Научная статья на тему 'Обоснование необходимости совершенствования механизма формирования единого транспортного пространства в евразийском экономическом союзе'

Обоснование необходимости совершенствования механизма формирования единого транспортного пространства в евразийском экономическом союзе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
177
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
транспортное пространство / единое транспортное пространство / транспортный потенциал / Евразийский экономический союз / transport space / Integral Transport Network / transport capacity / Eurasian economic Union

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лесняков Александр Александрович

в статье приведены аргументы, подтверждающие необходимость совершенствования механизма форми-рования единого транспортного пространства в Евразийском экономическом союзе, а также обозначены результаты, ожидаемые от процесса развития отмеченного механизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лесняков Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBSTANTIATION OF THE NECESSITY TO IMPROVE THE MECHANISM OF FORMATION OF THE INTEGRAL TRANSPORT NETWORK IN THE EURASIAN ECONOMIC UNION

the article is about of the arguments confirming the need to improve the mechanism of formation of the Integral Transport Network in the Eurasian economic Union, as well as the results expected from the process of development of this mechanism.

Текст научной работы на тему «Обоснование необходимости совершенствования механизма формирования единого транспортного пространства в евразийском экономическом союзе»

Проблемы экономики и юридической практики

1'2018

5. ТОРГОВЛЯ. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ. МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО

5.1. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ТРАНСПОРТНОГО ПРОСТРАНСТВА В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ

Лесняков Александр Александрович, преподаватель кафедры международных экономических отношений, экономический факультет

Место работы: Российская таможенная академия

aa.lesnyakov@customs-academy.ru

Аннотация: в статье приведены аргументы, подтверждающие необходимость совершенствования механизма формирования единого транспортного пространства в Евразийском экономическом союзе, а также обозначены результаты, ожидаемые от процесса развития отмеченного механизма.

Ключевые слова: транспортное пространство, единое транспортное пространство, транспортный потенциал, Евразийский экономический союз.

SUBSTANTIATION OF THE NECESSITY TO IMPROVE THE MECHANISM OF FORMATION OF THE INTEGRAL TRANSPORT NETWORK IN THE EURASIAN ECONOMIC UNION

Lesnyakov Alexander A., lecturer, Department of International economic relations Work place: Russian Customs Academy

aa.lesnyakov@customs-academy.ru

Annotation: the article is about of the arguments confirming the need to improve the mechanism of formation of the Integral Transport Network in the Eurasian economic Union, as well as the results expected from the process of development of this mechanism.

Keywords: transport space, Integral Transport Network, transport capacity, Eurasian economic Union.

Евразийский экономический союз (далее - ЕАЭС) - это относительно молодое интеграционное объединение экономического характера. Он был создан для всеобъемлющей модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности национальных экономик государств-членов интеграционного объединения, а также для создания условий стабильного развития, направленного, в конечном счете, на повышение жизненного уровня населения в странах евразийской интеграции.

Исключительно выгодное, по нашему мнению, территориально-географического положение выступило некоторым преимуществом для первоначального становления и развития евразийского объединения. Однако для дальнейшего совершенствования ЕАЭС, улучшения его макроэкономических показателей, ускорения процесса экономической интеграции и получения еще большего экономического эффекта необходима качественная трансформация национальных отраслей хозяйствования государств-членов, в первую очередь - транспортной.

Осознавая и принимая во внимание данные факты, государства-члены ЕАЭС (Российская Федерация, Республика Казахстан, Республика Беларусь, Республика Армения и Кыргызская Республика) сконцентрировали свои усилия на

развитии транспортной отрасли и определили первостепенной целью проведение согласованной транспортной политики, направленной на последовательное формирование единого транспортного пространства (далее - ЕТП) [3]. Указанное положение нашло свое правовое отражение в п. 2 ст. 86 Договора о ЕАЭС, в котором были закреплены цели и задачи в сфере транспорта [1].

Однако, изучив опыт создания согласованной транспортной политики, пришли к выводу, что в отмеченном направлении были разработаны лишь «дорожные карты», фрагментарные транспортные программы [4]. Этим и объясняется низкая эффективность и результативность процесса образования единого пространства на евразийском транспорте, требующая совершенствования существующих положений механизма формированию ЕТП в ЕАЭС.

Под организационно-экономическим механизмом формирования ЕТП в ЕАЭС подразумевается совокупность законодательных, финансово-экономических и организационно-административных инструментов и методов эффективного воздействия на процесс формирования ЕТП на территории государств-членов ЕАЭС, в рамках которого достигается беспрепятственное передвижение пассажиров, перемещение грузов и транспортных средств (рисунок 1) [5].

Лесняков А. А.

ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ТРАНСПОРТНОГО ПРОСТРАНСТВА В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ

Рисунок 1. Модель организационно-экономического механизма формирования ЕТП в ЕАЭС [5].

Необходимо сказать, что возможность использовать транспортный потенциал указанного регионального экономического союза полноценно существует лишь в случае применения целостного механизма в отмеченном транспортном процессе.

Под транспортным потенциалом будем понимать возможности транспортной системы интеграционного блока обеспечить удовлетворение как существующего, так и ожидаемого спроса на транспортные услуги определенного качества. Под транспортными услугами будем понимать результат деятельности исполнителя транспортной услуги по удовлетворению потребностей пассажира, грузоотправителя и грузополучателя в перевозках, в соответствии с установленными нормами и требованиями [2].

Необходимо сказать, что ЕАЭС обладает достаточно большим транспортным потенциалом. Прежде всего, это обусловлено формированием международного транспортного коридора «Западная Европа - Западный Китай» в рамках проекта «Экономический пояс Шелкового пути» в сфере транспорта и инфраструктуры, которой позволит создать своего рода «мост» между Европой и Азией и обеспечить предоставление комплексных конкурентоспособных транспортных услуг. Протяженность указанного коридора по маршруту Санкт-Петербург -Москва - Нижний Новгород - Казань - Оренбург - Актобе -Кызылорда - Шымкент - Тараз - Алма-Ата - Коргас - Урумчи -Ланьчжоу - Чжэнчжоу - Ляньюньган составляет 8445 км (приложение 5). Из них, по территории Российской Федерации пройдет 2233 км, Казахстана - 2787 км, Китайской Народной Республике - 3425 км.

Международный транспортный коридор «Западная Европа - Западный Китай» - это самый быстрый способ транспортировки грузов из Китая в Европу. На прохождение этой дистанции по автомагистралям требуется 10 дней, в то время как по железнодорожным путям - 15, по морским - 45. Помимо транзита грузов из Китая в Европу, сформированный автомобильный коридор будет также обслуживать внутренние грузовые потоки.

В настоящее время страны-члены ЕАЭС используют свой транспортный потенциал неэффективно. Это связано с крайне низким развитием их транспортной инфраструктуры. Принимая во внимание, что транспортная система ЕАЭС была сформирована в большей степени в эпоху существования СССР и с тех пор, по нашему мнению, ее развитию уделялось все меньше внимания, на сегодняшний день существует необходимость в развитии национальных транспортных комплексов в рамках рассматриваемой региональной интеграции.

Следует отметить, по оценкам различных экспертов, суммарная доля государств-членов ЕАЭС на рынке транзитных перевозок «Европа-Азия» в настоящее время не превышает 1-2%. В то же время многие эксперты полагают, что потенциально эта доля может быть увеличена в 5-8 раз. Таким образом, обновление транспортной системы евразийской интеграции в рамках применения механизма формирования ЕТП в ЕАЭС позволит увеличить транзит товаров и обеспечит существенный прирост ВВП и бюджетных доходов государств-членов ЕАЭС.

Так, одним из итогов совершенствования вышеуказанного механизма будет выступать образованный общий рынок транспортных услуг в ЕАЭС. Его создание приведет к:

- сокращению существующих технических и административных барьеров и ограничений;

- увеличению транзитных и каботажных перевозок;

- формированию либеральных условий вхождения субъектов рассматриваемого интеграционного объединения на транспортные рынки государств-членов ЕАЭС, основанных на принципах свободной конкуренции;

- гармонизации действующего законодательства и формированию единой тарифной политики;

- разработке критериев, показателей и индикаторов качества транспортных услуг и их внедрению.

Необходимо добавить, что создание полноценной и самодостаточной транспортной системы, состоящей из международных транспортных коридоров, транспортно-логистических центров и узлов является еще одним результатом развития механизма формирования ЕТП.

Также в значительной степени будет увеличено использование транспортного потенциала странами ЕАЭС за счет транзита грузов по их территориям. Помимо этого, предполагается образование дополнительных рабочих мест, благодаря чему ожидаются улучшение качества жизни населения и новые налоговые поступления в бюджеты государств евразийского объединения.

Следует сказать, что активизация инновационной деятельности с использованием современных технологий в транспортной отрасли и внедрение полученных результатов выступает еще одним достижением указанного процесса. При этом возрастет роль науки в транспортной сфере: ожидается создание и обновление имеющейся научно-исследовательской базы и развитие международных партнерских научно-технических отношений.

Также предполагается, что будет улучшено качество образования, условия труда и отдыха в исследуемой сфере, что в итоге приведет к росту эффективности использования трудового (кадрового) потенциала.

Снижение вредного воздействия на окружающую среду опасных выбросов и прочих загрязнений выступит одним приоритетом, содержащимся в рассматриваемом механизме. Все это окажется реальным в случае, если будут активно внедряться современные технологии по оптимизации маршрутов, а также транспортные средства, функционирующие на альтернативных видах топлива, за счет чего перевозки станут менее энергоемкими.

Требуется также сказать, что при совершенствовании отмеченного механизма на автомобильном грузовом транспорте будут достигнуты следующие результаты:

- преодолен «разрыв» в развитии рынков автотранспортных услуг ЕС и ЕАЭС;

Проблемы экономики и юридической практики

1'2018

- сокращены и/или полностью устранены барьеры и/или ограничения, которые препятствуют оптимальному функционированию рынка автотранспортных услуг;

- сформированы единые правила конкуренции на рынке автотранспортных услуг, в том числе благодаря совместному регулированию сферы антимонопольной деятельности;

- осуществлен переход к рыночному регулированию рассматриваемого рынка с учетом экономических и социальных интересов государств-членов ЕАЭС;

- отмечено увеличение темпов совершенствования дорожно-транспортной инфраструктуры в сравнении с темпами роста процесса автомобилизации;

- созданы условия для формирования современных транспортно-логистических и терминальных комплексов, а также единой информационной системы обеспечения перевозок товаров и грузов;

- развитие инструментов компенсации вреда, причиняемого транспортными средствами покрытию дорожных автомагистралей при транспортировке крупногабаритных, опасных и тяжеловесных грузов;

- обновление программ государственно-частного партнерства при создании и развитии транспортной инфраструктуры в ЕАЭС.

Говорить о возможности достижения указанных результатов нам позволяет изученный опыт ЕС в отмеченном процессе [4].

Указанные выше ожидаемые результаты выступают положительными аргументами, обуславливающими и подчеркивающими необходимость в совершенствовании механизма формирования ЕТП в ЕАЭС.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 87,54%.

Список литературы:

1. Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 08.05.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.08.2017)

2. ГОСТ Р 51006 - 96 Услуги транспортные. Грузовые перевозки. Номенклатура показателей качества

3. Лесняков А.А. Роль транспорта в современных интеграционных процессах. Исследование проблем таможенного дела: сборник статей аспирантов / под общ. ред. канд. техн. наук, старшего научного сотрудника Н.Г. Липатовой. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2017. - 154 с.

4. Лесняков А.А. Оценка опыта формирования единого транспортного пространства в ЕС и потенциал его формирования в ЕАЭС. Конкурентный потенциал развития экономики России: проблемы и достижения: сборник материалов межвузовской студенческой научно-практической конференции. М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2016. - 64 с.

5. Лесняков А.А. Модель организационно-экономического механизма формирования единого транспортного пространства в Евразийском экономическом союзе / А.А. Лесняков // Экономика и предпри-нимател ьство, № 9 (ч.2), 2017. - С. 743-746.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.