Научная статья на тему 'Разработка показателей оценки эффективности бюджетных расходов на образование'

Разработка показателей оценки эффективности бюджетных расходов на образование Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
498
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / БЮДЖЕТНЫЕ РАСХОДЫ / FISCAL SPENDING / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / EFFICIENCY / ЭФФЕКТИВНЫЕ БЮДЖЕТНЫЕ РАСХОДЫ / EFFICIENT BUDGET SPENDING / НЕЭФФЕКТИВНЫЕ БЮДЖЕТНЫЕ РАСХОДЫ / INEFFICIENT BUDGET SPENDING / COST-EFFECTIVE COSTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Марков Сергей Н.

Статья посвящена разработке показателей оценки эффективности бюджетных расходов на образование. В качестве таких показателей автором предложены отдача от бюджетных расходов на образование, процент эффективных и процент неэффективных бюджетных расходов на образование. Разработанные показатели могут использоваться финансовыми органами при проведении мониторинга эффективности бюджетных расходов на образование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF INDICATORS TO MEASURE THE EFFECTIVENESS OF BUDGET EXPENDITURE ON EDUCATION

Article is devoted to the development of indicators to measure the efficiency of public spending on education. As such indicators proposed by the author returns to the budget expenditure on education, the percentage of effective and ineffective percentage of budget expenditures on education. Developed indicators can be used by financial authorities in monitoring the effectiveness of budget spending on education.

Текст научной работы на тему «Разработка показателей оценки эффективности бюджетных расходов на образование»

УДК 336.6 © С.Н. Марков

С.Н. Марков

РАЗРАБОТКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ

Статья посвящена разработке показателей оценки эффективности бюджетных расходов на образование. В качестве таких показателей автором предложены отдача от бюджетных расходов на образование, процент эффективных и процент неэффективных бюджетных расходов на образование. Разработанные показатели могут использоваться финансовыми органами при проведении мониторинга эффективности бюджетных расходов на образование.

Ключевые слова: образование, бюджетные расходы, эффективность, эффективные бюджетные расходы, неэффективные бюджетные расходы.

Полноценное существование сферы образования, способствующей экономическому росту и социальному благополучию общества, предполагает достаточный уровень ее финансового обеспечения, основным источником которого являются средства бюджетов всех уровней. Однако бюджетные ресурсы ограничены, и в связи с этим возникает проблема, связанная с повышением эффективности расходования бюджетных средств на образование. Эта проблема заключается в том, что не всегда выделение дополнительных объемов бюджетного финансирования на образование приводит к улучшению качества предоставления образовательных услуг.

Одним из главных инструментов повышения эффективности бюджетных расходов в сфере образования является оценка эффективности расходов бюджета с точки зрения их влияния на результаты образовательного процесса. Необходимо отметить, что в настоящее время не существует общепринятой методики, разработанных показателей оценки эффективности расходов бюджета на образование. В этой связи, данное исследование представляется актуальным и вносит определенный вклад в приращение научного знания в части оценки эффективности бюджетных расходов на образование.

Анализ отечественной и зарубежной литературы по вопросам трактовки понятий «эффективность» и «эффективность бюджетных расходов» показывает, что отсутствует единое понимание данных терминов. Одни экономисты определяют понятия «эффективность» и «эффективность бюджетных расходов» через отношение затрат и результатов (А. В. Бачурин, Ф.И. Шахмалов, Е.Е. Румянцева, А.О. Виричев), вторые - через степень соответствия результатов цели (М.П. Придачук), третьи - отождествляют с результативностью (Л.П. Кураков, В.Л. Кураков, А.К. Осипов, В.Н. Аникин, О.В. Котлячков, Э.К. Конярова, Т.А. Ильина, А.Ю. Москвин).

Однако в связи с тем, что вывод об имеющейся эффективности бюджетных расходов на образование можно сделать только на основе сравнительного анализа эффективности бюджетных расходов на образование среди определенных территорий либо образовательных учреждений, то требуется формирование нового подхода к понятию эффективности бюджетных расходов на образование.

С нашей точки зрения, эффективность бюджетных расходов на образование - это сравнение объема бюджетных расходов на образование, использованного определенной территорией, с объемом, потенциально необходимым для достижения результатов деятельности, полученных образовательными учреждениями в сравниваемой территории.

При этом под потенциально необходимым объемом бюджетных расходов на образование понимается объем бюджетных расходов на образование сравниваемой территории, необходимый для достижения результатов деятельности, полученных образовательными учреждениями в сравниваемой территории, относительно территории, где получена наивысшая отдача от бюджетных расходов на образование.

Под отдачей от бюджетных расходов на образование будем понимать показатель, показывающий какую часть результатов деятельности, полученных образовательными учреждениями в определенной территории, обеспечивает каждая 1 тыс. руб., затраченная из бюджета территории на образование в расчете на одного обучающегося.

Таким образом, основным отличием авторской трактовки «эффективность бюджетных расходов на образование» от существующих определений является включение в это понятие необходимости применения сравнительного анализа при оценке эффективности бюджетных расходов на образование.

Оценку эффективности бюджетных расходов на образование можно определить как процедуру по сопоставлению полученных результатов в сфере образования и объемов бюджетных расходов на образование, осуществляемую соответствующими уполномоченными государственными (муниципальными) органами [2, с.44].

В качестве объекта оценки могут выступать:

- бюджетные расходы на образование административно - территориальной единицы в целом по образованию;

- бюджетные расходы на образование административно - территориальной единицы по уровням образования;

- бюджетные расходы, использованные образовательным учреждением.

Для оценки эффективности бюджетных расходов в сфере общего образования можно предложить следующие показатели [2]:

1. Отдача от бюджетных расходов на образование в АТЕ.

2. Процент эффективных бюджетных расходов на образование в АТЕ.

3. Процент неэффективных бюджетных расходов на образование в АТЕ.

Необходимо отметить, что при расчете данных показателей под результатом образовательной деятельности в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами понимаются метапредметные результаты образовательной деятельности, т.е. способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов».

Отдачу от бюджетных расходов на образование в ATE рассчитаем по формуле [2, с. 44]:

Rii

Effregionj Я,

(1)

где Effregl0n j -отдача от бюджетных расходов на образование в j-той АТЕ;

Rlj - i-тый результат образовательной деятельности в j-той АТЕ;

Zj - бюджетные расходы на образование в расчете на одного обучающегося в j-той АТЕ.

Показатель отдачи от бюджетных расходов на образование показывает, сколько единиц полученного результата образовательной деятельности в административно-территориальной единице обеспечивают использованные данной территорией бюджетные расходы на образование в расчете на одного обучающегося.

Процент эффективных бюджетных расходов на образование в АТЕ можно рассчитать по

одному результату образовательной деятельности и по совокупности результатов.

Процент эффективных бюджетных расходов на образование в АТЕ по одному результату образовательной деятельности в АТЕ можно рассчитать по формуле [2, с.44]:

Ri) zj

Eregion j = R i jmax(l ...n) ; Zjinax(l„.n) * 100%,

(2)

где Eregl0n j - процент эффективных бюджетных расходов на образование в j-той АТЕ по одному результату образовательной деятельности;

Rij - i-тый результат образовательной деятельности в j-той АТЕ;

Ri jmax о. n) - i-тый результат образовательной деятельности в АТЕ, имеющей максимальную отдачу от бюджетных расходов на образование среди n количества АТЕ;

Zj - бюджетные расходы на образование в расчете на одного обучающегося j-той АТЕ;

Zj max (1.n) - бюджетные расходы на образование в расчете на одного обучающегося в АТЕ, имеющей максимальную отдачу от бюджетных расходов на образование среди n количества ATE.

Rij - Zjmaxil ...n)

В формуле (3) выражение R i i»iax(i... и) обозначает потенциально необходимый объем бюджетных расходов на образование для оцениваемой АТЕ, т.е. объем бюджетных расходов на образование оцениваемой АТЕ, необходимый для достижения фактически полученного результата образовательной деятельности в оцениваемой АТЕ, относительно АТЕ, где получена максимальная отдача от бюджетных расходов на образование среди всех сравниваемых АТЕ.

Процент эффективных бюджетных расходов на образование в АТЕ по совокупности результатов образовательной деятельности в АТЕ можно рассчитать по формуле [2, с.45]:

Eregion jj] = Zjmax(l ,..n) *

100%, (3)

где Eregion - процент эффективных

бюджетных расходов на образование в j-той АТЕ по совокупности результатов образовательной деятельности.

Ri(1... m) j - i-тый результат образовательной деятельности в j-той АТЕ по числу результатов образовательной деятельности m;

Ri(1... m) jmax (1n) - i-тый результат образовательной деятельности АТЕ по числу результатов образовательной деятельности m в АТЕ, имеющей максимальную отдачу от бюджетных расходов на образование среди n количества АТЕ;

Zj - бюджетные расходы на образование в расчете на одного обучающегося j-той АТЕ;

Zj max (i. n) - бюджетные расходы на образование в расчете на одного обучающегося в АТЕ, имеющей максимальную отдачу от бюджетных расходов на образование среди n количества АТЕ.

Процент неэффективных бюджетных расходов на образование в АТЕ можно рассчитать по одному результату образовательной деятельности и по совокупности результатов.

Процент неэффективных бюджетных расходов на образование в АТЕ по одному результату образовательной деятельности в АТЕ можно рассчитать по формуле [2, с.45]:

Rü zj

inEregiOIlj =(1 - Rijnii-t(l-.n) ; ZjmaxÜ n))* 100%,

(4)

где inEregion j - процент неэффективных бюджетных расходов на образование в j-той АТЕ по одному результату образовательной деятельности;

Rij - i-тый результат образовательной деятельности в j-той АТЕ;

Ri jmax (l n) - i-тый результат образовательной деятельности в АТЕ, имеющей максимальный эффект от бюджетных расходов на образование среди n количества АТЕ;

Zj - бюджетные расходы на образование в расчете на одного обучающегося j-той АТЕ;

Zj max (L n) - бюджетные расходы на образование в расчете на одного обучающегося в АТЕ, имеющей максимальную отдачу от бюджетных расходов на образование среди n количества АТЕ.

Процент неэффективных бюджетных расходов на образование в АТЕ по совокупности результатов образовательной деятельности в ATE можно рассчитать по формуле [2, с.46]:

inEregiOIl jX =(1 - ( -m)jmaS(l ..„))'

Zj

и")) * 100%, (5)

где inEregion - процент неэффективных бюджетных расходов на образование в j-той АТЕ по совокупности результатов образовательной деятельности.

Ri(1... m) j - i-тый результат образовательной деятельности в j-той АТЕ по числу результатов образовательной деятельности m;

Ri(1... m) jmax (1n) - i-тый результат образовательной деятельности АТЕ по числу результатов образовательной деятельности m в АТЕ, имеющей максимальную отдачу от бюджетных расходов на образование среди n количества АТЕ;

Zj - бюджетные расходы на образование в расчете на одного обучающегося j-той АТЕ;

Zj max (L n) - бюджетные расходы на образование в расчете на одного обучающегося в АТЕ, имеющей максимальную отдачу от бюджетных расходов на образование среди n количества АТЕ.

Расчет показателей эффективности бюджетных расходов на образование в АТЕ можно проводить как на основе одного результата образовательной деятельности, пользуясь формулами (1), (2), (4), так и на основе совокупности результатов, пользуясь формулами (1), (3), (5).

При этом оценка эффективности бюджетных расходов на образование, проведенная по множеству результатов будет более объективной.

Поскольку в каждом типе и виде образовательных учреждений имеются свои специфические показатели результатов деятельности образовательных учреждений, определим для каждого уровня образования показатели результатов деятельности образовательных учреждений. Показатели результатов деятельности образовательных учреждений в зависимости от содержащейся в них информации можно классифицировать на качественные и количественные, при этом качественные показатели характеризуют качество предоставления государственных и муниципальных образовательных услуг, а количественные - содержат характеристики количества учреждений и числа учащихся в них (табл.).

Таблица

Показатели результатов деятельности образовательных учреждений

Уровень образования Показатели

Качественные Количественные

Дошкольное образование - обеспеченность детей дошкольными учреждениями; - доля детей в возрасте 1-6 лет, состоящих на учете для определения в дошкольные учреждения, в общей численности детей в возрасте 1-6 лет - численность детей, посещающих дошкольные учреждения, на конец отчетного года; - численность детей, состоящих на учете для определения в дошкольные учреждения на конец отчетного года; - число дошкольных учреждений; - число мест в дошкольных учреждениях на конец отчетного года

Общее образование - средний балл ЕГЭ по двум предметам (математике и русскому языку); - число победителей в олимпиадах - численность учащихся на начало учебного года; - число общеобразовательных учреждений; - численность обучающихся, получивших аттестат об основном и среднем (полном) общем образовании

Профессиональное (начальное, среднее, высшее, послевузовское) образование - процент трудоустроившихся выпускников в первый год после окончания обучения - численность студентов на начало учебного года; - число учреждений профессионального образования; - численность принятых на обучение; - численность иностранных студентов

Необходимо отметить, что при определении круга показателей результатов деятельности образовательных учреждений существует сложность перевода в количественный или стоимостной эквивалент показателей социального эффекта деятельности образовательных учреждений. Социальный эффект от финансирования сферы образования объективно измерить очень трудно, однако возможно с помощью качественных показателей результатов деятельности образовательных учреждений.

В качестве главного результата деятельности общеобразовательного учреждения в проведенном исследовании для расчета показателей эффективности бюджетных используется средний балл единого государственного экзамена (ЕГЭ) по двум предметам (русскому языку и математике).

Выбор среднего балла ЕГЭ по двум предметам (русскому языку и математике) в качестве главного результата деятельности общеобразовательного учреждения в исследовании обусловлен тем, что:

1) ЕГЭ позволяет проверять и оценивать знания выпускников;

2) контрольно-измерительные материалы, используемые в ЕГЭ, имеют единый уровень сложности для всех тестируемых;

3) оценка результатов ЕГЭ имеет независимый характер;

4) ЕГЭ по русскому языку и математике -обязательные экзамены для всех выпускников;

5) ЕГЭ является универсальным измерителем, позволяющим сравнивать результаты деятельности общеобразовательных учреждений по всей стране.

Кроме этого к положительной стороне ЕГЭ, как формы проверки знаний обучающихся, можно отнести возможность совмещения выпускных экзаменов в общеобразовательном учреждении и вступительных экзаменов одновременно в нескольких высших и средних учебных заведениях по всей стране;

При этом хочется отметить основные недостатки ЕГЭ как формы проверки знаний обучающихся:

1) ЕГЭ слабо проверяет способность рассуждать и обобщать знания (по гуманитарным предметам);

2) при заполнении бланка ответов ЕГЭ требуется максимальная аккуратность обучающегося, т.к. части А и В ЕГЭ проверяются машиной;

3) в ЕГЭ по гуманитарным предметам часто спорные варианты ответов.

Таким образом, ЕГЭ можно охарактеризовать как форму проверки знаний выпускников общеобразовательных учреждений, устанавливаемую государством, единую для всех выпускников, имеющую независимый характер оценки, сочетающую функции выпускных экзаменов и вступительных испытаний. Все это, несмотря на

имеющиеся недостатки ЕГЭ, позволяет определить средний балл ЕГЭ по двум предметам (русскому языку и математике) в качестве главного показателя результатов деятельности образовательных учреждений расходов, который можно принять основой для проведения оценки эффективности бюджетных расходов на образование в Омской области.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов оценки эффективности бюджетных расходов на образование на уровне административно - территориальных единиц с использованием предложенных автором формул финансовыми

органами различных уровней при выработке направлений бюджетной и образовательной политики в соответствующей территории, органами управления образованием при проведении мониторинга эффективности использования бюджетных расходов образовательными учреждениями с целью определения проблемных моментов в деятельности образовательных учреждений и определения путей их решения, разработки мероприятий по снижению неэффективных бюджетных расходов, выявления резервов по повышению эффективности бюджетных расходов на образование.

Библиографический список

1. Марков С.Н. Методика оценки эффективности использования бюджетных средств образовательными учреждениями / С.Н. Марков // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2012. - № 7. - Режим доступа: http://uecs.ru/finansi-i-kredit/item/1446-2012-07-18-06-05-48, свободный.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Марков С.Н. Показатели эффективности бюджетных расходов на образование / С. Н. Марков // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2013. - № 4. - С. 43-51.

DEVELOPMENT OF INDICATORS TO MEASURE THE EFFECTIVENESS OF BUDGET EXPENDITURE ON EDUCATION

Sergey N. Markov,

senior lecturer, Siberian Institute of Business and Information Technologies

Abstract. Article is devoted to the development of indicators to measure the efficiency of public spending on education. As such indicators proposed by the author returns to the budget expenditure on education, the percentage of effective and ineffective percentage of budget expenditures on education. Developed indicators can be used by financial authorities in monitoring the effectiveness of budget spending on education.

Keywords: education, fiscal spending, efficiency, cost-effective costs, inefficient budget spending.

Сведения об авторе:

Марков Сергей Николаевич - старший преподаватель кафедры менеджмента Сибирского института бизнеса и информационных технологий (г. Омск, Российская Федерация), e-mail: Markovsn79@mail.ru.

Статья поступила в редакцию 30.05.2014.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.