Научная статья на тему 'Единоборства в системе физического воспитания студентов'

Единоборства в системе физического воспитания студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3358
363
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баранов Дмитрий Викторович

В статье рассматривается проблема организации и осуществления спортивно ориентированного физического воспитания в вузе на основе единоборств. Выявлены недостатки и факторы, препятствующие эффективному достижению спортивных результатов и росту технического и тактического мастерства студентов-единоборцев. Даны рекомендации и предложены определѐнные способы улучшения подготовки боксѐров. Определены комплексные предпосылки, положительно влияющие на все стороны подготовки единоборцев в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баранов Дмитрий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article deals with the problem of interconnection of general physical, special physical and special preparing in modern training of boxers.

Текст научной работы на тему «Единоборства в системе физического воспитания студентов»

Лабораторные и практические работы обеспечивают один из важнейших принципов дидактики - принцип связи теории с практикой. Они развивают у учащихся познавательные способности, наблюдательность, внимание, навыки самостоятельных решений проблем графического, технологического и конструкторского характера.

Выводы

Таким образом, с одной стороны, теоретический анализ и изучение ряда поверхностей (цилиндрической, конической, сферической, эллипсоидной и гиперболоидной), сочетание которых образует фасонную поверхность, а с другой стороны, проведение лабораторной работы «Определение видов поверхностей точёных изделий» и практической работы «Точение фасонной поверхности» позволяют повысить качество и эффективность методики преподавания темы «Точение древесины» при обучении учащихся общеобразовательных школ и подготовке будущих учителей технического труда в вузе. Использование представленного материала будет способствовать решению этих задач.

Литература

1. Политехнический словарь / редкол.: А. Ю. Ишлинский (гл. ред.) [и др.]. - М. : Большая Российская энциклопедия, 2000. - 656 с.

2. Гликин, М. С. Декоративные работы по дереву на станках / М. С. Гликин. - М. : Изд-во «Народное творчество», 1999. - 280 с.

Summary

In this article the following concepts are revealed: technological operation «Turning wood», bodies of rotation and surfaces corresponding to them (cylindrical, conic, spherical, ellipsometer and hyperboloidal); the definition of a shaped surface is given. Fixing and the mechanism of various turning chisels are analyzed; the technology turning shaped surfaces of products from wood is described. This article is recommended for teachers of technical work, students and teachers of high schools, and also for teachers of system of preparation, retraining and improvement of professional skill of pedagogical shots on a speciality 1-02.06.01 - «Technology (in directions)».

Поступила в редакцию 24.03.08.

УДК 796.01

Д. В. Баранов

ЕДИНОБОРСТВА В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

В статье рассматривается проблема организации и осуществления спортивно ориентированного физического воспитания в вузе на основе единоборств. Выявлены недостатки и факторы, препятствующие эффективному достижению спортивных результатов и росту технического и тактического мастерства студентов-единоборцев. Даны рекомендации и предложены определённые способы улучшения подготовки боксёров. Определены комплексные предпосылки, положительно влияющие на все стороны подготовки единоборцев в вузе.

Введение

Физическое воспитание студентов и спорт, достижение спортивных результатов учащейся молодежью были всегда тесно и неразрывно связаны между собой. Сегодня данное направление получило название «спортивно ориентированного физического воспитания» и развивается на различных уровнях физического совершенствования подрастающего поколения. Современный уровень развития спорта и те требования, которые он предъявляет к развивающейся личности, требуют максимальной мобилизации физических и психических сил спортсмена, профессиональной

подготовки для успешного выступления на соревнованиях. Научные исследования и вузовская физкультурно-спортивная практика показывают, что существует целый ряд условий и факторов, которые существенно противодействуют вовлечению студенческой молодёжи в активное и углубленное занятие тем или иным видом спортивной специализации. Объясняется это недостаточным включением и использованием (реализацией) целого ряда комплексных мероприятий (условий) для развития многих видов спорта, способствующих полной реализации психофизического потенциала спортсменов в вузе. Важнейшими из них являются следующие: уровень материально-технической базы для отдельного вида спорта и уровень современных требований к нему (оснащенности, обеспеченности современным спортивным оборудованием и инвентарем); расписание и соотношение количества учебных и тренировочных занятий; планирование адекватной тренировочной и соревновательной нагрузки спортсменам; соотношение и характер тренировочных средств; план-календарь соревнований, уровень квалификации преподавателей-тренеров, организационная структура и др.

Особое внимание следует обратить на представленность, динамику и уровень развития многих видов единоборств (бокс, киг-боксинг, каратэ, самбо и др.) в спортивно ориентированном физическом воспитании студентов, которые в вузе развиваются на основе энтузиазма малочисленной группы преподавателей-спортсменов. Следует отметить, что эти виды сегодня минимально задействованы в процессе физического воспитания учащейся молодежи и зачастую не являются профилирующими видами спорта в вузе. Практически отсутствует также цельная комплексная система подготовки студентов по этим видам спорта в вузе. Известно, что единоборства являются мощным средством физического развития, обучения навыкам самообороны, комплексного развития важнейших физических качеств: силы, ловкости, координации, быстроты, а также способности быстро реагировать на внезапно меняющуюся обстановку, обретения уверенности в себе [1]. Именно поэтому они должны органично сочетаться с традиционными средствами физического воспитания будущих специалистов в деле формирования профессиональной физической культуры личности.

Поэтому возникла необходимость комплексно оптимизировать тренировочный процесс единоборцев посредством грамотного использования средств, методов подготовки, учитывая все условия и факторы, которые влияют на мотивацию студентов-единоборцев и эффективность тренировок.

Цель исследования: определить наиболее эффективные средства и методы повышения физических и специальных качеств единоборцев, учитывая современные требования соревнований и тренировок, а также уровень их организации и проведения в условиях вузовской подготовки.

Задачи исследования:

1. Установить уровень интенсивности и количества тренировочной нагрузки при использовании новых экспериментальных средств (подводящих упражнений).

2. Разработать содержание программ подводящих упражнений для этапов ОФП1, СФП2, СП3.

3. Определить эффективность новых экспериментальных средств в динамике роста физических, специальных качеств и повышения спортивных результатов.

Методы исследования:

1) анализ научно-методической литературы;

2) тестирование;

3) методы математической статистики.

Методика и организация исследования. Тестирование проводилось на базе Гомельской областной организации «Динамо», на отделении бокса. В эксперименте приняли участие две группы: контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ), состоящие из 12 спортсменов в возрасте 16-23 лет, имеющих спортивную квалификацию 1 разряда и КМС. Стаж занятий у испытуемых был 4-5 лет.

1 Общефизическая подготовка.

2 Специальная физическая подготовка.

3 Специальная подготовка.

Результаты исследования и их обсуждение

В структуре физического воспитания студентов вуза существует широкий круг средств, методов и форм занятий для направленного развития физических качеств, двигательных умений и навыков и решения задач профессионально-прикладной физической подготовки в зависимости от профиля специальности. Особую роль в процессе спортивно ориентированного физического воспитания студентов вуза следует отвести достижению высокого двигательного потенциала во многих видах спортивной специализации, участию в соревнованиях и достижению высокого уровня спортивных результатов.

Отличительной особенностью студенческого спорта является его зависимость от основной, доминирующей учебно-познавательной (квазипрофессиональной) деятельности студентов. Следовательно, занятия спортом у студенческой молодёжи могут приобретать характер слияния базовой физической подготовки с профессионально-прикладным спортом (профессионально-прикладной физической подготовкой) и спортом высших достижений [3]-[6].

В системе высшего профессионального образования в нашей стране успешно развиваются многие виды спорта. Предпочтение отдаётся всем видам спортивной борьбы, боксу, спортивным играм, легкой атлетике, многим силовым видам спорта, плаванию и др. В связи с этим делается углубленный уклон в сторону развития тех или иных видов спорта, в зависимости от уровня подготовки кадров, материальной базы, традиций и других объективных и субъективных факторов.

Необходимо отметить, что важной особенностью студенческого спорта является возрастная граница в основном от 17 до 22 лет, в этом возрасте многие спортсмены достигают максимальных спортивных результатов, особенно если начали заниматься спортивной специализацией в раннем возрасте (например, гимнастика, спортивные танцы, плавание и др.) В то же время существует большая группа студентов, которые либо начали заниматься спортом в вузе, либо вообще не занимаются определённым видом спорта. Существует широкая возможность отбора в спортивные секции, где возможно проявление высоких спортивных результатов в более позднем возрасте, чем период с 17 до 22 лет, в котором не происходит заметного снижения работоспособности и физиологических функций. Это относится ко многим видам борьбы, единоборствам (бокс), силовым видам спорта и многим другим.

Существование такой сильной вариации уровня подготовки студентов-спортсменов требует комплексного и профессионального подхода к спорту. В этом случае необходим плавный и адекватный переход от более низкой спортивной квалификации к более высокой. Здесь требуется грамотное планирование тренировочных средств в зависимости от уровня подготовки спортсменов, расписания учебных занятий студентов, материальной базы, средств восстановления и других факторов. Профессиональное отношение к занятиям спортом и учебные занятия являются для студентов очень большой физической и психической нагрузкой, даже если спортсмен переведён на индивидуальный план обучения. В профессиональном становлении будущего специалиста в вузе сочетание учебной и спортивной деятельности всегда были очень непростой проблемой, решение которой лежит в плоскости оптимизации, рационального сочетания и системогенеза различных видов подготовки студентов. Соответственно этому необходимо рациональное планирование тренировочных нагрузок и составление плана количества стартов и соревнований в годичном цикле в наиболее оптимальные периоды работоспособности и восстановления спортсменов [7].

Большую роль в студенческом спорте необходимо отводить формированию потребностей и мотивов у будущих специалистов для занятия тем или иным видом спортивной специализации. Крупнейший специалист в области физического воспитания студентов профессор В. А. Коледа подробно раскрыл основные составляющие мотивации студентов для занятий физической культурой и спортом. К ним автор относит следующие:

> достижение спортивных высот;

> совершенствование физических качеств;

> физическое образование;

> взаимосвязь учёбы и спорта;

> физическое совершенствование [3].

Проведенные нами социологические исследования показали, что существует также определённый контингент студентов, у которых сформированы не совсем адекватные представления о влиянии физкультуры и спорта на их профессионально-личностное развитие. В соответствии с этими представлениями и мнениями они находят объективные и субъективные причины не

заниматься физической культурой и спортом как во время учебных занятий, так и в повседневной жизнедеятельности. Установлено, что к этим факторам относятся следующие: непонимание важности и значимости занятий физической культурой и спортом для профессионального и личностного развития, нежелание заниматься физическими упражнениями, свободное времяпровождение, отсутствие привычки и элементарных навыков занятий спортом, незначительное количество свободного времени, неумение рационально организовать свое личное время, отсутствие условий и многие другие. Рефлексия этих результатов позволила сделать вывод о необходимости развития интереса к определённому виду спорта у студентов, создания условий, которые будут содействовать возникновению многих видов положительных физкультурно-спортивных мотиваций. Этими условиями должны быть общественно -государственные стимулы, стратегии и приоритеты на востребованность психофизически здоровой и физкультурно образованной личности молодого специалиста в обществе. При этом следует учитывать, что позитивное отношение к занятиям многими видами спорта следует формировать в раннем возрасте, постепенно вовлекая личность во всё больший объём знаний и базы двигательных умений в определённых видах движений [2].

Современное теоретическое спортивное знание фиксирует тот факт, что уровень развития спорта в третьем тысячелетии предъявляет сверхнормативные (запредельные) требования ко всем системам организма человека. В спорте существует высокий уровень травматизма и перенапряжения. В связи с этим необходимо профессионально и грамотно передать студентам-спортсменам теоретический и практический материал о видах спорта (в частности о единоборствах, с тем чтобы создать у студентов правильное представление о форме, средствах и методах тех или иных тренировочных занятий, уровне спортивных соревнований, благоприятствуя тем самым повышению положительной спортивной мотивации и заинтересованности). В противном случае можно столкнуться с антипатией, боязнью перегруза, травматизмом и нежеланием заниматься данным видом спортивной специализации. Это особенно относится ко многим видам спортивных единоборств (борьба, бокс, восточные единоборства и другие).

Достижение высоких результатов в современном спорте возможно только при комплексном подходе ко всем видам подготовки спортсменов: физической, технической, технико-тактической, психологической, интегральной, теоретической - и с ориентацией на их максимальное развитие до высокого уровня. Техническая и технико-тактическая подготовка боксёров представляют собой целый ряд мероприятий. Эти мероприятия не ограничиваются улучшением только специализированной подготовки, необходимо также развить целый ряд психологических качеств (концентрацию внимания, быстрое переключение с одного вида деятельности на другой, устойчивость к стрессу, нестандартное и эффективное решение неожиданно возникающей ситуации) и способов мышления; умение анализировать, а также способность быстрого психического восстановления после максимальных нагрузок. Достичь высокого уровня технико-тактической подготовки можно только если учитывать современный уровень развития спорта, правильно соотносить все тренировочные средства на протяжении всего круглогодичного цикла, а также с помощью ряда комплексных мероприятий по восстановлению, отдыху студентов, определения количества и качества учебно-тренировочной нагрузки, разнообразного применения средств восстановления и других факторов. Многое зависит от самой личности студента, его особенностей и наличия задатков к определённому виду спортивной специализации. И здесь, конечно, необходимо проводить квалифицированный и адекватный отбор в те или иные спортивные секции по единоборствам. Большая роль в этом отводится преподавателям вуза и тренерам по видам спорта, которые постоянно внимательно изучают задатки, способности, предрасположенность к видам спорта, уровень и особенности физического развития, физической подготовленности, проявление спортивных интересов студентов и другие личностные свойства [8].

К специфическим условиям спортивной тренировки и соревнованиям во многих видах единоборств (в частности, в боксе) следует отнести следующее: адаптированность организма к условиям среды, возможности восприятия, психической устойчивости, способность преодолевать многие неприятные факторы (такие, как стресс, большое количество болевых ощущений, неожиданно меняющиеся условия поединков, длительное нахождение в психологическом и физическом напряжении). Чтобы достичь успеха в соревнованиях, необходимо уметь уменьшать и эффективно преодолевать эти мощно влияющие внутренние и внешние раздражители. Готовность к таким

многосторонним и требующим большой мобилизации всех систем организма воздействиям необходимо вырабатывать постепенно, без форсирования нагрузки, ранга соревнований, уровня информации. Внутренняя готовность спортсмена к серьёзным тренировочным нагрузкам и требованиям соревнований возникает, как правило, через несколько лет регулярных занятий боксом. Часто существует большой риск перенапряжения, перетренировки даже при небольшом форсировании нагрузки. Это особенно характерно для юношеского и подросткового возраста боксёров, но в значительной мере распространяется и на другие возрастные группы. В этом случае бывает легко нарушить положительную мотивацию и позитивный настрой боксёра, что, несомненно, является неотъемлемой составляющей результативности и стабильного результата.

Соотнося этот вид единоборства с режимом физического воспитания студентов, следует в достаточной мере исключить многие нежелательные состояния организма и условия тренировок и соревнований с помощью более разнообразного подбора тренировочных средств и различных методик. Это необходимо для того, чтобы уменьшить травматизм боксёров, увеличить оздоровительную направленность, интерес к тренировкам у студентов, эффективнее выявить индивидуальные задатки боксёра, тем самым, увеличив количество желающих заниматься этой спортивной специализацией в вузе.

Говоря о значительном исключении травматизма в боксе у студентов, следует отметить характер соотношения тренировочных средств в процессе тренировки. Большое количество соревнований в году, требующее непосредственно специализированной подготовки; тренировочные спарринги, большое количество времени по отработке приёмов в парах существенно увеличивает риск различных повреждений. Здесь целесообразно в определённых размерах ограничить жесткий контакт боксёров без уменьшения уровня специализированных навыков: чувства дистанции, техники движений, многих видов реакции и др. Это возможно получить путем комплексного подбора средств и методов применения многих подготовительных и подводящих упражнений. При этом спортивная форма и специализированные умения улучшаются, а риск травматизма снижается.

Подводящие и подготовительные упражнения соответственно делятся на большое количество групп в зависимости от характера тренировочной нагрузки (таблица 1), сложности выполнения, а также от постановки тех или иных задач в тренировке, необходимости развития определённых физических и специальных качеств и этапов подготовки ОФП, СФП, СП.

Таблица 1 - Применяемые тесты для определения физической и специальной подготовленности боксёров

Физическое качество Общефизическая подготовка Тест Размерность

Быстрота общая 1. Бег 30 м с

2. Бег 100 м с

Взрывная сила 4. Толкание ядра м

5. Прыжок в длину с места см

Выносливость общая 6. Бег 3000 м с

Выносливость силовая 7. Сгибание рук в упоре лёжа макс. кол-во циклов

8. Подтягивание в висе макс. кол-во циклов

9. Поднимание ног из виса на перекладине макс. кол-во циклов

Выносливость скоростная Специальная подготовка 10. Удары на боксёрском мешке кол-во ударов за 120 с

Быстрота специальная 11. Удары на боксёрском мешке кол-во ударов за 10 с

Тестирования показали существенные различия между спортсменами КГ и ЭГ по всем показателям физических и специальных качеств и существенную эффективность применения новых экспериментальных средств.

На период завершения педагогического эксперимента результаты ЭГ значительно превышали результаты КГ (таблица 2).

Таблица 2 - Сравнение показателей физических и специальных качеств боксёров КГ и ЭГ на этапе завершения педагогического эксперимента

Показатели КГ ЭГ 1-расчет-ное 1-крити-ческое Р

Среднее значение Стандартное отклонение Стандартная ошибка Среднее значение Стандартное отклонение Стандартная ошибка

Подтягивание из положения виса 17,83 2,48 1,01 23,00 2,24 1,00 3,31 >2,228 0,05

Сгибание и разгибание рук в упоре 74,33 4,80 1,96 100,16 8,90 3,64 5,70

Подъем ног из положения виса 15,16 2,22 0,91 19,50 1,51 0,62 3,59

Бег 30 м 4,50 0,15 0,06 4,16 0,05 0,02 4,56

Бег 100 м 12,86 0,26 0,11 12,41 0,23 0,09 6,32

Прыжок в длину с места 2,43 0,06 0,03 2,58 0,06 0,03 3,65

Количество ударов на боксёрском мешке За 10 сек. 75,70 1,47 0,80 100,33 1,47 0,80 14,03

За 2 мин. 571,83 7,70 3,15 628,60 12,00 4,90 8,9

Бег 3000 м на время (сек) 689,00 7,43 3,03 660,83 10,12 4,13 4,95

Толкание ядра Левой рукой (м) 8,22 1,22 0,50 8,80 1,20 0,49 3,17

Правой рукой (м) 8,57 1,10 0,44 8,95 1,01 0,41 3,02

Улучшение было в следующих показателях: подтягивание из положения виса ЭГ над КГ на 27%, сгибание и разгибание рук в упоре ЭГ над КГ на 26%, подъем ног из положения виса ЭГ над КГ на 24,5%, бег 30 м на время ЭГ над КГ на 9,5%, бег 100 м на время ЭГ над КГ на 5%, количество ударов на боксерском мешке за 10 сек ЭГ над КГ на 25%, за 2 мин ЭГ над КГ на 10%, в беге 3000 м на время ЭГ над КГ на 5%, в толкании ядра левой рукой ЭГ над КГ на 7%, правой рукой ЭГ над КГ на 5%.

Основные тесты использовались в рамках учебной программы для детско -юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, согласованной с Белорусской федерацией любительского бокса 6 ноября 2004 г. и утвержденной приказом Министерства спорта и туризма Республики Беларусь № 1003 от 1 декабря 2004 г., а также в соответствии с планированием учебно-тренировочного процесса по боксу в специализированных учебно-спортивных учреждениях (ДЮСШ, СДЮСШОР, УОР, ШВСМ ЦОП), утвержденным приказом Министерства спорта и туризма Республики Беларусь в 2000 г. [1], [2].

Полученные результаты позволили определить дозировку, количество и интенсивность экспериментальных средств, которые использовались вместе с общепринятыми. Внедрение новой методики способствовало оптимизации учебно-тренировочного процесса боксеров, повышению уровня физических, специальных качеств, стабилизации технико-тактического мастерства. Результаты эксперимента были введены в практику.

Примерная оптимальная схема групп подводящих упражнений для этапов ОФП, СФП, СП в годичном цикле (рисунок).

Подводящие упражнения

Этап ОФП

Группа упражнений,

направленная на развитие выносливости с одновременным совершенствованием техники движений, пульс до 160 уд. в мин.

Группа упражнений,

направленная на развитие взрывной силы с одновременным совершенствованием техники движений, пульс до 160 уд. в мин.

Группа упражнений,

направленная на развитие равновесия и координации с одновременным совершенствованием техники движений, пульс до 160 уд. в мин.

Этап СФП

I

Группа упражнений,

направленная на совершенствование передвижений с одновременным закреплением техники защит и ударов, пульс 170-180 уд. в мин.

Группа упражнений,

направленная на улучшение быстроты и точности ударов с одновременным реагированием на сигнал тренера, боксёра.

I_

Группа упражнений,

направленная на длительное выполнение технических приёмов на снарядах с высоким уровнем интенсивности; пульс до 180 уд. в мин для улучшения спец. выносливости.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Этап СП

1

Группа упражнений, направленная на улучшение специальной быстроты боксёра и улучшение выполнения техники движений в боевых условиях Группа упражнений с партнёром, направленная на улучшение нервно-двигательной реакции, чувства дистанции с максимальным снижением травм Группа упражнений с партнёром, мобилизующая все специальные качества непосредственно перед соревнованиями, приводящие боксёра к полной мобилизации

Рисунок - Группы подводящих упражнений на различных этапах подготовки боксеров

Необходимым условием успешной подготовки боксёров к соревнованиям и стабильному выступлению в них является необходимый, плавный и адекватный переход от этапа общефизической подготовки (ОФП) к последующим этапам специальной физической подготовки (СФП) и специальной подготовки (СП). Необходимо, чтобы тренировочная работа одного этапа подготовки положительно влияла на тренировочную работу последующего этапа, а не взаимно исключалась. При нарушении этого принципа происходит достаточно медленная адаптация организма спортсмена к специфическим нагрузкам в боксе, что значительно влияет на результат выступления не в лучшую сторону. Это особенно относится к переходу

от этапа общефизической подготовки к специальным этапам. Особая роль принадлежит грамотному подбору тренировочных средств и характера нагрузки, интенсивность которой должна постепенно повышаться от первого этапа к последующему и далее к предсоревновательному.

Таким образом, при рассмотрении проблемы спортивного ориентирования на единоборства в вузе на основании вышеизложенного материала необходимо сделать следующие выводы:

1. Организацию учебно-тренировочных занятий необходимо проводить с учетом специфики единоборств, грамотно используя средства и методы спортивной подготовки, максимально индивидуализировать тренировочный процесс, посредством этого оказывать позитивное влияние на мотивационную сферу и познавательную деятельность студентов.

2. Специальную подготовку с использованием жесткого контакта в парах необходимо разнообразить различными способами выполнения упражнений для стабилизации технических навыков и уменьшения травматизма и повреждаемости и улучшения приспособляемости к специфичным условиям тренировки.

3. Уровень общефизической подготовки необходимо повышать, учитывая последующие этапы специализированной подготовки, таким образом, чтобы рост уровня физических качеств способствовал увеличению специальных.

4. Уровень оснащенности и материальной базы вуза для определённого вида спорта (единоборств) должен соответствовать специфике этого вида и уровню современных требований, которые предъявляют соревновательные поединки и тренировочные занятия.

5. Тренировочные занятия и выступления на соревнованиях необходимо оптимально совмещать с графиком учебных занятий и экзаменов. Грамотно планировать годовой план-календарь основных и подводящих соревнований.

6. Для успешности выступления на соревнованиях и эффективного роста технического и тактического мастерства боксёров необходимо значительно расширить и комплексно применить ряд новых, экспериментальных средств спортивной подготовки спортсменов на протяжении всех этапов ОФП, СФП, СП.

Литература

1. Бокс : учеб. прогр. для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских шк. олимпийского резерва / сост.: С. А. Сергеев, А. В. Дмитриев ; Белорус. гос. ун-т физ. культуры. - Минск : БГУФК, 2004. - 60 с.

2. Планирование учебно-тренировочного процесса по боксу в специализированных учебно-спортивных учреждениях (ДЮСШ, СДЮШОР, УОР, ШВСМ, ЦОП) : метод. рекомендации / С. А. Сергеев [и др.] ; Науч. исслед. ин-т. физ. культуры. - Минск, 2000. - 20 с.

3. Дегтярев, И. П. Бокс : учеб. для ин-тов физ. культуры / И. П. Дегтярев. - М. : Физкультура и спорт, 1979. - 287 с.

4. Коледа, В. А. Физическая культура в формировании личности студента / В. А. Коледа. - Минск : БГУ, 2004. - 167 с.

5. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры) : учеб. для ин-тов физ. культуры / Л. П. Матвеев. - М. : Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.

6. Платонов, В. Н. Современная спортивная тренировка / В. Н. Платонов. - Киев : Здоров'я, 1980. - 336 с.

7. Физическая культура студента : учеб. / под ред. В. И. Ильинича. - М. : Гардарики, 2001. - 448 с.

8. Теория и методика физической культуры : учеб. / под ред. Ю. Ф. Курамшина. - М. : Советский спорт, 2003. - 464 с.

Summary

This article deals with the problem of interconnection of general physical, special physical and special preparing in modern training of boxers.

Поступила в редакцию 22.09.08.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.