ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ОБУЧЕНИИ БИОЛОГИИ
Карахонова Л.М.
Карахонова Лобархон Мусохоновна — доктор философии (PhD) по педагогическим наукам,
старший научный сотрудник, Узбекский научно-исследовательский институт педагогических наук им. Т.Н. Кары-Ниязи, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье сказано об использовании электронных образовательных ресурсов при изучении биологии в школе. Перечислены значимые качества электронных ресурсов для учащихся. Ключевые слова: биология, учитель, ученик, метод, образовательные электронные ресурсы, знание, понятие, предмет, усвоение, развитие.
В современных условиях при изучении биологии в общеобразовательной школе приобретают огромное значение электронные образовательные ресурсы, цифровые электронные устройства, интерактивные программные схемы. Воплощение биологических понятий в знания в процессе усвоения предмета биологии происходит с помощью электронных образовательных ресурсов. Процесс обучения и эффективное использование электронных образовательных ресурсов в системе изучения современной биологии осуществляется на основе развития интерактивных образовательных стратегий и механизмов в условиях адаптации к тенденциям устойчивого развития образовательной системы. Всё это служит обогащению биологической науки новыми перспективными направлениями и имеет позитивное значение для решения педагогико-психологических проблем, их интеграции с информатизированной образовательной средой существующих образовательных процессов.
Исходя из этого, создание информатизированной образовательной среды, широкое внедрение мультимедийных приложений в предмет биология, создание нового поколения учебно-методической литературы и совершенствование учебников на основе инновационного подхода считаются наиболее актуальными задачами сегодняшнего дня.
В Концепции развития системы народного образования Республики Узбекистан до 2030 года приоритетными задачами обозначены «разработка мультимедийных продуктов в образовании и организация системного их применения в учебном процессе» [1, c. 1].
Интерактивные электронные образовательные ресурсы будут способствовать развитию биологических знаний и потенциала учащихся общеобразовательных школ, совершенствованию базовых и предметных компетенций учащихся средствами электронных образовательных ресурсов на уроках и внеурочных занятиях. Мультимедийные приложения к учебникам по биологии включают в себя видео, аудио источники, анимацию, таблицы, тексты и словари, освещают материалы по учебным предметам с помощью информационно-коммуникационных технологий в соответствии с государственными образовательными стандартами и учебными программами. Они способствуют эффективному усвоению содержания учебных дисциплин и развитию навыков самообразования, помогают осуществлению контроля знаний и их закреплению, обогащают основное содержание учебного предмета, что подчеркивает необходимость применения электронных образовательных ресурсов на уроках биологии в общеобразовательной школе. Использование качественных электронных средств и правильное подключение к учебному процессу создают оптимальные условия для принятия учащимися необходимой информации, её обработки, усвоения базовых и предметных компетенций, их контроля, развития творческих способностей, введения дополнений и изменений в учебно-воспитательный процесс, непрерывной проверки результатов образования. Кроме того, намечены возможности для диагностирования и прогностики деятельности учащихся, разработки рекомендаций по проектированию уроков, определения порядка учебно-познавательной деятельности учащихся, направленной на закрепление определённой информации. Обобщение теоретических и научно-методических основ использования электронных учебных ресурсов путём интегративного подхода будет способствовать совершенствованию процесса обучения биологии в общеобразовательных школах. Использование электронных образовательных ресурсов, наглядных материалов, способствующих кинестетическому, визуальному, аудиальному, дискретному восприятию учебного материала для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, формированию у них базовых и предметных компетенций, связанных с содержанием биологического образования, имеет важное значение для повышения уровня знаний учеников. Демонстрация систематизированного учебного материала позволяет вести непосредственные наблюдения учащимся за сложноусвояемыми биологическими процессами, недоступными для человеческого зрения средствами электронных обучающих ресурсов. Использование образовательных компонентов в виде
мультимедийных приложений, учебных программ позволит совершенствовать дидактическую систему комплекса тестовых заданий для контроля и самооценивания учащихся. А также эффективное использование электронных образовательных ресурсов в обучении биологии и их широкое внедрение способствуют успешному проявлению самостоятельной деятельности учащихся.
Список литературы
1. Указ Президента Республики Узбекистан № УП-5712 от 29 апреля 2019 года «Об утверждении концепции развития системы народного образования Республики Узбекистан до 2030 года» // Народное слово. Т., 2019. 30 апреля. С 1-2.
ЗНАЧИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАТОРСКИХ КАЧЕСТВ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ Абдуллаева Н.Ж.1, Комилова Ф.М.2
'Абдуллаева Насиба Жураевна — кандидат педагогических наук, доцент;
2Комилоова Фотима Махмудовна — старший преподаватель, кафедра общей педагогики, Андижанский государственный университет, г. Андижан, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье названы этапы формирования организаторских качеств педагога в процессе обучения в вузе. Перечислены компоненты профессиональной готовности педагога к организаторской деятельности.
Ключевые слова: обучение, педагогика, будущий учителей, организаторские качества, формирование, этап, компонент.
Образование задаёт динамику для качественного развития общества. В XXI веке функции образования заключаются в важнейшей сфере преобразования личности и социума в целом, поскольку быстрыми темпами стали развиваться цифровые технологии. Совершенствование подходов к обучению и воспитанию студентов вызваны необходимостью выстраивания образовательного процесса таким образом, чтобы не пропала ни одна талантливая личность, чтобы творческие задатки каждого студента могли реализовываться в полной мере. При подготовке будущего учителя необходимо учитывать личностные качества студентов и их способность к педагогической деятельности. Качественное и осознанное приобретение студентами знаний зависит от способностей преподавателя. В личности учителя педагогические способности рассматриваются как комбинация личностных качеств и свойств будущих профессионалов.
Способности к педагогической деятельности определяются, прежде всего, коммуникативными и организаторскими качествами. Именно способность к общению, эмпатия, сочувствие и сопереживание ученику, способность организовать деятельность других людей являются ведущими качествами, необходимыми для формирования личности учителя.
Изучение педагогической деятельности с точки зрения организаторских способностей учителя представляет собой анализ общих и специальных способностей. Общие способности разделены на три группы: 1) дидактические способности связаны с осуществлением информационной функции учителя (способность передавать информацию ученикам, экспрессивно-речевые способности, академические, способность к распределению внимания); 2) организационно-коммуникативные способности связаны с осуществлением воспитательной функции учителя (коммуникативные способности, педагогический такт, суггестивные способности); 3) личностные способности связаны с осуществлением организаторской функции и общением (перцептивные способности, педагогическое воображение, способность к саморегуляции эмоциональной сферы и поведения) [1]. Общие подходы к определению и классификации способностей учителя имеют значительное разнообразие: способности понимать учеников, чувствовать их внутренний мир, организовывать их деятельность. В определении способностей и их классификации необходимо учитывать совокупность существенных свойств личности и деятельности учителя в их взаимосвязи. Специальные способности определяются особенностями преподаваемого предмета и включаются в сферу педагогической деятельности лишь при условии наличия педагогической направленности и общих педагогических способностей.