях хозяйствования // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2019. № 1. С. 137-144. DOI: 10.24143/2073-5537-2019-1-137-144.

Введение

Понятие конкурентоспособности услуг автомобильного транспорта подразумевает под собой различия набора свойств предоставляемых автотранспортным предприятием (АТП) услуг потребителю по сравнению с другим хозяйствующим субъектом автомобильного транспорта. Конкурентоспособность автотранспортных услуг (АТУ) можно рассматривать как относительную оценку имеющихся преимуществ услуг автомобильного транспорта, которая позволяет максимальным образом удовлетворять постоянно возрастающие потребности покупателей данных услуг. Конкурентоспособность АТУ выявляет преимущества, связанные с качеством, оперативностью, безопасностью предоставляемых услуг, перед аналогичными предприятиями-конкурентами. Конкурентоспособность услуг автомобильного транспорта характеризует способность АТП противостоять аналогичным услугам того же назначения на определённом рыночном сегменте [1]. Следовательно, можно сделать вывод о том, что конкуренция на рынке АТУ определяется стоимостными и качественными значениями предоставляемых услуг, которые в комплексе оцениваются потребителями АТУ по их значимости, комплексности, удовлетворённости, оперативности, стоимости, безопасности и т. д. [2].

Влияние факторов внешней среды на уровень конкурентных преимуществ автотранспортных услуг

Конкурентоспособность услуг автомобильного транспорта, по нашему мнению, следует рассматривать применительно к следующим иерархическим уровням хозяйствования:

- наноуровень (конкурентоспособность услуг, оказываемых индивидуальным предпринимателем, владельцем автотранспортного средства на национальном рынке АТУ);

- микроуровень (конкурентоспособность услуг АТП на национальном рынке АТУ);

- мезоуровень (конкурентоспособность услуг субъектов-операторов рынка АТУ определённой территории (региона));

- квазимакроуровень [3] (конкурентоспособность услуг субъектов-операторов рынка АТУ отдельных (нескольких) регионов);

- макроуровень (конкурентоспособность услуг субъектов-операторов рынка АТУ страны на международном рынке АТУ);

- мегауровень (конкурентоспособность услуг субъектов-операторов рынка АТУ определённых макрорегионов).

Конкурентоспособность услуг АТП на каждом из перечисленных уровней хозяйствования определяется конкурентными преимуществами рассматриваемой системы (субъектов-операторов рынка АТУ), а также факторами внешней среды (иерархического уровня системы и прочих уровней хозяйствования). Выделим ресурсные, операционные и стратегические конкурентные преимущества системы на указанных иерархических уровнях рынка АТУ, а также рассмотрим внешние факторы (по отношению к системе), которые способны повышать или понижать уровень конкурентоспособности услуг автомобильного транспорта (рис. 1).

повышают уровень снижают уровень

конкурентоспособности АТУ конкурентоспособности АТУ

Факторы внешней среды: государственно-политические, социально-экономические, научно-технические, правовые, территориальные, международные, культурные, факторы природной среды, особенности конкурентной среды на рынке АТУ, уровень развития инфраструктуры на рынке АТУ

Рис. 1. Формирование конкурентоспособности услуг автомобильного транспорта

Под ресурсными конкурентными преимуществами субъектов-операторов рынка АТУ будем понимать наличие производственно-финансовых ресурсов субъектов-операторов рынка АТУ, кадровый состав и его квалификация, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и их использование и т. д.

Под операционными преимуществами субъектов-операторов рынка АТУ будем понимать способность субъекта-оператора рынка АТУ осуществлять текущие конкурентные действия организационно-управленческого характера в большем количестве (интенсивность) и на более высоком качественном уровне в единицу времени, чем конкуренты.

Под стратегическими преимуществами субъектов-операторов рынка АТУ будем понимать способность и стремление субъекта-оператора рынка АТУ сформировать и реализовать на практике способ наиболее эффективного и долговременного конкурирования на рынке АТУ.

Уровень конкурентоспособности АТУ в конкретный момент времени определяется не только конкурентными преимуществами субъектов-операторов рынка АТУ, но и совместным воздействием на их деятельность ряда факторов. Исследование и анализ этих факторов позволяют определять, насколько они способствуют повышению или препятствуют достижению более высокого уровня конкурентоспособности АТУ.

К ключевым обобщающим факторам внешней среды, оказывающим влияние на конкурентоспособность АТУ, относятся: государственно-политические, социально-экономические, научно-технические, правовые, территориальные, международные, культурные, факторы природной среды, особенности конкурентной среды на рынке АТУ, уровень развития инфраструктуры рынка автотранспортных услуг.

На каждом из рассмотренных уровней хозяйствования процесс формирования конкурентоспособности АТУ носит специфический характер (табл.).

Сравнительный анализ процесса формирования конкурентоспособности услуг автомобильного транспорта на различных иерархических уровнях хозяйствования

Уровень хозяйствования Конкурентные преимущества Факторы внешней среды, первостепенным образом оказывающие влияние на конкурентоспособность АТУ

Ресурсные Операционные Стратегические

Наноуровень Имущество (в том числе автотранспортные средства и их технические, экономические, экологические характеристики); источники финансирования; кадры; личные профессиональные и предпринимательские навыки в различных областях знаний; ИКТ и др. Способность совмещать организационно-управленческие функции; умение налаживать связи с участниками рынка АТУ Наличие и следование бизнес-плану, стратегии развития бизнеса; наличие навыков планирования, прогнозирования, мониторинга, контроллинга Уровень конкуренции на местном рынке АТУ (наличие крупных конкурентов, лидирующих в отрасли, степень распространения альтернативных видов транспорта); состояние автотранспортной инфраструктуры; территориальная расположенность

Микроуровень Финансово-экономическое положение АТП; материально-техническое обеспечение; кадровый, инновационный потенциал; использование ИКТ; организационная структура и др. Функционирование внутрипроизводственных систем АТП, обеспечивающих качественный, безопасный и бесперебойный процесс оказания АТУ; умение налаживать связи с участниками рынка АТУ (особенно с региональными властями по вопросам ценообразования, защиты от недобросовестных конкурентов и др.) Наличие и следование стратегии развития АТП с учётом региональной транспортной стратегии; разработка алгоритма повышения конкурентоспособности АТП Социально-политические тренды развития региона (федерального округа); экономическое положение региона базирования; формы государственного воздействия; уровень конкуренции на местном рынке АТУ (наличие крупных конкурентов, лидирующих в отрасли, степень распространения альтернативных видов транспорта); состояние автотранспортной инфраструктуры; территориальная расположенность; лицензионная деятельность

Мезоуровень Финансово-экономическое положение региона; материально-техническое обеспечение регионального рынка АТУ; кадровый, природный, территориальный, инновационный потенциал; использование ИКТ; состояние автотранспортной инфраструктуры и др. Разработка региональных технических, технологических, инновационных механизмов модернизации автотранспортной отрасли; налаживание партнёрских взаимовыгодных отношений с другими регионами Наличие и следование стратегии социально-экономического развития региона, в частности подпрограмме «Транспорт», опираясь на Транспортную стратегию страны на период до 2020 г. [4], Федеральную целевую программу (ФЦП) «Развитие транспортной системы России (2010-2020 гг.)» [5] Социально-политические тренды развития региона; экономическое положение региона базирования; формы государственного и партнёрского воздействия

Квазимакроуровень Финансово-экономическое положение федерального округа; материально-техническое обеспечение рынка АТУ; кадровый, инновационный потенциал; использование ИКТ; состояние автотранспортной инфраструктуры округа и др. Разработка технических, технологических, инновационных механизмов модернизации автотранспортной отрасли округа; развитие территориальных кластеров с участием АТП; налаживание партнёрских взаимовыгодных отношений с другими округами; расширение сферы международного сотрудничества Наличие и следование стратегии развития федерального округа с учётом текущего состояния социально-экономического положения регионов округа, опираясь на национальную транспортную стратегию Социально-политические тренды развития федерального округа; экономическое положение регионов округа; формы государственного воздействия; уровень конкуренции на рынке АТУ округа; состояние автотранспортной инфраструктуры; территориальная расположенность; факторы природной среды

Окончание табл.

Уровень хозяйствования Конкурентные преимущества Факторы внешней среды, первостепенным образом оказывающие влияние на конкурентоспособность АТУ

Ресурсные Операционные Стратегические

Макроуровень Состояние автотранспортной инфраструктуры; наличие обновленного современного подвижного состава национальных АТП; кадровый, инновационный потенциал отрасли;экологическая структура парка автотранспортных средств; «корневая система» национального хозяйства (природные, географические условия, исторические и социокультурные факторы) и др. Разработка технических, технологических и правовых механизмов модернизации автотранспортной отрасли; развитие территориальных кластеров с участием АТП; расширение сферы международного сотрудничества; оптимальные для России условия международных договоров, в первую очередь, межправительственных соглашений о международном автомобильном сообщении Следование Транспортной стратегии страны на период до 2020 года с учётом текущего состояния социально-экономического положения государства, социально-политических трендов стран-партнёров в условиях международной интеграции Социально-политические тренды развития страны и партнёров; экономическое положение страны в разрезе регионов (округов); международная конкуренция на рынке АТУ; таможенное, налоговое законодательство

Мегауровень Состояние автотранспортной инфраструктуры; наличие обновлённого современного подвижного состава АТП, кластеров, объединений; кадровый, инновационный потенциал; экологическая структура парка автотранспортных средств и др. Гармонизация законодательства в автомобильном секторе (административные барьеры, лицензирование, страхование и др.); разработка программ по усовершенствованию перевозок автотранспортом; создание агентств автодорожной безопасности и др. Следование транспортной политике объединений стран, макрорегионов (Европейский союз (ЕС), Всемирная торговая организация (ВТО), Единое экономическое пространство (ЕЭП) и др.) с учётом соблюдения интересов стран-участниц и оптимальной адаптацией норм, стандартов и правил в области инфраструктуры и технологий перевозок Социально-политические тренды развития стран-партнёров; международная конкуренция на рынке АТУ; таможенное, налоговое законодательство

Представленная типология конкурентоспособности услуг автомобильного транспорта на различных уровнях хозяйствования выступает методологическим подходом, благодаря которому строится теоретическое обоснование понятия «конкурентоспособность АТУ» как взаимообусловленность и взаимосвязь всех иерархических уровней с позиции прямых и обратных связей. Такой подход позволяет полнее оценить деятельность конкурентов, даёт возможность субъекту-оператору рынка АТУ лучше ориентироваться на рынке для дальнейшего функционирования с целью получения опережающих результатов с позиции использования своих конкурентных преимуществ [6].

Направления взаимодействия различных типов конкурентных преимуществ услуг автомобильного транспорта, возникающих на разных уровнях хозяйствования, представлены на схеме (рис. 2).

Согласно рис. 2 роль стратегического конкурентного преимущества возрастает при прочих равных условиях от микро- к мегауровню. Обладание высоким ресурсным потенциалом и даже умением осуществлять эффективную организационно-управленческую политику предприятиями автотранспорта, индивидуальными предпринимателями - важное условие конкурентоспособности услуг рынка АТУ, однако недостаточное для успешной конкуренции национального рынка АТУ на международном уровне [7]. Только объединённые эффективной стратегией социально-экономического развития страны, а также национальной транспортной стратегией конкурентные преимущества АТУ на различных уровнях хозяйствования могут привести к успеху. Стратегии развития отдельных АТП, особенно если они занимают ключевое место в развитии транспортной отрасли страны, должны опираться на императивы национальной транспортной стратегии, принимать во внимание специфику транспортной политики макрорегиона и территории базирования, чтобы обеспечить себе выгодные конкурентные позиции на рынке АТУ, а также стране в целом.

• Имущество

• Источники финансирования

• Кадры

• Личные профессиональные и предпринимательские навыки

> Стратегия развития бизнеса на рынке АТУ • Бизнес-план

НАНО-

• Способность совмещать организационно-

управленческие функции

• Умение налаживать связи с участниками

рынка АТУ

• Финансово-экономическое положение АТП

• Материально-техническое обеспечение

• Кадры

• Организационная структура

Стратегия развития АТП

микро-^у ^

• Функционирование внутрипроизводственных систем АТП Умение налаживать связи с участниками рынка АТУ

• Финансово-экономическое положение региона

• Материально-техническое обеспечение регионального рынка АТУ

• Автотранспортная инфраструктура

1 • Региональная стратегия соци- 1—1 ально-экономического развития, в том числе программы, подпрограммы модернизации транспортной отрасли

МЕЗО-

• Региональные технические, технологические,

инновационные механизмы модернизации рынка АТУ

• Налаживание партнёрских отношений с другими

регионами

• Финансово-экономическое положение федерального округа

• Материально-техническое обеспечение рынка АТУ

• Интеграционный потенциал

• «Корневая система» национального хозяйства

• Автотранспортная инфраструктура

• Обновленный подвижной состав национальных АТП

тг

Стратегия социально-экономического

развития федерального округа Программы, подпрограммы транспортной политики страны

КВАЗИМАКРО-

• Стратегия социально-экономического развития страны • Транспортная политика • Стратегия международного сотрудничества

МАКРО-

• Развитие территориальных кластеров с участием крупных АТП • Расширение сферы сотрудничества на рынке АТУ, в том числе международного

• Технические, технологические, правовые механизмы модернизации

рынка АТУ

• Адаптация к междуна-

родным стандартам

Накопленный капитал, инвестиционная привлекательность

• Природные, территориальные, кадровые ресурсы

• Автотранспортная инфраструктура

• Современный подвижной состав АТП, кластеров, объединений

Транспортная политика объедине ний стран, макрорегионов • Стратегия международного сотрудничества

МЕГА-

• Правовые механизмы модернизации международного

рынка АТУ

• Адаптация норм, стандартов и правил в области инфраструктуры и технологий

перевозок

Рис. 2. Направления взаимодействия различных типов конкурентных преимуществ услуг автомобильного транспорта, возникающих на разных уровнях хозяйствования

Из вышеизложенного следует методологический вывод: среди набора конкурентных преимуществ субъектов-операторов рынка АТУ ключевым выступает наличие эффективной социально-экономической стратегии развития экономики в целом, увязанной с национальной транспортной стратегией, и механизмов её реализации отдельными АТП, индивидуальными предпринимателями, кластерами с участием АТП и др.

Заключение

В предлагаемой концепции конкурентоспособности автотранспортных услуг уровень развития национальной экономики выступает основой:

- формирования конкурентоспособности АТУ на различных иерархических уровнях хозяйствования;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- согласования взаимных действий на рынке АТУ, в том числе на международном;

- налаживания диалога между автотранспортным бизнесом, властью и общественностью.

Становится очевидным, что конкурентоспособность услуг автомобильного транспорта

в последние десятилетия всё больше определяется не только национальными интересами, но и способностью субъектов-операторов рынка АТУ развивать свою деятельность в международных масштабах. В условиях бурного инновационного развития интеграционных процессов мирового хозяйства маркетинг во многом определяет уровень конкурентоспособности АТУ [8], поскольку на рынке АТУ маркетинговую деятельность можно рассматривать как инновационную составляющую субъектов-операторов. Именно поэтому в их деятельности (особенно предприятий автотранспорта) огромное значение отводится процессу разработки и реализации маркетинговых стратегий повышения конкурентоспособности АТУ.

1. Муромцев Д. Ю., Муромцев Ю. Л., Тютюнник В. М., Белоусов О. А. Экономическая эффективность и конкурентоспособность: учеб. пособие. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2007. 96 с.

2. Пеньшин Н. В. Конкурентоспособность услуг автомобильного транспорта в условиях посткризисной модернизации экономики России. Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2010. 156 с.

3. Гельвановский М. И. Конкурентоспособность: микро-, мезо- и макроуровни. Вопросы методологии // Высшее образование в России. 2006. №10. С. 32-40.

4. Об утверждении Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года: распоряжение Правительства РФ от 22 ноября 2008 г. № 1734-р. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_82617/ #dst102746 (дата обращения: 10.11.2018).

5. Федеральная целевая программа «Развитие транспортной системы России (2010 - 2021 годы)»: Постановление Правительства РФ от 05.12.2001 № 848. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_86305/ (дата обращения: 10.11.2018).

6. Латкин А. П., Ембулаев В. Н., Николаева Л. А., Николаев Д. А. Исследование конкурентных преимуществ автомобильного и железнодорожного транспорта: моногр. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2008. 152 с.

7. Морозова И. А., Матковская Я. С., Раюшкина А. А. Modelling of the Virtual Macroregions in the Volga Region: Transport Aspect // World Applied Sciences Journal. 2013. Vol. 27, N. 9. Pp. 1183-1187.

8. Морозова И. А., Раюшкина А. А. Маркетинговые исследования как инструмент повышения конкурентоспособности предприятий на рынке транспортных услуг // Предпринимательство. 2014. № 3. C. 98-108.

Раюшкина Алевтина Анатольевна - Россия, 400005, Волгоград; Волгоградский государственный технический университет; канд. техн. наук, доцент; доцент кафедры автомобильных перевозок; Alla-ra@mail.ru.

Морозова Ирина Анатольевна - Россия, 400005, Волгоград; Волгоградский государственный технический университет; д-р экон. наук, профессор; зав. кафедрой мировой экономики и экономической теории; morozovaira@list.ru.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

Статья поступила в редакцию 14.02.2019

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

FORMING COMPETITIVENESS OF MOTOR TRANSPORT SERVICES

AT DIFFERENT HIERARCHICAL LEVELS OF ECONOMIC MANAGEMENT

A. A. Rayushkina, I. A. Morozova

Volgograd State Technical University, Volgograd, Russian Federation

Abstract. The article considers the problem of competitiveness of motor transport services in the context of hierarchical levels of economic management. Resource, operational and strategic competitive advantages of subjects-operators of the market of motor transport services on nano-, micro-, meso-, quasi-, macro- and megalevel have been allocated. The level of competitiveness of road transport services at a particular time is determined not only by competitive advantages of the subjects-operators of the market of motor transport services, but also by the joint impact of many factors on their activities. Research and analysis of these factors can determine whether they contribute to or hinder the achievement of the higher level of motor transport service competitiveness. There has been carried out the comparative analysis of forming road transport service competitiveness. It has been stated that at all levels of economic management the process of forming the competitiveness of motor transport services is specific. Presented typology of competitiveness of motor transport services at different levels of economic management acts as a methodological approach which contributes to theoretical justification of the concept of "competitiveness of motor transport services", allows better assessing the activities of competitors. Besides, this approach enables the subject-operator of the market of motor transport services to navigate with greater accuracy for further operation in order to obtain advanced results due to using its competitive advantages. In the conditions of rapid innovative development of integration processes of the world economy, marketing to a large extent determines the level of competitiveness of motor transport services. Thus, the process of developing and realization of marketing strategies for improving competitiveness of motor transport enterprises is very important.

Key words: motor transport service market, motor transport service competitiveness, types of competitive advantages, motor transport company, competitive environment of motor transport services market, hierarchical levels of economic management.

For citation: Rayushkina A. A., Morozova I. A. Forming competitiveness of motor transport services at different hierarchical levels of economic management. Vestnik of Astrakhan State Technical University. Series: Economics. 2019;1:137-144. (In Russ.) DOI: 10.24143/2073-5537-20191-137-144.

REFERENSES

1. Muromtsev D. Iu., Muromtsev Iu. L., Tiutiunnik V. M., Belousov O. A. Ekonomicheskaia effektivnost' i konkurentosposobnost': uchebnoeposobie [Economic efficiency and competitiveness: teaching guide]. Tambov, Izd-vo TGTU, 2007. 96 p.

2. Pen'shin N. V. Konkurentosposobnost' uslug avtomobil'nogo transporta v usloviiakh postkrizisnoi mod-ernizatsii ekonomiki Rossii [Competitiveness of motor transport services in terms of post-crisis modernization of the Russian economy]. Tambov, Izd-vo TGTU, 2010. 156 p.

3. Gel'vanovskii M. I. Konkurentosposobnost': mikro-, mezo- i makrourovni. Voprosy metodologii [Competitiveness: micro-, meso- and macrolevels. Problems of methodology]. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2006, no. 10, pp. 32-40.

4. Ob utverzhdenii Transportnoi strategii Rossiiskoi Federatsii na period do 2030 goda [On approval of the Russian Federation Transport Strategy till 2030]. Rasporiazhenie Pravitel'stva RF ot 22 noiabria 2008 g. № 1734-r. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82617/ #dst102746 (accessed: 10.11.2018).

5. Federal'naia tselevaia programma «Razvitie transportnoi sistemy Rossii (2010 - 2021 gody)» [The federal target program "Development of transport system in Russia (2010-2021)"]. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 05.12.2001 № 848. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_86305/ (accessed: 10.11.2018).

6. Latkin A. P., Embulaev V. N., Nikolaeva L. A., Nikolaev D. A. Issledovanie konkurentnykh preimush-chestv avtomobil'nogo i zheleznodorozhnogo transporta: monografiia [Studying competitive advantages of motor and railroad transport: monograph]. Vladivostok, Izd-vo VGUES, 2008. 152 p.

7. Morozova I. A., Matkovskaia Ia. S., Raiushkina A. A. Modelling of the Virtual Macroregions in the Volga Region: Transport Aspect. World Applied Sciences Journal, 2013, vol. 27, no. 9, pp. 1183-1187.

8. Morozova I. A., Raiushkina A. A. Marketingovye issledovaniia kak instrument povysheniia konkuren-tosposobnosti predpriiatii na rynke transportnykh uslug [Marketing research as a tool of increasing enterprise competitiveness on motor transport service market]. Predprinimatel'stvo, 2014, no. 3, pp. 98-108.

Rayushkina Alevtina Anatolievna - Russia, 400005, Volgograd; Volgograd State Technical University; Candidate of Technical Sciences, Assistant Professor; Assistant Professor of the Department of Automobile Transportation; Alla-ra@mail.ru.

Morozova Irina Anatolievna - Russia, 400005, Volgograd; Volgograd State Technical University; Doctor of Economics, Professor; Head of the Department of World Economy and Economic Theory; morozovaira@list.ru.

The article submitted to the editors 14.02.2019

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.