УДК 371.3
Парашина Е.Ю., Якупова Н.В.
Эффективная коммуникация на уроках посредством использования приемов сингапурской методики обучения
В статье рассматривается опыт использования приемов сингапурской методики, позволяющих организовать эффективную коммуникацию на уроках. Данные мониторингов подтверждают повышение уровня развития коммуникативных универсальных учебных действий в классах, где дети обучаются по сингапурской методике. Также наблюдается прогресс в развитии метапредметных умений всех групп (познавательных и регулятивных) в целом.
Ключевые слова: коммуникация, универсальные учебные действия, метапредметные результаты, сингапурская методика, компетенции, партнер, обучающие структуры.
Современное общество ставит перед нами следующие проблемы: как учить детей мыслить, добывать нужные знания, как развивать у них способность к самостоятельному обучению, как научить взаимодействовать друг с другом, ставить цели, договариваться, распределять роли, удерживать поставленную задачу и достигать желаемых результатов. Одной из острых проблем в учебном процессе является неумение обучающихся взаимодействовать друг с другом, сотрудничать, правильно выстраивать коммуникацию. Перед учителем встает задача поиска таких методов, приемов и средств, которые помогут сформировать данные навыки у школьников. Ведь обучая наших учеников навыкам эффективной коммуникации, работы в команде, мы создаем условия для их успешности в будущем.
На решение проблемы успешности коммуникативной деятельности обучающихся нацелена сингапурская методика обучения. В основе ее лежит технология сотрудничества, кооперативное обучение (система кооперативного обучения Спенсера Кагана), идеи известного русского психолога Льва Выготского, советских педагогов В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина, методические приемы педагогов 90-х годов: «Драмогерменев-тики» П.М. Ершова и социоигровой методики В.М. Букатова и Е.А. Ершовой, опорные конспекты В. Шаталова, гуманная педагогика Ш. Амонашвили и др. Она позволяет включить в работу на уроке каждого, постоянно меняя роли, научить слушать, слышать, принимать решения, брать ответ-
ственность на себя за группу, за партнеров, помогать другим [2].
Методика представляет собой набор обучающих структур, из которых учитель конструирует урок, соединяя их в любой последовательности. Выбор структур обусловлен этапом урока, целями его этапов. Каждая структура выполняется по четкому алгоритму. Их реализация предполагает иную расстановку парт - по две вместе, где ученики сидят лицом друг к другу в командах по 4 человека. Ключевым является понятие «партнер». У каждого ученика по два-партнера - «партнер по лицу» (ученик, сидящий напротив) и «партнер по плечу» (ученик, сидящий рядом). Инструментом управления классом является табличка в центре стола «ManageMat», позволяющая удобно распределять учеников в одной команде [1].
Для освоения и апробации сингапурской методики обучения на практике была создана проектная группа, в которую вошли учителя начальных классов. Мы работали в формате встроенного обучения: самостоятельно изучили теорию по сингапурской методике, выделили приемлемые обучающие структуры, проанализировали возможность их использования для развития всех видов УУД, разработали уроки и организовали их взаимопосещение.
Обратимся к примерам использования обучающих структур сингапурской методики на наших уроках.
Из существующих структур обучения (а их около 250) мы отобрали следующие: Jot Thoughts, Tick Tack Toe, Corners, Timed
Pair Share, Rally Robin, Mix-Pair-Share, Simultaneous Round Table, Ticket for the exit, Mix of Friz Group, Continuous Round Robin, Four -Box Synectics Review, Teambuilding, Take off -Touch down, Stir the Class, Quiz-Quiz-Trade, Placemat Consensus. Методика предполагает использование названий структур учителем на английском языке [1].
Пример: урок русского языка в 1-м классе, тема «Алфавит». На этапе актуализации знаний используется структура Quiz-Quiz-Trade/вопрос-ответ. Учащиеся проверяют и обучают друг друга по пройденному материалу, используя карточки с вопросами и ответами, полученные каждым учеником заранее. По сигналу учителя дети встают из-за парт, ищут себе партнеров и по очереди задают вопрос с карточки, затем обмениваются карточками, ищут других партнеров и вновь обмениваются вопросами. (Например: вопрос: сколько гласных букв в алфавите? Ответ: 10).
Структура JotThoughts / «запишите мысль» - оперативное выполнение задания в письменном виде, с проговариванием его вслух. Все ученики получают по 4 листочка, на каждом по очереди пишут букву алфавита, проговаривают ее вслух и кладут листочек на середину стола, затем всей командой классифицируют написанные буквы по разным признакам.
Структура Tic-Tac-Toe / «крестики-нолики». Дети оставляют из 16 листочков с буквами любые 9, выбирают ряд (по диагонали, вертикали или горизонтали). Задание - расставить буквы в алфавитном порядке, придумать предложение с этими буквами.
Структура Mix-Pair-Share / «перемешайся класс» предполагает произвольное передвижение под музыку с образованием случайных пар и обсуждение темы в коротких (RallyRobin) или в полных ответах. В ходе выполнения задания дети двигаются по классу. По хлопку (или остановке музыки) нужно остановиться и рассказать друг другу по очереди алфавит.
Структура Corners / «углы» - организация проверки теоретических знаний и практической умений. Ученики распределяются по углам класса в зависимости от выбранных вариантов. Применение - на последнем
(рефлексивном) этапе урока. В углах класса размещены таблички с частями алфавита: «А....Ж», «З....О», «П...Ц», «Ч...Я». Задание - выбрать табличку в соответствии с первой буквой своей фамилии. Дети находят «свою» табличку, проверяют совместно с учителем правильность, выявляют ошибки, проводят коррекцию.
Пример: урок математики во 2-м классе, тема «Таблица умножения на 2».
Структура JotThoughts / «запишите мысль» используется на этапе актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Каждый член команды пишет по четыре примера на умножение с числом 2 и кладет их на середину стола. Дети анализируют правильность выполнения. Затем используют структуру Tic-Tac-Toe / «крестики-нолики». Написанные ранее примеры ученики выкладывают рядами 4х4, выбирают и решают четыре примера, используя расположенные в любом ряду по вертикали, горизонтали или диагонали; множитель, не равный 2, увеличивают на один и решают новые примеры.
Структура Mix-Pair-Share (физминутка). Дети произвольно передвигаются по классу под музыку, образовывают пару, когда музыка прекращается, и проговаривают в заданном порядке таблицу умножения на 2.
Структура SimultaneousRoundTable -все четыре члена группы выполняют письменные задания на понимание смысла действия умножения, а по окончании передают их по кругу соседу на проверку.
Структура Тicketfortheexit / «билетик на выход» - учитель дает задание (небольшая самостоятельная работа, экспесс-тест), выполнив которое, ученик получает право покинуть кабинет по окончании урока, оставив учителю выполненное задание на проверку знаний (на данном уроке - таблицы умножения на 2 и понимания смысла действия умножения).
Пример: урок литературы в 3-м классе, тема «У каждого свое место в природе» (рассказ Д. Мамина-Сибиряка «Медведко»).
Структура «MixofFrizGroup» - учащиеся произвольно передвигаются по классу под музыку, замирают, когда музыка прекращается, объединяются в группы, количество
участников в которых зависит от ответа на какой-либо вопрос. Каждый ребенок получает карточку со словом (название животного) и определяется, в какую группу он войдет. По какому принципу - дети определяют сами после недолгого обсуждения (на данном этапе урока - классификация домашних и диких животных).
Структура Timed - Pair - Share - два участника делятся развернутыми ответами в течение определенного количества времени для выявления первичного восприятия текста, затем дети делятся впечатлениями от прочитанного рассказа с партнером «по лицу» (facepartner).
Структура ContinuousRoundRobin - организовывается обсуждение какого-либо вопроса в команде по очереди более одного круга (каждый высказал по очереди свое мнение один раз, затем второй и т.д.). Этап работы с текстом - его перечитывание, заполнение таблицы. Учитель дает таблицу и время распределить работу в группе (каждый участник читает только одну главу и заполняет таблицу). Далее в команде по очереди отвечают по кругу, пока учитель не остановит процесс.
Структура <^оиг - BoxSynecticsReview» -рассмотрение какой-либо темы с разных сторон, не имеющих отношение к изучаемой теме, путем составления аналогий. Передавая лист по кругу в команде, ученики складывают лист А4 вчетверо, разворачивают его, рисуют в центре квадрат, нумеруют внешние прямоугольники, рисуют во внешних прямоугольниках неодушевленные предметы, один из которых - двигающийся предмет, записывают их названия. Понятие по теме заносят во внутренний квадрат, затем записывают аналогии рядом с изображениями предметов. Структура используется при подведении итогов урока, когда учителю важно увидеть, поняли ли обучающиеся суть изучаемого понятия.
В результате использования данных структур нами были выявлены как положительные стороны работы по сингапурской методике, так и трудности и недостатки, связанные с организацией и разработкой уроков.
Положительные стороны при работе по сингапурской методике:
- обучение становится более деятель-ностным, активным, динамичным;
- развитие коммуникативных навыков;
- социализация, взаимодействие обучающихся друг с другом;
- развитие познавательной мотивации;
- развитие эмоциональной и волевой сферы;
- создание комфортной обстановки для всех детей (и активных, и пассивных, и испытывающих затруднения в ответах перед всем классом);
- формирование дружелюбного отношения и толерантности обучающихся;
- развитие креативного и критического мышления;
- 100 %-я вовлеченность обучающихся в процесс обучения;
- речевое самосовершенствование (особенно на уроках английского языка).
Трудности и недостатки:
- трудоемкая подготовка к уроку (раздаточный материал для каждого этапа, четкость и продуманность заданий, ясная инструкция);
- контроль и оценка выполненной работы (задание - деятельность - проверка результата);
- плотность урока;
- у детей начальной школы нет чувства времени (временные рамки размыты);
- на начальной стадии - недостаточный уровень коммуникативных навыков.
Апробируя сингапурскую методику на практике, мы предположили, что это позволит повысить уровень коммуникативных универсальных учебных действий. Чтобы отследить изменения в формировании ме-тапредметных умений, мы использовали в классах, где уроки проводились с использованием структур сингапурской методики обучения, материалы мониторингового проекта «Эму-Эрудит» (http://emu.cerm.ru/) (таблица) и региональной оценки качества образования (ЦОКО, г. Пермь).
Результаты мониторингового конкурса «Эму-Эрудит» (конкурс проводится один раз в год) учеников 1Б, 2А и 3В классов, обучающихся по сингапурской методике, представлены на рисунке.
Материалы мониторингового проекта «ЭМУ-Эрудит»
Учебный год Класс Регулятивные УУД Коммуникативные УУД Познавательные УУД
2015-2016 1А 61 % 27 53 % 27 56 % 27
2016-2017 2А 68 % 25 73 % 25 87 % 25
2017-2018 ЗА 61 % 26 72 % 26 75 % 26
2015-2016 2В 58 % 25 73 % 22 88 % 22
2016-2017 ЗВ 56 % 21 77 % 21 92 % 21
2017-2018 4В 77 % 18 85 % 19 93 % 19
2016-2017 1Б 78 % 32 70 % 32 87 % 32
2017-2018 2Б 55 % 30 80 % 30 88 % 30
Примечание: для каждого класса и компетентности указаны два числа:
1. Процент выполнения заданий на данную компетентность.
2. Количество детей, выполнявших задание на данную компетентность.
100% 80% 60% 40% 20% 0%
1б класс
Вход 3 четверть ■ Итог
Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
100% 80% 60% 40% 20% 0%
Познавательные
2а класс
Вход 3 четверть
Коммуникативные
Регулятивные
100% 80% 60% 40% 20% 0%
Познавательные
3в класс
Вход ■ 3 четверть
Коммуникативные
Регулятивные
Приведенные данные мониторингов подтверждают повышение уровня развития коммуникативных УУД в классах, где дети обучаются по сингапурской методике, также наблюдается рост в развитии метапредмет-ных умений всех групп (познавательных и регулятивных) в целом. Работа по сингапурской методике позволила нам организовать обучение в соответствии с современными тре-
бованиями ФГОС, совершенствовать навыки применения инноваций в области преподавания предмета, повысить собственный уровень научно-методической подготовки и обеспечивать оптимальное качество образования. Считаем, что данная методика приемлема в начальной школе на всех предметах. Предполагаем, что ее использование в средней и старшей школе будет еще эффективнее.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Использование структур сингапурской технологии в образовательном процессе [Электронный ресурс]. - URL: http://sibou.ru/images/webinars/ppt/pt_000000106.pdf
2. Сингапурская методика обучения [Электронный ресурс]. - URL: https://sites.google.com/ site/singaporetechnique/home/educational-structure