40
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
могут проявить интернальные качества, а в какой-то экстернальные. Поэтому результат их учебной деятельности нестабилен.
Локализация контроля - это характеристика личности, которая говорит о ее зрелости или незрелости, высокий уровень и интернальности, что говорит о зрелости личности, а низкий уровень о незрелости. Так как зрелость личности характеристика формируемая, мы на следующем этапе предполагаем разработку программы, которая в рамках учебного процесса позволит достичь планируемых целей: повышения уровня локализации контроля (интернальности).
Список литературы:
1. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 384 с.
2. Занюк С.С. Психология мотивации / С.С. Занюк. - К.: Эльга-Н; Ника-Центр, 2001. - 256 с.
3. Ларина Е.Н. Психология человека / Е.Н. Ларина. - Оренбург, 2011. -115 с.
4. Масленова А.Ю. Локус контроля студентов как детерминант совлада-ния с экзаменационными трудностями [Электронный ресурс] // Вестник. Наука и практика. - Режим доступа: ht:tp://конференция.com.ш/pages/view/235.
5. Маслоу А.Г Мотивация и личность / А.Г. Маслоу. - СПб.: Питер, 2008. - 352 с.
ИННОВАЦИИ В ПРЕПОДАВАНИИ ГЕОГРАФИИ И БИОЛОГИИ В ШКОЛЕ
© Мухамедгалиева Р.Ж.*
Комплекс «Колледж искусств - специализированная школа-интернат для одаренных детей музыкально-эстетического профиля», Республика Казахстан, г. Петропавловск
В наш бурный научно-технический век есть огромная возможность для разностороннего развития личности. Учебники и книги, которые, как нам казалось ранее, могли быть только бумажными, в различных переплетах, дорогих и не очень, сегодня можно найти и в электронном виде. Мы часто слышим, что потенциалом государства и главным экономическим ресурсом является интеллектуальный капитал. На самом деле так оно и есть. Интеллект человека, его творческие способности, как природный дар - практически неисчерпаемый ресурс. В данной научной статье приводятся примеры, какими инновациями можно спо-
Учитель географии и биологии.
Современные педагогические технологии
41
собствовать дальнейшему развитию образования, как воспитать креативно мыслящих учащихся, которые обеспечат «высокую конкурентоспособность государства в системе мирового сообщества».
Ключевые слова: инновации, интеллектуальный, информационные и коммуникационные технологии, коммуникативные способности, конкурентоспособность, творческое мышление, электронные учебники.
«... первостепенная задача современной системы образования - это подготовка людей, обладающих критическим мышлением и способных ориентироваться в информационных потоках».
Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев
Современное образование в школе требует от учителя активного участия в работе с учащимися, коллегами. Президент РК Н.А. Назарбаев в своем выступлении отметил, «... насколько качественным будет уровень здоровья, интеллекта и образования каждого гражданина, настолько высокой окажется конкурентоспособность государства в системе мирового сообщества» [1].
Согласно новым стандартам деятельность учителя не ограничивается только наблюдением и оцениванием деятельности учащихся на уроке, а предусматривает более разносторонний подход к труду ученика, прослеживание алгоритма его действий, понимание его духовного мира, выявление причин и устранение затруднений и ошибок. В системе школьного обучения география и биология являются важнейшими предметами, раскрывающими учащимся материалистическую сущность окружающей их природы, ее единство в разнообразных биогеографических взаимосвязях. Соответственно, учитель должен активно мыслить, у него должны быть сильно развиты аналитические и логические функции, воображение, учитель должен научить детей мыслить глобально, пространственно, ибо он является учителем, который говорит не только о своем крае, о своей земле, но и рассказывает, охватывая все страны мира, все континенты, весь земной шар, он способствует овладеванию знаний и умений на уроке и вне его. К примеру, на уроках географии при изучении темы «Природные комплексы», «Природные зоны» знакомит с разнообразием природы в разных уголках земли, при изучении темы «Климат Земли» о причинно-следственных связях, возникающих в зависимости от географической широты местности, влияния воздушных масс и их циркуляции, подстилающей поверхности, влияния океанов, на уроках биологии при изучении темы «Роль человека в биосфере. Глобальные экологические проблемы», «Общество и окружающая среда. Рост численности населения. Индустриально-потребительское общество» учитель способствует изучению учащимися о взаимосвязях между природой, человеком, обществом. И таких примеров множество, практически на каждом уроке географии и биологии. В результате возникает необходимость внедрения инноваций в деятельность учителя и учащихся.
42
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
Для достижения этих целей недостаточно ограничиваться материалами учебника, дополнительной литературы, справочников, энциклопедий, газет и журналов, необходимо включить педагогические средства, проекты, технологии, веб-ресурсы, образовательные порталы, другие нововведения. Ведь современное время не стоит на месте. Все меняется соответственно требованиям нынешнего времени. Потому, стоят задачи по формированию личности, способной к дальнейшему самообразованию.
Основной задачей современного образования является развитие индивидуальных качеств личности. Новое поколение школьников, которому предстоит жить и трудиться в конкурентоспособном обществе, должен обладать определенными качествами личности: быть гибким в различных жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, уметь применять их на практике для решения поставленных задач, самостоятельно творчески мыслить и генерировать принципиально новые идеи, уметь увидеть возникающую проблему, грамотно работать с информацией и рационально подобрать необходимое решение, самостоятельно контролировать свое время и управлять им, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации, быть коммуникабельным, уметь работать в команде, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером, осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь [2].
На моих уроках географии и биологии с использованием интерактивного оборудования и интернет-ресурсов ставится цель создания условий для усвоения обучающимися знаний, содействовать развитию у школьников умений работать с картами, таблицами, слайдами, картинами, образовательными сайтами. К примеру, при изучении темы «Климат Африки» учащиеся обеспечиваются условиями для получения знаний об особенностях климата Африки и факторах, их определяющих, для развития обучающихся работать с климатической картой и климатограммами с целью определения особенностей климатических поясов и областей и климата географических регионов Африки: кроме основных источников знаний (учебник географии, атлас по географии для 7 класса, физическая карта Африки, климатическая карта мира, климатические пояса и области), электронные учебные модули (Климат. Интерактивная карта климатических поясов мира. Интерактивное задание http://school-collection.edu.ru/catalos/res.
Типовая характеристика Африки. И1. http://85,142,23,53/packases/ Африка - самый жаркий материк. П2. http://85.142.23.53/ packages/internet-school. Проводится фронтальная, парная, индивидуальная, групповая форма работы. Использование учебных сайтов на уроках географии направлена на достижение планируемых личностных результатов в проявлении эмоционально-ценностного отношения к особенностям климата Африки, стремле-
Современные педагогические технологии
43
ния к самоконтролю и самоанализу; познавательных и метапредметных результатов в умении выявлять главные особенности изучаемого объекта, сравнивать и формулировать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное, делать обобщения, объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявленные в ходе исследования, создавать устные монологические высказывания (описания климата территории); регулятивных результатов в умении самостоятельно оценивать свою работу, проводить взаимопроверку с партнером, выполнять коррекцию, методом повторения не допускать ошибок, объективно оценивать свою работу и работу одноклассника [4].
При рассмотрении вопроса климатических различий разных территорий Африки, учитель должен обращать внимание на климатообразующие факторы, влияющие на особенности климата в разных территориях материка. Слайд «Климатообразующие факторы» (нажатие на круги с изображением факторов обеспечивает появление текстовых надписей). Далее по ходу демонстрации презентации организуется работа учащихся с ЭОР «Климат. Интерактивная карта климатических поясов мира» (httv://school-collecti-on. edu.ru/catalog/res) (Во время его использования учащиеся приближают часть карты с изображением Африки, снимают или добавляют часть обозначений для более наглядного представления материала). Демонстрируется слайд «Компоненты климата», раскрываются основные характеристики каждого компонента; демонстрируется слайд «Температура июля», нажатием на красные прямоугольники обеспечивается появление карты «Изотермы июля» и изображение угла падения солнечных лучей на тропиках и экваторе. Обучающиеся получают задания.
На уроках биологии так же, как и на уроках географии, учебные презентации, интерактивные плакаты, схемы, видеофильмы, анимации, электронные учебники с лабораторными инструктивными карточками, тестами, объясняющим материалом позволяют учащимся быстро и с интересом усвоить новую тему, повторить, проверить усвоение урока. Применение информационных и коммуникационных технологий обеспечивает:
- быстроту получения необходимой информации;
- проведение качественно нового, высокодинамичного и информативного типа урока;
- широкий спектр наглядных пособий;
- повышение интереса к предмету;
- желание участвовать в предметных олимпиадах, конкурсах, викторинах;
- качественную проверку знаний при помощи тренажеров;
- объективное оценивание знаний;
- ускорение учебного процесса благодаря более тесному взаимодействию педагога с учащимися.
44
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
Так, для учащихся 9 классов мною разработана и применяется творческий конкурс по теме: «Строение растительной и животной клетки». Целью данной игры является обобщение и систематизация знаний учащихся; подготовка к централизованному тестированию. Перед обучающимися ставятся следующие задачи:
1. Сформировать и углубить знания об особенностях строения клеток живых организмов, особенностях процессов жизнедеятельности.
2. Развить навыки индивидуальной и коллективной работы.
3. Закрепить умения анализировать, систематизировать, обобщать материал, полученный в процессе обучения.
4. Совершенствовать навыки работы с терминами, биологическими понятиями, определениями.
С расцветом научно-технического прогресса на постсоветском пространстве все большую актуальность приобретает использование информационных технологий на уроках и внеурочной деятельности. Компьютер, интерактивная доска и информационные технологии - своеобразный, высокоинформационный инструмент с большой скоростью и богатейшими возможностями, способный обеспечить урок элементами новизны, облегчить учителям и учащимся задачу подготовки к занятиям. Компьютер должен стать неотъемлемой частью образовательного процесса, использование которого позволяет реализовать следующие задачи:
1. Развитие личности учащегося, предполагающее:
- конструктивное, алгоритмическое мышление;
- творческое мышление;
- коммуникативные способности;
- умение принимать оптимальные решения;
- навыки исследовательской деятельности;
- информационная культура, умение обрабатывать информацию.
2. Интенсификация учебно-воспитательного процесса, включающая:
- повышение эффективности и качества обучения;
- умение работать в коллективе, группе;
- умение самостоятельно создавать презентации, фильмы, альбомы;
- активизацию познавательной деятельности с учетом типа личности обучаемого;
- углубление межпредметных связей [3].
Вследствие этого преподавание географии и биологии немыслимо без широкого использования различных информационных методов и средств обучения. В своей деятельности я активно использую интерактивные компьютерные технологии, среди которых:
- электронные энциклопедии, словари и определители;
- интерактивные репетиторы, тренажёры производства «Кирилла и Мефодия» и «Центр Педтехнологий информатизации образования»
Современные педагогические технологии
45
авторский коллектив (О.И. Корнелюк, специалист в области предметных знаний, О.Ю. Литвинова, учитель биологии, Г.К. Нургалиева, и другие);
- электронные учебники, электронный национальный атлас РК;
- интерактивные компьютерные лабораторные работы, экскурсии;
- набор электронных тестов, кроссвордов;
- проектная деятельность учащихся на основе современных информационных компьютерных технологий;
- интеллектуально-творческие игры с использованием мультимедийной установки.
На своем опыте я убедилась, что использование информационных компьютерных технологий - целенаправленный вид деятельности, в процессе которого повышается качество обучения, приобретаются новые знания, навыки, обеспечивается положительный микроклимат на уроке, отражается накопленный детьми необходимый опыт, углубляются и закрепляются представления об окружающем мире, формируется устойчивый интерес к предметам.
Список литературы:
1. Назарбаев Н.А. Президент Республики Казахстан. Лекция «Казахстан в посткризисном мире: интеллектуальный прорыв в будущее» / Казахский Национальный университет имени аль-Фараби. Цитаты. - Алматы, 2009, 13.10.
2. Новое педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат. - М.: «Академия», 2000.
3. Осин А.В. Модели образования на базе компьютерных технологий / ГНУ «Республиканский мультимедиа центр». - М., 2001.
4. Шатных А.В. Проекты уроков географии с использованием интерактивного оборудования и интернет-ресурсов. 7 класс. - Курган, 2013.
ПРИМЕНЕНИЕ АРТ-ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
© Порфирьева Л.Н.* *, Петрова И.Н.*
Лицей № 9 им. А.С. Пушкина, г. Зеленодольск Средняя общеобразовательная школа № 1, г. Йошкар-Ола
Применение арт-технологий на уроках английского языка и во внеурочной деятельности имеет большое значение. Данная статья посвящена применению основных форм и методов искусства на уроках анг-
* Учитель высшей категории МБОУ «Лицей N° 9 им. А.С. Пушкина».
* Учитель высшей категории МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1».