Научная статья на тему 'Эффективность аграрного сектора экономики: социальный аспект'

Эффективность аграрного сектора экономики: социальный аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
25
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ / АПК / АГРАРНЫЙ СЕКТОР / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ / КАДРЫ / СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / ТРУДОУСТРОЙСТВО / EFFICIENCY / AGRIBUSINESS / AGRICULTURAL SECTOR / COMPETITIVENESS / DEVELOPMENT PROGRAM / STAFF / RURAL TERRITORIES / EMPLOYMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куренная Виктория Витальевна, Рыбасова Юлия Викторовна

Рассмотрены проблемы кадрового обеспечения аграрного производства; подчеркнута актуальность и значимость социального аспекта в повышении конкурентоспособности регионального АПК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Куренная Виктория Витальевна, Рыбасова Юлия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективность аграрного сектора экономики: социальный аспект»

УДК 338.43:316.334.55

Куренная В. В., Рыбасова Ю. В.

Kurennaya V. V, Rybasova Yu. V.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ АГРАРНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ: СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

EFFICIENCY OF AGRICULTURAL SECTOR OF THE ECONOMY: SOCIAL ASPECT

Рассмотрены проблемы кадрового обеспечения аграрного производства; подчеркнута актуальность и значимость социального аспекта в повышении конкурентоспособности регионального АПК.

Ключевые слова: эффективность, АПК, аграрный сектор, конкурентоспособность, программа развития, кадры, сельские территории, трудоустройство.

Staffing problems in agribusiness are examined ; the urgency and the importance of social aspect of increase in the competitiveness of regional agribusiness is considered.

Keywords: efficiency, agribusiness, agricultural sector, competitiveness, development program, staff, rural territories, employment.

Куренная Виктория Витальевна -

кандидат экономических наук,

старший преподаватель кафедры

экономики предприятия и бизнес-технологии в АПК

Ставропольский государственный

аграрный университет

Тел. (8652) 35-74-66

Е-таИ: vita0810@list.ru

Рыбасова Юлия Викторовна -

кандидат экономических наук,

старший преподаватель кафедры

экономики предприятия и бизнес-технологии в АПК

Ставропольский государственный

аграрный университет

Тел. (8652) 35-74-66

Е-т^1: agroeconomica@mail.ru

Kurennaya Victoria Vitalyevna -

Ph. D. in Economics, Senior Lecturer

of Department of Economics and enterprise business

technology in agriculture

Stavropol State

Agrarian University

Tel. (8652) 35-74-66

Е-mail: vita0810@list.ru

Rybasova Yulia Viktorovna -

Ph. D. in Economics, Senior Lecturer

of Department of Economics and enterprise business

technology in agriculture

Stavropol State

Agrarian University

Tel. (8652) 35-74-66

Е-mail: agroeconomica@mail.ru

Реформирование агропромышленного комплекса страны в настоящее время не только не завершено, но имеет как среднесрочные, так и долгосрочные перспективы. За годы реформ были достигнуты определенные положительные результаты в производстве и экономике отрасли. Однако по-прежнему актуальными остаются вопросы рационального и эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения, обеспечения стабильности рынков сельхозпродукции, преодоление дефицита кредитных ресурсов, технического перевооружения сельскохозяйственных предприятий, формирование действенных интеграционных связей между предприятиями всего АПК и др. Их решение связано, в первую очередь, с актуальностью проблемы продовольственной безопасности и той ролью, которую играет аграрный сектор в мировой экономике [1].

Одной из наиболее значимых и трудно разрешимых проблем, требующих системного анализа и безотлагательного решения является дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности. Производство конкурентоспособной продукции возможно только при ис-

пользовании достижений научно-технического прогресса, в основе которого лежат инновации, позволяющие вести непрерывное обновление сельскохозяйственного производства. В свою очередь инновационная модель экономики предполагает планомерное повышение технического и технологического уровня отечественного производства и приближение качества производимой им продукции к мировым стандартам. При этом успешное освоение и внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, реализация нововведений, позволяющих повысить надежность и эффективность использования сельскохозяйственных машин и механизмов, решение актуальных управленческих задач невозможно без высококвалифицированных кадров.

Трудовые ресурсы выступают главным механизмом производительных сил, они предопределяют темпы роста производства и производительности труда, качество производимой продукции и эффективную работу предприятия. Трудовые ресурсы - это совокупность работников различных профессиональноквалификационных групп, имеющих способ-ностьтрудиться.

74

жквар™нй^...-.

Др Ставрополья

научно-практическии журнал

Стратегический характер проблемы кадрового обеспечения аграрного производства предопределил тот факт, что ее решение маги-стрально определено содержанием Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. (далее Программа) [2].

Данная Программа определяет цели, задачи и основные направления развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, их финансовое обеспечение, механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, итоговые показатели результативности. Одной из базовых целей программы на пятилетний период выступает стимулирование устойчивого развития сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения [2].

Для достижения этой цели в соответствии с содержанием Программы необходимо: во-первых, создать предпосылки для устойчивого развития сельских территорий и улучшения к 2012 г. жилищных условий в сельской местности; во-вторых, повысить обеспеченность сельского населения питьевой водой до 66 %, уровень газификации домов природным газом - до 60 % за счет восстановления и наращивания потенциала социальной и инженерной инфраструктуры села, улучшения кадрового и информационного обеспечения отрасли[2-5].

Реализация основных мероприятий по развитию социальной и инженерной инфраструктуры села осуществляется в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие

села до 2010 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. № 858 и предполагающей продолжение программных мероприятий до 2012 г. включительно. Финансирование мероприятий данной программы осуществляется на основе принципа софинансирования за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников. Предоставляются средства гражданам, проживающим в сельской местности, молодым семьям и молодым специалистам для улучшения жилищных условий, в том числе с использованием механизма ипотечного кредитования, который распространяется на приобретение готового жилья или участие в долевом строительстве в сельской местности, постройку нового жилья или завершение начатого строительства.

Еще одним значимым направлением в решении проблемы кадрового обеспечения в аграрном секторе экономики является переподготовка специалистов для сельского хозяйства, осуществляемая также в контексте Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20082012 гг. В рамках данного направления предполагается за 5 лет повысить квалификацию и осуществить профессиональную переподготовку около 22740 руководителей сельскохозяйственных организаций.

В целом на реализацию мероприятий Программы по направлению «Устойчивое развитие сельских территорий» предусмотрено более 112367 млн руб. (табл. 1) [2-5].

Таблица 1 - Ресурсное обеспечение Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (2008-2012 гг) по подпрограмме «Устойчивое развитие сельских территорий», млн руб.

Мероприятия подпрограммы 2008 2009 2010 2011 2012 Итого

1. Повышение уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений,всего 7335,4 17913,1 23942,9 28362,2 30040,0 107593,6

1.1. Мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, и обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе, в том числе с использованием механизма ипотечного кредитования, всего 4500,0 10359,0 12913,0 16277,9 17469,5 61519,4

Из них мероприятия по обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе 2504,3 5709,1 7382,5 9567,6 10379,7 35543,2

1.2. Мероприятия по развитию водоснабжения 1000,0 3151,1 5367,6 5764,7 6059,0 21342,4

1.3. Мероприятия по развитию газификации 1232,6 2346,7 2962,9 3439,5 3612,5 13594,2

1.4. Другие мероприятия 602,8 2056,3 2699,4 2880,1 2899,0 11137,6

2. Поддержка комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов 1113,9 1180,7 1239,7 1240,0 4774,3

Всего по подпрограмме 7335,4 19027,0 25123,6 29601,9 31280,0 112367,9

Таблица 2 - Основные целевые индикаторы реализации мероприятий по подпрограмме «Устойчивое развитие сельских территорий»

Показатель Едини- ца измере- ния 2008 2009 2010 2011 2012

1. Ввод и приобретение жилья для граждан, проживающих в сельской местности, молодых семей и молодых специалистов, всего тыс. м2 1489,2 2861 3325,9 3963,2 4039,1

В том числе мероприятия по обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе 2 тыс. м2 647,1 1212,1 1482,4 1832,9 1890,7

2. Обеспеченность сельского населения питьевой водой % 45,9 49,4 54,9 60,7 66,3

3. Уровень газификации домов (квартир) сетевым газом % 43,6 47,1 51 55,5 59,9

При этом наибольший объем ресурсов за весь период реализации программы предусмотрен на мероприятия по обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов на селе и по развитию водоснабжения -35,5 млрд руб. и 21,3 млрд руб. соответственно. В качестве индикаторов эффективной реализации мероприятий данной подпрограммы выступают такие показатели, как площадь вновь введенного и приобретенного жилья для граждан, проживающих в сельской местности, обеспеченность сельского населения питьевой водой, уровень газификации (табл. 2) [2-5].

В каждом субъекте Российской Федерации разрабатывается адаптированная система реализации мер государственного воздействия на сельское хозяйство и агропродовольственный рынок, отражающая конкретные условия производства, состояние спроса и предложения продукции, уровень конкуренции. Не стал исключением и Ставропольский край [6].

Государственная поддержка агропромышленного комплекса края в период с 2008 по 2010 г. составила более 12,3 млрд руб., а ее объем ежегодно имеет тенденцию к росту. Так, в 2010 г. на поддержку агропромышленного комплекса края за счет средств федерального и краевого бюджета направлено около 4,3 млрд руб., что на 2,4 % выше уровня 2009 г. (4,2 млрд руб.) и 13,2 % выше уровня 2008 г. (3,8 млрд руб.) [2, 7].

Реализация подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» в Ставрополь-

ском крае осуществляется за счет исполнения мероприятий федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. № 858, и краевой целевой программы «Социальное развитие села в Ставропольском крае на 2010-2012 годы», утвержденной постановлением правительства Ставропольского края от 16 декабря 2009 г. № 319-п. По данному направлению только в 2010 г. за счет средств федерального бюджета, бюджета Ставропольского края и собственных средств граждан - участников мероприятий было выделено 457,5 млн руб. В 2010 г. улучшили свои жилищные условия 448 семей, в том числе: 241 семья работников агропромышленного комплекса Ставропольского края, 207 семей работников социальной сферы Ставропольского края (табл. 3) [2, 7].

На развитие инженерной инфраструктуры в 2010 г. было израсходовано 116,5 млн руб. На объектах газификации сельских населенных пунктов Ставропольского края в 2010 г. было освоено 30,5 млн руб., что в свою очередь позволило ввести в эксплуатацию 115,1 км разводящих сетей газоснабжения. На начало 2011 г. уровень газификации жилых домов сетевым газом в сельской местности края составил 87,4 %, что соответствует целевому индикатору, предусмотренному Программой [2, 7].

Особое значение для успешного решения стратегических задач по преодолению последствий кризиса, наращиванию экономического

Таблица 3 - Динамика отдельных показателей состояния материально-технической базы объектов социального назначения в сельской местности Ставропольского края

Показатель 2006 2007 2008 2009 2010 Итого

1. Введено в действие жилых домов, тыс. кв. м общей площади 208,4 222,4 265,6 219,8 206,9 1123,1

2. Размер сельского жилищного фонда - всего, тыс. кв. м 23291,2 23555,2 24026,3 24247,0 24417,0 119536,7

3. Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного сельского жителя, кв. м 19,9 20,2 20,7 20,5 20,8

4. Введено в эксплуатацию водопроводных сетей, км 16,3 31,2 10,5 6,3 14,3 78,6

5. Введено в эксплуатацию газовых сетей, км 144,9 403,9 121,4 170,5 115,1 955,8

76

Др Ставрополья

научно-практическии журнал

потенциала аграрного сектора и реализации государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса» имеет привлечение молодых специалистов в сельскую местность.

С целью привлечения и закрепления молодых специалистов и рабочих в аграрной сфере экономики министерство сельского хозяйства Ставропольского края постоянно проводит работу по профессиональной ориентации сельской молодёжи, целевому направлению молодых людей на учёбу в средние и высшие профессиональные учебные заведения, такие как Ставропольский государственный аграрный университет и Российский государственный аграрный университет имени К. А. Тимирязева. В дальнейшем при участии министерства сельского хозяйства края и Ставропольского государственного аграрного университета лучшие выпускники имеют возможность трудоустроиться по специальности посредством официального сайта министерства. Таким образом, в 2009 г. сельскохозяйственные организации Ставропольского края трудоустроили более 170 выпускников вузов. Так, в Александровском районе трудоустроены 17 выпускников, в Изо-бильненском районе - 12, в Нефтекумском - 8, в Труновском и Туркменском районах - по 10 выпускников вузов по различным сельскохозяйственным специальностям.

Также министерством сельского хозяйства Ставропольского края уделяется серьезное внимание решению такой острой проблемы, как обеспечение жильем молодых семей и специалистов на селе. Так, в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» только в 2009 г. было выделено 30,6 млн руб. из федерального бюджета и 20,0 млн руб. из бюджета Ставропольского края, построено и приобретено 7,8 тыс. кв. м жилья, обеспечены жильем 108 молодых семей и специалистов.

Литература

1. Рыбасова Ю. В. Эффективность функционирования крупных и средних предприятий в условиях реформирования аграрного сектора экономики (на материалах Ставропольского края) : дис. ... канд. экон. наук. Ставрополь, 2009. 150 с.

2. Российская Федерация. Правительство. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 20082012 годы : постановление Правительства РФ от 14 июля 2007 г. № 446 // Министерство сельского хозяйства РФ : [Офиц. сайт]. 2012: http://www.mcx.ru/navigation/ docfeeder/show/145.htm (16.03.2012).

3. Батурина И. Н. Приоритеты развития интегрированных формирований в молочнопродуктовом подкомплексе (на материалах АПК Курганской области) : дис. ... канд. экон. наук. Курган, 2009. 231 с.

Вопросами привлечения молодых специалистов в сельскую местность Ставрополья активно занимается и Комитет Ставропольского края по делам молодежи. По данным исследований проведенных Комитетом Ставропольского края по делам молодежи и ГУ «СКЦ ЗИОМ», с проблемой безработицы столкнулись 80,9 % респондентов. На первом месте среди причин, препятствующих трудоустройству сельской молодежи, находится низкая заработная плата. Этот пункт отметили 91,5 % участников исследования. Помимо этого, 31,9 % участников опроса отметили, что найти подходящую работу мешают плохие условия труда на селе, 25,5 % -пожаловались на несоблюдение трудовых прав, 23,4 % - на отсутствие возможности для реализации творческого потенциала.

Таким образом, решение проблем занятости среди сельской молодежной, по нашему мнению, будет способствовать дальнейшему поступательному развитию аграрной отрасли экономики и ее скорейшему переходу на инновационный путь развития [8]. В качестве первоочередных задач в этой связи можно выделить следующие: разработка и реализация программ по поддержке и стимулированию предпринимательских инициатив сельской молодежи; дальнейшее стимулирование процессов по развитию сельских территорий и обеспечению жильем молодых специалистов; содействие первичному трудоустройству выпускников профильных для отрасли средних и высших профессиональных учебных заведений; обеспечение своим сотрудникам необходимых социальных гарантий со стороны работодателей и т. д. [9].

Решение данных задач, по нашему мнению, должно происходить уже сегодня, на новом этапе развития экономики и базироваться на эффективном, слаженном сотрудничестве всех заинтересованных сторон: сельской молодежи, аграрных товаропроизводителей и государства.

References

1. Rybasova Yu. V. Efficiency of large-scale and medium enterprises functioning in the conditions of reforming of agricultural sector of economy (on the materials of Stavropol region) : Ph.D. thesis in Economics. Stavropol, 2009. 150 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. The Russian Federation. Government. Government program of agricultural development and agricultural, raw materials and foodstuffs markets regulation, on 2008- 2012 : Decree of the Government of the Russian Federation from July, 14th, 2007 № 446 // the Ministry of Agriculture of the Russian Federation: [Official site]. 2012: http://www.mcx.ru/naviga-tion/docfeeder/show/145.htm (3/16/2012).

3. Baturina I. N. Development priorities of the integrated formations in a dairy production subcomplex (on the materials of agribusiness of the Kurgan region) : Ph.D. thesis in Economics, 2009. 231 p.

4. Podgorskaya S. V. Conceptual model of in-

4. Подгорская С. В. Концептуальная модель инвестиционного обеспечения развития социальной инфраструктуры села (на материалах Ростовской области) : дис. ... канд. экон. наук. Персианский, 2008. 202 с.

5. Федоренко А. В. Государственная поддержка сельскохозяйственного производства на основе использования механизма страхования рисков : дис. ... канд. экон. наук. М., 2007. 187 с.

6. Куренная В. В. Проблемы финансирования сельхозпроизводителей в условиях кризиса и пути их решения // XIV Междунар. научн.-практ. конф. Независимого научного аграрного экономического общества России (Немчиновские чтения) «Теоретико-методологические основы и практика инновационного пути развития экономики АПК». Казань, 2010. С. 111-117.

7. Молодежь Ставрополья. Реализация государственной молодежной политики в Ставропольском крае. 2009 год // Информационный портал молодежи Ставрополья : [Офиц. сайт]. 2012: http://kdm26.ru/ аЬо^/апа1Шка-^а^йка/ (16.03.2012).

8. Михайлина В. В. Проектный подход в оценке эффективности производства основных масличных культур (на примере Ставропольского края) // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. М., 2008. № 4. С. 32-35.

9. Агаларова Е. Г., Аливанова С. В. Маркетинговые принципы в парадигме управления социально-экономическим развитием сельских территорий // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. 2011. № 4. С. 186-190.

vestment support of rural social infrastructure development (on the materials of the Rostov region) / S. V. Podgorskaya // Ph.D. thesis in Economics. Persiansky, 2008. 202 p.

5. Fedorenko A. V. Government support of agricultural production on the basis of risk insurance mechanism : Ph.D. thesis in Economics. M., 2007. 187 p.

6. Kurennaja V. V. Problems of financing of agricultural producers in the conditions of crisis and ways for their solution / V. V. Kurennaja // 14th International scientific and practical conference of Independent scientific agrarian economic society of Russia (Nemchinovsky readings) «Teoretical and methodological bases and practice of innovative agribusiness development». Kazan, 2010.

7. Youth of Stavropol Territory. Realization of government youth program in Stavropol region. 2009.// Informational youth portal in Stavropol region: [Official site]. 20l2: http://kdm26.ru/about/analitika-i-statistika/ (3/16/2012).

8. Mikhaylina, V.V. Project approach to assesse-ment of the efficiency of main oil cultures production (on the example of Stavropol Territory) // Economy of agricultural and manufacturing enterprises. M., 2008. № 4.

9. Agalarova E. G., Alivanova S. V. Marketing principles in management of social and economic development of rural territories // Bulletin of North Caucasian State Technical University. 2011. № 4. P 186-190.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.