Научная статья на тему 'Инструментарий оценки эффективности применения механизма формирования единого транспортного пространства в евразийском экономическом союзе'

Инструментарий оценки эффективности применения механизма формирования единого транспортного пространства в евразийском экономическом союзе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
65
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
критерий эффективности / показатель / целевой индикатор / транспортное пространство / единое транспортное пространство / Евразийский экономический союз / the criterion of effectiveness / indicator / target indicator / transport space / Integral Transport Network / Eurasian eco-nomic Union

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лесняков Александр Александрович

в статье приведены критерии, показатели и целевые индикаторы, оценивающие эффективность приме-нения механизма формирования единого транспортного пространства в Евразийском экономическом союзе, благодаря которым существует возможность своевременно произвести корректировку инструментов отмеченного механизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лесняков Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOOLKIT FOR EVALUATING THE EFFECTIVENESS OF THE MECHANISM OF FORMATION OF THE INTEGRAL TRANSPORT NETWORK IN THE EURASIAN ECONOMIC UNION

the article is about criteria's, indicators and target indicators evaluating the effectiveness of the mechanism of for-mation of the Integral Transport Network in the Eurasian economic Union, through which it is possible to timely make adjustments to the instruments of the mechanism.

Текст научной работы на тему «Инструментарий оценки эффективности применения механизма формирования единого транспортного пространства в евразийском экономическом союзе»

Лесняков А. А.

ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕХАНИЗМА ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ТРАНСПОРТНОГО ПРОСТРАНСТВА В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ

5.2. ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕХАНИЗМА ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ТРАНСПОРТНОГО ПРОСТРАНСТВА В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ

Лесняков Александр Александрович, преподаватель кафедры международных экономических отношений, экономический факультет

Место работы: Российская таможенная академия

aa.lesnyakov@customs-academy.ru

Аннотация: в статье приведены критерии, показатели и целевые индикаторы, оценивающие эффективность применения механизма формирования единого транспортного пространства в Евразийском экономическом союзе, благодаря которым существует возможность своевременно произвести корректировку инструментов отмеченного механизма. Ключевые слова: критерий эффективности, показатель, целевой индикатор, транспортное пространство, единое транспортное пространство, Евразийский экономический союз.

TOOLKIT FOR EVALUATING THE EFFECTIVENESS OF THE MECHANISM OF FORMATION OF THE INTEGRAL TRANSPORT NETWORK IN THE EURASIAN ECONOMIC UNION

Lesnyakov Alexander A., lecturer, Department of International economic relations Work place: Russian Customs Academy

aa.lesnyakov@customs-academy.ru

Annotation: the article is about criteria's, indicators and target indicators evaluating the effectiveness of the mechanism of formation of the Integral Transport Network in the Eurasian economic Union, through which it is possible to timely make adjustments to the instruments of the mechanism.

Keywords: the criterion of effectiveness, indicator, target indicator, transport space, Integral Transport Network, Eurasian economic Union.

Механизм формирования единого транспортного пространства (далее - ЕТП) в Евразийском экономическом союзе (далее - ЕАЭС) - это совокупность законодательных, финансово-экономических и организационно-административных инструментов и методов эффективного воздействия на процесс формирования ЕТП на территории государств-членов ЕАЭС, в рамках которого достигается беспрепятственное передвижение пассажиров, перемещение грузов и транспортных средств [2]. Его создание обусловлено п. 1 ст. 86 Договора о ЕАЭС: «В Союзе осуществляется скоординированная (согласованная) транспортная политика, направленная на обеспечение экономической интеграции, последовательное и поэтапное формирование единого транспортного пространства на принципах конкуренции, открытости, безопасности, надежности, доступности и экологичности» [1].

По нашему мнению, важными элементами отмеченного механизма должны выступать критерии эффективности, показатели и целевые индикаторы, которые позволили бы оценить эффективность применения указанного механизма и, в случае необходимости, осуществить своевременную корректировку его инструментов. Благодаря этому получаем возможность свести возникновение риска отсутствия ожидаемых результатов к минимуму.

Под критерием эффективности (далее - КЭ) будем понимать признак, на основании которого формируется оценка качества отмеченного процесса в транспортной отрасли [3].

Эти признаки должны выбираться таким образом, чтобы имелась возможность:

- оценить степень достижения целей и результатов;

- осуществить планирование получения ожидаемых результатов и их прогноз;

- произвести сравнение различных способов достижения целей и результатов.

Для этого КЭ должны раскрывать сущность отражаемого процесса, определять его первостепенные направления и способы совершенствования. К основным требованиям, предъявляемым к КЭ, необходимо отнести следующие:

1. Должны соответствовать определенным целям. Так, если одной из целей формирования ЕТП в ЕАЭС выступает создание общего рынка транспортных услуг, то КЭ будет являться уровень сформированности общего рынка транспортных услуг, который будет определяться рядом числовых показателей (количество новых перевозчиков на рынке транспортных услуг, изменение величины транспортных тарифов и т.д.).

2. Должны иметь практическое применение, исчерпывающее значение и количественное выражение. Разработка абстрактных, сугубо теоретических КЭ, не имеющих применения в практике, по нашему мнению, является нецелесообразной.

3. Способ получения их значений должен быть доступным, экономичным и объективным. Например, такой КЭ, как изменение уровня развития смежных отраслей в процессе формирования ЕТП в ЕАЭС, не будет объективно отражать взаимосвязь между своей динамикой и развитием отмеченного процесса на евразийском транспорте, поскольку его изменения

Проблемы экономики и юридической практики

1'2018

могут зависеть также от других факторов (активизация государственной политики в области смежных отраслей, внедрение инновационных технологий и научных результатов и пр.).

Основным принципом формирования и применения КЭ является наличие прямой и однозначной взаимосвязи между поставленной целью и используемым признаком эффективности.

Принимая во внимание вышесказанное и используя цели и задачи, закрепленные в Договоре о ЕАЭС [1], предлагаем следующие общие КЭ применения механизма формирования ЕТП в ЕАЭС:

- уровень сформированности общего рынка транспортных услуг в ЕАЭС;

- уровень интеграции транспортных систем стран евразийского союза в мировую транспортную сеть;

- уровень согласованности нормативно-правовой базы транспортной отрасли в ЕАЭС;

- уровень использования транспортного потенциала государств-членов ЕАЭС;

- уровень качества предоставляемых услуг на транспортном рынке ЕАЭС;

- уровень конкурентоспособности перевозчиков в странах евразийского объединения;

- уровень развития транспортной инфраструктуры в ЕАЭС;

- уровень квалификации кадрового персонала, функционирующего в транспортной отрасли ЕАЭС;

- уровень развития инновационной и научной деятельности в транспортной сфере ЕАЭС;

- уровень безопасности на транспорте в ЕАЭС;

- уровень загрязнения окружающей среды в ЕЭАС;

- уровень инвестиционной привлекательности транспортной отрасли ЕАЭС.

Следует отметить, что при использовании только системы КЭ не представляется возможным определить эффективность применения отмеченного механизма. Это осуществимо при одновременном использовании систем КЭ и показателей эффективности.

Показатель - это величина, измеритель, который позволяет судить о состоянии объекта исследования и о его изменении: развитии, росте, подъеме или спаде.

Оптимальность выбора показателя для осуществления расчетов определяется экспертным методом и зависит от следующих параметров:

- целей их использования;

- состава и структуры свойств, характеризующих КЭ;

- вида транспорта и путей сообщения;

- задач по управлению качеством транспортных услуг.

В свою очередь, качество транспортных показателей должно отвечать таким требованиям, как объективность, актуальность, полнота, доступность, применяемость и пр.

Используя сформированную нами систему КЭ применения механизма формирования ЕТП в ЕАЭС, предлагаем сгруппировать основные транспортные показатели и использовать их для определения эффективности осуществления отмеченного механизма в ЕАЭС в вариации, изображенной на рисунке 1.

1. Уровень 1. Уровень интеграции 3. Уровень

сформированности транспортных систем стран согласованности

общего рынка евразийского союза в нормативно-

транспортных услуг в мировую транспортную сеть: правовой базы

ЕАЭС: - объем перевозок грузов в транспортной

- объем перевозок международном сообщении; отрасли в ЕАЭС:

грузов в ЕАЭС; - грузооборот в - количество

- грузооборот в ЕАЭС; международном сообщении; унифицированн

- количество - количество сквозных ых нормативно-

каботажных перевозок; грузовых транзитных правовых

- коэффициент перевозок по территории документов,

использования пробега ЕАЭС; регулирующих

автомобиля на рынке - количество иностранных транспорт в

транспортных услуг перевозчиков на рынке ЕАЭС.

ЕАЭС; транспортных услуг ЕАЭС;

- количество новых - время прохождения ТС

перевозчиков на рынке через пункты пропуска,

транспортных услуг из расположенные на внешней

государств-членов ЕАЭС. границе ЕАЭС.

4, Уровень использования 5 Уровень качества

транспортного потенциала предоставляемых услуг на рынке

государств-членов ЕАЭС: транспортных услуг ЕАЭС:

- количество сквозных - среднее отклонение прибытий

грузовых транзитных груза от назначенного срока;

перевозок по территории -среднее превышение назначенного

ЕАЭС; срока;

-объем перевозок грузов в -максимальное превышение

ЕАЭС; назначенного срока;

- грузооборот в ЕАЭС; -числоотклонений прибытия груза к

- коэффициент назначенному сроку;

использования пробега -число прибытий грузов к

автомобиля на рынке назначенному сроку;

транспортных услуг ЕАЭС; -средняя скорость перевозки груза;

- доля транспортных услуг - коэффициент сохранности

в ВВП (транспортоемкосгь). доставленного груза;

- время прохождения ТС через

пункты пропуска, расположенные на

внешней границе ЕАЭС.

6. Уровень

конкурентоспособно

сги перевозчиков в

странах

евразийского

объединения:

- количество новых перевозчиков на рынке транспортных услуг ЕАЭС из государств-членов ЕАЭС;

- количество иностранных перевозчиков на рынке транспортных услуг ЕАЭС.

7. Уровень развития 8. Уровень квалификации 9.Уровень 10. Уровень 11. Уровень

тра нспортной кадрового персонала, развития безопасности на загрязнения

инфраструктуры в ЕАЭС: функционирующего в инновационной транспарте в ЕАЭС: окружающей среды

- протяженность путей транспортной отрасли ЕАЭС: и научной - количество в ЕЭАС:

сообщения; - занятость на автомобильном деятельности а погибших на - объем выбросов

- протяженность введенных грузовом транспорте; транспортной автомобильном вредных веществ от

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в эксплуатацию новых дорог; - количество работающих на сфере ЕАЭС: грузовом транспорте; автомобильного

- плотность автомобил ьн ых автомобильном грузовом - затраты на - количество человек, грузового транспорта

путей сообщения; транспорте и имеющих научные получивших разную в окружающую среду;

- средняя скорость движения соответствующее высшее исследования и степень тяжести вреда - объем потребления

грузов; образование; разработки в здоровью в топлива

- время прохождения ТС - количество работающих на сфере результате аварии на автомобильным

через пункты пропуска, автомобильном грузовом автомобильного автомобильном грузовым

расположенные на внешней транспорте и имеющих грузового грузовом транспорте. транспортом в ЕАЭС.

границе ЕАЭС. соответствующее среднее транспорта.

специальное образование.

12. Уровень инвестиционной привлекательности транспортной отрасли ЕАЭС:

- количество привлеченных инвестиций в транспортную отрасль ЕАЭС;

- количество государственных инвестиций в транспортной отрасли ЕАЭС;

- количество частных инвестиций в транспортной отрасли ЕАЭС;

- количество иносгранньи инвестиций в транспортной отрасли ЕАЭС.

Рисунок 1. Классификация показателей по критериям эффективности применения механизма формирования ЕТП в ЕАЭС. Источник: составлено автором

Лесняков А. А.

ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕХАНИЗМА ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ТРАНСПОРТНОГО ПРОСТРАНСТВА В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ

Необходимо отметить, что рассмотренные показатели КЭ следует использовать для оценки эффективности применения механизма формирования ЕТП на автомобильном грузовом транспорте в ЕАЭС. Перечень измерителей, по нашему мнению, является достаточным на сегодняшний день, но не исчерпывающим. Безусловно, состав показателей необходимо обновлять и дополнять периодически, т.к. только в этом случае возможно объективно оценить эффективность исследуемых процессов на евразийском транспорте.

Следует сказать, что целевые индикаторы играют также важную роль в процессе оценки результатов, полученных при формировании ЕТП в ЕАЭС. Они позволяют установить обратную связь между изменениями в транспортных системах ЕАЭС, полученными под воздействием отмеченных ранее инструментов, и установленными целями, которые планировалось изначально достичь.

Помимо этого, индикаторы позволяют осуществить краткосрочное и долгосрочное планирование и определить с высокой долей вероятности основные направления совершенствования механизма формирования ЕТП. Также их наличие способствует увеличению объемов инвестиций в транспортной сфере, поскольку на основе индикаторов инвесторы имеют возможность определить привлекательность инфраструктурных и прочих проектов в рассматриваемой отрасли.

Основными условиями формирования и применения целевых индикаторов, необходимых для оценки эффективности формирования ЕТП в ЕАЭС, являются следующие:

- индикаторы должны находиться во взаимосвязи с поставленными целями, КЭ и показателями;

- индикаторы должны не противоречить индикаторам и показателям, а также методикам их разработки, которые уже существуют в государствах-членах ЕАЭС;

- при выборе и применении индикаторов должен приниматься во внимание соответствующий международный опыт в транспортной отрасли (например, опыт ЕС).

Отмеченная взаимосвязь между индикаторами и целями, КЭ, показателями рассматриваемого механизма дает возможность осуществлять всесторонний мониторинг процесса формирования ЕТП.

По нашему мнению, в рассматриваемом контексте целевые индикаторы необходимо определять как совокупность измерителей, отражающих степень достижения целей в транспортной отрасли на основе имеющихся (базисных) и прогнозируемых (ожидаемых) значений.

Предлагаем следующие целевые индикаторы, которые позволяют оценить эффективность формирования ЕТП в ЕАЭС:

- индикаторы, отражающие этап создания общего рынка транспортных услуг в ЕАЭС;

- индикаторы, отражающие степень интеграции транспортных систем стран евразийского союза в мировую транспортную сеть;

- индикаторы, отражающие степень согласованности нормативно-правовой базы транспортной отрасли в ЕАЭС;

- индикаторы, отражающие степень использования транспортного потенциала государств-членов ЕАЭС;

- индикаторы, отражающие качество предоставляемых услуг на рынке транспортных услуг ЕАЭС;

- индикаторы, отражающие конкурентоспособность перевозчиков в странах евразийского объединения;

- индикаторы, отражающие степень развития транспортной инфраструктуры в ЕАЭС;

- индикаторы, отражающие квалификацию кадрового персонала,

функционирующего в транспортной отрасли ЕАЭС;

- индикаторы, отражающие развитие инновационной и научной деятельности в транспортной сфере ЕАЭС;

- индикаторы, отражающие степень безопасности на транспорте в ЕАЭС;

- индикаторы, отражающие степень загрязнения окружающей среды в ЕАЭС;

- индикаторы, отражающие инвестиционную привлекательность транспортной отрасли ЕАЭС.

Указанные индикаторы сформированы на основе таких принципов, как объективность, однозначность, доступность, актуальность, адаптивность. Их соотношение с КЭ представлено на рисунке 2.

Для определения значений целевых индикаторов необходимо использовать официальные данные международной статистики. Для удобства отображения числовых значений индикаторов нами была разработана соответствующая форма (таблица 1).

Таблица 1

Форма отображения числовых значений целевых индикаторов

Наименование критерия эффективности Характеристика значения индикатора

Низкий Средний Высокий

Показатель 1 число 1.1 число 2.1 число 3.1

Показатель 2 число 1.2 число 2.2 число 3,2

Показатель п число 1.П число 2.п число З.п

Примечание: п - натуральное число, отражающее номер показателя.

Источник: составлено автором

Как видим, в таблице 1 значение индикаторов число 1.1, число 2.1, число 3.1... число 1.п, число 2.п, число З.п по каждому соответствующему показателю КЭ планировалось определять с учетом значений аналогичных показателей, приведенных в отчетах международной статистики.

Значение индикаторов число 1.1, число 2.1, число 3.1... число 1.п, число 2.п, число 3.п по каждому соответствующему показателю КЭ планировалось определять с учетом значений аналогичных показателей, приведенных в отчетах международной статистики. Они же использовались бы и при определении характеристики индикатора (низкий, средний, высокий) следующим образом: для значения «низкий» - минимальное значение соответствующего показателя, для значения «средний» - среднее значение соответствующего показателя, для значения «высокий» - максимальное значение соответствующего показателя.

Принимая во внимание, что опыт ЕС по созданию ЕТП является, по нашему мнению, передовым, то значение индикатора «высокий» определялось бы значением соответствующего показателя, достигнутого в ЕС. Учитывая, что ЕАЭС находится в начале пути по формированию ЕТП на своей территории, то значение индикатора «низкий» определялось бы значением соответствующего показателя, достигнутого в ЕАЭС. Значение индикатора «среднее» определялось бы как среднее значение соответствующего показателя, существующего в международной торговле.

Используя полученные значения индикаторов, отражающих этап создания общего рынка транспортных услуг в ЕАЭС, можем оценить в целом эффективность применения механизма формирования ЕТП в ЕАЭС.

Проблемы экономики и юридической практики

1'2018

Уровень сформированности общего рынка транспортных услуг в ЕАЭС

Уровень интеграции транспортных систем стран евразийской интеграции в мировую транспортную сеть

Уровень согласованности нормативно-правовой базы транспортной отрасли в ЕАЭС

Уровень использования транспортного потенциала государств-членов ЕАЭС

Уровень качества предоставляемых услуг на транспортном рынке ЕАЭС

Уровень конкурентоспособности перевозчиков в странах евразийского объединения

Уровень развития транспортной инфраструктуры в ЕАЭС

Уровень квалификации кадрового персонала, функционирующего в транспортной отрасли ЕАЭС

Уровень развития инновационной и научной деятельности в транспортной сфере ЕАЭС

Уровень безопасности на транспорте в ЕАЭС

Уровень загрязнения окружающей среды в ЕАЭС

Уровень инвестиционной привлекательности транспортной отрасли ЕАЭС

Индикаторы, отражающие этап создания общего рынка транспортных услуг в ЕАЭС

Индикаторы, отражающие степень интеграции транспортных систем стран евразийского союза в мировую транспортную сеть

Индикаторы, отражающие степень согласованности нормативно-правовой базы транспортной отрасли в ЕАЭС

Индикаторы, отражающие степень использования транспортного потенциала государств-членов ЕАЭС

Индикаторы, отражающие качество предоставляемых услуг на транспортном рынке ЕАЭС

Индикаторы, отражающие конкурентоспособность перевозчиков в странах евразийского объединения

Индикаторы, отражающие степень развития транспортной инфраструктуры в ЕАЭС

Индикаторы, отражающие квалификацию кадрового персонала, функционирующего в транспортной отрасли ЕАЭС

Индикаторы, отражающие развитие инновационной и научной деятельности в транспортной сфере ЕАЭС

Индикаторы, отражающие степень безопасности на транспорте в ЕАЭС

Индикаторы, отражающие степень загрязнения окружающей среды в ЕАЭС

Индикаторы, отражающие инвестиционную привлекательность транспортной отрасли ЕАЭС

Рисунок 2. Взаимосвязь критериев эффективности и целевых индикаторов. Источник: составлено автором

Изучив статистику национальных органов государств-членов ЕАЭС, пришли к выводу, что значения большей части показателей, сгруппированных нами ранее в зависимости от КЭ, частично имеются в отмеченных статистических данных, но не аккумулируются Департаментом Статистики Евразийской экономической комиссии ЕАЭС (далее - ЕЭК). Поэтому включение отмеченных показателей КЭ в перечень статистических показателей официальной статистической информации, представляемой ЕЭК уполномоченными органами государств-членов ЕАЭС, способствовало бы количественному определению эффективности применения механизма формирования ЕТП в ЕАЭС с большей точностью.

Таким образом, разработанные нами критерии эффективности, показатели и целевые индикаторы являются теми элементами отмеченного механизма, с помощью которых возможно оценить эффективность его применения при формировании ЕТП в ЕАЭС.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 94,16%.

Список литературы:

1. Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 08.05.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.08.2017)

2. Лесняков А.А. Модель организационно-экономического механизма формирования единого транспортного пространства в Евразийском экономическом союзе / А.А. Лесняков // Экономика и предпри-нимател ьство, № 9 (ч.2), 2017. - С. 743-746.

3. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг, Л.М. Лозовский, Б.А. Стародубцева. - М.: ИНФРА-М, 1996. -496 с.

4. European transport policy for 2010: time to decide [Electronic resource] // White paper of the European Communities (September 12, 2001): https://ec.europa.eu/transport/sites/transport/files /themes/strategies/doc/2001_white_paper/lb_com_2001_0370_en.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.