Научная статья на тему 'Эффективность государственной региональной политики и способы ее повышения'

Эффективность государственной региональной политики и способы ее повышения Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
4545
461
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПОЛИТИКИ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ / УПРАВЛЕНИЕ / THE STATE REGIONAL POLICY / EFFICIENT POLICY FACTORS / POLITICAL INSTITUTE / ADMINISTRATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бейдина Татьяна Евгеньевна

В статье рассматриваются вопросы, связанные с оценкой эффективности государственной региональной политики, с целью усовершенствования результатов политики. К факторам эффективности политики относятся: чёткое разделение властных полномочий, повышение качества государственных решений, точность заданий и быстрота их исполнения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICIENCY OF THE STATE REGIONAL POLICY AND THE WAYS OF ITS IMPROVEMENT

The article considers the evaluation of efficiency of the state regional policy in order to define the ways of its improvement. The efficient policy factors are the following: strict division of powers, the improvement of governmental decisions, precise instructions and their fast implementation.

Текст научной работы на тему «Эффективность государственной региональной политики и способы ее повышения»

механизма развития является сохранение открытости политической системы и восприимчивости власти к сигналам, исходящим от гражданского общества. Демократическая избирательная система должна стать главным механизмом передачи умонастроений общества властным центрам принятия политических решений.

Осинский Павел Иванович, доктор философских наук, ассистирующий профессор департамента социологии Аппалачского государственного университета, г. Бун, США, e-mail: osinskyp@appstate.edu. Osinsky Pavel Ivanovich, doctor of philosophical science, assistant professor, department of sociology, Appalachian State University, Boone, USA, e-mail: osin-skyp@appstate.edu.

УДК 328; 342.5 © Т.Е. Бейдина

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ И СПОСОБЫ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ

В статье рассматриваются вопросы, связанные с оценкой эффективности государственной региональной политики, с целью усовершенствования результатов политики. К факторам эффективности политики относятся: чёткое разделение властных полномочий, повышение качества государственных решений, точность заданий и быстрота их исполнения.

Ключевые слова: государственная региональная политика, факторы эффективности политики, политический институт, управление.

T.E. Beidina

EFFICIENCY OF THE STATE REGIONAL POLICY AND THE WAYS OF ITS IMPROVEMENT

The article considers the evaluation of efficiency of the state regional policy in order to define the ways of its improvement. The efficient policy factors are the following: strict division of powers, the improvement of governmental decisions, precise instructions and their fast implementation.

Key words:the state regional policy, efficient policy factors, political institute, administration.

При разработке федеральных целевых программ отпадает проблема охвата какого-либо количества субъектов Российской Федерации. В принципе, если по каждому субъекту Российской Федерации для программного решения будут отобраны конкретные проблемы, то такими программами могут быть охвачены все субъекты Российской Федерации. Ведь в этом случае в качестве приоритета выступает не регион (не могут быть все регионы приоритетными), а проблема, и в каждом регионе приоритетными могут быть разные проблемы. Здесь можно назвать программы: «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации» на 2006-2015 годы, «Дети России» на 2007-2010 годы, «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах», «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года», «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы», «ациональ-ная технологическая база» на 2007-2011 годы.

Существует также ряд субъектов РФ, развитие которых является на сегодняшний день приоритетным. Они попадают под воздействие сле-

дующих программ: Программа развития Калининградской области на период до 2014 года, «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года», «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы», «Юг России (2008-2012 годы)», «Социально-экономическое развитие социальной сферы Чеченской Республики на 2008-2011 годы». Таким образом, государственная региональная политика охватывает все важные сферы государственного развития.

Важно оценить подходы к эффективности государственной региональной политики. По мнению А.В. Пикулькина: «Сначала необходимо четко сформулировать, что же мы хотим получить, расходуя государственные средства. Причем описать результат не просто в терминах работы школы и больницы, а именно в терминах конечного эффекта - уровня знаний и состояния здоровья людей. В целом так, как это предлагает Правительство» [1]. Далее нужно понять, каким образом планируется это получить. То есть необходимо описать технологию, стандарт получения этой услуги. Очевидно, что стандарт этот должен быть, с одной стороны, достаточно об-

2012/6

щим, чтобы давать возможности оптимизации затрат, с другой стороны, достаточной конкретным, чтобы мы были уверенны в том, что получим желаемое.

Важными элементами политического цикла являются контроль, мониторинг, оценка реализации государственной политики. Контроль государственной политики проводится уже на ранних стадиях ее реализации в целях выявления отклонений от принятых норм и принятия мер по их устранению. Подобная динамика позволяет оценить государственную региональную политику как политический институт, где осуществляется контроль посредством контрольного механизма, включающего информационную систему (оценка результатов, мониторинг) и организационную систему (структуры и процедуры). К контрольным технологиям относят оценку программ, финансовые отчеты, аудиторские проверки, инспекции, опросы руководителей [2].

Мониторинг - процесс регулярного сбора и анализа информации о ходе реализации политики, включающий механизм реагирования на возможные и реальные угрозы и отклонения от намеченного плана. Оценка реализации государственной региональной политики - совокупность способов изучения и измерения фактических результатов завершенной или находящейся на стадии завершения политики/программы, применяемая в целях ее совершенствования. Оценка есть сбор и анализ информации о конечных или промежуточных результатах, определение изменений и современного состояния, оценка выгод и затрат. Оценка, в отличие от мониторинга, проводится по мере необходимости, носит разовый характер. Проведение оценочных процедур необходимо на всех этапах политического цикла. Смысл оценки состоит в возможности усовершенствовать политику и определить ее результаты.

Оценка государственной региональной политики складывается из таких элементов, как оценка процесса реализации, оценка последствий, оценка результатов, оценка экономической эффективности, оценка уровня удовлетворенности граждан, оценка инструментов, методов реализации политики.

Оценка политики требует рассмотрения пяти элементов последней: затрачиваемых ресурсов; проводимых мероприятий; полученных продуктов или услуг; результатов выполнения; последствий и эффектов [3].

Оценка результатов государственной региональной политики является ее обязательным элементом, обеспечивающим обратную связь.

Критерием оценки могут быть: эффективность -соотношение затрат и результатов, простая результативность - наличие или отсутствие неких (положительных) итогов, правильность - соблюдение установленных правил и норм, будь то традиция, правовые установления или моральные соглашения, популярность - массовая поддержка или критика деятельности государства, справедливость - распределение всех вероятных благ, от права участия в деятельности до права пользования ее результатами в соответствии с господствующим пониманием справедливости, - а также такие характеристики как способность реагировать на изменения (или наоборот, стабильность и принципиальность), демократичность, скорость, соответствие результата поставленным целям [4].

Оценка результатов деятельности зависит не только от того, кто ее оценивает и исходя из каких ценностей, но и от особенностей контекста деятельности, реальной ситуации. Например, сохранение правительством доходов населения на постоянном фиксированном уровне - огромное достижение в условиях кризиса и признак злонамеренности или некомпетентности в условиях бурного экономического роста. Какими бы ни были результаты государственной региональной политики, необходимо их обсуждение. Результаты государственной региональной политики должны обсуждаться не только на уровне федеральных и региональных властей, но и в общественных структурах и политических партиях.

Существование проекта Федерального закона «Об основах государственной региональной политики, порядке ее разработки и реализации» свидетельствует о повышении интереса федерального центра к развитию регионов. Осведомленность граждан в этом вопросе говорит и об их заинтересованности. Населению немаловажна тема социально-экономического и политического регионального развития.

Институализация государственной региональной политики требует грамотного проведения и повышения эффективности и опирается на институциональный дизайн, как «широкую категорию региональной политической системы» [5].

При рыночном хозяйствовании государство располагает лишь частью материальных и финансовых ресурсов. В России государственная собственность отдана в частные руки раньше, чем была обеспечена гарантия надежного пополнения доходов бюджета. Под влиянием роста внутреннего и внешнего долга постепенно осу-

ществляется переход к принятию решений, исходя из доходов бюджета, а не потребностей страны. Недостаточное внимание, уделяемое вопросам поддержки и развития малого предпринимательства, не позволяет обеспечить рост экономической эффективности функционирования предприятий малого и среднего бизнеса, хотя именно малое предпринимательство, не требуя крупных стартовых инвестиций, гарантирует быстрый оборот ресурсов, высокую динамику роста, помогает экономно и оперативно решать проблемы реструктуризации экономики, гибко реагирует на изменение конъюнктуры рынка, придаёт экономике дополнительную стабильность [6].

К сожалению, достаточно велико влияние отдельных негативных явлений в экономической, общественной и политической жизни России, являющихся серьёзными препятствиями для осуществления эффективного политического курса на развитие малого и среднего предпринимательства:

1) избыточные административные барьеры и коррупция в системе государственных, в том числе контролирующих органов;

2) негативное восприятие предпринимателей отдельными представителями властных структур как лиц, благосостояние которых достигается исключительно благодаря уклонению от установленных законом норм и правил ведения бизнеса;

3) недоверие граждан к государственной политике в сфере предпринимательства, выражающееся, в частности, в таких формах, как «консервация» личных сбережений, теневая предпринимательская деятельность;

4) недостаточный уровень предпринимательской культуры и активности, низкая эффективность консолидации усилий предпринимателей по защите собственных прав и интересов [7].

Один из критериев эффективности выполнения политики - координация действий всех участников и организаторов процесса ее реализации. Выделяют следующие группы участников исполнения политики:

1) индивиды;

2) общественные и политические организации, группы;

3) государственные институты и структуры;

4) политическая и финансовая элита.

Координация политики - применяемые для

достижения поставленных целей механизмы и методы согласования действий организационных структур и индивидов, участвующих в политическом цикле. Координация также осущест-

вляется на всех этапах политического цикла. Различают политическую (согласование политических интересов) и административную (решение конкретных вопросов) координацию; вертикальную координацию (между организациями, находящимися в подчинении) и горизонтальную координацию (между организациями, независимыми друг от друга в правовом поле). Горизонтальная координация осуществляется посредством работы межведомственных комитетов (советов); ведущих организаций; принятия официальных договоров о взаимодействии. Вертикальная координация, соответственно, - через механизмы разделения труда, организационную иерархию. Россия является федеративным государством, и значимая роль в политическом цикле принадлежит межрегиональной координации.

К факторам эффективности политики можно отнести: во-первых, улучшение организационно-функциональных отношений внутри системы государственного управления через четкое разделение властных полномочий между различными государственными органами и организациями; во-вторых, повышение качества разработанной политики, государственной программы или решения; в-третьих, точность заданий и их интерпретация исполнителями [8].

Методы повышения эффективности государственной региональной политики многочисленны. Среди них можно назвать и государственное финансирование на более высоком уровне, и редактирование областного законодательства, и жесткий контроль исполнения законов «сверху». Таким образом, наибольшее влияние на государственную региональную политику оказывает финансирование, и грамотное проведение политики в сфере экономики повлечет за собой повышение эффективности.

Среди причин недостаточной эффективности федеральных программ регионального развития также можно назвать:

1) отсутствие единой методологической и методической базы при разработке региональных программ и их концепций, низкий методический уровень анализа, планирования и прогнозирования регионального бюджетного процесса, региональных рынков, проводящихся без учета фактора обеспечения экономической безопасности региона;

2) недостаточный учет в процессе разработки и реализации программ социальноэкономического развития процессов глобализации мировой экономики;

3) распределительный принцип построения программ, основанный исключительно на внут-

2012/6

ренних источниках финансовых ресурсов, неувязка программ развития бюджетообразующих предприятий, их инвестиционных проектов и программ с инвестиционными и финансовыми региональными приоритетами и интересами, тем более тенденциями развития социальной сферы субъекта Российской Федерации;

4) отсутствие системного подхода и адекватного современным требованиям стратегического планирования развития региона [9].

Государственные служащие нужны в любом государстве. От эффективности исполнения ими своих должностных обязанностей зависит на самом деле эффективность всего государственного управления [10]. Чиновники являются посредниками между федеральным центром и населением страны. Их заинтересованность в реализации государственной региональной политики, в свою очередь, влечет за собой повышение ее эффективности.

Для эффективной государственной региональной политики и улучшения жизни населения, необходимо затронуть все аспекты политической сферы. Сюда можно отнести и улучшение межрегиональных отношений. Можно выделить концепцию государственной региональной политики в области подготовки кадров. Основной целью государственной региональной политики в сфере подготовки кадров является реализация геополитических и социальноэкономических интересов субъекта Российской Федерации, полноправное и полноценное участие в процессе развития образования, обеспечение высокого качества подготовки и конкурентоспособности выпускников образовательных учреждений на российском рынке образования и труда [11].

Молодые люди - основная часть жителей России, это будущее государства. У них существует ряд проблем, и государственная региональная политика реализует меры по ликвидации этих проблем. От позиции молодежи в общественно-политической жизни, стабильности и активности будет зависеть темп продвижения России по пути демократических преобразований, именно молодые люди должны быть готовы к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам. Однако результаты исследований показывают, что молодежь в целом довольно аполитична. В выборах даже федерального уровня участвует менее половины молодых россиян, в ходе последнего исследования лишь 33% молодых респондентов (до 35 лет) заявили, что интересуются политикой, тогда как среди граждан среднего возраста - 40%,

а среди тех, кто старше 55-45%. Только 2,7% процента молодых людей принимают участие в деятельности общественных организаций [12].

Для реализации государственной региональной политики в молодежной сфере в Российской Федерации привлекают общественные объединения, иные некоммерческие организации и граждан к осуществлению на условиях договоров деятельности в указанной области, используют меры по стимулированию такой деятельности. Но это происходит чаще в предвыборный период с целью получения большинства голосов. Необходимо прикладывать усилия, чтобы вовлекать молодежь в жизнь Российской Федерации. Здесь же встают вопросы патриотизма, здорового, активного образа жизни и осознания себя как полноценной личностью, членом общества России.

Опыт реализации федеральных программ в России за последнее десятилетие неосознанно создал банк данных типовых механизмов решений региональных проблем, в том числе и эффективных. Унификация таких организационных решений - один из надежных путей создания модельного инструментария реализации программ социально-экономического развития регионов [13].

Итак, нельзя однозначно сказать об эффективности государственной региональной политики в РФ. Многие сферы, безусловно, нуждаются в поддержке федерального центра. Способов повышения эффективности государственной региональной политики множество. Но по результатам проведенного анализа, самым действенным является полноценное финансирование субъекта РФ.

Таким образом, государственная региональная политика - это взаимоотношения федерального центра и субъектов Российской Федерации. Она имеет аспекты: политический, экономический и социальный и охватывает все уровни развития субъекта РФ.

Литература

1. Пикулькин А.В. Система государственного управления / под ред. Т.Г. Морозовой. - М., 1997. - С. 201.

2. Процесс реализации государственной политики

[электронный ресурс]. - режим доступа:

http://read.aif.ru/pages/read_book_online?page=10&art=17887 5&£оп181ге=18.

3. Там же.

4. Государственная политика [электронный ресурс]. -

режим доступа:

http://www.espi.ru/Content/StartsevBook/SECTION6.htm

5. Дагбаев Э.Д. Институциональный дизайн политических процессов в российских регионах Внутренней Азии и Монголии. - Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2011. - С.7.

6. Экономика в бизнесе [электронный ресурс]. - режим доступа:

http://www.archipelag.ru/agenda/povestka/tdf_445.

7. Там же.

8. Процесс реализации государственной политики

[электронный ресурс]. - режим доступа:

http://read.aif.ru/pages/read_book_online?page=10&art=17887 5&fontsize=18.

9. Гладкий Ю.Н., Чистобаев А.И. Основы региональной политики. - СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2004. - С. 154.

10. Государственная политика [электронный ресурс]. -

режим доступа:

http://www.espi.ru/Content/StartsevBook/SECTION6.htm.

11. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления: учеб. пос. - М., 2006. - С.127.

12. Политическая активность граждан [электронный

ресурс]. - режим доступа:

http://www.opros.ru/polit/56_22.htm.

13. Ландабасо А. К вопросу о теории регионального развития // Федерализм: периодическое изд. - 1998. - №1. -С. 305.

Бейдина Татьяна Евгеньевна, доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой государственного, муниципального управления и политики Забайкальского государственного университета, г. Чита, e-mail: beydina@inbox.ru.

Tatyana Evgenievna Beidina, doctor of political science, professor, head of department of state and municipal administration and politics, Zabaikalskiy State University, Chita, e-mail-beydina@inbox.ru.

УДК 328.132.5

© А.Н. Постников

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА: СУЩНОСТЬ И СУБЪЕКТЫ

В статье рассмотрены особенности национальной политики Российской Федерации в условиях нарастающих в стране кризисных процессов.

Ключевые слова: политика, национальные отношения, власть, субъект, национальная идея.

A.N. Postnikov

NATIONAL POLITICS: THE ESSENCE AND SUBJECTS

The article is devoted to the features of national politics of Russian Federation under increasing conditions of crisis process.

Key words:politics, national relations, authority, subject, national idea.

Россия представляет собой многонациональное, полиэтническое общество (хотя, впрочем, нашу страну правомерно называть унитарной -это обусловлено тем, что 80% российского общества составляют русские). Отношения между различными национальностями в России в настоящее время приобрели тревожный характер. Это относится ко многим странам в современном мире. Этнополитический фактор нередко становится главным, определяющим в решении экономических, политических и других проблем как внутри многонациональных обществ, так и в международных отношениях. После распада Советского Союза и отступления социализма во многих странах социалистической системы националистические и сепаратистские силы используют ситуацию в корыстных интересах и окрашивают в национальные тона любые противоречия, конфликты и негативные явления в экономической, социальной, культурной областях, придавая им политический смысл.

К концу XXI века в глубоком, системном кризисе оказалась Россия. Нарушение много-

летних и многообразных связей между народами бывшего Советского Союза, упадок народного хозяйства, значительное снижение жизненного уровня большинства трудящихся, разрушение практически всей системы социальной защиты людей, произвол чиновников, резкое расслоение населения на очень бедных и чрезвычайно богатых, небывалый рост преступности, развал армии, кризис науки, образования, медицины, высокая смертность населения, безработица, бездомность и многое другое способствовали ухудшению межнациональных отношений, приданию им в ряде случаев конфликтного характера вплоть до вооруженной борьбы и даже войн.

Можно, конечно, отметить, что в Республике Бурятия межнациональные отношения носят в целом стабильно-благополучный характер. Длительный опыт совместного проживания способствовал сохранению этнического многообразия и постепенному культурно-духовному сближению народов республики. За более чем трехвековой период на территории Бурятии сложилась уникальная этнополитическая ситуация, харак-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.