Научная статья на тему 'Эдмунд А. Уолш SJ и Католическая ассоциация социального обеспечения на Ближнем Востоке (CNEWA): основание и развитие папской организации'

Эдмунд А. Уолш SJ и Католическая ассоциация социального обеспечения на Ближнем Востоке (CNEWA): основание и развитие папской организации Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
85
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Эдмунд Уолш / Пий XI / Римско-католическая церковь / католицизм / Католическая ассоциация социального обеспечения / Ближний Восток / христианство / папская организация / Святой престол / Россия / США / Edmund A. Walsh SJ / Pio XI / Catholic Near East Welfare Association / Christianity / Middle East / papal agency / Holy See / Russia / USA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Доммарко Мария Кьяра

Благотворительная деятельность Римско-католической церкви на Ближнем Востоке обладает особым значением для развития христианских церквей региона, групп верующих восточного обряда, а также для межконфессионального и межрелигиозного диалога. В процессе основания и развития папской деятельности по обеспечению помощи американский иезуит отец Е.А. Уолш, первый президент Католической ассоциации социального обеспечения на Ближнем Востоке, играл значительную роль. Посредством ранее не изученных архивных документов отца Е.А. Уолша автор представляет некоторые главные черты данной ассоциации, которая продолжает существовать и сегодня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Edmund A. Walsh and the Catholic Near East Welfare Association: birth and development of the papal agency

The charitable work of the Catholic Church in the Middle East is of particular importance for the development of Churches in these territories, for groups of believers of the Oriental rite, as well as for interconfessional and interreligious dialogue. In the process of founding and developing papal assistance activities, the American Jesuit, Father E.A. Walsh, the first president of the Catholic Near East Welfare Association, played a significant role. Through previously unexplored archival documents of E.A. Walsh, the author presents some of the main features of this association, which continues to exist today.

Текст научной работы на тему «Эдмунд А. Уолш SJ и Католическая ассоциация социального обеспечения на Ближнем Востоке (CNEWA): основание и развитие папской организации»

Доммарко Мария Кьяра

аспирант, Общецерковная аспирантура и докторантура им. святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

Адрес: 115035, Москва, ул. Пятницкая, д. 4/2, стр. 1 E-mail: chiaradommarco@gmail.com

Эдмунд А. Уолш SJ и Католическая ассоциация социального обеспечения на Ближнем Востоке (CNEWA): основание и развитие папской организации*

DOI: 10.24411/2587-9316-2020-10025

Благотворительная деятельность Римско-католической церкви на Ближнем Востоке обладает особым значением для развития христианских церквей региона, групп верующих восточного обряда, а также для межконфессионального и межрелигиозного диалога. В процессе основания и развития папской деятельности по обеспечению помощи американский иезуит отец Е.А. Уолш, первый президент Католической ассоциации социального обеспечения на Ближнем Востоке, играл значительную роль. Посредством ранее не изученных архивных документов отца Е.А. Уолша автор представляет некоторые главные черты данной ассоциации, которая продолжает существовать и сегодня.

Ключевые слова: Эдмунд Уолш, Пий XI, Римско-католическая церковь, католицизм, Католическая ассоциация социального обеспечения, Ближний Восток, христианство, папская организация, Святой престол, Россия, США

* Статья подготовлена в рамках проекта РНФ № 19-18-00482 «Entangled Histories: Россия и Ватикан, 1917-1958 гг.».

Доммарко М.К. Эдмунд А. Уолш SJ и Католическая ассоциация социального обеспечения на Ближнем Востоке (CNEWA): основание и развитие папской организации // Христианство на Ближнем Востоке. 2020. № 4. С. 17-36.

Maria C. Dommarco

PhD Student, Saints Cyril and Methodius Theological Institute of Post-Graduate and Doctoral Studies

Address: bldg. 1, 4/2 Pyatnitskaya St., Moscow, Russian Federation, 115035 E-mail: chiaradommarco@gmail.com

Edmund A. Walsh and the Catholic Near East Welfare Association: birth and development of the papal agency*

DOI: 10.24411/2587-9316-2020-10025

The charitable work of the Catholic Church in the Middle East is of particular importance for the development of Churches in these territories, for groups of believers of the Oriental rite, as well as for interconfessional and interreligious dialogue. In the process of founding and developing papal assistance activities, the American Jesuit, Father E.A. Walsh, the first president of the Catholic Near East Welfare Association, played a significant role. Through previously unexplored archival documents of E.A. Walsh, the author presents some of the main features of this association, which continues to exist today.

Keywords: Edmund A. Walsh SJ, Pio XI, Catholic Near East Welfare Association, Christianity, Middle East, papal agency, Holy See, Russia, USA

* The article was prepared within the framework of the project of the Russian Science Foundation No. 19-18-00482 "Entangled Histories: Russia and the Vatican, 1917-1958".

Dommarco M.C. Edmund A. Walsh and the Catholic Near East Welfare Association: birth and development of the papal agency. Christianity in the Middle East, 2020, no. 4, pp. 17-36.

Выйдя на сцену мировой политики и торговли, мы осознаем нашу ответственность перед всем миром. Наш взгляд никогда не будет прежним.

Отец Е.А. Уолш

мериканский иезуит Эдмунд Алоизиус Уолш является одним из самых

выдающихся церковных дипломатов ХХ в. Цель данной статьи состо-

X .Хит в том, чтобы проанализировать деятельность отца Уолша в связи с его ролью в Католической ассоциации социального обеспечения на Ближнем Востоке (Catholic Near East Welfare Association, CNEWA), изложить и актуализировать на основе данного анализа некоторые черты этой папской организации, которая до сих пор действует на Ближнем Востоке. В ходе работы мы опирались на документы из Римского архива Общества Иисуса (Archivum Romanun Societatis lesu)1. Что касается вторичных источников, то мы использовали в основном некоторые научные публикации по этой теме, автором которых является Мариза Патулли Трайтал (Marisa Patulli Trythall), получившая PhD в Папском Восточном институте.

Эдмунд А. Уолш родился в Южном Бостоне в 1885 г. После прохождения послушания в Обществе Иисуса и завершения курса философии в Мэриленде, он был послан преподавать в частной средней школе при Джорджтаунском университете. Затем он продолжил учебу в Ирландии, Англии и Австро-Венгрии. В 1916 г. он был рукоположен и на следующий год назначен деканом Джорджтаунского колледжа. Однако его преподавательская деятельность была прервана в связи с началом Первой мировой войны: он был приглашен Военным департаментом США (ныне министерство обороны) в комитет по разработке академической программы для недавно созданного Студенческого армейского учебного корпуса (S.A.T.C.). Комитет состоял из пяти преподавателей. В его задачу входила подготовка новобранцев к военным действиям в новых условиях. Американские дипломаты, несмотря на одержанную вместе с Антантой победу США, произвели на Уолша негативное впечатление: они были, с его точки зрения, недостаточно подготовлены к тому, чтобы участвовать в развитии столь быстро меняющихся международных отношений. Поэтому, опираясь на свой преподавательский опыт, образованный американский иезуит решает начать разрабатывать адекватную теоретическую и практическую систему подготовки не только для нового класса дипломатов, рожденных из пепла Первой мировой войны, но и для будущих представителей финансового сектора США. Местом для своей деятельности он выбрал Джорджтаун.

Совет директоров Джорджтаунского университета доверил Уолшу создание первой в США международной школы бизнеса — Школы дипломатической службы (School of Foreign Service), открывшейся после испытательного семестра 25 ноября 1919 г. Имя Уолша было внесено в анналы школы. Он был деканом, профессором, управляющим и вице-президентом вплоть до своей смерти в 1956 г. Таким образом, его жизнь тесно связана с образовательной деятельностью, но не только с ней. Его преподавательская деятельность несколько раз прерывалась из-за различных поручений Святого престола и американского правительства. Папа Пий Х! направлял его с дипломатической

1 Список сокращений: AAV Archivio Apostolico Vaticano; ARSI Archivum Romanum Societatis lesu; Arch. Nunz. Archivio Nunziatura Varsavia [Архив Варшавской нунциатуры]; b. busta [опись]; fasc.fascicolo [дело]; f.foglio [лист]; л. лист.

миссией в Россию (1922-1923), Мексику (1929) и в Ирак (1931-1932). В Россию, чтобы руководить гуманитарной экспедицией помощи голодающим на территориях бывшей Российской империи; в Мексику, чтобы он сыграл ключевую роль в решении конфликта между Римско-католической церковью и мексиканским государством; в Ирак с ознакомительной миссией, чтобы проверить техническую осуществимость проекта католического колледжа в Багдаде. Также президентом Вильсоном ему было поручено уже упоминавшееся задание по S.A.T.C., а президент Рузвельт назначил его советником и доцентом при Геополитическом подразделении Военного департамента (1942). Далее, при президенте Трумэне, он был назначен советником (1945-1946) главного прокурора США на процессе в Нюрнберге — судьи Роберта Х. Джексона, членом Президентской консультативной комиссии по универсальной военной подготовке (1946) и Президентской комиссии по религии и благосостоянию при вооруженных силах (1948-1951) [Patulli Trythall, 2010. P. 165-167].

В силу своей профессорской и дипломатической деятельности он был знаком со многими людьми и побывал во многих местах, где на него всегда возлагалась огромная ответственность в различных ситуациях сильного политического и социального напряжения. Тем не менее даже при подобных обстоятельствах американский иезуит продемонстрировал реализм и изобретательность в решении разных проблем и предпочтение мирного пути продления договоров; даже когда все вокруг на первый взгляд казалось безнадежным, как в голодающей России, он написал кардиналу Гаспарри: «И так день за днем идет непрерывная борьба за сохранение того элемента, который есть основа всех человеческих отношений: взаимное доверие и надежность» [там же. С. 186].

Эти же черты его дипломатической деятельности также присутствовали в связи с организацией им Католической ассоциации социального обеспечения на Ближнем Востоке, о которой будем говорить дальше.

Миссионерский порыв на Восток

Чтобы понимать, откуда ассоциация возникла и какими были ее основные черты, надо обратить внимание прежде всего на международный контекст того времени. Несмотря на трагические обстоятельства Первой мировой войны, папа Бенедикт XV обратил особое внимание на миссионерскую деятельность и придал новый импульс деятельности католических учреждений по миссионерским делам [Manuale di storia della Chiesa, 2017. С. 279]. Таким образом, вместе со всеми благотворительными инициативами, выдвинутыми им в пользу беженцев, военнопленных и бедных, Бенедикт XV, посредством Motu Proprio «Dei providentis», 1 мая 1917 г. учредил Конгрегацию по делам Восточной Церкви (лат. Congregatio pro Ecclesia Orientali2) [Congregazione per le Chiese Orientali; Зазулина, 2017]. Префектом конгрегации являлся сам папа римский3. Данной конгрегации было поручено связаться и держать связь

2 Сегодняшнее название - Конгрегация по делам восточных церквей (лат. Congregatio pro Ecclesiis Orientalibus).

3 Такая конфигурация длилась до 1967 г., когда папа Павел VI переименовал Конгрегацию по делам Восточной Церкви (лат. Congregatio pro Ecclesia Orientalis) в Конгрегацию по делам восточных церквей (лат. Congregatio pro Ecclesiis Orientalibus) и назначил во главе ее кардинал-префектом Густаво Теста [Congregazione per le Chiese Orientali].

со всеми восточными католическими церквями, чтобы помогать им развиваться, сохранять свои права и их литургическое и духовное наследие.

Спустя пять месяцев, 15 октября 1917 г., то есть за несколько дней до большевистской революции, Бенедикт XV также учредил Папский восточный институт (лат. Pontificium Institutum Orientale) с целью углубить знания о разных аспектах восточных церквей и воспитать священнослужителей, приспособленных к миссионерской жизни на восточных территориях. Как написано в учредительном документе Orientis Catholici, данный институт является в Риме «собственным местом высшего образования по восточным вопросам» [Storia del P.I.O.]. Вдобавок это учреждение характеризовалось межконфессиональной открытостью, так как с самого начала здесь могли выступать не только восточные и латинские католики, но и православные [Браски, 2018]. Действительно, Бенедикт XV продемонстрировал особое внимание к миссионерской деятельности также через публикацию апостольского письма Maximum Illud (30 ноября 1919 г.). Данный документ, вместе с подтверждением центральной роли Конгрегации пропаганды веры (лат. Congregatio de Propaganda Fide) в координации миссионерской деятельности, подчеркивал некоторые инновационные или важные для того времени черты миссионеров и миссии: сотрудничество между разными религиозными институтами; особую заботу о воспитании и образовании туземного клира, который должен быть способен достичь совершенной независимости от миссионерского клира; полную отрешенность от мира со стороны миссионера, особенно от мирских интересов его/ее страны происхождения; особое внимание к образованию семинаристов и священников, предназначенных для миссии, чтобы они свободно говорили на языке народа, к которому они будут отправлены, и приобретали глубокие знания об истории и культуре того народа; соучастие в миссионерской деятельности женщин; высокую значимость, в знак благодарности Богу за дар веры, вклада мирян в миссионерское дело [Lettere Apostoliche]. В движение возобновленного миссионерского порыва на Восток входит и основание в 1928 г. Папской коллегии Руссикум (лат. Pontificium Collegium Russicum) для католических священнослужителей, где они могли углублять свои знания об истории русского и славянских народов, о теории и практике византийского обряда. Также можно отметить папскую миссию помощи голодающим (1922-1924), отправленную в Россию Пием XI, хотя она и обладала особым благотворительным и дипломатическим статусом [Телеграмма... 1930; Petracchi, 2002; Pettinaroli, 2015]. Несмотря на то что Римско-католическая церковь еще до конца не определила свое отношение к межхристианскому и межконфессиональному диалогу, как это было сделано при подготовке ко Второму Ватиканскому собору и в ходе его проведения, при понтификате Бенедикта XV и Пия XI уже можно отметить некоторые наметившиеся тенденции в формировании нового взгляда на эти вопросы, такие как приумножение культурного наследия всех народов местных церквей, особенно находящихся на Востоке.

Естественно, очень важный вопрос, когда речь идет о миссионерской деятельности, — это вопрос об ее финансировании. В этом плане обращение Бенедикта XV в Maximum Illud ко всем христианским верующим обладало высоким значением потому, что каждый христианин был призван внести свой вклад в миссионерское дело [Lettere Apostoliche]. Именно в деле организационной деятельности и поиска денежных ресурсов отец Эдмунд Уолш сыграл решительную роль в возобновлении католической миссии на Ближнем Востоке.

Основание и развитие CNEWA

Сразу после его возвращения из России в декабре 1923 г. отец Уолш представил Пию XI новую гипотезу, сформулированную им лично, для организации и употребления денежных ресурсов для поддержки церкви в России и на Ближнем Востоке — основание единой папской организации с данной целью, финансирование американскими пожертвованиями. Папа римский одобрил его план, и государственный секретарь кардинал П. Гаспар-ри (P. Gasparri) поручил апостольскому делегату в Вашингтоне монсеньо-ру П. Фумазони Бионди (P. Fumasoni Biondi) представить отца Уолша перед американской католической иерархией, чтобы проинформировать ее о желании Святого престола, чтобы она смогла с ним сотрудничать. Апостольский делегат заметил, что бывший директор папской миссии в России не нуждался в представлении, и это можно интерпретировать как знак для положительного начала данной миссии, хотя, как рассматривается дальше, отношение с иерархией не всегда было простым [Отчет отца Е.А. Уолша SJ. Начало 1926 г.].

В 1924-1926 гг. среди католических организаций в деле обеспечения финансовыми ресурсами для восточных церквей особенно значимыми оказались следующие две: Католическая ассоциация социального обеспечения на Ближнем Востоке (Catholic Near East Welfare Association) и Католический союз (лат. Catholica Unio) [Patulli Trythall, 2010. С. 63-64]. Первая, одноименная с новой организацией, основанной отцом Уолшем, находилась под руководством монсеньора Р. Бэрри-Дойла (R. Berry-Doyle). Как сам американский иезуит написал в недатированном отчете, но который принадлежит к началу 1926 г., организация распределила свои ресурсы по четырем направлениям: миссия в Греции, координированная епископом Дж. Калавасси (G. Calavassy), — почти 59 000 долларов; ресурсы, отправленные кардиналу Дж. Таччи (G. Tacci), секретарю Конгрегации по делам Восточной Церкви, — 500 долларов; денежная сумма для одного (неуточненного) армянского священника — 100 долларов; пожертвования для Конгрегации по делам Восточной Церкви для интенций месс — 1000 долларов. Данная организация в течение 19 месяцев ее существования (с июня 1923 г. до 31 декабря 1925 г.) собрала 179 646,45 доллара, из которых только 40 процентов могли быть использованы для целей организации из-за значительных первоначальных расходов [Отчет отца Е.А. Уолша SJ. Начало 1926 г.]. Тем не менее Уолш подчеркивал, что этот процент является обычным для начала деятельности нового учреждения, и выразил надежду на повышение доходов:

«Все те суммы происходят почти полностью для Греции, по предложению монсеньора Калавасси. Поразмыслив, я считаю, что, если организация значительно расширится и охватит Россию, доходы организации увеличатся не только в два, но и в три раза» [там же. Л. 2].

Вторая упомянутая организация была создана в 1926 г. отцом А. вон Гале-ном (A. von Galen) и имела гораздо меньшую роль с точки зрения экономических ресурсов, разделяясь на две части: европейскую (Catholica Unio) и американскую (Catholic Unio). Предположительно, вдвоем они собрали 90 000 долларов в 1926 г. [Patulli Trythall, 2010. С. 64-65]. Про нее Уолш заметил, что она содержала в себе весьма отрицательный элемент, как показано

в ее названии и изданных ею брошюрах: ее цель — исключительно религиозная, направленная на присоединение православных к католикам. Для американского иезуита это представляло серьезную и опасную ошибку (une erreur grave et nuisible), которая могла отрицательно повлиять на православных, разрушив все дружеские отношения с католиками и, следовательно, все благотворительные акции помощи христианам, запланированные самой организацией [Отчет отца Е.А. Уолша SJ. Начало 1926 г. Л. 2]. Комментируя названия двух организаций и предлагая таким образом свой совет Святому престолу, Уолш высказывался о названии первой организации, потому что оно более правильно описывает цели новой организации, которую Пий XI хотел основать под своей эгидой:

«Название Catholic Near East Welfare является лучше избранным, [так] «католический», но все равно для общей цели благотворительности: для всех вспомогательных действий (Welfare) [так]» [там же].

Через основание новой, единой ассоциации Святой престол мог направлять денежные ресурсы, собранные разными организациями для похожей деятельности, в единый организм с вышеупомянутым названием, финансируемый американскими пожертвованиями. Уолш подчеркивал, что сосуществование многих таких ассоциаций, получивших благословение понтифика, вызывает трату денег, сил и смущение со стороны верующих в США [там же. Л. 3; Patulli Trythall, 2010. С. 67-68]. Также бывший директор папской миссии в России обратил внимание на то, что американцы могли бы проявить щедрость, поскольку они оказались положительно расположены к русским:

«Если хорошо организовать, это движение непременно будет иметь большой успех в США, благодаря симпатии американского народа к русскому народу» [Отчет отца Е.А. Уолша SJ. Начало 1926 г. Л. 3].

В итогах своего отчета Уолш предложил еще три предложения для будущей ассоциации: первое — чтобы директором являлся американский гражданин, по возможности епископ или кардинал, но во всяком случае обладающий официальным документом, подтверждающим полномочия основать новое папское учреждение; второе — что процент денежных средств должен быть предназначен для помощи русским эмигрантам на территории США; третье — письмо, направленное американской католической иерархии, чтобы она поддерживала ассоциацию и располагала епархиальные учреждения к ее нуждам [там же].

Итак, 11 марта 1926 г. Пий XI объединил все американские католические ассоциации помощи церкви на Ближнем Востоке и основал Католическую ассоциацию социального обеспечения на Ближнем Востоке (CNEWA). 1 августа того же года кардинал Нью-Йорка П. Хейс (P. Hayes) организовал заседание вместе с Уолшем, Бэрри-Дойлом и вон Галеном, на котором определились с разделением новой организации по регионам или направлениям деятельности, а именно: а) на Россию и Малую Азию; б) Грецию и Балканы; в) религиозную деятельность; г) особые нужды восточных людей в США; д) русских студентов; е) администрацию и денежные ресурсы [Отчет отца Е.А. Уолша SJ. 24 мая 1927 г. Л. 2].

Папские указания были приняты 15 сентября 1926 г. в ежегодной пленарной сессии американских католических епископов: по воле Святого престола Уолш был назначен президентом исполнительного комитета CNEWA и пять клириков были назначены вице-президентами, в том числе и Бэрри-Дойл, и вон Гален [Patulli Trythall, 2010. С. 72]. На пленарном заседании (всего 65 епископов) выступление Уолша длилось 25 минут, в котором он выразил пожелание, чтобы Римско-католическая церковь не отступала, видя многочисленные инициативы протестантских церквей, а принимала распоряжения Святого престола и давала новый импульс католической деятельности на Востоке [Отчет отца Е.А. Уолша SJ. 24 мая 1927 г. Л. 5-6]. Таким образом, американский иезуит начал неустанно работать для CNEWA, встречая много трудностей в отношениях с некоторыми американскими клириками, которым не нравился новый лидер, как показывал вон Гален, получивший второстепенную должность [Patulli Trythall, 2010. С. 73]. Несмотря на это, Уолш, преодолевая все неприятности, сосредоточился на организации административной работы и первого дня сбора денег: «Все пройдет хорошо. Но как трудно было основать римский народ4. Приходится работать день и ночь...» [Письмо отца Е.А. Уолша SJ с приложением. 8 октября 1926 г.].

Создание этого учреждения, под ходатайством архиепископа Хейса, имело большой резонанс в газетах, которые подчеркивали уникальный характер благотворительной организации, представляя читателю ее краткое и четкое описание:

«Она сейчас является единственным уполномоченным агентством, представляющим католические интересы в России и на Ближнем Востоке. Административный центр ассоциации будет находиться на улице Lexington Avenue 480, г. Нью-Йорк, и управление бизнесом будет находиться под непосредственным руководством генерального секретаря, Дж. Ф. Мура (Joseph Moore) [...]. Не будет преувеличением сказать, что новая цель, которой Католическая ассоциация социального обеспечения на Ближнем Востоке себя посвящает, является эпохальным событием в истории католицизма, заслуживающим самого искреннего сотрудничества всех американских католиков и всех тех, кто заботится о благополучии изрядно испытанных и нуждающихся народов России и Ближнего Востока» [там же. Л. 2].

Таким образом, создавались основы для нового взаимодействия католиков и православных. Особое внимание было обращено к молодым мигрантам, в большинстве русским, которые после большевистской революции оказались в Европе или в США лишенными денег и возможности продолжать учиться. Пий XI в учредительном письме обратился к ректорам вузов среднего и высшего образования в США, чтобы они помогли русским студентам обучаться в американских вузах [там же]. Из многочисленных примеров поддержки русских студентов также можно отметить предложение в 1928 г. бюджетного места русскому молодому человеку — Зизикину [Patulli Trythall, 2010. С. 78-80]. Напоминаем, что Уолш одновременно являлся вице-президентом Джорджтаунского университета и всю свою жизнь, между первой и второй дипломатической миссией, продолжал заботиться об образовании и воспитании молодёжи.

4 «Tantae molis erat Romanam condere gentem», Енеида, I, 33.

23 января состоялся первый день сбора денег на финансирование CNEWA, и было собрано более 1 млн долларов. Папа римский выразил свою благодарность отцу Уолшу, подчеркивая сотрудничество, продемонстрированное американской иерархией, клиром и мирянами [Patulli Trythall, 2010. С. 7376]. Способ пожертвования, изобретенный Уолшем, был одновременно простым и эффективным: каждый человек один раз в год мог пожертвовать 1 доллар, хотя и более значительные суммы были все равно приветствуемы, и каждого попросили сообщить свои личные данные. Благодаря этому собирались списки благодетелей не только как база данных на будущее, но и для того, чтобы каждый из них смог получить личное благословение папы римского, им подписанное от руки [там же. С. 78-79]. Несмотря на то что первый ежегодный сбор денег получился весьма благополучным, в отчете от 24 мая 1927 г. отец Уолш обратил внимание на то, что опыт сборов показывает: «Подобное организационное движение, следующее от спонтанности и воодушевления первого стремления, не повторяется второй раз» [Отчет отца Е.А. Уолша SJ. 24 мая 1927 г. Л. 7]. C целью преодолеть это предсказуемое снижение объема пожертвований американский иезуит предложил Святому престолу создать резервный фонд в 500 000 долларов, интересы которого будут финансировать дальнейшие проекты CNEWA, гарантируя ассоциации возможность стабильно и непрерывно действовать. Кроме того, за 19261927 гг. Уолш рекомендовал потратить на благотворительную деятельность не более 250 000 долларов из общей суммы 900 000 долларов, оставшейся за вычетом расходов [там же. Л. 7-8]. Таким образом, исполнительный директор предохранил папскую ассоциацию от издержек, понесенных бывшими благотворительными организациями.

Распределение данных 250 000 долларов Пий XI одобрил согласно плану, представленному ему отцом Уолшем на аудиенции 19 июня 1927 г. [Patulli Trythall, 2010. С. 76]. В письменной памятке, написанной иезуитом, он предоставил отчет об итогах его посещений различных благотворительных учреждений и организаций в дни 1-12 июня 1927 г. По данным директора, некоторые из них тогда были почти мертвыми, а другие в хорошем состоянии, хотя все могли бы продолжать свою деятельность при поддержке CNEWA. Если распределить эти организации и учреждения по категориям обеспечиваемых ими людей, то выделяются следующие группы:

а) инициативы, сосредоточенные на поддержке детей, подростков и студентов, особенно русских (в Бельгии, Германии и Франции);

б) инициативы в поддержку католиков восточного обряда (в Америке и в Польше);

в) инициативы общего благотворительного характера (в Сирии, Греции, Германии, Франции, Болгарии, Румынии, Сербии, Албании и Италии);

г) финансирование папских образовательных и благотворительных учреждений, связанных с Россией и Ближним Востоком: Папского Восточного института, Папской комиссии для России (Pontificia Commissione Pro Russia) и Папской организации помощи русским в Риме [Памятка отца Е.А. Уолша SJ. 19 июня 1927 г.; Доммарко, 2019; Телеграмма... 1930].

Трудности и предложения на будущее

После благополучного начала, как и предвиделось, появились первые финансовые трудности, связанные в основном с отношениями с американской католической иерархией и с последствиями нью-йоркского биржевого краха октября 1929 г.

Как отметил отец Уолш в отчете от августа 1929 г., одной из основных черт католического населения в США была его глубокая лояльность к епископской иерархии. Таким образом, тесное сотрудничество между С№ШЛ и американским епископатом явилось необходимым для благополучного развития деятельности папской ассоциации. Итак, если для первого сбора денег епископат предложил полную поддержку на епархиальном уровне, то для второго дня сбора, в 1928 г., наоборот, они не обратились прямо к мирянам, а оставили все в руках С№ШЛ. Тогда папская ассоциация обратилась прямо к благодетелям, и, по данным, собранным при сборе 1927 г., общая сумма пожертвования 1928 г. достигла только 500 000 долларов. В третий раз удалось собрать еще меньше денег — 200 000 долларов, хотя на этот сбор повлияло временное отсутствие отца Уолша, который был отправлен Пием XI в Мексику, чтобы разрешить кризис между мексиканским правительством и Католической церковью в Мексике. Опираясь на эти данные, иезуит выдвинул гипотезу о сумме в 100 000 долларов для следующего ежегодного дня сбора, если сотрудничество американских епископов не повторилось бы, как ранее [Отчет отца Е.А. Уолша SJ. Август 1929 г. Л. 1-2; РаШШ ТгуШаП, 2011].

Тем не менее общая сумма, собранная в период председательства Уолша, дошла до 1 250 000 долларов, и это было уже значимым результатом, если принимать во внимание экономические обстоятельства так называемого «черного четверга» (24 октября 1929 г.) и Великой депрессии [РаШШ ТгуШаП, 2010. С. 78]. Американский иезуит указал причину данного отсутствия полной поддержки со стороны епископата в непонимании многими епископами того, в каких соотношениях были сборы для С№ШЛ и сборы для финансирования Конгрегации пропаганды веры. Действительно, большинство из них не до конца осознавали, что конгрегация и СЖШЛ финансировали разную миссионерскую деятельность. Другими словами, они еще думали о конгрегации как об единственном организме, управляющем католическими миссиями в мире, не оценив роль СЖШЛ в связи с Россией и Ближним Востоком. От этого следовало непонимание со стороны мирян, которые не были четко проинформированы о разных компетенциях двух учреждений [там же. Л. 2-3; там же. С. 82-84]. С целью преодолеть данное затруднение Уолш посоветовал, чтобы день сбора денег для конгрегации и день сбора денег С№ШЛ были объединены в один ежегодный день сбора для католических миссий, когда нужды церкви и в России, и на Ближнем Востоке были бы представлены мирянам. Тем более он подчеркивал, что включение цели для Востока принесет увеличение приходов и для конгрегации, то есть и для других миссий [Указания отца Е.А. Уолша для СЖШЛ. 22 декабря 1929 г.].

Кроме того, американский иезуит указал Святому престолу, что в будущем было бы лучше, чтобы президентом С№ШЛ являлся клир, имеющий, кроме папского мандата, тот же самый сан американской иерархии, чтобы он мог вести переговоры с ними на одном и том же уровне, что является свидетельством отсутствия в работе отца Уолша личных целей [Отчет отца Е.А. Уолша SJ. Август 1929 г. Л. 2-3]. Иначе говоря, он имел особое понятие

о папском благотворительном агентстве: по его мнению, в силу статуса международного лица в современном политическом мире Святой престол имел бы единую организацию для помощи, подобно Красному Кресту, на основе финансовой поддержки всех католиков, особенно из США [Отчет отца Е.А. Уолша SJ. Август 1929 г. Л. 3-4; Указания отца Е.А. Уолша для CNEWA. 22 декабря 1929 г. Л. 2-4]. Основной чертой данной организации должно было стать четкое отделение благотворительной деятельности от религиозных миссий — этот элемент является шагом вперед не только в администрации и финансировании католических учреждений, но и в их концепции. Так появилось чёткое различие между целями разной деятельности, то есть теми, что были направлены на обеспечение помощи, и направленными на религиозные нужды.

CNEWA: продолжающаяся история

Уолш оставался президентом CNEWA вплоть до 1931 г., когда он был заменен кардиналом Хейсом. В июне 1930 г., принимая во внимание отчеты и указания американского иезуита, Пий XI дал новые распоряжения о папской ассоциации, которые были приняты в июне 1931 г. По воле Святого престола организация перешла под прямой иерархический контроль в лице кардинала, архиепископа Нью-Йорка (в то время — кардинал Хейс); CNEWA и Конгрегации по делам Восточной Церкви было предложено сотрудничать, чтобы поделиться информацией о восточных церквях и деятельности Католической церкви в России и на Ближнем Востоке; CNEWA и Конгрегация пропаганды веры будут получать финансовую поддержку от ежегодного дня сбора денег, общую сумму которой они бы распределили по указанию Святого престола [Our History; Patulli Trythall, 2010. С. 84-85].

В последующие годы CNEWA присутствовала на различных территориях Ближнего Востока, не только через ее собственную деятельность, которая обращала особое внимание на финансирование католических религиозных институтов, но и посредством поддержки других благотворительных учреждений и организаций, как, например, папской миссии в Палестине. Таким образом, хотя дальнейшее историческое развитие не разрешило CNEWA действовать в России, в период своего существования данная организация оказалась на многих театрах боевых действий и нуждающихся территориях на Ближнем Востоке, в Северной Африке, Восточной Европе и в Индии. Региональные отделения организации расположены в странах, где CNEWA развернула свою деятельность, предлагают активную поддержку дикастери-ям Святого престола, особенно Конгрегации по делам восточных церквей, и католическим донорским агентствам. Кроме того, с момента реформации ассоциации 1985 г. под председательством кардинала О'Коннора CNEWA начала более активно сотрудничать с местными православными церквями, развивая межконфессиональные связи [Our History].

Итак, хотя создание папской ассоциации, подобной Красному Кресту, не реализовалось, в CNEWA и сегодня присутствуют некоторые черты, указанные Уолшем в документах, на которые мы опирались: подчиненность и тесное сотрудничество с католической иерархией как на уровне епископата, так и на уровне Римской курии; способ финансирования ассоциации, которой не противостоят денежные ресурсы других католических миссий; оказание помощи всем, кто в ней нуждался, независимо от их возможной принадлежности к Католической церкви.

В межхристианском и межрелигиозном контексте Католическая ассоциация социального обеспечения на Ближнем Востоке встречается со многими народами, которым она оказывает свою помощь, обращая внимание на их разные традиции [Our Mission]. История и развитие CNEWA, хотя и нуждаются в дополнительных исследованиях, показывают, как первоначальный благотворительный и религиозный импульс, при всех изменениях в маги-стерии5 Католической церкви, сохранился и развивался до сегодняшнего дня. Как отметила католическая сестра из одного религиозного института, поддержав CNEWA: «Мы не помогаем людям, потому что они христиане. Мы помогаем, потому что мы христиане» [Across the Middle East, Northeast Africa...].

Приложения

Документ 1: памятка отца Е.А. Уолша, июнь 1927 г. ARSI, Russia 2003, III, 10.

+ [от руки, Notes -PRO MEMORIA: Le budget ici établi a été approuvé par S. Sainteté dans l'audience accordé au P. Walsh, Juin 19 1927]

Le P. Walsh a visité divers établissements d'aide aux Russes: [от руки, (Juin 1-12, 1927)]

I) L'internat S. Georges de Namur: bien organisé, bien tenu, digne de tout assistance.

La direction de Mgr Sipiagine est intelligente, sympathique et gagne la sympathie des Slaves.

Une somme d'au moins cinq mille dollars devrait être assignée pour l'année prochaine, ce qui permettrait d'entretenir plus de cinquante élèves.

Si l'on voulait développer jusqu'à cent élèves, il faudrait augmenter proportionnellement le budget.

II) Louvain : L'œuvre est presque anéantie, mais peut être sauvée, pourvu que- et c'est une condition essentielle, indiquée par son Excellence le Nonce Apostolique Mgr Micara et d'après les observations du P. Walsh,- une autre direction soit immédiatement donnée.

L'université de Louvain serait le couronnement de la formation des étudiants russes, préparés dans toutes les écoles belges.

Pour maintenir cinquante étudiants universitaires, il faut calculer environ 7.500 dollars, ce qui laisse une réserve pour les cas urgents de nécessité.

[2] III) Etablissements catholiques belges, qui reçoivent les enfants russes: une aide porcait^^ monter pour l'ensemble à 1.500 dollars (direction Robyn).

5 Совокупность доктринальных наставлений, исходящих от папы, епископов и соборов.

IV) Dantzig: Le travail est bien organisé et dirigé par Mgr O'Rourke, évêque de Danzig, qui soutient aussi de diverses manières environ cinquante enfants et jeunes gens russes, sous le titre «Aide Pontificale aux Enfants».

L'évêque lui-même est prêt à exécuter, d'accord avec le Cardinal de Breslau et les autres évêques allemands, le plain ci-joint. Pour ce but, il demande uniquement, mais comme condition sine qua non, une lettre du Saint-Siège qui inviterait officiellement la hiérarchie allemande réunie à Fulda (vers le 10 août) à prendre sous sa haute protection l'œuvre dirigée par Mgr O'Rourke.

V) Berlin: Le Caritas Verband [так] est disposé à offrir deux chambres à Berlin, pour les travaux pratiques, sous la direction de ce comité épiscopal, dont le représentant actif sera Mgr O'Rourke.

Comme budget, le P. Walsh recommande 6.000 dollars pour l'œuvre déjà existante de Mgr O'Rourke à Dantzig et 4.000 pour l'entretien du bureau central à Berlin.

VI) Pour l'œuvre de Mgr Calavassy, qui à demandé près de 250.000 dollars, le P. Walsh pense que le Catholic Near East Welfare Association ne peu mettre à sa disposition pour la première année plus de 50.000 dollars: ce qui [3] arriverait en cinq ans à la somme désirée de 250.000 dollars.

VII) Tableau d'ensemble: Nos I) à VII) et autres recommandations:

Internat S. Georges (Namur) 5.000

Etudiants russes (Louvain) 7.500

Enfants russes en Belgique (Dir. Robyn) 1.500

Œuvres de Mgr O'Rourke (Dantzig) 6.000

Bureau central de Berlin 4.000

Œuvres de Mgr Calavassy (Athènes) 50.000

Œuvre des PP. Bénédictins d'Amay 3.500

Autres œuvres:

S.E. le cardinal Sincero: Congrégation Orient 25.000

Commission pro Russia 25.000

Œuvre pont. d'assist.

aux Russes de Rome 5.000

Institut Pontifical Or. et Sémin.russe 40.000

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Œuvres charitables en Palestine 12.000

Beyrouth, Alep (Arméniens, Syriens) 10.000

Œuvres d'Amerique (étudiants russes et rite 25.000 oriental en Amérique) Œuvres de Presse (Tyczkiéwicz) 7.500 Mgr Chaptal 5.000

Lille: Étudiants ecclésiastiques russes de l'Univ. Cath. (O.P.) 1.000

Étudiants laïques russes de l'Un. Cath. P. Davrout S.J. 1.000

Lyon : Étudiants russes du P. Valensin 1.000

Œuvres de Bulgarie, Albanie, Roumanie, Serbie 8.000

Lits russes à Bari, en Bulgarie et ailleurs 2.000

Alberthyn et peuvres de rite oriental en Pologne 5.000

$ 250.000

[от руки, Approuvé par S.S. 19, juin 1927 E.A.WaLsh]

Документ 2: Отчет отца Е.А. Уолша, август 1929 г. ARSI, Russia 2003, III, 33.

CATHOLIC NEAR EAST WELFARE ASSOCIATION Pour Russie et le Proche Orient. I.

Rapport du Père Walsh — août, 1929.

L'expérience de l'année qui s'achève a montré très clairement que, sans la coopération des évêques, notre Association ne pourrait continuer longtemps à soutenir les œuvres du Saint-Siège. Au cours de cette année, la moitié seulement des évêques a donné dans leurs diocèses l'appui nécessaire. Le refus des autres évêques vient de deux raisons :

a) Plusieurs évêques ont supposé que, ayant assuré leur appui en 1927 pour le premier million de dollars, ils s'étaient ainsi acquittés de toutes leurs obligations. Ils ont supposé que, ayant fourni le nom et l'adresse des membres, l'Association n'avait plus que à s'adresser directement à ces associés:- ce que l'Association a tenté de faire; mais quiconque a l'expérience du travail de collectes financiers sait que sur une liste d'un million de membres, plus de la moitié ne répondra pas, si elle n'entend pas en même temps de la part des évêques une recommandation assez chaleureuse dans les églises. Cela tient à l'éducation religieuse des fidèles américains qui sont habitués à ne chercher ou à n'admettre de direction authentique que de l'autorité de leurs évêques. Une preuve incontestable de cette vérité ressort du fait que, lorsque pour la première fois nous nous sommes adressés directement aux fidèles nous n'avons obtenu de réponse que de la moitié de nos associés: [2] (cinq cent mille dollars au lieu d'un million...1927-1928). La seconde fois (1928-1929), nous avons reçu à peine deux cent mille dollars — (en conformité avec l'expérience habituelle pour ces appels par poste) — et partiellement à cause de l'absence du Père Walsh au Mexique. Par suite le Père Walsh peut assurer le Saint-Siège que, durant l'année prochaine (1929-1930) nous ne pouvons espérer plus de cent mille dollars, si nous ne recevons l'appui direct des évêques.

b) Plusieurs évêques gardent encore une difficulté à comprendre que les œuvres à portée apostolique ne sont pas toutes du domaine de la Propagation de la Foi. Par suite plusieurs ont refusé de laisser développer l'œuvre dans leurs diocèses, parce que, disent-ils la Propagation de la Foi, d'après les ordres du Saint-Siège, doit être la première et même la seule à recueillir ces générosités des fidèles. Le peuple lui-même, ayant versé sa contribution à la Propagation de la Foi, ne comprend pas qu'on lui fasse un nouvel appel pour les missions d'Orient étant donné que la division administrative, établie à Rome, entre les œuvres d'Orient et les autres activités missionnaires, lui échappe totalement. Il faudrait des années d'éducation pour mettre au point cette distinction.

C'est l'opinion réfléchie du Père Walsh que le temps est venu pour le Saint-Siège de designer actuellement un personnage représentatif, [3] revêtu d'une dignité qui lui permettra de parler aux évêques directement et sur pied d'égalité, au nom et par l'autorité du Saint-Siège. L'expérience de trois ans a montré à l'évidence qu'un simple prêtre ne peut continuer ce travail avec le succès voulu. Par suite,

31 AoMMaprn Mapun Kbsipa

le Père Walsh se permet de répéter sa recommandation, déjà faite l'an dernier, de nommer à cet effet un évêque uniquement appliqué à ce travail, près duquel le Père Walsh travaillerait en second, en mettant à sa disposition l'expérience acquise durant les dernières années.

Les évêques américains qui ont visité récemment Rome et la Congrégation Orientale sont convaincus que la présence d'un haut envoyé du Saint-Siège, comme par exemple le Cardinal Sincero, serait de grande importance et presque nécessaire pour assurer à l'œuvre son extension et même sa permanence. Il faut, en effet, avouer que les différentes lettres envoyées par le Saint-Siège n'ont pas eu l'effet désirable, attendu et mérité.

En outre, plusieurs évêques pensent que le moment est arrivé d'élargir le but de cette Association et d'en faire l'organisme central nécessaire pour les Charités internationales du Saint-Siège. En effet, de par le traité du Latran, la Souveraineté du Saint-Siège étant reconnue, il doit avoir ce que les autres Puissances ont par leur Croix Rouge. Un titre approprié pourrait être «Association Pontificale de Bienfaisance», ou «Association Catholique de Bienfaisance Papale» — (Papal Welfare Association).

Cette Association aurait plusieurs sections, par exemple:

a) Relief: Secours pour toutes les catastrophes mondiales.

b) Activités religieuses. [4] c) Education catholique.

d) Paix internationale.

e) Bienfaisance internationale.

Les sections b), c), et e) devraient, au moins pour le moment, être consacrés presque exclusivement aux besoins de la Congrégation Orientale et de la Commission pro Russia.

Etant donné l'influence qu'un tel appel exercerait sur les grands financiers américains, il est presque certain que ces sections pourraient consacrer au bien de l'orient des sommes plus élevés que l'Association actuelle n'en peut recueillir maintenant avec son appel limité, dont l'objet est peu compris de l'esprit américain.

Cette transformation semble s'imposer sans délai, vu la formidable organisation internationale que les Protestants viennent de reconstituer pour répandre leurs principes et qui se manifeste par les réunions comme celles de Stockholm et Lausanne, par les ententes entre Protestants et Orthodoxes, par les groupes d'Y.M.C.A., qui se répandent et travaillent aussi bien au Mexique que près des Russes et des autres Orientaux.

L'appel à cette organisation, s'il était lancé en cette année du jubilé et de la renaissance de la Souveraineté Pontificale, exercerait une influence immense sur des américains qui, même catholiques, donnent leurs secours à des œuvres humanitaires, même Protestants, parce que celle-ci leur paraissent plus larges et plus mondiales.

[5] II.

Résultats Financiers - 1928-1929

Le total des entrées, durant l'année qui s'achève, monte à environ deux cent mille dollars ($200.000). Avec les réserves, l'encaisse totale est actuellement de six cent mille dollars ($600.000). On peut espérer encore des sommes qui augmenteront un peu ce total. Par suite, prévoyant des diminutions probable, l'Association estime que les disponibilités pour l'année 1929-1930 ne peuvent dépasser cent cinquante mille dollars ($150.000). Au-delà, il faudrait toucher aux réserves d'une demie million dollars ($500.000) dont l'intérêt est indispensable pour assurer la marche de l'organisation existante.

Le Cardinal Sincero a déjà propose[TaK] comme budget exclusivement destiné à la Congrégation Orientale la somme de deux cent quatre-vingt et un mille dollars (£281.000), non compris les subsides envoyés directement par l'Association d'après les ordres de Sa Sainteté. En joignant ces subsides, le budget suggéré attendrait au moins trois cent cinquante mille dollars ($350.000), ce qui montre la necessite [так] d'une intervention du Saint-Siège d'après les recommandations faites dans la première partie de ce rapport.

Документ 3: Предложение отца Е.А. Уолша для Католической ассоциации социального обеспечения на Ближнем Востоке, 22 декабря 1929.

ARSI,Russia III, 44

PROPOSITION DU R.P. Edmund WALSH POUR LA CATHOLIC NEAR EAST WELFARE ASSOCIATION [от руки, — Rome 22 décembre, 1929-]

-I-

Il faut envisage les activités protestantes, qui, d'après les documents annexes, se divisent en deux catégories: I) les Association exclusivement missionnaires (vingt-sept millions de dollars en 1928); 2) bienfaisance: "Golden Rule Foundation".

-II-

Comme suite des expériences de ces trois dernières années, une division du travail paraît absolument nécessaire d'après le double but à poursuivre. Là proposition suivante doit répondre aux difficultés qui objectent "la dualité" et "la concurrence" avec la Propagation de la Foi.

I) Suivant les directions données par Sa Sainteté au P. Walsh en juillet 1929, on peut inviter la Propagation de la Foi à coopérer et à accepter pour un seul jour par an la coopération de la C.N.E.W.A. en vue de concentrer les appels et les forces des deux sociétés pour un appel missionnaire, — en joignant dans les sermons et dans la publicité les besoins de l'Orient aux autres nécessités missionnaires du monde. Ainsi cesserait la plainte que la C.N.E.W.A. envahit leur domaine. Le P. Walsh et

les personnes consultées par lui sont convaincues que les résultats dépasseront de beaucoup au bénéfice de la Propagation de la Foi ce qu'elle pourrait recevoir autrement. Le Cardinal de Boston, par exemple, accueillait immédiatement l'idée de cette collecte universelle pour un seul jour.

La C.N.E.W.A. s'engagerait alors devant les évêques et devant la Propagation de la Foi à ne plus demander aucune autre quête dans les églises.

[2] Chaque évêques sera invité par le Saint-Siège à permettre et prescrire cet appel unifié et cette collecte unique une fis par an dans toutes les églises de son diocèse pour l'action missionnaire de l'Eglise.

En dehors de cette collecte unique, chaque Association poursuivrait librement sa propagande par listes et souscriptions individuelles, sans autres quêtes dans les églises.

Les résultats de cette quête unifiée seraient répartis comme suit: 40% pour les missions intérieures des Etats-Unis, comme il a déjà été établi; sur les 60% restants, Sa Sainteté déterminerait le pourcentage destiné aux activités missionnaires de la Sacrée Congrégation Orientale, par exemple 20%-30%.

2) Les activités de bienfaisance et de charité doivent être nettement distinguées de l'activité missionnaire. Cette distinction s'impose encore plus après l'organisation formidable que les protestants viennent de constituer à New York avec perspectives mondiales. [от руки, "Golden Rule Foundation"].

Comme activité de bienfaisance, la C.N.E.W.A. pourrait combattre efficacement, en invitant les laïques à une participation plus active dans l'œuvre. Il y a en Amérique des catholiques riches qui se sentiront honorés d'être invités à aider le Saint-Siège dans sa charité mondiale et qui jusqu'ici n'ont pas été invités à cette activité.

Le Saint-Siège ayant pris maintenant par le Traité du Latran une place plus en vue dans l'opinion publique, le moment semble opportun pour inviter ces élites à seconder l'action universelle du catholicisme sous la direction pontificale et sous les auspices des trois Cardinaux qui sont à la tête du Comité directif. Ainsi, tout un nouveau programme pourrait être élaboré, sans établir d'autre collecte dans les églises, mais seulement par [3] l'action privée des laïques intéressés à l'œuvre.

Un trésorier général, connu, pourrait être nommé, sur une liste que le P. Walsh est prêt à soumettre. Un "chairman" de ce conseil laïque pourrait être désigné, auprès duquel le P. Walsh est prêt, si on le veut, à faire fonction de secrétaire exécutif, et Mr Moore administrateur actif; — le tout sous la direction immédiate, juridiction et contrôle du Cardinal Archevêques de News York, qui est déjà nommé Protecteur par le Saint-Siège.

Les activités de ce groupe laïque seraient de former une élite de l'action catholique pour l'univers, élite américaine, qui, sans aucune quête dans les églises, mais par des réunions privées dans tout les Etats-Unis, assurerai les résultats suivants:

(100) membres à 1.000 annuels = 100.000 (100) " " 500 " = 50.000 (500) " " 100 " = 50.000 (1000) " " 50 " = 50.000 (5000) " " 10 " = 50.000 (50000) " " 2 " = 100.000 (100.000) " " 1 " = 100.000 500.000

Les deux dernières catégories existent déjà sur les listes.

-III-

Pour arriver à ces résultats, il est désirable:

1) que le Saint-Siège, s'il le juge opportune, persuade la Propagation de la Foi d'admettre cette coopération;

2) qu'un document ou lettre explique les désirs du Saint-Siège pour une plus large coopération des laïques à cette œuvre, en les invitant à y participer sous la direction désignée par le Saint-Siège;

[4] 3) qu'un règlement définitif et un status[TaK] canonique précisent la nature de cette Société et son organisation, comme pour la Church Extension Society; 4) qu'un document (peut-être le même que celui dont parle le n°2 informe les évêques de cette réorganisation et les invite à laisser l'Association travailler dans leur diocèse suivant la manière prescrite, indiquée ci-dessus.

[от руки, Edmund A- WaLsh S.J. Rome, 22 décembre, 1929]

Литература

Браски Ф. Отзывы в католической периодической печати Италии о Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1917 г. // Собор и соборность: к столетию начала новой эпохи. М.: Изд-во ПСТГУ, 2018. С. 312-325.

Доммарко К. Modus operandi Святого Престола при рассмотрении некоторых запросов о помощи, направленных в Ватикан в 1920-1930-е гг.: на основе новых архивных документов // Электронный научно-образовательный журнал «История». 2019. № 11 (85). С. 12.

Зазулина Н. Сквозь линзу времени: Понтифик - Апостол Мира. М., 2017.

Отчет отца Е.А. Уолша SJ. 24 мая 1927 г. // Archivum Romanum Societatis Iesu, Russia 2003, III, 8.

Отчет отца Е.А. Уолша SJ. Август 1929 г. // Archivum Romanum Societatis Iesu, Russia 2003, III, 33.

Отчет отца Е.А. Уолша SJ. Начало 1926 г. // Archivum Romanum Societatis Iesu, Russia 2002, V, 68.

Памятка отца Е.А. Уолша SJ. 19 июня 1927 г. // Archivum Romanum Societatis Iesu, Russia 2003, III, 10.

Письмо отца Е.А. Уолша SJ с приложением. 8 октября 1926 г. // Archivum Romanum Societatis Iesu, Russia 2003, II, 34.

Телеграмма от Государственного Секретариата к Нунцию Ф. Мармаджи. 8 марта 1930. AAV, Arch. Nunz. Varsavia, b. 253, fasc. 832, f. 13.

Токарева Е.С. Эдмунд Уолш, планы Ватикана и российская действительность 1922-1923 гг. // Российская история. 2020. № 4. С. 188-204.

Указания отца Е.А. Уолша для CNEWA. 22 декабря 1929 г. // Archivum Romanum Societatis Iesu, Russia 2003, III, 44.

Цитата отца Уолша [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://giving.georgetown. edu/what-to-support/schools-programs/walsh-school-of-foreign-service/ (дата обращения: 11.12.2020).

Across the Middle East, Northeast Africa, India and Eastern Europe, Catholic Near East Welfare Association (CNEWA) works in places where poverty, war and displacement shatter innocent lives [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://cnewa.org/about/ (дата обращения: 11.12.2020).

Congregazione per le Chiese Orientali [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www. vatican.va/roman_curia/congregations/orientchurch/profilo/rc_con_corient_pro_20000724_ profile_it.html (дата обращения: 11.12.2020).

Lettere Apostoliche [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.vatican.va/content/ benedict-xv/it/apostjetters/documents/hf_ben-xv_apl_19191130_maximum-illud.html (дата обращения: 11.12.2020).

Manuale di storia della Chiesa. Vol. 4: L'epoca contemporanea. Dalla Rivoluzione francese al Vaticano II e alla sua applicazione (1789-2005). Brescia, 2017. 544 p.

Our History [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://cnewa.org/about/history/ (дата обращения: 11.12.2020).

Our Mission [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://cnewa.org/mission/ (дата обращения: 11.12.2020).

Patulli Trythall M. Edmund A. Walsh SJ. and the Settlement of the Religious Question in Mexico // Archivum Romanum Societatis lesu. 2011. Vol. 80. No. 159. P. 3-44.

Patulli Trythall M. Edmund Aloysius Walsh. La Missio Iraquensis. Il contributo dei Gesuiti Statu-nitensi al sistema educativo iracheno. Roma, 2010.

Patulli Trythall M. The Little Known Side of fr. Edmund Walsh. His mission to Russia in the Service of the Holy See // Studi sull'Oriente Cristiano. 2010. Vol. 14. No. 1. P. 159-183.

Petracchi G. La Missione pontificia di soccorso alla Russia (1921-1923) // SSR-Città del Vaticano. Roma. 2002. С. 122-198.

Pettinaroli L. La politique russe du Saint-Siège (1905-1939). Roma, 2015.

Storia del P.I.O. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://orientale.it/it/storia/ (дата обращения: 11.12.2020).

References

Across the Middle East, Northeast Africa, India and Eastern Europe, Catholic Near East Welfare Association (CNEWA) works in places where poverty, war and displacement shatter innocent lives. URL: https://cnewa.org/about/ (accessed 11 December 2020).

Braschi F. Reviews in the Catholic periodicals of Italy about the Local Council of the Russian Orthodox Church in 1917 // Cathedral and Sobornost: on the centenary of the beginning of a new era. Moscow, Publishing house PSTGU, 2018, pp. 312-325.

CNEWA's Mission. URL: https://cnewa.org/mission/ (accessed 11 December 2020).

Congregazione per le Chiese Oriental! URL: https://www.vatican.va/roman_curia/congrega-tions/orientchurch/profilo/rc_con_corient_pro_20000724_profile_it.html (accessed 11 December 2020).

Dommarco C. Modus operandi of the Holy See in the consideration of some requests for assistance sent to the Vatican in the 1920s - 1930s: based on new archival documents. Electronic Scientific and educational magazine "History", 2019, no. 11 (85). p. 12.

E.A. Walsh quote. URL: https://giving.georgetown.edu/what-to-support/schools-programs/ walsh-school-of-foreign-service/ (accessed 11 December 2020).

Letter and attachment by E.A. Walsh. October 8, 1926. Archivum Romanum Societatis lesu, Russia 2003, II, 34.

Lettere Apostoliche. URL: http://www.vatican.va/content/benedict-xv/it/apost_letters/docu-ments/hf_ben-xv_apl_19191130_maximum-illud.html (accessed 11 December 2020).

Manuale di storia della Chiesa. Vol. 4: L'epoca contemporanea. Dalla Rivoluzione francese al Vaticano II e alla sua applicazione (1789-2005). Brescia, 2017, 544 p.

Memorandum by E.A. Walsh SJ. June 19, 1927. Archivum Romanum Societatis Iesu, Russia 2003, III, 10.

Our History. URL: https://cnewa.org/about/history/ (accessed 11 December 2020).

Patulli Trythall M. Edmund A. Walsh SJ. and the Settlement of the Religious Question in Mexico. Archivum Romanum Societatis Iesu, 2011, vol. 80, no. 159, pp. 3-44.

Patulli Trythall M. Edmund Aloysius Walsh. La Missio Iraquensis. Il contributo dei Gesuiti Statu-nitensi al sistema educativo iracheno. Roma, 2010.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Patulli Trythall M. The Little Known Side of fr. Edmund Walsh. His mission to Russia in the Service of the Holy See. Studi sull'Oriente Cristiano, 2010, vol. 14, no. 1, pp. 159-183.

Petracchi G. La Missione pontificia di soccorso alla Russia (1921-1923). SSR-Città del Vaticano. Roma, 2002, pp. 122-198.

Pettinaroli L. La politique russe du Saint-Siège (1905-1939). Roma, 2015.

Proposals by E.A. Walsh for the CNEWA. December 22, 1929. Archivum Romanum Societatis Iesu, Russia 2003, III, 44.

Report by E.A. Walsh SJ. August 1929. Archivum Romanum Societatis Iesu, Russia 2003, III, 33.

Report by E.A. Walsh SJ. Beginning of 1926. Archivum Romanum Societatis Iesu, Russia 2002, V, 68.

Report by E.A. Walsh SJ. May 24, 1927. Archivum Romanum Societatis Iesu, Russia 2003, III, 8.

Storia del P.I.O. URL: https://orientale.it/it/storia/ (accessed 11 December 2020).

Telegram from the Secretariat of State to the Nuncio F. Marmaggi. March 8, 1930. AAV, Arch. Nunz. Varsavia, b. 253, fasc. 832, f. 13.

Tokareva E.S. Edmund Walsh, plan Vatikana i rossijskaja dejstvitel'nost' 1922-1923. Russian History, 2020, no. 4, pp. 188-204.

Zazulina N. Skvoz' linzu vremeni: Pontifik - Apostol Mira. Moscow, 2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.