Научная статья на тему 'Эффективность формирования и развития организационной культуры в системе внутришкольного управления'

Эффективность формирования и развития организационной культуры в системе внутришкольного управления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
260
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективность формирования и развития организационной культуры в системе внутришкольного управления»

ние мышления детей средствами речи. «Эти две стороны (развитие речи и развитие мышления), - пишет Н.Ф.Титова, - мы имеем в виду, говоря о культуре речи в процессе обучения» [8, с. 13]. Третий аспект культурно-речевого развития младших школьников, по мнению Н.Ф. Титовой, заключается в «обогащении сознания» учащихся: накоплении представлений об окружающем мире, усвоении коллективного сознательного опыта, выраженного в печатном слове, что, в свою очередь, позволит ребенку обогатить словарный запас и живую речь разнообразными грамматическими формами.

И хотя исследование Титовой Н.Ф. носило односторонний характер - оно проведено в основном на материале объяснительного чтения и посвящено описанию методов проведения словарной работы, - все же книга заслуживает внимания в связи с акцентированием внимания педагогов на столь важной проблеме начального образования, как обучение культуре речи, понимаемой ее автором как «умение пользоваться общенародным языком во всех формах его практического применения» [8, с. 5]. Отмеченный подход Н.Ф. Титовой к исследованию путей воспитания культуры речи учащихся, возможно, объясняется отсутствием в тот период четкой дифференциации понятий «культура языка -культура речи - правильность речи» (вспомним полемику начала 60-х гг. Ахмановой О.С., Бельчикова Ю.А., Виноградова В.В., Скребнева Ю.М. и др. вокруг означенной проблемы).

Методическая наука, опираясь на новейшие лингвистические исследования, в тот период (60 - 70 гг.) постепенно подошла к идее взаимосвязанного изучения всех сторон родного языка. Так, Н.С. Рождественский, автор многих научных трудов, учебных пособий и монографий по методике русского языка, раскрывает суть обучения языку как средству общения и выражения мысли. Более того, отмечая неразрывность языкового образования и речевой практики школьников, в процессе которой и происходит их речевое развитие, понимаемое ученым как повышение речевой культуры в целом, именно последнее методист возводит в ранг «методического принципа обучения родной речи» [3, с. 25].

Из научно-методических работ 80-х гг. широко известны исследования Т.Г. Рамзаевой (лексика), Н.А. Пленкина, Ш.В. Жур-жиной (которая указывала на теснейшую взаимосвязь работы по культуре речи с изучением грамматики и лексики), Н.К. Никитиной, Т.А Ладыженской (коммуникативный подход), В.И. Капи-нос, а также А. Н. Матвеевой, рассматривавшей вопросы проведения лексической работы на уроках грамматики.

Известный методист М.Р. Львов обобщил различные направления работы по развитию речи учащихся и формированию у них речевой культуры, вычленив ряд уровней: произносительный (дикция, орфоэпия, интонация, выразительность); словарный (обогащение словаря, усвоение новых слов и значений, активизация словаря); морфологический (образование слов, употребление частей речи, образование и употребление формы склонения, спряжения); синтаксический (образование и употребление словосочетаний и предложений разных типов); уровень текста (анализ образцовых текстов различных типов: изложение, сочинение, повествование, описание, рассуждение). Методические исследования М.Р. Львова с полным правом можно считать также и основой методики воспитания культуры речи как отдельного направления речевого развития младших школьников.

В настоящее время организация работы по развитию речи в школе и формированию речевой культуры вступили в новый виток своего подъема, соединяя в себе традиции и новаторство, используя последние достижения наук о речи (психолингвистики, функциональной грамматики, лингвистики текста, теории речи, антропоцентрической лингвистики, теории коммуникации), учитывая социальные потребности общества и личностное развитие школьников.

Методическая наука, отвечая запросам общественного разви-

тия, отражая потребности коммуникации в современном мире, все больше внимания уделяет вопросам формирования речевой культуры школьников. Так, в учебных пособиях по методике преподавания русского языка, раскрывающих теоретические основы обучения, появляются отдельные параграфы (см. § 7. Обучение использованию средств языка (Работа в области культуры речи) в кн.: «Русский язык в начальных классах» под ред. М.С. Соловейчик. - М., 1994), разделы (см. раздел «Культура речи» в кн.: «Методика развития речи на уроках русского языка» под ред. Т.А. Ладыженской. - М., 1980), главы (см. Раздел V. Глава 3. Культура речи и методика в кн.: «Методика преподавания русского языка в начальных классах» М. Р. Львова, В. Г. Го-рецкого, О. В. Сосновской. - М, 2000), посвященные рассмотрению методических основ совершенствования культуры речи учащихся.

На современном этапе развития лингводидактики основополагающими для методики совершенствования культуры речи учащихся как самостоятельного раздела (направления) языкового образования явились исследования В.И. Капинос, Т.А.Ладыженской, М.Р. Львова, С.И. Львовой, Т.Г. Рамзаевой, М.С. Соловейчик, С.Н. Цейтлин, в трудах которых определены научно обоснованные подходы к организации учебной деятельности в этой области, представлена классификация речевых неправильностей и способы их диагностики, позволяющие правильно определить содержание и направления работы по культуре речи, методы и приемы предупреждения и исправления речевых ошибок, по выработке ряда коммуникативно-речевых умений школьников.

Таким образом, в методике развития речи определилась сравнительно новая область - методика обучения использованию средств языка, или методика работы по совершенствованию культуры речи, которая призвана помочь педагогам организовать процесс обучения русскому языку так, чтобы учащиеся, получая языковое образование, также овладевали и нормами литературного языка, и совокупностью всех коммуникативных качеств речи, научились умело пользоваться языковыми средствами в различных условиях общения.

Литература

1. Бунаков Н. Ф. Школьное дело. Учебный материал, проработанный на учительских съездах и курсах за тридцать лет (1872 -1902 гг.) / Н.Ф. Бунаков. - Изд. 3-е, перераб. - СПб.: Издание М.М. Гутзаца, 1906.

2. Буслаев Ф.И. О преподавании отечественного языка / Ф.И.Буслаев. - Изд. 2-е. - М.: Издание братьев Сагалаевых, 1867.

3. Рождественский Н.С. Дидактико-методические принципы начального обучения родному языку / Н. С. Рождественский // Методика грамматики и орфографии в начальных классах / В.А. Кустарева, Н.К. Никитина, Н.С. Рождественский и др.; под ред. Н.С. Рождественского. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1979.

4. Лапатухин, М.С. Из истории преподавания русского языка в средних учебных заведениях России (дореволюционный период): Автореф.....докт. пед. наук / М.С. Лапатухин. - М., 1963.

5. Методика преподавания русского языка. Хрестоматия / Под ред. М.С. Лапатухина. - М.: Учпедгиз, 1960.

6. Развитие речи учащихся в начальной школе. Хрестоматия / Сост. М.Р. Львов. - М.: Просвещение, 1965.

7. Срезневский И.И. Об изучении родного языка вообще и особенно в детском возрасте. Из бесед И.И. Срезневского / И.И.Срезневский. - СПб., 1899.

8. Титова Н.Ф. Культура речи в начальном обучении / Н.Ф. Титова. - М.: Изд-во АПН, 1960.

9. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения / К.Д.Ушинский. - В 6 т. - Т. 4. / Сост. С.Ф.Егоров. - М.: Педагогика, 1989.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ВНУТРИШКОЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Ю.Ю. Темрюков, директор средней общеобразовательной школы №1933 Западного административного округа г. Москвы

Эффективность и качество работы школы зависят, в первую от отношения педагогических работников к своим обязанностям, очередь, от оптимальности принимаемых управленческих от микроклимата, взаимоотношений и взаимопонимания внутри решений, от исполнительской дисциплины сотрудников, коллектива, - что в совокупности и составляет культуру органи-

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

зации, которая оказывает значительное влияние на индивидуальное и групповое поведение сотрудников и является механизмом воспроизведения социального опыта, который помогает им взаимодействовать в определённой социальной среде, сохраняя единство и целостность трудового коллектива. Освоение свода писаных и неписаных правил, действующих в образовательном учреждении, в сочетании с профессионализмом педагогических работников являются составляющими, обеспечивающими эффективность и качество функционирования школы.

В теории и практике отечественного управления организационная культура является достаточно новой темой. Под культурой организации понимаются ценности и нормы, разделяемые большинством сотрудников, а также их внешние проявления, система общепринятых в учреждении представлений и подходов к решению проблем, к формам отношений (взаимоотношений), которые отличают данную организацию от всех других.

Следует учитывать, что воздействие организационной культуры на трудовую мотивацию имеет характер ценностно-нормативного регулирования трудового поведения посредством закрепления в организации ценностных ориентаций, принятых подавляющим большинством сотрудников школы.

Применение управленческой технологии формирования организационной культуры представляет собой совокупность методологических, дидактических и организационно-методических процедур подбора, моделирования и апробации необходимого инструментария, обеспечивающего качественные изменения, совершенствование системы внутришкольного управления.

Алгоритм управленческой деятельности по применению технологии формирования организационной культуры:

■ определение философии, идеологии, миссии образовательного учреждения, основных базовых ценностей;

■ выделение основных критериев, факторов и характеристик организационной культуры;

■ подбор форм и методов, определение последовательности действий в процессе реализации управленческой технологии по формированию и развитию организационной культуры;

■ сбор объективных данных: проведение опросов, анкетирования и других форм диагностики участников образовательного процесса по проблеме формирования и развития организационной культуры (выделение и описание норм, правил, традиций, ценностей, символики и других составляющих организационной культуры образовательного учреждения);

■ анализ, структуризация результатов исследований и их оформление;

■ обсуждение полученных данных с заинтересованными участниками образовательного процесса в пределах их компетенции;

■ разработка рекомендаций для администрации и педагогических работников с целью внесения корректировок в управленческую и педагогическую деятельность для обеспечения более качественного решения поставленных целей и задач;

■ определение направлений совместной деятельности руководства школы и трудового коллектива с целью повышения профессионализма и компетентности педагогических работников по вопросам организационной культуры.

Применение управленческой технологии формирования, развития и оценки организационной культуры внутришкольного управления позволяет:

■ значительно повысить эффективность и качество деятельности управленческой команды школы;

■ совершенствовать формы взаимодействия администрации, педагогического коллектива, учащихся и их родителей;

■ создать оптимальные условия для творческого сотрудничества и развития субъектно-субъектных отношений участников образовательного процесса.

Предложенные ниже рекомендации позволяют обеспечить повышение эффективности управления организационной культурой в образовательном учреждении. С этой целью директору школы и его заместителям необходимо:

■ обращать особое внимание на материальные аспекты организационной культуры (артефакты: внешний вид педагогических работников и учащихся, состояние территории и помещений школы, наличие и содержание стендов и т.д.) и нематериальные, внешне не воспринимаемые аспекты культуры организации (нормы, правила, ценности, традиции, обычаи);

■ осторожно относиться к предложениям, призывающим к быстрым и кардинальным изменениям, трансплантации или трансформации культур;

■ выяснять и стараться понять наиболее значимые и важные организационные символы (ценностные ориентиры), принимаемые большинством сотрудников;

■ поддерживать сложившиеся и периодически вводить новые организационные традиции, обычаи, обряды для обеспечения реализации миссии, целей и задач школы, для передачи с их помощью базовых идеалов и усиления культуры организации.

Успешность и конкурентоспособность школы являются результатом взаимодействия всех участников образовательного процесса, объединённых общими целями, которые реальны, понятны каждому и отражают основной характер управленческой и педагогической деятельности.

Организационная культура является эффективным инструментом, позволяющим мобилизовать педагогический коллектив на достижение поставленных целей, стимулирующим инициативу, обеспечивающим взаимопонимание между сотрудниками. Формирование организационной культуры - это процесс, который должен быть спланированным, организованным, контролируемым, мотивированным (с участием максимального количества сотрудников).

В процессе формирования (развития) организационной культуры мы выделяем три направления управленческой деятельности:

■ управление персоналом (руководитель - подчинённый);

■ управление коммуникациями (взаимодействия между сотрудниками школы);

■ управление образовательным учреждением (взаимодействие участников образовательного процесса).

Руководителю школы и его заместителям необходимо учитывать, что усилия по изменению культуры организации оказываются эффективными, если:

■ создан позитивный эмоциональный фон для происходящих перемен;

■ сформирована общественная поддержка изменений через вовлечение в них авторитетных и конструктивных сотрудников;

■ построена система контроля и учёта результатов, поддерживается уверенность людей в том, что цели достижимы;

■ предоставлено оптимальное количество информации участникам образовательного процесса для обеспечения регулярной обратной связи о ходе изменений, организовано информирование об успехах;

■ реализуется система вещественных и символических изменений организационной культуры, формируется новая мен-тальность;

■ сфокусировано внимание на инновационных процессах, формируется готовность к изменениям, если это будет необходимо для дальнейшего развития образовательного учреждения.

Формирование и развитие организационной культуры является важнейшим и эффективнейшим средством, которое систематически используется руководителем для сохранения апробированных (а также для создания новых) ценностей, норм, правил, традиций, обычаев с целью привлечения максимального количества сотрудников к активному участию в реализации различных направлений развития образовательного учреждения (качественных преобразований, инновационных изменений и экспериментальной деятельности), что в совокупности обеспечивает более сплочённую работу педагогического коллектива, повышение профессионализма и компетентности сотрудников, а в результате обеспечивает успешность образовательного учреждения.

РАЗВИТИЕ ТЕХНОЛОГИИ «ПАТРОНАТНОЕ ВОСПИТАНИЕ» В ДЕТСКОМ ДОМЕ №2

Н.М. Хрыкина, директор специального (коррекционного) шихся без попечения родителей, г. Москва

В российском законе «Об образовании» стержневой нитью проходит идея демократизации и гуманизации педагогических процессов, индивидуально-ориентированного развития личности по разноуровневым, вариативным программам. Содержание учебно-воспитательного процесса в Детском доме не может не учитывать современные изменения в системе школьного образования в связи с появлением и внедрением инновационных педагогических систем, которые требуют широкого развития системы повышения квалификации педагогов и активизации научно-методической работы. На содержание и качество образования в Детском доме также влияют научно-технический прогресс и условия финансирования и материально-технического обеспечения. Под влиянием всех этих факторов в последние годы педагогами Детского дома постоянно разрабатываются и внедряются в учебно-воспитательное пространство индивидуально-ориентированные, информационные и другие прогрессивные технологии.

Но все эти меры не решают одной очень важной для успешности «взрослой» жизни выпускников задачи: сколько бы усилий не прикладывали опытные педагоги образовательного учреждения интернатного типа, они не могут вложить в умы и души воспитанников модель семейного жизнеустройства. Поэтому педагогический коллектив Детского дома с энтузиазмом принял предложение участвовать в эксперименте по патронатному воспитанию в 2001 году. Учитывая, что Детский дом №2 был одним из первых в Москве и первым в Западном округе, нам пришлось нащупывать пути развития этой новой формы семейного устройства сирот, которая коренным образом отличается от классических форм - усыновления и опеки (попечительства).

Очевидно, что развивая систему патронатного воспитания, наш коллектив не только выполняет социальный заказ правительства Москвы, но и двигается в одном направлении с мировым сообществом. Отметим, что на сессии Комитета ООН по правам ребенка была высказана обеспокоенность ростом числа детей, находящихся на попечении в интернатных учреждениях России, тем, что «усилия, направленные на осуществление национальной политики по их деинституциализации, не привели к сокращению числа детей, находящихся в этих учреждениях, а также тем, что не предпринимаются достаточные усилия для обеспечения альтернативных видов семейного попечения».

На сегодняшний день, когда Детский дом обладает многолетним опытом работы по патронатному воспитанию, мы готовы говорить об этой форме семейного устройства как о прогрессивной образовательной технологии, обладающей всеми неотъемлемыми качествами технологии, такими как: педагогическая целесообразность; научность; конкретизация целей; четкое знание каждым сотрудником своей части общего процесса; воспроизводимость методов и средств достижения результата; планирование; контроль.

В результате освоения патронатного воспитания, расширения его роли в образовании воспитанников, образовательное пространство Детского дома значительно меняется, приобретает новую структуру. Образовательная технология «Патронатное воспитание» является мощным вектором социализации для выпускников и призвана значительно расширить содержание и улучшить качество образования и социализации воспитанников детского дома. Если классифицировать данную технологию в соответствии с принятой систематизацией Селевко Г.К., то «Патро-натное воспитание» - это гуманистическая, практико-ориентированная, социально-педагогическая, коррекционная, персонифицированная образовательная технология, построенная на основе социально-воспитательных функций патронатной семьи.

В процессе разработки и внедрения технологии патронатного воспитания в Детском доме №2 была создана следующая структура Уполномоченной службы по патронатному воспитанию: Руководитель Службы, два педагога-психолога, два социальных педагога. Для всех сотрудников Службы чётко определены их функциональные обязанности. Разработана вся необходимая до-

детского дома № 2 для детей-сирот и детей, остав-

кументация, бланки, опросники, формы отчётности. Разработаны программы занятий с кандидатами в патронатные воспитатели и с детьми, готовящимися к переходу в патронатную семью.

Наблюдая за детьми, проживающими в семьях патронатных воспитателей, можно сделать однозначный вывод, что пребывание ребенка в семье стимулирует его физическое, эмоциональное, интеллектуальное и психическое развитие. У каждого ребенка - свой темп адаптации в семье. В ходе психолого-педагогического сопровождения патронатных семей мы увидели, что все дети, находящиеся на патронатном воспитании, дали положительную динамику. У детей повысилась самооценка, улучшилось отношение к окружающему миру, появились навыки жизни в семье, дети стали менее агрессивны, более открыты окружающему миру, снизилось внутренние напряжение. В целях более качественного и наиболее лёгкого в психологическом плане перехода воспитанника детского дома на проживание в семье патронатного воспитателя, социальными педагогами Уполномоченной службы с воспитанниками проводятся занятия в клубе «Моя семья». Задачами работы клуба являются:

• рассказать детям о жизни в семье и о семейных отношениях;

• сформировать навыки и умения, необходимые ребёнку при проживании в семье;

• подготовить детей к более лёгкой адаптации при переходе в патронатную семью;

• рассказать детям об обязанностях и правах людей, живущих в семье.

Работа клуба строится по возрастным группам, занятия проходят раз в неделю.

С 2006 года в целях подготовки воспитанников к интеграции в социум мы начали сотрудничать с благотворительным фондом «Женщины и дети прежде всего» по программе «Мы сами». Эта программа рассчитана на подростков и позволяет им приобрести навыки самостоятельной жизни.

В ходе работы с кандидатами в патронатные воспитатели мы столкнулись с необходимостью разносторонней подготовки не только самого кандидата, но и всех членов его семьи, даже не проживающих совместно с кандидатом, но при этом оказывающих влияние на интеграцию ребенка в семью и социум. Поэтому специалисты Уполномоченной службы привлекают к сотрудничеству всех членов семьи кандидата в форме личных бесед, консультаций, участия в собраниях патронатных воспитателей, в работе «Круглых столов», проводимых дважды в год для патронат-ных семей.

Ведется работа и с окружением воспитанников в Детском доме. Уделяется внимание систематичности и преемственности работы педагогов и воспитателей в процессе формирования у ребенка благодатной почвы для полноценного восприятия им позитивной модели жизнеустройства, которую несет в себе патронат-ная семья.

Специалисты уполномоченной патронатной службы разрабатывают критерии прогноза успешности образования целостной патронатной семьи (критерии совместимости ребенка, патронат-ного воспитателя и его семьи). Много усилий прикладывается для научной и достоверной оценки динамики развития воспитанника, уровня его воспитанности, качества удовлетворения его образовательных потребностей и социализации в патронатной семье.

Уполномоченная служба в соответствии с четкой схемой взаимодействия тесно сотрудничает со всеми службами детского дома (социальной, педагогической, медицинской, коррекцион-ной, психологической и пр.) Отлажены механизмы взаимодействия со всеми заинтересованными структурами и организациями: Органами опеки и попечительства многих округов Москвы, Муниципалитетами, Департаментом Образования города Москвы, Западным окружным Управлением образования ДО, образовательными и медицинскими учреждениями ЗАО и пр.

В будущем предстоит разработать механизмы взаимодействия с другими сиротскими учреждениями ЗАО Москвы с тем,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.