Научная статья на тему 'Инструменты механизма формирования единого транспортного пространства на грузовом автотранспорте в Евразийском экономическом союзе: содержание и проблемы'

Инструменты механизма формирования единого транспортного пространства на грузовом автотранспорте в Евразийском экономическом союзе: содержание и проблемы Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
95
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ГРУЗОВОЙ ТРАНСПОРТ / ЕДИНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЕВРАЗИЙСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СОЮЗ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Лесняков Александр Александрович

В статье раскрываются содержание и проблемы организационно-административных, законодательных и финансово-экономических инструментов механизма формирования единого транспортного пространства на грузовом автотранспорте в Евразийском экономическом союзе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Лесняков Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INSTRUMENTS OF THE MECHANISM OF FORMATION OF AN INTEGRAL TRANSPORT NETWORK ON TRUCKS IN THE EURASIAN ECONOMIC UNION: CONTENT AND PROBLEMS

The article reveals the content and problems of organizational, administrative, legislative, financial and economic instruments of the mechanism of formation of an Integral Transport Network on trucks in the Eurasian economic Union.

Текст научной работы на тему «Инструменты механизма формирования единого транспортного пространства на грузовом автотранспорте в Евразийском экономическом союзе: содержание и проблемы»

Лесняков А. А.

ИНСТРУМЕНТЫ МЕХАНИЗМА ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ТРАНСПОРТНОГО ПРОСТРАНСТВА НА ГРУЗОВОМ АВТОТРАНСПОРТЕ В ЕЭС

16. МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 08.00.14)

16.1. ИНСТРУМЕНТЫ МЕХАНИЗМА ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ТРАНСПОРТНОГО ПРОСТРАНСТВА НА ГРУЗОВОМ АВТОТРАНСПОРТЕ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ: СОДЕРЖАНИЕ И ПРОБЛЕМЫ

Лесняков Александр Александрович, преподаватель кафедры международных экономических отношений, экономический факультет

Место работы: Российская таможенная академия

aa.lesnyakov@customs-academy.ru

Аннотация: в статье раскрываются содержание и проблемы организационно-административных, законодательных и финансово-экономических инструментов механизма формирования единого транспортного пространства на грузовом автотранспорте в Евразийском экономическом союзе.

Ключевые слова: автомобильный грузовой транспорт, единое транспортное пространство, Евразийский экономический союз.

INSTRUMENTS OF THE MECHANISM OF FORMATION OF AN INTEGRAL TRANSPORT NETWORK ON TRUCKS IN THE EURASIAN ECONOMIC UNION: CONTENT AND PROBLEMS

Lesnyakov Alexander A., lecturer, Department of International economic relations Work place: Russian Customs Academy

aa.lesnyakov@customs-academy.ru

Annotation: the article reveals the content and problems of organizational, administrative, legislative, financial and economic instruments of the mechanism of formation of an Integral Transport Network on trucks in the Eurasian economic Union. Keywords: cargo vehicles, Integral Transport Network, Eurasian economic Union.

Значение и роль транспорта как в национальной, так и в международной экономике определяется его способностью обеспечивать эффективное и безопасное перемещение грузов и передвижение пассажиров. В этом случае наблюдается следующая закономерность: доходность как отдельно взятого экономического субъекта, так и государства в целом тем выше, чем выше уровень развития транспортной инфраструктуры в регионе. Указанная связь является характерной и для международных интеграционных объединений. Именно этим можно объяснить повышенное внимание последних к развитию транспортного сегмента на их территориях. В этом ключе Евразийский экономический союз (далее - ЕАЭС) не исключение.

Впервые о развитии транспорта и транспортной инфраструктуры на современной территории Союза говорилось в Соглашении между Республикой Казахстан, Республикой Беларусь, Российской Федерацией и Кыргызской Республикой о формировании Транспортного союза1. В документе было сказано, что эти государства формируют союз в сфере транспорта, который представлял бы собой единую транспортную систему, основанную на гармонизированной нормативной правовой базе и

1 Соглашение между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией «О формировании Транспортного союза» от 22 января 1998 г. (утр. силу). - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901793372

унифицированных технологиях. Первостепенными целями вновь образованного Транспортного союза явились:

- беспрепятственное перемещение грузовых и пассажирских ТС между государствами-членами настоящего Соглашения;

- проведение согласованной политики по совершенствованию и реконструкции национальных транспортных систем;

- скоординированное использование транспортной инфраструктуры государств-членов Соглашения;

- рациональное использование транспортного потенциала государств-членов Соглашения, в том числе за счет снижения транспортных издержек.

Затем на протяжении более чем десяти лет в государствах, входящих в разное время в те или иные интеграционные объединения, а ныне - в ЕАЭС, происходило совершенствование транспортных программ и концепций, в конечном итоге направленных на создание единого транспортного пространства (далее - ЕТП) - пространства, в котором наблюдается беспрепятственное передвижение пассажиров, перемещение грузов и транспортных средств, их технологическая и техническая совместимость, основанная на гармонизированном законодательстве государств-членов в сфере транспорта. Стремление сформировать ЕТП в ЕАЭС было закреплено в Договоре о ЕАЭС2.

2 Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 08.05.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.08.2017). - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document /cons_doc_LAW_163855/

Проблемы экономики и юридической практики

6'2018

Для достижения поставленной цели по созданию ЕТП в Союзе наднациональными органами ЕАЭС была предложена скоординированная (согласованная) транспортная политика3.

В соответствии с этим документом, государства-члены ЕАЭС приняли на себя обязательства, направленные на выполнение следующих согласованных действий:

- увеличение эффективности использования транспортного потенциала внутри интеграции, в том числе посредством применения международного опыта в рассматриваемой сфере;

- включение региональной транспортной системы в мировую транспортную сеть;

- совместное осуществление транспортных и инфраструктурных ме-гапроектов.

Рассматриваемый нормативный документ был ориентирован на:

- создание и развитие евразийских транспортных коридоров в Союзе и их успешная интеграция в международную транспортную сеть;

- реализация скоординированного и взаимовыгодного обновления транспортной инфраструктуры в ЕАЭС;

- развитие науки, совершенствование технологий, внедрение инноваций в транспортную сферу.

Также в транспортной политике содержались актуальные направления развития по видам транспорта. Так, элементами согласованной политики в сфере автотранспорта выступили: совершенствование пассажирских перевозок, развитие и сохранность автомобильных магистралей и их инфраструктуры, повышение качества транспортных услуг и эффективности использования транзитного потенциала Союза, обеспечение высокой компетентности работников, связанных с международными автомобильными перевозками, а также внедрение и совершенствование интеллектуальных транспортных систем.

Необходимо сказать, что при анализе транспортной статистики государств-членов ЕАЭС периода 2012-2017 гг.4 становится очевидным, что значения таких транспортных показателей как грузооборот и объем перевезенных грузов практически не менялись. Отсюда можем сделать следующий вывод: современная транспортная политика (механизм) является малоэффективной. Безусловно, на процесс интеграции евразийского транспорта воздействуют различные факторы. Но исключать и принижать роль существующей

транспортной политики ЕАЭС, которая обязана учитывать влияние тех же факторов - недопустимо.

Изучив основные мероприятия государств-членов ЕврАзЭС, а затем и ЕАЭС, направленные на построение и развитие ЕТП, в том числе в сфере автомобильных грузоперевозок, можно сделать вывод, что в Союзе уделялось внимание в большей степени законодательным вопросам, регулирующим отношения, возникающие при обновлении автомобильной транспортной сети. Что касается финансово-экономических и организационно-административных аспектов процесса формирования ЕТП в ЕАЭС, которые бы дали практические результаты, то должного внимания им уделено не было. Отсутствие продуманной и взвешенной инвестиционной, налоговой, кредитной программы делает решение вопроса по созданию ЕТП невыполнимым. В связи с этим большинство заявленных приоритетных мегапроек-тов, направленных на создание и модернизацию транспортной инфраструктуры, до сих пор не реализованы.

На наш взгляд, транспортная политика Союза должна представлять собой механизм, элементы которого были бы взаимосвязаны и эффективны. Учитывая вышесказанное, предлагаем следующий механизм формирования ЕТП в ЕАЭС (на примере грузовых автомобильных перевозок) (рисунок 1).

Рассмотрим подробнее содержание инструментов, которые являются неотъемлемой составляющей приведенного механизма. Включение законодательных инструментов обусловлено существованием в каждом государстве-члене Союза своей национальной правовой системы и необходимостью ее унификации в ЕАЭС в рассматриваемой области.

Необходимо уточнить, что под законодательными инструментами понимаются, прежде всего, действия, осуществление которых способствует формированию ЕТП в исследуемом аспекте. К их числу следует отнести следующие:

- изучение национальных нормативных документов в исследуемой области и их совершенствование в рамках Союза, позволяющее преодолеть существующие правовые противоречия на транспорте;

- изучение международных соглашений и прочих документов в области грузового автотранспорта, участниками которых являются страны ЕАЭС, и формирование согласованной позиции в интересах Союза по их дальнейшему участию в этих документах.

Решение Высшего Евразийского экономического совета от 26.12.2016 № 19 «Об Основных направлениях и этапах реализации скоординированной (согласованной) транспортной политики государств - членов Евразийского экономического союза». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215305/

4 Статистический ежегодник Евразийского экономического союза 2017. - Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/ integr_i_makroec/dep_stat/econstat/Documents/Stat_Yearbook_2017.pdf

Лесняков А. А.

ИНСТРУМЕНТЫ МЕХАНИЗМА ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ТРАНСПОРТНОГО ПРОСТРАНСТВА НА ГРУЗОВОМ АВТОТРАНСПОРТЕ В ЕЭС

Рисунок 1. Механизм формирования единого транспортного пространства в Евразийском экономическом союзе (на примере грузовых автомобильных перевозок).

Источник: составлено автором

Еще одним инструментом механизма, приведенного на рисунке 1, является организационно-административный. Его предназначение не должно сводиться к дополнительному созданию какой-либо бюрократической структурной единицы. Формой выражения организационно-административных инструментов являются те действия и функционал, осуществление которых способствует созданию единого пространства на грузовом автотранспорте Союза. Их примером выступают:

- вступление и координация участия государств-членов ЕАЭС в международных транспортных организациях, объединениях и ассоциациях;

- разработка, согласование и реализация совместных транспортных проектов, способствующих развитию транспортной инфраструктуры, увеличению качества транспортных услуг и интеграции транспортной системы ЕАЭС в международную транспортную сеть;

- изучение и применение положительного передового опыта и международной практики в исследуемой области;

- мониторинг состояния транспортной отрасли ЕАЭС на основе утвержденных показателей и индикаторов для определения ее динамики преобразования и соответствия ожидаемым критериям;

- создание единой информационной системы, способствующей усилению взаимодействия и информированности между национальными транспортными органами государств-челнов ЕАЭС, а также между последними и перевозчиками из стран Союза.

В свою очередь, содержание финансово-экономических инструментов механизма формирования ЕТП в ЕАЭС выражается в следующем:

- экономическая оценка целесообразности реализации транспортных проектов на территории ЕАЭС;

- разработка механизмов привлечения инвестиций для реализации транспортных проектов Союза;

- формирование гибкой тарифной, налоговой и страховой политики в области транспорта с целью исключения неравных условий для перевозчиков из государств-членов ЕАЭС.

В результате, необходимо сказать, что содержание указанных инструментов механизма формирования ЕТП на грузовом автотранспорте в ЕАЭС требует дальнейшей проработки и дополнения.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 81,9%.

Список литературы:

1. Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 08.05.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.08.2017). - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document /cons_doc_LAW_163855/

2. Решение Высшего Евразийского экономического совета от 26.12.2016 № 19 «Об Основных направлениях и этапах реализации скоординированной (согласованной) транспортной политики государств - членов Евразийского экономического союза». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215305/

3. Соглашение между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией «О формировании Транспортного союза» от 22 января 1998 г. (утр. силу). - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901793372

4. Статистический ежегодник Евразийского экономического союза 2017. - Режим доступа:http://www.eurasiancommission.org/ru /act/integr_i_makroec/dep_stat/econstat/Documents/Stat_Yearbook_20 17.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.