Научная статья на тему 'Единая государственная система учета пожаров и их последствий как инструмент пожарной статистики'

Единая государственная система учета пожаров и их последствий как инструмент пожарной статистики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
321
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мировая пожарная статистика / профилактика пожаров / учёт пожаров / последствия пожара / анализ пожаров / предупреждение пожаров / world fire statistics / fire prevention / fire accounting / fire consequences / fire analysis / fire prevention

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — А. С. Козлова, Д. А. Чуйков, Г. И. Сметанкина

В статье рассматриваются вопросы учёта пожаров и их последствий, влияние профилактической работы на обстановку с пожарами в целях повышения эффективности предупреждения пожаров. Перечислены основные задачи пожарной статистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — А. С. Козлова, Д. А. Чуйков, Г. И. Сметанкина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNIFIED STATE SYSTEM FOR ACCOUNT OF FIRES AND THEIR CONSEQUENCES AS A TOOL OF FIRE STATISTICS

The article discusses the issues of accounting for fires and their consequences, the impact of preventive work on the situation with fires in order to increase the effectiveness of fire prevention. The main tasks of fire statistics are listed.

Текст научной работы на тему «Единая государственная система учета пожаров и их последствий как инструмент пожарной статистики»

А.С. Козлова, Д.А.Чуйков, Г.И. Сметанкина

ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России ФГБОУ ВО Воронежский государственный технический университет

ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА УЧЕТА ПОЖАРОВ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЙ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОЖАРНОЙ СТАТИСТИКИ

В статье рассматриваются вопросы учёта пожаров и их последствий, влияние профилактической работы на обстановку с пожарами в целях повышения эффективности предупреждения пожаров. Перечислены основные задачи пожарной статистики.

Ключевые слова: мировая пожарная статистика, профилактика пожаров, учёт пожаров, последствия пожара, анализ пожаров, предупреждение пожаров.

A.S. Kozlova, D.A. Chuykov, G.I. Smetankina

UNIFIED STATE SYSTEM FOR ACCOUNT OF FIRES AND THEIR CONSEQUENCES AS A TOOL OF FIRE STATISTICS

The article discusses the issues of accounting for fires and their consequences, the impact of preventive work on the situation with fires in order to increase the effectiveness of fire prevention. The main tasks of fire statistics are listed.

Key words: world fire statistics, fire prevention, fire accounting, fire consequences, fire analysis, fire prevention.

Состояние обстановки с пожарами и их последствиями на сегодняшний день является актуальной темой и чрезвычайно важной потому, что ежегодно пожары наносят вред, угрожающий жизни, здоровью, имуществу людей, интересам общества и государства. И это в каждом случае большая или не очень, но техногенная «катастрофа» как в России, так и во всем мире. Её решение требует реализации комплекса научных, технических и организационных задач.

По статистическим данным, на территории Российской Федерации каждый год происходит в среднем более 130 тысяч пожаров, погибает около 7-8 тысяч человек, материальный ущерб от пожаров исчисляется десятками миллиардов рублей. [2]

Основными задачами пожарной статистики являются сбор, систематизация и анализ количественных показателей, которые характеризуют уровень защиты от пожаров различных объектов, жилых зданий и населенных пунктов в целом.

Результаты работы статистической службы отражают уровень противопожарной службы МЧС России в различных регионах. На основании полученного статистического материала осуществляется дальнейшее планирование работы подразделений ГПС МЧС России.

Основным инструментом пожарной статистики является Единая государственная система учета пожаров и их последствий, которая функционирует в соответствии с Федеральным законом № 69-ФЗ «О пожарной безопасности». Федеральным законом №282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» и другими нормативными актами.

Ведение официального статистического учета и государственной статистической отчетности по пожарам и их последствиям возложена федеральную противопожарную службу МЧС России непосредственно и через соответствующие структурные подразделения органов, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны им задачи по

предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, в сферу ведения которых входит организация и осуществление государственного пожарного надзора [1].

Единая государственная система учета пожаров и их последствий установила единый на всей территории Российской Федерации порядок учета пожаров и их последствий, который обязателен для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Единая государственная система статистического учета пожаров и последствий от них в Российской Федерации имеет достаточно сложную, многоуровневую структуру, состоящую из статистических подразделений различного уровня.

Субъекты официального статистического учета обеспечивают защиту предоставленных респондентами первичных статистических данных, являющихся информацией ограниченного доступа, и несут в соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за их утрату, разглашение, распространение, а также использование в других целях.

До 1992 г. сбор и обработка статистических данных о пожарах производилась вручную. Первая версия автоматизированной системы обработки статистической информации о пожарах была разработана во ВНИИПО в 1992 г. и с 1993 г. началось ее внедрение в деятельность территориальных органов ГПС. В ходе эксплуатации в 1993, 1994 гг. система была значительно доработана, при этом были учтены основные замечания и предложения пользователей. Программное обеспечение постоянно меняется и совершенствуется по мере необходимости.

Статистика пожаров в мире в основном оценивается двумя организациями. Они обрабатывают и систематизируют все данные о возгораниях уже более 20 лет. ВЦПС -Всемирный Центр Пожарной Статистики. Его основная задача состоит в изучении стоимости ущербов от пожара, систем защиты от него и содержание противопожарных служб. Что касается «стоимости» пожаров, то по данным WFSC в наиболее развитых 25 странах мира она ежегодно составляет примерно 1 % ВНП

ЦПС КТИФ - Центр Пожарной Статистики Международной ассоциации пожарно-спасательных служб, изучает динамику возгораний и их последствия.

Все органы управления ГПС субъектов РФ для ведения учета используют программное обеспечение АРМ «Статистика пожаров», разработанное ФГУ Всероссийским НИИ противопожарной обороны (ВНИИПО) МЧС России, который с 1986 г. также ведет федеральный банк данных системы учета пожаров, отдельно - по крупным пожарам.

Как уже было сказано выше, с помощью АРМ «Статистика пожаров» при определенных запросах формируются различные регламентные формы из баз данных за различные интервалы времени и в крайне короткие сроки, однако этому предшествует кропотливый труд всего личного состава управлений ГПН и ПР Главных управлений и сил и средств территориальных пожарно-спасательных гарнизонов.

Статистика показывает, что наибольшее количество пожаров происходит в жилых домах, причем чаще всего они являются следствием беспечности, халатности, игнорирования или незнания требований и правил пожарной безопасности, недооценки людьми степени пожарной опасности, неверия в неё [2].

Основными задачами профилактической работы являются:

-осуществление контроля за выполнением правил противопожарного режима, требований пожарной безопасности, правил использования и содержания противопожарного оборудования;

-совершенствование работы по предотвращению пожаров;

-обеспечение условий эффективности их тушения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

2. Пожары и пожарная безопасность в 2018 году, Статистический журнал, Статистика пожаров и их анализ - Москва, Россия, ВНИИПО, 2019.

3. Сметанкина Г.И., Дорохова О.В. Безопасность как фактор, влияющий на социально экономическое развитие общества В сборнике: Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты. Под общей редакцией Т.М. Сигитова. Пермь, 2016. С. 71-73.

4. Сметанкина Г.И., Дорохова О.В., Войтенок О.В. Взаимодействие органов государственного пожарного надзора МЧС России и органов внутренних дел при квалификации преступлений, связанных с пожарами. Научно-аналитический журнал "Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России". 2015. № 1. С. 123-126.

УДК 614.849

Т.Р. Колоев, Д.А. Чуйков, Г.И. Сметанкина

ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России ФГБОУ ВО Воронежский государственный технический университет

АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ ФОРМ ОЦЕНКИ ПРОТИВОПОЖАРНОГО СОСТОЯНИЯ ОБЪЕКТОВ ЗАЩИТЫ

В статье рассмотрены формы оценки противопожарного состояния объектов защиты. Проанализировано влияния текущих параметров на обстановку с пожарами. Перечислены задачи пожарной профилактики.

Ключевые слова: формы оценки, текущие параметры, профилактика, последствия пожара, анализ пожаров, предупреждение пожаров.

T.R. Koloev, D.A. Chuykov, G.I. Smetankina

ANALYSIS OF EXISTING FORMS FOR EVALUATION OF FIREPROOF PROTECTION OBJECTS

The article considers the existing forms of assessing the fire condition of protection objects. The influence of current parameters on the situation with fires has been analyzed in order to increase the effectiveness of fire prevention. The main types of fire prevention are listed.

Key words: assessment forms, current parameters, prevention, consequences of fire, fire analysis, fire prevention.

В настоящее время, одним из направлений внутренней политики нашего государства является снижение административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности. В связи с этим на федеральном уровне реализован ряд мер, направленных на обеспечение надежных гарантий для свободного развития малого и среднего бизнеса, однако, проблема избыточности административных барьеров и высоких издержек юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля и надзора по-прежнему остается актуальной для взаимоотношений государства и бизнеса.

Государством уже введен такой инструмент как «расчет пожарного риска», который позволяет снизить затраты собственника на обеспечение пожарной безопасности. В России регламентированы нормы риска пожара для населения - это одна миллионная (гибель одного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.