беспилотные летательные аппараты (далее - БПЛА), на которых будет выполняться мониторинг пожароопасных районов.
Учитывая, что для мониторинга применяются вертолеты типа Ми-8 имеющиеся в авиации МЧС и БПЛА малого класса можно произвести сравнительный анализ экономической эффективности их применения.
Рассчитаем стоимость применения Ми-8 с тепловизором (СОН-112-5) для проведения мониторинга пожароопасной обстановки.
Мониторинг пожароопасной обстановки на вертолете проводится ежедневно в период с мая по середину сентября, что составляет около 135 дней полетов. Летный час на Ми-8 равен 139 ООО рублей. Мониторинг проводится около 3 часов. Соответственно стоимость дневного полета составляет: 139 000*3=417 ООО рублей.
В 2017 году Авиационно-спасательным центром по мониторингу на вертолете типа Ми-8 было выполнено около 52 полетов с общим налетом 156 часов.
Исходя из произведенного налета рассчитаем затраты на мониторинг, который составил:
Пми-8 = 52*417 000=21 684 000 рублей.
При применении БПЛА с видео и тепловизионной камерой для проведения мониторинга пожароопасной обстановки, произведем расчет затрат на его использование. Летный час на БПЛА составляет около 6 000 рублей.
Расчет производим для такого же количества часов как для вертолета Ми-8, стоимость использования составит:
ПБПЛА =156*6 000=936 000 рублей. Рассчитаем экономическую эффективность от использования БПЛА, она составит: П эфф = Пми-8 - ПБПЛА = 21 684 000 - 936 000 = 20 748 000 рублей Из перечисленного выше видно, что использовать вертолеты для мониторинга территории и зон ЧС - экономически невыгодно из-за большой стоимости летного часа, а также авиационной техники.
Данные по стоимости часа (139 000 рублей), общей продолжительностью полета (около 3 часов) и общему налету по мониторингу пожароопасной обстановки (52 часа), представлены Авиационно-спасательным центром ЮРЦ МЧС России.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Постановление Правительства РФ от 11.03.2010 N 138 (ред. от 13.01.2018) "Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской ФедерациИнструкция по авиационной охране лесов, утверждена приказом Федеральной службы лесного хозяйства России 22 сентября 1997 г. № 122
2. Указ Президента РФ от 11.07.2004 N 868 (ред. от 23.09.2016)"Вопросы Министерства Российской Федерации по дедам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям иликвидации последствий стихийных бедствий"(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017)
УДК 614.849
Д.А. Ефимов, Г.И. Сметанкина
ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России
МИРОВАЯ ПОЖАРНАЯ СТАТИСТИКА. ВЛИЯНИЕ ТЕКУЩИХ ПАРАМЕТРОВ НА ОБСТАНОВКУ С ПОЖАРАМИ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
В статье рассматривается вопрос влияния текущих параметров на обстановку с пожарами, в целях повышения эффективности предупреждения пожаров. Перечислены основные задачи пожарной статистики.
Ключевые слова: мировая пожарная статистика, текущие параметры, учёт пожаров, последствия пожара, анализ пожаров, предупреждение пожаров.
D.A. Efimov, G.I. Smetankina
WORLD FIRE FIGHTING STATISTICS. INFLUENCE OF CURRENT PARAMETERS ON THE FIRE-FIGHTING SPACE IN RUSSIA AND ABROAD
The article considers the influence of current parameters on the situation withfires, in order to increase the effectiveness of fire prevention. The main tasks of fire statistics are listed.
Key words: world fire statistics, current parameters, fire accounting, fire consequences, fire analysis, fire prevention.
Практически ежедневно мы получаем информацию о крупных пожарах, возникающих в разных странах, об их последствиях и жертвах, а также о героической работе пожарных. Из этой информации становится ясно, что пожарная опасность реально угрожает современной цивилизации, внося свой негативный вклад в дестабилизацию жизни на нашей планете.
Отсюда следует вывод, что проблема пожаров и борьбы с ними в современном мире, безусловно, существует, однако желательно реально оценивать её остроту и масштабы, для чего необходимо, прежде всего, адекватно оценивать текущие параметры пожарной опасности в мире в целом.
Наиболее информативными и общепринятыми параметрами, характеризующими пожарную опасность, являются: число пожаров в единицу времени; число погибших при пожарах; материальный ущерб от пожаров.
Статистика пожаров в мире в основном оценивается двумя организациями. Они обрабатывают и систематизируют все данные о возгораниях уже более 20 лет. ВЦПС -Всемирный Центр Пожарной Статистики. Его основная задача состоит в изучении стоимости ущербов от пожара, систем защиты от него и содержание противопожарных служб. Что касается «стоимости» пожаров, то по данным WFSC в наиболее развитых 25 странах мира она ежегодно составляет примерно 1 % ВНП
ЦПС КТИФ - Центр Пожарной Статистики Международной ассоциации пожарно-спасательных служб, изучает динамику возгораний и их последствия.
При сравнении статистических данных по странам и городам необходимо иметь в виду, что в различных странах существуют свои правила регистрации пожаров, погибших и травмированных на пожарах. Наконец, нужно учесть влияние на обстановку с пожарами энерговооруженность стран, их климатических, исторических, культурных, религиозных особенностей и традиций.
В таблице 1 приведено среднее число погибших при пожарах людей в странах мира (начало XXI века) [2,3].
Таблица 1
№ группы Число жертв пожаров в год Число стран Страны
1 от 10 тыс. до 20 тыс. 2 Россия, Индия
2 от 1 тыс. до 4 тыс. 5 США, Китай, Беларусь, Украина, Япония
3 от 0,2 тыс. до 1 тыс. 20 Великобритания, Германия, ЮАР, Индонезия, Бразилия, Мексика, Турция, Иран, Корея, Испания, Польша, Канада, Узбекистан, Румыния, Казахстан, Литва, Латвия, и др.
4 от 0,1 тыс. до 0,2 тыс. 13 КНДР, Австралия, Шри Ланка, Чехия, Венгрия, Швеция, Болгария, Молдова и др.
Всего 40 Остальные 180 стран имеют, как правило, меньше 100 жертв в год (от 0до нескольких десятков чел. в год)
Такие исследования нуждаются в серьезном информационном и методологическом обеспечении и, прежде всего, в актуальной, полной и достоверной мировой пожарной статистике, которая включает в себя сбор, обработку и анализ совокупности статистических данных о пожарах, их экономических, социальных и экологических последствиях. Исходя из этого, можно говорить, что мировая пожарная статистика изучает состояние пожарной безопасности в мире [4].
История статистики пожарного дела в России была запущена одновременно с программой восстановления и строительства зданий и сооружений в 1946 году. Тогда и началась государственная регистрация пожаров, причин их возгорания.
Основными задачами пожарной статистики в России, как и за рубежом, являются сбор, систематизация и анализ количественных показателей, которые характеризуют уровень защиты от пожаров различных объектов, жилых зданий и населённых пунктов в целом [5].
Основным инструментом пожарной статистики в РФ является Единая государственная система учёта пожаров и их последствий, которая функционирует в соответствии с Федеральным законом № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федеральным законом № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» и другими нормативными правовыми актами.
Ведение официального статистического учета и государственной статистической отчетности по пожарам и их последствиям возложено на федеральную противопожарную службу МЧС России непосредственно и через соответствующие структурные подразделения органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, в сферу ведения которых входит организация и осуществление государственного пожарного надзора [6].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
2. Пожары и пожарная безопасность в 2015 году, Статистический журнал, Статистика пожаров и их анализ - Москва, Россия, ВНИИПО, 2016.
3. Данные пожарной статистики 24 стран в 2015 году.
4. Сметанкина Г.И., Дорохова О.В. Безопасность как фактор, влияющий на социально экономическое развитие общества В сборнике: Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты. Под общей редакцией Т.М. Сигитова. - Пермь, 2016. -С. 71-73.
5. Сметанкина Г.И., Дорохова О.В., Войтенок О.В. Взаимодействие органов государственного пожарного надзора МЧС России и органов внутренних дел при квалификации преступлений, связанных с пожарами. Научно-аналитический журнал "Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России". - 2015. - № 1. - С. 123-126.
6. Сметанкина Г.И., Шуткина С. А. Правовые основы совершенствования государственной надзорной деятельности в области пожарной безопасности. Материалы VII международной научно-практической конференции: в 4 частях. Научный центр «Диспут». 2015. - С. 27-28.
УДК 378.6
А.П. Жукова, В.А. Григорова
ФГКОУ ВО «Воронежский институт МВД России»
О ПРОБЛЕМАХ СОВРЕМЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВЕДОМСТВЕННЫХ ВУЗАХ
В статье рассматриваются проблемы в сфере современного профессионального образования. Выявляются и анализируются основные сложности применения практико-ориентированного обучения в ведомственных ВУЗах.
Ключевые слова: профессиональное образование, компетенции, практико-ориентированное обучение, вузы МВД и МЧС России.
А. Р. Zhukova, V.A. Grigorova
ABOUT PROBLEMS OF MODERN PROFESSIONAL EDUCATION IN DEPARTMENT OF HIGHER EDUCATION
The article deals with the problems of modern vocational education. Identified and analyzed the main problems of practice-oriented training in departmental universities.
Keywords: professional education, competences, practical-oriented training, universities of the Ministry of Defense and the Ministry for Emergency Situations.
Поддержание образования на высоком уровне определяется в качестве основного условия динамичного развития общества. Неслучайно в высокоразвитых индустриальных государствах отмечаются впечатляющие успехи в этой сфере. В них неуклонно поднимается среднестатистический уровень образования, который еще в 90-е годы характеризовался высокими показателями. Так, в Западной Европе к началу 1990-х гг. 95 % взрослого населения имело как минимум девятилетнее школьное образование. А в США уже к 1985 г. полное среднее образование было у 80 % взрослого населения [4].
Безусловно российская система образования способна конкурировать с системами образования в Западной Европе. Однако это не исключает необходимости трансформации существующей системы, что обуславливается социально-экономическими реалиями современности. Во многом они связаны с потребностями рынка труда, развивающегося