Научная статья на тему 'Единое транспортное пространство и процесс его формирования в Евразийском экономическом союзе'

Единое транспортное пространство и процесс его формирования в Евразийском экономическом союзе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
615
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЕДИНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ / TRANSPORT SPACE / INTEGRAL TRANSPORT NETWORK / EUROPEAN UNION / EURASIAN ECONOMIC UNION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лесняков А.

В статье рассмотрены подходы к определению термина «единое транспортное пространство», изучен международный опыт Европейского союза и Евразийского экономического союза по формированию единого транспортного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лесняков А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

APPROACHES TO THE DEFINITION OF AN INTEGRAL TRANSPORT NETWORK AND THE POSSIBILITY OF ITS FORMATION IN THE FRAMEWORK OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION

The article is about of the approaches to definition of the term "Integral Transport Network", studied the international experience of the European Union and the Eurasian economic Union to create an Integral Transport Network.

Текст научной работы на тему «Единое транспортное пространство и процесс его формирования в Евразийском экономическом союзе»

ЭКОНОМИКА

УДК 339

А. ЛЕСНЯКОВ,

преподаватель кафедры международных экономических отношений

Российской таможенной академии e-mail: aa.lesnyakov@customs-academy.ru

Ключевые слова:

транспортное пространство, единое транспортное пространство, Европейский союз, Евразийский экономический союз

A. LESNYAKOV,

lecturer of Department of international economic relations of the Russian customs Academy

Keywords:

transport space, Integral Transport Network, European Union, Eurasian economic Union

ЕДИНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ ПРОСТРАНСТВО И ПРОЦЕСС ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ

В статье рассмотрены подходы к определению термина «единое транспортное пространство», изучен международный опыт Европейского союза и Евразийского экономического союза по формированию единого транспортного пространства.

APPROACHES TO THE DEFINITION OF AN INTEGRAL TRANSPORT NETWORK AND THE POSSIBILITY OF ITS FORMATION IN THE FRAMEWORK OF THE EURASIAN ECONOMIC UNION

The article is about of the approaches to definition of the term "Integral Transport Network", studied the international experience of the European Union and the Eurasian economic Union to create an Integral Transport Network.

На сегодняшний день высокоразвитая транспортная система является одним из первостепенных факторов, которые оказывают влияние на формирование экономического благосостояния не только отдельно взятого государства, но и интеграционного объединения в целом. В настоящее время, когда транспорт занимает центральное место в экономике интеграционного блока и выступает неотделимой частью мировой транс-

портной системы, его развитию в рамках единой концепции уделяется повышенное внимание.

По нашему мнению, транспортная система является одним из условий успешного формирования и совершенствования единого экономического пространства в рамках региональной интеграции в частности, а также эффективного функционирования и развития экономического блока в целом (рис. 1).

Рис. 1. Роль транспорта в едином экономическом пространстве интеграционного объединения

Изучением вопроса роли транспорта в развитии региональных экономических объединений занимались многие отечественные специалисты. Так, В.К. Ломакин утверждает, что транспорт является тем фактором, который влияет на размещение производственных сил в странах, участвующих в интеграционных процессах. Также он считает, что рост производства той или

иной продукции находится в прямой зависимости от увеличения выпуска и специализации одновременно, что требует больше сырья, больших рынков и, как следствие, большего объема транспортных услуг. В обратной же зависимости находятся, по мнению ученого, транспортные расходы и объем торговли между странами. Так, при увеличении прямых транспорт-

ных расходов на 10% объем торговли снижается на 20%. Именно поэтому, по мнению В.К. Ломакина, транспорт выступает чутким барометром состояния как национального, так и мирового хозяйства [6].

О.Т. Шипкова в своих трудах пишет, что наличие исторически сложившихся внешнеэкономических связей между странами-соседями является предпосылкой становления интеграционных процессов в регионе [10].

По мнению А.А. Гильяно, транспортная система, представляя собой совокупность транспортной инфраструктуры, транспортных предприятий, транспортных средств и систему управления, является важной составляющей глобальной экономики, которая обеспечивает условия для трансграничного перемещения товаров и услуг, а также мобильности населения и факторов производства [1].

Указанное выше обусловливает стремление региональных экономических интеграций осуществлять на своих территориях согласованную (единую) транспортную политику, ориентированную на последовательное создание единого транспортного пространства, способствующего усилению экономической интеграции в целом.

В настоящее время в науке сформировалось несколько подходов к определению термина «единое транспортное пространство» (ЕТП). Считаем необходимым первоначально определить значение термина «транспортное пространство» в контексте региональной интеграции.

Так, по мнению Ю.П. Якубук, транспортное пространство представ-

ляет собой совокупность необходимых условий, обеспечивающих беспрепятственное оказание транспортных услуг в целях поддержания стабильного пассажирооборота, грузооборота и оборота транспортных средств в целом на территории экономического объединения. Автор считает, что основой транспортного пространства является единство транспортных систем и процессов [3].

По нашему мнению, транспортным пространством считается транспортная система в целом, которая представляет собой совокупность инфраструктур наземного, подземного, водного и воздушного пространства, транспортных узлов, а также транспортных и технологических средств и сооружений, сформированных для перемещения и управления движением транспортных средств для перевозки грузов и передвижения населения.

Вернемся к дефиниции термина ЕТП. По мнению Р.Э. Слейтера, ЕТП выступает единой непрерывной сетью путей сообщения, в полной мере удовлетворяющих потребности людей и способствующих полноценному развитию международной торговли.

В своих трудах автор отмечает, что поиск направлений совершенствования и трансформации транспорта требует скоординированных коллективных действий и бдительного руководства всех инициирующих сторон [2].

Согласно концепции формирования единого транспортного пространства Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), утвержденной решением Межгосударственного со-

вета Евразийского экономического сообщества №374 от 25 января 2008 г., ЕТП — это совокупность транспортных систем государств—членов ЕврАзЭС, необходимая для беспрепятственного перемещения пассажиров, багажа, грузов и транспортных средств, обеспечивающая техническую и технологическую совместимость транспортных процессов, гармонизированное законодательство в области транспорта и единые правила конкуренции [9].

Совет по транспортной политике при Интеграционном комитете ЕврАзЭС, принявший Комплексный план развития инфраструктуры автомобильных и железных дорог, включенных в Перечень транспортных маршрутов ЕврАзЭС, в разделе «Термины и определения» формулирует определение ЕТП следующим образом: «Единое транспортное пространство (ЕТП) — совокупность транспортных систем нескольких стран, в рамках которой обеспечиваются взаимное беспрепятственное перемещение пассажиров, грузов и транспортных средств, их техническая и технологическая совместимость, гармонизированные законодательство и нормативная правовая база в области транспорта, национальный режим при создании и функционировании транспортных компаний и единые правила конкуренции» [4].

В официальной документации Европейского союза также употребляется термин ЕТП. На сайте отмеченного интеграционного объединения размещена следующая формулировка: «ЕТП — это система, состоящая из

транспортной инфраструктуры, логистических центров, транспортных средств и оборудования, информационно-коммуникационных технологий, совместное функционирование которых предоставляет возможность свободного и эффективного перемещения пассажиров и транспортировки грузов на территории Европейского союза» [7].

На наш взгляд, определение, закрепленное в Договоре о Евразийском экономическом союзе, является наиболее точным и всеобъемлющим. Так, в нем зафиксировано, что под единым транспортным пространством понимается совокупность транспортных систем государств-членов, в рамках которой обеспечиваются беспрепятственное передвижение пассажиров, перемещение грузов и транспортных средств, их технологическая и техническая совместимость, основанная на гармонизированном законодательстве государств-членов в сфере транспорта [8].

Необходимо отметить, что абсолютное большинство региональных экономических объединений проявляют повышенное внимание и интерес к формированию ЕТП на своих территориях. Наибольший успех в этом направлении был достигнут Европейским союзом (ЕС). В ЕС процесс формирования единого пространства в сфере транспорта продолжается уже более 30 лет. За это время в ходе осуществления мероприятий, которые были прописаны в Белых книгах 1985, 1992, 2001 и 2011 гг. и других наднациональных нормативно-правовых документах

(Амстердамский договор 1997 г., например, европейский транспорт, достиг внушительных результатов:

1. Транспортно-складские услуги (в том числе почтовые и курьерские) составляют около 5% от общего объема валовой добавленной стоимости (651 млрд евро).

2. В транспортном секторе работает 11,2 млн чел., из них на: автомобильном, железнодорожном, трубопроводном транспорте — 52%, водном транспорте (морской и внутренний водный) — 3%, воздушном транспорте — 4%; сопутствующая транспорту деятельность (обработка грузов, хранение и складирование) — 25%, почтовая и курьерская деятельность — 16%.

3. Грузооборот всех видов транспорта между государствами — членами ЕС составляет 3516 млрд т./км, из них на: автомобильный транспорт приходится 49%, железнодорожный — 11,9%, морской водный — 31,6%, внутренний водный — 4,1%, трубопроводный — 3,3%, воздушный — 0,1%. Становится очевидным, что автомобильный транспорт имеет важное значение для экономики ЕС, поскольку он перевозит больше грузов и больше пассажиров, чем все другие виды транспорта.

4. Общий объем пассажирских перевозок внутри ЕС составляет 6602 млрд чел. [11].

В Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) также ведется активная работа по формированию ЕТП: принята согласованная транспортная политика, осуществляется унификация транспортного законодательства и пр. Уже сейчас имеются определенные результаты в этой области:

— автомобильные международные грузовые перевозки государствами-членами ЕАЭС осуществляются на безразрешительной основе;

- применяются единые подходы к реализации транспортного (автомобильного) контроля уполномоченными органами на внешней границе ЕАЭС транспортных средств, въезжающих/выезжающих/следующих транзитом на территории государств-членов.

Однако, по нашему мнению, применяемые в ЕАЭС меры являются недостаточными и не позволяют использовать транспортный потенциал рассматриваемого экономического объединения полноценно.

Необходимо отметить, что в евразийской интеграции уделяется внимание только организационно-административным вопросам. Финансово-экономические аспекты, а также вопросы развития и гармонизации законодательства, регулирующего отношения, возникающие при межгосударственной модернизации автомобильной транспортной системы, должного внимания не получают. Именно поэтому большинство заявленных приоритетных проектов, направленных на развитие транспортной инфраструктуры ЕАЭС, не были реализованы в полном объеме.

Наличие указанных проблемных аспектов в рассматриваемом процессе говорит о том, что концептуальный механизм организационно-экономического характера формирования ЕТП в ЕАЭС отсутствует. Этим и объясняется низкая эффективность и результативность анализируемого

процесса. Необходимо создание целостного механизма, который состоял бы из совокупности законодательных, финансово-экономических и организационно-административных инструментов и методов эффективного воздействия на процесс формирования ЕТП на территории государств — членов ЕАЭС, в рамках которого достигалось бы беспрепятственное передвижение пассажиров, перемещение грузов и транспортных средств [5].

На наш взгляд, отмеченный механизм должен включать в себя следующие аспекты:

1) законодательные — необходимы для совершенствования законодательной базы стран евразийской интеграции и ее гармонизации с международными нормами;

2) финансово-экономические — необходимы для финансового обеспечения выполнения разработанных программ и инфраструктурных проектов;

3) организационно-административные — необходимы для формирования наднациональной системы управления процессами в транспортной отрасли.

Применение указанного механизма позволило бы достичь определенных результатов. Приведем пример на основе автомобильного грузового транспорта, поскольку он является динамично развивающимся во всем мире и обладает большим количеством преимуществ. При формировании ЕТП на отмеченном виде транспорта могут быть получены следующие результаты:

— преодолено несоответствие в развитии рынков автотранспортных услуг интеграционных объединений;

— сокращены и (или) полностью устранены непосредственные барьеры и/или ограничения, препятствующие нормальному функционированию рынка автотранспортных услуг;

— сформированы единые правила конкуренции на рынке автотранспортных услуг;

— осуществлен переход к рыночному регулированию рассматриваемого рынка с учетом экономических и социальных интересов государств-членов интеграционного объединения;

— увеличены темпы обновления дорожно-транспортной инфраструктуры по сравнению с темпами роста процесса автомобилизации;

— созданы необходимые условия для беспрепятственного функционирования современных транспор-тно-логистических и терминальных комплексов, а также единой информационной системы обеспечения перевозок товаров и грузов;

— развиты инструменты компенсации вреда, причиняемого транспортными средствами покрытию дорожных автомагистралей при транспортировке крупногабаритных, опасных и тяжеловесных грузов;

— обновлены и адаптированы программы государственно-частного партнерства в процессе создания и развития транспортной инфраструктуры в рамках интеграционного блока.

Говорить о возможности достижения указанных результатов нам позволяет изученный опыт ЕС в указанном процессе.

Обладая выгодным экономико-географическим расположением, ЕАЭС при осуществлении эффективной

транспортной политики по формированию ЕТП имеет возможность стать естественным мостом между Европой и Азией и занять лидирующее положение в международной транспортной системе, выполняя важную роль по транзиту товаров в мировой экономической системе. При этом международный опыт ЕС по формированию ЕТП в Европе может высту-

пить организационно-экономическим ориентиром для аналогичных процессов, развивающихся в ЕАЭС. Однако использовать этот опыт необходимо осторожно: различия в менталитете, экономическом развитии, количестве государств-членов и площади ЕС и ЕАЭС делают невозможным применение этого опыта без внесения требуемых корректировок.

Список литературы

1. Гильяно АА. Международные интеграционные процессы: инновационные, инвестиционные и инфраструктурные аспекты: монография. Р.н/Д., 2015. — 176 с.

[Gil'jano A.A. Mezhdunarodnye integracionnye processy: innovacionnye, investicionnye i infrastrukturnye aspekty: monografija. R.n/D., 2015. — 176 s.]

2. Слейтер Р.Э. Транспорт: ключ к глобализации [Электронный ресурс] URL: http://www.infousa.ru/economy/ijee1000.htm#_Toc18144617

[Slejter R.Je. Transport: kljuch k globalizacii [Jelektronnyj resurs] URL: http://www. infousa.ru/economy/ijee1000.htm#_Toc18144617]

3. Якубук Ю.П. Формирование транспортной политики Республики Беларусь в Едином экономическом пространстве [Электронный ресурс] URL: http://www. iprbookshop.ru/29598.html

[Jakubuk Ju.P. Formirovanie transportnoj politiki Respubliki Belarus' v Edinom jekonomicheskom prostranstve [Jelektronnyj resurs] URL: http://www.iprbookshop.ru/29598.html]

4. Комплексный план развития инфраструктуры автомобильных и железных дорог, включенных в Перечень транспортных маршрутов ЕврАзЭС (принят Советом по транспортной политике при Интеграционном комитете ЕврАзЭС от 03.11.2011)

[Kompleksnyj plan razvitija infrastruktury avtomobil'nyh i zheleznyh dorog, vkljuchennyh v Perechen' transportnyh marshrutov EvrAzJeS (prinjat Sovetom po transportnoj politike pri Integracionnom komitete EvrAzJeS ot 03.11.2011)]

5. Лесняков АА. Модель организационно-экономического механизма формирования единого транспортного пространства в Евразийском экономическом союзе // Экономика и предпринимательство. 2017. № 9. Ч .2. С. 743—746.

[Lesnjakov A.A. Model' organizacionno-jekonomicheskogo mehanizma formirovanija edinogo transportnogo prostranstva v Evrazijskom jekonomicheskom sojuze // Jekonomika i predprinimatel'stvo. 2017. № 9. Ch .2. S. 743-746.]

6. Ломакин В.К. Мировая экономика. Учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 672 с.

[Lomakin V.K. Mirovaja jekonomika. Uchebnoe posobie. M.: JuNITI-DANA, 2012. — 672 s.]

7. Официальный сайт Европейского союза [Электронный ресурс] URL: http:// www. europa.eu/

[Oficial'nyj sajt Evropejskogo sojuza [Jelektronnyj resurs] URL: http://www. europa.eu/]

8. Приложение № 24 Договора о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 08.05.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.08.2017)

[Prilozhenie № 24 Dogovora o Evrazijskom jekonomicheskom sojuze (podpisan v g. Astane 29.05.2014) (red. ot 08.05.2015) (s izm. i dop., vstup. v silu s 12.08.2017)]

9. Решение № 374 Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества «О Концепции формирования Единого транспортного пространства Евразийского экономического сообщества» (принято в г. Москве 25.01.2008)

[Reshenie № 374 Mezhgosudarstvennogo Soveta Evrazijskogo jekonomicheskogo soobshhestva «O Koncepcii formirovanija Edinogo transportnogo prostranstva Evrazijskogo jekonomicheskogo soobshhestva» (prinjato v g. Moskve 25.01.2008)]

10. Шипкова О.Т., Пророкова ОА. Мировая экономика. Учебное пособие. М.: РХТУ им. Д. И. Менделеева, 2009. - 271 с.

[Shipkova O.T., Prorokova OA. Mirovaja jekonomika. Uchebnoe posobie. M.: RHTU im. D. I. Mendeleeva, 2009. - 271 s.]

11. Eu transport in figures — statistical pocketbook 2017 [Электронный ресурс]. URL: http://www.europa.eu/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.