Научная статья на тему 'Опытно-экспериментальная работа по оптимизации системы формирования принимающей семьи в условиях детского дома на базе «Программы совместной подготовки»'

Опытно-экспериментальная работа по оптимизации системы формирования принимающей семьи в условиях детского дома на базе «Программы совместной подготовки» Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
369
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ-СИРОТЫ И ДЕТИ / ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ / СЕМЕЙНЫЕ ФОРМЫ ЖИЗНЕУСТРОЙСТВА / СИСТЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПРИНИМАЮЩИХ СЕМЕЙ / ДЕИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Котельникова Мария Викторовна

Данная статья посвящена проблемам психолого-педагогической подготовки семей, желающих принять на воспитание ребенка-сироту в современных условиях деинституционализации детей, оставшихся без попечения родителей. В статье раскрывается основное содержание и результаты внедрения в практику на базе московского детского дома программы «Совместная подготовка семьи и воспитанника детского дома к созданию эффективной принимающей семьи».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Котельникова Мария Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опытно-экспериментальная работа по оптимизации системы формирования принимающей семьи в условиях детского дома на базе «Программы совместной подготовки»»

Инновации в образовательных учреждениях

Данная статья посвящена проблемам психолого-педагогической подготовки семей, желающих принять на воспитание ребенка-сироту в современных условиях деинституционализации детей, оставшихся без попечения родителей. В статье раскрывается основное содержание и результаты внедрения в практику на базе московского детского дома программы «Совместная подготовка семьи и воспитанника детского дома к созданию эффективной принимающей семьи».

Котельникова Мария Викторовна

педагог-психолог ГОУ Специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей VII вида № 2 соискатель ученой степени кандидата педагогических наук

Москва

kot-masha@yandex.ru

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА

по оптимизации системы формирования принимающей семьи в условиях детского дома на базе «программы совместной подготовки»

Как организовать систему психолого-педагогической подготовки принимающей семьи для более успешной взаимной адаптации?

Ключевые слова: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; семейные формы жизнеустройства; система психолого-педагогической подготовки принимающих семей; деинституционализация сирот.

Актуальность данной опытно-экспериментальной работы, проводимой в рамках экспериментальной площадки «Академическая наука МПГУ - образовательным учреждениям», обусловлена тем, что в последние годы государственная политика в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, характеризуется устойчивой тенденцией к преимущественной передаче детей-сирот на воспитание в семьи граждан, к развитию семейных форм устройства детей.

Необходимость тщательной процедуры отбора и подготовки семьи, желающей принять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обусловлена тем, что семья, независимо от длительности приема воспитанников, должна предоставить детям существенно лучшие условия, чем в сиротском учреждении или в неблагополучной семье, откуда ребенок был изъят. Важнейшая функция такой семьи (приемной или «Совместная подготовка семьи и воспитанника детского дома к созданию эффективной принимающей семьи» патронатной) - снабдить ребенка моделями социального поведения в конкретных жизненных ситуациях, которые усваиваются только в длительном повседневном общении с приемными (патронатными) родителями и в наблюдении за их жизнью («делай, как я»). О необходимости специализированной подготовки семьи, принимающей

ребенка-сироту на воспитание, свидетельствует как зарубежный опыт, так и практика российского семейного устройства. Это связано, прежде всего, с тем, что большинство детей-сирот не имеет положительного опыта семейного воспитания, а чаще имеет негативный опыт, зачастую связанный с насилием. У таких детей наблюдаются ряд психологических и физиологический отклонений, а также отставание в развитии. Неподготовленность семьи к приему такого воспитанника может не только плохо закончиться для ребенка (сейчас нарастает «волна возвратов»), но и привести к распаду семьи.

Таким образом, возникает противоречие между практической необходимостью создания системы подготовки семей, желающих принять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях детского дома и недостаточной разработанностью данного вопроса в педагогической научной и методической литературе. Разрешение данного противоречия является проблемой данной опытно-экспериментальной работы. Цель её - оптимизация системы подготовки семей, желающих принять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях детского дома путем разработки и внедрения инновационной программы «Совместная подготовка семьи и воспитанника детского

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/1

61

Инновации в образовательных учреждениях

дома к созданию эффективной принимающей семьи» (далее «Программа совместной подготовки»).

Программа была разработана по результатам изучения периода адаптации воспитанников во вновь созданной патронатной семье на материале 30 семей, в которые были переданы на воспитание 32 воспитанника детского дома № 2. Был сделан вывод о том, что прием воспитанника ставит перед семьей новые задачи, часто неожиданные для всех членов семьи, требующие существенной перестройки взаимоотношений. Чтобы функционировать в новом качестве, семья должна внести изменения в свою структурную организацию, адаптировать к новой ситуации основные правила своей жизни и выработать новую тактику поведения в семье, пополнившейся новым полноправным членом. Семья также должна уметь справляться с последствиями психотравматического опыта у ребенка, который оказывает влияние на формирование у него привязанности к принимающей семье, его развитие и поведение. Поэтому необходимо привлекать всех членов формирующейся принимающей семьи к обучению и психологическому тренингу. В разработанной «Программе совместной подготовки» использованы идеи, методические рекомендации и практические разработки А. Сиротюк, С.Харви (2001), А.Б. Холмогоровой, И.М. Марковской, Ч. Шеффера, Л.Кэри, Д. Фримена, Е. Трошихиной (2001), В.Н. Ослон, А.В. Черникова и др.

«Программа совместной подготовки» включает в себя:

- курс психолого-педагогического обучения кандидатов в патронатные воспитатели (или приемные родители);

- тренинг по подготовке потенциальных принимающих семей;

- комплекс методик, направленных на совместную подготовку потенциальных семей и воспитанников сиротских учреждений к созданию эффективной принимающей семьи;

- критерии оценки возможности взаимодействия каждого члена принимающей семьи и воспитанника, с целью выявления зоны возможных конфликтов и построения индивидуальной программы психологопедагогического сопровождения принимающей семьи.

По классификации, предложенной А.Г.Рудовым1, разработанная нами программа подходит для экзистенциальных (практических) школ приемных родителей, для которых характерны:

• передача практических знаний по адаптации ребенка, возрастной психологии, поведению детей, взаимодействию в семье и действиям родителей;

• групповая психотерапия, направленная на формирование осознанного родительства, понимания процесса вхождения ребенка в семью, его ощущения и поведение, восстановление своего забытого детского Эго, переработка своих психологических травм и осознание традиций воспитания в своей семье и т.д.

1 Рудов А.Г Системы и программы обучающих курсов для принимающих семей / Материалы Межрегионального семинара «Психолого-педагогическая подготовка принимающих родителей (Школы принимающих родителей)» 17-19 марта 2009 г. - М., детский фонд «Виктория», 2009. - с. 19-20.

Опытно-экспериментальная работа по внедрению разработанной программы «Совместная подготовка семьи и воспитанника детского дома к созданию эффективной принимающей семьи» проводилась на базе Уполномоченной патронатной службы Детского дома № 2. С семьями, желающими взять воспитанника детского дома на патронатное воспитание, после того, как кандидаты прошли «Школу патронатных воспитателей» и были познакомлены с принимаемыми воспитанниками, один-два раза в неделю проводились совместные занятия по 4 академических часа. Структурно каждое занятие делилось на две части: первая часть - совместная работа семьи с ребенком (упражнения); вторая часть - анализ совместной работы при разборе занятия. Такое построение занятий дает возможность ведущему (педагогу-психологу) оценить успешность взаимодействия кандидатов на прием ребенка и воспитанника детского дома, а также своевременно скорректировать поведение участников занятия; а членам принимающей семьи дают возможность трезво оценить свой потенциал.

Тематика и цели занятий:

№ Тема Цели

1 Знакомство. Установление контакта между членами семьи и будущим приемным ребенком.

2 Учимся понимать друг друга. Установление эмоционального контакта и границ личности.

3 Личное пространство. Осознание собственных личностных границ и границ Другого.

4 Семейные узы. Создание тактильного образа будущей принимающей семьи

5 Наша новая семья. Создание когнитивного образа принимающей семьи

6 Линия времени. Осознание жизненного пути, интеграция образа прошлого, осознание настоящего, выстраивание образа совместного будущего.

7 Сложные ситуации взаимодействия с воспитанником Подготовка к взаимодействию в сложных ситуациях интеграции ребенка в семью.

8 Что нас делает семьей Формирование идентичности с принимающей семьей.

В структуре патронатной службы Детского дома №2 существует отдел по сопровождению принимающих семей, целью работы которого, является поддержание благоприятного психологического климата в семье, оптимального для полноценного и всестороннего развития детей и для их дальнейшей успешной социализации.

При этом отделом решаются следующие задачи:

1. Наблюдение за пребыванием и развитием ребенка в семье.

2. Отслеживание внутрисемейного взаимодействия.

3. Выявление на ранней стадии проблем.

4. Оказание своевременной социально-педагогической и психологической помощи в решении возникающих проблем.

62

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/1

Инновации в образовательных учреждениях

Работа этого отдела позволила нам провести мониторинг принимающих семей и оценить работу по их подготовки.

Лонгитюдное исследование, направленное на изучение процесса формирования патронат-ной семьи, проводимое сотрудниками патронат-ной службы, показало необходимость включить в структуру мониторинга систему оценочной динамики развития ребенка, находящегося на патро-натном воспитании. Оценочная система включает в себя оценку уровня позитивности в эмоциональном состоянии ребенка, интеллектуальное развитие ребенка, успешность его адаптации в социуме и позволяет количественно и качественно оценить целостную картину состояния развития воспитанника детского дома на момент передачи его в па-тронатную семью и проследить общую динамику развития ребенка.

Данный критерий оценивается психологом патро-натной службы, готовящего воспитанника детского дома к жизни в патронатной семье, с использованием следующих методов и методик (см. табл. 1).

При сопровождении патронатной семьи основной задачей работы специалистов патронатной службы является отслеживание динамики развития ребенка в патронатной семье, которая включают в себя оценку адаптации ребенка в семье и его социализацию в обществе, а также изменения на личностном уровне.

Для решения этой задачи в структуру оценки динамики развития были разработаны и внесены следующие критерии:

• Оценка в баллах обеспечения потребностей ребенка.

• Оценка в баллах психологического и соматического состояния ребенка, проживающего в патронат-ной семье.

Таблица 1

№ п/п Метод/методика Направленность изучения

1. Беседа Оценка адаптации ребенка в семье.

2. Наблюдение Оценка адаптации ребенка в семье.

3. Проективные рисуночные тесты: • Несуществующее животное, • Дом - дерево - человек; • Коллаж Карта сказочной страны; • Рисунок семьи. • «Кактус». • «Человек под дождём» и др.; Определение характерологических особенностей ребенка и актуальных проблем показывающее отношение к окружающим, к будущему, к себе;

4. • Методика М.Ковак; • Методика «Веселый-грустный»; Вариант ТАТ • Выбор ценностей • ЦТО; • «Волшебная страна чувств». Исследование эмоционально-волевой сферы.

5. • Шкала оценки своей компетентности» (S.Harter, 1981), адаптированная Н.С. Чернышевой (1997); • Методика Дембо-Рубинштейн (измерение самооценки); • «Опросник для воспитателей» • Символические задания на выявление социального «Я» Б.Лонг, Р.Зиллер, Р.Хендерсон (1968 г.); • Анкета «Моя семья»; • Опросник по картинке «Семья». • Позволяет выявить оценку детьми собственной ценности в учебной деятельности, общении со сверстниками, а также общий уровень самопринятия. • Позволяет определить различные особенности поведения: уклонение от контакта, страхи, агрессивное и делинкветное поведение, социальные проблемы. • Позволяет определить самооценку и значимых людей. • Позволяет определить уровня знаний ребенка о семье.

6. • Классификация предметов; • Простые и сложные аналогии; • Объяснение сюжетных картин; • Пиктограмма; • Воспроизведение рассказов; • Заучивание десяти слов Исследование мышления, сенсомоторной сферы и внимания, исследование памяти.

7. • «Шкала детского поведения» (CBCL) позволяет выявить поведенческие особенности ребенка и свойственную только ему реакцию на проблемную ситуацию. • «Опросник детской депрессии» (Kovacs) Данный опросник позволяет выявить уровень депрессии ребенка (исходя из показателей: негативное настроение, межличностные проблемы, неэффективность, негативная самооценка) • «Экспертный лист для педагогов» (Ослон В.Н.) заполняется воспитателем или учителем ребенка. В методике рассматриваются следующие вопросы: какую роль в классе (группе) выполняет ребенок, с кем предпочитает общаться, проблемы обучения, взаимопонимание с патронатным воспитателем. Проблемы развития личности ребенка.

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/1

63

Инновации в образовательных учреждениях

Таблица 2

№ п/п Метод/методика Направленность изучения

1. Беседа Выявление на ранней стадии проблем. Оказание своевременной психолого-педагогической помощи в решении возникающих проблем.

2. Наблюдение Оценка адаптации ребенка в семье. Отслеживание внутрисемейного взаимодействия.

3. • ЦТО - разработан на основе теста Люшера. Позволяет определить отношение ребенка к себе и к членам семьи. Изучение эмоциональных конфликтов с аспектом бессознательного. Для выявления эмоциональных конфликтов с элементами бессознательного.

4. • - «Тест семейной динамики», который позволяет изучить оценки членов семьи по основным показателям функционирования семьи на разных этапах организации замещающей заботы, выявляет деструктивные зоны семьи: • - методика диагностики межличностных отношений («Социометрия») • - анкета «Семейные роли» Изучение семейной микродинамики.

5. • «Семейная Генограмма», позволяет изобразить родственные связи в семье в виде графической схемы. Исследования макродинамики семьи.

6. • Проективная методика «Рисунок семьи» Данная методика позволяет выявить представления о структуре семьи у детей, дает возможность проанализировать переживания ребенка по поводу места в семье, его отношения к семье и отдельным ее членам. • Системный семейный тест (FAST) Системный тест FAST, который позволяет выявить степень близости членов семьи и оценки иерархии отношений между ними, границ семьи и отдельных подсистем, коалиции, степень открытости выражения чувств в семье и проч. • Методика «Социометрия», направлена на изучение межличностных отношений в семье, отношение ребенка к членам семьи (к кому он обратиться за помощью в решении проблем, за поддержкой, кто для ребенка близкий, значимый человек, с кем ему нравиться проводить свой досуг). Изучение межличностных и детско-родительских отношений.

7. • «Шкала детского поведения» (CBCL) позволяет выявить поведенческие особенности ребенка и свойственную только ему реакцию на проблемную ситуацию. • «Опросник детской депрессии» (Kovacs) Данный опросник позволяет выявить уровень депрессии ребенка (исходя из показателей: негативное настроение, межличностные проблемы, неэффективность, негативная самооценка) • «Экспертный лист для педагогов» (Ослон В.Н.) заполняется воспитателем или учителем ребенка. В методике рассматриваются следующие вопросы: какую роль в классе (группе) выполняет ребенок, с кем предпочитает общаться, проблемы обучения, взаимопонимание с патронатным воспитателем. Проблемы развития личности ребенка.

Таблица 3

Динамика развития детей в патронатной семье*

Сфера Изменения Оценки % детей

0,5 года 1 год 1,5 года

а «■ | -в- g в И S л В 1 П р i А 1 и S Н § Р 5 « « -в-“ -s- л а ■S' | -в- g а И S л В I П р s 1 в м ffl 3S a S « 5 Р § S у Н ^ у nt л а ■S' | -в- g а а S Л В I 4J 5 п р i А 1 и S Н § Р 5 w “ -s- л

Когнитивная Положительные 85,1 45,7 92,3 56 100 58

Негативные - - - - - -

Без изменений 14,9 44,3 7,7 44 - 42

Эмоциональная Положительные 78,3 55 84,6 77,8 100 77

Негативные - - 5 - - -

Без изменений 21,7 45 15,4 21,2 - 23

Поведенческая Положительные 67 72,8 74 78 77 89

Негативные - 23 - - - -

Без изменений 33 27,2 26 22 23 11

* респонденты-эксперты (соц.педагоги, учителя, психологи), n=10 дети из неэффективных семей, n=35 дети из эффективных семей.

64

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/1

Инновации в образовательных учреждениях

Таблица 4

Оценка динамика патронатных семей

Показатели Изменения Оценка %

0,5 года 1 год 1,5 года

Эффективные семьи & 02 g К « О Л <и К Эффективные семьи & 02 g к « О Л <и К Эффективные семьи и & 02 g к « о ’©■ О -©Л <и К

Обеспечение базовых потребностей ребенка в па-тронатной семье Положительные 78,2 64,9 82,7 71,3 100 72

Негативные - - - - -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Без изменений 21,8 35,1 17,3 28,7 - 28

Оценка психологического и соматического состояния ребенка, проживающего в патронатной семье Положительные 68,7 69,1 79,2 71 100 76

Негативные - 25,3 - 26,4 - 20,1

Без изменений 31,3 5,6 20,8 2,6 - 3,9

Оценка отношений патронатного воспитателя к ребенку Положительные 76,3 64 80,5 65,3 100 73

Негативные - 12,1 - 14,2 - 16

Без изменений 23,7 23,9 19,5 20,5 - 11

Оценка приобретенных ребенком социально- бытовых навыков согласно возрасту Положительные 67,7 64,9 86 73,4 100 82

Негативные - - - - - -

Без изменений 32,3 35,1 14 26,6 - 18

• Оценка в баллах отношений патронатного воспитателя к ребенку.

• Оценка приобретенных ребенком социальнобытовых навыков.

Данный критерии оценивается психологом и социальным педагогом патронатной службы, сопровождающих семью, в которой проживает воспитанник детского дома, с использованием следующих методов и методик (см. табл. 2).

По полученным результатам производится сравнительный количественный и качественный анализ динамики развития воспитанника детского дома, находящегося на воспитании в патронатной семье. От результатов мониторинга зависит выбор того или иного направления психолого-педагогической и социальномедицинской работы.

Таким образом, в проведенном нами лонгитюдном исследовании, включающем результаты оценки динамики развития ребенка в патронатной семье мы выявили, что семьи, прошедшие совместную подготовку по разработанной нами программе, наиболее эффективны, чем принимающие семьи, не проходившие такую подготовку.

Литература

1. Акимова М.Н. и др. Организация работы с приемными семьями. - Самара,1998.

2. Ананьева Е.И., Лобанова Л.В., Мельникова Р.В. Дочки-матери. Методическое пособие по проведению интерактивной игры для детей-сирот. - СПб., 2000.

3. Жирова Н.С. Оценка эффективности модулей коммуникативного тренинга.- М., 2003.

4. Замещающая семья: Методическое пособие. - М., 2005.

5. Иванова Н.П., Заводилкина О.В. Дети в приемной семье: советы начинающим родителям-воспитателям. - М., 1993.

6. Красницкая Г.С., Пименов М.В., Рудов А.Г Организация обучения граждан, желающих принять ребенка в семью: Методические материалы. - М., 2008.

7. Красницкая Г.С., Рудов А.Г. Работа с гражданами, желающими принять ребенка в семью. Методические материалы. - М., 2008.

8. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. - М., 2006.

9. Материалы Межрегионального семинара «Психолого-педагогическая подготовка принимающих родителей (Школы принимающих родителей)» 17 - 19 марта 2009 г. - М., детский фонд «Виктория», 2009.

Инновационные проекты и программы в образовании 2011/1

65

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.