Научная статья на тему 'ЕДИНОЙ СКРИНИНГ-ПРОГРАММЕ ДЛЯ МАССОВЫХ ОБСЛЕДОВАНИЙ В СИСТЕМЕ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ («ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА ЗДОРОВЬЯ») СССР И ПНР'

ЕДИНОЙ СКРИНИНГ-ПРОГРАММЕ ДЛЯ МАССОВЫХ ОБСЛЕДОВАНИЙ В СИСТЕМЕ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ («ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА ЗДОРОВЬЯ») СССР И ПНР Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
48
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЕДИНОЙ СКРИНИНГ-ПРОГРАММЕ ДЛЯ МАССОВЫХ ОБСЛЕДОВАНИЙ В СИСТЕМЕ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ («ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА ЗДОРОВЬЯ») СССР И ПНР»

гигиенических знаний среди лиц пенсионного возраста и домохозяек. В 1976 г. в республике работало 887 комнат здоровья, в 1978 г. число их возросло до 1176.

Мы располагаем многочисленными примерами совместного использования средств массовой информации. Для пропаганды медицинских и санитарно-гигиенических знаний среди сельского населения во многих районах активно используются имеющиеся в комитетах Общества санагитавтомо-били, оснащенные техническими средствами.

Следует признать, что на ряде территорий республики контакты между домами санитарного просвещения и комитетами Общества Красного Креста еще слабы, а совместная работа недостаточна.

В свете решений XXV съезда КПСС и постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению народного здра-

воохранения» комитетам Общества и лечебно-профилактическим учреждениям необходимо сосредоточить внимание на пропаганде здорового образа жизни как составной части советского социалистического образа жизни, усилить борьбу с вредными привычками.

Принятое ЦК КПСС постановление «О дальнейшем улучшении идеологической, политико-воспи-тательной работы» требует, чтобы идеологическая деятельность полнее отвечала требованиям разви\ того социализма, новым задачам коммунистического строительства. Поэтому медицинские работники и активисты Общества Красного Креста призваны повысить научный уровень пропаганды медицинских знаний, конкретизировать ее и теснее связать с жизнью, шире использовать все формы гигиенического воспитания' населения.

Поступила 18/1X 1979 г.

УДК 371.7Ц47-Н38)

Канд. мед. наук Н. А. Ананьева, канд. биол. наук Ю. А. Ямпольская доктора мед. наук Е. Серейский и М. Пулторак

О ЕДИНОЙ СКРИНИНГ-ПРОГРАММЕ ДЛЯ МАССОВЫХ ОБСЛЕДОВАНИЙ В СИСТЕМЕ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ («ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА ЗДОРОВЬЯ») СССР И ПНР

Институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, Москва; Институт матери и ребенка Министерства здравоохранения и социального обеспечения , ПНР, Варшава.

Одним из важных звеньев охраны здоровья детей и подростков является обеспечение раннего выявления отклонений в состоянии их здоровья для наиболее эффективной организации лечебно-профилактических мероприятий. В связи с этим особое значение приобретает внедрение в практику школьного здравоохранения системы массовых обследований с использованием скрининг-тестов.

В результате совместных исследований Института гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР и Института матери и ребенка в Варшаве по оценке эффективности разных форм медицинского обеспечения школьников в СССР и ПНР выявлен ряд недостатков в организации работы врачей школ, в частности недостаточная диагностика первичной патологии у учащихся школьным врачом при традиционных формах и методах медицинских осмотров. Выявились потенциальные резервы для повышения качества диагностики путем более широкого использования скри-нинговых программ, т. е. обследований с применением так называемых тестов просева, или скрининг-тестов.

Использование различных диагностических тестов для выявления определенных видов патологии в медицине не ново. Первоначально они использовались для выявления ряда инфекционных заболеваний, например туберкулеза (туберкулино-

вая проба), малярии, лепры и др. На современном этапе медицина многих стран стремится найти пути более широкого применения диагностических тестов для установления неинфекционных заболеваний и особенностей развития организма.

Всемирная организация здравоохранения предполагает различать несколько видов скринингов: массовые, или популяционные (mass screening) — исследование больших контингентов (страны, города, района и др.), селективные, или выборочные (selective screening) — исследование выборочных контингентов из возможных «условий риска», многофазные (multiple or multiphasic screening) — исследование, основанное на комбинации нескольких тестов, уточняющих диагностику определенной патологии х.

В 1971 г. на Всемирной ассамблее ВОЗ вопросам скрини'нговых исследований был посвящен ряд технических дискуссий. Особое место в них отводилось разработке методологии скрннинговых программ; подчеркивалось, что скринннговые исследования в наше время являются важным средством общественного здравоохранения.

1 Массовые медицинские обследования. Тетрадь щественного здравоохранения 45. ВОЗ. Женева, 197Д. Сгуппе рогасЫ^м^о ор1есе г<1го>уо1пе} пас1 рори1ас]а \^еки гог,\уо]о\у]т (под ред. Бго^'е] и Л. Бе^вМебо). Варшава, 1976.

Один из видов скрининговых исследований — исследования, охватывающие отдельные (возрастные, профессиональные, региональные и др.) группы населения. Такие мероприятия рассматриваются, в частности как важный компонент охраны здоровья детей и подростков. Для изучения состояния здоровья детских контингентов особое значение приобретают массовые обследования, основанные на применении простых и доступных целенаправленных скрининг-тестов. Их программы составляются в соответствии с задачами профилактики и раннего выявления наиболее часто встречающейся у детей патологии. Результаты этих исследований, как правило, не дают еще основания для постановки диагноза, они лишь помогают выделить группы лиц, в которых возможность возникновения выявляемого тестом отклонения наиболее вероятна. Использование массовых скри-нинг-тестов оправдано с медицинской и экономической точек зрения при следующих условиях: относительно продолжительном доклиническом (преморбидном) периоде искомой патологии, достаточной распространенности выявляемой тестом патологии в популяции, наличии стандартных «норм» для точного разграничения положительных и отрицательных результатов тестовых исследований, эффективности лечебных мероприятий при начальных формах заболевания.

В Советском Союзе диагностические тесты используются достаточно широко. Так, при обследовании школьников уже давно применяются отдель-Мные массовые тесты, в частности туберкулиновая проба, определение остроты зрения (по таблице Сивцева — Головина), измерение артериального давления (аппаратом Рива-Роччи или тонометром по звуковому методу Н. С. Короткова), шепотная речь для выявления нарушений слуха и др. Однако таких массовых тестов недостаточно, и на сегодняшний день далеко не исчерпываются все возможности исследований такого плана. Между тем широкое использование массовых скрининг-тестов позволяет одновременно не только улучшить выяв-ляемость патологии школьников, но и совершенствовать саму систему организации углубленных осмотров, так как скрининг-тесты при массовых обследованиях в основном проводятся средним медицинским персоналом школ и позволяют нацелить внимание врача на уже отобранных детей «группы риска». В связи с этим особое значение приобретает поиск тестов, которые могут быть рекомендованы для массовых исследований, дифференциация программы таких исследований для детей разных возрастных групп, их методическая унификация, т. е. разработка скрининг-программы для школьного здравоохранения. Работа в данном направлении осуществляется рядом институтов, атом числе Институтом гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР. В институте разработана схема оценки физического развития детей и подростков, учитывающая как состояние, так и темпы их развития. Упрощенный

вариант этой схемы служит своеобразным скрининг-тестом, позволяющим быстро расслоить исследуемый детский контингент на группы детей с нормальным физическим развитием, дефицитом массы тела, избыточной массой, низким ростом (возможной общей задержкой развития) для последующего направления их к специалистам 2. Здесь же разработана анкета-опросник для родителей и школьников, позволяющая из обследуемого контингента выделить детей с возможной патологией нервной и сердечно-сосудистой систем, почек, желудочно-ки-шечного тракта, носоглотки, аллергическими состояниями. Формулировка вопросов и характер ответов позволяют при опросе как родителей, так и детей (начиная с 5-го класса) получить достаточно достоверные данные по всем разделам. Для выявления нарушений опорно-двигательного аппарата при массовых обследованиях школьников институтом используются в качестве скрининг-тестов плантография в модификации Московского научно-исследовательского института педиатрии и детской хирургии Министерства здравоохранения РСФСР и определение состояния позвоночника (по методике Центрального Института травматологии и ортопедии им. Н. Н. Приорова).

В Польше поиск массовых диагностических тестов для установления определенных отклонений в состоянии здоровья детей и подростков осуществляется уже достаточно давно. В настоящее время имеется уже 12 массовых скрининг-тестов достаточно простых и надежных для оценки уровня развития ребенка и установления определенных отклонении в состоянии здоровья. Программа охраны здоровья подрастающего поколения, разработанная Институтом матери и ребенка в Варшаве, предусматривает использование тестов для отбора детей с дефектами физического и психического развития, зрения, слуха, речи, моторной системы и статики тела, мочевой системы (инфекции), а также с туберкулезной восприимчивостью.

Многолетнее сотрудничество Института гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР и Института матери и ребенка в Варшаве в области изучения организации медицинского обеспечения школьников позволило не только определить новый подход к организации углубленного медицинского обследования школьников, но и основное содержание скрининг-программы. Взаимная проверка разработанных институтами тестов раздельно на польском и советском материале показала целесообразность их применения для школьного здравоохранения. Единая скрининг-программа включает наиболее адекватные тесты из программ каждой сотрудничающей стороны, при этом предполагается не простое суммирование отдельных тестов в рамк&х общей программы, а их унификация и методическое совершенствование на основе опыта, накопленного в СССР

2 Вишневская Е. Л. Индивидуальная оценка физического развития учащихся в практике школьного здравоохранения. Педиатрия, 1978, № 8, с. 11.

и ПНР. Эта единая скрининг-программа с 1979 г. начала осуществляться на выборочных континген-тах московских и варшавских школьников. На базе школ продленного дня Москвы и неполных сред-

них школ Варшавы апробируется комплексный тест на выявление нарушений опорно-двигатель-ного аппарата и схема оценки физического развития (состояния) школьников.

Поступила 10/Х11 1979 г.

УДК 613.2:378.661 1:93(474.5-25)

Канд. мед. наук Ю. И. Ашмянскас

ПРЕПОДАВАНИЕ ГИГИЕНЫ ПИТАНИЯ В ВИЛЬНЮССКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Вильнюсский университет

Вильнюсский университет, основанный декретом Литовского -L Польского государства от 1/1V 1579 г., является старейшим высшим учебным заведением Советского Союза. В своем развитии в течение 400 лет он прошел очень сложный путь, отмеченный различными традициями, периодами усиления и спада, но всегда оставался научным и культурным центром прогресса, оказавшим влияние не только на литовский народ, но и на многие соседние народы (И. И. Маркулис).

Медицинский факультет в старом Вильнюсском университете был открыт в 1781 г., а в 1832 г. он переименован в Медико-хирургическую академию. С самого начала деятельности медицинского факультета, как явствует из программы преподавания, вопросам питания уделялось особо серьезное внимание. В архивных документах, сохранившихся конспектах лекций, историях болезней, диссертационных работах и научных трудах преподавателей содержатся интересные в историческом отношении сведения по диететике, физиологии и гигиене питания, отражавшие уровень науки того времени и прогрессивные взгляды ученых.

Вопросы питания в экспериментально-фйзиоло-гическом направлении в старом Вильнюсском университете один из первых стал изучать и преподавать первый декан медицинского факультета, С. Бизио (Bisijs). Преподавая анатомию, он широко освещал процессы пищеварения в организме, изменения в составе крови и лимфы во время и после еды. Он проводил опыты на щенках во время кормления их в присутствии студентов. А. Бекю (Веси) в лекциях по патологии и гигиене также объяснял состав материнского молока.

В диссертациях, защищенных в старом Вильнюсском университете, — «О камнях мочевых путей и их химическом анализе», «О произведении по диететике врача Маймонида, славившегося в XII веке», «Описание эпидемически свирепствующей рафании ¿эрготизма), а также мелетема о голосе и поведении домашних животных» (Jankowski; Wiszniewski; Kirschbaum) рассматриваются диететика, влияние пищи на развитие мочекаменной болезни, пищевое отравление, развивающееся в результате потребления муки, содержащей значительное количество примеси спорыньи.

Немало интересных сведений по физиологии и гигиене питания содержат труды И. Франка (Frank), который преподавал терапию на медицинском факультете Вильнюсского университета в 1805—1823 гг. Он разделял пищевые продукты на две основные группы: раздражительные (пряности), которые сильно раздражают и дают малг питательного начала, и слабо раздражительны (молоко, мука), дающие много питательного начала. Исходя из этого, И. Франк считал, что очень раздражительные люди должны потреблять больше молока и мучных продуктов, а людям спокойного и уравновешенного характера следует пользоваться как пряностями, так и слабо раздражительными пищевыми продуктами. Старые люди должны питаться слабо раздражительной пищей » хорошо ее пережевывать. Далее И. Франк указы! вал, что астенические припадки и плохое переваривание пищи довольно часто бывают у пожилых и старых людей. Он также излагал свои взгляды на тучность, истощение, процессы глотания, пищеварения, превращения пищи в питательный сок в организме, описывал развитие гастритов разли» ного происхождения и подагры. По его мненик в возникновении этих болезней важное значение имеют и алиментарные факторы: нарушения режима питания, слишком горячая или холодная пища, плохое качество продуктов. В своеобразной энциклопедии внутренних болезней И. Франка (Frank) подробно и всесторонне описаны пеллагра, заболевания желудка, причины нарушения аппетита. Для лечения гастритов он предлагал (кроме медикаментов) слизистые блюда и молоко. И. Франк также боролся с беспорядком и неправильным питанием в больницах. Заведуя терапевтической клиникой медицинского факультета в 1805 г., он скрупулезно следил за режимом и лечением больных. Его примеру следовали и другие профессора медицинского факультета. По инициативе И. Франка в 1809 г. основан Институт материнства для оказания бесплатной медицинской и материальной помощи (обеспечение продуктами питания, топлц-вом) роженицам из бедных слоев населения; при необходимости для новорожденных нанимались кормилицы (Merkys).

Сведения о лечении диетой расстройств пищева-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.