Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ НА УРОКАХ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИЕМОВ СИНГАПУРСКОЙ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ'

ЭФФЕКТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ НА УРОКАХ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИЕМОВ СИНГАПУРСКОЙ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
521
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАЦИЯ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / СИНГАПУРСКАЯ МЕТОДИКА / КОМПЕТЕНЦИИ / ПАРТНЕР / ОБУЧАЮЩИЕ СТРУКТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Парашина Елена Юрьевна, Якупова Наталья Валентиновна

В статье рассматривается опыт использования приемов сингапурской методики, позволяющих организовать эффективную коммуникацию на уроках. Данные мониторингов подтверждают повышение уровня развития коммуникативных универсальных учебных действий в классах, где дети обучаются по сингапурской методике. Также наблюдается прогресс в развитии метапредметных умений всех групп (познавательных и регулятивных) в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Парашина Елена Юрьевна, Якупова Наталья Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ НА УРОКАХ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИЕМОВ СИНГАПУРСКОЙ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ»

УДК 371.3

Парашина Е.Ю., Якупова Н.В.

Эффективная коммуникация на уроках посредством использования приемов сингапурской методики обучения

В статье рассматривается опыт использования приемов сингапурской методики, позволяющих организовать эффективную коммуникацию на уроках. Данные мониторингов подтверждают повышение уровня развития коммуникативных универсальных учебных действий в классах, где дети обучаются по сингапурской методике. Также наблюдается прогресс в развитии метапредметных умений всех групп (познавательных и регулятивных) в целом.

Ключевые слова: коммуникация, универсальные учебные действия, метапредметные результаты, сингапурская методика, компетенции, партнер, обучающие структуры.

Современное общество ставит перед нами следующие проблемы: как учить детей мыслить, добывать нужные знания, как развивать у них способность к самостоятельному обучению, как научить взаимодействовать друг с другом, ставить цели, договариваться, распределять роли, удерживать поставленную задачу и достигать желаемых результатов. Одной из острых проблем в учебном процессе является неумение обучающихся взаимодействовать друг с другом, сотрудничать, правильно выстраивать коммуникацию. Перед учителем встает задача поиска таких методов, приемов и средств, которые помогут сформировать данные навыки у школьников. Ведь обучая наших учеников навыкам эффективной коммуникации, работы в команде, мы создаем условия для их успешности в будущем.

На решение проблемы успешности коммуникативной деятельности обучающихся нацелена сингапурская методика обучения. В основе ее лежит технология сотрудничества, кооперативное обучение (система кооперативного обучения Спенсера Кагана), идеи известного русского психолога Льва Выготского, советских педагогов В.В. Давыдова и Д.Б. Эльконина, методические приемы педагогов 90-х годов: «Драмогерменев-тики» П.М. Ершова и социоигровой методики В.М. Букатова и Е.А. Ершовой, опорные конспекты В. Шаталова, гуманная педагогика Ш. Амонашвили и др. Она позволяет включить в работу на уроке каждого, постоянно меняя роли, научить слушать, слышать, принимать решения, брать ответ-

ственность на себя за группу, за партнеров, помогать другим [2].

Методика представляет собой набор обучающих структур, из которых учитель конструирует урок, соединяя их в любой последовательности. Выбор структур обусловлен этапом урока, целями его этапов. Каждая структура выполняется по четкому алгоритму. Их реализация предполагает иную расстановку парт - по две вместе, где ученики сидят лицом друг к другу в командах по 4 человека. Ключевым является понятие «партнер». У каждого ученика по два-партнера - «партнер по лицу» (ученик, сидящий напротив) и «партнер по плечу» (ученик, сидящий рядом). Инструментом управления классом является табличка в центре стола «ManageMat», позволяющая удобно распределять учеников в одной команде [1].

Для освоения и апробации сингапурской методики обучения на практике была создана проектная группа, в которую вошли учителя начальных классов. Мы работали в формате встроенного обучения: самостоятельно изучили теорию по сингапурской методике, выделили приемлемые обучающие структуры, проанализировали возможность их использования для развития всех видов УУД, разработали уроки и организовали их взаимопосещение.

Обратимся к примерам использования обучающих структур сингапурской методики на наших уроках.

Из существующих структур обучения (а их около 250) мы отобрали следующие: Jot Thoughts, Tick Tack Toe, Corners, Timed

Pair Share, Rally Robin, Mix-Pair-Share, Simultaneous Round Table, Ticket for the exit, Mix of Friz Group, Continuous Round Robin, Four -Box Synectics Review, Teambuilding, Take off -Touch down, Stir the Class, Quiz-Quiz-Trade, Placemat Consensus. Методика предполагает использование названий структур учителем на английском языке [1].

Пример: урок русского языка в 1-м классе, тема «Алфавит». На этапе актуализации знаний используется структура Quiz-Quiz-Trade/вопрос-ответ. Учащиеся проверяют и обучают друг друга по пройденному материалу, используя карточки с вопросами и ответами, полученные каждым учеником заранее. По сигналу учителя дети встают из-за парт, ищут себе партнеров и по очереди задают вопрос с карточки, затем обмениваются карточками, ищут других партнеров и вновь обмениваются вопросами. (Например: вопрос: сколько гласных букв в алфавите? Ответ: 10).

Структура JotThoughts / «запишите мысль» - оперативное выполнение задания в письменном виде, с проговариванием его вслух. Все ученики получают по 4 листочка, на каждом по очереди пишут букву алфавита, проговаривают ее вслух и кладут листочек на середину стола, затем всей командой классифицируют написанные буквы по разным признакам.

Структура Tic-Tac-Toe / «крестики-нолики». Дети оставляют из 16 листочков с буквами любые 9, выбирают ряд (по диагонали, вертикали или горизонтали). Задание - расставить буквы в алфавитном порядке, придумать предложение с этими буквами.

Структура Mix-Pair-Share / «перемешайся класс» предполагает произвольное передвижение под музыку с образованием случайных пар и обсуждение темы в коротких (RallyRobin) или в полных ответах. В ходе выполнения задания дети двигаются по классу. По хлопку (или остановке музыки) нужно остановиться и рассказать друг другу по очереди алфавит.

Структура Corners / «углы» - организация проверки теоретических знаний и практической умений. Ученики распределяются по углам класса в зависимости от выбранных вариантов. Применение - на последнем

(рефлексивном) этапе урока. В углах класса размещены таблички с частями алфавита: «А....Ж», «З....О», «П...Ц», «Ч...Я». Задание - выбрать табличку в соответствии с первой буквой своей фамилии. Дети находят «свою» табличку, проверяют совместно с учителем правильность, выявляют ошибки, проводят коррекцию.

Пример: урок математики во 2-м классе, тема «Таблица умножения на 2».

Структура JotThoughts / «запишите мысль» используется на этапе актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Каждый член команды пишет по четыре примера на умножение с числом 2 и кладет их на середину стола. Дети анализируют правильность выполнения. Затем используют структуру Tic-Tac-Toe / «крестики-нолики». Написанные ранее примеры ученики выкладывают рядами 4х4, выбирают и решают четыре примера, используя расположенные в любом ряду по вертикали, горизонтали или диагонали; множитель, не равный 2, увеличивают на один и решают новые примеры.

Структура Mix-Pair-Share (физминутка). Дети произвольно передвигаются по классу под музыку, образовывают пару, когда музыка прекращается, и проговаривают в заданном порядке таблицу умножения на 2.

Структура SimultaneousRoundTable -все четыре члена группы выполняют письменные задания на понимание смысла действия умножения, а по окончании передают их по кругу соседу на проверку.

Структура Тicketfortheexit / «билетик на выход» - учитель дает задание (небольшая самостоятельная работа, экспесс-тест), выполнив которое, ученик получает право покинуть кабинет по окончании урока, оставив учителю выполненное задание на проверку знаний (на данном уроке - таблицы умножения на 2 и понимания смысла действия умножения).

Пример: урок литературы в 3-м классе, тема «У каждого свое место в природе» (рассказ Д. Мамина-Сибиряка «Медведко»).

Структура «MixofFrizGroup» - учащиеся произвольно передвигаются по классу под музыку, замирают, когда музыка прекращается, объединяются в группы, количество

участников в которых зависит от ответа на какой-либо вопрос. Каждый ребенок получает карточку со словом (название животного) и определяется, в какую группу он войдет. По какому принципу - дети определяют сами после недолгого обсуждения (на данном этапе урока - классификация домашних и диких животных).

Структура Timed - Pair - Share - два участника делятся развернутыми ответами в течение определенного количества времени для выявления первичного восприятия текста, затем дети делятся впечатлениями от прочитанного рассказа с партнером «по лицу» (facepartner).

Структура ContinuousRoundRobin - организовывается обсуждение какого-либо вопроса в команде по очереди более одного круга (каждый высказал по очереди свое мнение один раз, затем второй и т.д.). Этап работы с текстом - его перечитывание, заполнение таблицы. Учитель дает таблицу и время распределить работу в группе (каждый участник читает только одну главу и заполняет таблицу). Далее в команде по очереди отвечают по кругу, пока учитель не остановит процесс.

Структура <^оиг - BoxSynecticsReview» -рассмотрение какой-либо темы с разных сторон, не имеющих отношение к изучаемой теме, путем составления аналогий. Передавая лист по кругу в команде, ученики складывают лист А4 вчетверо, разворачивают его, рисуют в центре квадрат, нумеруют внешние прямоугольники, рисуют во внешних прямоугольниках неодушевленные предметы, один из которых - двигающийся предмет, записывают их названия. Понятие по теме заносят во внутренний квадрат, затем записывают аналогии рядом с изображениями предметов. Структура используется при подведении итогов урока, когда учителю важно увидеть, поняли ли обучающиеся суть изучаемого понятия.

В результате использования данных структур нами были выявлены как положительные стороны работы по сингапурской методике, так и трудности и недостатки, связанные с организацией и разработкой уроков.

Положительные стороны при работе по сингапурской методике:

- обучение становится более деятель-ностным, активным, динамичным;

- развитие коммуникативных навыков;

- социализация, взаимодействие обучающихся друг с другом;

- развитие познавательной мотивации;

- развитие эмоциональной и волевой сферы;

- создание комфортной обстановки для всех детей (и активных, и пассивных, и испытывающих затруднения в ответах перед всем классом);

- формирование дружелюбного отношения и толерантности обучающихся;

- развитие креативного и критического мышления;

- 100 %-я вовлеченность обучающихся в процесс обучения;

- речевое самосовершенствование (особенно на уроках английского языка).

Трудности и недостатки:

- трудоемкая подготовка к уроку (раздаточный материал для каждого этапа, четкость и продуманность заданий, ясная инструкция);

- контроль и оценка выполненной работы (задание - деятельность - проверка результата);

- плотность урока;

- у детей начальной школы нет чувства времени (временные рамки размыты);

- на начальной стадии - недостаточный уровень коммуникативных навыков.

Апробируя сингапурскую методику на практике, мы предположили, что это позволит повысить уровень коммуникативных универсальных учебных действий. Чтобы отследить изменения в формировании ме-тапредметных умений, мы использовали в классах, где уроки проводились с использованием структур сингапурской методики обучения, материалы мониторингового проекта «Эму-Эрудит» (http://emu.cerm.ru/) (таблица) и региональной оценки качества образования (ЦОКО, г. Пермь).

Результаты мониторингового конкурса «Эму-Эрудит» (конкурс проводится один раз в год) учеников 1Б, 2А и 3В классов, обучающихся по сингапурской методике, представлены на рисунке.

Материалы мониторингового проекта «ЭМУ-Эрудит»

Учебный год Класс Регулятивные УУД Коммуникативные УУД Познавательные УУД

2015-2016 1А 61 % 27 53 % 27 56 % 27

2016-2017 2А 68 % 25 73 % 25 87 % 25

2017-2018 ЗА 61 % 26 72 % 26 75 % 26

2015-2016 2В 58 % 25 73 % 22 88 % 22

2016-2017 ЗВ 56 % 21 77 % 21 92 % 21

2017-2018 4В 77 % 18 85 % 19 93 % 19

2016-2017 1Б 78 % 32 70 % 32 87 % 32

2017-2018 2Б 55 % 30 80 % 30 88 % 30

Примечание: для каждого класса и компетентности указаны два числа:

1. Процент выполнения заданий на данную компетентность.

2. Количество детей, выполнявших задание на данную компетентность.

100% 80% 60% 40% 20% 0%

1б класс

Вход 3 четверть ■ Итог

Познавательные

Коммуникативные

Регулятивные

100% 80% 60% 40% 20% 0%

Познавательные

2а класс

Вход 3 четверть

Коммуникативные

Регулятивные

100% 80% 60% 40% 20% 0%

Познавательные

3в класс

Вход ■ 3 четверть

Коммуникативные

Регулятивные

Приведенные данные мониторингов подтверждают повышение уровня развития коммуникативных УУД в классах, где дети обучаются по сингапурской методике, также наблюдается рост в развитии метапредмет-ных умений всех групп (познавательных и регулятивных) в целом. Работа по сингапурской методике позволила нам организовать обучение в соответствии с современными тре-

бованиями ФГОС, совершенствовать навыки применения инноваций в области преподавания предмета, повысить собственный уровень научно-методической подготовки и обеспечивать оптимальное качество образования. Считаем, что данная методика приемлема в начальной школе на всех предметах. Предполагаем, что ее использование в средней и старшей школе будет еще эффективнее.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Использование структур сингапурской технологии в образовательном процессе [Электронный ресурс]. - URL: http://sibou.ru/images/webinars/ppt/pt_000000106.pdf

2. Сингапурская методика обучения [Электронный ресурс]. - URL: https://sites.google.com/ site/singaporetechnique/home/educational-structure

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.