Научная статья на тему 'Эффективность государственной поддержки инновационного малого предпринимательства в Тюменской области: по результатам опроса предпринимателей и экспертов'

Эффективность государственной поддержки инновационного малого предпринимательства в Тюменской области: по результатам опроса предпринимателей и экспертов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
365
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / INNOVATION SMALL BUSINESS / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ / GOVERNMENT ASSISTANCE / GOVERNMENT ASSISTANCE EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Устинова Оксана Вячеславовна, Ракша Игорь Рафаэльевич

Внедрение инновационной деятельности во все сферы общественной жизни не могло не затронуть и малый бизнес, выдвинув на первый план вопросы государственной поддержки малых предприятий, осуществляющих деятельность в сфере инноваций. В статье анализируются проблемы функционирования и развития инновационного малого предпринимательства. По результатам опроса предпринимателей и экспертов, даётся оценка эффективности государственной поддержки инновационного малого предпринимательства в Тюменском регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Устинова Оксана Вячеславовна, Ракша Игорь Рафаэльевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GOVERNMENT ASSISTANCE EFFICIENCY FOR INNOVATION SMALL BUSINESSESES IN TYUMEN REGION: AFTER ENTREPRENEURS AND EXPERTS'' OPINION POLLING

Innovation techniques being introduced into all spheres of social life have affected small business as well. Government assistance to small businesses operating in innovation sectors has been pushed into the foreground. The paper analyzes functioning and developing challenges for innovation small businesses. An assessment has been made on government assistance efficiency for innovation small businesses in Tyumen Region resulting from entrepreneurs and experts' polling.

Текст научной работы на тему «Эффективность государственной поддержки инновационного малого предпринимательства в Тюменской области: по результатам опроса предпринимателей и экспертов»

YAK 303.425.2 ББК 65.012.2в7

О.В. УСТИНОВА, ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И.Р. РАКША ИННОВАЦИОННОГО МААОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В ТЮМЕНСКОЙ ОБААСТИ: ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОПРОСА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И ЭКСПЕРТОВ

0.V. USTINOVA, GOVERNMENT ASSISTANCE EFFICIENCY

1.R. RAKSHA FOR INNOVATION SMALL BUSINESSESES

IN TYUMEN REGION: AFTER ENTREPRENEURS AND EXPERTS' OPINION POLLING

Внедрение инновационной деятельности во все сферы общественной жизни не могло не затронуть и малый бизнес, выдвинув на первый план вопросы государственной поддержки малых предприятий, осуществляющих деятельность в сфере инноваций. В статье анализируются проблемы функционирования и развития инновационного малого предпринимательства. По результатам опроса предпринимателей и экспертов, даётся оценка эффективности государственной поддержки инновационного малого предпринимательства в Тюменском регионе.

Innovation techniques being introduced into all spheres of social life have affected small business as well. Government assistance to small businesses operating in innovation sectors has been pushed into the foreground. The paper analyzes functioning and developing challenges for innovation small businesses. An assessment has been made on government assistance efficiency for innovation small businesses in Tyumen Region resulting from entrepreneurs and experts' polling.

Ключевые слова: инновационное малое предпринимательство, государственная поддержка, эффективность государственной поддержки.

Key words: innovation small business, government assistance, government assistance efficiency.

В современных условиях актуализируется роль малого предпринимательства в обеспечении социально-экономического развития Российской Федерации. Важность государственного регулирования инновационных процессов вызвана их возрастающим значением для экономики и общества в целом. Под влиянием инновационных процессов меняется структура экономики, увеличивается доля наукоёмкого производства, ускоряются процессы реструктуризации производственных и социальных отраслей. Инновационный потенциал, наконец, является важнейшим условием безопасности государства.

Особая роль в инновационном развитии страны отводится малому предпринимательству, обладающему рядом преимуществ по сравнению с крупным и средним бизнесом, а именно, способностью гибко и оперативно реагировать на изменения конъюнктуры рынка, быстрым ресурсооборотом, высокой динамикой роста и т. д.

В настоящее время обозначились позитивные тенденции в развитии российского инновационного малого предпринимательства и использовании его потенциала в промышленности и науке. Вместе с тем, существует множество проблем развития этого сектора: несовершенство нормативно-правовой базы; отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов и материально-ресурсного обеспечения; несовершенство системы налогообложения и государственной системы поддержки; административные барьеры и другие. Учитывая относительно продолжительную статичность обозначен-

ных проблем, необходимо признать действия государства в этой сфере не достаточно эффективными, пересмотреть концепцию государственной политики в отношении инновационного малого бизнеса, переориентировать её на достижение целей социально-экономического развития страны путём эффективного использования возможностей инновационного малого предпринимательства. Это, в свою очередь, возможно при условии создания эффективной системы государственной поддержки инновационного малого предпринимательства.

На важность обозначенной проблемы указал Президент Российской Федерации в Бюджетном послании, подчеркнув, что «многие элементы государственной политики пока не в полной мере настроены на стимулирование инновационного развития страны. Не завершено формирование условий для модернизации экономики и изменения модели экономического роста» [1].

Согласно Федеральному закону №209-ФЗ поддержка субъектов малого предпринимательства представляет собой «деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства» [2].

Целями государственной поддержки выступают «оказание содействия субъектам малого предпринимательства в продвижении производимых ими товаров, оказываемых услуг на российский рынок и рынки иностранных государств» [3, с. 13]; «создание политических, правовых и экономических условий для свободного развития малого предпринимательства» [4, с. 38]; «повышение социальной эффективности деятельности малых предприятий - рост численности занятых в секторе малого предпринимательства, средних доходов и уровня социальной защищённости работников малых предприятий и, как следствие, повышение темпов развития малого предпринимательства, увеличение доли малого предпринимательства в формировании всех составляющих внутреннего валового продукта страны, расширение сфер деятельности малых предприятий» [5, с. 86].

«Инновационная составляющая» накладывает свою специфику на взаимодействие малых предприятий с органами власти, а также на государственную поддержку их деятельности. Под государственной поддержкой инновационного малого предпринимательства авторы понимают целенаправленное, комплексное, непрерывное воздействие органов государственной власти и местного самоуправления, ориентированное на формирование политико-правовых, организационных, финансово-кредитных, социально-экономических условий для свободного развития инновационного бизнеса, стимулирование инновационной активности граждан, разрешение проблем, присущих сфере инновационного малого предпринимательства, способствующее, в конечном итоге реализации основных социальных потребностей и целей общества.

Для всестороннего анализа проблем развития инновационного малого предпринимательства в Тюменской области, а также оценки эффективности его государственной поддержки, в 2011 году авторами проведён анкетный опрос собственников и руководителей малых предприятий юга области (484 человека), а также экспертный опрос государственных и муниципальных служащих, депутатов законодательных органов власти региона и местного самоуправления (200 человек).

В Тюменской области насчитывается незначительное количество малых инновационных предприятий. Вместе с тем, Тюменская область - стратегически важный и инвестиционно привлекательный регион России, отли-

чающийся политической и социально-экономической стабильностью и занимающий лидирующее место по объёмам выпуска промышленной продукции, инвестиций в основной капитал. Таким образом, в регионе имеются все необходимые предпосылки для активного развития инновационного малого предпринимательства. Выбор в качестве респондентов собственников и руководителей малых предприятий обусловлен тем, что на сегодняшний день, многие из действующих малых предприятий Тюменской области могли бы перейти в разряд «инновационных», так как являются потенциальными участниками инновационного процесса.

Состав экспертов распределился следующим образом: 50,0% - муниципальные служащие, 27,5% - служащие органов исполнительной власти Тюменской области и 22,5% - представители депутатского корпуса.

Несмотря на единогласное признание собственниками и руководителями малых предприятий необходимости государственной поддержки малого бизнеса, подавляющее большинство респондентов за ней ни разу не обращалось (64,5%) (рис. 1).

Рис. 1. Опыт обращений респондентов за государственной поддержкой, %

Согласно результатам опроса собственников и руководители малых предприятий основными проблемами государственной поддержки инновационного малого предпринимательства в Тюменском регионе являются следующие (рис. 2).

Рис. 2. Причины, снижающие эффективность государственной поддержки инновационного малого предпринимательства в Тюменском регионе, %

Большинство экспертов считают, что органы государственной власти не заинтересованы в развитии инновационного малого бизнеса или заинтересованы менее чем нужно (табл. 1). Незаинтересованность муниципальных властей отметило большее количество экспертов, чем незаинтересованность органов региональной и федеральной власти. Авторы объясняют это тем, что органы местного самоуправления обладают ограниченными бюджетами, предназначенными для финансирования направлений, оказывающих значительное влияние на жизнедеятельность муниципального образования. Инновационное развитие рассматривается муниципальными властями как, своего рода, «роскошь», не позволительная в условиях большого числа «насущных» проблем местного значения.

Таблица 1

Заинтересованность органов власти в развитии инновационного малого предпринимательства, по мнению экспертов, %

Варианты ответа Федеральные власти Региональные власти Муниципальные власти

Затрудняюсь ответить 16,4 18,9 18,5

Вообще не заинтересованы 15,3 16,4 21,4

Заинтересованы менее, чем нужно 47,2 46,8 43,6

Да, заинтересованы 21,1 18,7 17,3

Позитивным моментом стало практически единогласное признание экспертами необходимости оказания государственной поддержки инновационному малому предпринимательству. Так, 91% экспертов высказались за необходимость оказания государством поддержки малому бизнесу. Противников таких начинаний насчитывается в среднем не более 3%, ещё 6% - не определились со своей точкой зрения.

Обращает на себя внимание и то, что среди депутатов в данном вопросе наблюдается исключительное единогласие, тогда как 13% муниципальных служащих прямо или косвенно не одобряют возможности оказания поддержки предпринимательству. По мнению авторов, такая позиция представителей исполнительной власти может быть продиктована ограниченными возможностями муниципальных образований, а ответ на данный вопрос отражает, скорее, баланс между необходимостью и возможностью поддерживать бизнес за счёт местного бюджета (рис. 3).

Рис. 3. Ответы экспертов о необходимости оказания государственной поддержки инновационным малым предприятиям, %

Необходимость поддержки инновационного малого предпринимательства в регионе, отмеченная экспертами, нашла отражение и в отмеченных ими приоритетных формах поддержки. Так, наиболее востребованной они называют помощь в решении организационных вопросов, организацию выставок и ярмарок, обеспечение безопасности бизнеса и улучшение имиджа предпринимателей (рис. 4).

низкий уровень доступности субъектов инновационного малого предпринимательства к государственному и местному заказам

отсутствие нормативно-правовых основ государственного регулирования инновационного малого предпринимательства

несовершенство системы налогообложения

неэффективность финансово-кредитных механизмов господдержки инновационного малого предпринимательства

низкий уровень информированности предпринимателей о программах господдержки

ограниченность доступа господдержки для предпринимателей

организационная неподготовленность объектов инфраструктуры господдержки

О 10 20 30 40 50 60 70 80 00 10

Рис. 4. Востребованные (нижняя ось) и эффективные (верхняя ось) формы поддержки малого предпринимательства, по мнению экспертов (по количеству упоминаний), %

Наименее востребованными, по мнению экспертов, являются доступ к финансовым ресурсам, помощь в поиске инвестора, создание и обеспечение бесперебойной работы поддерживающей инновационной инфраструктуры.

Собственники и руководители малых предприятий, наоборот, к наиболее востребованным формам государственной поддержки отнесли финансовую (рис. 5).

100% 80% 60% 40% 20% 0%

I .

Г

НШ

□ компенсация расходов

□ компенсация процентов

■ льготные займы

□ субсидии

■ гранты

Рис. 5. Распределение ответов собственников и руководителей малых предприятий на вопрос о наиболее предпочтительной форме финансовой поддержки, %

Таким образом, очевидно, что региональные и муниципальные чиновники, а также депутаты находятся в значительном отрыве от реального положения дел в сфере малого предпринимательства. На это указывает выявленная в ходе опросов тенденция, когда предлагаемые формы государственной поддержки многими предпринимателями не востребованы, а востребованные - недоступны.

В оценке экспертами и предпринимателями эффективности государственной поддержки инновационного малого предпринимательства также существенные расхождения. Как «высокую» эффективность оценили 17,9% представителей органов власти и лишь 3,1% предпринимателей. Чуть меньше половины экспертов оценили эффективность как среднюю (46,3%); среди предпринимателей - 24,2%. Примечательно, что эксперты, отвечая на вопрос об эффективности государственной поддержки, не использовали такие оценки, как «очень высокая» и «практически нулевая». По мнению авторов, это связано с тем, что представители власти, чувствуя ответственность за эффективность реализуемой поддержки, не желают давать критических оценок, ссылаясь на усреднённые показатели (рис. 6).

50 40 30 20 10 0

эффективность эффективность эффективность эффективность эффективность затрудняюсь практически низкая средняя высокая очень высокая ответить

нулевая

□ оценка предпринимателей Иоценка экспертов

Рис. 6. Соотнесение оценок эффективности государственной поддержки инновационного малого предпринимательства, сделанных экспертами и предпринимателями, %

Полученные в ходе опросов данные являются убедительным доказательством необходимости «стыковки» точек зрения предпринимателей и органов власти, реализующих государственную поддержку инновационного малого предпринимательства. При этом декларируемая готовность власти оказывать государственную поддержку инновационному малому предпринимательству является, по мнению авторов, ответом на социальный заказ, поступающий от бизнесменов.

Таким образом, результаты опроса собственников и руководителей малых предприятий, а также экспертов, позволяют сделать вывод о том, что между государством и инновационным малым предпринимательством существует достаточно большой «разрыв». Этот разрыв проявляется, прежде всего, в слабой заинтересованности органов власти в развитии инновационного малого бизнеса, незнании проблем предпринимателей, отсутствии практической реализации декларируемых направлений государственной поддержки инновационного малого предпринимательства.

Литература

1. Бюджетное послание Президента РФ «О бюджетной политике в 20122014 гг.» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://президент.рф/но-вости/11779.

46,3

я

27,5

20,8 17,9

0 3/1 1-й 0 0

т—-—I—-—I—-—I—--г

2. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: федеральный Закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2007. - Июль - № 31.

3. Блюммер, К. Система поддержки малого и среднего бизнеса в Германии [Текст] / К. Блюммер // Проблемы теории и практики управления. - 2002. -№ 2. - С. 13-27.

4. Исследование эффективности системы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации: состояние, направления развития [Текст] / В.В. Буева [и др.]. - М. : Кузнецкий мост, 2004. - 278 с.

5. Муртазин, Р.Ф. Повышение эффективности государственной поддержки малого предпринимательства на основе совершенствования кредитных механизмов (на материалах Ставропольского края) [Текст] : дис. ... канд. экон. наук / Р.Ф. Муртазин. - Ставрополь, 2006. - 155 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.