мультимедийных приложений, учебных программ позволит совершенствовать дидактическую систему комплекса тестовых заданий для контроля и самооценивания учащихся. А также эффективное использование электронных образовательных ресурсов в обучении биологии и их широкое внедрение способствуют успешному проявлению самостоятельной деятельности учащихся.
Список литературы
1. Указ Президента Республики Узбекистан № УП-5712 от 29 апреля 2019 года «Об утверждении концепции развития системы народного образования Республики Узбекистан до 2030 года» // Народное слово. Т., 2019. 30 апреля. С 1-2.
ЗНАЧИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАТОРСКИХ КАЧЕСТВ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКИ Абдуллаева Н.Ж.1, Комилова Ф.М.2
'Абдуллаева Насиба Жураевна — кандидат педагогических наук, доцент;
2Комилоова Фотима Махмудовна — старший преподаватель, кафедра общей педагогики, Андижанский государственный университет, г. Андижан, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье названы этапы формирования организаторских качеств педагога в процессе обучения в вузе. Перечислены компоненты профессиональной готовности педагога к организаторской деятельности.
Ключевые слова: обучение, педагогика, будущий учителей, организаторские качества, формирование, этап, компонент.
Образование задаёт динамику для качественного развития общества. В XXI веке функции образования заключаются в важнейшей сфере преобразования личности и социума в целом, поскольку быстрыми темпами стали развиваться цифровые технологии. Совершенствование подходов к обучению и воспитанию студентов вызваны необходимостью выстраивания образовательного процесса таким образом, чтобы не пропала ни одна талантливая личность, чтобы творческие задатки каждого студента могли реализовываться в полной мере. При подготовке будущего учителя необходимо учитывать личностные качества студентов и их способность к педагогической деятельности. Качественное и осознанное приобретение студентами знаний зависит от способностей преподавателя. В личности учителя педагогические способности рассматриваются как комбинация личностных качеств и свойств будущих профессионалов.
Способности к педагогической деятельности определяются, прежде всего, коммуникативными и организаторскими качествами. Именно способность к общению, эмпатия, сочувствие и сопереживание ученику, способность организовать деятельность других людей являются ведущими качествами, необходимыми для формирования личности учителя.
Изучение педагогической деятельности с точки зрения организаторских способностей учителя представляет собой анализ общих и специальных способностей. Общие способности разделены на три группы: 1) дидактические способности связаны с осуществлением информационной функции учителя (способность передавать информацию ученикам, экспрессивно-речевые способности, академические, способность к распределению внимания); 2) организационно-коммуникативные способности связаны с осуществлением воспитательной функции учителя (коммуникативные способности, педагогический такт, суггестивные способности); 3) личностные способности связаны с осуществлением организаторской функции и общением (перцептивные способности, педагогическое воображение, способность к саморегуляции эмоциональной сферы и поведения) [1]. Общие подходы к определению и классификации способностей учителя имеют значительное разнообразие: способности понимать учеников, чувствовать их внутренний мир, организовывать их деятельность. В определении способностей и их классификации необходимо учитывать совокупность существенных свойств личности и деятельности учителя в их взаимосвязи. Специальные способности определяются особенностями преподаваемого предмета и включаются в сферу педагогической деятельности лишь при условии наличия педагогической направленности и общих педагогических способностей.
Актуальность вопросов формирования организаторских качеств будущих учителей в развитии современной педагогики является решающим признаком педагогической квалификации учителя.
Эффективное формирование организаторских качеств в процессе профессиональной подготовки в вузе является многоуровневым процессом, предусматривающим обогащение нормативных психолого-педагогических курсов соответствующим материалом, а также вооружение студентов опытом самостоятельной организаторской деятельности в процессе педагогической практики; формирование организаторских качеств педагога есть процесс формирования мотивационно-ценностного отношения к организаторской деятельности, усвоения системы знаний о ней, формирования организаторских умений и навыков, результатом которого является высокий уровень организаторских качеств личности.
Содержание технологии формирования организаторских качеств педагога в процессе профессиональной подготовки включает в себя адаптационный, теоретический и практический этапы.
Структура профессиональной готовности педагога к организаторской деятельности включает в себя четыре компонента: мотивационная готовность: положительное отношение к организаторской деятельности, интерес к ней, желание выполнять роль организатора. теоретическая готовность: определенный уровень организаторских знаний; практическая готовность: наличие организаторских умений, навыков.
Эти этапы и компоненты усиливают практическую направленность содержания материала на формирование организаторских качеств будущих учителей в период развития современной педагогики, осмысление конкретного состава умений, возможного уровня их сформированности, что является непременным условием их практического применения в организаторской деятельности.
Список литературы
1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-08/disser1aciya-formkovame-orgaшzatorskШ-kachestv-pedagoga-v-protsesse-professюnalnoy-podgotovki/ (дата обращения: 27.04.2020).