глобализации агропродовольственных рынков и членства России в ВТО встает вопрос о повышении конкурентоспособности отечественной продукции на внешнем рынке. Основными мерами, направленными на повышение конкурентоспособности отечественной продукции и ее доли на внешнем рынке, являются экспортные субсидии, наличие сертификатов на соответствие международным стандартам качества, поддержка в создании экспортной инфраструктуры.
Использованные источники:
1.Волков С.В., Сираева Р.Р. Оценка влияния мер государственной поддержки на эффективность деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей в Республике Башкортостан // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. - 2013. - № 2. - С. 208.
2.Сираева Р.Р. Бюджетное финансирование сельскохозяйственных товаропроизводителей // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. - 2011. - Т. 2. № 30-1. - С. 167-169.
3. Сираева Р.Р., Волков С.В. Влияние мер государственной поддержки на эффективность сельскохозяйственных товаропроизводителей в Республике Башкортостан // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. - 2013. - № 2 (40). - С. 208-210.
4. Сираева Р.Р., Волков С.В. Субсидирование сельского хозяйства: тенденции в условиях свободной торговли // Вестник Башкирского государственного аграрного университета. - 2013. - № 2 (26). - С. 139-142.
5. Официальный сайт ГУП ППФ «Чермасан» // http://chermasan.ru/komp.html
6. Юдин Е.А. Государственное регулирование рынка продукции птицеводства // Российское предпринимательство. — 2012. — № 20 (218). — ^ 134-139. — http://www.creativeconomy.ru/articles/25365/
Гимаева Э. И. Орлова В.М. научный руководитель, доцент Башкирский Государственный Аграрный университет
Россия, г. Уфа ЭФФЕКТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КРЕДИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ Контроль состояния кредиторской задолженности - важная часть управления компанией в целом, поскольку при умелом обращении такая задолженность может стать дополнительным, а главное, дешевым источником привлечения заемных средств. По этому от того, как выстраиваются отношения с контрагентами, согласовываются условия заключаемых договоров, отслеживаются сроки их оплаты, во многом зависит эффективность использования полученных средств [4].
Для того чтобы эффективно управлять долгами компании необходимо, в первую очередь, определить их оптимальную структуру для конкретного предприятия и в конкретной ситуации: составить бюджет кредиторской задолженности, разработать систему показателей (коэффициентов), характеризующих, как количественную, так и качественную оценку состояния и развития отношений с кредиторами компании и принять определенные значения таких показателей за плановые. Вторым шагом в процессе оптимизации кредиторской задолженности должен быть анализ соответствия фактических показателей их рамочному уровню, а также анализ причин возникших отклонений. На третьем этапе, в зависимости от выявленных несоответствий и причин их возникновения, должен быть разработан и осуществлен комплекс практических мероприятий по приведению структуры долгов в соответствие с плановыми (оптимальными) параметрами [1].
Для того чтобы отношения с кредиторами максимально соответствовали целям обеспечения финансовой устойчивости компании, увеличению ее прибыльности и конкурентоспособности, менеджменту компании необходимо выработать четкую стратегическую линию в отношении характера привлечения и использования заемного капитала.
Первый основополагающий вопрос, который в связи с этим встает перед руководством фирмы это: вести бизнес за счет собственных или привлеченных средств? Второй "дилеммой" является количественное соотношение собственного и заемного капитала. Ответы на данные вопросы зависят от множества факторов как внешнего (отраслевые особенности, макроэкономические показатели, состояние конкурентной среды и т. д.), так и внутреннего (корпоративного) порядка (возможности учредителей, кредитоспособность, оборачиваемость активов, уровень рентабельности, дефицит денежных средств, краткосрочные цели и задачи, долгосрочные планы компании и многое другое).
Оптимальное соотношение собственных и заемных средств представляет собой баланс платы за привлеченные средства и интересов кредитующих предприятие сторон. Если учредители хозяйственного общества не готовы вложить дополнительные деньги, то его финансовое положение можно считать весьма сложным. При этом они хотят получать доходы в размере, превышающем ставки по депозитам в коммерческих банках, поскольку собственный капитал обходится предприятию дешевле заемных средств. Только после использования всех собственных источников финансирования привлекаются заемные средства кредиторов [2].
Принято считать, что предприятие, которое пользуется в процессе своей хозяйственной деятельности только собственным капиталом, обладает максимальной устойчивостью. Однако такое допущение в корне неверно. С точки зрения конкурентной борьбы на рынке не имеет значения, какими
капиталами оперирует бизнес: своими или заемными. Единственная разница может заключаться в различиях стоимости этих двух категорий капитала. Кредиторы готовы кредитовать чей-то бизнес только в обмен на определенный доход. При этом даже собственный капитал не является "бесплатным", так как вложения производятся в надежде получить прибыль, выше той, которую платят банки по депозитным счетам. С точки зрения стратегического развития компании отправной точкой должны быть: размер и динамика прибыльности бизнеса, которые напрямую зависят от размера занимаемой на рынке доли, ценовой политики и размера издержек производства. Вопрос же источников финансирования бизнеса является, по отношению к целям достижения конкурентоспособности предприятия, вторичным [4].
В то же время, представляется необходимым четко отслеживать расчеты с кредиторами, своевременно погашать возникшую кредиторскую задолженность. В противном случае предприятие может потерять доверие своих поставщиков, банков и других кредиторов, а также будет обречено на оплату штрафных санкций по расчетам с контрагентами.
Также необходимо отметить, что кредиторская задолженность является естественным составляющим бухгалтерского баланса предприятия, возникновение которого обусловлено несовпадением даты появления обязательств с датой платежа по ним [3].
Менеджеры в ходе разработки стратегии кредитования собственного бизнеса должны исходить из решения следующих первоочередных задач -максимизации прибыли компании, минимизации издержек, достижения динамичного развития компании, утверждения конкурентоспособности -которые, в конечном итоге и определяют финансовую устойчивость компании. Финансирование данных задач должно быть достигнуто в полном объеме. Для этого, после использования всех собственных источников финансирования, должны быть в заданном объеме привлечены заемные средства кредиторов. При этом наиболее весомым ограничивающим фактором в процессе планирования использования заемного капитала необходимо считать его стоимость, которая должна позволять сохранить рентабельность бизнеса на достаточном уровне.
От правильного учета и контроля кредиторской и дебиторской задолженностью зависит структура активов и пассивов баланса организации, а также определение прибыли, подлежащей налогообложению. Это еще раз подтверждает высокую значимость своевременного и качественного управления задолженностью предприятия [4].
Использованные источники: 1Городецкая, И.А. Кредиторская и дебиторская задолженность предприятий: актуальные правовые и экономические проблемы [Текст] / И.А. Городецкая // Экономика и жизнь. - 2012. - №6. - с.79.
2Комаха, А.Ю. Эффективное управление кредиторской задолженностью [Текст] / А.Ю. Комаха // Корпоративный менеджмент. - 2013. - №1. - с.7. 3Савченкова, Е.В. Управление дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия [Текст] / Е.В. Савченкова // Российское предпринимательство. -2013.-№10. - с.33.
4Фомичева, Л.П. Антикризисные меры: управление кредиторской задолженностью [Текст] / Л.П. Фомичева // Налоговый вестник. - 2012. - №8. - с.19.
Голубева Е.А., к. э. н.
доцент
Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия им. П.А. Столыпина
Россия, г. Ульяновск ЗАДАЧИ И ЭТАПЫ УПРАВЛЕНИЯ СОБСТВЕННЫМ КАПИТАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЯ
Аннотация: Статья посвящена вопросам управления собственным капиталом организаций. При изучении данной проблемы было установлено, что в процессе управления собственным капиталом достигается оптимальная структура финансовых ресурсов каждой организации. Вместе с тем, максимальная действенность и эффективность финансового менеджмента может быть достигнута при условии соблюдения системного подхода, рационального сочетания стратегических и тактических мер.
Ключевые слова: собственный капитал, самофинансирование, управление капиталом, оптимизация состава капитала, финансовая политика.
Деятельность предприятий в условиях рыночной экономики любой формы собственности, организационно-правового статуса и отраслевой направленности напрямую зависит от финансового капитала и его структуры. Достижение стратегических целей предприятия также значительно зависит от эффективности управления капиталом предприятия и его структурой, то есть определение общей потребности в них, формирования оптимальной структуры, условий их привлечения.
Значимость капитала (особенно, собственного) для жизнеспособности и финансовой устойчивости предприятия настолько велика, что она получила законодательное закрепление в Гражданском Кодексе РФ в части требований о минимальной величине уставного капитала, соотношений уставного капитала и чистых активов; возможности выплаты дивидендов в зависимости от соотношения чистых активов и суммы уставного и резервного капитала.
Собственный капитал позволяет сформировать активы, и в этой связи является основой финансовой устойчивости и стабильного успешного