Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОСТЬ АВТОСТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ЭФФЕКТИВНОСТЬ АВТОСТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
228
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОСТРАХОВАНИЕ В РОССИИ / РИСКОВОЕ СТРАХОВАНИЕ / ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ АВТОСТРАХОВАНИЯ / КОМБИНИРОВАННЫЙ КОЭФФИЦИЕНТ УБЫТОЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Туленты Дмитрий Сергеевич

В статье рассмотрены показатели эффективности российского рынка автострахования для различных участников страховых отношений - страхователей, страховщиков и общества в целом. Автор оценивает возможность корректного использования широко распространенных и применяемых в настоящее время показателей эффективности автострахования и предлагает новые показатели для более достоверной оценки эффективности такого страхования и управления им на государственном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Туленты Дмитрий Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFICIENCY OF AUTO INSURANCE IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article considers the performance indicators of the Russian auto insurance market for various participants in insurance relations - policyholders, insurers and society as a whole. The author evaluates the possibility of correct use of widely used and currently used indicators of the effectiveness of motor insurance and proposes new indicators for a more reliable assessment of the effectiveness of such insurance and its management at the state level.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОСТЬ АВТОСТРАХОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

001: 10.24412/2072-4098-2022-9252-54-65

Эффективность автострахования в Российской Федерации *

Д.С. Туленты

доцент департамента страхования и экономики социальной сферы Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, кандидат экономических наук (г. Москва)

Дмитрий Сергеевич Туленты, [email protected]

Рассмотрение особенностей рынка автострахования целесообразно начать с показателей, которые традиционно используются при исследовании страхового рынка. Прежде всего это абсолютные количественные показатели, к которым можно отнести следующие:

• оплаченные (подписанные) страховые премии;

• количество заключенных договоров страхования;

• оплаченные убытки по страховым случаям;

• количество страховых случаев;

• размер и структура капитала/активов страховщиков;

• размер страховых резервов и т. д.

Прежде чем перейти к анализу абсолютных показателей, следует обратить внимание на методологические проблемы в этой области. Сводные абсолютные характеристики страхового рынка принято использовать для аналитических целей как в нашей стране, так и в большинстве государств с развитыми страховыми рынками. Однако такой подход, на мой взгляд, требует дополнительного осмысления и обоснования.

Дело в том, что в большинстве стран существует нормативное правовое разделение и обособление рынков страхования жизни (life insurance) и страхования иного, чем страхование жизни (non-life insurance). Исходя из этого представляется обоснован-

ным вывод о том, что сводные абсолютные показатели единого национального страхового рынка, если и могут использоваться, то исключительно на самом высоком уровне обобщения, для оценки общих тенденций и пропорций отрасли в целом. Для более конкретных целей, в частности для оценки эффективности отдельных сегментов российского страхового рынка, целесообразно выделить две не связанные друг с другом области - страхование жизни и страхование иных объектов (рисковое страхование). На каждом из этих рынков действуют разные страховщики (на практике они могут объединяться в страховые группы, но остаются обособленными и суверенными страховщиками), применяются различные нормы и инструменты регулирования, функционируют несвязанные финансовые потоки.

Исходя из предложенной концепции двух областей национального страхового рынка рынок автострахования следует отнести к области рискового страхования и основывать анализ его эффективности на показателях именного этого сегмента. В таблице 1 приведены некоторые характеристики рынков рискового страхования и автострахования в Российской Федерации за период с 2016 по 2021 год.

Данные таблицы 1 свидетельствуют о том, что за последние 5 лет рынок рискового страхования показывает небольшой, но устойчивый рост. Так, за 2016-2021 годы

Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финансовому университету при Правительстве Российской Федерации.

*

Таблица 1

Характеристики российского рынка рискового страхования и основных видов автострахования за период 2016-2021 годы 1

Показатель Год

2016 2017 2018 2019 2020 2021

Количество договоров автострахования, тыс. ед., в том числе: КАСКО 167 797 198 112 202 556 207 807 175 384 235 915

3 618 3 933 4 731 4 860 5 251 5 410

ОСАГО 38 140 38 164 39 704 35 259 35 539 39 924

Страховые премии, млн р., в том числе: страхование иное, чем страхование жизни 1 180 632 1 278 841 1 479 501 1 480 190 1 540 919 1 808 289

964 892 947 304 1 027 101 1 070 842 1 110 281 1 317154

КАСКО 170 672 162 496 168 692 170 492 175 710 204 950

ОСАГО 234 369 222 076 225 965 213 939 220 304 218 232

Доля премий по автострахованию в премиях по страхованию иному, чем страхование жизни,% 42,0 40,6 38,4 35,9 35,7 32,1

Количество страховых случаев, тыс. ед., в том числе: КАСКО 21 513 28 481 н/д н/д н/д 51 858

1 304 1 033 907 945 898 945

ОСАГО 2 777 2 805 2 369 2 027 1 878 2 151

Страховые выплаты, млн р., в том числе: страхование иное, чем страхование жизни 505 710 507 722 522 468 609 608 659 265 720 636

475 727 471 235 455 397 476 187 523 457 521 632

КАСКО 97 473 83 344 83 254 97 174 97 994 108 448

ОСАГО 172 646 175 516 137 902 141 218 137 630 143 556

Доля выплат по автострахованию в выплатах по страхованию иному, чем страхование жизни,% 56,8 54,9 48,6 50,1 45,0 48,3

страховые премии возросли с 965 до 1 317 миллионов рублей (+36 процентов, или 5-6 процентов в год), а страховые выплаты - с 476 до 522 миллионов рублей (+10 процентов, или 1,5-2 процента в год) соответственно. Кроме этого, легко видеть, что страхование средств автомобильного транспорта (КАСКО) и обязательное стра-

хование автогражданской ответственности (ОСАГО) в совокупности занимают 32-42 процента от рынка рискового страхования по страховым премиям и 45-57 процентов по страховым выплатам, то есть автострахование является наиболее крупным сегментом рынка рискового страхования.

Необходимо отметить, что абсолютные

1 Таблица сформирована автором на основании данных Банка России. Ш1_: https://cbr.ru/insurance/reporting_ э1а1/

показатели отражают лишь количественные размеры (границы) сегмента автострахования. В целях оценки его эффективности целесообразно выявить, насколько указанные количественные параметры отражают реализацию сущности и социально-экономических функций автострахования. Страхователю эффективное страхование должно обеспечивать надежную страховую защиту его интересов, связанных с владением собственным автомобилем, а также с обязанностью возмещать ущерб в случае дорожно-транспортного происшествия (далее - ДТП) по приемлемой цене. Для страховщиков же эффективность в первую очередь проявляется в формировании сбалансированного, динамично развивающегося и рентабельного страхового портфеля и достижении на этой основе своих краткосрочных и долгосрочных бизнес-целей.

В эффективном автостраховании заинтересовано общество в целом, что прежде всего проявляется в надежной защите за счет резервов страховых компаний экономических интересов владельцев автомобилей и социальной защите пострадавших в ДТП. Государство также заинтересовано в наличии инвестиционных ресурсов страховщиков и их участии в финансировании мероприятий по снижению аварийности на дорогах.

Для решения задачи оценки эффективности автострахования абсолютные показатели необходимо дополнить относительными, среди которых наиболее распространенными в международной и российской практике являются коэффициент убыточности (далее также - КУ) и коэффициент расходов.

Коэффициент убыточности представляет собой отношение состоявшихся суммарных

убытков 2 к «заработанной» на момент выплаты возмещений страховщиком страховой премии, то есть к части всех страховых премий, приходящихся на истекшие периоды действия всех договоров страхования 3. Опыт применения КУ показывает, что этот коэффициент достаточно адекватно и точно характеризует результаты собственно страховой деятельности, учитывает длительность договоров страхования и вероятность неисполненных на текущий момент обязательств страховщика. На основе КУ может быть оценена эффективность страховых операций по автострахованию для страховщика с точки зрения их рентабельности и соответствия запланированному андеррай-терскому результату (соотношению страховых премий и выплат).

С точки зрения страхователей этот показатель также важен, так как показывает, какая часть страховой премии направляется страховщиком на выполнение страховых обязательств. Несмотря на то, что КУ фактически отражает результат, имеющий отношение ко всей совокупности страхователей конкретной страховой компании, этот коэффициент принципиально важен для любого страхователя, поскольку каждый страхователь потенциально может пострадать от страхового случая.

На первый взгляд характеристика значения КУ для страховщика и страхователя является разнонаправленной - чем ниже коэффициент убыточности, тем выше текущая рентабельность страховых операций и потенциальная прибыль страховщика и, наоборот, высокий коэффициент убыточности свидетельствует о готовности страховщика к справедливой компенсации убытков по страховым случаям, отсутствии (или низ-

2 До 1 января 2023 года рассчитываются в соответствии с положением Банка России от 4 сентября 2015 года № 491-П «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета в страховых организациях и обществах взаимного страхования, расположенных на территории Российской Федерации». С 1 марта 2023 года будут рассчитываться в соответствии с положением Банка России от 16 ноября 2021 года № 781-П «О требованиях к финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков».

3 До 1 января 2023 года рассчитывается в соответствии с положением Банка России от 16 ноября 2016 года № 558-П «О правилах формирования страховых резервов по страхованию иному, чем страхование жизни». С 1 марта 2023 года будут рассчитываться в соответствии с положением Банка России от 16 ноября 2021 года № 781-П «О требованиях к финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков».

ком уровне) оппортунизма в его рыночной стратегии.

Однако более глубокий анализ, при проведении которого рассматриваются не только краткосрочные, но и средне- и долгосрочные перспективы, позволяет выявить иные особенности. Эффективность страхования для страховщика должна обеспечивать не только планируемую норму прибыли в краткосрочном периоде, но и формирование сбалансированного и устойчиво растущего страхового портфеля как минимум на среднесрочную перспективу, а это требует минимизации оппортунистического поведения, адекватного страхового покрытия и справедливого подхода к выплатам по страховым случаям, что ведет к повышению коэффициента убыточности. Страхователь заинтересован не только в текущей готовности страховщика к страховым выплатам, но и в обеспечении его финансовой устойчивости на длительную перспективу, что как минимум требует безубыточности страховых операций.

В соответствии с методикой, применя-

емой Банком России 4, отношение суммы отчислений от страховых премий, расходов по ведению страховых операций, прочих доходов и расходов по страхованию 5 к заработанной страховой премии представляет собой коэффициент расходов (далее также - КР). КР отражает долю страховой премии, идущую на административно-управленческие расходы, то есть характеризует эффективность операционной деятельности страховщика. С точки зрения страхователя, коэффициент расходов показывает, какая часть уплаченной им страховой премии направлена страховщиком на обеспечение его основной производственной деятельности - выполнение обязательств по договорам страхования (на организацию собственной деятельности).

В сумме коэффициент убыточности и коэффициент расходов составляют комбинированный коэффициент убыточности (далее - ККУ). ККУ - интегральный показатель, позволяющий дать оценку результатам текущей деятельности страховщика.

На рисунке 1 приведены сравнительные

I

CD ^

О 1=

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

2017 2018 2019 2020 2021

□ страхование иное, чем страхование жизни

□ страхование КАСКО автомобилей ■ ОСАГО

Рис. 1. Коэффициент убыточности в различных видах страхования за период 2017-2021 годы 6

4 См. URL: https://cbr.ru/Collection/Collection/File/27614/review_insure_19Q4.pdf

5 Все перечисленные показатели указаны в соответствующих формах бухгалтерской отчетности.

6 Рисунки 1-3 подготовлены автором на основании данных Банка России. URL: https://cbr.ru/insurance/analytics/

данные о величине и динамике коэффициента убыточности в Российской Федерации в основных сегментах автострахования и в рисковом страховании в целом.

В 2017-2021 годах КУ в самом крупном сегменте транспортного страхования ОСА-ГО колебался в пределах 67-84 процента и значительно (не менее чем в 1,5 раза) превышал средний уровень этого показателя для другого основного сегмента автострахования - КАСКО и рынка рискового страхования в целом. Размер КУ в ОСАГО сопоставим с аналогичными показателями развитых зарубежных рынков. Фактический уровень КУ в ОСАГО сложился не только и не столько в силу объективных рыночных процессов, а во многом в результате ре-гуляторных действий. Банк России жестко контролирует размер страхового тарифа 7, постоянно следит за соблюдением прав страхователей при заключении договоров и урегулировании убытков, что в значительной степени влияет на размер КУ. Кроме того, в статье 18 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств» содержится так называемая «спящая» норма: «доля страховой премии, непосредственно предназначенная для осуществления страхового возмещения и компенсационных выплат, не может быть менее, чем 80 процентов страховой премии». Ранее автором было обосновано, что указанная «доля» фактически является коэффициентом убыточности и ее необходимо активно применять в ОСАГО, кроме того, аналогичный метод регулирования наряду с тарифным также

может применяться в обязательном страховании ответственности перевозчика 8.

Несколько иначе обстоят дела с размером КУ в страховании КАСКО автотранспортных средств. За период с 2017 по 2021 год он колеблется в пределах 44-48,5 процента, что обеспечивает определенный приток финансовых ресурсов и укрепление финансовой устойчивости страховщиков, но вряд ли обеспечивает эффективность для страхователя. Если рассматривать страховые выплаты как основные производственные расходы, то на них страховщиками направляется чуть более 50 процентов от выручки. Потенциальное увеличение доли страховой премии, направляемой на выполнение обязательств по договорам страхования, возможно лишь при допускающем это уровне расходов страховщика.

Далее целесообразно проанализировать влияние коэффициента расходов на эффективность автострахования (см. рис. 2).

По рынку рискового страхования в целом в 2017-2021 годах КР колеблется от 36,7 до 43,1 процента, по основным сегментам транспортного страхования этот показатель чуть ниже и составляет для страхования КАСКО - от 27,4 процента до 37 процентов и для ОСАГО - от 21,2 до 24,2 процента. Анализ показателей хозяйственной деятельности в других отраслях экономики, а также результаты деятельности развитых страховых рынков позволяет сделать вывод о том, что сложившийся уровень КР в страховании КАСКО существенно завышен и не обеспечивает эффективности страхования для страхователя 9. Выражается это в том, что от 1/4 до 1/3 уплаченной страхователем

7 Несмотря на ряд мер, принятых регулятором для индивидуализации тарифов ОСАГО, степень тарифного регулирования остается достаточно высокой.

Подробнее см.:

Цыганов А.А, Баскаков В.Н., Языков А.Д., Шемарнев Н.В., Яненко Е.А., Грызенкова Ю.В. Влияние системы бонус-малус на тарифообразование при обязательном страховании // Прикладная эконометрика. 2019. № 4 (56). С. 53-60;

Языков А.Д., Цыганов А.А., Кириллова Н.В., Яненко Е.А. Общие показатели рынка ОСАГО 2015-2018 гг. // Страховое дело. 2019. № 4 (313). С. 32-44.

8 См. ТулентыД.С. К вопросу об адекватности цен и маржинальности в ОСАГО // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2020. № 10 (229). С. 40-51.

9 Аналогичный вывод можно сделать и в отношении рынка страхования иного, чем страхование жизни в целом, но рассмотрение этой проблемы выходит за рамки настоящей статьи.

£ 50

2017 2018 2019 2020 2021

□ страхование иное, чем страхование жизни

□ страхование КАСКО автомобилей ■ ОСАГО

Рис. 2. Коэффициент расходов в различных видах страхования за период 2017-2021 годы

страховой премии направляется на финансирование административно-управленческих расходов страховщика, что вряд ли свидетельствует об эффективности приобретенной им защиты.

Сложившаяся ситуация в первую очередь связана с низкой производительностью труда и недостаточной технологической оснащенностью страховщиков. Несмотря на то, что цифровизация все глубже проникает в деятельность страховщиков, высоким остается уровень ручного труда, сохраняется дублирование операций и функционала подразделений, что приводит к высокому уровню операционных расходов. Использование российскими страховщиками передовых современных технологий, роботизация их деятельности и внедрение в нее искусственного интеллекта остаются фрагментарными и не приобрели системного характера, что приводит к существенному отставанию российских страховщиков по уровню расходов от их коллег, работающих на развитых зарубежных рынках. Отставание показателя КР также обусловлено низ-

ким уровнем спроса и связанным с этим небольшим суммарным объемом страховых премий у российских страховщиков. В результате растет удельный вес их постоянных расходов, что «толкает» показатель КР вверх. Кроме того, на завышение КР в России влияет высокий уровень регуляторной нагрузки и недостаточная конкуренция, которая побуждала бы страховщиков направлять большую часть страховой премии на выплаты и снижать КР.

На основании данных о коэффициентах убыточности и расходах были рассчитаны величины совокупного показателя ККУ (см. рис. 3, с. 60).

Аналитические материалы 10 свидетельствуют о том, что на развитых рынках автострахования этот показатель колеблется в диапазоне 95-110 процентов и обеспечивает эффективность страхования для всех его участников. В российской практике величина ККУ по ОСАГО соизмерима с показателями развитых страховых рынков, а по КАСКО, если и отстает, то незначительно. Тем не менее довольно распространены случаи

10 См. например, Ш1_: https://www.eiopa.europa.eu/tools-and-data/statistics-and-risk-dashboards/insurance-stati stics_en#EuropeanInsuranceOverview

80 60 40 20 0

2017 2018 2019 2020 2021

□ страхование иное, чем страхование жизни

□ страхование КАСКО автомобилей ■ ОСАГО

Рис. 3. Комбинированный коэффициент убыточности в различных видах страхования за период 2017-2021 годы

проявления не полной удовлетворенности складывающейся ситуацией как со стороны страховщиков, так и со стороны страхователей. Причину этого, на мой взгляд, необходимо искать в структуре ККУ, то есть в соотношении его составных частей - КУ и КР. Несмотря на то, что средние показатели ККУ по формальным признакам должны обеспечивать эффективность страхования, на практике встречаются обратные ситуации - страховщики постоянно жалуются на убытки, которые несут по портфелю автострахования в целом либо в отдельных сегментах или регионах. Значительная часть страхователей вступают в жесткое рыночное противостояние со страховщиками и не всегда воспринимают взаимодействие с ними как рыночное партнерство. В нашей стране повышение эффективности страхования и для страховщика, и для страхователя прежде всего должно быть связано со снижением КР.

Все приведенные показатели характеризуют эффективность сложившегося к настоящему времени рынка автострахования.

В то же время с точки зрения национальной экономики важно оценить не только сформировавшийся рынок, но и то, как он соотносится с потенциальным страховым полем - максимально возможным количеством объектов страхования. Для этого, полагаю, целесообразно использовать следующие дополнительные показатели:

• доля охвата транспортных средств страхованием (соотношение застрахованных транспортных средств к их общему количеству);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• доля страхового возмещения убытков владельцев транспортных средств (соотношение страхового возмещения по страховым случаям к общему размеру убытков от аналогичных случаев, которые могли бы быть отнесены к страховым - ДТП для ОСАГО, ДТП и угоны для КАСКО).

Для оценки доли охвата автомобилей можно использовать данные Российского союза автостраховщиков (РСА) 11, поскольку эта организация с момента своего создания в 2004 году ведет учет количества

11 Профессиональное объединение страховщиков ОСАГО, созданное в соответствии с требованиями Закона об ОСАГО.

транспортных средств и заключенных договоров ОСАГО 12. Кроме того, целесообразно использовать данные о количестве договоров ОСАГО, которые на системной основе с 2014 года публикует Банк России, как регулятор страхового рынка. Данные указанных источников суммированы в таблице 2.

Данные этой таблицы свидетельствуют о том, что явно прослеживается тенденция устойчивого и стабильного роста зарегистрированных на территории страны автомобилей, но при этом количество заключенных договоров ОСАГО явно не коррелирует с указанной тенденцией. В дополнение к этому в 2015 году наблюдается

снижение количества договоров ОСАГО без малого на 10 процентов, и до конца 2021 года количество этих договоров так и не превысило пиковых значений 2014 года.

Рассматривая долю охвата объектов ОСАГО, необходимо учитывать, что его обязательная форма требует соблюдения введенного законодателем принципа всеобщности, который предусматривает заключение владельцем договора страхования в отношении каждого зарегистрированного транспортного средства. Однако данные таблицы 2 свидетельствуют и о том, что почти за 20 лет существования ОСАГО требование о его всеобщности в должной мере не реализовано. С 2016 года доля ох-

Таблица 2

Доля охвата транспортных средств ОСАГО 13

Год Количество ТС, млн ед. Количество договоров ОСАГО, млн ед. и охват ТС (в скобках), %

данные РСА данные РСА данные Банка России

2004 35,8 26,3 (73,5) -

2005 36,9 28,8 (78,0) -

2006 38,0 31,3 (82,4) -

2007 40,8 34,3 (84,1) -

2008 43,5 36,8 (84,6) -

2009 44,4 35,2 (79,3) -

2010 45,7 37,1 (81,2) -

2011 48,0 39,9 (83,1) -

2012 50,5 40,8 (80,8) -

2013 53,3 42,7 (80,1) -

2014 55,7 42,6 (76,5) 42,7 (76,7)

2015 56,6 39,8 (70,3) 39,5 (69,8)

2016 57,1 39,1 (68,5) 38,1 (66,7)

2017 59,8 39,2 (65,6) 38,1 (63,7)

2018 60,6 39,98 (66,0) 39,7 (65,5)

2019 61,7 40,63 (65,9) 39,47 (64,0)

2020 62,7 41,29 (65,9) 39,66 (63,3)

2021 64,0 42,22 (66,0) 39,92 (62,4)

12 См. Годовые отчеты РСА. URL: https://autoins.ru/ob-rsa/godovoy-otchet-i-bukhgalterskiy-balans-rsa/

13 Таблица составлена автором на основании данных РСА (см. URL: https://autoins.ru/ob-rsa/godovoy-otchet-i-bukhgalterskiy-balans-rsa/) и Банка России (см. URL: https://cbr.ru/insurance/reporting_stat/).

вата объектов страхованием не превышает 70 процентов, то есть значительное число зарегистрированных в России транспортных средств не имеют полиса страхования автогражданской ответственности. Необходимо отметить, что показатель охвата транспортных средств договорами ОСАГО формируется прежде всего физическими лицами, на которых приходится более 80 процентов зарегистрированных автомобилей и более 90 процентов заключенных договоров ОСАГО. Эти данные свидетельствуют о том, что достаточно большое количество граждан - владельцев транспортных средств не соблюдают принцип всеобщности договора ОСАГО и нарушают закон, используя мошеннические псевдополисы либо просто игнорируя гражданскую обязанность страхования принадлежащих им транспортных средств.

Для исправления ситуации целесообразно реализовать комплекс мер, к основным из которых можно отнести следующие:

• провести объективный анализ данных об охвате транспортных средств ОСАГО на межведомственном уровне с привлечением представителей Министерства внутренних дел (ГИБДД), Министерства транспорта, Банка России и РСА;

• в случае выявления ошибок в этих данных и установления причин их появления внести исправления и сформировать единую базу сведений о количестве транспортных средств и заключенных договоров ОСАГО. Такая база данных может быть сформирована РСА и должна пополняться страховщиками в режиме реального времени, доступ к ней должен быть предоставлен всем заинтересованным лицам;

• выявить регионы с наиболее низким уровнем охвата транспортных средств ОСАГО и установить причины этого;

• в регионах с минимальным уровнем этого показателя на базе местных органов власти, территориальных подразделений ГИБДД и Министерства транспорта организовать мероприятия административного контроля за наличием полисов ОСАГО у автовладельцев и обеспечить выполнение принципа всеобщности договоров ОСАГО;

• на нормативном уровне обеспечить цифровизацию полного цикла страхования по договорам ОСАГО (заключение договора и его сопровождение, урегулирование убытков по страховым случаям и пролонгация договора);

• завершить разработку и внедрение технологий использования технических средств контроля дорожного движения для дистанционной проверки наличия полиса ОСАГО. Финансирование этих мероприятий должно осуществляться как за счет государства, так и за счет фондов РСА.

Сложнее обстоит дело с использованием второго из предложенных показателей - доля страхового возмещения в убытках. С учетом рассмотренного принципа всеобщности ОСАГО почти весь ущерб имуществу и вред здоровью пострадавших в результате ДТП должен покрываться страховыми выплатами страховщиков или компенсационными выплатами РСА. В настоящее время имеется довольно полная и детальная информация о страховых выплатах (количество, общая сумма, размер отдельных выплат, размер средней выплаты, детализация по различным основаниям и т. д.) и компенсационных выплатах РСА 14. В то же время вторая группа данных, необходимых для расчета, то есть информация о стоимости поврежденного в результате ДТП имущества и величине компенсаций пострадавшим и членам их семей, в насто-

14 Этот массив информации формируется Банком России (Ш1_: https://cbr.ru/insurance/reporting_stat/) и РСА (Ш1_: https://autoins.ru/obrsa/godovoy-otchet-i-bukhgalterskiy-balans-rsa/).

ящее время отсутствует в принципе, что не позволяет ставить вопрос о расчете предложенного показателя. Сбор, обработка и предоставление доступа к указанным данным потребуют временных и материальных затрат, а также многочисленных межведомственных согласований. На первом этапе для предварительной оценки доли страхового возмещения в убытках можно предложить использовать «промежуточные» показатели, в частности следующие:

• соотношение количества страховых выплат и количества ДТП (для осуществления этого расчета Банку России и РСА необходимо решить с МВД России вопрос о предоставлении достоверной информации об общем количестве ДТП) 15;

• соотношение количества страховых выплат по ДТП с пострадавшими людьми и общего количества таких ДТП (для этого расчета РСА необходимо из общего количества страховых выплат вычленить число выплат по ДТП с пострадавшими людьми).

Проанализируем возможность применения предложенных дополнительных показателей эффективности страхования в случае КАСКО автомобилей. Прежде всего следует отметить, что в отличие от ОСАГО страхование КАСКО осуществляется исключи-

тельно на добровольной основе. Из этого следует, что главным фактором, определяющим содержание комплекса страховых отношений и влияющим на его эффективность, является рыночная конъюнктура и ее взаимосвязь с интересами участников страховых отношений.

Начнем с охвата страхованием транспортных средств, поскольку РСА в силу своего статуса не участвует в организации страхования КАСКО, воспользоваться можно лишь данными Банка России о количестве договоров страхования (см. рис. 4).

Приведенные результаты позволяют зафиксировать тот факт, что за последние 6 лет уровень охвата КАСКО стабильно находится в диапазоне 6-9 процентов. Как видим, цифры на порядок ниже, чем аналогичный показатель в случае ОСАГО, что, вероятно, объясняется именно добровольной формой страхования КАСКО. Указанный уровень охвата сохраняется в условиях постоянного роста количества транспортных средств, что дополнительно подтверждает стабильность и устойчивость системы. На сложившийся уровень охвата влияют следующие факторы рыночной конъюнктуры:

1) платежеспособность потенциальных страхователей. В настоящее время доходы многих групп населения не позволяют

I

о а 1=

9,0 8,5 8,0 7,5 7,0 6,5 6,0

2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022

год

Рис. 4. Охват транспортных средств страхованием КАСКО 16

с 8, 5,

с 8, 8,

г о 9,

7,

со с 1 6, 6

15 В настоящее время в открытом доступе имеется статистика только ДТП с пострадавшими людьми.

16 Подготовлено автором на основании данных Банка России. Ш1_: https://cbr.ru/insurance/reporting_stat/

финансировать страховую защиту (оплачивать страховую премию) по договорам страхования КАСКО. Кроме того, существует довольно большая группа потенциальных страхователей, которые отказываются от заключения договоров страхования КАСКО, рассчитывая на свой опыт, водительское мастерство, а зачастую просто на удачу;

2) довольно жесткая селекция принимаемых на страхование автомобилей. В частности, крайне неохотно принимаются на страхование автомобили, произведенные более 10 лет назад, превышающие нормативный пробег, имеющие специфические условия эксплуатации (например такси) и т. п. Также негативное давление на предложение оказывают такие конъюнктурные факторы, как рост стоимости или дефицит некоторых запасных частей и материалов;

3) определенная часть транспортных средств зарегистрирована, однако эксплуатируется сезонно, крайне редко или вообще не эксплуатируется. Естественно, такие транспортные средства не рассматриваются как потенциальные объекты страхования и страховщиками, и страхователями. Кроме того, в современной России широко распространена практика, когда юридические лица одним договором страхуют парк автомобилей, что занижает показатели охвата объектов страхованием, поскольку в статистике отражается количество договоров страхования, а не количество застрахованных транспортных средств.

Сложившийся уровень охвата транспортных средств страхованием КАСКО не в полной мере обеспечивает реализацию основных социально-экономических функций этого вида страхования, и защита подавляющего большинства автовладельцев от случайных убытков обеспечивается не страховщиками, а ими самими. Возможность увеличения охвата транспортных средств страхованием КАСКО прежде все-

го связана с объективными предпосылками, выражающимися в росте доходов населения и улучшении финансового состояния предприятий. При реализации этих базовых целей национального развития будет увеличен и обновлен парк автотранспортных средств, что обеспечит увеличение как спроса, так и предложения страхования КАСКО, приведет к росту числа договоров страхования и обеспечит больший охват этим видом страхования транспортных средств.

Кроме того, в нашей стране количество договоров страхования КАСКО напрямую зависит от количества выданных автокредитов. Таким образом, восстановление объемов автокредитования по мере улучшения экономической ситуации в стране также должно стимулировать рост охвата транспортных средств страхованием КАСКО.

В перспективе положительное влияние на степень охвата транспортных средств страхованием КАСКО окажут усилия многих страховщиков по совершенствованию тарифной политики - введение франшиз и лимитов страховых выплат позволяет избежать повышения страховых премий для действующих клиентов и сохраняет, а в ряде случаев и увеличивает, существующий страховой портфель 17. По мнению экспертов, модернизация страховых продуктов также позволит привлечь новых клиентов, ранее находившихся вне зоны интересов страховщиков. К таким модернизированным страховым продуктам могут быть отнесены:

• страхование на неполную стоимость транспортного средства;

• страхование с ремонтом транспортного средства у неофициального дилера;

• страхование, предусматривающее использование неоригинальных запасных частей при ремонте поврежден-

ного транспортного средства и т. д.

18

17 См. например, Страховщикам жмет КАСКО. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5482377

18 См. 4 изменения в КАСКО 2022: что должен знать каждый водитель. URL: https://calmins.com/4-izmeneniya-

v-kasko-2022-chto-dolzhen-znat-kazhdyj-voditel/?ysclid=l6yx58799e215800841

В отношении определения доли страхового возмещения по договорам КАСКО в общей сумме убытков, которые понесли владельцы транспортных средств в результате их повреждения, гибели или угона, наблюдаются проблемы аналогичные рассмотренным в отношении ОСАГО. Соответственно в настоящее время в отношении КАСКО возможны лишь предварительные оценки.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Статистика : [сайт Банка России]. URL: https://cbr.ru/insurance/reporting_stat/ (дата обращения: 20.07.2022).

2. Обзор ключевых показателей деятельности страховщиков. Информационно-аналитический материал. М. : Банк России, 2020. URL: https://cbr.ru/Collection/Collection/ File/27614/review_insure_19Q4.pdf (дата обращения: 20.07. 2022).

3. Аналитика : [сайт Банка России]. URL: https://cbr.ru/insurance/analytics/ (дата обращения: 25.07. 2022).

4. Цыганов А. А., Баскаков В. Н., Языков А. Д., Шемарнев Н. В., Яненко Е. А, Грызен-кова Ю. В. Влияние системы бонус-малус на тарифообразование при обязательном страховании // Прикладная эконометрика. 2019. № 4 (56). С. 53-60.

5. Языков А. Д., Цыганов А. А., Кирил-

лова Н. В., Яненко Е. А. Общие показатели рынка ОСАГО 2015-2018 гг. // Страховое дело. 2019. № 4 (313). С. 32-44.

6. Об обязательном страховании ответственности владельцев транспортных средств : Федеральный закон от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

7. Туленты Д. С. К вопросу об адекватности цен и маржинальности в ОСАГО // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2020. № 10 (229). С. 40-51.

8. Insurance statistics. European Insurance and Occupational Pensions Authority (EIOPA). URL: https://www.eiopa.europa.eu/tools-and-data/statistics-and-risk-dashboards/insurance-statistics_en#EuropeanInsuranceOverview (дата обращения: 10.08.2022).

9. Годовой отчет Российского союза автостраховщиков. URL: https://autoins.ru/ob-rsa/godovoy-otchet-i-bukhgalterskiy-balans-rsa/

10. Страховщикам жмет КАСКО. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5482377 (дата обращения: 01.08.2022).

11. 4 изменения в КАСКО 2022: что должен знать каждый водитель. URL: https:// calmins.com/4-izmeneniya-v-kasko-2022-chto-dolzhen-znat-kazhdyj-voditel/?ysclid=l6y x58799e215800841 (дата обращения: 15.08. 2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.