Научная статья на тему 'ЕДИНЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ ЕАЭС КАК ИНСТРУМЕНТ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА'

ЕДИНЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ ЕАЭС КАК ИНСТРУМЕНТ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1194
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ / ВНЕШНЕТОРГОВАЯ ПОЛИТИКА / МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / СТАВКИ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН / ПАНДЕМИЯ КОРОНАВИРУСА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лабзенкова Ульяна Валерьевна, Шибаршина Ольга Юрьевна

В данной научной статье рассматривается актуальный вопрос - сущность Единого таможенного тарифа как инструмента внешнеторговой политики государства, его исторический аспект и особенности применения. В таможенном тарифе авторами приведены ставки ввозных таможенных пошлин на товары, систематизированные по гармонизированной системе кодирования и описания. Актуальность научного исследования определяется необходимостью изучения Единого таможенного тарифа во влиянии на международную экономическую интеграцию и регулировании торговой политики, в том числе и в условиях мировой экономической нестабильности. Обосновывается вывод о том, что Единый таможенный тариф в современных условиях играет существенную роль в обеспечении экономической безопасности стран-участниц ЕАЭС, реализации фискальной функции федерального бюджета, развитии рациональной торговли с третьими странами и экономики в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SINGLE CUSTOMS TARIFF OF THE EAEU AS AN INSTRUMENT OF THE STATE'S FOREIGN TRADE POLICY

This article discusses the United EEU Customs Tariff as an instrument of the state's foreign trade policy, its essence, historical aspect and application features. The customs tariff contains the rates of import customs duties on goods, systematized according to the harmonized system of coding and description. The relevance of the work is determined by the need to study the United EEU Customs Tariff in its impact on international economic integration and the regulation of trade policy, including in the context of global economic instability. The United EEU Customs Tariff in modern conditions plays a significant role in ensuring the economic security of the EAEU member states, the implementation of the fiscal function of the federal budget, the development of rational trade with third countries and the economy as a whole.

Текст научной работы на тему «ЕДИНЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ ТАРИФ ЕАЭС КАК ИНСТРУМЕНТ ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА»

Единый таможенный тариф ЕАЭС как инструмент внешнеторговой политики

государства

The single customs tariff of the EAEU as an instrument of the state's foreign trade policy

Лабзенкова Ульяна Валерьевна

студент 4 курса, Филиал ЧОУВО «Московский университет имени С.Ю. Витте» в г. Рязани

Россия, г. Рязань oshibarshina@mail. ru

Labzenkova Ulyana Valeryevna

4th year student Ryazan branch of Moscow Witte University

Russia, Ryazan oshibarshina@mail. ru

Шибаршина Ольга Юрьевна

кандидат социологических наук, доцент заместитель заведующего кафедрой бизнеса и управления Филиал ЧОУВО «Московский университет имени С.Ю. Витте» в г. Рязани oshibarshina@mail.ru

Shibarshina Olga Yuryevna

PhD in Sociology, associate professor Chief Head of the department of business and management Ryazan branch of Moscow Witte University

Russia, Ryazan oshibarshina@mail.ru

Аннотация.

В данной научной статье рассматривается актуальный вопрос - сущность Единого таможенного тарифа как инструмента внешнеторговой политики государства, его исторический аспект и особенности применения. В таможенном тарифе авторами приведены ставки ввозных таможенных пошлин на товары, систематизированные по гармонизированной системе кодирования и описания. Актуальность научного исследования определяется необходимостью изучения Единого таможенного тарифа во влиянии на международную экономическую интеграцию и регулировании торговой политики, в том числе и в условиях мировой экономической нестабильности. Обосновывается вывод о том, что Единый таможенный тариф в современных условиях играет существенную роль в обеспечении экономической безопасности стран-участниц ЕАЭС, реализации фискальной функции федерального бюджета, развитии рациональной торговли с третьими странами и экономики в целом.

Annotation.

This article discusses the United EEU Customs Tariff as an instrument of the state's foreign trade policy, its essence, historical aspect and application features. The customs tariff contains the rates of import customs duties on goods, systematized according to the harmonized system of coding and description. The relevance of the work is determined by the need to study the United EEU Customs Tariff in its impact on international economic integration and the regulation of trade policy, including in the context of global economic instability. The United EEU Customs Tariff in modern conditions plays a significant role in ensuring the economic security of the EAEU member states, the implementation of the fiscal function of the federal budget, the development of rational trade with third countries and the economy as a whole.

Ключевые слова: Единый таможенный тариф, внешнеторговая политика, международная экономическая интеграция, ставки таможенных пошлин, пандемия коронавируса.

Key words: United EEU Customs Tariff, foreign trade policy, international economic integration, customs duty rates, coronavirus pandemic.

Введение

Процессы внешней экономической интеграции занимают особое место в политике каждого государства. Создание единого торгового пространства между странами-участницами ЕАЭС, деятельность Всемирной торговой организации и изменение общей политической ситуации в мире приводят к тесной международной торговле, стандартизации тарифов и торгового законодательства, а также к устранению торговых барьеров.

Таможенный союз - это первый шаг к построению экономической интеграции стран, формированию общих рынков и единого законодательства. В рамках такого союза страны-участницы пользуются между собой свободным рынком без ограничений на перемещение товаров, капиталов и ресурсов, едиными тарифами ввозных таможенных пошлин на товары из третьих стран.

Одним из примеров таможенного союза является Евразийский экономический союз - объединение Республики Армении, Республики Беларуси, Республики Казахстан, Кыргызской Республики и Российской Федерации. Взаимодействующим на межправительственном и национальном уровнях и имеющим единый интегрированный рынок и макроэкономическую политику.

В особенности международные торговые процессы с экономической точки зрения являются для страны двусторонним фактором, способствующим беспрепятственно продвигать собственную продукцию на внешнем рынке и применять инструменты защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции. Основным инструментом регулирования торговой политики государства является таможенный тариф. В соответствии с решением Совета Евразийской экономической комиссии на территории Российской Федерации действует Единый таможенный тариф ЕАЭС.

Актуальность работы заключается в особенности применения Единого таможенного тарифа как регулятора внешнеторгового оборота, так как в современное время внешнеторговая политика выступает главной частью экономической стратегии страны.

1. Исторический аспект применения Единого таможенного тарифа ЕАЭС

После командно-плановой экономической системы России первый президент Б.Н. Ельцин стремился либерализовать торговлю с помощью нового импортного таможенного тарифа с принятием закона 1993 года «О таможенном тарифе», но открыть полностью внутренний рынок было невозможно. Поэтому в тарифе были установлены ставки для стран с наибольшим благоприятствованием, в зависимости от политических отношений, и для стран, не использующих режим наиболее благоприятствующей нации, где ставки увеличивались вдвое.

Распад крепких экономических связей СССР не мог обойти затяжной кризис в бывших социалистических республиках. Для решения экономических проблем и установления беспошлинной торговли между странами был создан Таможенный союз. А с ростом торговых процессов увеличилось количество участников Союза, что привело к подписанию соглашения о Евразийском экономическом союзе.

Это требовало единого законодательства в области торговли с третьими странами и между странами-участницами ЕАЭС. На основании национальных таможенных тарифов, принципов, видов и целей стран-участниц были установлены коллизионным правом ставки Единого Таможенного тарифа ЕАЭС в целях международной экономической интеграции стран. Сущность таможенного тарифа как инструмента политики любой страны заключается в выборе приоритетного торгового направления и может варьироваться от протекционизма до фритредерства [2].

В Едином таможенном тарифе закреплены ставки ввозных таможенных пошлин в соответствии с единой товарной номенклатурой для товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС из третьих стран [4].

В 2012 году Россия присоединилась к Всемирной торговой организации, приняв обязательства по Марракешскому соглашению. Основная сложность вступления России во Всемирную торговую организацию заключалась в доступе на внутренний рынок импортных товаров. Для построения торговли со странами-

участницами ВТО единые ставки таможенного тарифа, действующего на территории России, должны равняться средневзвешенным ВТО. По всей единой товарной номенклатуре, сельскохозяйственным и промышленным товарам были установлены начальный и конечный уровни снижения ввозных таможенных пошлин. Переходный уровень доступа на рынок основных товаров от 2-х до 3-х лет, а для наиболее чувствительных товаров составляет до 8-ми лет [3].

Одним из примеров выполнения обязательств Россией в рамках договоренностей с ВТО является конечное снижение импортной пошлины на легковые автомобили. До вступления в ВТО ввозная пошлина составляла 30 %, после вступления на начальном уровне пошлина составляла 25 % и последовательно снижалась, а в 2019 году был осуществлен последний этап снижения до 15 %. Таким образом, ввозная пошлина на легковые автомобили сократилась в 2 раза, что для российского авторынка является прямой угрозой. Но государство со своей стороны защищает отечественный авторынок, стимулируя продажи с помощью национальных программ государственной поддержки и ежегодным увеличением процента утилизационного сбора на иномарки.

По данным «АВТОСТАТА» емкость новых легковых автомобилей, в том числе импортных на российском рынке в денежной оценке достигла максимум в 2019 году за всю историю - 2,57 трлн. рублей (рисунок 1). Важно отметить, что емкость авторынка напрямую зависит от средневзвешенной цены автомобиля, например, в 2012 году Renault Logan стоил 338 тыс. рублей, а на сегодняшний день стартовая комплектация автомобиля доступна от 706 тыс. рублей, что на 109 % больше.

Рисунок 1. Емкость новых легковых автомобилей на рынке России Снижение ввозных таможенных пошлин на легковые автомобили отразилось в целом на динамике импорта. Так в 2019 году наблюдается самый высокий импорт иномарок - 302,5 тыс. шт., по сравнению с 2018 годом - 293,1 тыс. шт. и 2017 годом - 267, 7 тыс. шт. А с наступлением пандемии коронавируса карантинные меры сильно поменяли ситуацию на российском авторынке - его объем сократился по сравнению с 2019 годом почти в 3 раза, где импорт составил 243, 2 тыс. шт.

Вступление России в ВТО имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Снижение ввозных таможенных пошлин увеличивает товарооборот в стране и делает товары на рынке более доступными за счет снижения потребительских цен, но в то же время уменьшается поступление таможенных платежей в федеральный бюджет, а открытый рынок влечет угрозу спада отечественных товаропроизводителей. В связи с

этим государство находит решение с помощью применения нетарифных мер регулирования внешнеторгового оборота [1].

2. Особенности применения Единого таможенного тарифа во время пандемии

С декабря 2019 года и до настоящего времени наблюдаются события, дестабилизирующие цикличную деятельность мировой экономики, - вспышка инфекционного вируса и введение карантинных мер во всем мире. Во время пика пандемии коронавируса неизбежно оборвались цепочки экономических поставок между странами, были введены ограничения по перемещению грузов и пассажиров через границы и в целом приостановление ведения экономики.

Экономическая нестабильность затрагивает все отрасли деятельности государства, в том числе и таможенное дело. В таможенных органах были созданы специальные оперативные штабы для координационных и предупредительных действий в связи с угрозой распространения инфекционного вируса. Со стороны Правительства РФ были введены ограничения и запреты на вывоз из страны некоторых медицинских товаров, а для товаров первой необходимости был открыт зеленый коридор. В этих условиях таможенные органы столкнулись и с проблемой возросшей контрабанды медицинских изделий, например, защитных очков, масок, комбинезонов, перчаток и респираторов.

По решению Евразийской экономической комиссии от 16 марта 2020 года № 21 в целях борьбы с инфекционным вирусом был установлен перечень товаров в таможенном тарифе, освобождаемых от уплаты ввозных таможенных пошлин или ввозного налога на добавленную стоимость. К таким товарам, например, относятся тальк для производства масок и перчаток, товары для производства дезинфицирующих средств, контейнеры для утилизации медицинских отходов, флаконы и емкости, кислота ортофосфорная, перекись водорода 100%, кислота гликолевая, вакцины против коронавируса, предметы защитной одежды и другие товары, утвержденные в перечне.

Для предоставления льгот по беспошлинному ввозу медицинских товаров из перечня необходимо подтвердить в таможенном органе их целевое назначение и сведения о количестве, номенклатуре, стоимости и организации, осуществляющей ввоз.

На данный момент по решению совета ЕЭК срок беспошлинного ввоза ряда медицинских товаров, используемых для предупреждения и предотвращения коронавирусной инфекции, продлен до 30 июня 2022 года включительно. Данное положение закреплено в п. 7.1.32 Решения Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130.

Многие российские предприниматели в период со 2 марта 2020 года по 1 июня 2020 года столкнулись с запретом на вывоз отдельных видов товаров из Российской Федерации, регламентированных в Постановлении Правительства от 02.03.2020 № 223. К таким товарам относились герметичные защитные очки, респираторы, фильтры для масок, одноразовые комбинезоны и костюмы химической защиты, маски, бинты, вата, марля, медицинские перчатки, халаты и другие товары. Исключениями для вывоза таких товаров были оказание международной гуманитарной помощи и вывоз физическими лицами для личного пользования.

За 2020 год в экономике стран мира наблюдалось падение ВВП и резкое колебание валютных курсов, основной причиной которых стал баланс между удержанием экономики и спасением жизней граждан. Борьба с новым инфекционным вирусом повлияла на устойчивость социально-экономических и политических систем стран мира, а также на привычную организацию трудовой деятельности.

В частности, Россия в пик распространения инфекции имела изоляционный характер и политику накопления высоких уровней резервов, что наблюдается в тарифных ограничениях и льготах. Первоочередные мероприятия со стороны таможенных органов заключались в обеспечении зеленого коридора для товаров первой

необходимости - позиции для личной защиты граждан и продовольственные товары, ввозимые с освобождением от уплаты таможенных пошлин и внеочередным оформлением. После жестких мер контроля и запретов для обеспечения безопасности граждан экономическая политика стала возвращаться к прежнему вектору [6].

Заключение

В целях международной экономической интеграции был принят Единый таможенный тариф ЕАЭС, соответствующий общепринятым правовым нормам и правилам торговли. Таможенный тариф как инструмент внешнеторговой политики государства позволяет регулировать рациональный ввоз и вывоз товаров на таможенной территории Союза, защитить экономику и внутренний рынок от угроз и неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции, эффективно использовать товарную структуру и обеспечить условия взаимодействия в мировой экономике.

В период вступления России в ВТО наблюдались сложности в приведении ставок таможенных пошлин тарифа к средневзвешенным ВТО. В рамках выполнения обязательств Россией по снижению импортных таможенных пошлин были приняты условия об их последовательных этапах для защиты внутренней экономики от ценового шока и вытеснения отечественных товаропроизводителей. Яркий пример окончательного снижения таможенной пошлины на ввоз легковых автомобилей показывает резко возросший импорт и увеличение количества единиц машин на российском рынке. Тарифные меры прямым образом влияют на внешнеторговый оборот в стране, поэтому для защиты внутреннего рынка государство применяет также и различные нетарифные меры такие, как запреты и ограничения, лицензирование, квотирование, технические регламенты и другие меры.

Большую неопределенность в мировой экономике вызвала пандемия нового коронавируса в конце 2019 года. Затруднения в международной торговле отражаются на состоянии всей экономической системы государства. В качестве первых карантинных мер были закрыты производственные предприятия и прекращены коммерческие операции, отменены многие рейсы и транспортно-логистические перевозки. Большинство компаний и фирм стремятся найти пути приспособления к изменившимся условиям торговли с помощью новых тенденций и технологий.

Таможенные органы во время пандемии также существенно изменили привычную организацию своей работы для сохранения работоспособности штата сотрудников. Политика каждого государства выбирала приоритетное направление по защите социально-экономической системы, применяя некоторые ограничения, запреты или льготы для ввоза товаров первой необходимости. Меры борьбы с инфекционным вирусом не могли обойти без последствий экономические процессы, повлияв на снижение котировок нефти и акций, увеличение инфляции, девальвацию рубля, снижение ВВП стран и другие экономические явления [5].

Список используемой литературы:

1.Балабаева, А. А. Практика применения таможенно-тарифного регулирования в Российской Федерации / А. А. Балабаева // Студенческий форум. - 2020. - № 20-2(113). - С. 40-45.

2.Гомон, И. В. Влияние Единого Таможенного тарифа на внешнюю торговлю / И. В. Гомон, Т. В. Черникова // Тенденции развития науки и образования. - 2021. - № 72-3. - С. 148-151. - DOI 10.18411/lj-04-2021-127.

3.Гомон, И. В. Основные направления соверщенствования единого таможенного тарифа и его влияние на увеличение объёмов импорта в России / И. В. Гомон, К. Кислакова // Тенденции развития науки и образования. - 2019. - № 57-5. - С. 8-15. - DOI 10.18411/lj-12-2019-83.

4. Кислакова, К. И. Единый таможенный тариф и его влияние на объемы импорта стран ЕАЭС / К. И. Кислакова, И. В. Гомон // Colloquium-journal. - 2020. - № 12-7(64). - С. 10-12.

5.Ковина, Е. Д. Препятствия в интеграционном взаимодействии стран в рамках ЕАЭС / Е. Д. Ковина // Россия и ЕАЭС: глобальные тренды взаимодействия и новые вызовы для обеспечения национальной и региональной безопасности : Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Екатеринбург, 22 октября 2020 года. - Екатеринбург: Издательство Уральского государственного экономического университета, 2020. - С. 12-18.

б.Назаретян, Т. О. Применение принципа эскалации в едином таможенном тарифе ЕАЭС / Т. О. Назаретян, П. И. Циркунов // Молодая наука Сибири. - 2021. - № 1(11). - С. 554-563.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.