Научная статья на тему 'ЕДИНАЯ МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА ФИНАНСОВОЙ ГАРАНТИИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ СВЕДЕНИЙ О ТОВАРАХ, ЗАЯВЛЕННЫХ В ДЕКЛАРАЦИИ'

ЕДИНАЯ МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА ФИНАНСОВОЙ ГАРАНТИИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ СВЕДЕНИЙ О ТОВАРАХ, ЗАЯВЛЕННЫХ В ДЕКЛАРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
54
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТИ ПО УПЛАТЕ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН / ENFORCEMENT OF PAYING DUTIES / НАЛОГОВ (ФИНАНСОВАЯ ГАРАНТИЯ) / TAXES (FINANCIAL GUARANTEE) / ТАМОЖЕННЫЙ КОНТРОЛЬ СВЕДЕНИЙ О ТОВАРЕ / CUSTOMS CONTROL OF THE INFORMATION ABOUT GOODS / ЗАЯВЛЕННЫХ В ДЕКЛАРАЦИИ НА ТОВАРЫ / STATED IN THE GOODS DECLARATION / ВВОЗНАЯ (ВЫВОЗНАЯ) ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА / IMPORT / EXPORT CUSTOMS DUTY / АКЦИЗ / EXCISE / НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ / VALUE-ADDED TAX / ТАРИФНАЯ ПРЕФЕРЕНЦИЯ / TARIFF PREFERENCE / ЛЬГОТА / PRIVILEGE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фонова Татьяна Сергеевна

Проведен статистический анализ случаев применения финансовой гарантии в рамках таможенного контроля. Выделены принципы и сформулированы правила определения размера финансовой гарантии при таможенном контроле сведений о товарах, заявленных в декларации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Фонова Татьяна Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A UNIFORM METHOD OF IDENTIFYING THE AMOUNT OF FINANCIAL GARANTEE IN THE IMPLEMENTATION OF THE CUSTOMS CONTROL OF INFORMATION ABOUT THE GOODS STATED IN THE DECLARATION

A stastistical analysis of cases of application of financial guarantee in the framework of customs control is carried out in the article. Principles are given and rules for determining the amount of a financial guarantee in the customs control of information about the goods stated in the declaration are formulated.

Текст научной работы на тему «ЕДИНАЯ МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА ФИНАНСОВОЙ ГАРАНТИИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ СВЕДЕНИЙ О ТОВАРАХ, ЗАЯВЛЕННЫХ В ДЕКЛАРАЦИИ»

первые шаги в науке

first steps in science

Т. С. Фонова

единая методика определения размера финансовой гарантии при осуществлении таможенного контроля сведений о товарах, заявленных в декларации

Проведен статистический анализ случаев применения финансовой гарантии в рамках таможенного контроля. Выделены принципы и сформулированы правила определения размера финансовой гарантии при таможенном контроле сведений о товарах, заявленных в декларации.

Ключевые слова: обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов (финансовая гарантия); таможенный контроль сведений о товаре, заявленных в декларации на товары; ввозная (вывозная) таможенная пошлина; акциз; налог на добавленную стоимость; тарифная преференция; льгота.

T. S. Fonova

a uniform method of identifying the amount of financial GARANTEE in the implementation of the customs control of information about the goods stated in the declaration

A stastistical analysis of cases of application of financial guarantee in the framework of customs control is carried out in the article. Principles are given and rules for determining the amount of a financial guarantee in the customs control of information about the goods stated in the declaration are formulated.

Keywords: enforcement of paying duties, taxes (financial guarantee); customs control of the information about goods, stated in the goods declaration; import / export customs duty; excise; value-added tax; tariff preference; privilege.

Финансовая гарантия (обеспечение исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин) применяется в рамках таможенного контроля в качестве меры, обеспечивающей выпуск товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой.

Финансовая гарантия является одним из условий помещения товаров под такие таможенные процедуры, как таможенный транзит, переработка вне таможенной территории [1], временный ввоз (допуск), временный вывоз, таможенный склад (если товары из-за больших габаритов или особых условий погрузки, разгрузки и (или) хранения не могут быть размещены на таможенном складе, если хранение таких товаров будет осуществляться в местах, не являющихся таможенными складами), переработки на таможенной территории, переработки для внутреннего потребления [2].

В определенных случаях финансовая гарантия применяется в качестве условия выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления. К таким случаям относится проверка таможенных, иных документов и (или) сведений о товаре, заявленных в декларации на товары (проверка сведений о товаре), назначение таможенной экспертизы. Если указанная проверка не может быть завершена в сроки выпуска товаров, то выпуск товаров до ее завершения осуществляется только при наличии у таможенного органа финансовой гарантии.

Проверка сведений о товаре является вторым случаем при таможенном декларировании по размерам предоставленных финансовых гарантий, которые измеряются в миллиардах российских рублей.

Так, за 9 месяцев 2017 г. доля финансовых гарантий, принятых при проверках сведений о товаре, составила 7,9% от общего размера принятых таможенными органами финансовых гарантий (более 510 млрд руб.). Основная доля финансовых гарантий приходится на таможенный транзит товаров (68,9%). Также наиболее затратными случаями предоставления финансовой гарантии для плательщиков таможенных пошлин, налогов (плательщики) являются реестровая деятельность (6,2%) и получение акцизных марок (8%) (рис. 1) [3].

68,9%

5,3%

.,2%

!,0%

Таможенный транзит

Иные таможенные процедуры

Проверка сведений о товаре

Реестровая деятельность

Акцизные марки

Прочие обязательства

Рис. 1. Доля размера принятых финансовых гарантий в разрезе случаев их предоставления в таможенные органы

При этом следует отметить, что при проверках сведений о товаре плательщики, как правило, используют денежный залог. Его основная черта - оперативность предоставления в таможенный орган. Однако использование денежного залога требует изъятия больших объемов материальных ресурсов из оборота организации.

Так, за первое полугодие 2017 г. денежный залог использовался при проверке сведений о товаре в 99,2% случаев. Доля применения банковской гарантии составила 0,5%, поручительства - 0,3%, т. е. менее 1%. Залог имущества не применялся [3].

В связи с этим актуальным вопросом применения финансовой гарантии при назначении проверки сведений о товаре и таможенной экспертизы остается

определение ее размера. При определении размера финансовой гарантии необходимо руководствоваться двумя принципами:

- размер финансовой гарантии должен быть достаточным для компенсации таможенных платежей, которые могут быть доначислены и уплачены по результатам проверки сведений о товаре (таможенной экспертизы);

- размер финансовой гарантии должен принимать такую величину, чтобы дополнительная материальная нагрузка плательщиков близилась к нулю.

В практике встречаются случаи обжалования плательщиками размера финансовой гарантии, определенного таможенным органом при проведении проверки сведений о товаре, в судебном порядке.

Такие случаи, как правило, возникают из-за индивидуальной трактовки положений таможенного законодательства как должностными лицами таможенного органа, так и плательщиками. В Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) содержатся общие концептуальные правила определения размера финансовой гарантии. При этом для проведения эффективного таможенного контроля за корректностью определения размера финансовой гарантии необходим четкий, последовательный математический алгоритм.

До сентября 2017 г. в российский таможенных органах отсутствовал единый алгоритм определения размера финансовой гарантии. С указанного периода в работу таможенных органов внедрен модуль автоматического расчета суммы финансовой гарантии. С использованием данного модуля размер финансовой гарантии определяется автоматически при взаимодействии программных средств Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (ЕАИС). Внедрение такого модуля позволило централизовать контроль за определением размера финансовой гарантии.

В основу работы модуля положена методика определения размера финансовой гарантии, разработанная автором.

Основное правило, применяемое таможенными органами при контроле за корректностью начисления суммы финансовой гарантии, следующее: финансовая гарантия определяется исходя из сумм таможенных пошлин, налогов, которые подлежали бы уплате при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления или таможенную процедуру экспорта без применения тарифных преференций и льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов или льгот по уплате вывозных таможенных пошлин [1].

В формализованном выражении указанное правило можно представить следующим образом:

Q = Р + A + NDS, (1)

где Q - сумма финансовой гарантии;

Р - сумма таможенной пошлины, подлежащая уплате, без учета тарифных преференций и льгот;

Л - сумма акциза, подлежащая уплате, без учета тарифных преференций и льгот;

NDS - сумма налога на добавленную стоимость (НДС), подлежащая уплате, без учета тарифных преференций и льгот.

Однако каждый случай предоставления финансовой гарантии имеет особенности определения ее размера. Так, например, при проведении проверки сведений о товаре (таможенной экспертизы) размер финансовой гарантии определяется

как разница между суммой таможенных пошлин, налогов, которая исчислена на основании корректируемых данных и должна быть уплачена в случае их корректировки по результатам проверки (таможенной проверки), и суммой таможенных пошлин, налогов, которые исчислены на основании сведений о товаре, заявленных в декларации на товары, и уплачены до выпуска товаров:

Q = X - Y, (2)

где X - сумма таможенных пошлин, налогов, которая определена на основании проверяемых сведений о товаре;

У - сумма таможенных пошлин, налогов, которая определена на основании сведений о товаре, заявленных в декларации на товары.

Таким образом, в данном случае размер финансовой гарантии представляет собой сумму таможенных пошлин, налогов, доначисленную на основании проверяемых и заявленных в декларации на товары сведений о товаре.

С учетом указанной особенности можно сформулировать первое правило определения размера финансовой гарантии при проведении проверки сведений о товаре (таможенной экспертизы) (правило № 1): в случае проведения проверки (таможенной экспертизы) размер финансовой гарантии определяется с учетом тарифных преференций и льгот по уплате ввозных (вывозных) таможенных пошлин, налогов, которые должным образом подтверждены.

В формализованном виде правило № 1 можно представить следующим образом:

У = Р + Л2 + NDSh, (3)

где Р^ - сумма таможенной пошлины, исчисленная с учетом тарифной преференции или льготы и уплаченная до выпуска товаров;

А^ - сумма акциза, исчисленная с учетом льготы и уплаченная до выпуска товаров;

NDS^ - сумма НДС, исчисленная с учетом льготы и уплаченная до выпуска товаров.

Рк определяется как:

Р = Ор хStp х(4)

где Ор - основание для расчета таможенной пошлины, заявленное в декларации на товары;

Stp - ставка таможенной пошлины, определенная на основании кода товара согласно единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (код ТН ВЭД ЕАЭС), заявленного в декларации на товары;

к1 - коэффициент снижения суммы таможенной пошлины на величину тарифной преференции или льготы по уплате ввозной или вывозной таможенной пошлины, должным образом подтвержденных.

Для определения Ак применяется следующая формула:

Ак2 =Оа х Sta х к2, (5)

где Оа - основание для расчета акциза, заявленное в декларации на товары;

Sta - ставка акциза, определенная на основании кода ТН ВЭД ЕАЭС, заявленного в декларации на товары;

к2 - коэффициент снижения суммы акциза на величину льготы, должным образом подтвержденной.

NDSk определяется как:

NDSk = (Т5 + Рк + \)хStnds хк„ (6)

где TS - таможенная стоимость, заявленная в декларации на товары;

Stnds - ставка НДС, определенная на основании кода ТН ВЭД ЕАЭС, заявленного в декларации на товары;

к3 - коэффициент снижения суммы НДС на величину льготы, должным образом подтвержденной.

Алгоритм расчета X зависит от значения коэффициентов к. Если к1 = к2 = к3 = 1, то X рассчитывается исходя из формулы:

е = х Stpl + Оа1 х Sta¡ + ^ + Р + Л)х Stnds,, (7)

где Ол - основание для расчета таможенной пошлины, которое может подлежать проверке;

Stpt - ставка таможенной пошлины, определенная на основании кода ТН ВЭД ЕАЭС, который может подлежать проверке;

Ощ - основание для расчета акциза, которое может подлежать проверке; St^ - ставка акциза, определенная на основании кода ТН ВЭД ЕАЭС, который может подлежать проверке;

TS1 - таможенная стоимость, которая может подлежать проверке;

Р1 - сумма таможенной пошлины, исчисленная на основании проверяемых сведений о товаре;

Л1 - сумма акциза, исчисленная на основании проверяемых сведений о товаре; Stndst - ставка НДС, которая может подлежать проверке.

В указанном случае размер финансовой гарантии рассчитывается без учета тарифных преференций и льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов или льгот по уплате вывозной таможенной пошлины.

Если условие к к2 к3 1 не соблюдается и хотя бы один из коэффициентов принимает значение меньше 1 (к < 1), то такие снижающие коэффициенты применяются при расчете X:

е = ОР1 х Stpl х к, + Оа1 х Stаl х к, + + Рч + Лч ) х StndSí х къ, (8)

где Р^ - сумма таможенной пошлины, исчисленная на основании проверяемых сведений о товаре с учетом тарифной преференции или льготы по уплате ввозной (вывозной) таможенной пошлины;

Л^ - сумма акциза, исчисленная на основании проверяемых сведений о товаре с учетом

Исключение из правила № 1 составляет проверка, предметом которой является обоснованность предоставления тарифной преференции и льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов или льгот по уплате вывозной таможенной пошлины (правило № 1.1): коэффициент к, подлежащий проверке и имеющий при определении У значение меньше 1 (к < 1), при определении X принимает значение 1 (к = 1).

В математическом выражении данное правило можно представить следующим образом.

т. с. Фонова

Предположим, что к1 <1, к2 = к3 = 1, тогда:

а = Р + А + NDSl - - Ар1к - NDSPW (9)

где Ар1 - сумма акциза, рассчитанная на основании адвалорной ставки акциза, таможенной стоимости и суммы таможенной пошлины, уменьшенной в соответствии с коэффициентом

NDSp1 - сумма НДС, рассчитанная с учетом суммы таможенной пошлины, уменьшенной в соответствии с коэффициентом к1.

Представленный алгоритм определения размера финансовой гарантии используется в случае проверки одного из параметров товара, заявленного в декларации на товары (таможенная стоимость или код товара ТН ВЭД ЕАЭС, или страна происхождения товара, или иной параметр), а также при одновременном проведении проверок двух и более параметров товара.

Если проверки назначаются последовательно, то при определении размера финансовой гарантии требуется учитывать правило № 2: при каждой следующей проверке, проводимой в отношении одного товара по одной декларации на товары, размер финансовой гарантии определяется исходя из ранее проверяемых параметров товара и ранее исчисленной и принятой таможенным органом финансовой гарантии в отношении такого товара.

Графически второе правило можно представить следующим образом (рис. 2):

Рис. 2. Второе правило определения размера финансовой гарантии

Для математического выражения указанного правила требуется задать определенные условия. Предположим, что на таможенную территории ЕАЭС ввозят товар N из развивающейся страны Е. Товар не облагается акцизом. В отношении товара применяется адвалорная ставка ввозной таможенной пошлины.

Назначена проверка в отношении кода ТН ВЭД ЕАЭС и страны происхождения товара. Такая проверка повлекла за собой изменение ставки ввозной таможенной пошлины и исключение снижающего коэффициента для ввозной таможенной пошлины в отношении товара из развивающейся страны. Таможенный орган принял финансовую гарантию в размере, определенном на основании

проверяемых сведений о товаре. После этого назначена проверка таможенной стоимости товара.

При проведении проверки кода ТН ВЭД ЕАЭС и страны происхождения размер финансовой гарантии определяется в соответствии с правилами № 1 и 1.1:

01 =Тх Stpl +Т + Р1 )х ^)-

-(TS х Stp х 0,75 + Т + Р),75)х Stnds),

где TS - таможенная стоимость товара, заявленная в декларации на товары.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При определении размера финансовой гарантии при проведении проверки таможенной стоимости применяется правило № 2:

х St + Р)хStndSl)-

1 1 (11)

хStp х0,75 + р + Р),75)хStncb)-01.

Для проверки разработанного алгоритма определения размера финансовой гарантии при последовательном проведении проверок сведений о товаре целесообразно использовать следующее равенство:

01 + 02 = х Stpl + ^ + Р) х StndSl) -

1 (12) х Stp х 0,75 + ^ + Р),75 )х Stnds).

Разработанная методика представляет собой единый математический алгоритм определения размера финансовой гарантии при проведении проверки сведений о товаре. Его разработка позволила автоматизировать процесс определения размера финансовой гарантии с использованием программных средств ЕАИС таможенных органов. Автоматизация определения размера финансовой гарантии является основополагающим условием централизации контроля за исчислением финансовой гарантии и ее учетом при декларировании товаров.

Использованные источники

1. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11.04.2017) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

2. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

3. Статистические данные, полученные в процессе работы автора в Главном управлении федеральных таможенных доходов и тарифного регулирования ФТС России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.