Политология
УДК 11.25.40
DOI: 10.21209/2227-9245-2018-24-2-39-46
ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНАМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
DELEGATION OF STATE POWERS TO LOCAL GOVERNMENTS AS A
THEORETICAL AND POLITICAL PROBLEM
T. E. Бейдина,
Забайкалъский государственный университет, г. Чита beydina@inbox.ru
T. Beydina,
Transbaikal State University, Chita
В. П. Буянов,
Ассоциация «Совет муниципальных образований Забайкальского края», г. Чита asmo zk@mail.ru
V. Buyanov,
Council of Municipal Formations association, Chita
П. И. Коваленко,
Ассоциация «Совет муниципальных образований Забайкальского края», г. Чита
P. Kovalenko,
Council of Municipal Entities association, Chita asmo zk@mail.ru
Статья посвящена реформе местного самоуправления (МСУ), при которой создана двухуровневая система МСУ и разграничены полномочия между уровнями. Первый — городские округа и муниципальные районы, второй — городские и сельские поселения внутри муниципальных районов. Цели реформы — передать часть полномочий вниз, ближе к населению, способствовать самоорганизации по месту жительства — соответствовали региональной политике развитых стран. В статье дан анализ полномочий по решению вопросов местного значения. В практике деятельности органов местного самоуправления есть примеры, иллюстрирующие попытку органов местного самоуправления передавать полномочия по решению вопросов государственного значения. Более масштабная передача полномочий по решению вопросов местного значения происходит с поселенческого уровня на уровень муниципальных районов. Следствием укрепления экономической самостоятельности поселений является сокращение объемов и перечня вопросов местного значения поселений (за исключением случаев, когда передача экономически обоснована и более эффективно исполняется на районном уровне), передаваемых на исполнение муниципальным районам
Ключевые слова: делегирование; государственные полномочия; органы местного самоуправления; политическая проблема; передача полномочий; уровни управления; Забайкальский край; вопросы местного значения; финансовое обеспечение; субвенции; бюджет; Российская Федерация
The article is devoted to the reform of local self-government (LSG), under which a two-tier system of local government was created and the powers between the levels were delineated. The first level is presented by urban districts and municipal districts, the second — by urban and rural settlements within municipal districts. The purpose of the reform is to transfer some of its powers down, closer to the population, promote self-organization at the place of residence — consistent with the regional policies of developed countries. The article analyzes the powers to address local issues. In practice, the activities of local authorities, certainly, there are examples illustrating the attempt of local governments to delegate powers to address issues of national importance. More extensive transfer
© Т. E. Бейдина, В. П. Буянов, П. И. Коваленко, 2018
of powers to address local issues is going on with the settlement level on the level of municipal districts. The consequence of strengthening the economic independence of the settlement is to reduce the volume and the list of issues of settlements' local importance (with the exception of cases when the transfer is economically justified and more effectively performed at the district level)
Key words: delegation; state authority; bodies of local self-government; political issue; devolution of authority; levels of management; Transbaikal Region; local issues; funding; subventions; budget; Russian Federation
ведение. В современной системе государственного, регионального и муниципального управления для ее модернизации широко применяются технологии делегирования полномочий между ее различными уровнями, которые исследовались как отечественными законодателями [9], так и зарубежными [11; 12]. Данные технологии являются инновационными, однако следует отметить их политико-правовое разнообразие, зависимость от федерального бюджета. Экономические аспекты делегирования полномочий исследовались С. В. Бейдиным, А. Н. Кухарским [2], А. Ф. Шайхутдиновым [10]. Управленческие характеристики даны В. И. Кноррингом [6]. Осуществление органами местного самоуправления полученных государственных полномочий актуально как для городских округов, так и для муниципальных районов, городских и сельских поселений. Объем передаваемых полномочий — это процесс постоянного поиска новых форм взаимодействия и управления, что особенно важно для Забайкальского края [1], где существуют следующие проблемы:
- анализ целостных систем делегирования полномочий;
- группы государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления;
- правила передачи государственных полномочий;
- практика регулирования наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере регистрации актов гражданского состояния, лицензирования продажи алкогольной продукции, социальной поддержки населения и т.д.;
- проблемы масштабной передачи полномочий по решению вопросов местного
значения с поселенческого уровня на уровень муниципальных районов без финансовой поддержки.
Современное состояние местного самоуправления в Забайкальском крае характеризуется:
- отсутствием стратегии и приоритетов развития, соответствующих региону;
- низким уровнем бюджетной обеспеченности;
- недостаточной предприниматель -ской активностью;
- нехваткой квалифицированных кадров.
Задача статьи — показать возможности роста муниципальных образований Забайкальского края при решении проблем распределения государственных полномочий между региональным и муниципальным уровнями управления.
Методология и методика исследования. Достижимость заявленного результата обусловила следующие методы:
- прогнозный;
- планирование;
- сравнительный метод по мониторингу передачи полномочий и решения вопросов местного значения в районах Забайкальского края;
- ранжирования;
- инновационные методы развития муниципального образования (развитие внутригородских кооперативных связей, аутсорсинга, активизация инвестирования);
- системный метод (обновление муниципалитетов ).
Предлагаемые подходы для достижения цели работы, практика осуществления передачи соответствующих полномочий свидетельствуют о несовершенстве законодательства, необработанности механизмов отбора государственных полномочий и их
передачи муниципалитетам, что приводит к ряду проблем и противоречий в этой политической сфере. Вопрос наделения государственными полномочиями органов местного самоуправления является самым проблемным в муниципальной реформе [3]. При реализации большого количества делегированных или переданных государственных полномочий муниципальная власть не в состоянии обеспечить качество и эффективность в реализации собственных вопросов местного значения. В мировой практике существуют два основных способа предоставления полномочий органам местного самоуправления. Во-первых, это принцип «позитивного регулирования», который закрепляет за муниципальными органами право осуществлять лишь те полномочия, которые указаны в законе. Во-вторых, противоположный принцип «негативного регулирования», который позволяет местным органам осуществлять все полномочия, прямо не запрещенные законом и не относящиеся к компетенции иных органов.
Результаты исследования и область их применения. В современной системе государственного и муниципального управления России широко применяются технологии делегирования полномочий между ее различными уровнями.
В настоящее время созданы следующие целостные системы делегирования полномочий:
- система передачи государственных полномочий Российской Федерацией на уровень субъектов РФ и муниципальных образований;
- система передачи государственных полномочий субъекта РФ на уровень муниципальных образований.
Государственные полномочия, передаваемые муниципальным образованиям, — часть государственных (т.е. находящихся в ведении Российской Федерации и субъектов РФ) прав и обязанностей, которыми в соответствии с п. 2 ст. 132 Конституции РФ наделяются органы местного самоуправления сверх полномочий, обеспечивающих решение вопросов местного значения.
Выполнение муниципальными образованиями отдельных государственных полномочий является отражением взаимодействия государственных органов с органами местного самоуправления. Подобное взаимодействие важно и государственным, и муниципальным органам, т.к. позволяет, с одной стороны, с наибольшей эффективностью решать вопросы лучшего обслуживания населения, а с другой — демократизирует процесс осуществления государственных функций.
Передача государственных полномочий органам местного самоуправления осуществляется только в отношении некоторых государственных полномочий, а потому имеет свои пределы, ограниченные той ролью, которую могут играть органы местного самоуправления в эффективном выполнении этих полномочий.
По своему содержанию государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления, подразделяются на следующие группы: полномочия, связанные с реализацией государственных социальных стандартов в сфере образования, медицинского обслуживания, получения бесплатной медицинской помощи и т.п.; полномочия, обусловленные государственной регистрацией вновь организуемых и преобразуемых предприятий, общественных объединений и т.п.; лицензированием отдельных видов деятельности; осуществлением нотариальных действий и т.д.; полномочия в области осуществления государственного контроля и учета использования земли и других природных ресурсов, а также охраны окружающей среды; полномочия по участию муниципальных образований в организации гражданской обороны и деятельности местных органов Министерства обороны РФ (деятельность военных комиссариатов, учетно-призывная работа, военно-мобилизационные мероприятия и др.); полномочия по участию в государственном контроле за соблюдением законодательства на подведомственной территории; некоторые другие полномочия [8].
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными пол-
номочиями может осуществляться либо применительно ко всей системе органов местного самоуправления, либо только по отношению к конкретным муниципальным образованиям. Но в обоих случаях передача государственных полномочий органам местного самоуправления должна проводиться лишь при обязательном соблюдении трех условий:
1) передача государственных полномочий оформляется законодательным актом, принимаемым либо Федеральным Собранием РФ, либо соответствующим представительным органом государственной власти субъекта РФ;
2) любой акт передачи органам местного самоуправления государственных полномочий должен сопровождаться также и передачей материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления этих полномочий, для чего вопрос о финансовом обеспечении должен решаться одновременно с принятием законодательного акта о передаче полномочий;
3) переданные полномочия должны оставаться подконтрольными государству, однако при осуществлении государственного контроля должно соблюдаться требование, содержащееся в Европейской хартии о местном самоуправлении, состоящее в том, что вмешательство контролирующего органа в деятельность муниципального образования должно быть соразмерным значимости интересов, которые призвано защищать это вмешательство.
Функционирование данных систем обеспечено наличием соответствующего законодательства и подзаконных актов, выделением специального финансирования в форме субвенций из федерального и региональных фондов компенсаций, формированием и развитием необходимой организационной структуры с надлежащим материальным и кадровым обеспечением [7].
Основными проблемами при наделении государственными полномочиями органов местного самоуправления являются отсутствие ограничений для передачи государственных полномочий по объёму и (или) содержанию, недостаточная гаран-
тированность материально-финансового сопровождения переданных полномочий, субделегирование органам местного самоуправления делегированных Российской Федерацией субъектам РФ федеральных полномочий. В итоге остается нерешенной основная проблема, на устранение которой была направлена муниципальная реформа (с 1 января 2006 г. вступил в силу новый закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-Ф3, посл. ред. от 6 октября 2003 г.). Основной целью Федерального закона является устранение неопределённостей в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и органами местного самоуправления. Именно с этой целью вводится единая структура территориальной организации местного самоуправления. Полномочия Российской Федерации и субъектов федерации в сфере регулирования местного самоуправления устанавливаются на основе иных принципов, чем это осуществлено в предыдущей редакции федерального закона, а также более подробно регулируется деятельность органов местного самоуправления) — неразграниченность полномочий и ответственности между уровнями власти. В итоге органы местного самоуправления оказываются целиком зависимыми от органов государственной власти субъектов федерации.
Анализ норм законодательства по вопросу о перечне государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, показывает, что в этой сфере отсутствуют единые, чёткие правовые подходы [4]. Общие принципы и критерии оценки допустимости передачи государственных полномочий от органов субъектов РФ на местный уровень не проработаны и не зафиксированы должным образом. Представляется, что большинство существующих проблем в данной сфере можно разрешить путём принятия единого федерального закона о компетенции местного самоуправления. Необходимо упорядочить практику наделения органов местного самоуправления отдельными государствен-
ными полномочиями, существенно ограничить их перечень, особенно в отношении полномочий, передаваемых органами государственной власти субъектов федерации. Особое внимание следует уделить детализации механизмов бюджетного регулирования, критериев предоставления местным бюджетам финансовых ресурсов из вышестоящих бюджетов при делегировании отдельных государственных полномочий. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов [5]. Вместе с тем органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
Процесс реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий можно разделить на четыре этапа:
1) наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с одновременной передачей необходимых для их реализации государственных материальных и финансовых средств;
2) осуществление органами местного самоуправления полученных государственных полномочий;
3) государственный контроль за исполнением органами местного самоуправления переданных государственных полномочий;
4) прекращение исполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
Органы местного самоуправления осуществляют переданные им отдельные государственные полномочия самостоятельно в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ. Порядок осуществления переданных государственных полномочий должен устанавливаться нормативным актом представительного органа муниципального образования.
Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Если полномочие передано федеральным законом — его финансирование будет осуществлено за счет субвенций из федерального бюджета, если законом субъекта РФ — за счет субвенций из бюджета субъекта. Порядок предоставления таких субвенций установлен ст. 63 Закона о местном самоуправлении 2003 г., а также бюджетного кодекса. В соответствии с ч. 3 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства муниципального образования, возникшие в результате принятия нормативных правовых актов органов местного самоуправления при осуществлении указанными органами отдельных государственных полномочий в соответствии с федеральными законами (законами субъекта РФ), исполняются за счет субвенций из регионального фонда компенсаций.
Поскольку передача отдельных государственных полномочий должна в обязательном порядке сопровождаться выделением бюджетных средств, вступление в силу соответствующих положений возможно только с началом нового финансового года. Нормы о введении их в действие должны содержаться соответственно в федеральном законе о федеральном бюджете или в законе субъекта РФ о бюджете субъекта РФ при условии, если федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год или законом субъекта РФ о бюджете субъекта РФ на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий. Если такие субвенции из бюджета не выделяются, то закон о передаче полномочий не может быть введен в силу и НС должен исполняться.
Органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмо-
тренных уставом муниципального образования.
Материальные ресурсы, необходимые для осуществления отдельных государственных полномочий, которыми наделены органы местного самоуправления, передаются для использования по целевому назначению. При этом они могут передаваться в муниципальную собственность, хозяйственное ведение или оперативное управление органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления вправе в соответствии с законом, которым они наделены отдельными государственными полномочиями, создавать муниципальные предприятия и учреждения для осуществления указанных полномочий и передавать им материальные ресурсы, предназначенные для осуществления соответствующих полномочий, в хозяйственное ведение, оперативное управление или пользование. На практике передача материальных ресурсов осуществляется, как правило, на основании договора, заключаемого после вступления в силу закона о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями исполнительным органом власти субъекта РФ с соответствующими органами местного самоуправления.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о местном самоуправлении 2003 г. признанное в судебном порядке несоответствие федеральных законов, законов субъектов РФ, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, предусматривающих наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, требованиям, предусмотренным ст. 19 Закона о местном самоуправлении 2003 г., является основанием для отказа от исполнения указанных полномочий.
Выводы. Органам местного самоуправления могут передаваться полномочия как федеральных органов государственной власти, так и органов государственной власти субъектов РФ.
На практике субъекты РФ чаще всего передают органам местного самоуправления полномочия в сфере государственной
регистрации актов гражданского состояния; лицензирования розничной продажи алкогольной продукции; лицензирования деятельности по заготовке, переработке и реализации лома цветных и черных металлов; социальной поддержки населения, опеки и попечительства; формирования и организации деятельности административных комиссий, а также комиссий по делам несовершеннолетних на территориях субъектов РФ и т.д. [7].
Процесс реализации органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий можно разделить на следующие этапы:
— наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с одновременной передачей необходимых для их реализации государственных материальных и финансовых средств;
— осуществление органами местного самоуправления полученных государственных полномочий;
— государственный контроль за исполнением органами местного самоуправления переданных государственных полномочий;
— прекращение исполнения органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий.
Органы местного самоуправления вправе в соответствии с законом создавать муниципальные предприятия и учреждения для осуществления указанных полномочий и передавать им материальные ресурсы, предназначенные для осуществления соответствующих полномочий, в хозяйственное ведение, оперативное управление или пользование.
Передача материальных ресурсов осуществляется на основании договора, заключаемого после вступления в силу закона о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями исполнительным органом власти субъекта РФ с соответствующими органами местного самоуправления.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о местном самоуправлении 2003 г. признанное в судебном порядке несоответствие фе-
деральных законов, законов субъектов РФ, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, предусматривающих наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полно-
мочиями, требованиям, предусмотренным ст. 19 Закона о местном самоуправлении 2003 г., является основанием для отказа от исполнения указанных полномочий.
Список литературы_
1. Бартош А. А., Брезгин В. С. Доклад о состоянии местного самоуправления Забайкальского края [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.journal-discussion.ru/publication.php?id=1802 (дата обращения: 25.12.2017).
2. Бейдин С. В., Кухарский А. Н. Антикризисное управление в социально-экономической сфере с учетом антироссийских санкций // Вестник Забайкал. гос. ун-та. 2016. Т. 22, № 10. С. 55—60.
3. Зубаревич Н. О дефектах реформы и вреде фискальныгх приоритетов [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/opinion/-articles/2017/06/28/699631-chto (дата обращения: 26.12.2017).
4. Карчевская С. В. Вопросы, связанные с реализацией межмуниципальных соглашений по передаче части отдельных полномочий между муниципальным районом и поселениями [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.bujet.ru/artide/54344.php (дата обращения: 27.12.2017).
5. Кеня И. А. Практика регулирования вопросов наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями // Муниципальная служба: правовые вопросы. 2009. № 4. С. 14—16.
6. Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.lib.sale/teoriya-upravleniya-besplatno/printsip-delegirovaniyapoLnomo-chiy.html (дата обращения 03.12.2017).
7. Наумов С. Ю., Сергушко С. В., Подсумкова А. А. Теория государственного и муниципального управления. М.: Форум, 2011. 360 с.
8. Савранская О. Л. Проведение исследования по изучению вопросов, связанных с выбором наиболее адекватного способа осуществления органами местного самоуправления своих функций по организации предоставления услуг гражданам, в том числе межмуниципального сотрудничества и муниципального заказа [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.federalism.ru/docs/rt_09.06_sav.doc (дата обращения: 17.12.2017).
9. Устюжанинова Е. А. Модели делегирования полномочий: опыт Великобритании / / Сравнительное правоведение. 2015. № 9. С. 100-103.
10. Шайхутдинов А. Ф. Проблемы финансового обеспечения органов местного самоуправления при реализации отдельныгх государственный полномочий в России [Электронный ресурс] // Молодой ученый. 2017. № 3. С. 481-483. Режим доступа: https://www.moluch.ru/archive/137/38293/ (дата обращения: 23.12.2017).
11. Montesquieu C. The Spirit of the Laws. Chapter 6. Of the Constitution of England [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.etext.Hb.virgima.edu/etcbm/to...pubHc-&part=137&division=div2 (дата обращения: 10.11.2017).
12. R Anderson v Secretary of State for the Home Department. UKHL 46 // Judicial Review Handbook. Ltd. Oxford; Portland, Hart Publishing, 2008. P. 71.
References_
1. Bartosh A. А., Brezgin V. S. Doklad o sostoyanii mestnogo samoupravleniya Zabaykalskogo kraya (Report on the state of local self-government of the Transbaikal Region). Available at: http://www.journal-discussion.ru/publication.php?id=1802 (Date of access: 25.12.2017).
2. Beydin S. V., Kukharsky A. N. Vestnik Zabaykal. gos. un-ta (Transbaikal State University Journal), 2016, vol. 22, no. 10, pp. 55-60.
3. Zubarevich N. O defektah reformy i vrede fiskalnyh prioritetov (On the defects of reform and harm of fiscal priorities). Available at: http://www.vedomosti.ru/opinion/-articles/2017/06/28/699631-chto (Date of access: 26.12.2017).
4. Karchevskaya S. V. Voprosy, svyazannye s realizatsiey mezhmunitsipalnyh soglasheniy po peredache chasti otdelnyh polnomochiy mezhdu munitsipalnym rayonom i poseleniyami (Issues related to the
implementation of inter municipal agreements on the transfer of certain powers between the municipal district and settlements). Available at: http://www.bujet.ru/article/54344.php (Date of access: 27.12.2017).
5. Kenya I. A. Munitsipalnaya sluzhba: pravovye voprosy (Municipal service: legal issues), 2009, no. 4, pp. 14-16.
6. Knorring V. I. Teoriya, praktika i iskusstvo upravleniya (Theory, practice and art of management). Available at: http://www.lib.sale/teoriya-upravleniya-besplatno/printsip-delegirovaniyapolnomo-chiy.html (Date of access: 03.12.17).
7. Naumov S. Yu., Sergushko S. V., Podsumkova A. A. Teoriya gosudarstvennogo i munitsipalnogo upravleniya (Theory of state and municipal government). Moscow: Forum, 2011. 360 p.
8. Savranskaya O. L. Provedenie issledovaniya po izucheniyu voprosov svyazannyh svyborom naibolee adekvatnogo sposoba osushchestvleniya organami mestnogo samoupravleniya svoih funktsiy po organizatsii predostavleniya uslug grazhdanam v tom chisle mezhmunitsipalnogo sotrudnichestva i munitsipalnogo zakaza (Conducting a study on the issues related to the selection of the most appropriate way of exercising by local governments, their functions to organize provision of services to citizens, including inter-municipal cooperation and municipal order). Available at: http://www.federalism.ru/docs/rt_09.06_sav.doc (Date of access: 17.12.2017).
9. Ustyuzhaninova E. A. Sravnitelnoepravovedenie (Comparative jurisprudence). 2015, no. 9, pp. 100-103.
10. Shaikhutdinov A. F. Molodoy-ucheny (Young scientist), 2017, no. 3, pp. 481-483. Available at: http://www.moluch.ru/archive/137/38293 (Date of access: 23.12.2017).
11. Montesquieu C. The Spirit of the Laws. Chapter 6. Of the Constitution of England (The Spirit of the Laws. Chapter 6. Of the Constitution of England). Available at: http://www.etext.lib.virginia.edu/etcbin/to... public-&part=137&division=div2 (Date of access: 10.11.2017).
12. Judicial Review Handbook (Judicial Review Handbook). Oxford; Portland: Hart Publishing Ltd, 2008. P. 71.
Коротко об авторах_
Бейдина Татьяна Евгеньевна, д-р полит. наук, профессор, зав. кафедрой «Государственное, муниципальное управление и политика», Забайкальский государственный университет, г. Чита, Россия. Область научных интересов: политические науки, государственное управление. beydina@inbox.ru
Буянов Валерий Павлович, исполнительный директор ассоциации «Совет муниципальных образований Забайкальского края», г. Чита, Россия. Область научных интересов: политические науки, местное самоуправление asmo_zk@mail.ru
Коваленко Павел Иванович, председатель совета ассоциации «Совет муниципальных образований Забайкальского края», г. Чита, Россия. Область научных интересов: политические науки, местное самоуправление asmo_zk@mail.ru
Briefly about the authors_
Tatyana Beydina, doctor of political sciences, professor, head of State, Municipal Administration and Politics department, Transbaikal State University, Chita, Russia. Sphere of scientific interests: political science, public administration
Valery Buyanov, executive director, Association of the Council of Municipalities of the Transbaikal Region, Chita, Russia. Sphere of scientific interests: political science, local government
Pavel Kovalenko, chairman of the council association, Council of Municipal Entities association, Chita, Transbaikal Region, Russia. Sphere of scientific interests: political science, local government
Образец цитирования
Бейдина Т. Е., Буянов В. П., Коваленко П. И. Делегирование государственных полномочий органам местного самоуправления как теоретическая и политическая проблема // Вестн. Забайкал. гос. ун-та. 2018. Т. 24. № 2. С. 39-46. DOI: 10.21209/2227-9245-2018-24-2-39-46.
Beidina T., Buyanov V., Kovalenko P. Delegation of state powers to local governments as a theoretical and political problem // Transbaikal State University Journal, 2018, vol. 24, no. 2, pp. 39-46. DOI: 10.21209/22279245-2018-24-2-39-46.
Статья поступила в редакцию: 05.02.2018 г. Статья принята к публикации: 15.02.2018 г.