Научная статья на тему 'Стратегии «Cooperative learning» и «Вrain-based learning» как основа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на уроках русского языка и литературы'

Стратегии «Cooperative learning» и «Вrain-based learning» как основа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на уроках русского языка и литературы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
331
52
Поделиться
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТРАТЕГИЯ / КОМПЕТЕНЦИИ / КОММУНИКАТИВНЫЕ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УМЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мухаметшина Резеда Фаилевна, Ахматова Татьяна Вячеславовна

В статье раскрываются основные дидактические принципы стратегий «Cooperative learning» и «Вrain-based learning», рассматриваются методы, способствующие развитию коммуникативных и познавательных учебных действий у обучающихся на уроках русского языка и литературы. Авторами предлагаются универсальные методические приемы, позволяющие активизировать речевую и интеллектуальную деятельность учеников в процессе совместной работы над учебным заданием как членов команды¸ так и в целом всего класса.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мухаметшина Резеда Фаилевна, Ахматова Татьяна Вячеславовна

«Cooperative learning» and «

The article covers the main didactic principles of the “Cooperative Learning” and “Вrain-based learning” strategies, and considers the methods encouraging the development of communicative and cognitive learning activities in students in the lessons of the Russian language and Literature. The authors suggest universal methodical ways of promoting speech and cognition learners’ activities during their collaborative work, both of each team member and the whole class.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Стратегии «Cooperative learning» и «Вrain-based learning» как основа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на уроках русского языка и литературы»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2013. №4(34)

УДК 37.022

СТРАТЕГИИ «COOPERATIVE LEARNING» И «^RAIN-BASED LEARNING» КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО

ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

© Р.Ф.Мухаметшина, Т.В.Ахматова

В статье раскрываются основные дидактические принципы стратегий «Cooperative learning» и «Brain-based learning», рассматриваются методы, способствующие развитию коммуникативных и познавательных учебных действий у обучающихся на уроках русского языка и литературы. Авторами предлагаются универсальные методические приемы, позволяющие активизировать речевую и интеллектуальную деятельность учеников в процессе совместной работы над учебным заданием как членов команды, так и в целом всего класса.

Ключевые слова: стратегия, компетенции, Cooperative Learning, Brain-based Learning, коммуникативные и познавательные умения.

В соответствии с концепцией модернизации образования основным к построению современного урока является компетентностный подход, который, согласно исследованиям А.В.Хуторского, А.Г.Каспржака, Л.Ф.Ивановой, представляет собой «совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. К числу таких принципов относятся следующие положения:

• Смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся...

• Смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования» [1: 3].

Реализация данных дидактических принципов предполагает внедрение в практику обучения новых образовательных моделей, среди которых можно выделить «Деятельностную модель образования», разработанную В.Ледневым [2] и М.Каганом [3]. Согласно этой модели, содержание образования есть не совокупность научно-предметных областей, а деятельность человека. Выделяют следующие виды человеческой деятельности:

1. практико-преобразовательная

2. познавательная

3. коммуникативная

4. ценностно-ориентационная

5. эстетическая.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Коммуникативная и познавательная деятельности являются ведущими на уроках русского языка и литературы и способствуют формированию универсальных учебных действий (УУД). С целью создания коммуникативной и познавательной образовательной среды на уроках гуманитарного цикла можно использовать приемы стратегии «Cooperative learning» (обучение в сотрудничестве), «brain-based learning» .

Формированию коммуникативных УУД на уроках гуманитарного цикла могут способствовать приемы стратегии «Cooperative learning»

(CL).

Cooperative learning - успешная стратегия обучения, в которой небольшие группы, каждая из которых состоит из учащихся разных уровней знания, используют различные формы обучения для улучшения понимания ими предмета. Каждый член команды отвечает не только за обучение, но и за помощь товарищам, создавая тем самым атмосферу успеха. Ученики работают над заданием, пока все члены группы поймут и завершат его [3] .

Эффективность применения данной стратегии возрастает при соблюдении принципов, представленных в схеме №1 «7 ключей стратегии «Cooperative learning»:

Схема № 1.

■'принципы

©

структуры

Социальные навыки

\

%

/построение

команды j

/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

J

менеджмент

Рассмотрим их более подробно.

Согласно стратегии «Cooperative learning», обучение учащихся происходит в команде, эффективность работы которой возрастает при соблюдении четырех дидактических принципов -PIES, где P (Positive Interdependence) предлагает позитивное взаимодействие между участниками команды, I (Individual Accountability) - осознание индивидуальной ответственности, E (Equal Participation) - равное участие, S (Simultaneous Interaction) - одновременное взаимодействие.

Формированию коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся во время совместного обучения способствует организация их работы с помощью таких форм, как Teambuilding (построение команды) и Classbuild-ing (построение класса).

Teambuilding - процесс, в течение которого 4 и более учеников с различными знаниями и опытом взаимодействуют во время обучения. Качественная работа в команде возможна при соблюдении правил менеджмента, способствующих созданию условий для эффективного взаимодействия обучающихся в команде и в классе. Так, работа в команде происходит с постоянной сменой ролей, с соблюдением времени, отведенного для выполнения задания, и предусматривает посадку согласно кластеру (сильный - слабый ученик).

Стратегия «Cooperative learning» предполагает структурный подход. Наиболее эффективными для формирования социальных и коммуникативных умений на уроках русского языка и литературы являются следующие структуры, позволяющие организовать работу в группах, парах и с целым классом: Round Robin, Fan-N-Pick, Quiz-Quiz-Trade, Think-Pair-Share, Corners, Circle the Sage и другие. Рассмотрим в контексте методики преподавания русского языка и литературы отдельные из них.

Так, структура Round Robin способствует активизации коммуникативной деятельности и продуцированию идей. Структура предполагает организацию команды из 4-6 человек, перед командой ставится вопрос, каждый из членов высказывает свое мнение, обобщает все сказанное во время работы один участник, назначаемый учителем. Данная структура может быть использована при формулировании учащимися литературоведческих и лингвистических терминов, во время обсуждения проблематики художественного произведения, составления характеристики героя, создания эйдос-конспектов в процессе анализа поэтического текста, составления алгоритма применения правила на письме.

Для формирования аналитических способностей, умения доказывать свою точку зрения учитель может использовать структуру Blind Sequencing. Например, реализуя данную структуру на практике, педагог раздает членам команды карточки с перечислением эпизодов из художественного произведения. Каждый из участников должен доказать, какому элементу сюжета соответствует данный эпизод (завязка, развитие действия, кульминация, развязка). В конце работы команда должна восстановить сюжетную линию произведения, демонстрируя свой результат работы.

Стратегия «CL» позволяет реализовать формы, альтернативные фронтальному опросу. На этапе актуализации и обобщения материала урока учителю важно, чтобы все ученики были вовлечены в процесс обучения. Этому способствует такая структура, как All hands on Desk. Ученики получают 4 карточки. В каждой карточке записан аспект обсуждаемой темы. Каждый ученик делает запись по теме в своей карте и передает ее следующему члену команды. Таким образом, появляются 4 пункта по теме. Результаты вывешиваются и обсуждаются. Например, с помощью данной структуры можно повторить материал на тему «Художественное направление» (пункты: эстетические принципы, представители, жанры, произведения).

Уроки русского языка и литературы способствуют формированию познавательных УУД. Анализ структуры познавательных УУД позволяет утверждать, что в их основе лежит активная мозговая деятельность. Как отмечают авторы стратегии Вгат-based learning (BBL) Е.Дженсен, Д.Кейн, активизировать деятельность мозга на уроке можно при соблюдении следующих дидактических принципов:

- учитель должен помнить, что мозг может выполнять несколько видов деятельности, одновременно воспринимать части и целое;

- информация может храниться в различных отделах головного мозга и может быть получена различными способами;

- поиск - основа мозговой деятельности;

- эмоции влияют на внимание и память;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- интеллектуальное развитие происходит лучше, если ученики взаимодействуют и друг с другом [4].

Безусловно, сложно задействовать все аналитические операции во время выполнения одного задания, связанного с объектом изучения, на уроке. В этом педагогу может помочь использование приема «Кубинг». Методика используется с целью рассмотрения учебного материала с различных точек зрения, позволяет активизировать различные интеллектуальные процессы одновременно, что определяет новизну и оригинальность данного приема.

Каждая сторона куба - это определенный вид деятельности:

- найти

- определить

- решить

- проанализировать

- подумать

- проиллюстрировать.

Кубы могут быть разные, в соответствии с уровнем развития учащихся, интересами, учебными профилями.

Куб бросается 2-4 раза в зависимости от величины задания. Использовать прием можно на различных этапах урока.

Рассмотрим пример применения структуры «Кубинг» на уроке литературы, посвященном характеристике литературного героя. Можно предложить следующие задания:

- Найдите в тексте описание портрета героя;

- Дайте определение понятий «описание», «портрет»;

- Присутствует ли на указанной странице описание героя, докажите свою точку зрения партнеру по плечу;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласно дидактическим принципам Brain-based learning, все упражнения на уроке должны способствовать развитию таких аналитических способностей, как: запоминание, понимание, применение, анализ, оценивание, создание. Задания, направленные на их развитие, могут начинаться со следующих формулировок, указанных в таблице №1:

Таблица 1.

- Как строится текст-описание, каковы его композиционные особенности?

- Для чего автор включил в текст описание героя?

- Каким вы представляете себе героя? Нарисуйте его портрет.

Для организации совместного обсуждения художественного произведения, повторения правил, пересказа, работы с различными источниками информации в классе учитель может использовать структуры Classbuilding (построение класса): Corners, Circle the Sage, Mix-Pair-Share и другие.

Методика работы в рамках структуры Corners может выглядеть следующим образом. Каждому члену команды присваивается номер от 1 до 4. Те же номера присваиваются углам класса. Объединяясь в группы в углу в соответствии с номером, ученики должны обсудить один из аспектов темы, а затем вернуться в группу и представить то, чему они научились. Так, с помощью данной структуры можно обсудить содержание произведения, используя следующие вопросы, которые предписаны каждому углу кабинета:

1. Что вам нравится в этой истории?

2. Что вам не нравится в этой истории?

3. Что заставило так поступить героя произведения?

4. Закономерен ли финал данного произведения или нет?

Также с помощью этой структуры, например, можно повторить различные разделы языкознания в начале учебного года.

Познавательные процессы запоминание понимание применение анализ оценивание создание

Формулировки заданий сказать объяснить решить характеризовать судить творить

перечислить сравнить показать анализировать обосновать изобретать

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

написать предсказать классифицировать исследовать спорить сочинять

назвать и др. визуализировать и др. конструировать и др. противопоставить и др. критиковать и др. выдвигать и др.

Одной из проблем на уроках литературы является проверка ранее усвоенного материала. Текущий контроль не предполагает охват всего класса, так как в основном сводится к фронтальному опросу. Решением данной проблемы может стать применение структуры Quiz-Quiz-Trade. Учитель раздает карточки с вопросом по тексту или по теме на одной стороне и ответами на другой. Ученики ходят с поднятой рукой и образуют пару. Партнер А задает вопрос. Партнер Б дает ответы. Партнер А хвалит. Далее учащиеся меняются ролями. Ученик поднимает руку, чтобы найти новых партнеров.

С целью обобщения материала, организации обратной связи (например, составление Кластеров, «Моей карты», Органайзера, учебного проекта) можно использовать структуру Carousel: ученики обсуждают результаты своего труда, делятся впечатлениями.

Таким образом, обобщенный нами опыт реализации стратегий «Cooperative learning» и

«Brain-based learning» свидетельствует о том, что данные методики позволяют создать на уроках русского языка и литературы активную образовательную среду, способствующую формированию коммуникативных навыков и культуры мышления обучающихся.

1. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. - 2004. - № 5. -С.3 - 10.

2. Леднев В.С. Содержание образования: учеб. пособие/ В.С.Леднев - М.: Высш. шк., 1989. - 360 с.

3. Kagan S. Cooperative Learning / S.Kagan - San Juan Capistrano. - 2002. - 250 с.

4. Jensen E. Brain-Based Learning/ E.Jensen - San Diego: Brain Store Incorporated. - 2000. - 120 с.

5. Bonwell C.C., Eison J.A. Active Learning: Creating Excitement in the Classroom/ C.C.Bonwell, J.A.Eison //Higher Education Report, 1991. - No. 1. - С.28 - 32.

«COOPERATIVE LEARNING» AND «^RAIN-BASED LEARNING» STRATEGIES AS THE BASIS FOR THE DEVELOPMENT OF UNIVERSAL LEARNING ACTIVITIES IN STUDENTS IN THE LESSONS OF THE RUSSIAN LANGUAGE AND LITERATURE

R.F.Mukhametshina, T.V.Achmatova

The article covers the main didactic principles of the "Cooperative Learning" and "Brain-based learning" strategies, and considers the methods encouraging the development of communicative and cognitive learning activities in students in the lessons of the Russian language and Literature. The authors suggest universal methodical ways of promoting speech and cognition learners' activities during their collaborative work, both of each team member and the whole class.

Key words: Strategy, Cooperative Learning, Brain-based learning, competences, development of analytical capability.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Lebedev O.E. Kompetentnostnyj podhod v obrazovanii // Shkol'nye tehnologii. - 2004. - №5. - S.3 - 10.

2. Lednev V.S. Soderzhanie obrazovanija: ucheb. poso-bie/ V.S Lednev - M.: Vyssh. shk., 1989. - 360 s.

3. Kagan S. Cooperative Learning / S.Kagan - San Juan Capistrano. - 2002. - 250 s.

4. Jensen E. Brain-Based Learning/ E.Jensen - San Diego: Brain Store Incorporated. - 2000. - 120 s.

5. Bonwell C.C., Eison J.A. Active Learning: Creating Excitement in the Classroom/ C.C.Bonwell, J.A.Eison // Higher Education Report, 1991. - No. 1. - S.28 - 32.

Мухаметшина Резеда Фаилевна - доктор педагогических наук, профессор кафедры русской литературы и методики преподавания Института филологии и межкультурной коммуникации Казанского федерального университета.

Mukhametshina R.F. - Doctor of Pedagogy, Professor, Kazan Federal University

18 Kremlyovskaya Str., Kazan, 420008, Russia E-mail: rezeda_fm@bk.ru

Ахматова Татьяна Вячеславовна - кандидат педагогических наук, учитель русского языка и литературы муниципального автономного образовательного учреждения «Лицей-интернат №7» Ново-Савиновского района г.Казани.

Achmatova T.V. - Ph. D. in Philology, teacher of School No7, ^zan

18 Kremlyovskaya Str., ^zan, 420008, Russia E-mail: atv_atv@mail.ru

Поступила в редакцию 23.10.2013