Научная статья на тему 'Направления повышения эффективности распределения средств бюджета на образование'

Направления повышения эффективности распределения средств бюджета на образование Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
403
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНЫЕ РАСХОДЫ / ОБРАЗОВАНИЕ / ОТДАЧА БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ / BUDGET EXPENDITURES / EDUCATION / THE IMPACT OF BUDGET EXPENDITURES / THE EFFICIENCY OF BUDGET EXPENDITURES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Агаян Шушаник Ашотовна

В статье рассматриваются вопросы повышения эффективности бюджетных расходов на образование в Ставропольском крае. При острой ограниченности бюджетных ресурсов проблема эффективности расходования средств бюджетов на образование, вышла на первый план.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DIRECTIONS OF THE INCREASE OF EFFICIENCY OF THE EDUCATION BUDGET DISTRIBUTION

The paper deals with the issues of improving the efficiency of budget spending on education in the Stavropol territory. In case of severe budgetary constraints the problem of the efficiency of spending budget funds on education received first priority.

Текст научной работы на тему «Направления повышения эффективности распределения средств бюджета на образование»

БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА

УДК 330

Агаян Ш.А}

направления повышения эффективности распределения средств бюджета на образование

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы повышения эффективности бюджетных расходов на образование в Ставропольском крае. При острой ограниченности бюджетных ресурсов проблема эффективности расходования средств бюджетов на образование, вышла на первый план.

Ключевые слова: бюджетные расходы, образование, отдача бюджетных расходов, эффективность бюджетных расходов.

Agayan S.

THE DIRECTIONS OF THE INCREASE OF EFFICIENCY OF THE EDUCATION BUDGET DISTRIBUTION

Abstract. The paper deals with the issues of improving the efficiency of budget spending on education in the Stavropol territory. In case of severe budgetary constraints the problem of the efficiency of spending budget funds on education received first priority.

Keywords: budget expenditures, education, the impact of budget expenditures, the efficiency of budget expenditures.

экономический рост и социальное благополучие современного общества зависит от нормально функционирующей системы образования, с достаточным объемом ее финансирования. Бюджетные ресурсы, являясь основным источником финансового обеспечения образовательной сферы, в современных экономических условиях ограничены, поэтому возникает необходимость в повышении эффективности их расходования образовательными учреждениями. Практика показывает, что дополнительно выделенные бюджетные средства не всегда улучшают качество оказываемых образовательных услуг [5].

Термин «эффективность» стал употребляться как экономическая категория впервые в работах Уильяма Петти для обозначения оценки результативности действий государс-

твенных органов власти, и Давида Рикардо, как отношение полученных результатов к затратам. Исходя из этого, под эффективностью расходования бюджетных средств на образование следует понимать соотношение полученного конечного результата деятельности образовательных учреждений с объемом использованных ими бюджетных средств.

Определить насколько эффективно были израсходованы бюджетные средства образовательными учреждениями возможно только на основе сравнительного анализа эффективности бюджетных расходов среди определенных административно-территориальных единиц или образовательных учреждений. Данный анализ предусматривает сравнение объема бюджетных средств на образование определенной территории с тем необходимым объ-

1 Агаян Шушаник Ашотовна, кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры финансов и налогообложения, Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал) Северо-Кавказского федерального университета, г. Пятигорске, e-mail: agayan.lilia@yandex.ru

Shushanik Agayan, Ph.D. in Sociology, Associate Professor, Department of Finance and Taxation, Institute of Service, Tourism and Design (branch) of North Caucasus Federal University, Pyatigorsk, e-mail: agayan.lilia@yandex.ru

емом, который позволил достичь результатов образовательным учреждениям.

Основой для проведения оценки эффективного использования бюджетных средств на образование в Ставропольском крае послужили качественные показатели, отражающие уровень предоставляемых образовательных услуг, а также показатели эффективности (отдача от бюджетных расходов (Effregion j.до), процент эффективных (Eregion j до) и неэффективных бюджетных расходов (inEregion j

до)) [1].

Отдача от использования бюджетных средств рассчитывается как отношение ре-

зультата деятельности в образовании к объему бюджетных средств в расчете на одного обучающегося. Важным показателем результата деятельности дошкольных учреждений является обеспеченность детей дошкольными учреждениями. В 2015 году Ставропольский край занимал 68 место среди субъектов РФ по показателю обеспеченности, а ее доля составила 62,2% (по РФ - 66,2%).

Среди субъектов СКФО (Северо-Кавказского федерального округа) по показателю обеспеченности детей дошкольными учреждениями, Ставропольский край в 2015 году находился на 2 месте.

70 60 50 40 30 20 10 0

=»=58=1-» 5&В-» бг2

♦ 51.3 ♦ 00.0 ♦ 52^Г

-55^"

2005г. 2010г. 2011г. 2012г. 2013г. 2014г. 2015г.

Рисунок 1 — Динамика обеспеченности детей дошкольными учреждениями в Ставропольском крае в 2005—2015 гг. [2]

Для общеобразовательных учреждений по- дарственного экзамена (ЕГЭ) по двум основ-казателем результативности их деятельности ным предметам (математике и русскому язы-может послужить средний балл единого госу- ку).

99 98 97 96 95 94 93 92 91

Рисунок 2 — Доля выпускников общеобразовательных учреждений Ставропольского края с положительными результатами от числа участников ЕГЭ в 2015 году, % [4]

По показателю отдачи от бюджетных рас- место, уступая лидирующие позиции Кабар-ходов на дошкольное образование по СКФО дино-Балкарской Республике (1 место), Рес-за 2015 год Ставропольский край занимает 3 публике Северная Осетия - Алания (2 место).

Таблица 1 - Расчет показателя отдачи от бюджетных расходов на дошкольное образование по СКФО за 2015 год [2]

Обеспечен- Расходы Численность Расходы бюджета

Субъект РФ ность детей дошкольными учреждениями, % бюджета на дошкольное образование, млн. руб. детей, получающих дошкольную образовательную услугу, тыс. чел. на дошкольное образование в расчете на 1 ребенка, тыс. руб. Effregion Рейтинг

Кабардино-Балкарская Респуб- 66,1 2151,4 49,4 43,5 1,5 1

лика

Республика Северная Осетия - Алания 59 2112,9 33 64 0,9 2

Ставропольский край 62,2 9730,6 124,6 78 0,8 3

Показатель отдачи бюджетных расходов на дошкольное образование (Ейг^юп j.до) по Ставропольскому краю составил 0,8, что означает следующее: эффект обеспеченности детей дошкольными учреждениями в крае при расходовании на одного ребенка 1 тыс. руб. бюджетных средств составляет 0,8%.

Среди АТЕ Ставропольского края обеспеченность детей дошкольными учреждениями согласно данным государственной статистики на высоком уровне в г. Лермонтове - 82,6% (в 2015 году - 1 место), и самом низком уровне в Предгорном муниципальном районе - 40,3% (в 2015 году - 34 место).

\ 73

74,5

76,2

\ 77,8

81,7

82,6

1 1 1 1 1

20

40

60

80

100

■ Буденновский мун.р-он

■ Апанасенковский мун.р-он

□ Петровский мун.р-он

□ Туркменский мун. Р-он

■ Грачевский мун.р-он

■ Красногвардейский мун.р-он

□ Изобильненский мун.р-он

■ г. Железноводск

□ г. Ставрополь

■ г. Пятигорск

□ г. Ессентуки

□ г. Невынномысск

■ г. Георгиевск

□ г. Лермонтов

Рисунок 3 — АТЕ Ставропольского края с высокой долей обеспеченности детей дошкольными учреждениями в 2015 г. [2, 3]

Наибольший показатель отдачи от бюджетных расходов на дошкольное образование достигнут в Грачевском муниципальном районе

(1, 3), а наименьший - в Александровском и Андроповском (0,4), Степновском (0,5) муниципальных районах.

Effregionj

0,5

1,5

■ Кочубеевский мун.р-он

■ Левокумский мун.р-он

■ Петровский мун.р-он

□ г.Ставрополь

□ Туркменский мун.р-он

■ г.Железноводск

■ Красногвардейский мун.р-он

□ г.Пятигорск

■ Изобильненский мун.р-он

Рисунок 4 — АТЕ Ставропольского края с высокой отдачей от бюджетных расходов на

дошкольное образование [2, 3]

inEregion j,%

Eregion j,%

20

40

■ Кочубеевский мун.р-он

■ Левокумский мун.р-он

■ Петровский мун.р-он

□ г.Ставрополь

□ Туркменский мун.р-он

■ г.Железноводск

■ Красногвардейский мун.р-он

□ г.Пятигорск

■ Изобильненский мун.р-он

□ Шпаковский мун.р-он

■ г.Ессентуки

□ г.Георгиевск

□ г.Невынномыск

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ г. Лермонтов

□ Грачевский мун.р-он

60

80

100

120

Рисунок 5 — АТЕ Ставропольского края с высоким процентом эффективных бюджетных

расходов на дошкольное образование [2, 3]

Наибольшая отдача от бюджетных расходов на общее образование по результатам ЕГэ по математике и русскому языку достигнута в г. Лермонтове (1,3), а наименьшая - в Левокум-ском муниципальном районе (0,66). К группе

АТЕ Ставропольского края с высокой эффективностью бюджетных расходов на общее образование относятся 14 АТЕ Ставропольского края с разбросом отдачи бюджетных расходов в общем образовании от 1,01 до 1,3 (Рисунок 6, 7).

Effregionj

0,5

1,5

■ г.Минводы

■ Новоалександровский мун.р-он

■ Предгорный мун.р-он

□ Нефтекумский мун.р-он

□ Апанасенковский мун.р-он

■ г.Железноводск

■ Кировский мун.р-он

□ г.Пятигорск

■ Новоселицкий мун.р-он

□ Шпаковский мун.р-он

■ г.Ессентуки

□ Георгиевский мун.р-он

□ г.Невынномыск

■ г. Лермонтов

Рисунок 6 — АТЕ Ставропольского края с высокой отдачей от бюджетных расходов на

общее образование [2, 3]

inEregion j,%

Eregion j,%

■ г.Минводы

■ Новоалександровский мун.р-он

■ Предгорный мун.р-он

□ Нефтекумский мун.р-он

□ Апанасенковский мун.р-он

■ г.Железноводск

■ Кировский мун.р-он

□ г.Пятигорск

■ Новоселицкий мун.р-он

□ Шпаковский мун.р-он

■ г.Ессентуки

□ Георгиевский мун.р-он

□ г.Невынномыск

■ г. Лермонтов

20

40

60

80

100

120

Рисунок 7 — АТЕ Ставропольского края с высоким процентом эффективных бюджетных

расходов на общее образование [2, 3]

Несмотря на то, что в Апанасенковском, Кировском, Новоалександровском, Шпаковс-ком районах, г. Ессентуки, г. Невинномысске среднее значение результата ЕГЭ по математике и русскому языку выше, чем в г. Лермонтове, данные шесть административно - территориальных единиц Ставропольского края уступают г. Лермонтову по результатам показателя эффективности бюджетных средств в общем образовании. Это еще раз доказывает, что достижение высоких показателей результатов деятельности общеобразовательными учреждениями означают высокий уровень

эффективности бюджетных расходов. В данном случае необходимо учитывать объем израсходованных бюджетных средств на достижение этих высоких показателей результатов деятельности.

По результатам проведенного анализа отметим, что среди субъектов Ставропольского края Грачевский муниципальный район занимает лидирующее место по показателю эффективности расходования бюджетных средств на дошкольное образование, а г. Лермонтов - лидирующее место по показателю эффективности расходования бюджетных средств

на общее образование. Таких результатов могут добиться все территории Ставропольского края.

К группе с низкой эффективностью бюджетных расходов по дошкольному и общему образованию относится значительное количество АТЕ Ставропольского края в 2015 году (15 из 34 АТЕ). Доля АТЕ края с низким процентом эффективных бюджетных расходов на дошкольное и общее образование составила 44%.

Полученные результаты анализа финансового обеспечения сферы образования в Ставропольском крае свидетельствуют о необходимости дальнейшего совершенствования механизма финансирования системы образования. Это возможно путем преобразования механизма распределения бюджетных средств между образовательными учреждениями в зависимости от результатов их деятельности.

Направлением повышения качества бюджетного планирования является переход на нормативно-подушевое финансирование. Нормативный подход предусматривает распределение бюджетных средств образовательным организациям на основе показателей

нормативных затрат и не учитывает результативность финансируемых работ, услуг. Данный метод имеет два существенных недостатка:

1) способствует повышению заинтересованности казенных и бюджетных учреждений к росту фактических бюджетных расходов в текущем году для обеспечения увеличения бюджетных средств в следующем году;

2) отсутствует стимул улучшению показателей результатов деятельности образовательных учреждений, так как эти показатели при распределении бюджетных средств не учитываются [5].

Механизм распределения бюджетных средств между образовательными учреждениями в зависимости от результатов их деятельности предусматривает планирование бюджетных средств каждому отдельному образовательному учреждению на основе оценки фактических результатов их деятельности в предыдущем финансовом году, проведенный уполномоченным органом государственной или муниципальной власти, с применением механизма нормативно-подушевого финансирования (Рисунок 8).

Рисунок 8 — Механизм планирования бюджетных расходов на образование

Реализация нового механизма распределения бюджетных средств между образовательными учреждениями на основании фактических результатов их деятельности осуществляется по следующим этапам:

1) Определяется объем бюджетных средств каждому образовательному учреждению в планируемом финансовом году на основе применения механизма нормативно-подушевого финансирования.

2) Группировка образовательных учреждений, по результатам деятельности исходя из оценки достигнутых ими результатов деятельности.

Среди общеобразовательных учреждений группировку следует производить для каждой

административно-территориальной единицы, поскольку в соответствии с Федеральным законом РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-Ф3 финансовые ресурсы на общее образование выделяются из бюджетов разных уровней бюджетной системы (регионального бюджета, бюджетов муниципальных районов, бюджетов городских округов).

3) Корректировка объема бюджетных средств образовательному учреждению в планируемом финансовом году в зависимости от группы результативности по итогам предыдущего года на «коэффициент распределения бюджетных расходов».

Рисунок 9 — Этапы реализация новой технологии распределения бюджетных средств между образовательными учреждениями в зависимости от результатов деятельности

Реализация нового механизма распределения бюджетных средств среди образовательных учреждений позволит увязать результаты их деятельности в предыдущем финансовом году к объему финансирования на следующий финансовый год, и тем самым усовершенствовать порядок планирования бюджетных расходов на образование. 156

Представленный механизм представляет целостную систему, имеющую практическую значимость для федеральных, региональных и муниципальных органов власти при проведении политики, направленной на повышение эффективности бюджетных расходов на образование.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Марков С.Н. Методика оценки эффективности использования бюджетных средств образовательными учреждениями // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2012. № 7. [Электронный ресурс]. URL: http://uecs.ru/finansi-i-kredit/item/1446-2012-07-18-06-05-48

2. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2016: Р32 Стат. сб. / Росстат. М., 2016. 1326 с.

3. Решения о бюджетах муниципальных районов и городских округов Ставропольского края за 2015 год [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/

4. Статистический ежегодник Ставропольский край, 2016: Стат. сб / Ставропольстат. Ставрополь, 2016. 337 с.

5. Джурбина Е.М., Агаян Ш.А., Дышеков М.А. Направления совершенствования механизма финансирования сферы государственного образования // Международное научное издание «Современные фундаментальные и прикладные исследования» / International scientific periodical «Modern fundamental and applied researches». Кисловодск: Изд-во УЦ «МАГИСТР», 2017. № 1 (24). С. 136-140.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.