Научная статья на тему 'РОЛЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ТЕРРИТОРИЙ'

РОЛЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ТЕРРИТОРИЙ Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
37
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / УПРАВЛЕНИЕ / ТЕРРИТОРИЯ

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Гаврилюк Д.В.

В статье рассматриваются сущность системы управления экологической безопасностью территорий в России, подходы к обеспечению экологической безопасности деятельности Вооруженных Сил РФ. Раскрываются цель, механизмы, правовая основа обеспечения экологической безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации, а также структура военных органов управления экологической деятельностью. Делается вывод о значимости роли обеспечения экологической безопасности деятельности ВС РФ и необходимости совершенствования системы управления экологической безопасности военной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF ENSURING ENVIRONMENTAL SAFETY OF THE RUSSIAN ARMED FORCES IN THE SYSTEM OF ENVIRONMENTAL SAFETY MANAGEMENT OF TERRITORIES

The article deals with the essence of the environmental safety management system in Russia, approaches to ensuring environmental safety of the Armed Forces of the Russian Federation. The purpose, mechanisms, and legal basis for ensuring environmental safety of the Armed Forces of the Russian Federation, as well as the structure of military environmental management bodies, are revealed. The conclusion is made about the importance of the role of ensuring environmental safety of the armed forces of the Russian Federation and the need to improve the management system of environmental safety of military activities.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ТЕРРИТОРИЙ»

УДК 355/359.07

Гаврилюк Д.В. студент магистратуры 3 курса направление подготовки «Государственное и муниципальное управление» Южно-Российский-филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы

при Президенте РФ Россия, г. Ростов-на-Дону научный руководитель: Садовникова Ю. Ю., к. э. н. доцент кафедры экономики, финансов и природопользования Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы

при Президенте РФ Россия, г. Ростов-на-Дону

РОЛЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИИ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТЬЮ ТЕРРИТОРИЙ

Аннотация: В статье рассматриваются сущность системы управления экологической безопасностью территорий в России, подходы к обеспечению экологической безопасности деятельности Вооруженных Сил РФ. Раскрываются цель, механизмы, правовая основа обеспечения экологической безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации, а также структура военных органов управления экологической деятельностью. Делается вывод о значимости роли обеспечения экологической безопасности деятельности ВС РФ и необходимости совершенствования системы управления экологической безопасности военной деятельности.

Ключевые слова: экологическая безопасность, вооруженные силы, устойчивое развитие, экологические проблемы, управление, территория

Gavrilyuk D. V.

3rd-year master's student training direction «State and municipal management» South-Russia Institute of Management-branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

Russia, Rostov-on-don Supervisor: Sadovnikova Yu. Yu., candidate of Economics Associate Professor Department of Economics

Finance and Nature Management South-Russia Institute of Management-branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration Russia, Rostov-on-don

THE ROLE OF ENSURING ENVIRONMENTAL SAFETY OF THE RUSSIAN ARMED FORCES IN THE SYSTEM OF ENVIRONMENTAL SAFETY MANAGEMENT OF TERRITORIES

Abstract: the article deals with the essence of the environmental safety management system in Russia, approaches to ensuring environmental safety of the Armed Forces of the Russian Federation. The purpose, mechanisms, and legal basis for ensuring environmental safety of the Armed Forces of the Russian Federation, as well as the structure of military environmental management bodies, are revealed. The conclusion is made about the importance of the role of ensuring environmental safety of the armed forces of the Russian Federation and the need to improve the management system of environmental safety of military activities.

Keywords: environmental security, armedforces, sustainable development, environmental problems, management, territory.

Острота современных экологических проблем обусловлена сложившимся техногенным типом развития человеческого общества, возросшими темпами индустриализации и урбанизации, усилением антропогенной нагрузки на природные экосистемы и снижением ассимиляционного потенциала биосферы.

В современных условиях экологического кризиса особое значение приобретает проблема экологической безопасности, имеющая вне ранговый и всеобъемлющий характер, который охватывает всю биосферу планеты, отдельные государства и регионы, включая определенные виды хозяйственной, военной или другой деятельности.

Экологическая безопасность в российском государстве представляет собой одну из важнейших составляющих национальной безопасности страны, поскольку непосредственно связана с первоисточником жизни -средой обитания человека.

Основу государственной политики в сфере экологической безопасности формирует Конституция Российской Федерации и иные нормативно-правовые акты, документы долгосрочного стратегического планирования: Указ Президента РФ от 19.04.2017 № 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года», от 31.01.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» и Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О

национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», определивший ключевые направления, вошедшие в 12 национальных проектов, один из которых - экология [1,2,3].

В основные цели государственной политики по обеспечению экологической безопасности включаются: решение вопросов сохранения и восстановления окружающей природной среды, обеспечение ее качества, обязательного для благоприятной жизни людей и устойчивого развития экономики, ликвидация накопленного вреда окружающей природной среде в условиях усиливающихся процессов глобализации, как в экономической, так и в иных сферах жизни общества, роста природных и техногенных катастроф [2].

Под системой экологической безопасности понимают комплекс мер и механизмов, обеспечивающих возможное снижение отрицательного влияния природных и антропогенных факторов экологической опасности на окружающую среду и самого человека, а также создание устойчивого эффективного функционирования социо-эколого-экономических систем.

Система управления и обеспечения экологической безопасности региона и страны в целом предполагает осуществление системы механизмов, связанных с нормативно-правовым, научно-технологическим, институциональным, организационно-экономическим управлением и контролем за состоянием отдельных объектов экологической безопасности.

Экологическая безопасность регионов является обязательным условием устойчивого развития региона и служит основополагающим фактором сохранения природных систем и поддержания качества окружающей среды. Следовательно, в процессе формирования и реализации мероприятий, программ и методов экологической политики должны участвовать все уровни управления: от приоритетного федерального до уровня региона и муниципалитета, а также отраслевой уровень.

Военно-оборонная деятельность любого государства связана с высоким риском негативного влияния на природные системы, что обусловлено спецификой средств, методов, комплексным эффектом воздействия военно-техногенных факторов. Вследствие этого военные аспекты обеспечения экологической безопасности начинают занимать приоритетное место в научных исследованиях.

Вооруженные Силы Российской Федерации (ВС РФ) - крупнейший природопользователь и экологопользователь в стране. В собственности и пользовании Министерства обороны России для нужд повседневной военной деятельности (под военные гарнизоны, полигоны, аэродромы, охранные зоны особо важных объектов, военные лесхозы, складские комплексы и иные военно-оборонные объекты) находится значительный объем земельного фонда страны: по данным Росреестра [4], 11,98 млн. га земель, включая свыше 4,75 млн. га лесов и 750 тыс. га сельхозугодий.

В настоящее время в структуру Минобороны входит более 1200 крупных объектов, которые имеют автономные системы жизнеобеспечения, среди которых насчитывается свыше 1000 потенциально опасных военных объектов. Ежегодный объем потребления пресной воды военными объектами составляет свыше 26 млрд. куб.м., объем сброса сточных вод -более 22 млрд. куб.м., а на долю вредных атмосферных выбросов около 1% по стране.

Наличие исключительно мощных источников экологической опасности в виде современных видов вооружения и военной техники, средств массового поражения, высокотоксичных отходов и источников вредного загрязнения окружающей среды и негативного воздействия на здоровье населения, усиление внимания международного сообщества к вопросам экологических последствий военной деятельности государства, привели к пониманию исключительной значимости места экологической безопасности Вооруженных Сил РФ как важнейшего компонента национальной безопасности России.

Значимость данного исследования связана с необходимостью научно-практического анализа роли экологической деятельности органов военного управления в системе совершенствования механизмов управления экологической безопасности территории на различных уровнях.

Экологическую безопасность военной деятельности можно определить как «состояние экологической защищенности личного состава войск, населения района дислокации, а также окружающей среды от экологических угроз, возникающих в результате повседневной деятельности войск, а также в военное время - от применения средств поражения»[5].

В понятие обеспечения экологической безопасности Вооруженных Сил включается «комплекс мер правового, организационно-технического, социально-экономического, воспитательного и иного характера, проводимых в целях защиты жизненно важных интересов военнослужащих, гражданского персонала, населения от возможного негативного воздействия деятельности ВС РФ, предотвращения и ликвидации экологических последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на объектах ВС РФ»[6].

Выделяют следующие режимы функционирования обеспечения экологической безопасности военной деятельности: 1) режим мирного времени и повседневной деятельности (дислокации) войск, военно-тактических учений и полевых условий, 2) режим военного времени, 3) режим ЧС.

Проблема обеспечения экологической безопасности крайне обостряется в ходе любого вооружённого конфликта, в ходе которого применяются современные средства и оружия массового поражения войск, боевой техники, что приводит к крупномасштабным немедленным или

отдаленным опасным экологическим последствиям для населения, территорий и самих военных сил.

В режиме военного времени устанавливается «приоритет выполнения боевых задач вооруженными Силами РФ с возможностью учета экологических аспектов и соблюдения международных актов по экологии»[7]. Следовательно, в условиях военных действий или вооружённого конфликта соблюдение норм экологической безопасности, установленных для мирного времени, невозможно.

В мирное время повседневная деятельность вооруженных сил в целом, так и воинской части, военного объекта в частности, также несет значительные экологические риски для природных экосистем и здоровья населения. При этом большинство из экологически опасных источников негативно воздействует комплексно прямо или косвенно не только на природу, но и на сами войска (объекты).

Суммарный эффект от влияния военной деятельности на окружающую среду в мирное время, по оценкам специалистов Службы экологической безопасности Вооруженных Сил РФ [8], сопоставим с влиянием отрасли промышленности среднего масштаба. Отрицательное воздействие может усугубляться возникающими на военных объектах авариями с масштабными загрязняющими выбросами в окружающую среду.

Таким образом, управление экологической безопасностью деятельности ВС РФ реализуется путем экологического обеспечения, которое выступает одной из базовых функций Министерства обороны России, в режиме мирного времени и повседневной военной деятельности.

Ключевая цель обеспечения экологической безопасности военной деятельности - это реализация государственной экологической политики в военной области, направленная на эффективное решение задач вооруженными силами при минимальном уровне воздействия на окружающую среду.

Механизм обеспечения экологической безопасности военной деятельности, по мнению специалистов [9], представляет собой комплексную систему мероприятий нормативно-правового, инженерно-технического, организационно-экономического, социально-

образовательного и прогнозно-научного характера по предотвращению возникновения и развития экологически опасных ситуаций и ликвидации их последствий.

В данном механизме обеспечения экологической безопасности деятельности Вооруженных Сил выделяют мероприятия превентивного и оперативного характера [10] (см. рисунок № 1).

Рис. 2 Виды мероприятий механизма обеспечения ЭБ ВС РФ

Нормативно-правовая база деятельности Министерства обороны Российской Федерации по обеспечению экологической безопасности скорректирована с положениями базового Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ (с изм. от 31.07.2020) «Об охране окружающей среды», другими документами действующего экологического законодательства. В число базовых отраслевых нормативно-правовых актов в области обеспечения экологической безопасности в ВС РФ относятся:

- Приказ МО РФ 2015 г. № 530 «Об утверждении Положения об органах экологической безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации»;

- Приказ МО РФ 2014 г. № 333 «Об утверждении Руководства по войсковому (корабельному) хозяйству в Вооруженных Силах Российской Федерации»;

- Правила охраны природной среды в Военно-Морском Флоте (ПОПС-90), утвержденные приказом ГК ВМФ 1990 г. № 320 и ряд других.

В мирное время в период проведения учений, маневров и иной деятельности военных формирований природоохранное законодательство возлагает на военно-оборонные объекты требование о возмещении вреда потерпевшим (организациям, гражданам) в результате ущерба, причиненного природной среде деятельностью военных структур. Также в ходе повседневной военной деятельности в соответствии с Уставом внутренней службы ВС РФ каждый военнослужащий обязан беречь и охранять природу.

В настоящее время в Вооруженных силах России к органам, обеспечивающим контроль и реализацию мероприятий по природоохранной деятельности и экологической безопасности, относят специальные подразделения - органы экологической безопасности [6].

Главным органом военного управления, на который возложены функции централизованного управления экологической безопасностью войск (сил), является Штаб материально-технического обеспечения (МТО)

Вооруженных Сил. Заместитель Министра обороны РФ, отвечающий за организацию МТО войск, осуществляет общее руководство обеспечения экологической безопасностью. В настоящее время при Штабе МТО функционирует Служба экологической безопасности Вооруженных Сил, в базовые функции которой входят организация, координация и непосредственное руководство обеспечением экологической безопасности военной деятельности в РФ.

Общая структура органов экологической безопасности Вооруженных Сил РФ коррелирует со структурой ВС РФ и включает три уровня:

• федеральный (подразделение Минобороны РФ - Служба экологической безопасности Штаба МТО ВС РФ);

• региональный (службы экологической безопасности военных округов, флотов (Каспийской флотилии), Северного флота и региональные экологические центры военных округов и флотов);

• территориальный и местные уровни (службы экологической безопасности объединений, соединений, воинских частей).

Управление обеспечения экологической безопасности и распределения зон ответственности между органами управления Вооруженных Сил РФ осуществляется по территориальному принципу (по военным округам).

Таким образом, обеспечение экологической безопасности в повседневном режиме деятельности Вооруженных Сил РФ представляет собой комплексную систему мер организационно-правового, научно-технического, социально-экономического, воспитательного и иного характера, направленных на минимизацию негативного воздействия военно-оборонного комплекса на природную среду, население, личный состав, вооружение, военную технику и военные объекты.

В целом, система механизмов обеспечения экологической безопасности в ходе повседневной деятельности войск выступает составной частью управления экологической безопасностью российских территорий и важной компонентой национальной безопасности России.

Органы экологической безопасности ВС РФ предназначены для организации экологической деятельности в пределах своей компетенции на территориях военных объектов, в районах дислокации (базирования) и деятельности войск (сил). В пределах своей компетенции в законодательном порядке они взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, научными и производственными предприятиями и иными организациями.

Опираясь на проведенный анализ сущности обеспечения экологической безопасности военной деятельности, ее организационно-управленческих и правовых механизмов и инструментов, можно сделать вывод о необходимости совершенствования механизмов и инструментов организации экологической

безопасности, включая инструменты взаимодействия экологических органов военного управления с органами государственной власти и местного самоуправления.

Использованные источники:

1. Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации"// Собрание законодательства РФ", 04.01.2016, N 1 (часть II), ст. 212.

2. Указ Президента РФ от 19.04.2017 № 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации до 2025 года» // СЗ РФ. 2017. № 17. Ст. 2546.

3. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" - [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027

4. Сведения о наличии и распределении земель по категориям и формам собственности (на 1. 01. 2019 года). - [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: https://rosreestr.ru/ site/gosydarstvennyy-natsionalnyy-doklad-o-sostoyanii-i-ispolsovanii-zemel-v-rossiyskoy-federatsii.

5. Экология. Военная экология. Учебник для вузов М-ва обороны/ В.А. Антонов и др. под общ. ред. В.И. Исакова. - М., Смоленск: Камертон; Маджента, 2006. - 723 с.

6. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 14.09.2015 г. № 530 «Об утверждении Положения об органах экологической безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации»//Электронный фонд правовой и нормативно-технической информации СПС «Кодекс» - [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://docs.cntd.ru/document/456054588

7. Ручкин А.А., Организация экологической работы в воинских частях / А.А. Ручкин, М.П. Ильев, А.А. Розанов // Актуальные проблемы военно-научных исследований. - 2019. - № 2.- С. 114-121-[Электронный ресурс] - Режим доступа: URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=38552792

8. Тришункин В.В., Астафеева О.С. Экологическая безопасность вооруженных сил Российской Федерации//Сайт министерства обороны РФ - [Электронный ресурс] - Режим доступа: URL: http://mto.ric.mil.ru/Stati/item/253187/

9. Домрачев С.С., Зырянов А.А. Влияние органов военного управления на устойчивое развитие регионов России: экологический аспект // Научный ежегодник Центра анализа и прогнозирования. 2017. № 1. C. 275-280.

10. Чистов И.В., Лесниченко А.П. Программные механизмы обеспечения экологической безопасности деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации//Военный Академический журнал. - 2019.- № 4 (24).- С. 131-137.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.