Научная статья на тему 'ЕДИНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ГРАЖДАНСКОГО ПЕРСОНАЛА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ЕДИНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ГРАЖДАНСКОГО ПЕРСОНАЛА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
18
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / ВОЕННАЯ СЛУЖБА / ОХРАНА ТРУДА / ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / ГРАЖДАНСКИЙ ПЕРСОНАЛ / СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Цуциев Сергей Александрович

В статье рассматриваются вопросы защищенности военнослужащих и лиц гражданского персонала в аспекте безопасности военной службы и охраны труда с целью обоснования создания модели единой системы управления безопасностью жизни и здоровья военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации. Автором были изучены нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие порядок обеспечения безопасности различных категорий граждан, замещающих должности в воинских частях. В результате проделанной работы было установлено, что предлагаемая в настоящее время к реализации модель безопасности военной службы не в должной мере соответствует потребностям современной армии и флота. В качестве основы для создания модели единой системы управления безопасностью жизни и здоровья для личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации предложена модель современной системы управления охраной труда, учитывающая особенности профессиональной деятельности обеих категорий граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNIFIED SYSTEM MANAGEMENT FOR SAFETY OF LIFE AND HEALTH MILITARY AND CIVILIAN PERSONNEL OF THE RUSSIAN FEDERATION ARMED FORCES

In article is devoted to security issues with regard to servicemen and members of civilian staff in terms of military service security and labor protection aiming to provide of a rationale for creating a model of a unified occupational safety and health management system for the Russian Federation Armed Forces personnel. Authors studied the legislative and other statutory and regulatory acts of the Russian Federation which determine the security procedure for different social categories, filling positions in military units. As a result of the performed research, it was found that the military service security model currently proposed for realization fits the modern Army-Navy needs improperly. A model of a modern labor protection management system which takes work factors of the both social categories into account is proposed as a template for creating a model of a unified occupational safety and health management system for the Russian Federation Armed Forces personnel.

Текст научной работы на тему «ЕДИНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ГРАЖДАНСКОГО ПЕРСОНАЛА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 614.8; 355/359

doi: 10.52135/2410-4124_2021_4_51

ЕДИНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ГРАЖДАНСКОГО ПЕРСОНАЛА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

UNIFIED SYSTEM MANAGEMENT FOR SAFETY OF LIFE AND HEALTH MILITARY AND CIVILIAN PERSONNEL OF THE RUSSIAN FEDERATION ARMED FORCES

СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЦУЦИЕВ

старший научный сотрудник Научно-исследовательского испытательного Центра (военной медицины и военно-медицинской техники) "ГНИИИ ВМ" МО РФ, доктор медицинских наук, полковник медицинской службы в отставке, Санкт-Петербург, Россия, sdsot@yandex.ru, https://orcid.org/ 0000-0002-4658-6911

Sergey A. Tsutsiev — Senior Researcher of the Scientific and Research Testing Center (Military Medicine and Military Medical Equipment) of State Research Testing Institute of Military Medicine of the Russian Federation Defense Ministry; Doctor of Medical Sciences, Retired Colonel of Medical Service, Saint-Petersburg, Russia, sdsot@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0002-4658-6911

'АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются вопросы защищенности военнослужащих и лиц гражданского персонала в аспекте безопасности военной службы и охраны труда с целью обоснования создания модели единой системы управления безопасностью жизни и здоровья военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации. Автором были изучены нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие порядок обеспечения безопасности различных категорий граждан, замещающих должности в воинских частях. В результате проделанной работы было установлено, что предлагаемая в настоящее время к реализации модель безопасности военной службы не в должной мере соответствует потребностям современной армии и флота. В качестве основы для создания модели единой системы управления безопасностью жизни и здоровья для личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации предложена модель современной системы управления охраной труда, учитывающая особенности профессиональной деятельности обеих категорий граждан.

ABSTRACT

In article is devoted to security issues with regard to servicemen and members of civilian staff in terms of military service security and labor protection aiming to provide of a rationale for creating a model of a unified occupational safety and health management system for the Russian Federation Armed Forces personnel. Authors studied the legislative and other statutory and regulatory acts of the Russian Federation which determine the security procedure for different social categories, filling positions in military units. As a result of the performed research, it was found that the military service security model currently proposed for realization fits the modern Army-Navy needs improperly. A model of a modern labor protection management system which takes work factors of the both social categories into account is proposed as a template for creating a model of a unified occupational safety and health management system for the Russian Federation Armed Forces personnel.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:

безопасность, военная служба, охрана труда, военнослужащие, гражданский персонал, системы управления

KEYWORDS:

safety, military service, labor protection, military personnel, civilian staff, management systems

^ ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Цуциев С. А. Единая система управления безопасностью жизни и здоровья военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации // Научный вестник оборонно-промышленного комплекса России. 2021, № 4. С. 51-57

FOR CITATION:

Tsutsiev S. A. Unified system management for safety of life and health military and civilian personnel of the Russian A Federation Armed Forces. Scientific Bulletin of the military-industrial complex of Russia. 2021;4:51-57 (In Russ.).

ВВЕДЕНИЕ

История безопасности военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее - ВС РФ) уже перешагнула свой 25-летний юбилей, но ряд концептуальных вопросов, по мнению автора статьи, до сих пор не могут найти своего решения. Во первых, это касается определения объектов безопасности военной службы, что имеет негативные последствия как в теоретическом, так и в прикладном аспектах. Очевидность этого факта стала бесспорной после выхода Методических рекомендаций по организации и выполнению мероприятий повседневной деятельности в соединениях и воинских частях ВС РФ.* Во-вторых, как считает автор, предлагаемая в настоящее время к реализации организационная модель системы управления безопасностью военной службы** не в полной мере соответствует потребностям современной армии и флота. Есть все основания считать ее устаревшей, т.к. до сих пор, даже в условиях повседневной деятельности мирного времени, нередки случаи травм, отравлений и даже гибели военнослужащих.1 Дело даже не в том, что в общевоинских уставах ВС РФ насчитывается пять объектов безопасности ("личный состав", "каждый военнослужащий в отдельности", "местное население", "его имущество", "окружающая среда"), а позже в Методических рекомендациях фигурирует только один объект — "военнослужащий, осуществляющий профессиональную служебную деятельность". Нелепость сложившейся ситуации состоит в том, что ни в одном из этих перечней объектов безопасности нет того, кто непосредственно изнутри, практически "плечом к плечу", испытывает на себе все тяготы и лишения военной службы. Речь идет, конечно же, о гражданском пер-

* Методические рекомендации по организации и выполнению мероприятий повседневной деятельности в соединениях и воинских частях Вооруженных Сил Российской Федерации. Служба войск и обеспечение безопасности военной службы для изучения и применения: Указание первого заместителя Министра обороны Российской Федерации от 20.12.2018 № 205/2/585.

** Об утверждении Руководства по обеспечению безопасности военной службы в ВС РФ: приказ Министра обороны Российской Федерации от 22.07.2015 № 444.

Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации (вместе с "Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации", "Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации", "Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации"): Указ Президента Российской Федерации от 10.11.2007 № 1495.-URL: https://doblest-chest.ru/ zakoni/ukazi-prezidenta/12-ustav-predislovie (дата обращения: 15.09.2021).

сонале ВС РФ, однако в основополагающих нормативных правовых документах, регулирующих вопросы безопасности военной службы, об этой категории сотрудников воинских частей (учреждений) практически ничего не говорится.

Воинская часть представляет собой уникальное учреждение, где одни и те же рабочие места (штатные должности) могут замещаться (исполняться) различными категориями граждан. В первую очередь, это военнослужащие, проходящие службу по призыву или по контракту, а во вторую очередь

— это лица гражданского персонала. Подобного рода градация, как правило, встречается лишь в условиях мирного времени, а в военное время, в период ведения боевых действий почти весь личный состав полка (воинской части) представлен одной категорией граждан — военнослужащий, что обусловлено задачами результативного боевого управления войсками. В формате рассматриваемой проблемы несомненно интерес представляет характеристика организации безопасности военной службы и охраны труда этих двух категорий работников — лиц гражданского персонала и военнослужащих.

Цель: Целью проведенного исследования явилось обоснование возможной модели создания единой системы управления безопасностью жизни и здоровья военнослужащих и гражданского персонала ВС РФ.

Методы: Для достижения поставленной цели автором статьи были изучены нормативные правовые и иные акты Российской Федерации, определяющие порядок обеспечения безопасности военной службы и охраны труда, требования к современным системам управления охраной труда (далее

— СУОТ). Также были использованы личный опыт организации и проведения санитарногигиенических и противоэпидемических мероприятий в ВС РФ, в том числе и в экстремальных условиях (г. Спитак 1988 г., "Чечня-I" 1995 г.), а также разработки, внедрения и сертификации СУОТ на многочисленных предприятиях ОПК нашей страны.

Результаты: Автор статьи предлагает использовать современную СУОТ предприятия (организации) в качестве возможной модели системы управления безопасностью жизнью и здоровья военнослужащих и гражданского персонала ВС РФ.

Обсуждение: В соответствии с Федеральным законом "Об обороне"2 к личному составу ВС РФ относятся не только воен-

нослужащие, но и лица гражданского персонала, которые трудятся в центральных органах военного управления, объединениях, соединениях, воинских частях, учреждениях и других военных организациях (далее — воинская часть), а также в федеральных органах исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба. В настоящее время эта группа работников комплектуется как гражданами России, так и иностранными гражданами, заключившими трудовой договор о работе или о профессиональной служебной деятельности по определенным штатным расписанием должностям и специальностям в воинских частях ВС РФ.* Полномочия работодателя осуществляет командир или начальник соответствующей воинской части или организации ВС РФ, которому предоставлено право заключения (изменения, расторжения) трудовых договоров с работ-никами.4 В целом перечень лиц, осуществляющих от имени Минобороны России полномочия работодателя, определен приказом Минобороны России "О представителях Министерства обороны РФ, осуществляющих полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций ВС РФ" от 29.12.2012 №3910.

Подавляющее большинство гражданского персонала ВС РФ занято трудовой деятельностью на основании трудового договора, заключаемого с воинской частью в соответствии с трудовым законодательством. Эта часть гражданского персонала включает руководителей, специалистов, технических исполнителей и рабочих. В отличие от военнослужащих гражданский персонал в воинских частях выполняет, как правило, вспомогательные функции по обеспечению повседневной деятельности ВС РФ, поддержанию их боеготовности и боеспособности. Это деятельность по медицинскому, материально-бытовому, техническому обеспечению войск, участие в научно-исследовательских, ремонтно-строительных, культурно-досуговой и других видах обслуживающих работ. Впрочем законом допускаются исключения из общего правила. По перечням должностей, утверждаемым в особом порядке, могут быть случаи временного замещения ими вакантных воинских должностей или привле-

* Об утверждении Перечня должностей (профессий), замещаемых лицами гражданского персонала, в Вооруженных Силах Российской Федерации: приказ Министра обороны Российской Федерации от 13.10.2008 № 520.

чения в некоторых воинских частях в состав боевых расчетов и команд для несения боевого дежурства.

Правовой статус гражданского персонала ВС РФ, основанный на положениях Конституции Российской Федерации, Трудового кодекса Российской Федерации и иных многочисленных федеральных законов, принципиально разнится с таковым у военнослужащих. В частности, на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях ВС РФ, распространяется законодательство о труде4, причем с особенностями, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Однако какой-либо специальный закон об особенностях регулирования труда гражданского персонала до сих пор отсутствует. По этой причине условия его труда регулируются не только общими нормативными правовыми актами, но и специальными. Последние устанавливают особенности применения норм трудового права к служебной и иной трудовой деятельности гражданского персонала, исходя из их специфики. Перечень таких нормативных правовых актов, издаваемых на различных уровнях нормотворческой деятельности, достаточно широк, но большую их часть составляют нормативные правовые акты Минтруда России и ведомственные нормативные акты Минобороны России.

Если мы проанализируем официальные дефиниции понятия "безопасность военной службы", то увидим, что в каждой из них присутствуют военнослужащие и не встречается гражданский персонал, хотя все трудятся на одной территории дислокации воинской части. Кроме того, лица гражданского персонала, как мы уже ранее выяснили, находятся под юрисдикцией Трудового кодекса Российской Федерации, и вопросы безопасности регулируются СУОТ предприятия (организации).4 В соответствии с положениями, приведенными в этих документах, гражданское лицо имеет право, например, на "рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором" и полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте.

В свою очередь, работодатель (командир полка) обязан:4

- "обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда";

- "обеспечивать безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов";

- " обеспечивать соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте";

- "обеспечивать организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах";

- "обеспечивать информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты".

В ведомственных документах Минобороны России, устанавливающих порядок службы войск и безопасность военной службы, информация, подтверждающая или ограничивающая права лиц гражданского персонала на безопасные условия труда, отсутствует.1-3

Что касается военнослужащих, то их право на труд реализуется посредством прохождения ими военной службы,5 которая представляет собой особый вид федеральной государственной службы, предполагающей исполнение военнослужащими обязанностей по подготовке, а при необходимости и вооруженной защите России. Исходя из специфики своей службы, военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина, но с некоторыми ограничениями, установленными федеральными законами, которые связаны с необходимостью "беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни". При необходимости военнослужащий по приказу командира (начальника) обязан приступить к исполнению обязанностей военной службы в любое время. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации. Время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву - один день военной службы за два дня работы. Время прохождения военной службы военнослужащими на воинских должностях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, засчитывается в специальный трудовой стаж при установ-

лении пенсии по старости в связи с особыми условиями труда или пенсии за выслугу лет, если указанные должности включены в соответствующие перечни, утвержденные Правительством Российской Федерации.

Таким образом, анализ нормативных правовых и иных актов Российской Федерации по охране труда и безопасности военной службы в ВС РФ позволяет заключить следующее. Во-первых, производственная деятельность лиц гражданского персонала ВС РФ при замещении ими штатных должностей в воинской части и военная служба граждан (по призыву, по контракту) на военных должностях воинской части сопоставимы, так как оба этих вида деятельности представляют собой трудовую деятельность.

Во-вторых, гражданский персонал ВС РФ априори не может быть объектом безопасности военной службы, т.к. находится под юрисдикцией Трудового кодекса и в этой защите не нуждается. Действующая в России система социальных гарантий предоставляет им право не только на безопасный труд, но и на информирование о вредных и опасных факторах трудового процесса, возможном ущербе здоровью, проводимых мероприятиях по исключению (минимизации) их вредного воздействия и прочих профилактических мероприятиях. Специальная оценка условий труда рабочих мест (далее - СОУТ)67 и производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (далее: ПК)* позволяют на постоянной основе инструментально не только проводить оценку условий их труда на каждом рабочем месте, но и осуществлять за ними динамическое наблюдение. Все эти многочисленные мероприятия реализуются на Системе управления охраной труда организации — системной основе, которую работодатель обязан разработать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии.4

Что касается безопасности военной службы, то здесь все не так просто. Есть ряд вопросов, на которые пока нет ответов, а положения прикладного характера носят де-

* О введении в действие санитарных правил — СП 1.1.1058-01: постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13 июля 2001 г. № 18 // Российская газета.-20о1.- 13 ноября. -№ 222.

О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения: Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.-1999.- № 14. Ст. 1650.

кларативный характер. Например, одним из ключевых вопросов всей деятельности по обеспечению безопасности военной службы личного состава воинской части является формирование документов: Реестра опасных объектов полка, представляющих угрозу жизни и здоровью военнослужащих; Реестра вредных и опасных факторов военной службы, оказывающих отрицательное воздействие на состояние здоровья и боеспособность военнослужащих полка; Перечня должностей (рабочих мест), замещение которых сопряжено с воздействием вредных и (или) опасных факторов военной службы.8-9 Где и как эти документы взять, основополагающие документы Минобороны России исчерпывающего ответа на эти вопросы не дают. Командиру полка, в частности, предписывается выявлять, актуализировать, анализировать и прогнозировать опасные факторы военной службы, но практического инструмента реализации этих обязанностей ему не предоставляется. При этом ничего не говорится о том, что понятия "вредный фактор" и "опасный фактор" являются производными от гигиенического нормирования и применяют их с целью демонстрации влияния фактического уровня фактора среды на состояние здоровья, работоспособность и даже жизнь человека. Следовательно, для идентификации фактора в качестве вредного (опасного) необходимо для объективизации наших органолептических и иных ощущений провести инструментальное исследование, выполненное аккредитованной установленным порядком испытательной лабораторией. Поэтому планирование мероприятий по контролю за соблюдением требований безопасности военной службы должно включать в себя проведение как плановых, так и внеплановых инструментальных исследований. Командир полка обязан "не реже одного раза в два года организовывать проведение в полку аттестации мест исполнения военнослужащими должностных и специальных обязанностей (рабочих мест) на их соответствие условиям военной службы в порядке, определенном Министром обороны Российской Федерации" .1-3 Однако название этого мероприятия никак не связано ни с СОУТ,467 ни с ПК, и никаких разъяснений по этому поводу до сих пор нет.

Отсутствие в настоящее время у должностных лиц, осуществляющих контрольные мероприятия, практического инструмента для идентификации вредных и опасных фак-

торов военной службы имеет далеко идущие последствия, сводя всю систему безопасности военной службы к формальности.

Возьмем одно из базовых понятий рассматриваемой проблемы - "нарушение требований безопасности военной службы", которое представляет собой нарушение требований, установленных законодательством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также Минобороны России и нормативно-технической документацией к образцам ВВСТ, в результате которого военнослужащий погиб или получил увечье (ранение, травму, контузию). Итак, логика этого определения такова, что если в полку за отчетный период нет официально зафиксированных случаев гибели военнослужащих, травм, отравлений и прочих, то в этой воинской части нет нарушений требований безопасности военной службы и, следовательно, созданы безопасные условия военной службы. А если инструментальным методом установлено, что на рабочем месте, например, аккумуляторщика в автопарке фактические концентрации паров серной кислоты превышают установленные ПДК, но при этом случаев гибели, травм, отравлений и пр. личного состава не зафиксировано? Что делать? Ответа на этот вопрос в нормативных правовых и иных актах по безопасности военной службы мы пока не найдем. Не найдем его и в Руководстве по медицинскому обеспечению ВС РФ.* Мы уже говорили о том, что действующие сегодня нормативные правовые и иные акты Минобороны России определяют создание в ВС РФ системы безопасности военной службы, основанной на "реактивном" методе управления, количественными показателями состояния которой являются гибель военнослужащих, получение ими травм, отравлений, что дает все основания считать ее не в полной мере соответствующей потребностям современной армии и флота.1 Современная организационная модель безопасности военной службы ВС РФ должна основываться на системном и процессном подходах, а акцент должен быть сделан на выявлении опасностей и оценке профессиональных рисков, на разработке на этой основе предупреждающих и корректирующих действий, исключающих недопустимые риски.

* Руководство по медицинскому обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время.- URL: https://pandia.ru/text/77/175/15669.php (дата обращения: 01.o9.2021).

В этой ситуации поиска путей решения проблемы приходит заманчивая идея — распространить "охрану труда" на военнослужащих, тем более что есть все основания. Начнём с того, что, как мы уже сказали выше, обе эти категории граждан замещают или могут замещать аналогичные штатные должности в одной и той же воинской части. Кроме того, военная служба официально рассматривается как реализация конституционного права на труд, а срок военной службы засчитывается в трудовой стаж с учетом всех льгот и компенсаций, предусмотренных трудовым законодательством.

Подобного рода идеи возникали и раньше. В частности, определенная схожесть понятий "безопасность военной службы" и "охрана труда" была показана еще в 1972 году, когда в многочисленных нормах военного законодательства однозначно прослеживался "правовой принцип охраны труда", в основе которого заложена идея защиты жизни и здоровья граждан в процессе трудовой деятельности.10 Не утратило своей актуальности в современных условиях военного строительства и предложение Корнишина С.В.11 — решать взаимосвязанные задачи обеспечения безопасности военной службы и охраны труда гражданского персонала ВС РФ в комплексе концептуального и структурного планов. В концептуальном плане он предложил разработать единую концепцию безопасности военной службы и охраны труда, а в структурном плане - создать в формате ВС РФ единую систему органов военного управления.

Автор статьи полагает, что в этой концепции есть и сильные, и слабые места, но основание на ее существование имеется. Не имеет смысла спор о том, возможно или нет объединение этих двух сильно различающихся систем безопасности — военной службы и охраны труда — в одном формате единоначалия командира полка или воинской части. Фактически они давно уже объединены. К личному составу ВС РФ относятся как военнослужащие, так и лица гражданского персонала,2 поэтому нормативные правовые и иные акты Российской Федерации, определяющие порядок прохождения военной службы, и основы трудовой деятельности граждан в ВС РФ взаимоувязаны, не противоречат друг другу и не препятствуют командиру полка или воинской части реализовывать в повседневной жизни основополагающий принцип военной службы — принцип единоначалия. Весь личный состав полка (военные и гражданские лица)

подчиняются командиру, а он централизованно управляет им, реализуя самостоятельно принятые решения. Это означает, что в основе деятельности этих двух категорий личного состава полка лежат одни и те же принципы.

Полагаем, что в данном случае не следует изобретать велосипед, усложнять или драматизировать ситуацию. Если система успешно функционирует применительно к гражданским лицам, то почему бы не применить ее с учетом специфики военной службы к боевой (трудовой) работе военнослужащих. Нужно в фундамент системы управления "безопасность военной службы" заложить принципы, лежащие в основе современных СУОТ предприятия (организации), изложенные либо в ГОСТ Р ИСО 45001 - 2020, либо в Руководстве МОТ-СУОТ 2001/ILO-OSH 2001. С целью практической реализации процедуры разработки, внедрения и поддержания в рабочем состоянии СУОТ в России издан пакет аутентичных документов*, а также Типовое положение о СУОТ.** Конечно, необходимо сделать поправки на особенности военной службы в ВС РФ, учитывая опыт применения современных СУОТ в организациях, где сотрудники выполняют свои обязанности в экстремальных условиях (например, МЧС), максимально сопряженных с риском для их жизни, что ничуть не умаляет всех достоинств современных моделей СУОТ. Универсальность применяемых здесь принципов очевидна. Основу подхода к системе менеджмента безопасности труда и охраны здоровья (далее — БТОЗ) составляет концепция цикла "Планируй - Делай - Проверяй - Действуй" (PDCA). Стандарт ГОСТ Р ИСО 45001 - 2020 применим к любой организации, которая планирует разработать, внедрить и поддерживать систему менеджмента БТОЗ для улучшения состояния в сфере охраны здоровья и безопасности труда, исключения опасностей и минимизации рисков в области БТОЗ, и предназначен для реализации на любом предприятии, независимо от его размеров, типа и видов деятельности.

Важно определиться с организационной структурой единой системы управления без-

* ГОСТ 12.0.230-2007. Межгосударственный стандарт. ССБТ. СУОТ. Общие требования.

ГОСТ Р 12.0.007-2009. Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению и совершенствованию.

** Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда: приказ Минтруда России от 19 августа 2016 г. № 438Н.-иК0 https://www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/71413730/#review (дата обращения: 18.09.2021).

опасностью военной службы, т.к. правильно выбранная форма позволит наиболее результативно решать проблему создания благоприятных условий труда на рабочих местах военнослужащих и гражданского персонала. Автор полагает, что структура не должна противоречить принципу единоначалия. Для этого целесообразно в ее состав включить должностное лицо из числа командования полка, которое оперативно решало бы насущные вопросы безопасности и охраны труда с последующим докладом командиру полка. Кроме того, важно обеспечить фактическое, а не формальное участие в решении вопросов безопасности всего личного состава части или представителей, а также своевременное доведение до них принятых решений. Организационная структура должна обеспечивать оперативное наблюдение за безопасностью и охраной труда, а также обмен информацией между участниками процесса. Много вопросов, требующих своего разрешения, но в любом случае важно понимать смысл этих действий. Безопасность военной службы и охрана труда должны не разделять, а объединять личный состав (военнослужащих и гражданский персонал), способствовать их взаимодействию по созданию безопасных условий труда на всех уровнях управленческой структуры. Сотрудники Научно-исследовательского испытательного Центра (военной медицины и военно-медицинской техники) ФГБУ "ГНИИИ ВМ" МО РФ обладают необходимыми знаниями и навыками и готовы поделиться ими.312

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, в настоящее время есть все условия для создания единой системы управления безопасностью жизни и здоровья как для военнослужащих, так и для гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации. В качестве образца предлагается модель современной СУОТ, учитывающая особенности труда военнослужащих и гражданских лиц.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Цуциев С.А. Идентификация опасностей и оценка профессиональных рисков в формате системного и процессного подходов как основа современной системы "безопасность военной службы" // Вестник АВН. 2020, № 4(73). С. 106-113.

2. Об обороне: Федеральный закон от

31.05.1996 № 61^3.-URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_10591/ (дата обращения: 16.09.2021).

3. Цуциев С.А. Сертифицируем СУОТ по ГОСТ 12.0.230-2007: практич. пособие.-Санкт-Петербург: ЦОТПБСП, 2012. - 136 с.

4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197^3.-URL: https://base.garant. ru/12125268/ (дата обращения: 15.09.2021).

5. О статусе военнослужащих: Федеральный закон от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.-1998.-№22. Ст. 2331.

6. О специальной оценке условий труда:

Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ.-URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/

doc/70452676/#review (дата обращения: 01.09.2021).

7. Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее запол-не-нию: приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.01.2014 № 33н // Российская газета.-2014.-28 марта.-№71.

8. Цуциев С.А. "Риск-ориентированный подход"

как способ идентификации опасностей и профессиональных рисков на объектах тыла в воинской части // Научные проблемы материально-технического обеспечения ВС РФ: сборник науч. трудов. - Санкт-Петербург: Научно-исследовательский

институт Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала-армии А.В. Хрулева. 2020, №4 (18). С. 37-50.

9. Цуциев С.А. Некоторые вопросы гигиенического и эргономического нормирования в аспекте материально-технического обеспечения безопасности военной службы // Научные проблемы материально-технического обеспечения ВС РФ: сборник науч. трудов. - Санкт-Петербург: Научно-исследовательский институт Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала-армии А.В. Хрулева. 2021, №1 (19). С. 83-94.

10. Шарков В.Е. Правовые вопросы охраны труда рабочих, служащих Советской Армии и Военноморского Флота и военных строителей: дис. ... канд. юр. наук.-Москва: ВПА, 1972. - 287 с.

11. Корнишин С.В. Правовые основы охраны труда гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юр. наук:20.02.03.-Москва, 1999. - 247 с.

12. Цуциев С.А. Современные СУОТ. С чего

начать?: практич. пособие.-Санкт-Петербург,

2011. - 111 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.