Научная статья на тему 'Единый сельскохозяйственный Налог как источник доходов местных бюджетов'

Единый сельскохозяйственный Налог как источник доходов местных бюджетов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
170
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ / TAX / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / АПК / AGRICULTURE / ДОХОДЫ / INCOME / БЮДЖЕТ / BUDGET / ФИНАНСИРОВАНИЕ / FINANCING / AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Клюкович Зинаида Александровна, Додохян Тигран Маргосович

Целью исследований являлось изучение влияния единого сельскохозяйственного налога на порядок и уровень формирования доходов местных бюджетов, что весьма важно для реализации ряда правительственных программ в АПК. В соответствии с федеральной целевой программой «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы» софинансирование мероприятий Программы за счет ассигнований федерального бюджета осуществляется при условии выделения средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников, что стимулирует привлечение налоговых средств бюджетов различных уровней (разд. IV Обоснование ресурсного обеспечения Программы). Отмечено, что улучшение налогообложения АПК должно быть связано с совершенствованием методологических подходов в бюджетно-налоговом механизме и, прежде всего, едином сельскохозяйственном налоге (ЕСХН) при налогообложении сельхозтоваропроизводителей. Адаптивное применение налоговых инструментов и механизмов в особой мере актуализировано для такого специфического сегмента экономики, как аграрная сфера. Основными инструментами регулирования в налоговой сфере выступают ставки, элементы баз, преференции, штрафные санкции, налоговые льготы, режимы налогообложения. Эмпирическая база исследования представлена данными государственной статистики в области налогообложения предпринимательства в одном из субъектов Российской Федерации Ростовской области. Этот субъект всегда в числе первых участвует в реализации новых налоговых моделей, систем, режимов многих отраслей народного хозяйства, в том числе и в аграрной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNIFIED AGRICULTURAL TAX AS A SOURCE OF INCOME FOR LOCAL BUDGETS

The aim of research was to study the effect of a single agricultural tax on procedure and level of local budget income generation, which is very important for a number of government programs in agribusiness. In accordance with the federal target program “Development of Reclamation of Land for Agricultural Purposes in Russia for 2014-2020” co-financing of the Program on account of the federal budget allocations is carried out under conditions of allocation the constituents of the Russian Federation budgets, local budgets and extra-budgetary sources, which stimulates the attraction of the funds of various levels budgets (sec. IV of Rationale for resource provision of the Program). It is noted that the improvement of agrarian-industrial complex taxation should be linked to the improvement of methodological approaches in the fiscal mechanism and, above all, a unified agricultural tax by agricultural producers taxation. Adaptive use of fiscal instruments and mechanisms were particularly actualized for such a particular segment of the economy as the agricultural sphere. The main regulatory tools in the area of tax rates are the fees, elements of databases, preferences, penalties, tax relief, tax regimes. The empirical base of the research is presented by State Statistics data in the field of business taxation in one of the constituents of the Russian Federation Rostov Oblast. This constituent is always among the first to participate in the new tax models implementation, systems, modes of many sectors of the economy, including the agricultural sector.

Текст научной работы на тему «Единый сельскохозяйственный Налог как источник доходов местных бюджетов»

УДК 336.22

З. А. Клюкович, Т. М. Додохян

Ростовский государственный экономический университет, Ростов-на-Дону, Российская Федерация

ЕДИНЫЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ НАЛОГ КАК ИСТОЧНИК ДОХОДОВ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ

Целью исследований являлось изучение влияния единого сельскохозяйственного налога на порядок и уровень формирования доходов местных бюджетов, что весьма важно для реализации ряда правительственных программ в АПК. В соответствии с федеральной целевой программой «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы» софинансирование мероприятий Программы за счет ассигнований федерального бюджета осуществляется при условии выделения средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников, что стимулирует привлечение налоговых средств бюджетов различных уровней (разд. IV Обоснование ресурсного обеспечения Программы). Отмечено, что улучшение налогообложения АПК должно быть связано с совершенствованием методологических подходов в бюджетно-налоговом механизме и, прежде всего, едином сельскохозяйственном налоге (ЕСХН) при налогообложении сельхозтоваропроизводителей. Адаптивное применение налоговых инструментов и механизмов в особой мере актуализировано для такого специфического сегмента экономики, как аграрная сфера. Основными инструментами регулирования в налоговой сфере выступают ставки, элементы баз, преференции, штрафные санкции, налоговые льготы, режимы налогообложения. Эмпирическая база исследования представлена данными государственной статистики в области налогообложения предпринимательства в одном из субъектов Российской Федерации - Ростовской области. Этот субъект всегда в числе первых участвует в реализации новых налоговых моделей, систем, режимов многих отраслей народного хозяйства, в том числе и в аграрной сфере.

Ключевые слова: налог, АПК, доходы, бюджет, сельское хозяйство, финансирование.

S. А. Klukovitch, T. М. Dodohian

Rostov State Economic University, Rostov-on-Don, Russian Federation

UNIFIED AGRICULTURAL TAX AS A SOURCE OF INCOME FOR LOCAL BUDGETS

The aim of research was to study the effect of a single agricultural tax on procedure and level of local budget income generation, which is very important for a number of government programs in agribusiness. In accordance with the federal target program "Development of Reclamation of Land for Agricultural Purposes in Russia for 2014-2020" co-financing of the Program on account of the federal budget allocations is carried out under conditions of allocation the constituents of the Russian Federation budgets, local budgets and extra-budgetary sources, which stimulates the attraction of the funds of various levels budgets (sec. IV of Rationale for resource provision of the Program). It is noted that the improvement of agrarian-industrial complex taxation should be linked to the improvement of methodological approaches in the fiscal mechanism and, above all, a unified agricultural tax by agricultural producers taxation. Adaptive use of fiscal instruments and mechanisms were

particularly actualized for such a particular segment of the economy as the agricultural sphere. The main regulatory tools in the area of tax rates are the fees, elements of databases, preferences, penalties, tax relief, tax regimes. The empirical base of the research is presented by State Statistics data in the field of business taxation in one of the constituents of the Russian Federation - Rostov Oblast. This constituent is always among the first to participate in the new tax models implementation, systems, modes of many sectors of the economy, including the agricultural sector.

Keywords: tax, agro-industrial complex, income, budget, agriculture, financing.

Введение. Во все времена налоги традиционно выступают одним из приоритетных компонентов регулирования экономики. Складывающаяся в современной России макроэкономическая ситуация в связи с действующими мировыми санкциями инициирует эффективное применение современных налоговых регуляторов, реализацию налоговой политики, учитывающей особенности и приоритеты отраслевого и территориального развития.

В современном экономическом контексте традиционная для России проблема развития аграрной сферы приобретает приоритетный характер, понуждая к разностороннему государственному обеспечению позитивной качественной динамики сельскохозяйственного производства.

Материалы и методы. Действующая в настоящее время модель государственного регулирования агросферы продолжает оставаться малоэффективной, слабо ориентированной на успешное развитие и одновременно недостаточно учитывающей региональную специфику.

Ее совершенствование сопряжено с многоплановыми системными усилиями, в том числе и в области налогового регулирования, чей потенциал в сфере сельскохозяйственного производства в существенной мере корреспондирует повышению действенности единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН), большей адаптации методологии и методов его применения к целевым ориентирам перевода агросферы российских регионов в режим устойчивой репродукции.

Соответствующая проблема, имея общероссийское значение, приобретает особую актуальность для Ростовской области - региона с исторически сложившейся аграрной специализацией. Значение аграрной состав-

ляющей сложно переоценить для любой территориально-локализованной экономической системы; весьма велико оно и для России, в которой сосредоточено 30 % мировой площади черноземов, а на душу населения приходится 1,43 га сельхозугодий, в том числе 0,85 га пашни.

Аграрная сфера определяет условия социально-экономической жизнедеятельности населения сельской местности (более 27 % россиян), стабилизирует и формирует систему сельского расселения, обеспечивает воспроизводство традиционной национальной культуры.

В аграрной сфере берут свои начала разнообразные производственно-технологические «звенья», она обеспечивает сырьем многочисленные предприятия третьего подразделения АПК (на его долю приходится около 15 % российского промышленного производства), формирует подавляющую часть предложений на национальном рынке сельскохозяйственного сырья и продовольствия, а в этой связи выступает и важнейшей компонентой продовольственной безопасности страны.

Как и вся экономика в целом, ее аграрная составляющая спонтанно видоизменяется под влиянием целой совокупности разноплановых факторов. Движущей силой подобных изменений являются не только рынок и отношения рыночной конкуренции, но и многовековой устойчивый рост потребности населения в продовольствии.

В современных условиях продовольственная проблема становится глобальной, так как в той или иной степени она затрагивает все страны мира; ее решение зависит от факторов, выходящих за рамки сельского хозяйства; она тесно связана с другими проблемами: энергетической, сырьевой, экологической, а в последние два года и политической, что явилось причиной введения санкций и снизило возможности ввоза в страну ряда сельхозпродуктов.

Весьма очевидно, государство должно поддерживать сельское хозяйство, в том числе использованием рационального и эффективного налого-

обложения. Такой попыткой стало введение в 2002 г. специального налогового режима для сельского хозяйства (ЕСХН), регламентированного федеральным законом ФЗ № 187, который впоследствии был существенно изменен законом № 147-ФЗ с 1 января 2004 г. Опыт прошедших лет подтверждает вывод о том, что улучшение налогообложения АПК тесно связано с учетом отраслевых особенностей, накопленной практики построения и функционирования налоговых систем в сельскохозяйственном производстве развитых стран мира.

В российской практике значительная роль в решении вышеизложенной проблемы отводится специальным налоговым режимам (СНР), зачисляемым в бюджеты муниципалитетов, в том числе отдельным видам налогов, входящих в данный режим, а именно: упрощенной системе налогообложения (УСН), единому налогу на вмененный доход (ЕНВД), патентной системе налогообложения (ПСН), ЕСХН.

Результаты и обсуждение. Рассмотрим динамику поступлений вышеприведенных налогов в местные бюджеты региона (таблица 1).

Таблица 1 - Поступления в части налогов, взимаемых в связи с применением СНР по Ростовской области за 2013-2015 гг. [1]

_В млрд руб.

Показатель 2013 г. 2014 г. 2015 г. Динамика (2013-2015 гг.)

Абсолютный Темп

прирост прироста(%)

Всего по налоговым 31,8 29,7 28,9 -2,9 -9,2

и другим доходам

Налог, взимаемый 2,0 2,1 2,4 0,4 21,4

при УСН

ЕНВД для отдельных 2,2 2,4 2,4 0,2 7,7

видов деятельности

ЕСХН 0,2 0,2 0,4 0,2 62,5

Налог, взимаемый 0,05 0,09 0,14 0,09 280,00

при ПСН

Доходы от налогов, предусмотренных СНР и закрепленных за бюджетами муниципальных образований Ростовской области, составили в 2015 г. 5,3 млрд руб. Динамика поступлений по налогам на совокупный

Научный журнал Российского НИИ проблем мелиорации, № 1(25), 2017 г., [217-230] доход в местные бюджеты Ростовской области показана на рисунке 1 [1].

УСН ЕНВД ЕСХН пен

Рисунок 1 - Динамика поступлений по налогам на совокупный доход в местные бюджеты Ростовской области, млрд руб.

Следует обратить внимание на налоговый потенциал отдельных видов налогов, это связано не только с методическими особенностями различных систем, режимов, но и с их «популярностью среди субъектов предпринимательства». В СНР преобладают два вида: УСН и ЕНВД, срок действия последнего продляется до 2021 г.

При анализе данных, представленных в диаграмме, наглядно видно, что на протяжении рассматриваемого периода наблюдается увеличение налоговых поступлений в бюджеты местного уровня Ростовской области. Менее значительное увеличение поступлений произошло по ЕНВД и ЕСХН. Суммы дохода от ЕНВД в 2015 г. возросли более чем на 168 млн руб. по сравнению с 2013 г.; от ЕСХН - более чем на 148 млн руб.

Незначительные поступления, а также и динамика наблюдаются по доходам бюджетов от ПСН. В 2015 г. поступления по данной статье доходов оказались на уровне 0,14 млрд руб., что больше уровня 2013 г. более чем на 82 млн руб. Структура налоговых поступлений в местные бюджеты Ростовской области в части спецрежимов отражена в таблице 2.

Таблица 2 - Структура налоговых поступлений в местные бюджеты Ростовской области в части СНР [1]

В млрд руб.

Показатель 2013 г. Удель- 2014 г. Удель- Темп 2015 г. Удель- Темп

ный вес (%) ный вес (%) прироста к 2013 г. (%) ный вес (%) прироста к 2014 г. (%)

Всего по 31,8 100,0 29,7 100,0 -6,6 28,9 100,0 -2,7

налогам и

доходам

Налог, взи- 2,0 6,2 2,1 7,2 9,2 2,4 8,3 11,2

маемый при УСН

ЕНВД для 2,2 7,0 2,4 7,9 5,8 2,4 8,3 1,7

отдельных

видов дея-

тельности

ЕСХН 0,2 0,8 0,2 0,8 -5,3 0,4 1,4 70,9

Налог, взи- 0,05 0,16 0,09 0,30 80,60 0,14 0,49 40,00

маемый при ПСН

Распределение налоговых платежей от субъектов малого и среднего предпринимательства по Ростовской области, применяющих СНР, в долях за 2013-2015 гг. представлено на рисунке 2.

ЕНВД

Рисунок 2 - Распределение налоговых платежей от субъектов предпринимательства по Ростовской области, применяющих СНР, в долях за 2013-2015 гг.

На протяжении рассматриваемого периода максимальный удельный вес в общей сумме налоговых и неналоговых доходов имеют доходы от налогов, взимаемых в связи с применением УСН и ЕНВД от отдельных видов деятельности. При анализе структуры налоговых доходов местных бюджетов Ростовской области за 2013-2015 гг. видно, что доходная база

бюджетов муниципалитетов Ростовской области в части поступлений по СНР увеличивается на протяжении всего рассматриваемого периода.

Это может быть связано с изменениями в законодательстве, которые были предусмотрены основными направлениями налоговой политики. К ним можно отнести то, что происходит стимулирование развития малого предпринимательства путем ввода особых условий для предпринимателей на конкретных территориях, установление налоговых льгот, снижение ставок по соответствующим налогам.

Применение субъектами малого бизнеса УСН увеличило доходы бюджетов муниципалитетов в течение анализируемых трех лет. Поступления от налога, взимаемого в связи с применением УСН, за 2015 г. составили 2,4 млрд руб. (или 11,2 % от поступлений по данному налогу в предыдущем периоде). В 2014 г. по сравнению с поступлениями за 2013 г. наблюдается рост на 179,9 млн руб. Общее увеличение поступлений в течение трех лет происходит в связи с ростом налогооблагаемой базы.

Налоговые поступления в рамках ЕНВД зачисляются в местные бюджеты и являются одним из важных источников финансирования актуальных социально-экономических задач по развитию и обеспечению жизнедеятельности муниципального образования. Поступления по ЕНВД за 2013 г. составили 2,2 млрд руб. По сравнению с данными 2013 г. в 2014 г. от ЕНВД в бюджет поступило на 127,6 млн руб. больше (2,3 млрд руб.).

По устной информации налоговой инспекции это в значительной мере связано с тем, что в 2013 г. 80 % деклараций были представлены налогоплательщиками с нулевой суммой к уплате налога, а в отчетном периоде сократилось количество таких деклараций. В 2015 г. наблюдается увеличение поступлений по данному налогу по сравнению с 2014 г. на 1,7 %.

Увеличение поступлений ЕНВД связано с проводимой работой с неплательщиками по погашению задолженности. Установленный в пользу региональных и местных бюджетов ЕСХН необходим как для увеличения

доходной базы местных бюджетов, так и стимулирования крестьянских, фермерских хозяйств и индивидуального сельского предпринимательства.

В бюджеты муниципальных образований Ростовской области в 2015 г. объем поступлений по ЕСХН составляет 0,4 млрд руб. (или 70,9 % от объема поступлений прошлого года). Рост поступлений по ЕСХН можно объяснить тем, что произошла уплата задолженности прошлых периодов, еще одной причиной является увеличение норматива отчислений в бюджет.

В 2014 г. сумма дохода от данного налога оказалась на уровне 0,2 млрд руб. По сравнению с показателями за прошлый год объем поступлений по единому налогу снизился на 12,5 млн руб. (или на 5,3 %). Это объясняется сложными климатическими условиями 2014 г., в связи с чем получено меньше урожая, чем в 2013 г.

ПСН относится к СНР, цель которых - создание более простых условий налогообложения для определенных категорий налогоплательщиков за счет низкой ставки налога и освобождения от уплаты некоторых из них. Она является достаточно «молодым» налоговым режимом и, конечно, в дальнейшем будет подлежать корректировке и дополнению.

Однако уже сейчас можно говорить о несравненном преимуществе данной системы - ее простоте, а также экономической эффективности ее применения для целого ряда индивидуальных предпринимателей и укрепления доходов местных бюджетов. Поступления по налогу, взимаемому в связи с применением ПСН, за 2013 г. составляют 0,05 млрд руб. (или 0,2 % от итоговой суммы налоговых и других доходов). Эффективность этой системы доказывается стабильным увеличением поступлений по данному единому налогу в течение рассматриваемого периода. Так, в 2014 г. (через один год после введения ПСН) поступления возросли на 43,6 млн руб. (или на 80,6 %).

В 2015 г. поступления по единому налогу, предусмотренному ПСН, увеличились практически в 3 раза по сравнению с предыдущим периодом.

Объем дохода местных бюджетов Ростовской области за этот год составил 0,14 млрд руб. Предусмотренные законодательством СНР были применены для субъектов малого и среднего бизнеса в целях снижения налогового бремени налогоплательщиков, стимулирования их деятельности, а также упрощения взаимоотношений налогоплательщиков с налоговыми органами и создания заинтересованности в добровольном и объективном декларировании своих доходов.

Такая практика применения льготного налогообложения показывает, что поступления по единому налогу из года в год возрастают, тем самым укрепляя финансовую основу и независимость местных бюджетов.

Сведения об уплате налоговых платежей по ЮФО представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Сведения об уплате налоговых платежей по ЮФО от субъектов предпринимательства за 2013-2015 гг.

_В тыс. руб.

Название субъекта 2013 г. 2014 г. 2014 г. к 2013 г. (%) 2015 г. 2015 г. к 2014 г. (%) 2015 г. к 2013 г. (%)

Республика Адыгея 505,2 561,3 111 631,3 112 125

Республика Калмыкия 139,1 130,4 94 131,5 101 94

Краснодарский край 9924,4 10860,3 109 11890,1 109 121

Астраханская область 1162,5 1255,2 108 1349,2 107 116

Волгоградская область 2478,1 2663,3 107 2995,3 112 121

Ростовская область 5816,1 6352,6 109 7063,4 111 121

Всего 20023,1 21820,1 109 24059,3 110 120

В настоящее время в России преобладают финансовые меры господдержки и регулирования, которые в отношении отрасли АПК имеют целевую ориентацию, что положительно сказывается на финансовом состоянии сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Государственная поддержка сельского хозяйства основывается на неэквивалентности отношений внутри всего народнохозяйственного комплекса, в результате чего оно становится дотационной отраслью экономики.

Задача государственного регулирования сельского хозяйства состоит в том, чтобы при нарушении равновесия на рынке помогать отрасли в ее

восстановлении. Меры господдержки позволяют одновременно решать несколько системных задач, то есть инвестирование бюджетных средств в сельское хозяйство должно обеспечить мультипликативный эффект во всем народнохозяйственном комплексе.

Положительно на развитие отрасли воздействует низкий уровень налогообложения. В настоящее время налоговые льготы - средство обеспечения минимума рентабельности.

Во многих странах налогообложение в сельском хозяйстве имеет тенденцию к упрощению, сокращению числа налогов, снижению уровня ставок и расширению налогооблагаемой базы. При этом более высокая степень налоговых льгот остается в странах, в чьей структуре аграрного производства преобладают мелкие производственные единицы, что характерно для России [2].

Ускорению темпов технико-технологического переоснащения отрасли во многом способствует льготное кредитование сельского хозяйства. Однако наряду с продолжением льготного кредитования хозяйств при покупке сельскохозяйственной техники следует ввести субсидии на приобретение тракторов, комбайнов, автомобилей и других дорогостоящих самоходных машин в размере не ниже 30 % от цен поставщиков с оплатой разницы в ценах из федерального бюджета. Мерой предотвращения ухудшения ситуации в сельском хозяйстве в дальнейшем может стать списание задолженности сельхозтоваропроизводителей, имеющих убыток, в течение последних 2-3 лет перед бюджетами всех уровней [3].

Выводы. В настоящее время финансирование АПК в России носит адресный характер, то есть субсидии предоставляются конкретным сельхозтоваропроизводителям. Сложившаяся схема финансирования на первый взгляд представляет собой рациональную систему, но у этой системы имеются существенные недостатки, которые создают ряд проблем. Так, у Минсельхоза России и субъектов РФ при заключении соглашений о пре-

доставлении субсидий отсутствует четкая координация действий, что приводит к запоздалому принятию указанных соглашений в ряде регионов. В Российской Федерации реальное финансирование сельскохозяйственного сектора началось сравнительно недавно. Наметилась позитивная динамика объемов его бюджетной поддержки. Несмотря на это, сельскохозяйственные организации практически не имеют гарантий на получение государственной помощи в полном объеме и в установленные сроки [4].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В новой государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия состав основных инструментов экономического механизма практически не изменился, но в их направленность и размер внесены важные коррективы. Связано это с ограниченными возможностями федерального бюджета и условиями вступления в ВТО.

В качестве инструментов будут использоваться: две закупочные и товарные интервенции на рынке сельхозпродукции; таможенно-тарифное и нетарифное регулирование (с учетом правил ВТО и договоренностей в рамках Единого экономического пространства); налоговые льготы; меры, предусмотренные Законом «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей» [5].

Основным же вектором поддержки отрасли остаются субсидии из федерального бюджета, предоставляемые на развитие сельскохозяйственного производства по всем основным направлениям [6].

Важную роль призвана сыграть принятая Доктрина продовольственной безопасности страны [7], в которой четко поставлены задачи достижения определенного уровня продовольственной независимости России и обеспечения ее населения качественными продуктами питания в соответствии с рациональными нормами потребления. Одна из особенностей подпрограмм - комплексный подход к их структуре. Имеется в виду формирование взаимосвязанных технологических цепочек, включающих производ-

ство сельхозпродукции, ее переработку, реализацию, логистику, а также регулирование рынка. Такой подход позволит активнее развивать интеграционные процессы и кооперацию в каждом продуктовом подкомплексе. Крайне важно, что появляется возможность сконцентрировать государственную поддержку на наиболее уязвимых звеньях продуктовой цепи [8].

Необходимо настаивать на признании тракторного и сельскохозяйственного машиностроения отраслью производственной инфраструктуры, не имеющей ограничений в поддержке государства согласно ВТО. Финансовая господдержка отрасли сельхозмашиностроения нужна для ее развития, в частности введение льготных кредитов на модернизацию технологического оборудования заводов с минимальной процентной ставкой -не более 3-5 % годовых (на европейском уровне).

Рационально освободить от таможенных пошлин новейшие высокопроизводительные виды машин, которые пока не выпускаются в России, чтобы появились условия для освоения их аналогов на отечественных заводах [9].

Предлагаемые меры позволят повысить конкурентоспособность российского АПК в условиях понижения таможенных пошлин на импортируемую сельхозпродукцию, технику и другие виды товаров, а также смягчить требования ВТО по снижению уровня государственной поддержки сельского хозяйства [10].

Основным направлением совершенствования налогообложения в сельском хозяйстве с учетом потребностей в финансировании является разработка рекомендаций, направленных на совершенствование применения ЕСХН.

Список использованных источников

1 Портал ФНС. Данные по формам статистической налоговой отчетности. Материалы отчета, сформированного УФНС России по субъекту российской федерации, по форме № 1-НМ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы^:па^.т/т61/ге1а-ted_аctivities/stаtistics_аnd_аnаlytics/fоrms/.

2 Братцев, В. И. Госрегулирование сельского хозяйства России / И. В. Братцев // АПК: экономика, управление. - 2012. - № 6. - С. 45-52.

3 Кузнецова, Н. Пути совершенствования государственного регулирования сельского хозяйства / Н. Кузнецова // АПК: экономика, управление. - 2013. - № 1. -С. 90-93.

4 Шамстудинова, Д. Финансирование аграрного сектора методом прямого субсидирования / Д. Шамстудинова // АПК: экономика, управление. - 2012. - № 8. -С. 89-93.

5 О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей: Федеральный закон от 9 июля 2002 г. № 83-ФЗ: по состоянию на 21 июля 2014 г. // Гарант Эксперт 2016 [Электронный ресурс]. - НПП «Гарант-Сервис», 2016.

6 Ушачев, И. Экономический механизм реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. / И. Ушачев // АПК: экономика, управление. - 2012. - № 11. - С. 3-7.

7 Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации: утв. Указом Президента РФ от 30 января 2010 г. № 120 // Гарант Эксперт 2016 [Электронный ресурс]. - НПП «Гарант-Сервис», 2016.

8 Ушачев, И. О проекте государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. / И. Ушачев // АПК: экономика, управление. - 2012. - № 1. - С. 4-5.

9 Альферьев, А. Рынок ресурсов для села в условиях членства России в ВТО / А. Алферьев // АПК: экономика, управление. - 2013. - № 1. - С. 48-54.

10 Матвеев, Д. М. Определение приоритетных направлений господдержки сельского хозяйства в условиях вступления в ВТО / Д. М. Матвеев // Актуальные вопросы экономических наук: материалы II междунар. науч. конф. - Уфа: Апрель, 2013. - С. 32-36.

References

1 Portal FNS. Dannye po formam statisticheskoy nalogovoy otchetnosti. Materialy otcheta, sformirovannogo UFNS Rossii po subektu rossiyskoy federatsii, po forme № 1-NM [FTA Portal. Data in statistical tax reporting forms. Documents of report generated by the Russian Federal Tax Service for constituents of the Russian Federation, under the form № 1-NM], available: https:nаlоg.ru/rn61/relа-ted_аctivities/stаtistics_аnd_аnаlytics/fоrms/. (In Russian).

2 Brattsev V.I., 2012. Gosregulirovanie selskogo khozyaystva Rossii [State regulation of agriculture in Russia]. APK: economika, upravlenie [Agro industrial complex: economics, management], no. 6, pp. 45-52. (In Russian).

3 Kuznetsova N., 2013. Puti sovershenstvovaniya gosudarstvennogo regulirovaniya selskogo khozyaystva [Ways of improving state regulation of agriculture]. APK: economika, upravlenie [Agro industrial complex: economics, management], no. 1, pp. 90-93. (In Russian).

4 Shamstudinova D., 2012. Finansirovanie agrarnogo sektora metodom pryamogo subsidirovaniya [Financing the agricultural sector by direct funding]. APK: economika, upravlenie [Agro industrial complex: economics, management], no. 8, pp. 89-93. (In Russian).

5 O finansovom ozdorovlenii selskokhozyaystvennykh tovaroproizvodoteley [About financial improvement of agricultural commodity producers]. Federal Law of Russian Federation of July 9, 2002 № 83-FZ as of July 21, 2014]. (In Russian).

6 Ushachev I., 2012. Ekonomicheskiy mekhanizm realizatsii Gosudarstvennoy programmy razvitiya selskogo khozyaystva i regulirovaniya rynkov selskokhozyaystvennoy produktsii, syriya i prodovolstviya na 2013-2020 [The economic mechanism of realization of the State program on development of agriculture and regulation of agricultural products, raw materials and food for 2013-2020]. APK: economika, upravlenie [Agro industrial complex:

economics, management], no. 11, pp. 3-7. (In Russian).

7 Doktrina prodovolstvennoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii [Doctrine on food security of the Russian Federation]. : appr. by Russian President on January 30, 2010 № 120] (In Russian).

8 Ushachev I., 2012. O proekte gosudarstvennoy programmy razvitiya selskogo khozyaystva i regulirovaniya rynkov selskokhozyaystvennoy produktsii, syriya i prodovolstviya [About the state program of agricultural development and regulation of agricultural products, raw materials and food for 2013-2020]. APK: economika, upravlenie [Agro industrial complex: economics, management], no.1, pp. 4-5. (In Russian).

9 Alpherev A., 2013. Rynok resursov dlya sela v usloviyakh chlenstva Rossii v VTO [Resources market for village in terms of Russia's membership in the WTO]. APK: economika, upravlenie [Agro industrial complex: economics, management], no. 1, pp. 48-54. (In Russian).

10 Matveev D.M., 2013. Opredelenie prioritetnykh napravleniy gospodderzhki selskogo khozyaystva v usloviyakh vstupleniya v VTO [Identification of priority directions of state support of agriculture in terms of membership in WTO]. Aktualnye voprosy ekonomicheskikh nauk: materialy II mezhdunarodnoy nauch. konf. [Actual problems of economic science: proceed. II Intern. Sc. Conf.]. Ufa, April, pp. 32-36. (In Russian).

Клюкович Зинаида Александровна

Ученая степень: доктор экономических наук Ученое звание: профессор Должность: профессор

Место работы: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ростовский государственный экономический университет» («РИНХ»)

Адрес организации: ул. Большая Садовая, 69, г. Ростов-на-Дону, Ростовская область, Российская Федерация, 344002 E-mail: kzial@mail.ru

Klukovitch Sinaida Alexandrovna

Degree: Doctor of Ekonomik Sciences Title: Professor Position: Professor

Affiliation: Rostov State Economic University

Affiliation address: st. Bolshaya Sadovaya, 69, Rostov-on-Don, Rostov region, Russian Federation, 344002 E-mail: kzial@mail.ru

Додохян Тигран Маргосович

Должность: преподаватель, аспирант

Место работы: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ростовский государственный экономический университет» («РИНХ»)

Адрес организации: ул. Большая Садовая, 69, г. Ростов-на-Дону, Ростовская область, Российская Федерация, 344002 E-mail: kzial@mail.ru

Dodohian Tigran Margosovich

Position: Lecturer, Postgraduate student Affiliation: Rostov State Economic University

Affiliation address: st. Bolshaya Sadovaya, 69, Rostov-on-Don, Rostov region, Russian Federation, 344002 E-mail: kzial@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.