Научная статья на тему 'Применение авиации МЧС России при тушении лесных пожаров'

Применение авиации МЧС России при тушении лесных пожаров Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
680
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ / ПОЖАРНАЯ ОБСТАНОВКА / МЧС РОССИИ / ЛЕСНОЙ ПОЖАР / FIRE SAFETY / NORMATIVE LEGAL ENACTMENT / FIRE SITUATION / RUSSIAN MINISTRY OF EMERGENCY / FOREST FIRE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пиджаков А. Ю., Решецкий Ф. Н., Гаврилова О. В.

Исследуются причины широкомасштабных лесных пожаров на территории России летом 2010 г., степень готовности к тушению пожаров. Дана оценка эффективности государственного и правового регулирования ликвидации лесных пожаров, участия в этом авиации МЧС и других ведомств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USING AVIATION OF RUSSIAN MINISTRY OF EMERGENCY IN PUTTING OUT FOREST FIRES

The article researches reasons of large scaled forest fires with in the territory of Russia in summer 2010, the ability of governmental bodies to cope with fire situation. The article gives an efficiency appraisal of normative legal enactment regarding fire fighting, the role of aviation, Russian Ministry of Emergency and other bodies

Текст научной работы на тему «Применение авиации МЧС России при тушении лесных пожаров»

ПРИМЕНЕНИЕ АВИАЦИИ МЧС РОССИИ ПРИ ТУШЕНИИ ЛЕСНЫХ ПОЖАРОВ

А.Ю. Пиджаков, доктор юридических наук, доктор исторических наук, профессор. Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации. Ф.Н. Решецкий, кандидат юридических наук, доцент; О.В. Гаврилова, кандидат юридических наук. Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России

Исследуются причины широкомасштабных лесных пожаров на территории России летом 2010 г., степень готовности к тушению пожаров. Дана оценка эффективности государственного и правового регулирования ликвидации лесных пожаров, участия в этом авиации МЧС и других ведомств.

Ключевые слова: пожарная безопасность, нормативный правовой акт, пожарная обстановка, МЧС России, лесной пожар

USING AVIATION OF RUSSIAN MINISTRY OF EMERGENCY IN PUTTING OUT FOREST FIRES

А.^ Pidzhakov.

Saint-Petersburg state university of civil aviation. F.N. Resheckii; О.У. Gavrilova.

Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia

The article researches reasons of large scaled forest fires with in the territory of Russia in summer 2010, the ability of governmental bodies to cope with fire situation. The article gives an efficiency appraisal of normative legal enactment regarding fire fighting, the role of aviation, Russian Ministry of Emergency and other bodies.

Key words: fire safety, normative legal enactment, fire situation, Russian Ministry of Emergency, forest fire

Лето 2010 г. породило в России аномальную жару и лесные пожары. Торфяные пожары Подмосковья сопровождались запахом гари и сильным задымлением в Москве и других городах страны. По состоянию на начало августа 2010 г. в России пожарами было охвачено около 200 тыс. га в 20 регионах (Центральная Россия, Поволжье, Чукотка, Дагестан). Торфяные пожары были зафиксированы в Московской, Свердловской, Кировской, Тверской, Калужской и Псковской областях.

В Подмосковье за неделю с 12 по 18 июля 2010 г. произошло 109 торфяных пожаров на площади 200 га. При их тушении применялись средства авиации. По данным на 31 июля 2010 г., площадь лесных и торфяных пожаров в России составила более чем 120 тыс. га и увеличилась за сутки на 30 тыс. га. Был зафиксирован 61 действующий лесной пожар из около 400 очагов возгорания.

2 августа 2010 г. Президент России Д.А. Медведев подписал Указ № 966 «Об объявлении чрезвычайной ситуации, связанной с обеспечением безопасности» [1] о введении чрезвычайной ситуации в семи регионах России: Владимирской, Воронежской,

Московской, Нижегородской и Рязанской областях, а также в республиках Мордовия и Марий Эл, а 12 августа - Указ № 1007 «О дополнительных мерах по предотвращению и ликвидации чрезвычайной ситуации, связанной с обеспечением пожарной безопасности».

В Центральном федеральном округе для тушения пожаров применялась группировка общей численностью 20 воздушных судов. Это - воздушные суда от вертолетов малой авиации типа Бк-117 и Бо-105 до тяжелых самолетов ИЛ-62. В основном работа проводилась в Нижегородской, Московской, Воронежской, Липецкой Рязанской, Владимирской областях, в республиках Мордовия и Марий-Эл. На этих территориях были наиболее сложные крупномасштабные лесные пожары. Поэтому широко использовалась авиация, особенно тогда, когда пожары возникали неожиданно и переходили на верховые. Благодаря мобильным действиям авиации удалось предотвратить возгорание многих населенных пунктов.

4 августа 2010 г. вертолеты МЧС Азербайджана вылетели в Россию для оказания содействия в тушении пожаров. Вертолеты марки Ми-17 и Ка-32А с экипажами на бортах направились в города Воронеж и Липецк. Следует отметить, что помощь России в тушении пожаров была предложена многими странами мира: Сербией, Италией, Украиной, Белоруссией, Арменией, Казахстаном, Болгарией, Польшей, Литвой, Ираном, Эстонией, Узбекистаном, Венесуэлой, Францией, Германией, США, Латвией, Турцией, Финляндией [3].

По официальным данным Министерства регионального развития РФ, на 6 августа 2010 г. лесными пожарами были полностью или частично уничтожены 127 населенных пунктов [2]. Огнем были охвачены 22 субъекта РФ. Произошло около 30 тысяч лесных и торфяных возгораний на общей площади более 1,6 миллиона га. Жертвами стихии стали более 50 человек, без крова остались более 3,5 тысячи жителей российских регионов. В результате проверки Генеральной Прокуратуры РФ было обнаружено, что чиновники в субъектах Федерации должным образом не выполняли задачи по предупреждению и тушению пожаров. «В нарушение требований законодательства многие органы местного самоуправления, несмотря на удаленность пожарных частей от населенных пунктов, не принимают меры по организации добровольной пожарной охраны», - говорится в сообщении Генпрокуратуры [3]. Кроме того, региональные власти не в полном объеме обеспечивали реализацию переданных им с 2007 г. полномочий по охране и воспроизводству лесов. Работники Прокуратуры выявили, в общей сложности, более 15 тыс. нарушений и направили по итогам проверок 1,7 тыс. исков и заявлений в суды, добились привлечения к ответственности 1,6 тыс. чиновников [3].

Самым сложным для действий авиации были экстремальные условия работы: задымленность, плохая видимость объектов. Именно в таких непростых условиях пилоты проводили свои вылеты. Но экипажи авиаторов МЧС были хорошо подготовлены, у них имелся большой опыт тушения различных лесных пожаров, не только в России, но и за рубежом. С поставленными задачами летный состав МЧС успешно справился. Самолеты, в частности Бе-200, были оснащены тепловизорами, использовалось современное аэронавигационное оборудование. Это помогало в работе в сложных условиях.

В непростой обстановке, со сложным рельефом полета самолетов, огромное значение имеет работа Росавиации и ее аэронавигационной службы. В России постепенно решается проблема оснащения авиации самолетами-амфибиями и самолетами ИЛ-76. Еще несколько лет назад снижение самолета на предельно малые высоты (от 500 до 100 м) было практически невозможным. Летом 2010 г. летчики работали на указанных высотах.

В аэропортах, где работали самолеты МЧС летом 2010 г. - Домодедово, Стригино; в Воронеже - не было достаточных запасов собственного топлива. Авиаторы пользовались услугами топливозаправочных компаний, находящихся на территории аэродромов. Все понимали, что в сложившейся сложной обстановке было необходимо

бороться с пожарами. Сегодня без применения авиации с этой бедой не справиться. Минувшим летом минимум в 7 областях РФ требовалось применение авиации.

Один из вопросов, не решенных до конца в настоящее время, - остановка судоходства на некоторых участках рек (например, р. Оки). Для повышения эффективности работы авиации в экстремальных пожарных условиях требовалось проводить забор речной воды. Но нередко в месте забора водных ресурсов - река судоходная. Сейчас этот алгоритм действий реагирования и применения авиации нарабатывается. Авиация МЧС приобретает новый опыт взаимодействия с речными службами. Существует и проблема отсутствия близлежащих водоемов, необходимых для забора водных масс для тушения пожаров, так как полеты вертолетов за водой на большие расстояния нецелесообразны.

В создавшейся обстановке был сделан упор на вертолеты Ми-26 и Ми-8. Проводимый массированный налет авиации для ликвидации очагов пожаров - три-четыре самолета Бе-200, Ил-76 давал ощутимый положительный эффект. Самолеты сразу локализовывали пожар, а вертолеты поддерживали этот режим. Потому что у них была возможность совершать вылеты чаще, пусть и с меньшим объемом водных масс.

Сложившаяся ситуация требовала принятия решения о базировании АН-32 в г. Воронеже, и возможности его работы в Воронежской и Липецкой областях. При возникновении необходимости самолет может быть направлен также в Рязанскую область. Поэтому было принято решение о базировании летного средства в г. Воронеже. АН-32 - отечественный самолет, имеющий хорошие эксплуатационные характеристики, особенно в жаркую погоду; экономичный, берущий на свой борт восемь тонн воды. АН-32, оснащенный водосливными приборами, действует по тому же принципу, что и ИЛ-76.

Для успешного решения вопроса тушения лесных пожаров был создан самолет Бе-200. России необходимо сорок единиц самолетов данного типа. Также необходимо около 80-90 единиц вертолетов типа Ми-8, Ка-32. Недостаточно, на наш взгляд, в МЧС и самолетов-амфибий - 4.

16 августа 2010 г. в ходе прямой линии В.В. Путин заявил, что в ближайшие годы планируется направить свыше 40 млрд руб. для борьбы с лесными пожарами. На закупку дополнительной новой техники на эти цели предполагается выделить в ближайшие несколько лет 43 млрд руб.: эти средства также пойдут на закупку новой авиационной техники, в том числе восьми самолетов Бе-200. Планируется переоборудование значительного количества авиационной техники МЧС России, Министерства обороны РФ и МВД России для привлечения в ликвидации лесных пожаров [4].

Для эффективной борьбы с лесными пожарами - а лес, одно из главных богатств России - необходима авиация. Авиация МЧС России готова частично эту задачу взять на себя. Опыт наработан. Решение вооружить МЧС России самолетами Бе-200 -значительный вклад в работу по обеспечению ликвидации лесных пожаров.

Вертолеты других министерств и ведомств также оснащены выливными устройствами, чтобы при возникновении необходимости - их использовать (например, вертолеты Министерства обороны России и коммерческих авиакомпаний). Руководством страны дано поручение об оснащении вертолетов специальными приборами. Следующие на очереди - вопросы организации четкого взаимодействия министерств и ведомств, а также компенсации затрат авиационных организаций.

В ближайшее время предполагается создать в стране систему обеспечения экстренного реагирования на дорожно-транспортные и другие происшествия, чтобы оказать экстренную помощь населению - это тот самый «золотой час», когда к человеку приходит помощь, и он остается жив. В европейских странах (например, в Германии) эта служба организована давно. На помощь пострадавшим приходят дежурные вертолеты. Они действуют совместно со всеми силами реагирования в чрезвычайных ситуациях.

Министерством финансов РФ и Министерством экономического развития РФ принято решение о закупке 5 вертолетов Ка-32.

Министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий С.К. Шойгу предложил усовершенствовать систему борьбы с лесными пожарами. По его мнению, является целесообразным воссоздание в структуре Правительства Государственного комитета по лесному хозяйству, организация мониторинга пожаров со спутников, а также организация в отдаленных местах бригад добровольцев для тушения возгораний. При этом в России должно быть создано сразу несколько авиационных центров для тушения лесных пожаров: на Дальнем Востоке, Урале, в Сибири и Центральной части страны. В этих центрах могли бы разместиться смешанные противопожарные эскадрильи из самолетов Бе-200 и вертолетов Ми-26, Ми-8, Ка-32.

Литература

1. Об объявлении чрезвычайной ситуации, связанной с обеспечением пожарной безопасности: Указ Президента Российской Федерации от 2 авг. 2010 г. № 966 // Рос. газ. 2010. 4 авг.

2. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki.

3. Рос. газ. 2010. 28 дек.

4. Рос. газ. 2010. 16 дек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.