Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНОЕ НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ КАК ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА'

ЭФФЕКТИВНОЕ НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ КАК ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
259
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ДОХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сидорова Екатерина Юрьевна

Научная работа посвящена исследованию роли эффективного налогового администрирования и его воздействия на социально-экономическое развитие всего государства. С этой целью были изучены различные доктринальные подходы к пониманию налогового администрирования, проанализирован исторический путь формирования и развития отечественной системы налогового администрирования. Автором был проведен сравнительно-правовой анализ зарубежного и российского опыта в этой сфере, исследовано влияние цифровой трансформации и технологий искусственного интеллекта на становление эффективного налогового администрирования в России. В центре особого внимания - практические примеры внедрения современных способов налогового администрирования, позволяющих государству не только воздерживаться от чрезмерного административного давления на налогоплательщиков, но и обеспечивающих эффективность налоговых изъятий. На основе изученных современных проблем были предложены рекомендации по совершенствованию российского налогового администрирования и обеспечению его эффективности с целью усиления экономического потенциала страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVE TAX ADMINISTRATION AS A BASIS FOR ECONOMIC GROWTH

The scientific work focuses on the study of the role of effective tax administration and its impact on the socio-economic development on the whole country. For this purpose, the work examined different doctrinal approaches to the understanding of tax administration, presented a comparative legal analysis of foreign and Russian experience in this area, studied the impact of digital transformation and artificial intelligence technologies on the development of effective tax administration in Russia. A special attention is focused to the practical examples of the implementation of modern methods of tax administration, allowing the state to refrain from excessive administrative pressure on taxpayers, as well as to ensure the effectiveness of tax exemptions. The research also proposed some recommendations that were based on the problems studied in order to improve Russian tax administration and ensure its efficiency in an effort to strengthen the country’s economic potential.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНОЕ НАЛОГОВОЕ АДМИНИСТРИРОВАНИЕ КАК ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА»

УДК 336.2(045) © Сидорова Е. Ю., 2021

Эффективное налоговое администрирование как основа обеспечения экономического роста

Екатерина Юрьевна Сидорова, студентка факультета Высшей школы государственного аудита, МГУ им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия Ekaterina Yu. Sidorova, student, Higher School of State Audit (Faculty). Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia [email protected]

аннотация

Научная работа посвящена исследованию роли эффективного налогового администрирования и его воздействия на социально-экономическое развитие всего государства. С этой целью были изучены различные доктринальные подходы к пониманию налогового администрирования, проанализирован исторический путь формирования и развития отечественной системы налогового администрирования. Автором был проведен сравнительно-правовой анализ зарубежного и российского опыта в этой сфере, исследовано влияние цифровой трансформации и технологий искусственного интеллекта на становление эффективного налогового администрирования в России. В центре особого внимания - практические примеры внедрения современных способов налогового администрирования, позволяющих государству не только воздерживаться от чрезмерного административного давления на налогоплательщиков, но и обеспечивающих эффективность налоговых изъятий. На основе изученных современных проблем были предложены рекомендации по совершенствованию российского налогового администрирования и обеспечению его эффективности с целью усиления экономического потенциала страны.

Ключевые слова: налоговое администрирование; эффективность; доходы государственного бюджета; цифровизация; налоговые поступления

Для цитирования: сидорова Е. Ю. Эффективное налоговое администрирование как основа обеспечения экономического роста. Научные записки молодых исследователей. 2021;9(6):37-46.

Научный руководитель: Башкирова Н.Н., кандидат экономических наук, доцент кафедры государственных и муниципальных финансов, МГУ им. М. В. Ломоносова, Москва, Россия / Scientific supervisor: Bashkirova N.N., Cand. Sci. (Econ.), Associate Professor of the Department of State and Municipal Finance, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia.

original paper

Effective Tax Administration as a Basis for economic Growth

absrtact

The scientific work focuses on the study of the role of effective tax administration and its impact on the socio-economic development on the whole country. For this purpose, the work examined different doctrinal approaches to the understanding of tax administration, presented a comparative legal analysis of foreign and Russian experience in this area, studied the impact of digital transformation and artificial intelligence technologies on the development of effective tax administration in Russia. A special attention is focused to the practical examples of the implementation of modern methods of tax administration, allowing the state to refrain from excessive administrative pressure on taxpayers, as well as to ensure the effectiveness of tax exemptions. The research also proposed some recommendations that were based on the problems studied in order to improve Russian tax administration and ensure its efficiency in an effort to strengthen the country's economic potential.

Keywords: tax administration; efficiency; state budget revenues; digitalization; tax revenues

For citation: sidorova E. Yu. effective tax administration as a basis for economic growth. Nauchnye zapiski molodykh issledovatelei = Scientific notes of young researchers. 2021;9(6):37-46.

Введение

В современном мире анализ эффективности налогового администрирования привлекает особое внимание среди всего мирового сообщества, поскольку с каждым годом все более острыми становятся проблемы, связанные с наполнением доходной части государственного бюджета, обеспечением эффективного взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками, налоговым прогнозированием, а также выявлением налоговых нарушений в условиях цифровой трансформации и внедрения инноваций во многих экономически развитых и развивающихся странах.

Проявляющаяся нестабильность бюджетных доходов обусловила необходимость аналитического и методологического анализа осуществляемого налогового администрирования в России, выработки новых подходов интерпретации этой весьма дискуссионной категории, а также разработки рекомендаций и мер, направленных на обеспечение эффективности администрирования налогов.

Ввиду своей специфики налоговое администрирование оказывает непосредственное воздействие на экономический рост любого государства. Посредством прогнозирования налоговых поступлений, выявления ошибок в области нало-

гового учета, проведения налогового контроля оно способствует повышению эффективности фискальной политики государства в части исчисления и взимания налогов, что в свою очередь приводит к обеспечению экономического роста и социально-экономическому развитию всего государства.

сущность и содержание налогового администрирования

Поскольку в современных жизненных реалиях траектория развития российской экономики будет определяться теперь уже не только экономическими, но и эпидемиологическими факторами1, в этой связи государству крайне важно сконцентрировать свое внимание не только на росте основных макроэкономических показателей, но и на обеспечении положительной динамики налоговой политики в долгосрочной перспекти-

1 Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (разработан Минэкономразвития России). URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/makroec/ prognozy_socialno_ekonomicheskogo_razvitiya/prognoz_ socialno_ekonomicheskogo_razvitiya_rf_na_2021_god_i_na_ planovyy_period_2022_i_2023_godov.html (дата обращения: 23.06.2021).

ве. Достичь этих целей можно будет благодаря осуществлению эффективного налогового администрирования с применением современных инструментов цифровой трансформации.

Впервые в российской налоговой практике термин «налоговое администрирование» нашел свое отражение в приказе МНС России от 16.04.2004 № САЭ-3-30/290@ «Об организации работы по налоговому администрированию крупнейших налогоплательщиков и утверждении критериев отнесения организаций к крупнейшим налогоплательщикам». Позже этот термин стал применяться как в федеральных законах2, так и в ряде писем ФНС России3, однако само определение понятия «налоговое администрирование» до сих пор так и не было закреплено на законодательном уровне. Именно это и вызвало широкую доктринальную дискуссию среди экономистов и правоведов, поскольку они никак не могли прийти к какому-либо единому пониманию данного правового механизма.

Так, например, О. А. Миронова, Ф. Ф. Ханафеев фактически полностью приравнивали налоговое администрирование к непосредственному управлению налогообложением [1]. В. П. Кузнецов, А. В. Аронов, В. А. Кашин трактовали налоговое администрирование как правовое регулирование взаимоотношений между налогоплательщиками и налоговыми органами [2]. Б. А. Райзберг проводил классификацию налогового администрирования в зависимости от осуществляющих его субъектов. Исходя из этого, он приравнивал налоговое администрирование либо к государственному управлению, где в роли субъекта выступали налоговые органы, либо к налоговому менеджменту, где субъектом являлись налогоплательщики [3]. А. З. Дадашев и Л. Я. Абрамчик приравнивали налоговое администрирование

2 Федеральный закон от 27.07.2006 № 137-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_61787/ (дата обращения: 02.07.2021).

3 Письмо ФНС России от 17.06.2016 № ЕД-4-15/10839@ «О повышении качества налогового администрирования НДС и акцизов». Таможенные ведомости. № 11, 2016 год;

письмо ФНС России от 08.08.2018 № ПА-4-21/15394@ «О федеральных законах, касающихся администрирования налогообложения имущества». СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 02.07.2021).

к налоговому контролю [4, 5]. Однако, по моему убеждению, данная позиция представляется весьма неточной. Если исходить из анализа теоретических положений, то налоговый контроль является более узким понятием по сравнению с налоговым администрированием в связи с тем, что налоговое администрирование и включает в себя налоговый контроль.

На мой взгляд, в реалиях современной жизни налоговое администрирование можно раскрыть именно через совокупность определенных способов и мер, направленных на эффективный сбор налогов, сборов и иных платежей, осуществляемых посредством выполнения уполномоченными на то органами нормативно-урегулированных видов деятельности, в том числе с применением цифровых информационных инструментов. К таким видам деятельности в первую очередь можно отнести аналитическую работу по прогнозированию и выработке соответствующих предложений, учет налогоплательщиков, объектов налогообложения, осуществление налогового контроля и т.д.

основные цели достижения эффективности налогового администрирования

Эффективность налогового администрирования можно рассматривать через призму определенных экономических показателей, которые учитывают итоги достижения определенных целей и задач, полученных при осуществлении объективно необходимых материальных затрат на обеспечение и поддержание налогового администрирования. В связи с этим в качестве основных целей достижения эффективности налогового администрирования можно выделить:

1) регулярное совершенствование системы налогового законодательства;

2) изучение и анализ положительного опыта налогового администрирования зарубежных стран;

3) повышение правовой культуры и финансовой грамотности как должностных лиц налоговых органов, так и налогоплательщиков, обеспечение возможности эффективного взаимодействия между ними;

4) осуществление объективной оценки государственными органами проводимой налоговой политики, обеспечение ее открытости, гласности;

5) внедрение цифровых инноваций и сквозных технологий в систему налогового администрирования;

6) снижение издержек для бизнес-сектора, обеспечение роста предпринимательской и деловой активности.

Успешное функционирование системы налогового администрирования не представляется возможным без соблюдения и достижения баланса как интересов государства, так и интересов налогоплательщиков, поскольку любая налоговая система представляет собой часть общественного договора, «заключенного» между государством и налогоплательщиками. Необходимо также подчеркнуть, что налоговое администрирование должно осуществляться с соблюдением принципа добросовестности поведения, при котором обычно презюмируется учет законных интересов налогоплательщиков и недопустимость создания условий, при которых с налогоплательщиков будут взиматься необоснованно высокие налоги [6]. Весьма интересным является тот факт, что в 2018 г. впервые в своей практике Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ указала на то, что добросовестность поведения представляет собой требование, обращенное не только к налогоплательщикам, но и к налоговым органам4.

В контексте изучения российского опыта необходимо отметить, что российская система налогового администрирования вышла на путь своего формирования и развития лишь в конце 90-х гг., что и отличает ее от многих зарубежных систем администрирования, которые имеют более долгий путь своего развития. Но, с другой стороны, столь позднее формирование развитой системы налогового администрирования позволило России с учетом опыта других стран избежать многих потенциальных сложностей и ошибок, а также достичь такого уровня развития налогового администрирования, к которому службы других стран шли веками.

Влияние цифровых технологий и современных инноваций на эффективность налогового администрирования

В современном мире обеспечение эффективного налогового администрирования как одного из факторов, обеспечивающих экономический

4 Определение СКЭС ВС РФ от 16.02.2018 по делу № А33-17038/2015 АО «Бамтоннель-строй».

рост страны, невозможно представить без самого мощного и перспективного инструмента -цифровых технологий. Внедрение цифровых технологий и передовых инноваций в налоговое администрирование за последнее десятилетие привело к увеличению поступлений в бюджет почти в два раза, обеспечило налогоплательщикам более удобный способ уплаты налогов, существенно снизило нагрузку на налоговые инспекции, а также повысило качество налогового контроля. В соответствии с международной оценкой ФНС Россия стала обладать высоким уровнем «цифровой зрелости» администрирования, поэтому неслучайно российский передовой опыт внедрения цифровых технологий в сферу налогового администрирования в настоящее время активно используется во многих зарубежных странах [7].

Так, внедрение в России бесконтактного способа налогового администрирования позволило сделать налоговый контроль более эффективным, а также увеличить налоговые поступления в доходы бюджетов. В качестве практического примера можно привести внедрение системы налогового мониторинга, которая предоставила удаленный доступ к информационным системам налогоплательщиков и их отчетности, обеспечила покрытие около 30% налоговых поступлений5 и способствовала более быстрому превентивному выявлению возможных налоговых рисков. В свою очередь введение экспериментального налогового режима НПД, распространившего свое действие на самозанятых, обеспечило стране экономический рост посредством выведения большого числа граждан из теневой экономики. Так, общая выручка от осуществляемой самозанятыми гражданами деятельности в 2020 г. составила около 200 млрд рублей, а сумма налоговых поступлений достигла почти 10 млрд рублей.

Примером проведения эффективной политики налогового администрирования в России может служить также внедрение онлайн-касс, которые привели к снижению административной нагрузки на налогоплательщиков посредством уменьшения числа контрольных мероприятий, а также обеспечили рост поступлений в бюджет. А использование АСК НДС-2 привело к обеспе-

5 Опубликован отчет Форума ОЭСР о цифровой трансформации налогового администрирования. URL: https://www. nalog.ru/rn77/news/international_activities/10297602/.

чению устойчивой динамики роста поступлений по НДС. Благодаря этой системе за первый квартал 2019 г. налогоплательщики добровольно уточнили свои обязательства, сумма которых составила почти 29 млрд рублей и, тем самым, по сравнению с прошлым периодом выросла в 2,4 раза6. Все эти меры продемонстрировали эффективность российской системы налогового администрирования и оказали сильное влияние на социально-экономическое развитие страны даже в период пандемии.

Цифровые технологии и инновации оказывают непосредственное влияние не только на государство в лице его уполномоченных органов, но также и на положение налогоплательщиков, которое напрямую зависит от развития и внедрения инструментов цифровизации. В связи с этим представляется необходимым в рамках оценки влияния различных цифровых технологий провести анализ экономических эффектов как для государства, так и для налогоплательщиков. Экономические эффекты для государства заключаются в обеспечении эффективной мобилизации и устойчивого поступления налоговых доходов в бюджеты всех уровней, оперативной передаче и учете данных, оптимизации административных расходов,устранении несправедливых конкурентных преимуществ теневого сектора и т.д. Эффект от применения цифровых инструментов налогового администрирования для налогоплательщиков в первую очередь состоит в создании удобных и комфортных условий для добровольной и своевременной уплаты налогов и других платежей при минимальных издержках.

Таким образом, цифровые технологии налогового администрирования являются главными инструментами, которые, с одной стороны, предоставляют государству возможность выполнять свои обязательства перед обществом, а с другой стороны, позволяют воздерживаться от чрезмерного и сильного административного давления на налогоплательщиков, способствуя при этом обеспечению эффективности налоговых изъятий.

Необходимо подчеркнуть, что применение сквозных технологий7, представляющих собой

6 Михаил Мишустин подвел итоги работы налоговых органов за пять месяцев 2019 года. URL: https://www.nalog.ru/ rn77/news/activities_fts/8810255/.

7 Программа «Цифровая экономика Российской Федера-

ции», утв. распоряжением Правительства РФ от 28.07.2017

перспективные инновационные продукты, которые имеют ключевое значение для развития сразу нескольких различных сфер жизни общества, в сфере налогового администрирования позволит не только усилить эффективность используемых мер, но и вывести налоговую систему государства на новый инновационный путь развития. Благодаря большим данным, инструментам искусственного интеллекта, робототехнике, новым производственным технологиям и другим инновациям государство сможет обеспечить эффективное экономическое развитие в долгосрочной перспективе и усилить свои позиции в международном рейтинге наиболее конкурентоспособных экономик мира, в котором Россия на данный момент времени занимает лишь 50-е место8, значительно отставая от Дании, Швейцарии, Норвегии, Швеции, ОАЭ, США и других стран.

сравнительно-правовой анализ зарубежного и российского опыта налогового администрирования

Наряду с очевидными преимуществами использования инструментов искусственного интеллекта и роботизации, применяемых в налоговом администрировании, существует множество нерешенных по сей день проблем как на общенациональном, так и на международном уровне. Одной из таких проблем международного уровня является правовой статус робототехники и искусственного интеллекта. В настоящее время отечественными и зарубежными специалистами активно обсуждаются вопросы признания за роботами правового статуса «электронных лиц». Более того, на необходимость законодательного определения их правового статуса указывала и Комиссия по гражданско-правовому регулированию в сфере робототехники Европейского парламента [8]. О. А. Ястребов также обращал внимание на то, что анализ и изучение проблематики правового статуса роботов должны стать приоритетным для правовой науки [9]. В связи с этим представляется целесообразным указать и на отсутствие в российском законодательстве ответственности

№ 1632-р. URL: http://static.government.ru/media/files/9gF M4FHj4PsB 79I5v7yLVuPgu4bvR 7M0.pdf (дата обращения: 20.06.2021).

8 The IMD World Competitiveness Ranking 2020. Digital source. URL: https://worldcompetitiveness.imd.org/ Copyright?returnUrl=%2F.

за действия робототехники, используемой в налоговом администрировании. Все эти вопросы требуют глубокого исследования и анализа как с правовой, так и с экономической точек зрения.

Поэтому для того, чтобы сделать налоговое администрирование более эффективным и действенным инструментом воздействия на экономический рост страны, необходимо анализировать не только проблемы, возникающие в отечественной практике, но и использовать опыт международной интеграции в этой области.

Налоговое администрирование, осуществляемое в зарубежных правопорядках, имеет существенные отличия от установившегося налогового администрирования в России. Так, например, во многих странах созданы специальные органы, получившие название «налоговые администрации» (или органы налогового администрирования), которые могут подразделяться на органы, в компетенцию которых входит установление налоговой политики; органы, осуществляющие взимание налогов и сборов; а также органы, осуществляющие контроль за их уплатой. Данная практика является весьма интересной и может быть рассмотрена в том числе и в России.

Более того, в зарубежных странах особое внимание уделяется вопросам формирования у населения добросовестного поведения, повышения гражданского долга при исполнения своей налоговой обязанности. С этой целью зарубежные государства многих стран разрабатывают максимально доступные и понятные правила налогообложения, поскольку от этого зависит эффективность осуществления налогового администрирования. Подобный опыт зарубежных стран также может быть полезен применительно и к российской системе налогообложения.

Стоит подчеркнуть, что Российская Федерация ежегодно принимает участие в международном сотрудничестве по налоговому администрированию с другими странами. В конце 2020 г. был опубликован отчет Форума ОЭСР9, в котором был установлен вектор для будущего налогового администрирования как на национальном, так и на общемировом уровне. В качестве перспективных

9 OECD (2020), Tax Administration 3.0: The Digital Transformation of Tax Administration, OECD, Paris. URL: http://www.oecd.org/tax/forum-on-tax-administration/ publications-and-products/tax-administration-3-0-the-digital-transformation-of-tax-administration.htm.

технологий развития российского налогового администрирования стоит отметить следующие предложения, сформированные по результатам Форума ОЭСР. В частности, это предложения по совершенствованию системы цифровой идентификации, применению искусственного интеллекта (artificial intelligence) и предиктивной аналитики (predictive analytics) для налогового администрирования, развитию новых компетенций у должностных лиц налоговых органов в условиях усиливающейся цифровой трансформации и глобализации. Таким образом, анализ международного опыта в сфере совершенствования администрирования налогов позволит России обеспечить рост доходов бюджета и эффективную работу налоговых органов.

Анализ налоговых поступлений в бюджеты российской Федерации

Возвращаясь к исследованию российского опыта, необходимо подчеркнуть, что в связи с начавшейся пандемией COVID-19 в 2020 г. в России наблюдалась тенденция снижения налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ. Общее падение таких поступлений составило 7,6% (т.е. около 1,7 трлн рублей), в результате чего в 2020 г. налоговые поступления достигли отметки в 21 трлн рублей (см. рисунок)10.

Однако если рассматривать поступления по отдельным видам налогов в консолидированный бюджет РФ в 2020 г., следует отметить, что отрицательная динамика прослеживалась далеко не везде. Так, темп прироста поступлений по НДС составил +0,3%, или 10,8 млрд рублей; по НДФЛ +7,5%, или 296,7 млрд рублей. Поступления в консолидированный бюджет РФ от акцизов составили +43,5%, или 555,7 млрд рублей; по имущественным налогам +0,5%, или 7,1 млрд рублей (см. таблицу).

Из анализа приведенных данных можно сделать вывод о том, что в 2020 г., в разгар пандемии COVID-19, тенденция прироста поступлений бюджета от отдельных видов налогов наряду с иными значимыми факторами была обусловлена также проводимой грамотной и эффективной политикой налогового администрирования со стороны ФНС России, которая осуществлялась посредством «цифровизации» контроля над налогоплатель-

10 Налоговая аналитика ФНС России за 2019-2020 гг. URL: https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm.

Поступления по уровням бюджета за 2019-2020 гг., млрд руб.

-7.6'

22 737.1

21 013.9

Консолидированный бюджет РФ

-12.9% 12 611.6 Ю 978.5

-0.9 % 10 125.5 10 035.4

Федеральный бюджет Консолидированные бюджеты

субъектов РФ

2019 2020 темп прироста, %

Рис. Налоговые поступления по уровням бюджета за 2019-2020 гг.

Источник: официальный сайт ФНС России.

Таблица

Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за 2019-2020 гг.

Виды налогов Млрд руб.

2019 2020 темп, %

НДС 4257,8 4268,6 100,3

НДФЛ 3955,2 4251,9 107,5

Налог на прибыль 4543,1 4018,1 88,4

НДПИ 6106,4 3953,6 64,7

Акцизы 1277,5 1833,2 143,5

Имущественные налоги 1350,8 1357,9 100,5

Источник: составлено автором по данным ФНС России.

щиками, выведением самозанятых граждан из теневого сектора экономики, проведением «кассовой реформы» и многими другими способами.

В 2021 г. благодаря внедрению новых эффективных инструментов налогового администрирования в России был отмечен рост налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ. На встрече с премьер-министром России Михаилом Мишустиным Даниил Егоров подчеркнул, что по итогам первого полугодия поступления налогов в консолидированный бюджет РФ выросли

на 29% по сравнению с аналогичным периодом 2020 г.11 Таким образом, мы видим, как грамотная эффективная политика налогового администрирования влияет на доходность консолидированного бюджета РФ.

При анализе налоговых поступлений в региональные бюджеты следует сделать вывод о том,

11 Даниил Егоров подвел итоги налоговых поступлений за шесть месяцев 2021 года на встрече с премьер-министром Михаилом Мишустиным. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/ news/activities_fts/11189042/.

что их объем также находится в прямой зависимости не только от действующего законодательства, но и в зависимости от степени эффективности регионального налогового администрирования, влияющего на уровень экономического развития не только региона, но и всей страны в целом.

Так, в Московской области в 2020 г., несмотря на вызванные пандемией трудности, поступления от налогов, сборов и иных обязательных платежей увеличились на 26,1 млрд рублей. Самым высоким доходным источником стал НДФЛ, который составил 46,7% от общей суммы мобилизованных доходов в бюджет Московской области. Эта статистика в очередной раз подтвердила то, что НДФЛ на протяжении долгих лет был и продолжает оставаться одним из самых мощных инструментов стимулирования экономического роста государства [10]. Таким образом, обеспечение и поддержание эффективной системы налогового администрирования в отдельных регионах служит важным и неотъемлемым условием проведения грамотной налоговой политики всего государства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Актуальные проблемы современного налогового администрирования

Несмотря на признанные достижения ФНС России и ее территориальных органов на мировом уровне, российское налоговое администрирование не является совершенным и имеет целый ряд недостатков, которые в ближайшей перспективе необходимо будет устранить.

Во-первых, в настоящее время существует достаточно много пробелов в законодательном регулировании налогового администрирования, которые создают правовую неопределенность, препятствуя при этом проведению эффективной налоговой политики в этой области [11].

Во-вторых, в налоговом администрировании, как и во всех других сферах, цифровая трансформация и ее инновационные продукты постепенно встают на путь конкуренции с различными специалистами и должностными лицами налоговых органов в связи с тем, что инновации начинают полностью выполнять их работу благодаря технологиям искусственного интеллекта и компонентам робототехники.

В-третьих, существует проблема нехватки высококвалифицированных специалистов в сфере «цифрового» налогового администрирования. Особенно остро это наблюдается в отдаленных

регионах нашей страны. Как отмечают многие специалисты, отсутствие необходимых компетенций для работы с современными цифровыми технологиями не позволит обеспечить максимальную эффективность налогового администрирования даже при внедрении самой мощной технологической инфраструктуры.

В-четвертых, ввиду отсутствия высокой правовой культуры и финансовой грамотности части налогоплательщиков многие достижения в области налогового администрирования порой начинают восприниматься ими как дополнительная налоговая нагрузка, сопровождающаяся непониманием граждан о сущности нововведений. Так, например, несмотря на то, что введение специального налогового режима НПД для самозанятых граждан в итоге смогло продемонстрировать свою эффективность, на первом этапе ее введения многие столкнулись с проблемой недостаточной осведомленности о возможностях и способах перехода на данный налоговый режим, а также о его особенностях и ограничениях. Таким образом, это наглядно свидетельствует о том, что информирование налогоплательщиков о тех или иных нововведениях в области налогового администрирования не всегда является широким и доступным для каждого.

Выводы

Налоговое администрирование занимает особое положение в налоговой политике любого государства, что в свою очередь объясняется тем, что от его эффективности зависит уровень собираемости налогов, наполнение государственного бюджета, выполнение поставленных Правительством РФ экономических и социальных задач и, как следствие, экономический рост и налоговый суверенитет того или иного государства. Эффективность налогового администрирования в условиях экономической нестабильности, вызванной пандемией и различными политическими факторами, служит гарантом обеспечения и поддержания устойчивой положительной динамики налоговых поступлений не только в краткосрочной, но и в среднесрочной перспективе.

Для дальнейшего обеспечения эффективности налогового администрирования и решения возникших проблем необходимо:

1) внести ряд изменений в налоговое законодательство для устранения правовой неопре-

деленности, а также неоднозначного толкования сущности налогового администрирования. Так, представляется необходимым закрепить на законодательном уровне понятие «налоговое администрирование», его основополагающие составляющие, а также признаки;

2) проводить активную работу с целью повышения правовой культуры и финансовой грамотности граждан в сфере налогового администрирования и порядка уплаты налогов, формирования у них добросовестного отношения к исполнению своих налоговых обязанностей;

3) обеспечить более широкое информирование граждан о всех нововведениях в области налогового администрирования, в первую очередь на первоначальных этапах реализации таких мер. Это можно сделать посредством более доступного освещения тех или иных нововведений в средствах массовой информации, а также путем развития системы профессионального налогового консультирования;

4) осуществлять подготовку большего числа высококвалифицированных специалистов в области налогового администрирования, которые смогут стать «цифровыми экспертами» и обладать всеми необходимыми компетенциями для работы с цифровыми технологиями и инновационными разработками;

5) усовершенствовать законодательную базу в части применения технологий искусственного интеллекта и роботизации в сфере налогового

администрирования, а также закрепить их правовой статус;

6) расширять и создавать новые бесконтактные способы налогового контроля, а также принимать меры, снижающие налоговую нагрузку налогоплательщиков;

7) осуществлять дальнейшее совершенствование специальных налоговых режимов с целью обеспечения эффективности системы налогового администрирования. Так, например, для дальнейшего успешного функционирования специального налогового режима для самозанятых граждан можно добавить в функционал мобильного приложения «Мой налог» возможность уплаты налога авансом, а также функцию автоплатежа, позволяющую автоматически списывать денежные средства налогоплательщика с его банковского счета, поскольку в настоящее время такие возможности пока отсутствуют.

Таким образом, несмотря на то, что российский опыт налогового администрирования высоко ценится на международном уровне и регулярно перенимается другими странами, государству в лице его компетентных и уполномоченных на то органов необходимо постоянно принимать меры, направленные на увеличение эффективности системы налогового администрирования с целью достижения устойчивого экономического роста и усиления экономического потенциала страны на международной арене.

Список источников

1. Миронова О. А., Ханафеев Ф. Ф. Налоговое администрирование. Учебник для вузов. М.: Омега-Л; 2008. 288 с.

2. Аронов А. В., Кашин В. А. Налоговая политика и налоговое администрирование. Учебное пособие. 2-е изд. М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М.; 2019. 544 с.

3. Райзберг Б. А. Государственное управление и администрирование в экономике и социальной сфере. Учебное пособие. М.: Экономистъ; 2007. 190 с.

4. Дадашев А. З., Лобанов А. В. Налоговое администрирование в Российской Федерации. М.: Книжный мир; 2008. 462 с.

5. Абрамчик Л. Я. Налоговое администрирование в системе финансового контроля. Финансовое право. 2005;(6):2-18.

6. Пепеляев С. Г. Добрая совесть налоговой инспекции. Налоговед. 2018;(4):4-7.

7. Огородникова И. И. Цифровая трансформация налогового контроля: эволюция и тенденции. Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2019;(46)152-162.

8. Федорина А. А. К вопросу о правовом статусе робототехники и искусственного интеллекта. Предпринимательское право. Приложение «Право и бизнес». 2018;(4):3-8.

9. Ястребов О. А. Искусственный интеллект в правовом пространстве: концептуальные и теоретические подходы. Правосубъектность: общетеоретический, отраслевой и международно-правовой анализ. Сб. мате-

риалов к XII Ежегодным научным чтениям памяти С. Н. Братуся. М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ; Статут; 2017:271-283.

10. Ивакина Н. А., Леонтьева Ю. В. Совершенствование налогообложения доходов физических лиц. Российские регионы в фокусе перемен. Сборник докладов со специальных мероприятий XII Международной конференции. 16-18 ноября 2017 г. Екатеринбург: Издательство УМЦ УПИ; 2018:368-371.

11. Tengiz Magradze. Tax administration in the Russian Federation: current problems and development prospects. Colloquium-journal. 2020;5(57). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tax-administration-in-the-russian-federation-current-problems-and-development-prospects.

References

1. Mironova O. A., Khanafeev F. F. Tax administration. Textbook for universities. Mоscow: Omega-L; 2008. 288 p. (In Russ.).

2. Aronov A. V., Kashin V. A. Tax policy and tax administration. Tutorial. 2nd ed. Mоscow: Master: SRC INFRA-M; 2019. 544 p. (In Russ.).

3. Raizberg B.A. Public administration and administration in the economy and social sphere. Tutorial. Moscow: Economist; 2007. 190 p. (In Russ.).

4. Dadashev A. Z., Lobanov A.V. Tax administration in the Russian Federation. Moscow: Book world; 2008. 462 p. (In Russ.).

5. Abramchik L. Ya. Tax administration in the financial control system. Financial right. 2005;(6):2-18. (In Russ.).

6. Pepelyaev G. Good conscience of the tax office. Tax specialist. 2018(4):4-7. (In Russ.).

7. Ogorodnikova I. I. Digital transformation of tax control: Evolution and trends. Bulletin of Tomsk State University. Economy. 2019;(46)152-162. (In Russ.).

8. Fedorina A. A. On the issue of the legal status of robotics and artificial intelligence. Business law. Application "Law and Business". 2018;(4):3-8. (In Russ.).

9. Yastrebov O. A. Artificial intelligence in the legal space: Conceptual and theoretical approaches. Legal personality: General theoretical, sectoral and international legal analysis. Sat. materials for the XII Annual Scientific Readings in memory of S. N. Brothers. Moscow: Institute of Legislation and Comparative Law under the Government of the Russian Federation; The Statute; 2017:271-283. (In Russ.).

10. Ivakina N. A., Leontyeva Yu. V. Improvement of personal income taxation. Russian regions in the focus of changes: Collection of reports from special events of the XII International Conference. November 16-18, 2017. Yekaterinburg: UMC UPI Publishing House; 2018:368-371. (In Russ.).

11. Tengiz Magradze. Tax administration in the Russian Federation: Current problems and development prospects. Colloquium-journal. 2020;5(57). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tax-administration-in-the-russian-federation-current-problems-and-development-prospects.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.