УДК 336.1.07_
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМИ ФИНАНСАМИ «ЭЛЕКТРОННЫЙ БЮДЖЕТ» В УСЛОВИЯХ СЛОЖНОЙ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ
ОБСТАНОВКИ В РОССИИ
Шибанова Анна Анатольевна
старший преподаватель, Московская академия Следственного комитета России, РФ, г. Москва, e-mail: [email protected]
Реферат: в данной статье автор рассматривает создание, развитие и внедрение в работу государственных и муниципальных учреждений государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет». Оценивает эффективность применения данной автоматизированной системы в Российской Федерации.
Ключевые слова: общественные финансы; электронный бюджет; пандемия коронавирусной инфекции; государственные закупки; эффективность; бюджет; информационные системы.
UDC 336.1.07
EFFECTIVENESS OF THE STATE INTEGRATED INFORMATION SYSTEM FOR PUBLIC FINANCE MANAGEMENT «ELECTRONIC BUDGET» IN THE CONTEXT OF A DIFFICULT EPIDEMIOLOGICAL
SITUATION IN RUSSIA
Shibanova Anna
senior teacher, The Moscow Academy of The Investigative Committee of the Russian Federation, Russia, Moscow, e-mail: [email protected]
Abstract: in this article, the author considers the creation, development and implementation of the state-owned and municipal institutions of the state integrated public finance information management system "Electronic budget". Estimates the effectiveness of the use of this automated system in the Russian Federation.
Keywords: public finance; electronic budget; coronavirus pandemic; public procurement; efficiency; budget; information systems
Современные условия требуют быстрого освоения различных электронных ресурсов, нацеленных на повышение эффективности работы бюджетной системы России.
Пандемия коронавирусной инфекции COVID-19, вызванная коронавирусом SARS-CoV-2, в настоящий момент представляет собой явную угрозу человеческому обществу и затрагивает все сферы деятельности, в том числе в значительной степени бюджет страны. Государственные медицинские и другие учреждения, органы власти, правоохранительные органы в нынешних условиях должны, с одной стороны, обеспечить выполне-
ние возложенных на них задач, а с другой стороны - перевести на удаленный режим работы максимально возможное количество сотрудников. Именно сейчас предоставляется возможность в полной мере оценить эффективность государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» (далее - ГИИС «Электронный бюджет»).
Финансисты, бухгалтера, контрактные управляющие и экономисты государственных учреждений и ведомств обеспечивают закупку необходимых товаров, работ и услуг,
для чего необходимо оформить соответствующие документы и направить их в банк. Автоматизированные системы учета «Парус», «1С», система удаленного документооборота с органами Федерального казначейства «СУФД», ГИИС «Электронный бюджет», единая информационная система в сфере государственных закупок позволяют осуществлять финансовые операции удаленно всем ведомствам и учреждениям страны в отлаженном режиме.
Государственной программой Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.10.2010 № 1815-р, было предусмотрено развитие экономики и финансовой сферы на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий, а также предоставление гражданам возможности доступа к информации о деятельности организаций сектора государственного управления и в целом публично-правовых образований [1].
С 2011 года функционирует официальный сайт Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о заказах на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (www.zakupki.gov.ru), обеспечивший интеграцию различных информационных ресурсов, прозрачность деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по размещению заказов, а также доступность информации о государственных и муниципальных закупках для всех заинтересованных пользо -вателей.
Другим положительным примером является создание единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) (www. gosuslugi.ru), реализованного с применением технологии межведомственного электронного взаимодействия и обеспечивающего доступ граждан к государственным и муниципальным услугам вне зависимости от того, какие ведомства задействованы при их оказании.
Особое внимание уделено развитию межведомственных информационных ресурсов, которые вошли в основу создания системы «Электронный бюджет».
В мировой практике выделяются следующие 2 подхода к созданию и развитию ин-
формационных систем управления общественными финансами:
- построение информационных систем по принципу максимально возможной унификации и интеграции функциональных областей управления (централизованный подход);
- использование локальных систем (децентрализованный подход).
Первый подход распространен среди большинства стран, в которых уже функционируют информационные системы управления государственными финансами (Австрия, Австралия, Канада, США, Франция и Бразилия).
Второй подход лежит в основе информационной системы Великобритании.
К преимуществам построения информационных систем по принципу максимально возможной интеграции и унификации функциональных областей управления относятся:
- использование единых требований к управлению государственными финансами;
- развитие межведомственного взаимодействия;
- оптимизация расходов на информационную, телекоммуникационную и транспортную инфраструктуру, энергетические и иные ресурсы.
При этом данные системы менее адаптивны к внешним изменениям и запросам пользователей, требуют значительных затрат на обеспечение надежности функционирования и сохранности информационных ресурсов, а также соблюдения формальных процедур их применения.
Использование преимущественно локальных систем (второго типа) позволяет реализовать более гибкий подход к управлению финансами и возможность поэтапного развития существующей инфраструктуры, но не обеспечивает доступ к информации в режиме реального времени, требует значительных затрат на приобретение, сопровождение, доработку и модернизацию программного обеспечения. Такие системы являются достаточно материалоемкими и приводят к низкой производительности труда работников, занятых учетной деятельностью.
При создании и развитии системы «Электронный бюджет» предполагалось сочетание централизованного и децентрализованного подходов, обеспечив централизацию информационных потоков, влияющих на пол-
ноту, достоверность и оперативность учета финансово-хозяйственной деятельности организаций сектора государственного управления и публично-правовых образований, с последующей интеграцией их с процессами, охватывающими всю деятельность публично-правовых образований.
В конце 2016 года Министерство Финансов обязало все государственные и муниципальные учреждения подключиться к порталу бюджетной системы Российской Федерации «Электронный бюджет».
В сентябре 2016 года первый заместитель министра финансов Татьяна Нестеренко заявила, что система ГИИС «Электроный бюджет» позволит безболезненно сократить до 600 тысяч бухгалтеров. Однако. по состоянию на апрель 2020 года необходимо отметить, что внедрение системы не сократило функции бухгалтеров, а значительно их расширило: необходимо вести в электронной форме бюджетную смету, формировать отчетность и т.д.
Порядок подключения учреждений, финансируемых из федерального бюджета, к системе «Электронный бюджет» регламентирован в Письме Минфина РФ № 21-0304/74624 от 13.12.2016.
Региональные и муниципальные органы исполнительной власти переходят на составление бюджетной сметы в системе «Электронный бюджет» с 2018 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2015 №658. На федеральном уровне нововведения действуют с 2017 года, на региональном и местном уровне вводятся с 1 января 2018 года [2]. С 2018 года для заказчиков федерального уровня контроль закупок в соответствии с ч. 5 ст. 99 Федерального закона № 44-ФЗ производится с использованием ГИИС «Электронный бюджет». Таким образом, появилась возможность осуществлять мониторинг отдельных бюджетных процедур, например, своевременность внесения изменений в бюджетную смету.
Основной целью создания и развития системы «Электронный бюджет» является обеспечение прозрачности, открытости и подотчетности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также повышение качества финансового менеджмента организаций сектора государственного управления за счет
формирования единого информационного пространства и применения информационных и телекоммуникационных технологий в сфере управления общественными финансами, что и было достигнуто.
Для достижения цели и решения поставленных задач функционирование системы «Электронный бюджет» основано на следующих принципах:
- открытость информационных систем и интеграция имеющихся и вновь создаваемых информационных ресурсов;
- интерактивный доступ к информационным системам всех зарегистрированных пользователей вне зависимости от их территориальной удаленности от центров хранения и обработки данных при условии регламентации прав доступа к ресурсам информационных систем;
- исключение дублирования процедур сбора и обработки информации при соблюдении правил однократного ввода информации и обеспечение ее обработки в режиме реального времени средствами самих информационных систем;
- обеспечение удобства работы пользователей путем постоянного улучшения эргономических характеристик информационных систем и предоставления широкого набора интерфейсов;
- обеспечение бесперебойности и надежности функционирования информационных систем с организацией многоуровневой защиты информации и информационных каналов.
В основе системы «Электронный бюджет» лежит создание и внедрение единой системы формуляров, используемых при формировании информации в электронном виде о деятельности организаций сектора государственного управления и публично-правовых образований в сфере управления общественными финансами [5].
Под системой формуляров понимается совокупность структурированных электронных документов, позволяющих отразить унифицированные операции, совершаемые организациями сектора государственного управления в процессе их финансово-хозяйственной деятельности.
Для обеспечения полноты и достоверности информации в системе соблюдены следующих требования:
- исключение дублирования процедур сбора информации путем однократности ее ввода;
- обязательное применение реестров и классификаторов при заполнении формуляров;
- полное и своевременное отражение в электронном виде всех совершаемых финансово-хозяйственных операций.
Применение реестров и классификаторов, ведение которых осуществляется уполномоченными органами государственной власти, и разработка (при необходимости) в установленном порядке новых реестров и классификаторов позволит унифицировать требования к переводу всей информации о финансово-хозяйственной деятельности организаций сектора государственного управления и публично-правовых образований в электронный вид.
Полнота и взаимосвязь данных, содержащихся в различных реестрах и классификаторах, а также однократность ввода исходных данных в единую систему формуляров обеспечит необходимую интеграцию информации.
Необходимым условием создания системы «Электронный бюджет» является переход на юридически значимый электронный документооборот. Каждому пользователю предоставляется интерактивный доступ к информационным ресурсам вне зависимости от его территориальной удаленности через систему «личных кабинетов». Достижение конфиденциальности в системе обеспечено через процедуру аутентификации и авторизации с регламентацией прав доступа пользователя к ресурсам информационных систем.
Основу системы «Электронный бюджет» составляют централизованные подсистемы ведения реестров, бюджетного планирования, управления доходами, управления долгом и финансовыми активами, управления денежными средствами, управления расходами, управления закупками, управления нефинансовыми активами, управления кадровыми ресурсами, учета и отчетности, финансового контроля, информационно-аналитического обеспечения. Комплекс данных подсистем обеспечивает взаимодействие и автоматизацию всей финансово-хозяйственной деятельности государственных учреждений и ведомств.
Единый портал бюджетной системы Российской Федерации состоит из закрытой и открытой частей. Открытая часть портала представляет собой публичный информационный ресурс, обеспечивающий свободный доступ к нормативной, статистической и аналитической информации в сфере управления общественными финансами. Источником сведений, размещаемых в открытой части портала, будет информация, хранение и обработка которой осуществляются в централизованных и сервисных подсистемах системы «Электронный бюджет». Закрытая часть портала состоит из «личных кабинетов», доступных пользователям, обладающих соответствующими полномочиями и сертификатами ключей электронной подписи, и является единой точкой доступа пользователей к функциям централизованных и сервисных подсистем системы «Электронный бюджет».
Готовность граждан, менеджеров и руководителей в ГИИС «Электронный бюджет» зависит от их компетенции в области информационных технологий и знаний направлений концепции Электронного Правительства, и в этом контексте следует обратить внимание на меры по повышению квалификации для служащих [3].
Внедрение ГИИС «Электронный бюджет» на первых этапах увеличило объемы работы сотрудников финансовых служб, однако в условиях необходимой работы в удаленном режиме позволило обеспечить стабильное выполнение основных задач. Кроме того, поскольку к настоящему моменту все государственные учреждения и ведомства работают в ГИИС «Электронный бюджет», все они в равной степени обеспечены возможностью удаленной работы.
Основные цели внедрения ГИИС «Электронный бюджет» - обеспечение гласности и повышение эффективности в сфере государственных финансов, в том числе за счет интеграции - достигнуты в полной мере. Именно благодаря данному ресурсу граждане могут оперативно оценить исполнение федерального бюджета (по состоянию на 09.04.2020 по доходам исполнение составляет 23,55%, по расходам - 26,88%, что соответствует календарному циклу) [4]. Также население имеет возможность оценить распределение исполненных расходов федерального бюджета. Самыми значительными статьями по
реализации являются социальная политика (25,20%) и здравоохранение (6,6%).
Пандемия коронавирусной инфекции COVID-19, вызванная коронавирусом SARS-CoV-2, привела к значительным изменениям в режиме работы финансистов
Список литературы
государственной сферы, однако различные автоматизированные системы (и в значительной степени ГИИС «Электронный бюджет») позволяют эффективно продолжать работу.
1. Российская Федерация. Правительство. О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы) : Распоряжение Правительства РФ от 20.10.2010 № 1815-р.
2. Российская Федерация. Правительство. О государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» : Постановление Правительства РФ от 30.06.2015 № 658.
3. Гайсинский, И. Е. Электронный документооборот в системе подготовки и повышения квалификации специ -алистов / И. Е. Гайсинский, Т. В. Вострикова, М. В. Перова // Ученые записки СКАГС. - 2009. - № 4. - С. 66.
4. Единый портал бюджетной системы «Электронный бюджет» : [сайт] / Минфин России, Федеральное казначейство. - Москва, 2013. - URL: http://budget.gov.ru - Текст : электронный.
5. Подосинников, Е. Ю. Внедрение и развитие элементов государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» в Курской области / Е. Ю. Подосинников, С. С. Железняков. - Курск: Университетская книга, 2014.
References
1. Rossiiskaya Federatsiya. Pravitel'stvo. O gosudarstvennoi programme Rossiiskoi Federatsii «Informatsionnoe obshchestvo (2011-2020 gody): Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 20.10.2010 no. 1815-r.
2. Rossiiskaya Federatsiya. Pravitel'stvo. O gosudarstvennoi integrirovannoi informatsionnoi sisteme upravleniya obshchestvennymi finansami «Ehlektronnyi byudzhet»: Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30.06.2015 no. 658.
3. Gaisinskii I. E., Vostrikova T. V., Perova M. V. Ehlektronnyi dokumentooborot v sisteme podgotovki i povysheniya kvalifikatsii spetsialistov, Uchenye zapiski SKAGS, 2009, no. 4, pp. 66.
4. Edinyi portal byudzhetnoi sistemy «Ehlektronnyi byudzhet», Minfin Rossii, Federal'noe kaznacheistvo. Moskva, 2013. URL: http://budget.gov.ru
5. Podosinnikov E. Yu., Zheleznyakov S. S. Vnedrenie i razvitie ehlementov gosudarstvennoi integrirovannoi informatsionnoi sistemy upravleniya obshchestvennymi finansami «Ehlektronnyi byudzhet» v Kurskoi oblasti. Kursk, Universitetskaya kniga Publ., 2014._i-1