Научная статья на тему 'Эффективность бюджетных расходов на общее образование'

Эффективность бюджетных расходов на общее образование Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
368
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансовый журнал
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / БЮДЖЕТНЫЕ РАСХОДЫ / ЭФФЕКТИВНЫЕ РАСХОДЫ / ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / EFFICIENCY / INDEX OF EFFECTIVENESS / BUDGET EXPENDITURES / EFFICIENT EXPENDITURES / GENERAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Марков Сергей Николаевич

В статье проведен анализ эффективности бюджетных расходов на общее образование, определены территории Омской области с высокой, средней и низкой эффективностью использования бюджетных средств общеобразовательными учреждениями. В качестве одной из мер повышения эффективности предложено использовать эконометрические методы при разработке и проведении бюджетной и образовательной политики региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Effectiveness of Budget Expenditures for General Education

The article analyzes the effectiveness of budget expenditures on general education, the Omsk region identified with high, medium, and low efficiency of use of budgetary funds of general educational institutions. It is proposed to use econometric approaches as a part of measures to improve the efficiency during the development and carrying out the budgetary and educational policy of the region.

Текст научной работы на тему «Эффективность бюджетных расходов на общее образование»

Ключевые слова:

эффективность, показатели эффективности, бюджетные расходы, эффективные расходы,

общее образование

С. Н. Марков, аспирант кафедры«Финансы» ГУМФ,

ст. преподаватель кафедры «Экономика и финансы■■ Омского филиала ГУМФ (e-mail: markovsn79@mail.ru)

Эффективность бюджетных расходов на общее образование

В настоящее время бюджетная политика Российской Федерации направлена на повышение эффективности использования выделяемых средств. Эта проблема актуальна для всех сфер деятельности, в т. ч. и для общего образования, поскольку увеличение бюджетных расходов на последнее еще не означает улучшения качества предоставления государственных образовательных услуг.

Опираясь на систему научных взглядов по вопросам трактовки понятия эффективности в экономике, эффективность бюджетных расходов на образование (далее — расходы на образование) определим как соотношение показателей результата оказываемых общеобразовательных услуг и выделяемых на них средств.

Предварительный этап анализа эффективности расходов на образование — выбор метода и показателей. В мировой практике существуют четыре основных метода оценки эффективности бюджетных расходов:

— анализ издержек и выгод (cost-benefit analysis — CBA);

— анализ издержек и результативности (cost-effectiveness analysis— CEA);

— анализ издержек и полезности (cost-utility analysis — CUA);

— анализ издержек и взвешенной результативности (weighted cost-effectiveness analysis — WCEA).

Существенный вклад в их развитие внесли А. Аткинсон, Р. Каплан, Дж. Стиглиц, Е. Мишан, Р. Мюсгрейв, Р. Йохансон, А. Гербер и С. Фелпс. Описанию логики данных методов, практики их применения, а также проблемам, возникающим при их использовании, посвящены исследования таких отечественных экономистов в области государственных расходов, как Л. И. Якобсон и М. П. Афанасьев.

ВЫБОР МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ

Наиболее распространенный и широко применяемый инструмент оценки эффективности бюджетных расходов в государственном секторе экономики — CBA, суть которого заключается в сравнении агрегированных выгод в денежном выражении и бюджетных расходов по конкретному направлению.

Основное отличие СЕА от СВА состоит в том, что выгоды, получаемые от реализации бюджетных расходов, оцениваются не в денежной форме, а в физических величинах.

СиА сравнивает денежные издержки и пользу для населения, полученную от реализации бюджетных расходов на конкретную цель, измеряемую в единицах полезности.

WCEA применяется в тех случаях, когда возникает необходимость рассмотрения множества выгод бюджетных расходов, которые при этом не могут быть измерены в денежном выражении.

Исходя из определения эффективности расходов на образование, при оценке данной категории, с нашей точки зрения, целесообразно применение СЕА.

Существует большое количество показателей результативности расходов на образование: численность учащихся, получивших аттестат; доля педагогических работников общеобразовательных учреждений, имеющих высшее профессиональное образование, от общего количества педагогических работников данных учреждений; и др. Однако поскольку основная цель образовательного процесса заключается в обеспечении населения качественным образованием на современном уровне и конечный результат — получение свидетельства о сдаче Единого государственного экзамена (ЕГЭ), оценку эффективности расходов на образование целесообразнее проводить на основе сопоставления бюджетных расходов и итогов ЕГЭ.

Единый уровень сложности контрольно-измерительных материалов для всех тестируемых, а также независимый характер оценки результатов позволяет рассматривать ЕГЭ как наиболее объективный критерий оценки качества общего образования.

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАСХОДОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Для анализа эффективности расходов на общее образование мы используем только результаты ЕГЭ по русскому языку и математике, т. к. эти экзамены обязательны для всех выпускников. СЕА разделим на следующие этапы:

— анализ динамики расходов на образование;

— расчет коэффициентов эффективности расходов для 33 областных административно-территориальных единиц (АТЕ);

— расчет доли эффективных и неэффективных расходов;

— ранжирование территорий по уровню эффективности расходов;

— корреляционно-регрессионный анализ эффективности расходов и определение факторов, оказывающих наибольшее влияние на эффективность использования бюджетных средств в общем образовании.

В Омской области в 2011 г. функционировали 2545 образовательных учреждений различных типов и видов, в т. ч. 825 дневных общеобразовательных с общим количеством учащихся 193,4 тыс. чел.1 Основной источник их финансирования — бюджетные средства. Расходы на общее образование занимают первое по значимости место в структуре расходов консолидированного бюджета Омской области на образование в 2011 г. и составляют 59,50 %.

Следует отметить, что четкой тенденции увеличения или уменьшения объема расходов на общее образование в 2007-2010 гг. не наблюдается, однако в 2009 и 2010 гг. данный показатель снижается (табл. 1).

1 См.: Официальный сайт Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Омской области (http://www.omsk.gks.ru).

Таблица 1

Расходы консолидированного бюджета Омской области на общее образование и динамика показателей в 2007-2011 гг.

Показатель 2007 2008 2009 2010 2011 2008 к 2007 2009 к 2008 2010 к 2009 2011 к 2010

Расходы консолидированного бюджета на образование, млн руб. 11 508,19 12 522,96 12 353,49 12 766,48 16 038,43 1014,77 -169,47 412,99 3271,95

Расходы консолидированного бюджета на общее образование, млн руб. 7393,26 7880,92 7677,07 7329,34 9542,38 487,66 -203,85 -347,73 2213,04

Доля расходов консолидированного бюджета на общее образование, % 64,24 62,93 62,14 57,14 59,50 -1,31 пп. -0,79 пп. -5,00 пп. 2,36 пп.

Источник: рассчитано автором на основе данных Федерального казначейства России.

Как видно из табл. 1, доля расходов на общее образование с 2007 по 2011 гг. снизилась на 4,74 %, при этом с 2011 г. наблюдается тенденция увеличения данного показателя. Такая динамика объясняется снижением численности учащихся общеобразовательных учреждений и свидетельствует о приведении объема финансирования в соответствие с демографическими тенденциями региона.

Основным значимым показателем эффективности бюджетных расходов служат результаты ЕГЭ. Анализ в 33 АТЕ Омской области проведем на основе результатов ЕГЭ по математике и русскому языку, полученных выпускниками общеобразовательных школ в 2011 г. (индикаторов результатов), и расходов на образование в 2010 г. в расчете на одного учащегося (индикаторов затрат). Следует отметить, что, поскольку окончание учебного года не совпадает с окончанием финансового, существует временной лаг между расходами на образование и результатами деятельности общеобразовательных учреждений, равный шести месяцам.

В целом результаты ЕГЭ 2011 г. в Омской области оцениваются специалистами как положительные. С ЕГЭ по русскому языку справились 98,8 % выпускников, по математике — 98,7 %.

Для анализа эффективности бюджетных расходов рассчитаем для каждой из 33 АТЕ коэффициент эффективности использования бюджетных средств в общем образовании Кэф по формуле:

(Р1 + Р2)/2

Кэф - —з—.

где Р1 — средний балл ЕГЭ по математике;

Р2 — средний балл ЕГЭ по русскому языку;

З — расходы на общее образование в расчете на одного учащегося, тыс. руб.

Кэф показывает, сколько баллов ЕГЭ по математике и русскому языку обеспечивает каждая тысяча рублей, затраченная на одного учащегося.

Расчет коэффициента эффективности показал, что наибольшая эффективность бюджетных расходов по результатам ЕГЭ достигнута в г. Омске (2,03), а наименьшая — в Седельниковском районе (0,93). Кэф в среднем по Омской области составляет 1,65. Будем считать, что отклонение его значения на уровне 5 % в диапазоне от 1,57 по 1,73 включительно составляет среднюю эффективность, значения свыше 1,73 отнесем к высокой эффективности, а ниже 1,57 — к низкой.

Исходя из этого, разделим 33 АТЕ на три группы:

— АТЕ с высокой эффективностью расходов в образовании;

— АТЕ со средней эффективностью;

— АТЕ с низкой эффективностью.

При этом для каждой из групп рассчитаем процент эффективных и неэффективных бюджетных расходов. Значение коэффициента эффективности г. Омска (2,03) возьмем за основу при расчете для каждой из 33 АТЕ.

Эффективные расходы ЭфР рассчитаем по формуле

Р

ЭфР = -гг—;— : З х 100,

Кэф

т max

где Р — средний балл ЕГЭ по русскому языку и математике;

Кэфтах — наибольший коэффициент эффективности.

Выражение —Р— обозначает потенциально необходимый объем расходов на об-Кэф

max

щее образование для данной территории по сравнению с территорией, где достигнута наивысшая эффективность использования бюджетных средств.

Неэффективные расходы НЭфР рассчитаем по формуле НЭфР = 100 - ЭфР.

К первой группе территорий относятся всего четыре АТЕ (табл. 2).

Таблица 2

Административно-территориальные единицы Омской области с высокой эффективностью бюджетных расходов на общее образование

АТЕ Кэф Рейтинг ЭфР НЭфР

Калачинский район 1,87 3 92,1 7,9

Любинский район 1,80 4 88,7 11,3

Москаленский район 1,93 2 95,1 4,9

г. Омск 2,03 1 100,0 0,0

Источник: рассчитано автором на основе данных решений о бюджетах соответствующих территорий Омской области за 2010 г

Несмотря на то, что в перечисленных в табл. 2 районах среднее значение результата ЕГЭ по математике и русскому языку выше, чем в г. Омске, они уступают областному центру по уровню эффективности использования бюджетных средств в общем образовании. Это свидетельствует о том, что не существует прямой зависимости показателей конечного результата деятельности образовательных учреждений от уровня эффективности расходов. Важно лишь то, сколько единиц результата было получено от единицы ресурсов, а не оценка затрат и степени достижения конечного результата в отдельности, без сопоставления значений данных индикаторов.

В большей степени доминирующее положение г. Омска объясняется самым низким среди всех АТЕ области объемом финансирования общего образования в расчете на одного учащегося — 26,4 тыс. руб.

Во вторую группу АТЕ входят пять муниципальных районов. Здесь ведущее место по эффективности расходов на образование занимает Исилькульский район, но при этом в Омском, Полтавском и Таврическом районах результат ЕГЭ по математике и русскому языку лучше. Неэффективные расходы в АТЕ второй группы составляют от 14,8 % в Исилькульском районе до 22,2 % в Полтавском.

В 24 из 33 муниципальных районов Омской области наблюдается низкая эффективность использования бюджетных средств: уровень неэффективных расходов составляет от 23,6 % в Щербакульском районе до 55,2 % в Седельниковском.

Таким образом, на двух третях административных территорий Омской области процент расходов на общее образование низкий, что свидетельствует о необходимости

принятия мер по повышению эффективности использования выделяемых из бюджета средств общеобразовательными учреждениями региона.

Корреляционно-регрессионный анализ эффективности

В настоящее время сложно представить анализ эффективности бюджетных расходов без применения эконометрических моделей. Корреляционно-регрессионный анализ зарекомендовал себя в мировой и отечественной практике эконометрического моделирования как достаточно эффективный инструмент изучения взаимосвязи экономических явлений. Используем его для анализа эффективности расходов на образование в Омской области.

Эффективность бюджетных расходов зависит более чем от одного фактора, поэтому в корреляционно-регрессионном анализе целесообразно применить модель множественной регрессии линейного вида:

У = 9 + Ь1Х1 + Ь2Х2 + - + ЬР\

где у — зависимая переменная (результативный признак);

хг х2, ..., хр — независимые переменные (факторы);

Ьг Ь2,..., Ьр — параметры регрессии.

Данное уравнение позволяет определить влияние на результативный признак каждого фактора в отдельности при неизменном уровне других факторов.

Мы применили эконометрический пакет EViews, позволяющий выполнить корреляционно-регрессионный анализ и выявить наличие зависимости в анализируемых данных, а затем, используя полученные взаимосвязи, сделать прогноз изучаемых показателей. Были использованы данные по показателям эффективности и факторам по 33 АТЕ за 2010 г. В качестве факторов, влияющих на эффективность расходов на образование, были рассмотрены:

— Х1 — средний балл ЕГЭ по математике и русскому языку;

— Х2 — расходы на образование в расчете на одного учащегося;

— Х3 — численность учащихся общеобразовательных учреждений на начало учебного года;

— Х4 — среднемесячная заработная плата работников муниципальных общеобразовательных учреждений.

Матрица парных коэффициентов корреляции показала, что самая тесная взаимосвязь наблюдается между эффективностью бюджетных расходов в общем образовании и Х2, а затем уже, в порядке ослабевания связи, — Х3, Х1 и Х4 (табл. 3).

Таблица 3

Матрица парных коэффициентов корреляции

У Х1 Х2 Х3 Х4

У 1,000000 0,429515 -0,948160 0,457009 -0,110663

Х1 0,429515 1,000000 -0,239317 -0,012710 0,151154

Х2 -0,948160 -0,239317 1,000000 -0,370083 0,093017

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Х3 0,457009 -0,012710 -0,370083 1,000000 -0,282476

Х4 -0,110663 0,151154 0,093017 -0,282476 1,000000

Источник: рассчитано автором с использованием программы EViews.

Данная матрица позволяет сделать вывод об отсутствии мультиколлинеарности факторов, т. к. значения парных коэффициентов корреляции факторов меньше 0,8. В данном случае ни один фактор не дублирует другие.

При построении уравнения множественной линейной регрессии был использован метод шаговой регрессии, т. е. последовательное включение факторов в уравнение

и проверка их значимости и значимости уравнения в целом. В результате корреляционно-регрессионного анализа эффективности расходов в образовании, проведенного с помощью EViews, получилась следующая модель:

У = 94,70972 + 0,792721 х Х1 - 1,622419 х Х2.

Использование данного уравнения регрессии позволяет сделать следующие выводы:

— при увеличении среднего балла ЕГЭ по математике и русскому языку на единицу эффективность расходов в образовании в Омской области увеличится на 0,79 %, при том же объеме расходов в расчете на одного учащегося;

— при увеличении объема расходов на образование в расчете на одного учащегося на 1 тыс. руб. их эффективность снизится на 1,62 %, при том же среднем балле ЕГЭ по математике и русскому языку.

В данной модели все коэффициенты уравнения значимы на 5%-м уровне. Коэффициент детерминации Я2 равен 0,961739, а это свидетельствует, что наблюдаемые значения лежат близко к регрессионной кривой, описывающей зависимость эффективности расходов на образование от выбранных факторов. Высокое качество полученного уравнения регрессии также подтверждается значением скорректированного Я2 — 0,957781.

Полученная модель взаимосвязи позволяет изучать изменение эффективности расходов на образование в зависимости от изменения объема расходов в расчете на одного учащегося и среднего балла ЕГЭ по математике и русскому языку.

Из проведенного анализа можно сделать следующие выводы. Расходы на общее образование составляют 59,5 % от общего объема расходов консолидированного бюджета Омской области в 2011 г. и имеют тенденцию к увеличению. На двух третях административных территорий процент эффективности расходов на общее образование меньше 50 %, что свидетельствует о необходимости принятия мер по ее повышению в регионе. В частности, нужно провести дополнительный анализ организации образовательного процесса в муниципальных районах с самой низкой эффективностью расходов. В целом же применение эконометрических методов может способствовать оптимизации деятельности министерства образования Омской области и других органов управления при разработке и проведении бюджетной и образовательной политики.

Библиография

1. Афанасьев, М. П. Модернизация государственных финансов: учебное пособие / Под ред. М. П. Афанасьева, И. В. Кривогова. — М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2007. — 439 с.

2. Якобсон, Л. И. Экономика общественного сектора. — М.: Аспект Пресс, 1996. — 318 с.

3. Официальный сайт Министерства финансов Омской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://mf.omskportal.ru.

4. Официальный сайт Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Омской области [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.omsk.gks.ru.

5. Johansson, P.-O. Cost-benefit analysis of environmental change. — Cambridge, New York: Cambridge University Press, 1993.

6. Management accounting / A. A. Atkinson, R. D. Banker, R. S. Kaplan, S. M. Young. — The Robert S. Kaplan series in management. — Prentice Hall, Inc., 1997.

7. Mishan, E. Cost-Benefit Analysis. — London: George Allen and Unwin, 1988.

8. Musgrave, R. A., Musgrave, P. B. Public Finance in Theory and Practice. — 5th ed. — McGraw-Hill, 1989.

9. Stiglitz, J. E. Economics of the Public Sector. — New York: W. W. Norton, 2000.

10. EViews 3.1 Tutorial by Manfred W. Keil to Accompany Introduction to Econometrics by James H. Stock and Mark W. Watson [Электронный ресурс] / Universidad Autonoma de Madrid. — Режим доступа: http://www.uam.es/personal_pdi/economicas/rsmanga/docs/eviews3_1.pdf.

11. EViews 3.1 User’s Guide. Book. 3rd Edition [Электронный ресурс] / Volfy’s page. — Режим доступа: http://volfy.at.ua/Books/EViews/EViewsUG.pdf.

12. Garber, A. M., Phelps, C. E. Economic foundations of cost-effectiveness analysis // Journal of Health Economics. — 1997. — № 16. — P. 1-32.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.